Городская педагогическая конференция (секция специалистов по психологии, социологии, логопедии) Тема выступления: Использование коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательных процессов у младших школьников «Путешествие в страну Размышляндию»
статья
Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей. В связи с этим предложен учебно-методический комплект «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения», разнообразные практические задания которого, развивают внимание, память, логику и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_konferentsts_gorodskoy_valuyskoy_t.s.docx | 46.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №1г. Оха им. А.Е.Буюклы
Городская педагогическая конференция
(секция специалистов по психологии,
социологии, логопедии)
Тема педагогической конференции: «Создание условий для обеспечения психолого-педагогического сопровождения (помощи) обучающимся испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развития социальной адаптации»
Тема выступления: Использование коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательных процессов у младших школьников «Путешествие в страну Размышляндию»
Подготовил:
Педагог-психолог
Полунина Татьяна Сергеевна
г. Оха
август 2018г.
Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей. В связи с этим предложен учебно-методический комплект «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения», разнообразные практические задания которого, развивают внимание, память, логику и т.д.
Одним из основных мотивов использования развивающих занятий является повышение творческо-поисковой активности детей. В жизни ребёнку нужны не только базовые навыки, такие как, умение читать, писать, решать, слушать и говорить, но и умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение дать адекватную самооценку, уметь творить и сотрудничать и т.д. Хорошее внимание, память, - важнейшее условие успешного школьного обучения. Ведь в школе ребёнок должен сосредоточиться на объяснениях учителя и выполнении заданий, удерживать свое внимание в течение длительного времени, запоминать много важной информации. Недостаточная сформированность познавательных процессов создают проблемы в обучении младшего школьника. Часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий ребёнок испытывает затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Всё говорит о том, что у ученика недостаточно развиты такие психические процессы, как произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память. Поэтому важно сформировать у ребёнка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развивать познавательную активность. Преобразование познавательной сферы, происходящие в младшем школьном возрасте, имеют важное значение для дальнейшего полноценного развития. Специальные исследования, однако, показывают, что при преобладающей в настоящее время системе начального обучения процесс этот нередко протекает стихийно. У многих детей младшего школьного возраста отмечается недостаточная сформированность внимания, памяти, способности к регуляции умственных действий. Истинное их развитие подменяется усвоением стереотипных способов действия в стандартных условиях. Исходя из этого, можно предположить, что целенаправленное развитие познавательных процессов детей – достаточно важная задача. Осуществлять коррекционно-развивающую работу надо по специальным программам, составляющим единый развивающий курс и прошедшим проверку на эффективность.
В основе программы «Путешествие в страну Размышляндию», разработанной Комовой И.В. Москва, 2010 год, лежит идея использования в обучении собственной активности ребенка в условиях игры. Только те знания прочно усваиваются, которые добыты самостоятельно. То, что ребенку сообщают, может пройти мимо его сознания, но то, о чем он догадался сам, его собственные открытия остаются в его памяти навсегда.
В процессе занятий по программе специально направляется активность ребенка, которая способствует развитию психических процессов памяти, внимания, мышления, воображения и т.п. в наиболее естественной для него форме – игре.
Кроме того, использование различных видов игр способствует развитию навыков общения, установлению взаимопонимания, партнерства и т.д. Эти навыки помогут детям адаптироваться в новом коллективе.
Для снятия тревожности и формирования благоприятной обстановки в занятия вводится игровой персонаж – тигрёнок Женя, который помогает ребенку в непростом но увлекательном путешествии по стране «Размышляндии». Для подведения итогов занятий и поддержания интереса дети закрашивают соответствующий участок на игровой карте.
Цель данной программы
– развитие интеллектуально-личностного потенциала детей, формирование их социально-психологических умений и навыков, развитие креативности, помощь в адаптации к учебному процессу.
Задачи:
- развитие любознательности как основы познавательной активности у школьников;
- развитие способностей у ребенка;
- развитие коммуникативности;
- снятие эмоционального напряжения
Программа призвана обеспечить:
- интеллектуальное развитие ребенка;
- создание условий для развития личности ребенка, его способностей
- оптимальную нагрузку на ребенка с целью защиты его от переутомления;
Программа предусматривает возможность реализации индивидуального подхода к ребенку, работу с различными подгруппами детей, учитывает их возрастные особенности.
Занятия проводятся один раз в неделю.
Диагностика детей проводится в два этапа: перед проводимыми занятиями и после проведённых коррекционно-развивающих занятий. Диагностика позволяет проследить динамику развития каждого ребенка, своевременно оказать квалифицированную помощь. Необходимость диагностики заключается в получении полной информации об особенностях развития каждого воспитанника. Не зная особенностей развития детей школьного возраста, нельзя правильно организовать занятия, установить доверительные отношения взрослого и ребенка, учитывать эмоциональное состояние, создать предметно-развивающую среду.
Предлагаемая программа рассчитана не только для развития детей, имеющих проблемы в обучении.
Программа состоит из четырёх блоков:
- диагностический блок;
- установочный;
- коррекционно-развивающий;
- оценка эффективности.
Предлагаю вашему вниманию часть занятия:
Квест «Остров Сокровищ»
Цель:
- развитие внимания;
- развитие мышления;
- развитие воображения.
Станция №1 «Весёлая ферма»
Ответ: 10- корова, коза, собака, кошка, гусь, курица, лошадь, баран, кролик, свинья
Станция №2 «АБВГД-йка»
СОЛНЦЕ/РАМА/РН/МАМА/ОГЕ/КАТЯ/ДПЕ/АРБУЗ/ РЕКА/ГКТ/КАМЫШЬ
Ответ: 7 слов
Станция №3 «Потеряшки»
Само ляр
Бук верт
Фут варь
Бал вар
Кап кон
Кон нал
Ва кан
Ка гон
Гон ка
Станция №4 «Азбука Морзе»
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
а | у | е | ы | в | к | м | о | ж |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
л | и | ю | т | г | р | с | ч |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
х | ф | п | н | ь |
Уважаемые 2, 5, 1, 9, 1, 3, 7 ,4, 3
коллеги! 6, 8, 10, 10, 3, 14, 11!
Желаю 9, 3, 10, 1, 12
творческих 13, 5, 8, 15, 17, 3,16, 6, 11, 18
и 11
профессиональных 20, 15, 8, 19, 3, 16, 16, 11, 8, 21, 1, 10, 22, 21, 4, 18
успехов! 2 ,16, 20, 3, 18, 8, 5 !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий игровой программы для младших школьников "Путешествие в страну здоровья".
В данном статье приводится сценарий игровой программы «Путешествие в страну здоровья», цель которой пропаганда ЗОЖ. Ребятам в увлекательной форме предлагается закрепить имеющиеся знания по...
Развитие познавательных процессов у младшего школьника
Развитие познавательных процессов у младшего школьника...
Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена с задержкой психического развития. Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка.
Все коррекционные упражнения, направленные на развитие внимания учащихся среднего звена, составляют совокупную систему, охватывающую разделы языкознания: лексику, грамматику, фонетику, словообра...
Развитие познавательных процессов у младших школьников со слуховой депривацией через коррекционно – развивающие занятия (методическая разработка)
Даны особенности построения коррекционно - развивающей работы с детьми со слуховой депривацией...
Выступление "Развитие познавательного интереса глухих младших школьников в процессе обучения"
Единственным плодотворным путем развития познавательного интереса в детстве становится максимально полное раскрытие потенциальных возможностей, природных задатков, и учитель...
Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательных процессов у детей младшего школьного возраста
Цели программы- Развитие и коррекция познавательных процессов учащихся (внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти);- формирование коммуникативных навыков и навыков саморегуляции...
Психологическое занятие по развитию познавательных процессов у младшего школьного возраста
На каждом уроке учащиеся пользуются такими психическими процессами, как память, внимание, мышление, которые помогают им познавать что-то новое и использовать это в повседневной жизни. Но не у всех уча...