Развитие познавательной сферы и сенсорных процессов
план-конспект занятия по психологии по теме

Щукина Анна Александровна

Развитие познавательной сферы

и сенсорных процессов

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prgramma_dlya_spets._1-3_-_7.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

У детей с задержкой психического развития выявлены существенные нарушения познавательной деятельности и незрелость эмоционально-волевой сферы, пониженная умственная работоспособность, недостаточное развитие отдельных психических функций, стойкие трудности в усвоении учебных знаний, умений и навыков. Характерными проявлениями инфантильных черт психики детей с ЗПР являются: эмоциональная поверхностность и непосредственность, неспособность к волевому усилию, недоразвитие мотивации, критичности, аффективная возбудимость, двигательная расторможенность или вялость, апатичность и т. д.

В клинических исследованиях при изучении анамнеза детей с ЗПР была установлена замедленность темпа развития центральной нервной системы, вызванная различными факторами: соматической ослабленностью вследствие инфекций, интоксикаций, нарушений или дефицита питания; травмой головного мозга, перенесенной внутриутробно, при родах или в раннем детстве; генетическими факторами. Любой из этих факторов, замедляя индивидуальное развитие, может стать причиной возникновения клинических, психологических и нейрофизиологических изменений, обусловливающих незрелость эмоционально-волевой сферы, недостаточную выраженность познавательных интересов, а также функциональную недостаточность ряда высших психических функций.

Электроэнцефалографические данные свидетельствуют о нарушениях ЭЭГ у 30-70% детей с ЗПР, что выражается в наличии негрубых и неспецифических патологических изменений электрической активности коры головного мозга и стволовых структур.

Вследствие недостаточной зрелости лобных отделов коры у детей с ЗПР наблюдаются значительная недостаточность процессов локальной активации, ослабление контроля и программирования деятельности, направленного внимания, преобладание генерализованной активации. Это проявляется в постоянной отвлекаемости, в неумении сосредоточить внимание на одном конкретном действии или предмете. У детей отмечаются трудности в выработке плана действий, снижение контроля собственной деятельности.

Незрелость мозговой организации у детей с ЗПР проявляется также в задержке развития тормозных механизмов коры головного мозга, посредством которых осуществляются регуляция и контроль деятельности глубинных отделов. Формирование у ребенка волевого, мотивированного управления своим поведением, осуществляемое методами психолого-педагогической коррекции, в значительной мере способствует созреванию регулирующих тормозных механизмов коры головного мозга.

Для детей с задержкой психического развития, усвоение ими знаний, умений, формирования навыков существенно важным является специально организованное воспитание и обучение.

Одной из форм коррекционной работы с детьми ЗПР являются индивидуальные и групповые занятия по развитию познавательной деятельности и сенсорных процессов.

Настоящая программа составлена с учётом особенностей психической деятельности детей с ЗПР. Она направлена на разностороннее развитие личности и познавательной сферы учащегося, формирование связи между действием, словом и образом, умения ориентироваться в окружающем мире, выделять причинно-следственных связи и т.д.

Целью занятий по развитию познавательной деятельности и сенсорных процессов является индивидуально-групповая коррекция различных сторон психической деятельности детей с ЗПР.

Задачи:

  • развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
  • коррекция отдельных сторон психической деятельности (зрительного и слухового восприятия, зрительной и слуховой памяти);
  • формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма...);
  • развитие основных мыслительных операций (анализа, синтеза, классификации, планирования, обобщения);
  • развитие мышления (наглядно-образного, словесно-логического).

Формы работы:

  • групповые фронтальные занятия;
  • психо-гимнастические упражнения;
  • уроки творческого развития;
  • игры.

Общие требования к организации занятий.

Количество занятий – 16.

Количество человек в группе – 2-3.

Продолжительность занятия – 20-35 минут.

Ожидаемый результат:

1. Улучшение показателей внимания, памяти, мышления.

2. Снижение агрессии и проявление сопереживания, сочувствия.

3. Улучшения межличностных отношений и внутригруппового взаимодействия в классе.

ГОУ ТО «Заокская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

___________________________________________________________

           Утверждаю                                                                Принято решением

           Директор школы ____________                            педагогического совета

                                                                                         (пр. №  от._______ г.)

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ

ПСИХОЛОГИЯ

Развитие познавательной сферы

и сенсорных процессов

Программа

индивидуальных и групповых занятий

с учащимися 1-4 классов VII вида

Составитель:

педагог-психолог Щукина А.А.

Осуждено на заседании

творческой группы

учителей коррекционного цикла

(протокол №__ от _______г.)

2010-2011

учебный год


п/п

Развиваемый процесс

Методики и задания

1.

Восприятие

Память

Внимание

Мышление

  1. Сосчитай фигуры 1 (с.20)
  2. Прямоугольники  с.26
  3. Вспомни предметы П.1
  4. Вспомни овощи из стиха П.1
  5. Найди отличия с. 112.№1
  6. Дорисуй картинку

2

Восприятие

Память

Внимание

Мышление

  1. Сосчитай фигуры 2 (с.21)
  2. Треугольники  с.25
  3. Посмотри и запомни П.2
  4. Найди отличия с. 113
  5. Дорисуй картинку

3

Восприятие

Память

Внимание

Мышление

  1. Сосчитай фигуры 3 (с.22)
  2. Четырехугольники с. 26 №2
  3. Слушаем и рисуем с.91.1
  4. Запомни фигурки П.3
  5. Лабиринт (найти)
  6. Дорисуй картинку

4

Восприятие

Память

Внимание

Мышление

  1. Сосчитай «Буквы и цифры»  (с.23)
  2. Составь фигуру с. 27
  3. Запомни и найди новые П.4
  4. Лабиринт (найти)
  5. Дорисуй картинку

5

Восприятие

Память

Внимание

Мышление

  1. Сосчитай «Буквы и цифры»   (с.24)
  2. Животные заблудились с.28
  3. Выполни движения  с.93
  4. Запомни пары П.5
  5. Да и нет не говорить с.115
  6. Дорисуй картинку

6

Восприятие

Память

Внимание

Мышление

  1. Расскажи о цветах с.31
  2. Перескажи текст  c.93
  3. Запомни цифры П.6
  4. Да и нет не говорить c.116
  5. Почини коврик (см Архипову)
  6. Дорисуй картинку

7

Восприятие

Память

Внимание

Мышление

  1. Расскажи о животных  с.32
  2. Перескажи текст  с.94
  3. Запомни узор П.7
  4. Исправь ошибки  с.116
  5. Почини коврик (см Архипову)
  6. Дорисуй картинку

8

Восприятие

Память

Внимание

Мышление

  1. Расскажи о птицах с.33
  2. Перескажи текст  с.95
  3. Запомни точки и кубики П.8
  4. Исправь ошибки  с.117
  5. Найди  лишний, найди одинаковых (приложение)
  6. Дорисуй и раскрась

9

Восприятие

Память

Внимание

Мышление

  1. Кто чем занимается с.34
  2. Перескажи текст с.95 №2
  3. Запомни и найди П.9
  4. Пиши правильно с.117
  5. Найди фрагмент (приложение)

10

Восприятие

Память

Внимание

Мышление

  1. Предметы на букву «м» с.35
  2. Перескажи текст с.96
  3. Запомни фигуры П.10
  4. Найди недостающий фрагмент (приложение)
  5. Дорисуй по точкам

11

Восприятие

Память

Внимание

Мышление

  1. Найди спрятанных зверей с.36
  2. Слушай и отвечай на вопросы с.97- 1.
  3. Запомни и ответь на  вопросы  П.11
  4. Корректурная проба
  5. Найди отличия, найди лишнее
  6. Рисуем по точкам

12

Восприятие

Память

Внимание

Мышление

  1. Сосчитай поскореес.37
  2. Слушай и отвечай на вопросы  c.97-2
  3. Слова связанные с понятием  «Математика»
  4. Рассмотри и ответь на вопросы П.12
  5. Найди отличия, найди лишний  (приложение)
  6. Закрась картинки

13

Восприятие

Память

Внимание

Мышление

  1. Найди предметы на букву «К» с. 38
  2. Слушай и отвечай на вопросы  с.98
  3. Слова на тему  «Музыка»
  4. Запомни фрукты П.13
  5. Корректурная проба
  6. Лабиринт , найди недостающий фрагмент

14

Восприятие

Память

Внимание

Мышление

  1. Найди слова  с. 39 (3 варианта)
  2. Слова на тему «Книга»
  3. Цепочка слов 1 с.99
  4. Найди фрагмент, « чье это»,найди пару (приложение)
  5. Кольца Ландольта
  6. Нарисуй такой же

15

Восприятие

Память

Внимание

Мышление

  1. Найди ошибки (2 варианта) 42-43
  2. Цепочка слов 2 с. 99
  3. Слова  на тему «Время года»
  4. Корректурная проба.
  5. Сосчитай,  найди фрагмент  (приложение).
  6. Дорисуй картинку

16

Восприятие

Память

Внимание

Мышление

  1. Найди общее определение с. 44
  2. Слова  на тему «Природа»
  3. Цепочка слов 3 с.99
  4. Кольца Ландольта
  5. Найди отличия (приложение)

Используемая литература:

  1. Л.Ф. Тихомирова «Логика для младших школьников».
  2. Л.Ф. Тихомирова «Развитие познавательных способностей у младших школьников».
  3. И. Архипова  «Упражнения для адаптации ребенка в школе».
  1.  «Большая книга упражнений» Изд. «РОСМЕН-ПРЕСС»
  2. Игры с карандашом Изд. «РОСМЕН-ПРЕСС»
  3. «Умные игры» Изд. «РОСМЕН-ПРЕСС»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной сферы у дошкольников

В настоящий момент остро стоит проблема социального сиротства, а именно, возрастает число детей, которые оказываются в трудной жизненной ситуации или остаются без попечительства родителей. Все э...

Развитие познавательной сферы детей с ДЦП через формирование мелкой моторики рук.

Дети с детским церебральным параличом - это дети с множественными нарушениями, в том числе ведущими - двигательными и чувствительными (сенсорными) расстройствами. ...

Семинар-практикум: «Развитие познавательной сферы учащихся в рамках физминуток и динамических пауз на уроках»

Особенности явления функциональной ассиметрии полушарий головного мозга (распределений психических функций между полушариями). Два полушария одного мозга ведут себя как два различных мозга. Осно...

Развитие познавательной сферы учащихся 1 класса с использованием комплекта «Пертра»

Цель урока:-  Развитие связанной речи,- развитие наблюдательности, зрительного восприятия;- установление закономерностей и анализ материала;- развитие моторики руки; - развитие содружественн...

Развитие познавательной сферы, логического мышления и сенсорных процессов

Развитие познавательной сферы , логического мышленияи сенсорных процессов...