Интеллектуальная игра. Вместе к Лермонтову
план-конспект занятия по литературе (9 класс) по теме
Игра рассчитана на участие 3 команд по 3 – 5 учащихся ( 8 -9 классы)
Цель: расширить представления учеников о личности и творчестве М.Ю.Лермонтова; - воспитание любви к русской литературе, к творчеству М.Ю.Лермонтова, - развитие кругозора учащихся. Предлагаются конкурсы ( 4 конкурса, домашнее задание, блиц-опрос, стихотворные посвящения)
Каждой команде предлагается вопрос с тремя вариантами ответов. Необходимо выбрать правильный. За правильный ответ – 1 балл. На обдумывание – 10 секунд. В конце игры жюри подводит итоги, командам вручаются грамоты, призы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intellektualnaya_igra.docx | 21.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеллектуальная игра.
Вместе к Лермонтову (8 – 9 классы).
(Игра рассчитана на участие 3 команд по 3 – 5 учеников)
Цели: - расширить представления учеников о личности и творчестве М.Ю.Лермонтова; - воспитание любви к русской литературе, к творчеству М.Ю.Лермонтова,
- развитие кругозора учащихся.
Конкурс 1.
Команды занимают места за приготовленными столами.
Задание. Каждой команде предлагается вопрос с тремя вариантами ответов. Необходимо выбрать правильный. За правильный ответ – 1 балл. На обдумывание – 10 секунд.
Команда 1
В ночь на 15 октября (по старому стилю – 3 октября) 1984 года в семье отставного капитана Юрия Петровича Лермонтова родился сын. Где же родился Михаил Лермонтов?
А) в Москве; Б) в Санкт – Петербурге; В) в с. Тарханы Пензенской области.
Команда 2
Какое произведение Лермонтова начинается словами:
«Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят…»
А) стихотворение «Бородино»; Б) поэма «Мцыри», В) «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Команда 3
В каком из произведений Лермонтова герой выходит биться «за святую правду – матушку».
А) поэма «Мцыри»; Б) «Беглец» горская легенда В) «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Дополнительные вопросы ( право ответить имеет любая команда: за правильный ответ – 1 балл):
- В связи с чем в 1840 г. Лермонтовым было написано стихотворение «Тучи», начинающиеся словами «Тучи небесные, вечные странники!»?
А) в это время Лермонтов находился в ссылке на Кавказе;
Б) перед отъездом Лермонтова в ссылку (2) на Кавказ;
В) Лермонтов очень желал, но не мог встретиться с Варенькой Лопухиной.
2. Удар какого холодного оружия «пресек несчастного позор» (из стихотворения «Беглец») - Гаруна?
А) Сабля; Б) кинжал; В) нож
(И наконец удар кинжала Пресек несчастного позор)
- Как какая птица «взглянул с высоты небес» царь Иван Васильевич на Кирибеевича во время пира?
А) ястреб; Б) коршун; В) беркут
(«Словно ястреб взглянул с высоты небес
На младого голубя сизокрылого…»)
Конкурс 2
(Конкурс проводится в 3 тура. В каждом туре очередность выступления команд меняется).
1 тур. Команды по очереди называют героев «Песни про Царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
На обдумывание ответа – 5 секунд. В случае если будут названы все герои, каждая команда получает по 3 балла. Команда, закончившая игру, получает – 3 балла, проигравшая – 1 балл.
Перечислить героев «Песни про Царя Ивана Васильевича…» (Царь Иван Васильевич, опричник Кирибеевич, купец Калашников Степан Парамонович, жена его Алена Дмитриевна, Еремеевна – работница, соседушки, 2 брата Калашникова, гусляры).
2 тур.
Команды по очереди называют основных действующих героев поэмы «Беглец» (Гарун, Семен – друг, девушка, мать).
3 тур.
Команды по очереди называют поэтов лермонтовской поры. Условия те же.
(Державин, Карамзин, Радищев, Жуковский, Пушкин, Дельвиг, Батюшков, Крылов, Кюхельбекер, Плетнев, Вяземский, Козлов, Грибоедов, Дмитриев, Рылеев, Одоевский, Тютчев, Хомяков, Кольцов, Боратынский, Языков, Ершов).
(Жюри объявляет общий счет после 2 конкурсов).
Конкурс 3.
Стихотворные посвящения.
Задание: Определить, кому посвящены строки стихотворений Лермонтова
Команда1
В шапке золота литого
Старый русский великан
Поджидал к себе другого
Из далеких чуждых стран (Кутузову)
Или
Но улыбкой роковою
Русский витязь отвечал:
Посмотрел – тряхнул главою..
Ахнул дерзкий – и упал!
Команда 2.
Где бьет волна о брег высокой,
Где дикий памятник небрежного положен,
В сырой земле и в яме неглубокой
Там спит герой, друзья!
Или
Почти приветом остров одинокий,
Где часто, в думу погружен,
На берегу о Франции далекой
Вспоминал ? (Наполеон)
Команда 3.
Отравлены его последние мгновенья.
Коварным шепотом насмешливых невежд,
И умер он – с напрасной жаждой мщенья,
С досадой тайною обманутых надежд. (Пушкину)
« ЧЕРНЫЙ ЯЩИК»
- о каком предмете, упоминающемся в произведениях Лермонтова, идет речь. Право ответить имеет любая команда. За правильный ответ – 1 балл.
1. С помощью этого предмета герой из произведения Лермонтова вернул зрение своей матери. (Комок земли).
2. Герой из произведения Лермонтова этот предмет «точил, ворча сердито, кусая длинный ус» . (Штык).
3. Этот предмет, подарок Калашникова жене Алене Дмитриевне, остался в руках у Кирибеевича. (Узорный платок).
Домашнее задание
Задание. Определить, к каким произведениям Лермонтова относятся представленные командами рисунки. Команды сами решают, к какому произведению нарисовать иллюстрацию.
Команда 1
Команда 2
Команда 3
Конкурс 4.
(Блиц – турнир)
За 1 минуту каждая команда должна ответить на наибольшее количество вопросов. За правильный ответ – 1 балл.
Команда1
- Как звали героя сказки Лермонтова? (Ашик –Кериб)
- Из чего был сделан ковш, в который Иван Васильевич велел «Вина нацедить и поднести его опричникам»? (Золоченный ковш)
- Кто оставил Мцыри в монастыре? (Русский генерал)
- Как звали Калашникова? (Степан Парамонович)
- Дата рождения М.Ю. Лермонтова (15 октября – 3 октября по старому стилю)
- Где «прилег вздремнуть» герой Бородинского сражения? (У лафета – у станка пушки)
- Какими языками владел М.Лермонтов? (французским, немецким, английским, читал по – латыни, начинал изучать азербайджанский и грузинский).
- С помощью какого предмета Мцыри победил барса? (сук дерева)
- Сколько раз «громкий клич прокликали», вызывая соперников Кирибеевича? (трижды).
- Как звали маму М. Лермонтова? (Мария Михайловна).
Команда 2.
- Где родился М.Ю. Лермонтов? (в Москве).
- Как звали возлюбленную Ашик _ Кереба? (Магуль – Мегери)
- Что «не поведал «Кирибеевич царю Ивану Васильевичу? («Что красавица в церкви божией перевенчана…»
- На каких музыкальных инструментах мог играть М. Лермонтов? (на скрипке, на рояле (фортопьяно)
- На берегу каких рек стоял монастырь, где томился Мцыри? (Арагва и Кура)
- На какое мероприятие «собиралися удалые бойцы московские»? (на кулачный бой)
- Где были «ушки» у солдат Бородинского сражения? (на макушке).
- Куда просит перенести себя Мцыри перед смертью? («В сад, где цвели акаций белых два куста»).
- Услышав грозные слова мужа, как какой листочек затряслась Алена Дмитриевна? (осиновый)
- Как звали бабушку М. Лермонтова? (Елизавета Алексеевна)
Команда 3.
- На каком музыкальном инструменте играл Ашик – Кериб? (На сазе – балалайке).
- Как звали жену Калашникова? (Алена Дмитриевна)
- Какая заря поднималась «над Москвой великой, златоглавою? (алая)
- В смертельном бою с кем победил Мцыри? (с могучим барсом).
- В какой губернии находится родовое имение бабушки Лермонтова? (в Пензенской губернии, области).
- Каким оружием был сражен полковник из стихотворения «Бородино»? (Булатом – саблей)
- Что делал Мцыри на воле? («Жил – и жизнь моя без этих трех блаженных дней была б печальней и мрачней бессильной старости твоей»)
- Какой был крест на груди Калашникова? (медный)
- Чью песню услышал Мцыри на воле? (грузинки)
- Как звали отца М.Лермонтова (Юрий Петрович).
Жюри подводит итоги, командам вручаются грамоты. Самым активным участникам вручаются призы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» по произведению М. Ю. Лермонтова « Герой нашего времени»
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» по произведению М. Ю. Лермонтова « Герой нашего времени» 6 телезрителе...
Интеллектуальная игра по ОЗОЖ для 5,6 классов "Когда мы вместе - душа на месте"
Интеллектуальная игра по ОЗОЖ...
Программа по развитию интеллектуальных способностей "Создаем игру вместе"
Основная идея данной программы – развитие интеллектуального и личностного потенциала младших подростков, а также формирование у них навыков проектной деятельности посредством игровой деятельност...
Интеллектуальная игра по творчеству М.Ю.Лермонтова
Игра по творчеству Лермонтова...
Интеллектуальна игра"Вместе к Лермонтову".
(Игра рассчитана на участие 3 команд по 3 – 5 учеников)Цели: - расширить представления учеников о личности и творчестве М.Ю.Лермонтова; — воспитание любви к русской литературе, к творчеству М.Ю.Л...
Литературно-интеллектуальная игра, посвященная творчеству М. Ю. Лермонтова.
Внеклассное мероприятие по литературе для 5-6 классов...
Интеллектуальная игра по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Презентация. 9 класс.
Материал представляет собой интерактивную художественную презентацию для проведения интеллектуальной игры по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Сценарий рассчитан на участие в ту...