Развитие познавательной сферы, логического мышления и сенсорных процессов
методическая разработка (психология) на тему
Развитие познавательной сферы , логического мышления
и сенсорных процессов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr._spets._4kl_-_7_v.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОУ ТО «Заокская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
Утверждаю Принято решением
Директор школы ____________ педагогического совета
(пр. № от._______ г.)
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
ПСИХОЛОГИЯ
Развитие познавательной сферы и логического мышления
и сенсорных процессов
Программа
индивидуальных и групповых занятий
с учащимися 4 классов VII вида
Составитель:
педагог-психолог Щукина А.А.
Осуждено на заседании
творческой группы
учителей коррекционного цикла
(протокол №__ от _______г.)
2010-2011
учебный год
Пояснительная записка
Умственно отсталые дети представляют собой весьма разнородную группу детей, которых объединяет наличие повреждения мозга, имеющего диффузный, как бы разлитой характер. Морфологические изменения, хотя и с неодинаковой интенсивностью, захватывают многие участки коры головного мозга, нарушая их строение и функции.
Диффузное нарушение коры часто сочетается с отдельными локальными повреждениями, иногда захватывающими и подкорковые системы. Все это обусловливает возникновение у ребенка отклонений во всех проявлениях психической деятельности.
Умственно отсталые дети обладают гораздо меньшими возможностями, чем их нормально развивающиеся сверстники, а именно, они не могут с такой же эффективностью самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды. У них значительно снижается познавательная активность, весьма узок круг интересов, имеют место своеобразные отклонения эмоционально - волевой сферы.
Для продвижения умственно отсталых детей в общем развитии, для усвоения ими знаний, умений, формирования навыков существенно важным является специально организованное обучение и воспитание.
Одной из форм коррекционной работы с умственно отсталыми школьниками являются индивидуальные и групповые занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов.
Настоящая программа учитывает особенности психической деятельности умственно отсталых детей. Она направлена на разностороннее развитие личности и познавательной сферы учащегося. А именно формирование связи между действием, словом и образом, ориентировки в окружающем мире, умению выделять причинно-следственные связ и другое.
Программа развития логического мышления
(За основу взята разработка поурочных занятий Л.Ф. Тихомировой
«Упражнения на каждый день»)
Целью занятий по развитию познавательной сферы и сенсорных процессов является: индивидуально-групповая коррекция различных сторон психической деятельности умственно отсталого ребенка.
Задачи:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- коррекция отдельных сторон психической деятельности (зрительного и слухового восприятия, зрительной и слуховой памяти);
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма);
- развитие основных мыслительных операций (анализа, синтеза, классификации, планирования, обобщения...);
- развитие мышления (наглядно-образного, словесно-логического);
Формы работы:
- Групповые фронтальные занятия.
- Психо-гимнастические упражнения.
- Уроки творческого развития.
- Игры.
Общие требования к организации занятий.
Количество занятий – 30.
Количество человек в группе – 2-3.
Продолжительность занятия – 20-30 минут.
Ожидаемый результат:
- Улучшение показателей внимания, памяти, мышления.
- Снижение агрессии и проявление сопереживания, сочувствия.
- Улучшения межличностных отношений и внутригруппового
взаимодействия в классе.
Программа развития познавательных процессов и логического мышления
(За основу взята разработка поурочных занятий Л.Ф. Тихомировой
«Упражнения на каждый день»)
№ урока | Цель занятия | Методики и задания (№ занятия в сборнике) |
1 | Находить и выделять признаки предметов, развитие мысл. операций . Развитие речи | Признаки предметов, «состав чисел», «состав слов», время года по признакам, анаграмма. № 1,2 Люди. Части тела и лица. |
2 | Находить и выделять признаки предметов, слов, чисел. Распознать предмет по признакам. Развитие речи | Признаки предметов , чисел, слов; анаграмма; «зашифрованное слово». №3,4 Члены семьи, что делает семья вместе, занятия каждого члена семьи. |
3 | Находить и выделять признаки животных, слов, чисел, операции анализа и синтеза. Развитие речи | «Признаки», Логическая задача, «Эхо», «Зашифрованное слово» № 5,6 В целом понятие дома как здания и его частей, основных комнат. |
4 | Находить и выделять признаки животных, слов, чисел; мысл. операции Развитие речи | «Признаки», «Эхо», «Найди существенное», «зашифрованное слово». №7,8 Домашние вещи. |
5 | Находить и выделять признаки фигур, слов, чисел; развитие речи; мысл. операции. Развитие речи | «признаки», «Эхо», «Найди существенное», «зашифрованное слово», логическая задача. № 9,10 Кухня (посуда), |
6 | Находить и выделять признаки предметов, вр.года; мысл. операции. анализ и синтез. Развитие речи | «Признаки», «загадки», «Найди существенное», «Анаграмма», логическая задача. №11,12 Ванная, туалет Туалетные принадлежности. |
7 | Развитие речи, находить и выделять признаки предметов, вр.года; мысл. операции. анализ и синтез Развитие речи | «Признаки», «загадки», «Найди существенное», «эхо», логическая задача, зашифрованное слово №13,14 Спальня, гостиная, детская. |
8 | Находить предметы по заданным признакам, находить сушеств. призн. предметов, анализ, синтез. Развитие речи | «загадки», «Найди существенное», «слова», логическая задача, «эхо» №15,16 Мебель. |
9 | Находить предметы по заданным признакам, находить сушеств. призн. предметов, сравнение, логика. Развитие речи | «загадки», «Найди существенное», «зашифрованные слова», логическая задача, «эхо», «сравнение» №17,18 Класс, учебные вещи. |
10 | Находить предметы по заданным признакам, находить сушеств. призн. предметов, сравнение, логика. Развитие речи | «Слово», логическая задача, «Загадки», «Сравнение» №19,20 Класс, уроки. |
11 | Находить предметы по заданным признакам, находить сушеств. призн. предметов, слов; сравнение, логика Развитие речи | «Сравнение», «загадки», «Занимательная лесенка», «Анаграмма», логическая задача. №21,22 Одежда. |
12 | Находить предметы по заданным признакам, находить сушеств. призн. предметов, слов; сравнение, мысл. операции и синтез Развитие речи | «Загадки», «Сравнение», «Занимательная лесенка», «Закономерности»,«Анаграмма», «Зашифрованное слово». №23,24 Обувь. |
13 | Находить предметы по заданным признакам, находить отличия, закономерности; сравнение, мысл. операции и синтез Развитие речи | «Загадки», «Сравнение», «Змейка», «Закономерности», «Анаграмма», «Зашифрованное слово». №25,26. Игрушки. |
14 | Находить предметы по заданным признакам, находить отличия, закономерности; сравнение; мысл. операции и синтез Развитие речи | «Загадки», «Сравнение», «слова», «Закономерности», «Зашифрованное слово», «Ом- монимы», «Лог. задача» №27,28. Спортивные вещи. |
15 | Узнавать предметы по признакам, сравнение, лог. мышление, анализ и умение слушать. Развитие речи | «Загадки», «Сравнение», «зашифрованное слово», «Закономерности», «Змейка», «Лог. задача» №29,30. Продукты. |
16 | Сравнение вр.года, чисел, предметов; логика, анализ и синтез Развитие речи | «Загадки», «Сравнение», «Закономерности», «Змейка», «Лог. задача», числовые ряды. №31,32 |
17 | Сравнение чисел, предметов; логика, анализ и синтез. Узнавать предметы по признакам, мысл. операции Развитие речи | «Загадки», «Сравнение», «Закономерности», «Зашифрованное слово», «Слова», «Лог. задача» №33,34 Фрукты и ягоды. |
18 | Сравнение чисел, предметов; логика, анализ и синтез. Узнавать предметы по признакам, мысл. операции Развитие речи. | «Загадки», «Сравнение», «Занимательная лесенка», «Слова», «Лог. задача», числовые ряды. №35,36 Овощи. |
19 | Узнавать предметы по признакам, сравнение, лог. мышление, анализ и умение слушать. Развитие речи | «Загадки», «Сравнение»,», «Слова», «Лог. задача», числовые ряды, «Зашифрованное слово» №37,38 Поликлиника, повторение частей тела. |
20 | Узнавать предметы по признакам, сравнение, лог. мышление, анализ и умение слушать Развитие речи | «Загадки», «Сравнение»,», «Слова», «Лог. задача», числовые ряды, «Зашифрованное слово» №39,40 Прогулка по городу, части города и др. |
21 | Узнавать предметы по признакам, классификация, сравнение, лог. мышление, анализ и синтез Развитие речи | «Загадки», «Сравнение»,», «Классификация», «Лог. задача», «Занимательная лесенка», «Змейка» №41,42 Парк. |
22 | Узнавать предметы по признакам, классификация, сравнение, лог. мышление, анализ и синтез Развитие речи | «Загадки», «Сравнение», «Классификация», «Лог. задача», «Числовой ряд», «Анаграмма», закономерности. №43,44 Транспорт. |
23 | Узнавать предметы по признакам, классификация, сравнение, лог. мышление, анализ и синтез Развитие речи | «Загадки», «Сравнение», «Классификация», «Лог. задача», «Числовой ряд», «Змейка», закономерности, «Ребус». №45,46 Животные. |
24 | Узнавать предметы по признакам, классификация, сравнение, лог. мышление, анализ и синтез Развитие речи | «Загадки», «Классификация», «Лог. задача», «Числовой ряд», «Закономерности», «Слова». №47,48 Птицы. |
25 | Узнавать предметы по признакам, классификация, сравнение, лог. мышление, анализ и синтез Развитие речи | «Загадка», «Сравнение», «Классификация», «Лог. задача», «Числовой ряд», «Змейка», «Анаграмма». №49,50 Насекомые. |
26 | Узнавать предметы по признакам, классификация, сравнение, анализ и синтез. Развивать речь и мышление. | «Загадки», «Классификация», «Сравнение», «Закономерности», числовой ряд, «Слова», «Оммонимы», «Лог. задача» №51,52 Рыбы. |
27 | Узнавать предметы по признакам, классификация, сравнение, обобщение, лог. мышление, анализ и синтез Развитие речи | «Загадка», «Обобщение», «Классификация», «Лог. задача», «Числовой ряд», «Слова», «Занимательная модель». №53,54 Времена года, основные природные явления. |
28 | Классификация, обобщение, установление закономерностей, лог. мышление, анализ и синтез Развитие речи | «Загадка», «Обобщение», «Классификация», «Лог. задача», «Что лишнее», «Слова» «Зашифрованное слово». №55,56 Время суток, месяцы, дни недели. |
29 | Классификация, обобщение, установление закономерностей, лог. мышление, анализ и синтез Развитие речи | «Загадка», «Обобщение», «Классификация», «Лог. задача», «Что лишнее», «Слова» «Зашифрованное слово». №57,58 Цвета. Основные растения (дерево, трава, цветы и.д.) |
30 | Классификация, обобщение, установление закономерностей, лог. мышление, анализ и синтез Развитие речи | «Загадка», «Обобщение», «Классификация», «Лог. задача», «Что лишнее?», «Анаграмма» «Слова». №59,60 Основные геометрические фигуры и понятия (больше – меньше и т.д.) |
Используемая литература:
- Л.Ф. Тихомирова «Логика для младших школьников».
- Л.Ф. Тихомирова «Развитие познавательных способностей у младших школьников».
- И. Архипова «Упражнения для адаптации ребенка в школе».
- И.М. Гилевич, А,Г. Зикеев, К.Г. Коровин «Картинный словарь русского языка»
- И. Попова «Времена года»
- Т.А. Руденко «Большая энциклопедия животных».
- Альбом «Размеры».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ текста как форма подготовки к ЕГЭ и развитие образного и логического мышления
Статья посвящена проблеме обучения сочинению-рассуждению на основе публицистического текста в старших классах при подготовке к ЕГЭ. В ней представлены формы работы с текстом, алгоритм напи...
Развитие познавательной сферы и сенсорных процессов
Развитие познавательной сферыи сенсорных процессов...
Развитие логического мышления учащихся в процессе обучения математике
Развитие логического мышления учащихся в процессе обучения математике...
Рабочая программа «Развития памяти, внимания, логического мышления» студии развития детей «Подготовительный класс»
Дополнительная общеразвивающая программа. Возраст 5-7 лет...
МАСТЕР-КЛАСС «КРОССЕНС» КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ, ЛОГИЧЕСКОГО И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»
Мастер-класс "Кроссенс" как метод развития познавательной инициативы, логического и творческого мышления"...
ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ
ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕВ наше время очень часто успех человека зависит от его способности четко мыслить, логически рассуждать и ясно излагать свои ...