"Разные, но равные"
план-конспект занятия по психологии (8 класс) по теме

Логосова Наталья Игоревна

Занятие с элементами тренинга с обучающимися 8 класса по профилактике ксенофобии 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БРАЗОВАНИЯ

(ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ

«УЧЕБНО-МЕТТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

Занятие с элементами тренинга по профилактики ксенофобии

ТЕМА: Разные, но равные.

КАТЕГОРИЯ УЧАСТНИКОВ:

- обучающиеся 8 классов.

Составила педагог-психолог Логосова Н.И.

г. Наро-фоминск

2013 год

Оборудование:

  • стулья, по количеству людей;  
  • карточки с заданиями;
  • бумага;
  • ручки;
  • измерительные рулетки или сантиметры;
  • калькуляторы;
  • доска или флипчарт;
  • бумажные жребии для участников;
  • непрозрачные повязки на глаза в количестве ¼ от числа участников;
  • стакан сухой фасоли;
  • бумага А4 по количеству участников;
  • карандаши цветные и простые;
  • бланк для фиксации результатов;
  • небольшие призы-угощения для каждого участника;
  • ручки и анкеты по количеству участников.

Время проведения: 1 час 30 минут

Количество участников: 15 человек.

Ход встречи:

Задачи:

        - выработать правила работы в группе;

        - познакомить с целями и задачами встречи.

Необходимое время: 15 минут.

Процедура проведения: Участники группы входят в зал для проведения встречи и рассаживаются по местам.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! Я искренне рада видеть вас в нашей группе.

Перед тем, как мы приступим к нашему занятию нам нужно выработать правила существования нашей группы. Сейчас мы обсудим основные из них. Поэтому я попрошу вас внимательно выслушать предлагаемые правила.

Правило "здесь и теперь". Важно, чтобы разбирались процессы, мысли и чувства, возникающие в группе в данный момент. Таким образом, участники сосредотачивают внимание на себе и на происходящем вокруг них в настоящее время.


Правило искренности и открытости. Необходимо добиваться того, чтобы члены группы не лицемерили и не лгали. Признак сильной и здоровой личности - это определенная открытость окружающим своих чувств по поводу происходящего. Это основа эффективного межличностного взаимодействия. Но каждый участник группы должен чувствовать себя защищенным и иметь право раскрыться в той мере, в какой он считает нужным для данного момента. 

Правило "Я". В группе запрещается использовать рассуждения типа: "У всех такое мнение…", "Мы считаем…" и т.п. Эти высказывания перекладывают ответственность за чувства и мысли конкретного человека на несуществующее "мы". Все высказывания должны строиться с использованием "я". Тем самым, мы учим человека брать ответственность на себя и принимать себя таким, каков он есть. 

Правило активности. В группе не должно быть пассивных наблюдателей. Упражнения включают всех участников в их отработку. Если участники группы отказываются принимать участие в отработке навыков и форм поведения, то стоит уделить внимание обсуждению их мотивации целей присутствия на тренинге. 

Правило конфиденциальности. Все, что говорится в группе относительно участников, должно оставаться внутри группы. Это естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия.

Как вы считаете, хватит ли нам столько правил или стоит какое-то вычеркнуть или добавить,  в соответствии с которыми будет работать наша группа? Ну, а сейчас вместе с вами (вы проговариваете, а я записываю) запишем правила нашей группы.

Запись правил на доске или предварительно.

Для того чтобы лучше понять смысл нашего занятия предлагаю вам ознакомиться с целями нашего занятия:

- знакомство участников, обсуждение ожиданий

- создание доброжелательной и активной атмосферы в группе;

- развитие межличностного восприятия и коммуникации;

- повышение самооценки;

- осознание участниками собственной индивидуальности;

- осознание уникальности и многообразия окружающих людей;

- формирование умения позитивно оценивать других;

- осознание баланса между общим и уникальным в человеческой личности;

- осознание участниками собственной индивидуальности;

- понимание положения в обществе людей с ограниченными физическими возможностями;

- формирование сочувственного отношения к людям с ограниченными физическими возможностями;

- формирование гуманистического мировоззрения.

Данные цели предварительно записаны на доске.

Знакомство.

Упражнение «Знакомство».

Цель: знакомство участников, обсуждение ожиданий.

Необходимое время: 5 минут.

Процедура проведения:

Ведущий: Для начала нашей работы давайте поприветствуем друг друга. Сейчас каждый из нас назовет то имя, которым он хочет называться. Это может быть имя из детства, уменьшительно-ласкательное имя или то, которое ему больше нравится. А также я попрошу вас рассказать о ваших ожиданиях от данного занятия, с чем вы пришли. Начнем, пожалуй, с меня: добрый день, меня зовут Наташа, от сегодняшнего занятия я ожидаю что, выходя из этого кабинета, каждый из нас вынесет что-либо для себя, а может быть пересмотрит всю свою жизнь по отношению к тем людям, которые окружают нас.

Ведущий: После того как мы познакомились, я предлагаю вам сыграть в игру, которая нам расскажет о вашей доброжелательности, открытости и выяснить похожи ли мы.

«Разогрев»

Упражнение «Чем мы похожи?»

Цель: создание доброжелательной и активной атмосферы в группе, развитие межличностного восприятия и коммуникации.

Необходимое время: 5 минут.

Процедура проведения: Участники группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители земли, или мы одного роста и т.д.)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом по другому признаку. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не окажутся в кругу.

Экспликация.

Ведущий: Мы с вами выяснили, с чем пришли сюда, чего ожидаем в процессе работы, также мы увидели, что все мы с вами похожи. Ну, а сейчас я вам предлагаю сыграть в одну очень интересную игру, которая называется «Самый-самый».

        Я вас попрошу всех встать рядом со своими стульями.

Упражнение «Самый - самый»

Задачи:

- повышение самооценки;

- осознание участниками собственной индивидуальности;

- осознание уникальности и многообразия окружающих людей;

- формирование умения позитивно оценивать других.

Необходимое время: 10 минут.

Процедура проведения: Всем участникам предлагается встать со своих стульев. Затем ведущий просит сесть самого высокого и самого низкого членов группы. После этого сесть необходимо тем из оставшихся участников, у которых самые темные и самые светлые волосы. Затем садятся самый старший и самый младший из оставшихся, и так далее, пока все участники не сядут на свои места. Ведущий может использовать такие пары признаков, как самый серьезный – самый веселый, самый «физик» - самый «лирик», самый спокойный – самый подвижный, самый интроверт – самый экстраверт, или придумать другие признаки, отвечающие особенностям конкретной группы. В затруднительных случаях вся группа может помогать принимать решение. Когда все участники сядут на стулья, ведущий говорит им, что выходит, что они все «самые-самые». Затем группа переходит к обсуждению.

        Вопросы для обсуждения:

- Какие чувства вы испытали, когда оказалось, что вы самый … (высокий, веселый, светлый и т.д.)?

- Вы согласны, что нетрудно отыскать качество или особенность, за которые можно выделить человека или похвалить его?

Ведущий: мы с вами услышали и увидели, что каждый из нас самый-самый, ну а сейчас я вам предлагаю провести некоторое исследование, в ходе которого каждому будет нужно выполнить некоторые измерения и вычисления. Целью этой работы будет изучение индивидуальных особенностей участников, а также создание портрета усредненного члена группы, особенности которого являлись бы средним арифметическим особенностей всех участников.

Каждый из вас получит задание изучить выраженность той или иной характеристики у членов группы, а затем определить среднее значение для группы. На выполнение этого задания дается 10 минут.

Упражнение «Некто средний»

Задачи:

- осознание баланса между общим и уникальным в человеческой личности;

- осознание участниками собственной индивидуальности;

- создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе.

Необходимое время: 20 минут.

Материалы: карточки с заданиями, бумага, ручки, линейки, измерительные рулетки или сантиметры, калькуляторы, доска или флипчарт.

Приложения: карточки с индивидуальными заданиями для участников (Приложение № 5).

Процедура проведения: Ведущий говорит участникам, что сегодня им предстоит провести исследование, в ходе которого каждому будет нужно выполнить некоторые измерения и вычисления. Целью этой работы будет изучение индивидуальных особенностей участников, а также создание портрета усредненного члена группы, особенности которого являлись бы средним арифметическим особенностей всех участников. Для выполнения этой задачи участники получают индивидуальные задания изучить выраженность той или  иной характеристики у членов группы (Приложение № 5), а затем определить среднее значение для группы. На выполнение этого задания дается 10 минут.

        Когда все участники произвели необходимые измерения и вычисления, группа приступает к созданию портрета усредненного члена группы. Для этого участники делают короткие сообщения, по очереди подходя к доске или флипчарту, и обозначают среднее значение по данному параметру. Ведущий просит участников сначала представить внешние характеристики, а потом особенности характера и другие характеристики. Например, рост 1 м 66 см, вес 58 кг, глаза зеленовато-серые, волосы темно-русые и т.д. Группе предлагается придумать имя для полученного «среднего» персонажа, затем ведущий вместе с участниками группы обобщает полученные результаты.

        Вопросы для обсуждения:

- Как вы относитесь к этому «среднему» персонажу? Нравится ли он вам?

- Хотел бы кто-нибудь из вас стать этим «средним» персонажем?

- Хотели бы вы жить в обществе, состоящем только из таких людей? Почему?

Ведущий: В продолжение нашего занятия хочу вам предложить следующую интерактивную игру, в которой вам предстоит принять участие в соревновании. Сейчас я вас попрошу каждого вытянуть жребий. В зависимости от цифры на жребии условия участия в соревновании различаются. Участники, на жребиях которых написаны «1», получают повязки на глаза. В соревновании они должны участвовать с завязанными глазами. Те, кому достался жребий с цифрой «2», должны сцепить руки на груди. Во время соревнования они не могут пользоваться руками. Участники со жребием «3» должны сесть на стулья. Во время соревнования они не могут передвигаться и вставать со стульев. Для участников со жребием «4» никаких ограничений не предусмотрено. Я должна вас предупредить, что эти условия не обсуждаются и должны соблюдаться неукоснительно. Во время соревнования вы не должны помогать друг другу, исключением может быть словесная помощь.

Упражнение «Неравные старты»

Задачи:

- понимание положения в обществе людей с ограниченными физическими возможностями;

- формирование сочувственного отношения к людям с ограниченными физическими возможностями;

- формирование гуманистического мировоззрения.

Необходимое время: 20 минут.

Материалы: бумажные жребии для участников (Приложение №3), непрозрачные повязки на глаза в количестве ¼ от числа участников, стакан сухой фасоли, бумага А4, карандаши, бланк для фиксации результатов (Приложение №4), небольшие призы-угощения для каждого участника.

Процедура проведения:  Ведущий говорит, что сейчас группе предстоит принять участие в соревновании. Участники вытягивают жребий (в равных количествах на жребиях написаны цифры 1,2,3,4). Ведущий предупреждает, что условия участия в соревнованиях различаются в зависимости от цифры на жребии. Участники, на жребиях которых написаны «1», получают повязки на глаза. В соревновании они должны участвовать с завязанными глазами. Те, кому достался жребий с цифрой «2», должны сцепить руки на груди. Во время соревнования они не могут пользоваться руками. Участники со жребием «3» должны сесть на стулья. Во время соревнования они не могут передвигаться и вставать со стульев. Для участников со жребием «4» никаких ограничений не предусмотрено. Ведущий предупреждает участников, что эти условия не обсуждаются и должны соблюдаться неукоснительно.

        Убедившись, что все готовы, ведущий объявляет о начале соревнований.

        Задание 1. Ведущий раскладывает на полу листы бумаги А4 так, чтобы  они находились на расстоянии около 70 см друг от друга и образовывали извилистую линию-дорожку. Участники, по очереди перепрыгивая с листка на листок, должны пройти от начала до конца дорожки, как по кочкам. Если участник касается пола, то он отстраняется от дальнейшего выполнения задания. Ведущий фиксирует в бланке успешность выполнения задания каждым участником (1 балл дается за каждый раз, когда участнику удается перепрыгнуть на листок, не коснувшись пола).

        Задание 2. Ведущий рассыпает на полу стакан сырой фасоли. Участники должны за одну минуту собрать как можно больше фасолин. Ведущий фиксирует в бланке количество фасолин, собранных каждым участником.

        Задание 3. Участники получают листы бумаги и карандаши. Им дается задание за одну минуту нарисовать домик. Качество рисунков оценивается ведущим по пятибалльной системе. Результаты фиксируются в бланке.

        Велика вероятность того, что в ходе соревнования у участников возникает желание помочь друг другу. Ведущий должен мягко, но решительно запретить им делать это или четко ограничить возможности такой помощи (например, сказать, что помощь может быть только словесной).

        После окончания соревнования ведущий суммирует баллы и объявляет троих победителей. Естественно, побеждают те участники, которые получили жребий с цифрой «4». Ведущий говорит, что победители, видимо, заслужили награду, и раздает им призы-угощения. После этого он предлагает группе обсудить результаты соревнования.

Вопросы для обсуждения:

- Довольны ли вы тем, как прошли соревнования?

- Как чувствовали себя участники, чьи физические возможности были ограничены условиями упражнения?

- Как чувствовали себя те, чьи возможности ограничены не были?

- Справедливо ли были распределены призы?

- Какие чувства и проблемы испытывают люди с ограниченными физическими возможностями в нашем обществе?

Примечание: после обсуждения необходимо раздать призы-угощения каждому участнику и поблагодарить всех за работу.

Рефлексия.

Необходимое время: 10-15 минут.

Процедура проведения: психолог просит участников заполнить анкету и затем рассказать:

- Что больше всего запомнилось, понравилось?

- Какие люди или социальные группы в наибольшей степени нуждаются в защите, сопереживании, добром отношении?

- Как вы собираетесь использовать то, чему научились в группе?

- Что вы узнали нового?

Приложения.

Приложение № 1

Анкета обратной связи после занятия

Фамилия, имя ________________________ __________________________________

Уважаемые участники!

Ваше мнение о прошедшем занятии очень важно для меня. Ваши отзывы помогут сделать нашу совместную работу еще более эффективной. Пожалуйста, поставьте свои оценки, отметив их на шкале от 0 до 10:

1. Мое настроение до занятия

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2. Мое настроение после занятия

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3. Насколько мне все было ясно и понятно

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4. Насколько мне было интересно

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5. Насколько нужен и полезен для меня предложенный материал

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

6. Насколько комфортным для меня был темп занятий

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

7. Сколько личных усилий, эмоций, опыта я вложил в группу

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

8. Как много я получил от группы

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

Приложение № 2

Анкета участника занятия

Ф.И.О. _____________________________ _____________________________________

Возраст _________________________________________________________________

Род занятий ________________________ _____________________________________

Мотив участия в занятии __________________________________________________

Спасибо!

Приложение № 3

Жребий участников

1

2

3

4

1

2

3

4

Приложение № 4

Бланк фиксации результатов

Участник/

№ команды

Задание №1*

Задание №2**

Задание №3***

* - 1 балл дается за каждый раз, когда участнику удается перепрыгнуть на листок, не коснувшись пола.

** - количество фасолин, собранных участником.

*** - рисунок оценивается по пятибалльной системе.

Приложение № 5

Индивидуальные задания для участников

Вычислить средний рост участников группы

Вычислить средний вес участников группы

Вычислить среднюю дату и месяц рождения участников

Определить среднюю длину волос всех членов группы

Определить средний цвет глаз участников

Определить средний цвет волос участников

Выяснить на сколько баллов по десятибалльной шкале каждый участник оценивает свою память, и вычислить среднее значение

Выяснить, на сколько баллов по десятибалльной шкале каждый участник оценивает свое чувство юмора, и вычислить среднее значение

Выяснить, на сколько баллов по десятибалльной шкале каждый участник оценивает свои интеллектуальные способности, и вычислить среднее значение

Выяснить, на сколько баллов по десятибалльной шкале каждый участник оценивает свое физическое развитие, и вычислить среднее значение

Выяснить, на сколько общительным каждый участник считает себя (по десятибалльной шкале), и вычислить среднее значение

Выяснить, на какое расстояние может прыгнуть в длину каждый участник группы (проведя соответствующий эксперимент), и вычислить среднее значение

Выяснить, на сколько баллов по десятибалльной шкале каждый участник оценивает свои художественные способности (умение рисовать, лепить и т.д.), и вычислить среднее значение

Выяснить, на сколько баллов по десятибалльной шкале каждый участник оценивает свои способности к точным наукам (математика, физика), и вычислить среднее значение

Выяснить, на сколько баллов по десятибалльной шкале каждый участник оценивает свои способности к естественным наукам (биология, география, химия), и вычислить среднее значение

Выяснить, на сколько баллов по десятибалльной шкале каждый участник оценивает свои способности к гуманитарным наукам (история, литература, философия), и вычислить среднее значение

Выяснить, на сколько баллов по десятибалльной шкале каждый участник оценивает свои вокальные способности (умение петь), и вычислить среднее значение

Выяснить, на сколько баллов по десятибалльной шкале каждый участник оценивает свое стремление к риску, и вычислить среднее значение

Литература:

  1. Библиотека газеты «Ежедневные новости. Подмосковье», 2010 – Искусство жить с непохожими людьми.
  2.  СПб.: Питер, 2007 - Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками.
  3. Анкеты - HR-Portal Сообщество HR-Менеджеров. – Интернет-сайт
  4. Википедия – Свободная энциклопедия – Интернет-энциклопедия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный журнал "Все разные, все равные"

Устный журнал «Все разные, все равные» Цель: знакомство с национальными традициями  и обычаями, культурой  русских, казахов, немцев, проживающих на территории Бердюжского района; приобщен...

Ток-шоу «Все разные, все равные!»

Создать условия для формирования у учащихся представление о Конституции РФ не только как об основном законе государства, но и как о нормативно-правовом акте прямого действия, опираясь на нормы которог...

Классный час на тему: «Мы – разные, мы – равные…

В жизни нам часто приходится страдать, обижаться на окружающих за то, что нас неправильно поняли, незаслуженно обидели. «Счастье - это когда тебя понимают», - говорит герой фильма «Доживем до понедель...

Программа по профилактике экстремистских проявлений «Мы разные – мы равные»

Данная программа направлена на укрепление в школе толерантной среды на основе принципов мультикультурного развития, ценностей многонационального российского общества, соблюдения прав и свобод человека...

"Разные возможности - равные дети" - рекомендации родителям ребенка с особенностями психофизического развития.

В данном информационном материале учитель-дефектолог дает советы родителям, воспитывающих детей с особыми потребностями....

Выступление на районном мероприятии "Разные дети-равные возможности" на тему " Лайф хаки от педагогов коррекционных групп"

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды (РППС) ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта д...