Рабочая программа коррекционно - развивающих занятий для учащихся 6 - 7 классов с ограниченными возможностями здоровья на 2022 - 2023 учебный год
рабочая программа
Программа коррекционно-развивающей работы педагога-психолога в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего и основного общего образования направлена на создание системы комплексной помощи детям с различными интеллектуальными нарушениями в освоении основной образовательной программы, коррекцию недостатков в учебной и познавательной деятельности обучающихся, их социальную адаптацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_krz_dlya_uchashchihsya_s_ovz_6-7_klassov_s_ovz_na_2022-2023uch.g.docx | 45.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа коррекционно-развивающей работы педагога-психолога в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего и основного общего образования направлена на создание системы комплексной помощи детям с различными интеллектуальными нарушениями в освоении основной образовательной программы, коррекцию недостатков в учебной и познавательной деятельности обучающихся, их социальную адаптацию.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 (вступил в силу 01.09.2013) № 273-ФЗ;
- "Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990);
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 7 июня 2013 г. № ир-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;
- Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» ((ред. от 31.12.2015);
- Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый Приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373»;
- Приказ Минобрнауки РФ от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
- «Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I-IV). Подготовительный класс/ Под ред. С.Г.Шевченко.- М.:Школьная пресса, 2004. – 176с. («Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала»; Вып. 21)»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599, зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015года №35850;
- САНПИН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по Адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», постановление от 10 июля 2015 года № 26;
1.2. Цели, задачи и принципы коррекционного обучения детей
Программа направлена на коррекцию и развитие познавательных, аффективных и волевых сфер обучающихся с умеренной степенью УО (ИН).
Цель программы:
Коррекция и развития коммуникативной сферы обучающегося.
Задачи работы:
- способствовать развитию и коррекции отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы;
- способствовать формирование социальноприемлемых форм поведения;
- способствовать сведению к минимуму проявлений деструктивного поведения;
- производить коррекцию нарушений коммуникаций;
В ряду условий, обеспечивающих успешное осуществление этих задач, следует назвать совершенствование процесса обучения на занятиях и во время самостоятельной деятельности ребенка; постоянный поиск педагогом новых приемов, позволяющих детям с интересом и качественно усваивать программный материал. Результаты подобного поиска в области развития детей обобщены в данной программе.
Возрастные и индивидуальные особенности развития детей с умеренной степенью УО (ИН)
Дети с умственной отсталостью характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов. Причем имеет место не только отставание от нормы, но и глубокое своеобразие и личностных проявлений, и познания. Такие дети способны к развитию, хотя развитие осуществляется замедленно, но оно вносит качественные изменения в психическую деятельность детей, в их личностную сферу.
Особенности познавательных процессов умственно отсталых школьников:
- Патологическая инертность нервных и психических процессов;
- Интеллектуальная пассивность, равнодушие к происходящему;
- Снижение мотивации деятельности;
- Тугоподвижность, косность и стереотипность мышления;
- Нарушение критичности мышления;
- Нарушение операционального и организационного компонентов мыслительной деятельности;
- Недостаточность, недифференцированность и бедность восприятия;
- Низкая точность и прочность запоминания;
- Непреднамеренность запоминания;
- Нарушения речи;
- Низкая целенаправленность деятельности.
Инструментарий определения эффективности освоения программы
Динамика отслеживается следующим образом:
- первичная диагностика – выявление зоны актуального и ближайшего развития, составление индивидуального образовательного маршрута (ИОМ);
- промежуточная диагностика (в середине учебного года) - анализ динамики коррекционной работы, в случае её отсутствия – корректировка программы;
- итоговая диагностика (в конце уч.г.) - повторную психолого-педагогическую диагностику развития проводят используя те же методы, что и при первичной диагностике, но на другом наглядном и практическом материале. При необходимости, КРЗ (коррекционно-развивающие занятия) пролонгируются на следующий год.
На каждый вид диагностики отводится 1-4 занятия, в зависимости от возможностей ребёнка и характера нарушений.
Особенности организации работы педагога-психолога
Особенностью работы педагога-психолога по формированию школьно-значимых навыков и приемов умственной деятельности является использование специальных методов, обеспечивающих особые образовательные потребности детей с лёгкой степенью умственной отсталости. Данной программой предусматривается перенос формируемых на занятиях умений и навыков в деятельность ребенка на уроке и повседневной жизни, связанность коррекционного материала на занятии специалиста с учебным материалом и требованиями школьной программы.
Формирование приёмов на занятиях педагога-психолога обеспечивает постепенный переход мыслительной деятельности учащихся с репродуктивного на продуктивный уровень, предусматривает «пошаговость» при предъявлении материала, дозированную помощь, учитывает индивидуальные возможности ребенка работать самостоятельно, выполнять задание в словесно-логическом плане либо с использованием наглядных опор, воспринимать помощь педагога.
Формы, способы, методы и средства реализации программы
Коррекционно-развивающее обучение построено таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.
Обязательными условиями при проведении занятий являются:
- планирование материала от простого к сложному,
- дозирование помощи взрослого,
- постепенный переход от совместной деятельности с педагогом к самостоятельной работе учащегося.
Игры и упражнения, предлагаемые детям выстроены так, что четко прослеживается тенденция к усложнению заданий, словарного материала. С каждым занятием задания усложняются. Увеличивается объём материала для запоминания, наращивается темп выполнения заданий.
Для работы с детьми с умственной отсталостью программой предусматривается индивидуальная и подгрупповая форма занятий (по 2-4 человека), которые могут иметь коррекционно-развивающую и предметную направленность.
Длительность занятий: 20-30 минут – индивидуальное занятие, 40 минут - подгрупповое. Количество занятий в неделю для детей может отличаться, в зависимости от характера и степени нарушения (от 1-го до 3-х раз в неделю), так как программа является индивидуально ориентированной. Таким образом, количество занятий в год может составлять от 30 до 90.
На занятия к педагогу-психологу дети зачисляются на основании заключения ЦПМПК, либо ППк образовательной организации. При поступлении ребёнка на КРО педагог-психолог проводит первичную диагностику, используя материалы для психолого-педагогической диагностики детей. Выбор формы занятий (индивидуальная или подгрупповая) осуществляет педагог-психолог самостоятельно, исходя из особенностей развития ребёнка по результатам диагностики, рекомендациям ПМПК, а также совместно с ППк. В подгруппы дети объединяются по схожей нозологии нарушений и возрастных особенностей.
Критерии оценки результативности работы по программе
Мониторинг диагностических данных первичной, промежуточной, итоговой диагностики психолого-педагогического обследования обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости является критерием эффективности реализации коррекционной программы.
Положительным результатом служит динамика в познавательном и речевом развитии детей; заметные улучшения в формировании волевой регуляции и произвольной деятельности, навыков контроля и самоконтроля, умения общаться и сотрудничать. Данные диагностического исследования фиксируются в заключении специалиста.
Взаимодействие со специалистами ППк
Программа коррекционной работы предполагает междисциплинарное взаимодействие специалистов службы психолого-педагогического сопровождения в рамках школьного ППк.
Одним из основных механизмов реализации программы коррекционной работы является взаимодействие сотрудников образовательной организации через службу психолого-педагогического сопровождения, в которую входят: классный руководитель, социальный педагог, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог. Основной задачей ППк является сбор информации, изучение проблем ребенка, выбор форм и методов работы по проблеме ребенка, отбор содержания обучения с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей детей с лёгкой степенью умственной отсталости / трудностями в обучении.
Тематический план работы с обучающимися
Основные разделы программы:
- ФМП (формирование и расширение представлений о признаках предметов, количестве, числе.);
- Развитие и коррекция ВПФ;
- Формирование учебной деятельности, приёмов умственных действий.
Перечисленные направления работы не являются этапами коррекционных занятий, на каждом занятии используются игры и упражнения разных направлений.
Общее количество занятий разработано из расчёта на 68 часов в год. Количество часов по направлениям может меняться в зависимости от возможностей ребёнка, и его потребности в коррекционном воздействии.
Содержание программы коррекционно-развивающих занятий
6 класс | ||||
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Содержание | Коррекционно-развивающие задачи |
1-6 | Входная диагностика | 6 | Пакет методик патопсихологического обследования (альбом А.Р. Лурия: обобщение понятий, противоположные понятия, сравнение понятий; корректурная проба Бурдона, общая осведомлённость Д. Векслера, Исключение слова Р. Амтхауэра; Исключение предметов Б.В. Зейгарник, Простые аналогии У. Гордона, Толкование пословиц Б.В. Зейгарник); Проективные методики исследования эмоционально-волевой сферы (тест М. Люшера, Несуществующее животное М. З. Дукаревич, тест «Дерево с человечками» Д. Лампена, методика «Лесенка» В.Г. Щура/тест Самооценка Дембо-Рубинштейн) | Диагностика актуального уровня развития психических процессов относительно нормы |
7-8 | Домино | 2 | Домино-вкладыши. Цвет, форма. Соотнесение | Развитие эмоционально-волевой сферы, сеносомоторное и двигательное развитие, снятие эмоционального и мышечного напряжения |
9-10 | Вкладыши | 2 | Круг. Большой-маленький. Вкладыши, цвет, форма | Развитие коммуникативных навыков, мелкая моторика, снятие эмоционального и мышечного напряжения |
11-12 | Больше-меньше | 2 | Большой-маленький-поменьше. Квадрат. «Заплаточки». Цветовое лото | Развитие эмоционально-волевой сферы, сеносомоторное и двигательное развитие |
13-14 | Стороны | 2 | Слева, посередине, справа. Круг, квадрат. Соотнесение цвета и формы | Развитие ориентации в пространстве, сенсомоторное развитие |
15-16 | Одинаковые | 2 | Большой, маленький, поменьше, одинаковые. Треугольник. Домино-вкладыши | Развитие коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы, сеносомоторное и двигательное развитие |
17-19 | Вчера-сегодня | 3 | Вчера, сегодня, завтра, далеко, близко. «Заплаточки». Цветовое лото | Мелкая моторика, снятие эмоционального и мышечного напряжения |
20-21 | Длина | 2 | Короткий-длинный. Овал. Соотнесение цвета и формы | Развитие ориентации в пространстве, сенсомоторное развитие |
22-24 | Время года | 3 | Времена года. Круг, овал, треугольник, квадрат. Цветовое лото | Мелкая моторика, снятие эмоционального и мышечного напряжения |
25-26 | Высота | 2 | Высокий-низкий. Домино-вкладыши | Развитие коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы, сеносомоторное и двигательное развитие |
27-28 | Ширина | 2 | Широкий-узкий. Прямоугольник. Домино-вкладыши | Развитие ориентации в пространстве, сенсомоторное развитие |
29-30 | Положение предметов | 2 | Положение предметов по отношению к себе. Круг, овал. Соотнесение цвета и формы. | Сеносомоторное и двигательное развитие, снятие эмоционального и мышечного напряжения |
31-32 | Самый маленький | 2 | Большой, поменьше, самый маленький. Влево-вправо. Домино-вкладыши | Развитие коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы, сеносомоторное и двигательное развитие |
33-34 | Далеко-близко | 2 | Далеко-близко. «Заплаточки». Цветовое лото | Развитие эмоционально-волевой сферы, снятие эмоционального и мышечного напряжения |
35-38 | Динамика | 4 | Корректурная проба Бурдона, простые аналогии У. Гордона, рисунок «Несуществующее животное» или др. | Промежуточная диагностика актуального уровня развития психических процессов относительно нормы, сравнение с входными данными и результатами наблюдения |
39-40 | Выше-ниже | 2 | Вверху, внизу, слева, справа, под. Квадрат, прямоугольник. Времена года | Развитие ориентации в пространстве, сенсомоторное развитие |
41-42 | Стороны | 2 | Слева-посередине-справа. Сравнение, установление закономерностей. «Заплаточки». Цветовое лото | Развитие эмоционально-волевой сферы, сеносомоторное и двигательное развитие |
43-44 | Соотнеси | 2 | Соотнесение формы предмета с геометрическими фигурами. Быстро-медленно. Домино-вкладыши | Развитие эмоционально-волевой сферы, сеносомоторное и двигательное развитие |
45-46 | Лист | 2 | Ориентировка на листе бумаги. Овал, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Установление последовательности событий (части суток) | Мелкая моторика, снятие эмоционального и мышечного напряжения |
47-48 | Сравни | 2 | Сравнение знакомых предметов с геометрическими фигурами. «Заплаточки» | Развитие ориентации в пространстве, сенсомоторное развитие |
49-50 | Самый узкий | 2 | Широкий, поуже, еще уже, самый узкий. Установление последовательности событий (части суток) | Развитие эмоционально-волевой сферы, сеносомоторное и двигательное развитие, снятие эмоционального и мышечного напряжения |
51-52 | Цвет и форма | 2 | Вчера, сегодня, завтра. Соотнесение цвета и формы | Развитие эмоционально-волевой сферы, сеносомоторное и двигательное развитие |
53-54 | Фигуры | 2 | Геометрические фигуры. Слева, посередине, справа. Развитие зрительного внимания. Соотнесение цвета и формы | Мелкая моторика, снятие эмоционального и мышечного напряжения |
55-56 | Лото | 2 | Ориентировка на листе бумаги. Влево, вправо. Цветовое лото | Развитие ориентации в пространстве, сенсомоторное развитие |
57-58 | Смотри по сторонам | 2 | Развитие зрительно-моторной координации. Домино-вкладыши | Развитие коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы, сеносомоторное и двигательное развитие |
59-60 | Где что? | 2 | Определение пространственного расположения предметов по отношению к себе. «Заплаточки». Соотнесение цвета и формы | Мелкая моторика, снятие эмоционального и мышечного напряжения |
61-62 | Заплаточки | 2 | Определение пространственного расположения предметов по отношению к себе. «Заплаточки». Соотнесение цвета и формы | Развитие эмоционально-волевой сферы, сеносомоторное и двигательное развитие, снятие эмоционального и мышечного напряжения |
63-68 | Итоговая диагностика | 6 | Пакет методик патопсихологического обследования (альбом А.Р. Лурия: обобщение понятий, противоположные понятия, сравнение понятий; корректурная проба Бурдона, общая осведомлённость Д. Векслера, Исключение слова Р. Амтхауэра; Исключение предметов Б.В. Зейгарник, Простые аналогии У. Гордона, Толкование пословиц Б.В. Зейгарник); Проективные методики исследования эмоционально-волевой сферы (тест М. Люшера, Несуществующее животное М. З. Дукаревич, тест «Дерево с человечками» Д. Лампена, методика «Лесенка» В.Г. Щура/тест Самооценка Дембо-Рубинштейн) | Диагностика актуального уровня развития психических процессов относительно нормы, сравнение с входными и промежуточными данными, результатами наблюдения, успехами у других специалистов и учителей |
7 класс | ||||
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Содержание | Коррекционно-развивающие задачи |
1-6 | Входная диагностика | 6 | Пакет методик патопсихологического обследования (альбом А.Р. Лурия: обобщение понятий, противоположные понятия, сравнение понятий; корректурная проба Бурдона, общая осведомлённость Д. Векслера, Исключение слова Р. Амтхауэра; Исключение предметов Б.В. Зейгарник, Простые аналогии У. Гордона, Толкование пословиц Б.В. Зейгарник); Проективные методики исследования эмоционально-волевой сферы (тест М. Люшера, Несуществующее животное М. З. Дукаревич, тест «Дерево с человечками» Д. Лампена, методика «Лесенка» В.Г. Щура/тест Самооценка Дембо-Рубинштейн) | Диагностика актуального уровня развития психических процессов относительно нормы |
7-8 | Разница | 2 | Сравнить, какой предмет меньше, какой больше в пространстве | Развитие ориентации в пространстве, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы |
9-10 | Любимец | 2 | Нарисовать, показать, описать свое домашнее или просто любимое животное, обсудить почему | Развитие эмоционально-волевой сферы, сеносомоторное и двигательное развитие, снятие эмоционального и мышечного напряжения |
11-12 | Порядок | 2 | Расположение предметов, игрушек от большего к меньшему | Развитие ориентации в пространстве, мыслительных операций, сенсомоторное и двигательное развитие |
13-14 | Школа | 2 | Нарисовать, показать, описать, что нравится в школе, за что её любишь, обсудить | Развитие коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы, сеносомоторное и двигательное развитие, снятие эмоционального и мышечного напряжения |
15-16 | Сюжетные картинки | 2 | Установление последовательности событий, составление рассказа по сюжетным картинкам | Развитие коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы, мыслительных операций |
17-19 | Посуда | 3 | Рассказать, показать, нарисовать о посуде, которой пользуется дома, в школе, о своей любимой кружке, ложке | Развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков |
20-21 | Чистота | 2 | Рассказать, описать, нарисовать, как помогает дома соблюдать чистоту, чем пользуется, как делает, обсудить | Развитие коммуникативных навыков, мыслительных операций, сенсомоторное и двигательное развитие |
22-24 | Свойства предмета | 3 | Найти и показать самый твёрдый, мягкий, гладкий и др. предмет среди игрушек, принадлежностей, материалов | Сенсомоторное и двигательное развитие, развитие мыслительных операций |
25-26 | Время | 2 | Циферблат, показать время, назвать. Вчера, сегодня, завтра | Развитие коммуникативных навыков, мыслительных операций, сенсомоторное развитие |
27-28 | Шнуровка | 2 | Заплетание шнурков из различных материалов, игры со шнурками, лентами | Развитие ориентации в пространстве, сенсомоторное развитие |
29-30 | Форма-размер | 2 | Геометрические фигуры. Слева, посередине, справа. Больше, меньше. Иные свойства | Развитие коммуникативных навыков, мыслительных операций |
31-32 | День недели | 2 | Назвать что было несколько дней, что будет через сколько-то дней, понятия вчера, сегодня, завтра, позавчера, послезавтра и др. | Развитие ориентации в пространстве, общей осведомлённости, мыслительных операций, сенсомоторное и двигательное развитие |
33-34 | Игры | 2 | Цветовое лото. Кубики. Палочки. Манипуляции, придумывание предметов, форм | Развитие ориентации в пространстве, коммуникативных навыков, мыслительных операций, сенсомоторное и двигательное развитие |
35-38 | Динамика | 4 | Корректурная проба Бурдона, простые аналогии У. Гордона, рисунок «Несуществующее животное» или др. | Промежуточная диагностика актуального уровня развития психических процессов относительно нормы, сравнение с входными данными и результатами наблюдения |
39-40 | Предметы | 2 | Назвать как предметы, игрушки, принадлежности, изображения расположены относительно друг друга в пространстве | Развитие ориентации в пространстве, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы |
41-42 | Космос | 2 | Нарисовать, описать как выглядят ночью звёзды, показать полёт ракеты | Развитие эмоционально-волевой сферы, сенсомоторное и двигательное развитие, снятие эмоционального и мышечного напряжения |
43-44 | Звери | 2 | Рассказать, какие есть дикие звери, выбрать любимого, описать, рассказать, нарисовать | Развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков, снятие эмоционального и мышечного напряжения |
45-46 | Высота | 2 | Показать самый высокий и низкий предмет в помещении, среди игрушек, принадлежностей, показать позами разных людей, животных по росту | Развитие ориентации в пространстве, мыслительных операций, сенсомоторное и двигательное развитие |
47-48 | Мозаика | 2 | Складывание различных мозаик, создание своих из подручных материалов, рисунков, картинок | Развитие эмоционально-волевой сферы, мыслительных операций, сенсомоторное развитие, снятие эмоционального и мышечного напряжения |
49-50 | Описание | 2 | Описать различные свойства нескольких предметов: размер, цвет, текстуру, ощущения и др. | Развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков, сенсомоторное развитие |
51-52 | Длинный – короткий | 2 | Найти и показать в помещении, среди канцелярских принадлежностей, игрушек самый длинный предмет и самый короткий в ширину, длину | Развитие ориентации в пространстве, мыслительных операций, сенсомоторное и двигательное развитие |
53-54 | Кино | 2 | Рассказать о своих любимых фильмах, сериалов, актёрах, о предметах техники, посредством которых можно просматривать фильмы, как ими пользоваться. Нарисовать, изобразить любимых героев | Развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков, сенсомоторное и двигательное развитие, снятие эмоционального и мышечного напряжения |
55-56 | Музыка | 2 | Рассказать о своих любимых песнях, музыкантах, о предметах техники, посредством которых можно прослушивать музыку, как ими пользоваться. Нарисовать, изобразить любимых музыкантов | Развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков, сенсомоторное и двигательное развитие, снятие эмоционального и мышечного напряжения |
57-58 | Уход зимы | 2 | Рассказать, чем запомнилась зима, чем радовала, а чем огорчала, какая была природа. Изобразить, показать | Развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков, снятие эмоционального и мышечного напряжения |
59-60 | Тепло | 2 | Рассказать, что радует с наступлением весны, а что огорчает, как меняется природа. Изобразить, показать | Развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков, снятие эмоционального и мышечного напряжения |
61-62 | Итоги | 2 | Обсудить, что запомнилось за прошедший год, что узнали, что запомнили. Описать, рассказать, нарисовать что понравилось | Развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков, двигательное развитите, снятие эмоционального и мышечного напряжения |
63-68 | Итоговая диагностика | 6 | Пакет методик патопсихологического обследования (альбом А.Р. Лурия: обобщение понятий, противоположные понятия, сравнение понятий; корректурная проба Бурдона, общая осведомлённость Д. Векслера, Исключение слова Р. Амтхауэра; Исключение предметов Б.В. Зейгарник, Простые аналогии У. Гордона, Толкование пословиц Б.В. Зейгарник); Проективные методики исследования эмоционально-волевой сферы (тест М. Люшера, Несуществующее животное М. З. Дукаревич, тест «Дерево с человечками» Д. Лампена, методика «Лесенка» В.Г. Щура/тест Самооценка Дембо-Рубинштейн) | Диагностика актуального уровня развития психических процессов относительно нормы, сравнение с входными и промежуточными данными, результатами наблюдения, успехами у других специалистов и учителей |
Предполагаемые результаты освоения программы
У детей должна быть сформирована устойчивая модель поведения в учебных ситуациях, процесс обучения должен стать осознанным. Учащиеся могут испытывать удовольствие от освоения нового, способны обобщать имеющиеся у них знания, использовать их в повседневной жизни и на уроках.
Дети должны научиться:
- Проявлять познавательную и творческую активность на всех занятиях, выражать свои мысли и чувства посредством речи.
- Соблюдать нормы поведения на уроке.
- Самостоятельности и самоконтролю при выполнении учебных заданий.
- Планированию собственной деятельности.
- Вести беседу с педагогом, аргументировать свой ответ;
- Отвечать на вопросы по содержанию услышанного и по иллюстрациям к тесту.
- Составить рассказ о предмете, по сюжетной картинке.
- Называть и характеризовать предметы и явления.
- Называть обобщающие названия изученных групп предметов.
- Сравнивать предмету по величине, цвету, форме.
- Выражать словами местонахождение предмета в пространстве относительно себя, других предметов, на плоскости.
- Называть времена года, месяцы времён года, дни недели.
- Определять время по часам.
Програмно-методическое обеспечение программы
- Бабкина Н.В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. – М.: АРКТИ, 2000.
- Бабкина Н.В. Радость познания. Логические задачи для детей младшего школьного возраста. – М.: АРКТИ, 2000.
- Белинская Е. В. Сказочные тренинги для дошкольников и школьников, г— СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.
4. Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь;
5. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии;
6. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии;
7. Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция;
- Семаго Н.Я., Семаго М.М.Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога;
- Л.Ю. Субботина «Игры для развития и обучения. Дети 5-10 лет», Ярославль: Академия развития, 2001
- Л.Ю. Субботина «Учимся играя: развивающие игры для детей 5-10 лет», Екатеринбург: У – Фактория, 2005
- Л.Н. Копытова «Развитие пространственных представлений и образного мышления», Екатеринбург, «Форум - книга», 2007
- Л. Тихомирова «Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка: младшие школьники», М., Айрис – Пресс, Рольф, 2000
13. Истратова О.Н. Справочник по групповой психокоррекции. - Ростов н/Д : Феникс, 2006
14. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Развитие и уточнение пространственно-временных представлений у детей младшего и среднего школьного возраста. – М.: Школьная пресса, 2003. – 80 с.
15. Игры и упражнения на развитие внимания (папка).
16. Игры и упражнения на развитие мышления, восприятия, моторики (папка).
17. Игры и упражнения на развитие памяти (папка).
18. Прогрессивные матрицы Д.Равена (цветной и черно-белый вариант);
19. Методика диагностики интеллекта Д.Векслера.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 класс | ||||
№ п/п | Тема занятия | Дата план | Дата факт | |
1 | Входная диагностика |
|
| |
2 | Входная диагностика |
|
| |
3 | Входная диагностика |
|
| |
4 | Входная диагностика |
|
| |
5 | Входная диагностика |
|
| |
6 | Входная диагностика |
|
| |
7 | Домино |
|
| |
8 | Домино |
|
| |
9 | Вкладыши |
|
| |
10 | Вкладыши |
|
| |
11 | Больше-меньше |
|
| |
12 | Больше-меньше |
|
| |
13 | Стороны |
|
| |
14 | Стороны |
|
| |
15 | Одинаковые |
|
| |
16 | Одинаковые |
|
| |
17 | Вчера-сегодня |
|
| |
18 | Вчера-сегодня |
|
| |
19 | Вчера-сегодня |
|
| |
20 | Длина |
|
| |
21 | Длина |
|
| |
22 | Время года |
|
| |
23 | Время года |
|
| |
24 | Время года |
|
| |
25 | Высота |
|
| |
26 | Высота |
|
| |
27 | Ширина |
|
| |
28 | Ширина |
|
| |
29 | Положение предметов |
|
| |
30 | Положение предметов |
|
| |
31 | Самый маленький |
|
| |
32 | Самый маленький |
|
| |
33 | Далеко-близко |
|
| |
34 | Далеко-близко |
|
| |
35 | Динамика |
|
| |
36 | Динамика |
|
| |
37 | Динамика |
|
| |
38 | Динамика |
|
| |
39 | Выше-ниже |
|
| |
40 | Выше-ниже |
|
| |
41 | Стороны |
|
| |
42 | Стороны |
|
| |
43 | Соотнеси |
|
| |
44 | Соотнеси |
|
| |
45 | Лист |
|
| |
46 | Лист |
|
| |
47 | Сравни |
|
| |
48 | Сравни |
|
| |
49 | Самый узкий |
|
| |
50 | Самый узкий |
|
| |
51 | Цвет и форма |
|
| |
52 | Цвет и форма |
|
| |
53 | Фигуры |
|
| |
54 | Фигуры |
|
| |
55 | Лото |
|
| |
56 | Лото |
|
| |
57 | Смотри по сторонам |
|
| |
58 | Смотри по сторонам |
|
| |
59 | Где что? |
|
| |
60 | Где что? |
|
| |
61 | Заплаточки |
|
| |
62 | Заплаточки |
|
| |
63 | Итоговая диагностика |
|
| |
64 | Итоговая диагностика |
|
| |
65 | Итоговая диагностика |
|
| |
66 | Итоговая диагностика |
|
| |
67 | Итоговая диагностика |
|
| |
68 | Итоговая диагностика |
|
| |
7 класс | ||||
№ п/п | Тема занятия | Дата план | Дата факт | |
1. | Входная диагностика |
|
| |
2. | Входная диагностика |
|
| |
3. | Входная диагностика |
|
| |
4. | Входная диагностика |
|
| |
5. | Входная диагностика |
|
| |
6. | Входная диагностика |
|
| |
7. | Разница |
|
| |
8. | Разница |
|
| |
9. | Любимец |
|
| |
10. | Любимец |
|
| |
11. | Порядок |
|
| |
12. | Порядок |
|
| |
13. | Школа |
|
| |
14. | Школа |
|
| |
15. | Сюжетные картинки |
|
| |
16. | Сюжетные картинки |
|
| |
17. | Посуда |
|
| |
18. | Посуда |
|
| |
19. | Посуда |
|
| |
20. | Чистота |
|
| |
21. | Чистота |
|
| |
22. | Свойства предмета |
|
| |
23. | Свойства предмета |
|
| |
24. | Свойства предмета |
|
| |
25. | Время |
|
| |
26. | Время |
|
| |
27. | Шнуровка |
|
| |
28. | Шнуровка |
|
| |
29. | Форма-размер |
|
| |
30. | Форма-размер |
|
| |
31. | День недели |
|
| |
32. | День недели |
|
| |
33. | Игры |
|
| |
34. | Игры |
|
| |
35. | Динамика |
|
| |
36. | Динамика |
|
| |
37. | Динамика |
|
| |
38. | Динамика |
|
| |
39. | Предметы |
|
| |
40. | Предметы |
|
| |
41. | Космос |
|
| |
42. | Космос |
|
| |
43. | Звери |
|
| |
44. | Звери |
|
| |
45. | Высота |
|
| |
46. | Высота |
|
| |
47. | Мозаика |
|
| |
48. | Мозаика |
|
| |
49. | Описание |
|
| |
50. | Описание |
|
| |
51. | Длинный – короткий |
|
| |
52. | Длинный – короткий |
|
| |
53. | Кино |
|
| |
54. | Кино |
|
| |
55. | Музыка |
|
| |
56. | Музыка |
|
| |
57. | Уход зимы |
|
| |
58. | Уход зимы |
|
| |
59. | Тепло |
|
| |
60. | Тепло |
|
| |
61. | Итоги |
|
| |
62. | Итоги |
|
| |
63. | Итоговая диагностика |
|
| |
64. | Итоговая диагностика |
|
| |
65. | Итоговая диагностика |
|
| |
66. | Итоговая диагностика |
|
| |
67. | Итоговая диагностика |
|
| |
68. | Итоговая диагностика |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по русскому языку для 8 класса (для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по специальным коррекционным программам VII вида)
В учебной деятельности предусмотрено использование учебного комплекса:В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5 – 9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендован...
Рабочая программа по предмету «Русский язык» 6 класс (с ограниченными возможностями здоровья – ЗПР)
Данная программа составлена с учетом требований ФГОС и рассчитана на работу с обучаюшимися 6 класса с ОВЗ ( задержка психического развития)....
Коррекционно - развивающие технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры.
Коррекционно - развивающие технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры....
Адаптированная комплексная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1 -4 классов для детей с ОВЗ (с задержкой психического развития), Срок реализации программы: 2022-2023 учебный год.
Адаптированная комплексная рабочая программакоррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1 -4 классов для детей с ОВЗ(с задержкой психического развития),Срок реализации программы: 20...
Рабочая программа по физической культуре для 8 класса основного общего образования на 2022/2023 учебный год
Рабочая учебная программа по предмету «Физическая культура» для 8 класса составлена на основе:- примерной программы по физической культуре: «Комплексная программа ф...
Рабочая программа учебного предмета «Алгебра» для обучающегося 9 А класса Матвеева Ильи (обучение на дому, образовательная программа основного общего образования, адаптированная для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) на 2023/2024 учебный
Рабочая программа учебного предмета «Алгебра» для обучающегося 9 А класса Матвеева Ильи, обучающегося по индивидуальной программе на дому, является приложением к образовательной программе ...
Рабочая программа по русскому языку для 4 класс по УМК "Перспектива" на 2022-2023 учебный год
Программа написана для 4го класса, содержит поурочное планирование....