Анализ работы педагога-психолога
материал по психологии на тему

Оболенская Юлия Николаевна

В помощь педагогу-психологу

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_psihologa_2012.doc49 КБ
Microsoft Office document icon analiz_psihologa_2013.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Отчет о работе психолога.

Работа психолога велась в соответствии с Законом об образовании и методическими рекомендациями профессиональной деятельности педагогов-психологов.

Цели работы:

  1. Психологическая помощь в организации и сопровождении учебно-воспитательного процесса с точки зрения гуманности и развивающего характера.
  2. Оказание помощи в организации педагогически целесообразного и психологически комфортного общения в системах «учитель-ученик», «ученик-класс», «учитель-родитель», «ученик-родитель».

Задачи:

Общая задача психологической работы состояла в выявлении, изучении и описании психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития учащихся в условиях образовательного процесса, в коррекции возникающих проблем.

Соответственно задачами являются:

  1. раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие ученика;
  2. определение механизмов и закономерностей освоения учащимися социокультурного опыта (социализация);
  3. определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и др.);
  4. определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний;
  5. выработка рекомендаций учителям с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса;
  6. сотрудничество с родителями, включающее профилактику, рекомендательную поддержку и совместные действия по разрешению проблемных ситуаций.

Принципы организации психологической службы:

     1. Принцип многообразия форм и методов работы.

     2. Нравственность,  экологичность.

     3. Принцип  преемственности.

     4. Принцип самоактивизации:  поиск внутренних источников развития и саморазвития, творческий подход.

     5. Принцип профессионального содружества.

     6.  Принципы гибкости.

     7.  Принцип действенного оптимизма.

Все названные принципы имеют смысл только во взаимосвязи, которая
может рассматриваться как особый, дополнительный принцип.

Основными направлениями работы были:

  1. Психодиагностическое
  2. Коррекционное
  3. Консультирование
  4. Просветительское
  5. Профилактическое
  6. Организационно-методическое

Психологическая диагностика (индивидуальная и групповая) 

Задача: определение индивидуальных особенностей и способностей личности: потенциальные возможности, профессиональное самоопределение  и самореализация, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.  

В начале учебного года все вновь поступившие дети были обследованы по следующим методикам (тест Равена, тест Тулуз-Пьерона, тест Лурия, Визуальные классификации, Образец и правило).

По просьбе педагогов или родителей проводилось индивидуальное психодиагностическое обследование учащихся школы, у которых на протяжении учебного года возникали трудности в обучении. В случае необходимости учащиеся направлялись на психодиагностическое обследование в ПМС центр для решения вопроса о программе обучения. Всего было обследовано 33 чел.

Класс

Кол-во учащихся

Методики

2 б

1

4 (тест Равена, тест Тулуз-Пьерона, тест Лурия, Визуальные классификации, Образец и правило)

3 а

1

4 (тест Равена, тест Тулуз-Пьерона, тест Лурия, Визуальные классификации, Образец и правило)

2

1 (тест Равенна)

1

3 (тест Равена, тест Тулуз-Пьерона, тест Лурия)

индивидуально

28

Всего

33 чел.

Проведено анкетирование учащихся 10 класса и их родителей.

Целью анкетирования учащихся было выявление проблем в общении в семье и за пределами, в стандартных и не стандартных ситуациях. Анкетирование   родителей проведено для определения комфортности детей в школе, выявлению пожеланий и проблем в ходе учебного процесса.  

Итог этой работы: психологическая характеристика личности ученика,  позволяющих наметить и осуществить учебный маршрут, коррекционные психологические мероприятия, рекомендации.

Психологическая коррекция (индивидуальная и групповая)

Заключается в  активном воздействии на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранении ее индивидуальности, осуществляемом на основе совместной деятельности педагога-психолога, логопеда, социального педагога и других специалистов.

 На протяжении всего учебного года проводились индивидуальные и групповые занятия.

В течение 1-4 четвертей проводились групповые занятия с учениками 1-х классов  1 раз в неделю. Всего проведено 31 занятие. Основными задачами этих занятий являлись адаптация к школе,  коррекция психо-эмоционального состояния учащихся, развитие интеллектуальных функций, развитие коммуникативных навыков.

 В течение учебного года проводились индивидуальные занятия с учениками школы, имеющими трудности в обучении или  адаптации к школе, выяснялись мотивы неадекватного поведения, проводился разбор ситуаций, приводящих к возникшим проблемам, по возможности вырабатывались новые стереотипы поведения. Проводились занятия по развитию внимания, мышления, памяти.

В течение всего учебного года проводились занятия с учащимися, обучающимися в школе по индивидуальной программе.

Консультативная деятельность 

Включает в себя оказание помощи обучающимся, их родителям, участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения.

Виды работ: индивидуальные, групповые консультации по инициативе самих участников образовательного процесса и по приглашению психолога.  

В течение всего учебного года велась работа

  1. С родителями: индивидуальное консультирование, семейное консультирование. Целью работы являлись коррекция взаимоотношений между детьми и родителями. Всего проведено 9 консультаций.
  2. С педагогами школы. Целью работы было улучшение взаимодействия педагогов с учащимися и родителями.
  3. С учащимися: целью работы была успешная адаптация к школе. Всего проведено 21 консультативная беседа.

Психологическое просвещение и психологическая профилактика

Психологическое просвещение предполагает знакомство с основами межличностного взаимодействия, процессами формирования личности.

Профилактика включает в себя предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, в современном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта, разработку конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.

Для родителей учеников начальных классов проведена лекция «Как помочь ребенку-дизграфику», «Психологические рекомендации по успешной адаптации первоклассников к школе».

Ежемесячно обновлялся сайт школы на страничке «Психолог».

Раз в четверть для учеников 9-11 классов проводилась методика «Горящая свеча», для определения степень внутреннего эмоционального состоянию перед сдачей ГИА и ЕГЭ.

 Виды работ: лекции, консультации, беседы с участниками учебного процесса.

Организационно-методическая деятельность

Состоит в разработке методов диагностики и психопрофилактики, в работе по созданию новых и адаптации старых методов обучения и воспитания, в участии в организации предметно-развивающей среды.

В течение всего учебного года велась методическая работа по подготовке учебных пособий для индивидуальных и групповых занятий, посещались занятия для педагогов-психологов в ПМС центре, принимала участие в конференциях и семинарах для психологов.

Подготовлен раздаточный материал для учителей (в помощь проведения родительских собраний).

Для все учителей школы было проведено открытое родительское собрание (на базе 10 классе), по реализации программы «Подросток – право на жизнь». В целях методического просвещения родителей, учителей и подростков в сфере профилактики суицида.



Предварительный просмотр:

Отчет о работе педагога – психолога за 2012-2013 учебный год

Работа психолога велась в соответствии с Законом об образовании и методическими рекомендациями профессиональной деятельности педагогов-психологов.

Цель работы: профилактика и устранение школьной дезадаптации, создание оптимальных условий для всех составляющих образовательного пространства, формирование личности и индивидуальности каждого учащегося.

Исходя из этой цели,  были определены следующие задачи:

-определение уровня адаптации учащихся 1-го класса к школьному обучению во второй половине года и выявление причин затрудняющих этот процесс;

 -изучение готовности к переходу в следующее звено учащихся 4-го класса и выявление причин, тормозящих данный процесс;

-проведение психологического исследования в 5-ом классе с целью изучения особенностей интеллектуального и личностного развития учащихся и их влияние на процесс адаптации (дезадаптации) к школьному обучению в новых условиях;

-проведение психологического исследования среди учащихся 9-11 классов с целью определения их профессионального ориентирования;

-проведение психологического исследования среди учащихся 6-8 классов с целью определения мотивационной сферы в учебном процессе, выявление причин тревожности в школьной среде, профилактика суицида;

Данные задачи решались по направлениям: 

Консультативная деятельность 

Включает в себя оказание помощи обучающимся, их родителям, участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения

Виды работ: индивидуальные, групповые консультации по инициативе самих

  участников образовательного процесса и по приглашению психолога.  

Еженедельно проводились индивидуальные консультации, по результатам

которых были выданы определенные рекомендации.

Просветительская работа:

Организация и проведение психологического тренинга по формированию благоприятного психологического климата в учебном процессе среди педагогов, создание здорового образа жизни (тренинг на педагогическом совете «5 ценностей жизни»)

Принимала участие в педагогических совещаниях среди педагогов, кл.руководителей на тему: « Применение веб-квестов в учебной деятельности. Организация работы с родителями».

Помимо этого проводились индивидуальные консультации для педагогов, родителей, учащихся, с целью определения проблемы, выхода на нее и способов ее решение.

Ежемесячно обновлялся сайт школы на страничке «Психолог».

Профилактическая работа

Проводились беседы с родителями учащихся по профилактике дезадаптации в школьной среде, снижению уровня тревожности.

С целью профилактики суицидального поведения и бродяжничества среди учащихся, были проведены занятия, игры, тренинги по формированию мотивационной сферы в реализации жизненных планов, даны рекомендации педагогам в предупреждении трагического финала.

Были проведены индивидуальные беседы с учащимися группы «риска» и их родителями, с целью изменения актуальной сферы развития, дезадаптации в социальной и педагогической сфере. Создания благоприятного психологического климата между родителями и детьми. Заинтересованность детей во внеурочной организации своего свободного времени.

Диагностическая работа включала:

-проведение диагностического минимума, в первом классе с целью определения уровня готовности детей  к школьному обучению (начало года);

- -проведение профориентированного тестирования среди учащихся 8-11 классов, с целью помощи им в выборе будущей профессии;

-проведение диагностического минимума учащихся группы «риска», с целью выявления причин социальной дезадаптации;

-проведение диагностического исследования учащихся с 5-го по 11-ые классы, с целью предупреждения суицидального поведения и бродяжничества.

- проведение тренингов по психологической готовности учащихся к сдаче ГИА 2013 (9,11 классы)

Итог этой работы: психологическая характеристика личности ученика,

позволяющих наметить и осуществить учебный маршрут, коррекционные  

психологические мероприятия, рекомендации.

В результате проведенной за учебный год работы по психологическому сопровождению школы, большинство определенных на начало года задач, выполнено. Исходя из поставленной цели, как профилактика школьной дезадаптации и создание оптимальных условий для всех составляющих образовательного пространства, мы видим, что это  является одной из глобальных задач российского образования. Поэтому, это нельзя упускать и в дальнейшем для достижения главной, основной цели  педагогического сопровождения учащихся, развитие творческого и нравственного потенциала. Работа школьного психолога, позволяет своевременно фиксировать качественные изменения в психическом развитии учащихся, знать их возрастные и индивидуальные особенности и помогать на основе этого педагогическому коллективу школы, использовать средства и методы учебно-воспитательной работы с максимальной эффективностью.

Экспертная работа.

В течение года принимала участие во всех совещаниях педагогического коллектива и административных.

Также принимала участие в плановых и вне плановых ПМПк.

Были трудности в подготовке к ПМПк, из-за  недостаточного знания детей, их особенностей. Трудности к  подготовке и проведению занятий, консультаций, в связи с небольшим стажем работы в педагогической сфере. 

Организационно-методическая работа.

С целью повышения профессионального уровня  принимала участие в научно-методических мероприятиях по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Московской области. Выступление на областной конференции г.Орехо-Зуево. С выдачей Сертификата.

Сотрудничество с журналом «Специальная коррекционная психология». Готовится к публикации статья «Синдром СДВГ, Помощь родителям».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы педагога-психолога

Примерный отчет о работе педагога- психолога за год...

Анализ работы педагога-психолога за год.

Подробный анализ работы педагога-психолога за 2011-2012 учебный год по всем основным разделам....

Анализ работы педагога-психолога (пример презентации)

Представлена презентация, которая отражает результативность работы педагога-психолога за учебный год по всем направлениям деятельности психолога образования. Шаблон данной презентации может быть испол...

Анализ работы педагога - психолога Средней общеобразовательной школы

В отчете отражены все направления раоты школьного - педагога - психолога, а также работа по психологического сопровожению учащихся в соответствии с ФГОС...

Анализ работы педагога-психолога МБОУ СОШ №3 г.о.Пущино

ОСНОВНАЯ  ЦЕЛЬ  РАБОТЫ  ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА МБОУ СОШ №3  Г.О.ПУЩИНО       Основная цель работы педагога-психолога МБОУ СОШ №3 г.о.Пущино  - содейс...

Анализ работы педагога – психолога за 2015 – 2016 учебный год

Сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся в процессе обучения и воспитания; формирование социально-адаптированных личностей обучающихся. Оказание психологической по...