Развивающее занятие для учащихся 5-х классов
план-конспект занятия по психологии (5 класс) по теме
Развивающее занятие для учащихся 5-х классов "Путешествие на остров..."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия | 470 КБ |
Предварительный просмотр:
Развивающее занятие
для учащихся 5 классов
Разработчик педагог-психолог Расулова О.В.
2013
«ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ …»
Развивающее занятие для учащихся 5 классов
Цель: развитие коммуникативных универсальных учебных действий, развитие навыков сотрудничества, сплоченности.
Задачи:
- Формирование навыков взаимодействия между учащимися, умения согласовывать свои действия с партнером.
- Развитие навыков планирования деятельности, саморегуляции.
- Развитие навыков бесконфликтного принятия решений.
Форма проведения: групповая.
Количество участников: 15 – 20 чел.
Материалы и оборудование: мультимедиапроектор для показа презентации, правила сплоченной работы для демонстрации их на классной доске, магниты, заданиями для групп, лист А3 для «карты путешественников», фломастеры разных цветов бумажные части корабля, схема построения корабля, клей, маркеры черный и красный, бумажные заготовки флага, парусов, большой лист бумаги, символизирующий остров.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Приветствие. Знакомство.
- Здравствуйте. Ребята, мне очень приятно вас всех видеть. Давайте возьмемся за руки. Мы с вами образовали круг, который обозначает единство, сплоченность. Давайте улыбнемся друг другу и забудем все плохое, грустное.
Упражнение «Знакомство»».
Цель: приветствие участников друг друга, подчеркивание индивидуальности каждого ребенка.
Инструкция: «Ребята, я предлагаю каждому представиться. Каждый из вас называет свое имя и самую лучшую черту своего характера».
Представление ведется по кругу.
2. Разминка.
- Теперь, когда мы с вами познакомились и узнали немного друг друга, я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Те, кто…».
Упражнение «Те, кто…».
Цель: дальнейшее знакомство участников, нахождение сходств между учащимися, создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение.
Инструкция: «Ребята, слушайте меня внимательно и выполняйте действия, которые я вам буду озвучивать.
- Присядьте те, кто любит плавать.
- Похлопайте в ладоши те, кто любит рисовать.
- Попрыгайте те, кто любит проводить время с друзьями.
- Поднимите правую руку те, кто любит мастерить что-нибудь своими руками.
- Поднимите левую руку те, кто любит придумывать разные истории, загадки, ребусы.
- Высоко поднимите руки и скажите « я» те, кто является учеником 5 класса».
- Хорошо, молодцы! Прошло совсем немного времени, а мы уже так много знаем дуг о друге! Я вижу, что вы интересные ребята, и вас многое объединяет. Думаю, это поможет нам в нашем занятии, и оно будет для вас познавательным и интересным.
Демонстрируется слайд № 1.
3. Основная часть.
Беседа по теме занятия.
Цель: подготовка учащихся к деятельности на основном этапе занятия.
- Ребята, скажите, в предыдущей игре какое сходство объединило всех вас?
- Да, самое главное ваше сходство в том, что все вы являетесь учениками одного класса. Несмотря на то, что все вы разные, вас в школе воспринимают не как Лешу, Таню и т.д., а как единое целое – «класс».
- Ребята, вы знаете, что такое команда?
- Скажите, а ваш класс можно назвать командой? Почему?
- Можно смело сказать, что вы команда пятиклассников вашей школы. А где еще можно встретить команды? (Подвести детей к тому, что есть команды на корабле).
- Какие цели преследует команда на корабле?
- Как должны работать участники команды для того, чтоб достичь общей цели?
- Может ли команда достичь своих целей, если члены её не могут договориться?
- Давайте теперь подведем итог, какие правила необходимо соблюдать членам команды, чтобы работа была сплоченной и команда достигла намеченной цели:
- следовать намеченной командной цели
- оказывать поддержку друг другу
- поддерживать доброжелательные и доверительные отношения
- уважать мнение другого человека
- работать увлеченно, творчески, с удовольствием
- рационально распределять между собой обязанности и ответственно их выполнять.
- Ребята, а вы любите путешествовать?
Практическая работа. Упражнение «Готовимся в путь».
Цель: формирование навыков умения работать в команде, развитие навыков планирования деятельности.
Оборудование: заданиями для групп, лист А3 для «карты путешественников», фломастеры разных цветов бумажные части корабля, схема построения корабля, клей, маркеры черный и красный, бумажные заготовки флага, парусов.
Инструкция: «Сейчас я предлагаю вам побывать в качестве команды корабля, которая собирается в морское путешествие. Но для того, чтобы отправиться в путь, необходимо подготовить корабль и составить карту пути, по которой команда будет путешествовать.
Чтобы подготовка затратила как можно меньше времени, вы, участники команды должны распределить обязанности между собой. Для этого необходимо разделиться на три групп. Это можно сделать двумя способами, либо по вашим любимым занятиям, вспомните, кто из вас любит рисовать, мастерить, сочинять, либо по цвету бейджов.
Затем каждая группа выполняет свое индивидуальное задание, и мы вновь объединяемся. Каждая группа должна выполнять задание быстро, ловко, и не забывать о правилах сплоченной работы в команде».
Учащиеся делятся на группы, получают инструкции, которые лежат на столах и приступают к выполнению заданий. Задания для групп: «Кораблестроители» - из подготовленных частей корабля склеивают корабль. «Мореплаватели» - придумывают название корабля, символ для флага, подбирают как можно больше крылатых выражений, пословиц, поговорок, словосочетаний, отдельных слов на тему «Дружная команда» и записывают их на парусах корабля. «Путешественники» - рисуют карту с придуманными названиями островов и океанов, морей, которые нужно пройти, чтоб достигнуть умения взаимодействовать и вежливо общаться.
На протяжении выполнения задания демонстрируется слайд № 2, включается музыкальное сопровождение.
Обсуждение.
Как группа организовала свою работу?
Какой была атмосфера во время работы?
Удалось ли вам придерживаться правил, о которых мы с вами говорили?
-Ребята, вы молодцы. Ваша команда замечательно подготовилась к путешествию и пора нам отправляться в путь. Я предлагаю вам отправиться к острову … (подбирается название острова, придуманного детьми на карте, демонстрируется слайд № 3).
Упражнение «Остров».
Цель: тренировка навыков совместной деятельности.
Оборудование: большой лист бумаги, символизирующий остров.
Инструкция: «И вот перед нами остров. Нужно всей командой разместиться на этом острове, то есть встать таким образом, чтобы никакие ноги, руки и другие части тела каких-либо членов команды не касались пола, все должны быть на острове. Как вы этого добьетесь — вам решать (учащиеся размещаются на «острове»).
- Но вот начинается прилив, наш остров уменьшается в размерах, а вам необходимо удержаться на нем, при этом никто не должен пострадать (учащиеся стараются вместиться на уменьшенном «острове»).
Обсуждение.
Что помогло вам всем удержаться на острове?
4. Рефлексия. Завершение занятия.
- Мне очень понравилось, как вы сегодня работали на занятии. Вам удалось поработать командой, выполнить свою задачу и мы достигли своей цели, благодаря тому, что вы всегда помнили о правилах сплоченной работы, о правилах взаимодействия в команде.
- Я хочу узнать, ваши впечатления о сегодняшнем занятии. Предлагаю вам прочитать и продолжить предложение, написанное на карточке.
Сегодня от работы в команде мы получили …
Занятие для нас оказалось полезным в том, что …
Наша команда работала сплоченно, потому что…
Упражнение: «Я желаю тебе……»
Цель: развитие умения выражать позитивные пожелания письменно, формирование позитивного отношения к своим одноклассникам.
Оборудование: небольшие листочки бумаги (8x10) для записи пожеланий, фломастеры.
Инструкция: «В завершении нашего занятия, я предлагаю каждому из вас написать пожелание своим одноклассникам. И эти пожелания мы оставим в трюме вашего корабля, в качестве бортового журнала. Чтобы вы всегда помнили о том, что вы единый союз, единая команда - команда пятиклассников, и впереди вас ждет еще очень долгий школьный путь».
После выполнения упражнения, учащиеся берутся за руки, и выполняют ритуал прощания: все вместе говорят «Мы - команда».
- Занятие окончено. Всем спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 5-8 классов "Психологический практикум"
Предлагаемая программа направлена на развитие коммуникативной культуры подростков. Темы занятий отражают личные проблемы детей данного возраста, поэтому они могут использоватьс...
Программа развивающих занятий с учащимися, имеющими трудности в общении с одноклассниками. (для учащихся 6 классов)
В каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень. Есть дети активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних устраивает второстепенная роль в классе, другие страдают от такого положения...
Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся классов "особый ребенок" коррекционной школы. Тема занятия: "Праздник красок"
Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся классов "особый ребенок" коррекционной школы. Тема занятия: "Праздник красок" Конспект коррекционно-развивающего ...
Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия для учащихся 6-7 классов "Земля - наш дом""
Игра-путешествие «Земля - наш дом». Цели: ― воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю;― расширять представления детей об окружающем мире, активизировать по...
Коррекционно - развивающее занятие с учащимися 2-го класса.
Коррекционно - развивающее занятие с учащимися 2-го класса с фонетико - фонематическим недоразвитием речи, обусловленным артикуляторно - акустической дисграфией....
Конспект развивающего занятия для учащихся 4-х классов «Дорога в пятый класс»
Цель: повышение адаптивных возможностей и развитие навыков уверенного поведения при переходе в среднее звено....
Рабочая программа коррекционно - развивающих занятий для учащихся 6 - 7 классов с ограниченными возможностями здоровья на 2022 - 2023 учебный год
Программа коррекционно-развивающей работы педагога-психолога в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего и основного общего образования направлена на созд...