Интеллектуальна игра"Вместе к Лермонтову".
учебно-методический материал по литературе (10 класс) на тему

Аверина Светлана Александровна

(Игра рассчитана на участие 3 команд по 3 – 5 учеников)

Цели: - расширить представления учеников о личности и творчестве М.Ю.Лермонтова;

— воспитание любви к русской литературе, к творчеству М.Ю.Лермонтова,

— развитие кругозора учащихся.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №31 Аверина С.А. «Вместе к Лермонтову» Интеллектуальная игра

Слайд 2

(Игра рассчитана на участие 3 команд по 3 – 5 учеников) Цели : - расширить представления учеников о личности и творчестве М.Ю.Лермонтова ; — воспитание любви к русской литературе, к творчеству М.Ю.Лермонтова , — развитие кругозора учащихся .

Слайд 3

Конкурс 1. Задание. Каждой команде предлагается вопрос с тремя вариантами ответов. Необходимо выбрать правильный. За правильный ответ – 1 балл. На обдумывание – 10 секунд.

Слайд 4

Команда 1 В ночь на 15 октября (по старому стилю – 3 октября) 1984 года в семье отставного капитана Юрия Петровича Лермонтова родился сын. Где же родился Михаил Лермонтов? А) в Москве; Б ) в Санкт – Петербурге ; В) в с. Тарханы Пензенской области.

Слайд 5

Команда 2 Какое произведение Лермонтова начинается словами: «Немного лет тому назад, Там , где, сливаяся , шумят …» А) стихотворение «Бородино»; Б ) поэма «Мцыри», В) «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Слайд 6

Команда 3 В каком из произведений Лермонтова герой выходит биться «за святую правду – матушку». А) поэма «Мцыри»; Б) «Беглец» горская легенда В) «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Слайд 7

Дополнительные вопросы ( право ответить имеет любая команда: за правильный ответ – 1 балл )

Слайд 8

Вопрос 1 1)В связи с чем в 1840 г. Лермонтовым было написано стихотворение «Тучи», начинающиеся словами «Тучи небесные, вечные странники!»? А) в это время Лермонтов находился в ссылке на Кавказе; Б) перед отъездом Лермонтова в ссылку (2) на Кавказ; В) Лермонтов очень желал, но не мог встретиться с Варенькой Лопухиной.

Слайд 9

Вопрос 2 Удар какого холодного оружия «пресек несчастного позор» (из стихотворения «Беглец») — Гаруна? А) Сабля ; Б) кинжал ; В) нож

Слайд 10

Вопрос 3 Как какая птица «взглянул с высоты небес» царь Иван Васильевич на Кирибеевича во время пира? А) ястреб; Б ) коршун ; В) беркут

Слайд 11

Конкурс 2 Конкурс проводится в 3 тура. В каждом туре очередность выступления команд меняется.

Слайд 12

1 тур. Команды по очереди называют героев «Песни про Царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». На обдумывание ответа – 5 секунд. В случае если будут названы все герои, каждая команда получает по 3 балла. Команда, закончившая игру, получает – 3 балла, проигравшая – 1 балл. Перечислить героев «Песни про Царя Ивана Васильевича …»

Слайд 13

2 тур. Команды по очереди называют основных действующих героев поэмы «Беглец »

Слайд 14

3 тур. Команды по очереди называют поэтов лермонтовской поры. Условия те же. Команды по очереди называют поэтов лермонтовской поры. Условия те же . (Жюри объявляет общий счет после 2 конкурсов).

Слайд 15

Конкурс 3. Стихотворные посвящения. Задание : Определить, кому посвящены строки стихотворений Лермонтова

Слайд 16

Команда1 В шапке золота литого Старый русский великан Поджидал к себе другого Из далеких чуждых стран Или Но улыбкой роковою Русский витязь отвечал: Посмотрел – тряхнул главою.. Ахнул дерзкий – и упал!

Слайд 17

Команда 2. Где бьет волна о брег высокой, Где дикий памятник небрежного положен, В сырой земле и в яме неглубокой Там спит герой, друзья! Или Почти приветом остров одинокий, Где часто, в думу погружен, На берегу о Франции далекой Вспоминал ?

Слайд 18

Команда 3. Отравлены его последние мгновенья. Коварным шепотом насмешливых невежд, И умер он – с напрасной жаждой мщенья, С досадой тайною обманутых надежд.

Слайд 19

« ЧЕРНЫЙ ЯЩИК» — о каком предмете, упоминающемся в произведениях Лермонтова, идет речь. Право ответить имеет любая команда. За правильный ответ – 1 балл. 1. С помощью этого предмета герой из произведения Лермонтова вернул зрение своей матери. 2. Герой из произведения Лермонтова этот предмет «точил, ворча сердито, кусая длинный ус» . 3 . Этот предмет, подарок Калашникова жене Алене Дмитриевне, остался в руках у Кирибеевича .

Слайд 20

(Блиц – турнир) За 1 минуту каждая команда должна ответить на наибольшее количество вопросов. За правильный ответ – 1 балл.

Слайд 21

Команда1 Как звали героя сказки Лермонтова ? Из чего был сделан ковш, в который Иван Васильевич велел «Вина нацедить и поднести его опричникам »? Кто оставил Мцыри в монастыре ? Как звали Калашникова? Дата рождения М.Ю. Лермонтова. Где «прилег вздремнуть» герой Бородинского сражения? Какими языками владел М.Лермонтов ? С помощью какого предмета Мцыри победил барса ? Сколько раз «громкий клич прокликали », вызывая соперников Кирибеевича ? Как звали маму М. Лермонтова?

Слайд 22

Команда 2. Где родился М.Ю. Лермонтов? Как звали возлюбленную Ашик _ Кереба ? Что «не поведал « Кирибеевич царю Ивану Васильевичу? На каких музыкальных инструментах мог играть М. Лермонтов? На берегу каких рек стоял монастырь, где томился Мцыри? На какое мероприятие « собиралися удалые бойцы московские»? Где были «ушки» у солдат Бородинского сражения? Куда просит перенести себя Мцыри перед смертью? Услышав грозные слова мужа, как какой листочек затряслась Алена Дмитриевна? Как звали бабушку М. Лермонтова?

Слайд 23

Команда 3. На каком музыкальном инструменте играл Ашик – Кериб ? Как звали жену Калашникова? Какая заря поднималась «над Москвой великой, златоглавою ? В смертельном бою с кем победил Мцыри? В какой губернии находится родовое имение бабушки Лермонтова ? Каким оружием был сражен полковник из стихотворения «Бородино »? Что делал Мцыри на воле? Какой был крест на груди Калашникова ? Чью песню услышал Мцыри на воле? Как звали отца М.Лермонтова

Слайд 24

Подведение итогов

Слайд 25

Список литературы http://bibnout.ru/2010/09/14/rabota-s-chitatelyami/myatezhnyj-genij-vdoxnovenya-viktorina-posvyashhennaya-m-yu-lermontovu/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» по произведению М. Ю. Лермонтова « Герой нашего времени»

           Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»  по произведению М. Ю. Лермонтова « Герой нашего времени» 6 телезрителе...

Программа по развитию интеллектуальных способностей "Создаем игру вместе"

Основная идея данной программы – развитие интеллектуального и личностного потенциала младших подростков, а также формирование у них навыков проектной деятельности посредством игровой деятельност...

Интеллектуальная игра. Вместе к Лермонтову

Игра рассчитана на участие 3 команд по 3 – 5 учащихся ( 8 -9 классы) Цель: расширить  представления учеников о личности и творчестве М.Ю.Лермонтова;  - воспитание любви к русской литер...

Литературно-интеллектуальная игра, посвященная творчеству М. Ю. Лермонтова.

Внеклассное мероприятие по литературе для 5-6 классов...

Интеллектуальная игра по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Презентация. 9 класс.

Материал представляет собой интерактивную художественную презентацию для проведения интеллектуальной игры по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Сценарий рассчитан на участие в ту...