Программа по профилактике экстремистских проявлений «Мы разные – мы равные»
учебно-методический материал по обж на тему
Данная программа направлена на укрепление в школе толерантной среды на основе принципов мультикультурного развития, ценностей многонационального российского общества, соблюдения прав и свобод человека, поддержание межнационального мира и согласия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_profilaktike_ekstremistskih_proyavleniyy.docx | 37.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Костромского муниципального района Костромской области
«Ильинская основная общеобразовательная школа»
Программа по профилактике экстремистских проявлений
«Мы разные – мы равные»
Разработчик:
преподаватель-организатор ОБЖ,
Киселёва Лариса Евгеньевна
Ильинское, 2013
Пояснительная записка
Формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия, профилактика различных видов экстремизма и противодействие им имеют для многонационального российского общества особую актуальность.
Угроза экстремизма продолжает оставаться одним из основных факторов, дестабилизирующих общественно-политическую обстановку в Российской Федерации.
Формирование негативного отношения к такому опасному явлению в обществе, как экстремизм, является комплексной задачей, требующей скоординированных усилий органов государственной власти всех уровней с общественными организациями и объединениями, религиозными структурами, другими институтами гражданского общества и отдельными гражданами, в том числе и со школой.
Данная программа направлена на укрепление в школе толерантной среды на основе принципов мультикультурного развития, ценностей многонационального российского общества, соблюдения прав и свобод человека, поддержание межнационального мира и согласия.
Программа представляет собой комплекс мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в сфере воспитания толерантного сознания и профилактики экстремистских проявлений у обучающихся МКОУ «Ильинской основной общеобразовательной школы».
Реальными механизмами ее осуществления являются меры, направленные на развитие гражданского общества, воспитание гражданской солидарности, патриотизма и интернационализма, поддержание мира и согласия, противодействие любым проявлениям экстремизма.
Толерантность должна пониматься не просто как терпимое отношение к чему-то иному, отличающемуся от привычного нам. Толерантность предполагает не только понимание, но и принятие того факта, что окружающий мир и населяющие его народы очень разнообразны. При этом каждый этнос уникален и неповторим. Только признание этнического и религиозного многообразия, понимание и уважение культурных особенностей, присущих представителям других народов и религий, в сочетании с демократическими ценностями гражданского общества могут содействовать созданию подлинно толерантной личности.
Основание для разработки программы:
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ
"О противодействии экстремистской деятельности" с изменениями и дополнениями от: 27 июля 2006 г., 10 мая, 24 июля 2007 г., 29 апреля 2008 г., 25 декабря 2012 г., 2 июля 2013 г.
Базовыми источниками явились государственные документы по вопросам политики образования:
- Закон «Об образовании» РФ;
- Национальная Доктрина образования Российской Федерации;
- Конвенция о правах человека;
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы».
Цель и задачи программы:
Целью программы является формирование и внедрение в практику межличностного общения обучающихся школы норм толерантного (терпимого) поведения.
Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:
- проведение воспитательной, пропагандистской работы с детьми и работниками школы, направленной на предотвращение экстремистской деятельности, воспитанию толерантности, культуры мира и межнационального согласия в школьной среде;
- разработка и реализация комплекса внеучебных мероприятий по формированию у обучающихся толерантного поведения, по противодействию экстремизму и снижению социально-психологической напряженности в молодежной среде;
- использование Интернет в воспитательных и профилактических целях, размещение на сайте школы информации, направленную на формирование у молодёжи чувства патриотизма, гражданственности, а также этнокультурного характера;
- осуществление мониторинга по развитию и выявлению субкультур и межнациональных отношений в школе;
- проведение работы по информационной безопасности, осуществление мониторинга сети Интернет в образовательном учреждении для выявления информации экстремистской направленности;
- проведение родительских собраний, педагогических советов с вопросами профилактики экстремизма, ксенофобии, информационной безопасности;
- повышение занятости молодёжи во внеурочное время.
Основные принципы формирования толерантности:
Принцип субъектности: опора на активность обучающегося, инициативность, стимулирование его самовоспитания, сознательного поведения и самокоррекции в отношениях с другими людьми.
Принцип адекватности: соответствие содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс; учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, религиозных, семейных, региональных и пр.).
Принцип индивидуализации: учет индивидуальных особенностей и уровня сформированности толерантности у обучающегося; раскрытие потенциала отдельной личности, как в учебной, так и во внеучебной деятельности.
Принцип рефлексивной позиции: ориентация на формирование у обучающихся осознанной устойчивой системы отношений к какой-либо значимой для них проблеме, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках.
Принцип создания толерантной среды: формирование в школе гуманистических отношений; воспитание у обучающихся и преподавателей чувства взаимной ответственности.
Этапы реализации программы:
Программа реализуется в течение всего срока обучения обучающихся в школе.
Механизм реализации и контроль за исполнением Программы:
Контроль за реализацией Программы осуществляет администрация МКОУ «Ильинской основной общеобразовательной школы».
Исполнители Программы несут ответственность за качественное и своевременное выполнение мероприятий Программы.
Для выполнения конкретных мероприятий могут создаваться рабочие группы по инициативе исполнителей Программы. В ходе реализации Программы отдельные ее мероприятия в установленном порядке могут уточняться.
Ход и результаты выполнения мероприятий Программы могут быть рассмотрены на совещаниях при директоре с заслушиванием отчетов исполнителей Программы, педагогических советах и Совете школы.
Реализация Программы позволит:
- Повысить уровень информированности обучающихся по данной проблеме.
- Снизить степень распространенности негативных этнических установок и предрассудков в ученической среде.
- Способствовать формированию толерантного сознания, основанного на понимании и принятии культурных отличий, обязательном соблюдении прав и свобод граждан.
- Сформирует у обучающихся навыки цивилизованного общения в виртуальном пространстве.
- Обеспечит необходимую адаптацию и социализацию детей из семей мигрантов, включённых в систему образования.
- Предотвратит участие школьников в организациях, неформальных движениях, осуществляющих социально негативную деятельность.
Содержание программы
Программа по профилактике экстремистских проявлений реализуется через:
- профилактические мероприятия, осуществляющиеся в рамках плана работы школы по противодействию терроризму и экстремизму;
- федеральный компонент рабочего учебного плана, т.е. через включение в учебный цикл общих и специальных курсов тем, направленных на формирование толерантного сознания, веротерпимости и обучение межкультурному диалогу;
- воспитательную работу по формированию толерантности, культуры мира и межнационального согласия в школьной среде;
- работу социально-психологической службы по формированию толерантности и по предотвращению экстремизма в школьной среде;
- работу информационных служб по обеспечению информационной безопасности.
План работы школы по противодействию терроризму и экстремизму:
Срок проведения | Мероприятие | Ответственный |
Перед каждым уроком, внеучебным и внеклассным мероприятием | Визуальная проверка помещения на наличие подозрительных предметов | Учителя, классные руководители |
Ежедневно | Осмотр здания, территории, спортивных площадок на предмет обнаружения подозрительных предметов | Сторож, рабочий по обслуживанию здания |
Осмотр ограждений, ворот, калиток, запасных выходов, замков, запоров, решеток на предмет их целостности и исправности | Сторож, рабочий по обслуживанию здания | |
Проверка исправности работы пожарной сигнализации | Рабочий по обслуживанию здания | |
Контроль соблюдения пропускного режима | Дежурный учитель | |
Проверка целостности и работоспособности систем теплоснабжения, канализации | Рабочий по обслуживанию здания | |
Еженедельно | Осмотр ограждений, ворот запасных выходов, замков, решеток на предмет их целостности и исправности | Рабочий по обслуживанию здания |
Осмотр неиспользуемых помещений (щитовых, чердаков, подвалов и т. п.) на предмет обнаружения подозрительных предметов | Рабочий по обслуживанию здания | |
Ситуационно | Контроль выполнения настоящего плана | Директор |
Оповещение работников и учащихся школы об угрозе возникновения ЧС и проведение эвакуации | Директор | |
Изучение Положений, Инструкций, Памяток и другой документации по обеспечению безопасности в школе с вновь прибывшими работниками в течение недели после поступления | Директор, преподаватель-организатор ОБЖ, ответственный за безопасность | |
Ознакомление вновь прибывших учащихся с памятками и инструкциями по обеспечению безопасности в течение недели после зачисления | Классные руководители | |
Ознакомление родителей (законных представителей) учащихся с пропускным режимом, правилами посещения школы и иной документацией по обеспечению личной безопасности учащихся | Директор | |
Документационное обеспечение (издание необходимых приказов и распоряжений, утверждение планов, графиков и т.п.) безопасности массовых мероприятий | Директор, заместители директора | |
Ознакомление участников (работников, учащихся и их родителей) массовых мероприятий с необходимой документацией по обеспечению безопасности | Преподаватель-организатор ОБЖ | |
Документационное обеспечение (издание необходимых приказов и распоряжений, утверждение планов, графиков и т.п.) выездных мероприятий для учащихся | Директор, заместители директора | |
Ознакомление участников (работников, учащихся и их родителей) выездных мероприятий для учащихся с необходимой документацией по обеспечению безопасности | Преподаватель-организатор ОБЖ | |
Документационное обеспечение (издание необходимых приказов и распоряжений, утверждение планов, графиков и т.п.) безопасности ремонтных работ | Директор | |
Ознакомление участников (работников и привлеченных лиц) ремонтных работ с необходимой документацией по обеспечению безопасности | Назначенные лица | |
Разработка и корректировка Паспорта безопасности школы и иной документации (памяток, планов, инструкций) по обеспечению безопасности | Перподаватель-организатор ОБЖ |
Перечень программных воспитательных мероприятий по формированию толерантности, культуры мира и межнационального согласия в школьной среде:
Мероприятия | Исполнители | Сроки проведения | Цели |
Классные часы по толерантности | Классные руководители | Раз в четверть | Формирование толерантности, культуры мира и межнационального согласия в школьной среде. |
Родительские собрания по вопросам предотвращения экстремизма | Классные руководители | Раз в полугодие | Профилактика экстремизма, ксенофобии, информационная безопасность |
Конкурсы, выставки, викторины, круглые столы, концерты по профилактике экстремизма, по формированию патриотизма и гражданственности | Заместитель директор по воспитательной работе, педагог-организатор | В течение года | Формирование толерантности, культуры мира и межнационального согласия в школьной среде. |
Мониторинг по выявлению субкультур | Заместитель директор по воспитательной работе, классные руководители | Раз в полугодие | Выявление и профилактика участия школьников в организациях, осуществляющих социально негативную деятельность. |
Мониторинг по определению уровня взаимоотношений среди учащихся в классном коллективе | Заместитель директор по воспитательной работе, классные руководители | Раз в четверть | Определение уровня взаимоотношений среди учащихся в классном коллективе |
Организация волонтёрского движения «Ветеран живет рядом» | Заместитель директор по воспитательной работе, педагог-организатор | В течение года | Противодействие молодёжному экстремизму. Оказание позитивного влияния при выборе жизненных ценностей |
Участие в молодежных акциях «Нет экстремизму!» | Заместитель директор по воспитательной работе, педагог-организатор | По плану | Предупреждение экстремистских проявлений среди обучающихся и укрепление межнационального согласия |
Вовлечение обучающихся в кружки, секции | Заместитель директор по воспитательной работе, классные руководители | В течение года | профилактика участия школьников в организациях, осуществляющих социально негативную деятельность. |
Перечень мероприятий социально-психологической службы по предотвращению экстремизма в школьной среде:
Мероприятия | Ответственные | Сроки | Учреждения, привлекаемые к проведению мероприятий | Цели |
Круглые столы, беседы, семинары «Экстремизм» | Заместитель директор по воспитательной работе, социальный педагог | В течение года | Сельская библиотека, сельский клуб, участковый уполномоченный, кдн | Предотвращение экстремизма в школе |
Анкетирование по определению психологического климата в коллективе | Заместитель директор по воспитательной работе, социальный педагог | Раз в полугодие | Определение психологического климата в коллективе | |
Мониторинг адаптации и социализации детей из семей мигрантов, включённых в систему образования | Заместитель директор по воспитательной работе, социальный педагог | В течение года | Выявление уровня адаптации и социализации детей из семей мигрантов, включённых в систему образования | |
Родительская академия по толерантности | Заместитель директор по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители | Раз в полугодие | Сельская библиотека, сельский клуб, участковый уполномоченный | Предотвращение экстремизма в школе |
Выступление на педагогических советах | Заместитель директор по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители | Раз в полугодие |
Перечень мероприятий информационных служб по обеспечению информационной безопасности:
Мероприятие | Исполнители | Сроки | Цели |
Семинары по теме «Роль педагога в обеспечении безопасности учащихся в сети Интернет» | Заместитель директора по воспитательной работе, учитель информатики | В течение года | Ограничение доступа обучающихся образовательных учреждений к ресурсам сети Интернет, не имеющих отношения к образовательному процессу; |
Родительские собрания по теме «Управление безопасностью детей в сети Интернет» | Классные руководители, учитель информатики | По плану | Соблюдение санитарно- гигиенических норм (временной режим работы за компьютером, своевременные перерывы, гимнастика) для сохранения здоровья детей Обеспечение информационной безопасности |
Консультации для родителей по регламентации доступа детей к сети Интернет | 1 раз в четверть | Профилактика посещения сайтов экстремистской и запрещённой направленности, социальных сетей. | |
Разработка памяток для участников образовательного процесса (учителей, учащихся и родителей) по безопасной работе в сети Интернет | Учитель информатики | В течение года | Обеспечение личной безопасности в информационном обществе |
Информационное наполнение официального сайта школы по вопросам безопасного использования сети Интернет | Учитель информатики | В течение года | |
Мероприятия по теме «Профилактика Интернет - зависимости» | Учитель информатики, преподаватель-организатор ОБЖ | В течение года | Профилактика асоциального поведения в сети и посещения сайтов, содержащих запретную информацию |
Индикаторы оценки результатов реализации программы:
1. Степень осознанности учащимися проблемы терроризма, экстремизма и его угрозы обществу;
2. Степень воспитанности толерантности среди обучающихся;
3. Степень постоянной личной ответственности обучающихся и коллектива школы в ходе учебно-воспитательного процесса;
4. Степень внимания обучающихся и коллектива школы к присутствию на территории ОУ подозрительных предметов и посторонних лиц;
5. Степень готовности ОУ к возможным проявлениям актов терроризма и экстремизма;
6. Степень принятия мер на случай экстремальных ситуаций.
Список литературы:
- Власов, В. И. Экстремизм: сущность, виды, профилактика/В. И. Власов. – М.: Изд-во РАГС, 2003. – 175с.
- Информационно-аналитические материалы и методические рекомендации по организации профилактики экстремистских проявлений в молодежной среде// Разработчики-составители: Градусова М.М., Голомидов Д.А.,
Снесарь В.В., Тарасов В.А., Труфанов А.Ю.- Барнаул, 2012 - Красинский, В. В. Об основных проблемах применения Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»/В. В. Красинский//Закон и право. – 2003. – № 8. – С. 22-31
- Методические рекомендации для классных руководителей по профилактике экстремизма в подростковой среде// Под ред. Н. Е. Мезенцева, Е. А. Яровикова.- Екатеринбург: ИД «Гриф», 2012.- 38 с.
- Савина Н. Жить как люди. Проблемная дискуссия.//«Классное руководство и воспитание школьников»- 2010.- №18
- Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №14-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с изменениями от 27 июля 2006 г., 10 мая, 24 июля 2007 г., 29 апреля 2008 г., 25 декабря 2012 г., 2 июля 2013 г.)
- Фопель К. «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/Пер. с нем.; В 4-х томах. Т.2, 4. – М.: Генезис, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА «Профилактика асоциальных проявлений среди детей и подростков в МКОУ СОШ пгт Нижнеивкино на 2014-2015 учебный год».
Данный материал поможет разработать школьную программу по профилактике асоциальных проявлений среди учащихся учебного заведения....
Нормативные документы по противодействию экстремистским проявлениям среди молодежи.
Консультация для педагогов....
Технологии литературы в процессе профилактики экстремистских настроений обучающихся
Данный доклад посвящен теме профилактики экстремистских настроений учащихся, был использован в качестве методических рекомендаций по формированию у школьников на уроках литературы антиэкстремист...
План работы по профилактике экстремистских проявлений среди обучающихся
Создание в школе толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и культурного самосознания, принципов соблюдения прав и св...
Программа профилактики экстремистской деятельности, гармонизации межэтнических отношений, недопущению проявления фактов национализма и ксенофобии среди несовершеннолетних на 2016-2021 годы
Эта программа по профлактике экстремистской деятельности предназначена для МБОУ "Платово - Ивановская ООШ"...
Профилактика экстремистской деятельности в образовательном учреждении
Экстремизм, как правило, в своей основе имеет определенную идеологию. Признаки экстремизма содержат только такие идеологии, которые основаны на утверждении исключительности, превосходства либо неполно...
Разработка сценария классного часа «Профилактика экстремистских проявлений в образовательном учреждении»
Большую опасность в современном мире представляют терроризм и экстремизм, которые способны расшатать любое, даже самое стабильное и благополучное, общество.Одним из ключевых направлений борьбы с терро...