«"АНСАМБЛЬ" – ЭТО ЗНАЧИТ "ИГРАЕМ ВМЕСТЕ", А ВМЕСТЕ, КОНЕЧНО, ИГРАТЬ ИНТЕРЕСНЕЙ!»
материал по музыке на тему
Сценарий тематической лекции-концерта ансамблевой музыки учащихся и преподавателей отделения духовых инструментов ДМШ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
лекция-концерт ансамблевой музыки | 806.6 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей города Костромы
«Детская музыкальная школа № 3»
СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Лекция-концерт на тему:
«"АНСАМБЛЬ" – ЭТО ЗНАЧИТ "ИГРАЕМ ВМЕСТЕ",
А ВМЕСТЕ, КОНЕЧНО, ИГРАТЬ ИНТЕРЕСНЕЕ!»
Выполнили: преподаватели
Зоя Борисовна Афанасьева,
Людмила Витальевна Зимовец,
Татьяна Витальевна Майорова
Кострома, 2015
Ведущий:
Проказница Мартышка,
Осел, Козел,
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки,
Пленять своим искусством свет.
Вы, конечно, знаете эту басню Ивана Андреевича Крылова. Называется она «Квартет».
Вопрос залу: А что значит «квартет»?
Ответы из зала.
Ведущий: Слово квартет похоже на название известного нам музыкального интервала – …
Ответ из зала: кварта.
Ведущий: Как и название интервала кварта, слово квартет происходит от латинского quartus – четвертый.
Итак, квартет – это ансамбль из четырёх музыкантов.
Именно ансамблевой музыке и посвящён сегодня наш концерт. Он будет не только музыкальным, но и познавательным. Мы узнаем происхождение и перевод слова «ансамбль», заглянем в историю ансамблевого музицирования, поговорим о значении игры в ансамбле.
А сейчас я хочу пригласить на нашу сцену первых участников. В их исполнении прозвучит «Анданте» композитора Гайдна.
Музыкальный номер: Й. Гайдн. «Анданте».
Ведущий: А теперь предлагаю вам немного познавательной информации.
Французское слово ensemble (энсамбле) – в буквальном переводе означает «стройное, целое; или вместе, сразу, в одно время»; происходит от другого французского слова – semblable (сомблабле) – «похожий, подобный»; а оно в свою очередь восходит к латинскому слову symplegas (симплегас) — «сцепление, сплетение».
Значение слова ансамбль – согласованность, единство частей, образующих что-либо целое. Например, комплект одежды из нескольких предметов; несколько зданий, выдержанных в едином стиле (архитектурный ансамбль) и т.п. Понятие ансамбль встречается также в физике, теории вероятностей и системном анализе.
В музыке ансамблем называется совместное исполнение музыкального произведения несколькими участниками или само музыкальное произведение для небольшого состава исполнителей.
Для совместного исполнения пьесы Хоймана «Пони-буги» я приглашаю на сцену наших следующих участников.
Музыкальный номер: Х.Г. Хойман. «Пони-буги».
Ведущий: В известном Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона мы можем прочесть, что в сценическом искусстве ансамбль обозначает хорошее исполнение, выразившееся в единодушном содействии, в общем стремлении всех артистов произвести возможно полное впечатление на зрителя. Для полного ансамбля необходимо иметь эстетически образованных артистов, добросовестно относящихся к своему делу.
В музыке под ансамблем разумеют соединение инструментов и голосов в исполнении музыкального сочинения. Стройное, точное и согласное исполнение принято называть хорошим ансамблем.
Я надеюсь, что следующие участники нашего концерта продемонстрируют нам именно такое исполнение. Прозвучит пьеса «Бабочки» немецкого композитора Эмиля Кронке.
Музыкальный номер: Э. Кронке. «Две бабочки».
Ведущий: Сколько людей участвует в ансамбле, и что они делают, мы можем узнать из названия ансамбля.
Вопрос залу: Например, что значит вокально-инструментальный ансамбль?
Ответ из зала: Значит музыканты будут петь и играть на инструментах.
Вопрос залу: А ансамбль песни и пляски?
Ответ из зала: говорит о том, что будут плясать и петь.
Вопрос залу: Ансамбль скрипачей?
Ответ из зала: играют скрипачи.
Ведущий: Также из названия ансамбля мы можем узнать, сколько людей будет играть. Музыканты между собой считают по-латыни, и наши ребята, юные музыканты, тоже умеют это делать. Попробуем?
Вопрос залу: Итак, два музыканта – это …
Ответ из зала: … дуэт,
Вопрос залу: три музыканта – это …
Ответ из зала: … трио или терцет,
Вопрос залу: четыре музыканта – …
Ответ из зала: … квартет,
Вопрос залу: пять – …
Ответ из зала: … квинтет,
Вопрос залу: шесть – …
Ответ из зала: … секстет,
Вопрос залу: семь – …
Ответ из зала: … септет,
Вопрос залу: восемь – …
Ответ из зала: … октет
Ведущий: … и так далее.
Итак, сейчас у нас будет выступать дуэт в составе двух учащихся. Они исполнят «Багатель» композитора Владимира Коровицына.
Музыкальный номер: В. Коровицын. «Багатель».
Ведущий: Теперь я приглашаю на сцену трио (или терцет) в составе учащихся 1 класса. Прозвучит русская народная песня «Ходила младёшенька по борочку».
Музыкальный номер: Русская народная песня «Ходила младёшенька по борочку».
Ведущий: Мы уже кое-что узнали об ансамбле. А теперь я предлагаю вам ответить на вопросы:
Вопрос залу: Как назвать коллектив музыкантов, играющих на бандурах?
Ответ из зала: Ансамбль бандуристов,
Вопрос залу: на балалайках?
Ответ из зала: Ансамбль балалаечников,
Вопрос залу: на арфах?
Ответ из зала: Ансамбль арфистов,
Вопрос залу: на ударных инструментах?
Ответ из зала: Ансамбль ударников,
Вопрос залу: на ложках?
Ответ из зала: Ансамбль ложкарей,
Вопрос залу: а на флейтах?
Ответ из зала: Ансамбль флейтистов.
Ведущий: Молодцы! Давайте поприветствуем следующих участников нашего концерта.
Музыкальный номер: А. Лядов. «Зайчик».
Ведущий: Давайте обратимся к истории. Ансамблевая музыка звучала на дворцовых и храмовых празднествах Древнего мира, на турнирах и деревенских ярмарках Средневековья. Музыкальные ансамбли Древности могли достигать колоссальных размеров, а могли быть миниатюрными. Придворные ансамбли Древнего Египта состояли из певцов, музыкантов-инструменталистов, иногда танцоров (общая численность могла достигать 500 человек!).
Конечно, сейчас таких огромных ансамблей мы не найдём.
Мы ещё узнаем с вами сегодня интересные исторические факты об ансамблевом музицировании. А сейчас – следующий музыкальный номер.
Музыкальный номер: Украинская нар. песня «Лисичка».
Ведущий: Очень приятно, что вы так тепло поддерживаете наших юных музыкантов, дарите им аплодисменты.
Нельзя сказать, что выступления музыкантов всегда воспринимались так, как в современном мире. Греческий историк Полибий описал комический случай, произошедший в III в. до н. э. Тринадцать греческих артистов поехали в Рим, а неискушённые зрители соскучились и заставили их подраться. Так, можно сделать вывод, что в это время приветствовались потехи, а не музыка. Но вот уже миниатюры Средневековья свидетельствуют о небольших группах бродячих музыкантов, которых встречали с большой любовью. Во Флоренции и Венеции в эпоху Ренессанса инструментальная музыка звучала всегда и везде. Было даже постановление о запрещении игры и пения в позднее время, после звона общинного колокола.
Но в нашей школе таких запретов, к счастью, нет, поэтому наш концерт продолжает выступление следующего дуэта.
Музыкальный номер: Ф. Девьен. «Дуэт».
Ведущий: В XV-XVI веках при дворах европейских королей и герцогов создавались музыкальные ансамбли для забав знати. Именно с этого времени ансамблем и стали называть совместное исполнение музыкальных произведений группой участников или согласованное стройное совместное исполнение. В некоторых европейских городах начинают возникать постоянные составы ансамблей духовых и струнных инструментов. Эти ансамбли уже напоминают оркестр и исполняют музыку для танцев и уличных шествий.
В репертуаре нашего сегодняшнего концерта есть популярнейший бальный танец того времени – грациозный менуэт.
Музыкальный номер: В. Моцарт. «Менуэт».
Ведущий: «Самый изящный и изысканный танец, лучший образец придворного балета, жемчужина бала, король бальных танцев, король танцев и танец королей, величайшее произведение искусства, когда-либо созданное в области танца» – так говорили о менуэте в конце XVIII века. «Грациозный, галантный и любимый танец, вычерчивающий на полу тайные знаки любви» – это о нём же столетием раньше.
В нашем концерте прозвучит еще один менуэт Вольфганга Амадея Моцарта – из оперы «Дон Жуан».
Музыкальный номер: В. Моцарт. «Менуэт» из оперы «Дон Жуан».
Ведущий: Продолжая тему балов и бальных танцев, предлагаем вашему вниманию мазурку. Мазурка – танец польского происхождения, в ХIХ веке получила распространение как бальный танец в странах Европы.
Мазурка прозвучит в исполнении дуэта флейтистов.
Музыкальный номер: Н. Бакланова. «Мазурка».
Ведущий: Итак, традиция ансамблевого музицирования зародилась в далекие времена и развивалась на протяжении многих столетий. Уже в Древней Руси разные виды совместной музыкальной деятельности: пение, пляска, игра на музыкальных инструментах рассматривались и как область образования. Освоение традиций народного музицирования происходило непосредственно в практической деятельности и предполагало коллективное музыкальное общение и взрослых, и детей. Ансамблевое музицирование, совместное пение детей и взрослых, их сотворчество являлись традиционными формами воспитания.
Наши преподаватели, следуя этой традиции, тоже стараются включать в ансамблевое музицирование даже самых юных учеников. Я приглашаю на сцену самую юную участницу, которая вместе со своим преподавателем исполнит для нас детскую песенку «Мишка с куклой».
Музыкальный номер: М. Качурбина. «Мишка с куклой».
Ведущий: Музицирующий человек – искусный певец, или инструменталист, высоко оценивался в старину на Руси и являл собой пример для подражания. Таковой являлась музыкальная деятельность скоморохов, мастерство народных музыкантов. Пение и игра на музыкальных инструментах являлись средством самосовершенствования и примером уважительного отношения к мастерству народных певцов и инструменталистов. Именно музыкальное мастерство, а не какое-либо другое выступало как показатель разностороннего развития человека в тех случаях, когда оно не являлось его профессией [7, с. 166].
Говоря о традициях музицирования на Руси, обратимся к соответствующему репертуару. В исполнении наших ансамблей прозвучат обработки народных песен.
Музыкальный номер: Русская народная песня «Как пошли наши подружки».
Музыкальный номер: Украинская народная песня «Ой, лопнул обруч».
Музыкальный номер: Русская народная песня «Светит месяц».
Ведущий: Вы, наверное, заметили, что в нашем концерте уже не раз на сцену выходили дуэты в составе «учитель – ученик». И это не случайно. Сотрудничество учителя и ученика в музыкальной педагогике понимается как сотворчество. Для установления взаимного творческого контакта между педагогом и учеником совместное ансамблевое музицирование – идеальное средство. Исполняя самую простую песенку, педагог воодушевляется её настроением и ему легче передать это настроение и воодушевление ученику. Такое совместное переживание музыки – наиважнейший контакт, который часто бывает решающим для успехов ученика. Игра ученика в ансамбле с педагогом заключает в себе возможность передачи музыкального и жизненного опыта, исполнительского кредо и эстетических взглядов учителя ученику не на словах, а непосредственно в процессе исполнения музыкального произведения.
Я приглашаю на сцену ещё один такой дуэт: первоклассница-пианистка выступит совместно со своим преподавателем по классу фортепиано. Они исполнят «Песню кота Леопольда».
Музыкальный номер: Ю. Савельев. «Песня кота Леопольда».
Ведущий: Ещё один большой плюс ансамблевой игры заключается в том, что она открывает самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой. Перед юным музыкантом проходят произведения различных художественных стилей и исторических эпох. Иными словами, ансамблевая игра – постоянная и быстрая смена новых музыкальных впечатлений, «открытий», интенсивный приток богатой и разнохарактерной музыкальной информации. Например, именно ансамблевый репертуар позволили включить в наш сегодняшний концерт произведения актуальной в год 70-летия Великой Победы военной тематики.
В исполнении дуэта мы услышим две обработки военных песен: «Синий платочек» польского композитора Ежи Петерсбургского и «Севастопольский вальс» Константина Листова.
Музыкальный номер: Е. Петерсбургский. «Синий платочек».
Музыкальный номер: К. Листов. «Севастопольский вальс».
Ведущий: Ансамблевое музицирование – верный путь к совершенствованию исполнительского мастерства юного музыканта. Активно сохраняя и развивая традиции ансамблевого музицирования в нашей школе, многие преподаватели отмечают, что дети, играя ансамблем в классе или выступая на концертах, получают положительный эмоциональный заряд от совместного творчества. Именно в совместной игре создаются наиболее благоприятные условия для самореализации ребенка, приобретаются навыки общения со сверстниками, завязываются приятельские отношения, что ведет к созданию «ситуации успеха», так важной для каждого юного музыканта.
В качестве подтверждения своих слов я хочу пригласить на сцену ансамбль медных духовых инструментов.
Они исполнят произведение композитора Вячеслава Щёлокова «Проводы в лагерь».
Музыкальный номер: В. Щёлоков. «Проводы в лагерь».
Ведущий: В заключение нашего концерта мы хотим представить вам следующую ступень коллективного музицирования – духовой оркестр нашей школы.
Предварить выступление нашего духового оркестра я хочу замечательным стихотворением Бориса Слуцкого:
Духовые оркестры на дачных курзалах
И на вдаль провожающих войско вокзалах,
Громыхайте, трубите, тяните своё!
Выдавайте по пуду мажора на брата
И по пуду минора – если боль и утрата.
Выдавайте, что надо, но только своё.
Ваши трубы из той же, что каски пожарных,
Меди вылиты, тем же пожаром горят.
Духовые оркестры! Гремите в казармах,
Предваряйте и возглавляйте парад!
Бейте марши, тяжёлые, словно арбузы!
Сыпьте вальсы весёлой и щедрой рукой!
Басовитая, мужеподобная муза
Пусть не лучше, так громче будет всякой другой.
Духовое стоит где-то рядом с душевным.
Вдохновляйте на подвиг громыханьем волшебным!
Выжимайте, как штангу тяжелоатлеты.
Тонны музыки плавно вздыматься должны.
Космонавтам играйте в минуту отлёта
И встречайте солдат, что вернулись с войны.
Музыкальный номер: И. Дунаевский. «Моя Москва».
Музыкальный номер: М. Блантер. «Катюша».
Музыкальный номер: А. Флярковский. «Прощальный вальс».
На этом наш концерт окончен. Надеемся, что он был интересным и познавательным для вас. Спасибо нашим юным музыкантам и их преподавателям. До новых встреч с музыкой!
Использованная литература:
- Апраксина О.А. Музыкальное воспитание в русской общеобразовательной школе. – М., 1948.
- Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. – М., 1984.
- Николаева Е.В. История музыкального образования: Древняя Русь: Конец X – середина XVII столетия. – М., 2003.
- Халабузарь П.В., Попов В.С. Теория и методика музыкального воспитания. – СПб., 2000.
Интернет-источники:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий весёлых стартов "Вместе весело играть"
Физическая культура и спорт не просто прививают здоровый образ жизни-без табакокурения, алкоголизма, токсикомании, наркомании, - но и помогают развитию духовных и качественных качеств....
Конспект занятия "Вместе весело играть"
Занятие расчитано на группу детей (10 - 12 человек) и решает такие задачи, как: развитие эмоциональной сферы ребенка; формирование позитивного сотрудничества со взрослыми и другими детьми; воспитание ...
Вместе весело играть...
Педагогический проект по адаптации детей дошкольного возраста....
Баскетбол. История игры. Правила игры. Интересные факты.
СУЩЕСТВУЕТ ГИПОТЕЗА, ЧТО НЕЙСМИТ СКОПИРОВАЛ ДРЕВНЮЮ ИГРУ МЕКСИКАНСКИХ ИНДЕЙЦЕВ ПОД НАЗВАНИЕМ «ПОК-ТА-ПОК», В ХОДЕ КОТОРОЙ ...
Игры. Интересное на уроках и не только...
Игра. Факты. Тексты. Помощь в организации некоторых этапов урока....
Математическая игра «Интересные факты о России в цифрах»
Математическая игра "Интересные факты о России в цифрах" для учащихся 5-9 классов. Это командная игра развивает у учащихся познавательные способности, расширяет знания о стране в котор...
Речевые игры для детей и взрослых "Вместе весело играть"
Речевые игры для детей и взрослых "Вместе весело играть"...