Картотека дидактических игр и упражнений к планированию коррекционно-развивающихся занятий для учащихся 1-4 классов
картотека

Арьянова Нина Борисовна

В картоте дидактических игр и упражнений собран материал для занятий, направленный на развитие у детей ВПФ, внимания, памяти, мышления и речи. Также в них содержатся задания на развитие математических представлений (количество и счет, цвет, размеры и форма, геометрические фигуры), пространственно-временных представлений, графические диктанты по темам и т.д.

Так же методические разработки по русскому языку, чтению и развитию речи (пособия и карточки на отработку каллиграфии почерка, основных правил русского языка, технике чтения, развития связной речи, обогащение словарного запаса и другое) 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация

к программно-методическому материалу-

 пособие по русскому языку, чтению и развитию речи

для коррекционно-развивающих занятий с детьми 1-4 классов

учителя Арьяновой Н.Б.

МБОУ ООШ № 1 г.Слюдянка

     Данное учебно-методическое пособие предназначено не только для учителя-дефектолога, учителя-логопеда, учителей начальных классов, но и для воспитателей ГПД, воспитателей ДОУ и для внеклассной работы с учащимися 1-4 классов, обучающихся по программам ООП и АООП. Пособие служит для организации образовательного процесса, для групповых и индивидуальных занятий узких специалистов (логопедов, дефектологов), а также для работы с детьми во внеурочной деятельности. Все материалы так же можно использовать в помощь родителям при подготовке домашних заданий и закреплении материала.

   Пособие представляет собой папку с материалами, в которой разработаны занятия по темам. Удобства папки в том, что она имеет практическую значимость. Педагог может взять готовый материал,  распечатать карточки. Каждая карточка имеет свои цели и задачи. Материал красочный, разносторонний, с доступными и занимательными для ребят заданиями.  Он формирует и развивает знания не только младшего нормотипичного школьника, но и обучающегося с ОВЗ. Все задания направлены на развитие высших психических функций: памяти, внимания, речи, мышления, восприятия и др.

   Данный материал прошел апробацию на учащихся 1-4 классов, на обучающихся с ЗПР, ТНР, ОВЗ и имеет положительный результат. Можно подобрать материал исходя из индивидуальных особенностей детей. Так же материал выстраивается от «более легкого к более сложному». Пособие направлено на развитие и формирование выразительной речи, улучшения навыков общения, беглого чтения и пересказа, расширения кругозора, а так же грамотного письма обучающихся начальной ступени обучения.

Пояснительная записка

к учебно-методическому материалу-пособию

по русскому языку, чтению и развитию речи

для коррекционно-развивающих занятий с детьми 1-4 классов

учителя Арьяновой Н.Б.    

  1.  Материал в папке разделен по классам: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс. Отдельно в папке материалы для обучающихся с ОВЗ. Материал расположен по видам работы и соотнесен с лексическими темами, используемыми для развития речи, чтения и правильного письма для школьников 1-4 классов. Карточки содержат следующие материалы:

- по русскому языку, основные  темы: «Алфавит», «Имена собственные», «Разделительный мягкий знак», «Разделительный твердый знак», «Предлоги», «Словарные слова», «Ударные и безударные гласные», «Гласные после шипящих», «Слова с написаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ», «Предложение», «Родственные слова», «Знаки препинания в конце предложения», «Главные и второстепенные слова в предложении», «Подбери схему к каждому предложению», «Подбери слова по смыслу так, чтобы получилось предложение», Контрольные списывания с грамматическими заданиями, Раздели слова на слоги, Допиши предложения, Карточки по коррекции почерка и др. Отдельно собраны «Задания-инструкции», «Задания-реконструкции», «Задания-поиск».

- по чтению, основными темами материала являются: Карточки «Слоговое чтение», «Выразительное чтение», «Составь сказку по сюжетным картинкам», «Типы предложений», «Пересказ», карточки на силу голоса «Тихо-громко», «Быстро-медленно», сюжетные карточки (сложи по порядку и расскажи); небольшие тексты по разным темам (например «Весной», «Ежик». «Сосна» и др. с вопросами, на которые отвечают дети и учатся пересказывать).

- по развитию речи: гласные и согласные звуки, карточки содержат тексты по развитию слогового чтения, выразительного чтения. Карточки с заданиями: например, Прочитай предложения и дополни их новыми словами, Найди и прочитай, а потом раскрась слова с противоположным значением одним цветом, Карточки на формирование восприятия и воспроизведения (повествовательного, вопросительного и восклицательного). Серии сюжетных карточек на различные темы «Времена года», «Дни недели», «12 месяцев» и мн другое.

Так же папка содержит карточки с различными заданиями: прочитай предложение и найди соответствующую картинку, опиши картинку, составь рассказ по темам «Транспорт», «Одежда по сезонам и возрасту», «Мебель», «Овощи», «Фрукты», «Домашние и дикие животные», карточки по выработке правильного чтения, заучивания наизусть (чистоговорки, скороговорки, пословицы, стишки с движениями)

2.Применение:  данный  учебно-методический материал можно использовать как для изучения нового материала, закрепления. Если материал не усвоен или плохо усвоен на уроке. Для расширения знаний об окружающем мире, обогащения словаря.  

   На занятиях материал применяется как закрепление основных тем на уроках и на преодоление учебных трудностей в освоении русского языка, чтения и развития речи. Применять карточки необходимо  в течение учебного года с сентября по май. Результаты имеют «плюсы» в конце учебного года. В результате у детей улучшается развитие высших психических функций  (внимание, память, мышление, воображение), связная речь. Повышается учебная мотивация, самостоятельность и работоспособность.

3.Данный учебно-методически материала доступен и актуален для  учащихся  1- 4 классов. Имеется возможность копировать материал и раздавать каждому ребенку. Картинки яркие и все задания понятны детям. Но для учащихся с ОВЗ  многие темы требуют многократного разъяснения и повтора, пошаговые инструкции педагога. В конце каждого учебного года видны улучшения и хорошая результативность в освоении предметов (русский язык, чтение и развитие речи). Основная задача педагога применять материал в системе на протяжении всего учебного года. Карточки можно использовать дома, в качестве дополнения к домашнему заданию, особенно те темы которые не усвоены до конца учеником в классе, либо ученик имеет «слабые» способности.

Аннотация

к учебно-методическому пособию

«Картотека дидактических игр и упражнений»

для коррекционно-развивающих занятий с детьми 1-4 классов

учителя Арьяновой Н.Б.

МБОУ ООШ № 1 г.Слюдянка

     Учебно-методическое пособие «Картотека дидактических игр и упражнений» предназначено не только для учителя-дефектолога, учителя-логопеда, учителей начальных классов, но и для воспитателей ГПД, воспитателей ДОУ и для внеклассной работы с обучающимися 1-4 классов, обучающихся по программам ООП, АООП. Дидактические игры способствуют развитию коррекции концентрации и переключения внимания, формированию слуховой и кратковременной памяти, наблюдательности, способности удерживать инструкцию в процессе деятельности, сообразительности, развитие познавательной деятельности, наглядно-образного мышления, развивают умение сравнивать делать умозаключения и другое. Активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям. Применяются дидактические игры на уроках математики, русский язык, обучение грамоте, окружающего мира,  развития речи, речевой практики, на групповых и индивидуальных занятиях  учителя-логопеда, учителя-дефектолога, во внеурочной деятельности, на занятиях в ДОУ. Все материалы так же можно использовать в помощь родителям «Чем занять ребенка дома».  Дидактические игры позволяют развивать математическое мышление ребенка, а также закреплять сложный материал по русскому языку и окружающему миру.

   Пособие представляет собой папку с дидактическими играми, в которой разработаны дидактические игры по разным направлениям. Например:  дидактические игры «Посчитай», «Скажи правильно»,  «Назови приметы осени», «Сравни овощи», «Фрукты», «Что где?», «Скажи, сколько чего?», «Высокий-низкий», «Сложи чашку», «Нелепицы», «Найди 7 отличий», «Игра в слова», «Упражнения на простейшие умозаключения», «Игры на внимание»  и т.д..

   Удобства папки в том, что она имеет практическую значимость. Педагог может взять готовый материал и  использовать его в работе с детьми начальных классов. Материал красочный, разносторонний, с доступными для ребят заданиями.  Дидактические игры развивают память, умственные и творческие способности детей.

   Данный материал прошел апробацию на учащихся 1-4 классов, на обучающихся с ЗПР, ТНР, ОВЗ и имеет положительный результат.  

   Как форма обучения детей любая Дидактическая игра включают в себя 2 начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Дети играя, учатся!

Пояснительная записка

к учебно-методическому пособию

«Картотека дидактических игр и упражнений»

для коррекционно-развивающих занятий с детьми 1-4 классов

учителя Арьяновой Н.Б.

МБОУ ООШ № 1 г.Слюдянка

    Дидактические игры тесно связаны с учебно-воспитательным процессом. Они используются в качестве одного из способов обучения различным предметам в начальной школе (математика, русский язык, чтение, окружающий мир). Результаты, которых добиваются дети, доставляют им много радости и вызывают проявление чувства творческого удовлетворения. Дидактические игры, игровые упражнения и занимательные задачи способствуют развитию способностей и потребностей познавательного характера, интеллектуальных и нравственно-волевых качеств, формированию познавательного интереса. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение между преподавателем и учащимися и между отдельными учащимися, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между людьми начинают носить более непринуждённый характер.

   Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся. Это является утверждённым, в педагогической практике и теории, средством для расширения, углубления и закрепления знаний. Кроме того, дидактическая игра, представляет собой самостоятельную деятельность, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. Дидактические игры относятся к виду “игр по правилам”, в число которых входят игры подвижные и связанные с музыкой. Именно они являются ярким примером синтеза различных видов педагогического воздействия на учеников: интеллектуального, нравственно-волевого и эмоционального.

    Процесс игры всегда подчинён решению дидактической задачи, которая всегда связана с определённой темой учебной программы. Она предусматривает необходимость овладения знаниями, нужными для реализации замысла игры. “Двойственная природа” игры – учебная направленность и игровая форма – позволяет стимулировать овладение в непринуждённой форме конкретным учебным материалом.

1.Материал в папке собран по направлениям «Элементарные математические представления», «Пространственная ориентировка», «Развитие связной устной речи», «Коррекция высших психических функций: память, внимание, мышление» и другое.   Карточки содержат следующие задания: ориентировка в пространстве и собственном теле, на развитие устойчивости и концентрации внимания, памяти, наблюдательности, расширения знаний об окружающем мире, обогащение словаря и др.

2.Применение:  данный  учебно-методический материал можно использовать на уроках факультативах, для закрепления материала (русский, математика), во внеурочной деятельности, в Группах продленного дня и на занятиях в ДОУ. Для развитие высших психических функций  и познавательной сферы ребенка.

   На занятиях материал применяется как закрепление основных тем на уроках и на преодоление учебных трудностей в освоении русского языка, чтения и развития речи в игровой форме. Применять карточки необходимо  в течение учебного года с сентября по май.

3.Данный учебно-методический материал доступен и актуален для  учащихся  1- 4 классов. Имеется возможность копировать материал и раздавать каждому ребенку. Картинки яркие и инструкции доступны детям. Но для учащихся с ОВЗ  многие темы требуют многократного разъяснения и повтора, пошаговые инструкции педагога. Основная задача педагога применять материал в системе. Учимся – играя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.

Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно- развивающих логопедических занятиях с учащимися с нарушениями чтения

Чтение остаётся основным способом получения новых знаний. Но не все дети в необходимой степени овладевают этим навыком. Дислексические нарушения поддаются коррекции.Конспект занятия. 2 класс. Тема: "С...

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий по русскому языку в 6 классе

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятийпо русскому языку в 6 классе...

Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога с учащимися 1-4 классов

Цель психокорреционных занятий заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию...

Программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащихся с ОВЗ

При составлении рабочей программы использованы системы коррекционной работы на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях, предложенные авторами ведущих специалистов в области логопедии  ...

Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащихся 4 классов с нарушением чтения и письма, обусловленным ОНР

Цель: устранение нарушений письменной речи, вследствие недостаточной сформированности фонематического,   лексико-грамматического и синтаксического компонентов  речевой системы  у обучаю...

Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащихся 5 – 9 классов (Нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР у учащихся с ЗПР)

Логопедическая работа в школе с учащимися с ОВЗ является важным звеном в общей  системе коррекционной работы. Это связано с тем, что нарушения речевого развития у детей с ЗПР носят системный хара...