Доклад "Методы и приемы развития познавательной сферы учащихся с ЗПР на уроках в условиях школы-интерната"
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VII ВИДА ПАВЛОВО-ПОСАДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Доклад на тему:
«Методы и приемы развития позновательной сферы учащихся с ЗПР на уроках в условиях школы-интерната»
подготовила
учитель английского языка
Дителева С.Г.
ШМО
Протокол №5 от 07.04.2009
г. Павловский Посад
Тема доклада:
«Методы и приемы развития позновательной сферы учащихся с ЗПР на уроках в условиях школы-интерната»
Именно учитель в новых условиях должен выбрать из множества методических систем ту, которая бы в большей мере соответствовала данному учреждению с определенным контингентом учащихся, т.е. С ЗПР. Эта концепция определила авторскую позицию докладчика. На протяжении всего обучения проходит красной линией сущность о понятии английского языка, основных закономерностях усвоения языка и обучения предмету, что он самый трудный предмет, так как языковая среда имитируется. Положение в значительной мере определило концепцию, а именно: отказ от готовых методических «рецептов», которые жестко регламентируют деятельность учителя.
Язык вообще есть система, существующая прежде всего не для отдельного индивида, а для определенного социума. Изучение английского языка вне условий его естественного бытования, т.е. в учебном процессе, в этом огромная трудность для учащихся с ЗПР. Поэтому обучение под руководством учителя-носителя изучаемого языка, что дает возможность естественное использование языка в общении с учителем на уроках иногда после уроков во время перемен.
Методы и приемы позновательной сферы учащихся с ЗПР на уроках английского языка направлены на учащихся, требующих щадящего учебного режима, с повышенной утомляемостью, с ослаблением здоровьем, слабой нервной системой, для тех учащихся кто по каким-то причинам пропустил занятия (уроки) по английскому языку. Таким образом позволительно в зависимости от уровня подготовленности и их индивидуальных возможностей варьировать скорость прохождения материала, который гибко используется в урочной деятельности, иногда и во внеурочной деятельности.
Материал очень разнообразен, с учетом возрастных особенностей: первое звено — фундамент — начальный этап обучения, второе — среднее звено, третье — старшее. На начальном этапе ставится одна из целей отработку собственно навыков усвоения алфавита, который является фундаментом языка, усваивая его в музыкальной, стихотворной, забавной форме, игровой тоже, что повышает мотивацию учения. Задания несут в себе развивающую и воспитательную функции. Игры-задания развивают и обучают память, внимание, образное и логическое мышление. Задания также закладывают основополагающие принципы: доброту, желание помочь другому. Эти задания по принципу от простого к сложному, от знакомого материала к новому. Умение считать по-английски в стихотворной форме: «Раз, раз — one, one, к нам пришли сегодня гости и уселись на диван и т.д.» Начальный этап обучение — от слова к слову с использованием илюстраций, игрушек, пособий в игровой, стихотворной форме. Элементарные знания: приветствие, рассказ о себе, о семье, о школе. Лексика проходится в виде «цепочки» от слова к слову; здесь очень помогают игры-задания, работая постепенно, переходя от темы к теме, соблюдая преемственность, последовательность. Задания-игры построены по блокам,которые по единой системе, по принципу «презентация», т.е. Введение слова, воспроизведение, закрепление, применение. Соблюдается принцип коммуникативной направленности в элементарной форме, а на среднем этапе обучения более сложные задания в предложенной ситуации. Работу с каждым разделом начинать с прочтении и семантизации (значениями). Наглядность имеет большое значение, что способствует лучшему усвоению материала. В задании заложена развивающая функция, находить связь между формой предмета и его содержанием, умение составлять целое из частей.
На среднем этапе обучения хорошо помогает осуществление контроля при помощи ребуса, кроссвордов, головоломок. На старшем этапе обучения вводится материал страноведческого характера («Столица России», «Родной город», «Великобритания», «Сьтраны изучаемого языка (Шотландия, Уэльс, Англия, Северная Ирландия)» ) в виде рефератов, которые пишут учащиеся. В общем, чтобы не было скучно, проводится отработка чтения на английском языке, используя учителем пособия, памятки, карточки, призваны помочь понять скучные грамматические правила и чтение букв, в грамматических сказках, рифмовках, стихов, загадок, развитие навыков и умений устнойи писменной речи. Материал настроен по принципу посильности. Постепенное усложнения материала. К большенству заданий есть ключи, которые помогают проверить знания самостоятельно. Очень ценно на среднем и старшем этапах обучения не только разгадыванию ребусов, кроссвордов, головоломок, но и их составлению с помощью учителя.
Все задания на всех этапах обучения направлены на систематизацию лексики — грамматического материала, учатся на конкретных примерах видеть структуру текста, немного анализируя с лексической и грамматической точки зрения. На начальном этапе варьируют принципы: учимся читать, подражая диктору (учителю), учимся элементарным понятиям в грамматике. На среднем уровне: читаем, переводим и понимаем прочитанное, как в игре «Бюро переводчиков». А на старшем этапе: пытаемся отвечать на вопросы по прочитанному и говорить обучать при помощи опор.
Таким образом все это обеспечивает развитию навыков чтения, письма, грамматических навыков чтения и умений устной речи в рамках разумного. В процессе обучения учащиеся могут овладеть языком как средством общения в элементарной доступной форме, развитие умений пользоваться им в устной и писменной форме. Устная форма — понимание звуковой речи на слух и выражения элементарных мыслей — говорение. Письмло — понимание печатного текста. Это все виды речевой деятельности. Это все дает возможность чтению и переводу при помощи алфавитного словаря и пониманию прочитанного. Щадящие методы и приемы, указанные выше способствуют усвоению материала изучаемого языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум: «Развитие познавательной сферы учащихся в рамках физминуток и динамических пауз на уроках»
Особенности явления функциональной ассиметрии полушарий головного мозга (распределений психических функций между полушариями). Два полушария одного мозга ведут себя как два различных мозга. Осно...
Развитие познавательной сферы учащихся 1 класса с использованием комплекта «Пертра»
Цель урока:- Развитие связанной речи,- развитие наблюдательности, зрительного восприятия;- установление закономерностей и анализ материала;- развитие моторики руки; - развитие содружественн...
Развитие возможности современного урока в условиях школы-интерната.
Статья. Обмен опытом....
РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА С ЦЕЛЬЮ УСПЕШНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ В ЖИЗНЬ СОЦИУМА
В статье рассказывается о наиболее релевантных формах работы по развитию социально-адаптированной личности учащихся с тяжелыми нарушениями речи, из опыта работы специалистов школы-интерната V вида....
Методические приемы развития познавательной активности учащихся на уроках математики
методические приемы развития познавательной активности учащихся на уроках математики...
«Коррекция и развитие познавательной сферы учащихся»
Коррекционно – развивающие занятия «Коррекция и развитие познавательной сферы учащихся"...
Подготовка учащихся старших классов к ЕГЭ в условиях школы-интерната
Русский язык – одно из основных средств получения информации во всех сферах жизни общества. Русский язык - это необходимость для формирования культурной, лингвистически компетентной личности....