Развитие познавательной сферы и сенсорных процессов
план-конспект занятия по психологии по теме
Развитие познавательной сферы
и сенсорных процессов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prgramma_dlya_spets._1-3_-_7.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
У детей с задержкой психического развития выявлены существенные нарушения познавательной деятельности и незрелость эмоционально-волевой сферы, пониженная умственная работоспособность, недостаточное развитие отдельных психических функций, стойкие трудности в усвоении учебных знаний, умений и навыков. Характерными проявлениями инфантильных черт психики детей с ЗПР являются: эмоциональная поверхностность и непосредственность, неспособность к волевому усилию, недоразвитие мотивации, критичности, аффективная возбудимость, двигательная расторможенность или вялость, апатичность и т. д.
В клинических исследованиях при изучении анамнеза детей с ЗПР была установлена замедленность темпа развития центральной нервной системы, вызванная различными факторами: соматической ослабленностью вследствие инфекций, интоксикаций, нарушений или дефицита питания; травмой головного мозга, перенесенной внутриутробно, при родах или в раннем детстве; генетическими факторами. Любой из этих факторов, замедляя индивидуальное развитие, может стать причиной возникновения клинических, психологических и нейрофизиологических изменений, обусловливающих незрелость эмоционально-волевой сферы, недостаточную выраженность познавательных интересов, а также функциональную недостаточность ряда высших психических функций.
Электроэнцефалографические данные свидетельствуют о нарушениях ЭЭГ у 30-70% детей с ЗПР, что выражается в наличии негрубых и неспецифических патологических изменений электрической активности коры головного мозга и стволовых структур.
Вследствие недостаточной зрелости лобных отделов коры у детей с ЗПР наблюдаются значительная недостаточность процессов локальной активации, ослабление контроля и программирования деятельности, направленного внимания, преобладание генерализованной активации. Это проявляется в постоянной отвлекаемости, в неумении сосредоточить внимание на одном конкретном действии или предмете. У детей отмечаются трудности в выработке плана действий, снижение контроля собственной деятельности.
Незрелость мозговой организации у детей с ЗПР проявляется также в задержке развития тормозных механизмов коры головного мозга, посредством которых осуществляются регуляция и контроль деятельности глубинных отделов. Формирование у ребенка волевого, мотивированного управления своим поведением, осуществляемое методами психолого-педагогической коррекции, в значительной мере способствует созреванию регулирующих тормозных механизмов коры головного мозга.
Для детей с задержкой психического развития, усвоение ими знаний, умений, формирования навыков существенно важным является специально организованное воспитание и обучение.
Одной из форм коррекционной работы с детьми ЗПР являются индивидуальные и групповые занятия по развитию познавательной деятельности и сенсорных процессов.
Настоящая программа составлена с учётом особенностей психической деятельности детей с ЗПР. Она направлена на разностороннее развитие личности и познавательной сферы учащегося, формирование связи между действием, словом и образом, умения ориентироваться в окружающем мире, выделять причинно-следственных связи и т.д.
Целью занятий по развитию познавательной деятельности и сенсорных процессов является индивидуально-групповая коррекция различных сторон психической деятельности детей с ЗПР.
Задачи:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- коррекция отдельных сторон психической деятельности (зрительного и слухового восприятия, зрительной и слуховой памяти);
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма...);
- развитие основных мыслительных операций (анализа, синтеза, классификации, планирования, обобщения);
- развитие мышления (наглядно-образного, словесно-логического).
Формы работы:
- групповые фронтальные занятия;
- психо-гимнастические упражнения;
- уроки творческого развития;
- игры.
Общие требования к организации занятий.
Количество занятий – 16.
Количество человек в группе – 2-3.
Продолжительность занятия – 20-35 минут.
Ожидаемый результат:
1. Улучшение показателей внимания, памяти, мышления.
2. Снижение агрессии и проявление сопереживания, сочувствия.
3. Улучшения межличностных отношений и внутригруппового взаимодействия в классе.
ГОУ ТО «Заокская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
___________________________________________________________
Утверждаю Принято решением
Директор школы ____________ педагогического совета
(пр. № от._______ г.)
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
ПСИХОЛОГИЯ
Развитие познавательной сферы
и сенсорных процессов
Программа
индивидуальных и групповых занятий
с учащимися 1-4 классов VII вида
Составитель:
педагог-психолог Щукина А.А.
Осуждено на заседании
творческой группы
учителей коррекционного цикла
(протокол №__ от _______г.)
2010-2011
учебный год
№ п/п | Развиваемый процесс | Методики и задания |
1. | Восприятие Память Внимание Мышление |
|
2 | Восприятие Память Внимание Мышление |
|
3 | Восприятие Память Внимание Мышление |
|
4 | Восприятие Память Внимание Мышление |
|
5 | Восприятие Память Внимание Мышление |
|
6 | Восприятие Память Внимание Мышление |
|
7 | Восприятие Память Внимание Мышление |
|
8 | Восприятие Память Внимание Мышление |
|
9 | Восприятие Память Внимание Мышление |
|
10 | Восприятие Память Внимание Мышление |
|
11 | Восприятие Память Внимание Мышление |
|
12 | Восприятие Память Внимание Мышление |
|
13 | Восприятие Память Внимание Мышление |
|
14 | Восприятие Память Внимание Мышление |
|
15 | Восприятие Память Внимание Мышление |
|
16 | Восприятие Память Внимание Мышление |
|
Используемая литература:
- Л.Ф. Тихомирова «Логика для младших школьников».
- Л.Ф. Тихомирова «Развитие познавательных способностей у младших школьников».
- И. Архипова «Упражнения для адаптации ребенка в школе».
- «Большая книга упражнений» Изд. «РОСМЕН-ПРЕСС»
- Игры с карандашом Изд. «РОСМЕН-ПРЕСС»
- «Умные игры» Изд. «РОСМЕН-ПРЕСС»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной сферы у дошкольников
В настоящий момент остро стоит проблема социального сиротства, а именно, возрастает число детей, которые оказываются в трудной жизненной ситуации или остаются без попечительства родителей. Все э...
Развитие познавательной сферы детей с ДЦП через формирование мелкой моторики рук.
Дети с детским церебральным параличом - это дети с множественными нарушениями, в том числе ведущими - двигательными и чувствительными (сенсорными) расстройствами. ...
Семинар-практикум: «Развитие познавательной сферы учащихся в рамках физминуток и динамических пауз на уроках»
Особенности явления функциональной ассиметрии полушарий головного мозга (распределений психических функций между полушариями). Два полушария одного мозга ведут себя как два различных мозга. Осно...
Развитие познавательной сферы учащихся 1 класса с использованием комплекта «Пертра»
Цель урока:- Развитие связанной речи,- развитие наблюдательности, зрительного восприятия;- установление закономерностей и анализ материала;- развитие моторики руки; - развитие содружественн...
Развитие познавательной сферы, логического мышления и сенсорных процессов
Развитие познавательной сферы , логического мышленияи сенсорных процессов...
"Вечной памятью живы" коррекционно - развивающее занятие по развитию познавательной сферы, приобщению к истории и значимым патриотическим традициям России.
«Вечной памятью живы» коррекцинно-развивающее занятие по познавательной сфере ...