Развитие познавательной сферы у дошкольников
план-конспект на тему

Шевникова Светлана Валерьевна

 

В настоящий момент остро стоит проблема социального сиротства, а именно, возрастает число детей, которые оказываются в трудной жизненной ситуации или остаются без попечительства родителей. Все это не проходит бесследно и оставляет след, который влияет на дальнейшее психическое и физическое здоровье ребенка. Чем раньше ребенок отрывается от семьи, тем дольше и в большей изоляции он находится, тем более выражены пробелы  в развитии. Основными выраженными трудностями являются задержка и искажение интеллектуального развития. Это подтверждается проведенными психологами.Обследованиями детей дошкольного возраста и младшего школьного: у большинства дошкольников снижен уровень познавательных  процессов, часто уровень интеллектуального развития ниже показателей возрастной нормы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательной сферы младших воспитанников социально- реабилитационного центра для несовершеннолетних «Апрель»

В настоящий момент остро стоит проблема социального сиротства, а именно, возрастает число детей, которые оказываются в трудной жизненной ситуации или остаются без попечительства родителей. Все это не проходит бесследно и оставляет след, который влияет на дальнейшее психическое и физическое здоровье ребенка. Чем раньше ребенок отрывается от семьи, тем дольше и в большей изоляции он находится, тем более выражены пробелы  в развитии. Основными выраженными трудностями являются задержка и искажение интеллектуального развития. Это подтверждается проведенными психологами, дефектологом «Апреля» обследованиями детей дошкольного возраста и младшего школьного: у большинства воспитанников снижен уровень познавательных  процессов, часто уровень интеллектуального развития ниже показателей возрастной нормы.

Своевременное выявление и коррекция проблем в развитии  имеет огромное значение, т.к. именно в возрасте 3-7 лет наиболее активно развиваются такие психические процессы как память, внимание, наглядно-действенное и наглядно- образное  мышление, проявляются зачатки логического мышления. Росту познавательных возможностей способствует становление смысловой памяти, произвольного внимания, развитие речи и мелкой моторики пальцев.

В социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних особенно важна работа дефектолога, психологов, т.к. большинство воспитанников не посещали дошкольных учреждений, где проводят развивающие занятия. Поэтому появилась необходимость в программе, составленной с учетом индивидуальных особенностей воспитанников и предполагающей работу в тесном сотрудничестве с воспитателями, которые помогут организовать выполнение домашних заданий, что в свою очередь повысит эффективность проводимых занятий.

Дошкольный возраст и младший школьный возраст – это, прежде всего возраст игры. Именно играя, дети не только познают мир, но и выражают к нему свое отношение. Всегда ли мы, взрослые, внимательно и серьезно относимся к детской игре? Можем ли «на равных» играть с ребенком, особенно с отклонениями в развитии? Можем ли сделать так, чтобы игра действительно стала развивающим, корригирующим и воспитательным средством? Необходимость постоянного внимания к игре детей со стороны взрослых обусловлена тем, что она является критерием полноценного психофизического развития дошкольника и младшего школьника (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.).

Каждый ребенок любит и хочет играть, но не каждый может делать это самостоятельно. Отечественными психологами и специальными педагогами (Н.Д.Соколова, Г.В.Косова, О.П.Гаврилушкина, Е.А.Стребелева и др.) доказано, что дети, имеющие речевые или умственные отклонения в развитии, требуют более внимательного

и целенаправленного ведения игры со стороны педагога (дефектолога, воспитателя, логопеда), чем их нормально развивающиеся сверстники. Ведь только через игру ребенок овладевает социальными ролями, достигает определенного умственного и эмоционально- волевого развития. Посредством игры формируется определенный багаж знаний об окружающем мире, формируются такие высшие психические функции как внимание, память, мышление, воображение. Ребенок учится мыслительным операциям, обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира.

        Учитывая, что в данном возрасте ведущим видом деятельности является игра, все коррекционно-развивающие занятия построены в игровой форме, с учетом индивидуальных особенностей детей.  

Занятие 1

Цель: знакомство, активизация процессов произвольного внимания и долговременной памяти

Инструментарий: игра «Пойми меня», магнитофон, картинки с изображением различных предметов (детское лото).

Вступление

Приветствие: «Давайте поздороваемся! Здороваемся ладошками, локоточками, спинками и Т.д.»

Упражнение «Покажи эмоцию». Ребята показывают, с каким на строением они пришли на занятие, выбирая из карточек с изображени ем основных эмоций соответствующую картинку. Потом каждый объяс няет, что это за эмоция и почему он выбрал ее.

Основная часть

1. Будь внимателен!

Цель: стимулировать внимание, научить точно реагировать на зву ковые сигналы.

Дети шагают под «Марш» Прокофьева. Затем на слово «зайчи ки», произнесенное ведущим, дети должны начать прыгать, на слово «лошадки» - как бы ударять копытом об пол, «раки» - пятиться, «пти цы» - бегать, раскинув руки в стороны, «аист» - стоять на одной ноге.

2. Игра «Иголка и нитка»

Цель: создание здорового эмоционального возбуждения, бодрого настроения.

Дети становятся друг за другом. Первый ребенок - иголка. Он бегает, меняя направление. Остальные бегут за ним, стараясь не от ставать.

3. «Картинки-загадки»

Цель: развитие мышления и речи.

Из группы детей выбирается один водящий, остальные садятся на стулья: они должны отгадывать. У ведущего - большая коробку, в которой лежат маленькие картинки с изображением различных предметов. Водящий подходит к ведущему и берет одну из карти нок. Не показывая ее остальным детям, он описывает предмет, на рисованный на ней. Дети из группы предлагают свои версии. Сле дующим водящим становится тот, кто первый назовет правильный ответ.

Завершение

Аутотренинг «Волшебный сон». Лежа с закрытыми глазами, дети слушают тихую, спокойную музыку. Ведущий сообщает, что им всем снится один и тот же сон, и рассказывает его содержание: дети видели во сне то, что они делали на занятии (закрепление полученных впе чатлений и навыков).

Прощание

Домашнее задание. Для закрепления полученных навыков вос питатель ежедневно описывает какой-либо предмет, называет его характеристики, а ребенок должен угадать, что это.

Занятие 2

Цель: развитие внимания, мышления, зрительно-моторной коор динации.

Инструментарий: игра «Пойми меня», магнитофон, картинки с изображением различных предметов (детское лото), пособие В. Дмит риевой «Развитие интеллекта ребенка».

Вступление

Приветствие: «Давайте поздороваемся! Здороваемся ладошка ми, локоточками, спинками и Т.д.».

Упражнение «Покажи эмоцию». Ребята показывают, с каким настроением они пришли на занятие, выбирая из карточек, с изоб ражением основных эмоций, соответствующую картинку. Затем каждый объясняет свой выбор.

Основная часть

1. Парные картинки

Цель: развитие мыслительных операций анализа и синтеза (со поставление).

Используются картинки из двух наборов детского лото. Груп па детей делится пополам. Каждый ребенок получает по 4 картин ки. Дети из первой группы описывают предмет, нарисованный на одной из имеющихся у них картинок, не показывая их. Тот ребе нок, у которого, по его мнению, есть такая картинка, показывает ее. Если ответ правильный, обе картинки откладываются в сторону. Если ответ неправильный, первый ребенок повторяет свое описа ние, сделав его более подробным. Потом дети меняются.

2. Графический диктант

Цель: развитие зрительно-моторной координации (задание выпол няется в рабочей тетради).

3. Поссорились два петушка

Цель: создание здорового эмоционального возбуждения, бод рого настроения.

Двое детей сцепляют за спиной пальцы рук, становятся на одну ногу и, подпрыгивая, пытаются ударить друг друга резкими движени ями плеч вперед.

Завершение

Аутотренинг «Волшебный сон».

Прощание

Домашнее задание. Закрепление полученных навыков - выпол нение графических диктантов с воспитателем.

Занятие 3

Цель: развитие зрительно-моторной координации; развитие наблюдательности.

Инструментарий: игра «Пойми меня», магнитофон, пособие В. Дмитриевой «Развитие интеллекта ребенка», карандаши.

Вступление

Приветствие: «Давайте поздороваемся!» и Т.д. Упражнение «Покажи эмоцию».

Основная часть

1. Игра «Вот так позы!»

Цель: развивать наблюдательность.

Играющие принимают различные позы. Водящий, посмотрев на них, должен запомнить и воспроизвести их, когда все дети вер нутся в исходное положение

2. Графический диктант

Цель: развитие зрительно-моторной координации. (Выполняется на стандартном бланке.)

3. Игра «Сова»

Цель: создание здорового эмоционального возбуждения, бод рого настроения.

Дети выбирают водящего - сову, которая садится в гнездо и спит. В это время дети начинают бегать и прыгать. Затем ведущий говорит: «Ночь!» Сова открывает глаза и начинает летать. Все играющие должны сразу замереть. Кто пошевелится или засмеет ся, становится совой.

Завершение

Расслабляющее упражнение «Ласковый мелок».

Цель: способствует снятию мышечных зажимов, развитию так тильных ощущений.

Ведущий: «Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал? Солнышко? Хорошо. (И мяг ким прикосновением пальцев изображает на спине контур солнца.)  Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке? А хочешь, я нарисую тебе солнце ласковым мелком?, (и взрослый рисует, едва ка саясь поверхности тела.)

«Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь, сейчас белка или лиса нарисуют солнце своим ласковым хвостиком? А хочешь, я нари сую что-нибудь еще?»

(После окончания игры взрослый нежными движениями руки «сти рает» все, что нарисовал, при этом слегка массируя спину или другой участок тела.)

Прощание

Домашнее задание. Закрепление полученных навыков - выполне ние графических диктантов с воспитателем.

Занятие 4

Цель: развитие произвольного внимания, наблюдательности, мышления.

Инструментарий: магнитофон, различные игрушки, мелкие предметы, пособие В. Дмитриевой «Развитие интеллекта ребенка.

Приветствие: «Давайте поздороваемся» и Т.д.

Основная часть

1. Определи игрушку

Цель: развитие восприятия, наблюдательности и мышления. Выбирается один водящий, который на 2-3 минуты выходит из комнаты. В его отсутствие из детей выбирается тот, кто будет зага дывать «загадку,). Этот ребенок должен жестами и мимикой пока зать, какую игрушку он задумал. Например, задумана игрушка «зай ка». Ребенок прыгает, грызет морковку и Т.д. Водящий должен отга дать игрушку, выбрать ее, взять в руки и громко назвать. Остальные дети хором говорят: «Правильно! или «Неправильно!. Если ответ правильный, выбирается другой водящий и другой ребенок, загады вающий загадку. Если ответ неправильный, показать «загадку» предлагается другому ребенку, и так до тех пор, пока не будет получен правильный ответ.

2. Кто внимательнее?

Цель: развитие произвольного внимания.

Разложить на столе 5-7 разных мелких предметов (игрушки, де тали конструктора, ручку, ножницы и т.д.). Попросить детей внима тельно посмотреть на предметы и отвернуться, убрать какой-либо предмет или поменять местами. Спросить, что изменилось.

3. Найди отличия

Цель: развитие произвольного внимания.

Задание выполняется по картинкам в рабочей тетради.

4. Игра «Сова»

Цель: создание здорового эмоционального возбуждения, бодрого настроения.

Завершение

Расслабляющее упражнение «Ласковый мелок».

Прощание

Домашнее задание. Занятие с воспитателем, направленное на развитие внимания, например, игра «Что изменилось?», начиная с 4-6 предметов.

Занятие 5

Цель: развитие произвольного внимания, мышления.

Инструментарий: газета, магнитофон, карандаши, детское лото, игра «Запоминай-ка!», пособие В. Дмитриевой «Развитие интеллекта ребенка».

Вступление

Приветствие: «Давайте поздороваемся!» и Т.д.

Основная часть

1. Запоминай-ка!

Цель: развитие произвольного внимания.

Ведущий показывает одну картинку с изображением клоуна, просит хорошенько рассмотреть ее, затем эту картинку убирает и показывает вторую, спрашивает, что изменилось.

2. Игра «Газета»

Цель: налаживание положительного эмоционального контак та в группе, создание бодрого настроения.

На пол кладется газетный лист. На него должны встать участ ники. Далее газета складывается пополам, и дети должны опять поместиться на ней. Газета складывается и уменьшается до тех пор, пока на ней могут уместиться участники. (Для этого надо обняться, уменьшив, таким образом, физическую дистанцию.)

3. Графический диктант

Цель: развитие зрительно-моторной координации.

(Задание выполняется в рабочей тетради.)

Завершение

Расслабляющее упражнение «Пылесос и пылинки».

Пылинки весело танцуют в луче солнца. Заработал пылесос.

Пылинки закружились вокруг себя и, кружась все медленнее и медленнее, оседают на пол. Когда ребенок-пылинка садится на пол, спина и плечи у него расслабляются и сгибаются вперед -вниз, руки опускаются, голова наклоняется, он весь как бы об мякает. Пылесос собирает пылинки: кого он коснется, тот встает и уходит.

Прощание

Домашнее задание. Закрепление полученных навыков - выпол нение графических диктантов с воспитателем.

Занятие 6

Цель: развитие мышления, зрительно-моторной координации. Инструментарий: магнитофон, детское лото, игра «Четвертый лишний», пособие В. Дмитриевой «Развитие интеллекта ребенка».

Вступление Приветствие.

Основная часть

1. Сочини предложение

Цель: развитие мышления и фантазии.

Ведущий предлагает группе две карточки из детского лото, на ко торых изображены предметы. Группа садится полукругом и по очере ди каждый ребенок придумывает предложение, которое содержит на звания двух задуманных предметов. Затем показываются два других предмета, и снова по кругу придумывают новые предложения.

2. Определи отличие

Цель: развитие мышления (операции обобщения и сравнения). Инструкция: «Определи, чем фигуры слева отличаются от фигур справа». (Задание выполняется в рабочей тетради.)

3. Игра «Четвертый лишний»

Цель: развитие логического мышления.

Инструкция: «Рассмотри картинки. Какой предмет здесь лишний? Почему?»         .

4. Мой хороший попугай

Цель: игра способствует развитию чувства эмпатии, умения работать в группе.

Дети стоят в круге. Взрослый: «Ребята, к нам прилетел попугай.

Он хочет познакомиться и поиграть. Как вы думаете, что мы можем сделать для того, чтобы ему понравилось у нас, чтобы он прилетел к нам снова?» (Взрослый бережно передает кому-либо плюшевого попугая (мишку, зайчика). Ребенок, получив игрушку, должен прижать ее к себе, погладить, сказать что-то приятное, назвать ласковым именем и пере дать другому ребенку. Игру лучше проводить в медленном темпе.

Завершение

Аутотренинг «Волшебный сон».

Лежа с закрытыми глазами, дети слушают тихую, спокойную му зыку. Ведущий сообщает, что им всем снится один и тот же сон, и рас сказывает его содержание: дети видели во сне то, что они делали на занятии (закрепление полученных впечатлений и навыков).

Прощание

Домашнее задание. Занятия с воспитателем, направленные на развитие логического мышления, например, игра «Что лишнее?» с раз личными домашними предметами (посудой, одеждой и т.д.).

Занятие 7

Цель: развитие аналитического мышления, произвольного внима ния.

Инструментарий: игра «Пойми меня», магнитофон, пособие В. Дмитриевой «Развитие интеллекта ребенка».

Вступление Приветствие.

Основная часть

1. Обведи углы

Цель: развитие аналитического мышления, зрительно-моторной координации.

Инструкция: «Фигуры, у которых все углы прямые, обведи, синим карандашом, а остальные фигуры - красным». (Задание выполняется в рабочей тетради.)

2. Игра «Ухо-нос»

Цель: развитие внимания.

По команде «Ухо!» дети должны схватится за ухо, по команде «Нос!» - за нос. Ведущий выполняет вместе с детьми действия по ко манде, но через некоторое время «ошибается». Дети, не обращая вни мания на ошибки ведущего, должны показывать только ту часть лица, которая называется ведущим.

3. Игра «Замри»

Цель: преодоление двигательного автоматизма.

Дети прыгают под музыку, ноги в стороны-вместе, сопровождая прыжки хлопками рук над головой и по бедрам. Внезапно музыка об рывается, и играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Не успевшие «замереть» выходят из игры. Играют до тех пор, пока не останется только один играющий, который при знается победителем.

Завершение

Расслабляющее упражнение «Качели».

Ребенок стоя «качается на качелях». Выразительные движения: ноги слегка расставлены, обе ступни слегка касаются пола, но вес тела перенесен на одну из ног. Тяжесть тела переносится с одной ноги на другую.

Этюд «Петрушка прыгает»

Играющий изображает Петрушку, который мягко и легко прыга ет на двух ногах одновременно. Колени и корпус тела мягкие, рас слабленные, голова опущена.

Прощание

Домашнее задание. Воспитатель просит ребенка назвать как мож но больше круглых, прямоугольных, треугольных предметов, которые есть в квартире.

Занятие 8

Цель: развитие произвольного внимания и аналитического мыш ления.

Инструментарий: игра «Пойми меня», магнитофон, пособие М. Рузиной «Страна пальчиковых игр».

Вступление Приветствие.

Основная часть.

1. Назови лишнее слово

Цель: развитие аналитического мышления.

Инструкция: «Назови лишнее слово. Почему ты считаешь его лишним?»

Кошка, собака, дом.

Шляпа, велосипед, пальто.

Дерево, печенье, пирожное.

Нож, вилка, лодка.

Карандаш, ручка, фломастер, сад.

Стол, стул, паук, шкаф.

Поросенок, щенок, котенок, лошадь.

Ботинки, перчатки, тапочки, туфли.

Плакать, смеяться,· садиться, улыбаться. Кукушка, орел, пчела, снегирь.

Январь, весна, декабрь, август.

Облака, ветер, смерч, гора, ураган.

Тюльпан, дуб, пчела, врач, улитка. Мать, бабушка, отец, дочь, сестра.

Свинья, корова, рыба, баран.

Пантера, тигр, лев, леопард, зебра.

2. Будь внимательным!

Цель: развитие произвольного внимания.

Инструкция: «В треугольниках поставь точку, а квадраты ос тавь пустыми».

(Задание выполняется в рабочей тетради.)

3. Игра «Найди одинаковые предметы»

Цель: развитие внимания.

Ведущий предлагает детям найти на рисунке из любой книжки два одинаковых предмета.

Завершение.

Пальчиковая игра «Гребешок»

Цель: развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму. Пальцы сплетены в замок. Концами пальцев правой руки нажимают на верхнюю часть тыльной стороны ладони левой руки, проги бая ее так, что пальцы левой руки встают, как петущиный гребень. Затем на тыльную сторону правой руки нажимают пальцами левой  и в петушиный гребень превращаются пальцы правой руки.

Пальчиковая игра «Кошка выпускает коготки»

Цель: развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму.

Раз! - поджать подушечки пальцев к верхней части ладони, про шипев, как рассерженная кошка: «Ш-ш-ш!» Два!.,-- быстро выпрямить и растопырить пальцы, промяукав, как довольная киска: «Мяу!» По вторить игру.

Прощание

Домашнее задание. Корректурная проба: воспитатель предлагает ребенку любой текст, набранный крупным шрифтом, и дает сначала простую инструкцию, например: «Подчеркни все буквы А и О», а по том посложнее: «Подчеркни все буквы П, букву Р обведи кружком, а букву Е зачеркни» и Т.д.

Занятие 9

Цель: развитие восприятия и мышления.

Инструментарий: пособие игрового дошкольного обучения И. Светловой «Сравни и измерь», пособие М. Рузиной «Страна пальчиковых игр».

Вступление Приветствие.

Основная часть

1. Сравни и измерь

Цель: развитие восприятия (знакомство с величиной). Упражнения на стр. 5-7 пособия игрового дошкольного обучения И. Светловой «Сравни И измерь».

2. Игра «Карлики И великаны»

Цель: развитие внимания.

По команде: «Карлики!» дети приседают, по команде: «Вели каны!» - встают. Ведущий выполняет движения вместе со всеми. Команды даются вразбивку и в разном темпе.

3. Большой и маленький

Цель: развитие восприятия.

Инструкция: «Покажи самый большой кружок, самый малень кий кружок, два одинаковых кружка. Раскрась самый большой кружок красным, а последний - желтым».

(Задание выполняется в рабочей тетради.)

Завершение

Пальчиковая игра «Кошка выпускает коготки»

Цель: развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму. Описание игры см. выше.

Пальчиковая игра «Лесенка»

Цель: развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму.

Ноготь большого пальца левой руки ложится на подушечку боль шого пальца правой руки - готовы первые две ступеньки. На боль шой палец левой руки ложится кончик указательного правого пальца, на него - указательный левый, - еще две ступеньки готовы. Кончики всех пальцев поочередно ложатся друг на друга, мизинцы - последние. Вот лесенка и построена. Кто сможет построить такую лесенку быст рее всех?

Прощание

Домашнее задание. Корректурная проба: воспитатель предлагает ребенку любой текст, набранный крупным шрифтом, и дает сначала простую инструкцию, например: «Подчеркни все буквы А и О», а по том посложнее: «Подчеркни все буквы П, букву Р обводи кружком, а букву Е зачеркни» и Т.д.

Занятие 10

Цель: развитие логического мышления.

Инструментарий: игра «Пойми меня», пособие М. Рузиной «Страна пальчиковых игр».

Вступление Приветствие.

Упражнение «Покажи эмоцию». Ребята показывают, с каким на строением они пришли на занятие, выбирая из карточек с изображе нием основных эмоций, соответствующую картинку.

Основная часть

1. Продолжи фразы

Цель: развитие логического мышления. Инструкция: «Продолжи фразы:

Если в комнату принесли кусочек льда, то ...

Мальчик весело смеялся, потому что                 .

Если зимой будет сильный мороз, то                 .

Если взлететь высоко, как птица, то         .

Девочка стояла и плакала, потому что ...

Когда наступает день рождения, то ...

Если весь снег растает, то ...

В комнате погас свет, потому что ... »

2. Разные фигуры

Цель: развитие логического мышления (операции сравнения). Инструкция: «Маленькие фигуры раскрась зеленым карандашом,

большие - красным. Как называются эти фигуры?» (Задание выполняется в рабочей тетради.)

3. Игра «Разведчики»

Цель: развитие памяти и наблюдательности.

В комнате в произвольном порядке расставлены стулья. Один ре бенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой сторо ны, а другой ребенок (командир), запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем разведчиком и командиром отряда стано вятся другие дети. Разведчик прокладывает новый путь, а командир ведет по этому пути весь отряд и Т.д.

Завершение

Пальчиковая игра «Лесенка»

Цель: развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму.

Описание игры см. выше.

Пальчиковая игра «Гонки многоножек»

Цель: развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму. Руки ставят на край стола на кончики пальцев, превращаясь в пятипалых зверьков. По сигналу зверьки устремляются к противопо ложному краю стола, передвигая пальцами-ножками. Каждая ножка должна успевать сделать шажок (скользить по столу или прыгать нельзя). Чья многоножка добежит быстрее?

Прощание

Домашнее задание: занятие с воспитателем, направленное на развитие внимания, например, игра «Что изменилось?», начиная с 4-6 предметов.

Занятие 11

Цель: развитие произвольного внимания и умения рассуждать. Инструментарий: игра «Пойми меня».

Вступление

Приветствие.

Упражнение «Покажи эмоцию».

Основная часть

1. Расставь цифры

Цель: развитие произвольного внимания и усидчивости. Инструкция: «Расставь цифры в соответствии со значками - под каждым знаком свою цифру».

(Задание выполняется в рабочей тетради.)

2. Игра «Карлики и великаны»

Цель: развитие внимания.

По команде: «Карлики!» дети приседают, по команде: «Велика ны!» - встают. Ведущий выполняет движения вместе со всеми. Ко манды даются вразбивку и в разном темпе.

3. Как ты думаешь?

Цель: развитие умения рассуждать. Инструкция. «Ребята, как вы думаете:

- Почему раньше, чем придет поезд, вдоль пути опускается

шлагбаум?

- Почему у всех автомобилей есть тормоза?

- Чем отличается старый человек от молодого?

- Какого человека называют добрым?

- Какого человека называют другом?

- Что значит помогать кому-то?

- Что значит заботиться о ком-то?

- Что значит жалеть кого-то?»

Завершение

Пальчиковая игра «Гонки многоножек»

Цель: развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму. Описание игры см. выше.

Пальчиковая игра «Гонки слонов»

Цель: развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму. Указательный и безымянный пальцы - передние ноги слона; большой палец и мизинец - задние ноги; вытянутый вперед средний палец _ хобот. Слон, переваливаясь, шаг за шагом ступает по столу. (Подпры гивать и касаться хоботом земли слону нельзя.) Чей слон проворнее?

Прощание

Домашнее задание: занятие по книжке-раскраске «Развитие ребенка 5-7 лет». 

Занятие 12

Цель: развитие произвольного внимания, аналитического мыш ления.

Инструментарий: набор цветных карандашей, магнитофон, пособие М. Рузиной «Страна пальчиковых игр».

Вступление Приветствие.

Основная часть

1. Обведи фигуры

Цель: развитие мелкой моторики, аналитического мышления.

Инструкция 1: «Обведи фигуры». (Задание выполняется в рабочей тетради.)

Инструкция 2: «Обведи фигуры, у которых нет углов, красным карандашом, фигуры с углами - синим». (Задание выполняется в рабочей тетради.)

2. Игра «Вот так позы!»

Цель: развитие наблюдательности.

Играющие принимают различные позы. Водящий, посмотрев на них, должен запомнить и воспроизвести их, когда все дети вернутся в исходное положение.

3. Игра «Четыре стихии»

Цель игры: развивать внимание, связанное с координацией слухо вого, зрительного и двигательного анализаторов.

Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними: если он скажет слово «земля» - все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах.

4. Пальчиковая игра «Гонки слонов»

Цель: развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму. Указательный и безымянный пальцы - передние ноги слона; большой палец и мизинец - задние· ноги; вытянутый вперед средний па лец - хобот. Слон, переваливаясь, шаг за шагом ступает по столу. (Под прыгивать и касаться хоботом земли слону нельзя.) Чей слон провор нее?

Завершение

Расслабляющее упражнение.

Ведущий предлагает детям удобно устроиться, расслабиться и слу шать с закрытыми глазами тихую, спокойную музыку. С окончанием музыки дети открывают глаза и тихо встают.

Прощание

Домашнее задание: занятие по книжке-раскраске «Развитие ребен ка 5-7 лет».

Занятие 13

Цель: развитие внимания, умения классифицировать и обобщать. Инструментарий: карандаши, магнитофон, набор карточек, мяч.

Вступление

Приветствие.

Инструментарий: игра «Пойми меня», магнитофон, пособие М. Рузиной «Страна пальчиковых игр».

Вступление Приветствие.

Упражнение «Покажи эмоцию».

 Основная часть

1. Квадраты - треугольники

Цель: развитие абстрактного мышления.

Инструкция: «Раздели все фигуры на квадраты и треугольники». (Задание выполняется в рабочей тетради.)

2. Часть и целое

Цель: развитие мышления.

Инструкция: «На каждой строке раскрасьте две части, из которых

можно составить круг».

(Задание выполняется в рабочей тетради.)

3. Игра «В магазине зеркал»

Цель: развивать наблюдательность.

В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у которого была обезьянка. Она увидела себя в зеркале и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили, она топнула ногой, и все обезьянки топнули. Что бы ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее дви жения.

4. Пальчиковая игра «Землемерка»

В этой игре ладони как бы ползут по столу, подтягиваясь с помо щью поочередно сгибаемых пальцев. Исходное положение: ладонь лежит на столе, пальцы прижаты друг к другу. Средний палец сгибает ся, упираясь кончиком в стол, и этим движением продвигает ладонь вперед.

Средний палец выпрямляется. Сгибаются указательный и безы мянный пальцы, также упираясь кончиками в стол. За счет этого дви жения ладонь опять продвигается вперед. Чья землемерка финиши рует первой у края стола?

5. Игра «Карлики и великаны»

Цель: развитие внимания.

По команде: «Карлики!» дети приседают, по команде: «Велика ны!» - встают. Ведущий выполняет движения вместе со всеми. Ко манды даются вразбивку и в разном темпе.

Завершение

Расслабляющее упражнение.

Ведущий предлагает детям удобно устроиться, расслабиться и слушать с закрытыми глазами тихую, спокойную музыку. С окончанием музыки дети открывают глаза и тихо встают.

Прощание

Домашнее задание: занятие по прописям, рисование по точкам.

Занятие 14

Цель: развитие логического мышления.

Инструментарий: магнитофон, пособие М. Рузиной «Страна пальчиковых игр», цветные карандаши, флажки разных цветов.

Вступление Приветствие.

Основная часть

1. Мозаика

Цель: развитие мышления.

Инструкция: «Из этой мозаики выпала одна плитка. Раскрась ее».

(Задание выполняется в рабочей тетради.)

2. Логический ряд

Цель: развитие логического мышления.

Инструкция: «Рассмотри внимательно картинки. Какой должна быть последняя картинка? Выбери ее среди картинок под чертой и обведи цветным карандашом».

(Задание выполняется в рабочей тетради.)

3. Игра «Флажки»

Цель: развитие внимания.

Когда ведущий поднимает красный флажок, дети должны под-

прыгнуть, зеленый - хлопнуть в ладоши, синий - шагать на месте. 4. Пальчиковая игра «Большой веер»

Руки (от локтя) превращаются в большой веер-опахало. Пальцы

(кончики перьев веера) - мягкие, гибкие, расслабленные. Обмахивать ся веером нужно плавными, округлыми движениями, чтобы действи тельно почувствовать на лице широкую струю воздуха от ладони.

Завершение

Расслабляющее упражнение «Фея сна».

Дети сидят на полу на достаточно большом расстоянии друг от друга. К ним подходит девочка с тоненькой палочкой в руке - Фея сна. Фея касается плеча одного из играющих палочкой, тот засыпает (на клоняет голову и закрывает глаза). Затем Фея обходит остальных де тей, касаясь их волшебной палочкой, смотрит на детей (все спят), улы бается и тихонько уходит (играет тихая, спокойная музыка).

Прощание

Домашнее задание. Занятие с воспитателем, направленное на развитие внимания, например, игра «Что изменилось?», начиная с 4-6 предметов.

Занятие 15

Цель: развитие зрительно-моторной координации. Инструментарий: карандаши, игра «Пойми меня», магнитофон, пособие М. Рузиной «Страна пальчиковых игр», платочек.

Вступление Приветствие.

Упражнение «Покажи эмоцию».

Основная часть

1. Рисование по точкам

Цель: развитие зрительно-моторной координации, произвольно го внимания.

Инструкция: «Маленький мышонок научился рисовать по точкам разные фигуры. Нарисуй рядом такие же. Только не ошибись: надо очень внимательно считать точки!»

(Задание выполняется в рабочей тетради.)

2. «Обведи рисунок»

Цель: развитие зрительно-моторной координации.

Инструкция: «Обведи рисунки. Рисунок, который понравился тебе

больше остальных, раскрась».

(Задание выполняется в рабочей тетради.)

3. Платочек

Цель: развитие внимания.

Дети встают в круг. Водящий бегает или ходит сзади круга с пла точком в руке и незаметно кладет платочек у кого-то за спиной. Затем он делает еще один круг. Если за это время новый владелец платочка не объявится, считается, что он проиграл, если он заме тит платочек у себя за спиной, то должен догнать водящего и оса лить. Если это удается, водящий остается прежний, если нет - во дит другой.

4. Пальчиковая игра «Заводные машинки»

Играющие сцепляют пальцы рук в замок (не сцеплены только большие пальцы) и ... превращаются в заводные машинки. Ключ - в руках ведущего. Ведущий «заводит» машины тремя поворотами клю ча. Вдох - и машины трогаются с места со звуком «ж-ж-ж!» Большие пальцы начинают крутиться друг вокруг друга все быстрее, пока не закончится завод (пока хватает дыхания). Та машина, чей завод за кончится позже всех, выигрывает. Дополнительная польза этой игры в том, что она тренирует длительный плавный выдох.

Завершение

Расслабляющее упражнение «Факиры».

Дети садятся на ковер, скрестив по-турецки ноги, руки на коле нях, кисти свисают вниз, спина и шея расслаблены, голова опущена (подбородок касается груди), глаза закрыты. Пока звучит тихая, спо койная музыка, факиры отдыхают.

Прощание

Домашнее задание: занятие по прописям, рисование по точкам. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной сферы детей с ДЦП через формирование мелкой моторики рук.

Дети с детским церебральным параличом - это дети с множественными нарушениями, в том числе ведущими - двигательными и чувствительными (сенсорными) расстройствами. ...

Сказка как средство развития эмоциональной сферы у дошкольников с нарушениями поведения

консультация для родителей : Сказка как средство развития эмоциональной сферы у дошкольников с нарушениями поведения...

Программа дополнительного образования по развитию эмоциональной сферы у дошкольников (4-6 лет) "ЗНАЙКА"

Цель данной подпрограммы: развитие эмоциональной сферы у детей  дошкольного возраста (4 - 6 лет). Задачи:-познакомить детей с основными эмоциями;-способствовать осознанию своих эмоций;-...

«Особенности развития познавательной сферы умственно отсталого дошкольника».

Методика организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с задержкой психического развития и недостатками речевого развития...