Анализ работы педагога-психолога за год.
методическая разработка по психологии по теме
Подробный анализ работы педагога-психолога за 2011-2012 учебный год по всем основным разделам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_moy.doc | 136.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Целью работы психологической службы школы-интерната является – создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического обучения ребенка, обеспечение гармоничного и целостного развития личности.
Задачи:
- Психологический анализ социальной ситуации развития, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
- Содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся на каждом возрастном этапе развития личности;
- Профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии обучающихся;
- Содействие распространению и внедрению в практику школы достижений в области отечественной и зарубежной психологии.
Учитывая цели и задачи психологической службы, работа педагога-психолога в 2011-2012 учебном году велась по следующим направлениям:
- Психологическое просвещение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологическим знаниям (методическая работа).
- Психологическая профилактика – работа по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии школьников.
- Психологическое консультирование – решение проблем, с которыми обращаются учащиеся, родители, педагоги.
- Психодиагностика, как углубленное изучение внутреннего мира школьника.
- Психокоррекция – устранение отклонений в психическом и личностном развитии ребенка.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА.
А) Работа с педагогами.
В этом учебном году были подготовлены и проведены два психолого-педагогических семинара: «Психологическое здоровье школьников» и «Познавательная культура. Внимание. Как помочь детям с ОВЗ быть более внимательными».
Термин «здоровье» включает в себя здоровье не только физическое, но и психологическое. «Болезни поведения» становятся ведущей формой патологии современного человека. Проблема психологического здоровья личности, живущей в нестабильном, изменяющемся мире, сложных, экстремальных социо-экологических условиях, выступает на первый план в конце прожитого – начале нового, XXI века – века наук о человеке, среди которых и не только, на первый взгляд, консолидирующее место принадлежит психологии. В начале семинара был рассмотрен теоретический блок, воспроизведена информация об актуальности данной темы и главных критериях психологического здоровья (Савицкая Г.В.) «Структуру и нормы психологического здоровья» изложил Жиляков В.И., продолжила Матвеева Н.В., которая озвучила «Факторы риска нарушения психологического здоровья». Учитель начальных классов Василенко С.В. напомнила о «Развитии психики умственно-отсталого ребенка». «Классификацию нервных нарушений у детей, их проявления и распространение» представила и объяснила Ряузова И.А. Учитель Богатова Е.В. рассказала о некоторых «Психических заболеваниях», психолог Савицкая Г.В. давала рекомендации при работе с детьми с различными диагнозами. Учитель начальных классов Рыжкова О.П. рассказала о «Системе формирования психологического здоровья». В конце семинара психологом Савицкой Г.В. были озвучены рекомендации педагогам для поддержания психологического здоровья. Параллельно с выступлениями на семинаре происходило обсуждение и обмен опытом работы педагогов по улучшению психологического здоровья воспитанников с ОВЗ.
В этом учебном году была продолжена тема развития познавательной культуры, которая рассматривается третий год. Дети с ОВЗ усваивают все новое очень медленно, не могут сконцентрироваться на изучаемом материале, не могут подолгу удерживать свое внимание на уроках, не говоря уже о трудностях переключения и распределения внимания. Поэтому, тема второго семинара («Познавательная культура. Внимание. Как помочь детям с ОВЗ быть более внимательными») является актуальной и сложной. Проблема внимания умственно отсталых детей традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем научной психологии. Воспитание внимания у умственно отсталых школьников тесным образом связано с формированием их личности. Внимание сопровождает формирование таких личностных качеств, как целенаправленность, самостоятельность, дисциплинированность, настойчивость. Сначала психолог Савицкая Г.В. напомнила о «Психологических основах внимания умственно-отсталых детей». Воспитатель Шмейло Н.В. воспроизвела информацию о «Физиологических основах внимания». «Виды внимания, их характеристику» рассказала Алымова М.В. Утекешева М.У. напомнила про «Свойства внимания и их проявления при выполнении учебных заданий у детей с ОВЗ». Воспитатель Колесникова Н.В. рассказала о «Борьбе с рассеянностью». Об «Условиях развития внимания у младших школьников с ОВЗ» рассказала Аншакова И.А. И в конце семинара психолог Савицкая Г.В. обратила внимание на отдельные методы и приемы развития внимания, которые можно использовать на уроках и занятиях с учащимися.
Психолого-педагогический консилиум по 1 классу и 3 классу (вновь прибывшие дети) «Изучение личности школьника как фактор повышения активизации обучения» был запланирован и проведен в январе 2012г. Классные руководители – Кинжуваева С.В. (1 кл.) и Рыжкова О.П. (3 кл.) изложили социальный паспорт класса, дали характеристику каждому ученику, их успехах и проблемах в обучении. Далее воспитатели 1 класса – Николаева И.Г. и Тюлюгушева Н.М., 3 класса – Гусева И.В. подробно рассказали о семейной ситуации каждого ученика, их особенностях поведения и основных проблемах в воспитании. Врач – Сапрыкина И.Р. уточнила диагнозы детей (как основных, так и сопутствующих). Психолог выступила с анализом проведенных диагностик в 1 и 3 классах. Это диагностика мотивационно-волевой и интеллектуальной готовности учащихся к школе. Целью исследования являлось - организация индивидуально-дефференцированного подхода к решению вопросов обучения и воспитания 1-классников, выявление учащихся 1 класса, имеющих низкий уровень психологической готовности к школе для организации с указанной категорией учащихся коррекционно-развивающей работы по данному направлению; выявление проблемных зон; выявление возможных причин школьной дезадаптации 1-классников и профилактики проблем в развитии учащихся. После консилиума психологом были составлены рекомендации как общие, так и индивидуальные для педагогов, работающих с обучающимися 1 и 3 кл.
В октябре 2011г. прошел круглый стол для педагогов, работающих в 5 классе по теме: «Индивидуальные особенности личности пятиклассника». Попова Е.М. как классный руководитель дала характеристику класса, воспитатель Аншакова И.А. рассказала об особенностях поведения детей, их семейных ситуациях, врач Сапрыкина И.Р. поведала об историях болезней учащихся, основных диагнозах. Психолог выступила с заключением по пакету диагностик по произвольной, мотивационной и социальной сфере. После консилиума психологом были составлены общие и индивидуальные рекомендации для педагогов, работающих в 5 классе.
Еще одна немаловажная работа психолога – участие в планировании и работе школьных МО. Для школ нашего типа всегда остается актуальной тема проблемного подростка. В этом учебном году на заседании МО кл. руководителей совместно с психологом говорилось о конфликтах среди подростков, их причинах и способах разрешения (лекция-беседа «Конфликты в подростковом возрасте»). Продолжением этой темы стало следующее выступление психолога «Психологический практикум. Развитие культуры общения в подростковой среде». И в марте прошла лекция-беседа с кл. руководителями «Вы блестящий учитель, у вас хорошие ученики». Для учителей-предметников была проведена лекция «Способы остановки и преодоления неадекватного поведения». «Система работы с дезадаптированными детьми и подростками» - с таким названием лекции выступила психолог Савицкая Г.В. на МО учителей начальных классов. На МО воспитателей психологом была проведена лекция-беседа «Развитие социальной компетентности подростков».
В ноябре 2011г. прошел педагогический совет «Формирование гражданской позиции школьников с ОВЗ в контексте духовно-нравственного воспитания», на котором психолог Савицкая Г.В. осветила вопросы актуальности данной тематики и теоретико-методологические основы проблем духовно-нравственного воспитания. Также здесь было озвучено заключение диагностики старшеклассников по нравственному воспитанию.
Подсказать, посоветовать – в этом заключается еще одно направление работы психолога – индивидуальное или групповое консультирование. По заявкам педагогов психологом Савицкой Г.В. проводилось индивидуальное консультирование педагогов по психологическим и педагогическим проблемам в обучении, воспитании и общении «учитель-ученик», «ученик-ученик», «ученик-родитель». По этому поводу обращались за помощью к психологу: Аншакова И.А. (с Остащенко В.), Рыжкова О.П. и Гусева И.В. (с Алдунгаровой А., Колесниковой К., Курпешевым М., КудряшовойГ.), Додонова И.В. и Алымова М.В. (с Аншаковым С., Галимовым М., Тлеповой Р.), Кинжуваева С.В. и Николаева И.Г. (с Избасаровым В., Скрипниковым К., Изместьевой Н.), Василенко С.В. (с Макаровым Б.), Крылова Н.М. (с Трещевым Ю., Турегалиевым Ж.), Жумалиева Г.М. и Шмейло Н.В. (с Утешевым Н., Приваловым Ю.).
В этом учебном году оказывалась методическая помощь в подготовке открытых занятий, уроков, мероприятий, выступлениях на совещаниях, педагогических советах таким педагогам: Колесниковой Н.В., Додоновой И.В., Рыжковой О.П., Василенко С.В., Матвеевой Н.В., Поповой Е.М., Жилякову В.И.
В следующем году работа продолжится в том же направлении. Для поддержания интереса педагогов к психолого-педагогическим семинарам и другим мероприятиям с участием педагога-психолога, считаю обязательным внедрять более интересные формы и виды работ с коллективом.
Б) Работа с родителями.
Задачей этой работы является – повышение психологической компетентности родителей в сфере детско-родительских отношений.
Виды деятельности психолога:
- Посещение семей на дому вновь прибывших учащихся в августе (знакомство, информирование родителей о жизни и режиме школы-интерната).
- Психологическое просвещение и информирование родителей по актуальным темам.
- Консультирование по запросам, заявкам.
Работа с родителями в 2011-2012 учебном году велась через выступления психолога с лекциями, беседами для каждой возрастной группы на общешкольных и классных родительских собраниях, индивидуальное консультирование родителей по вопросам воспитания детей. До начала учебных дней психологом были посещены семьи вновь прибывших детей.
Было проведено общешкольное собрание (приуроченное ко Дню матери) «Роль семьи в воспитании детей», на котором психолог Савицкая Г.В. рассказала о том, какие бывают семьи по типу, о роли матери и отца в воспитании детей. Завершилось собрание просмотром слайд-шоу из семейных фотографий учащихся и педагогов нашей школы, подготовленное психологом.
В 1 и 3 классах психологом была проведена лекция-беседа «Ваш ребенок учится в специальной (коррекционной) школе», где говорилось об особенностях детей, которые учатся в школе-интернате, о режиме школы и т.д. (в I четверти).
В 4 классе в апреле была проведена лекция «Особенности развития психики младшего подростка при переходе в среднее звено», на котором я рассказала, почему стоит обратить на это особое внимание, какие особенности в поведении могут наблюдаться у детей, об их новом предстоящем положении.
В октябре я встречалась с родителями учащихся 5 класса по проблеме «Период адаптации – пути преодоления трудностей». Психолог Савицкая Г.В. рассказала родителям о том, с какими трудностями предстоит столкнуться их детям, как может меняться поведение пятиклассников, а так же оповестила родителей о результатах диагностики 5 класса (по выявлению тревожности в школе, мотивации к обучению, проективной методики «Моя семья»).
Для родителей 6-7 классов была прочитана лекция «Подросток: как пережить опасный возраст». В ходе лекции были раскрыты основные особенности подросткового возраста, даны рекомендации родителям в воспитании детей (для снижения напряжения ситуаций).
В старших классах (8-9 кл.) на родительских собраниях я рассказывала о причинах возникновения конфликтов по теме «Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешений».
В мае в 8 «б» классе по запросу была проведена лекция «Профилактика аддиктивного поведения у детей и подростков», где мной были описаны виды наркоманий, их причины и последствия, факторы риска развития аддиктивного поведения у детей.
По просьбе кл. руководителя 7 класса была проведена беседа с родителями «Подростковый возраст».
На некоторых собраниях обсуждались вопросы дисциплины детей, гиперактивности, агрессивности учащихся, психолог давала советы родителям детей, имеющих эмоциональные нарушения.
Кроме родительских собраний проводилась индивидуальная работа с родителями, с целью психологического сопровождения.
Присутствие психолога на родительских собраниях делает собрания более интересными, дает возможность родителям задавать вопросы психологу по волнующим их проблемам воспитания.
В новом учебном году планирую вести работу с родителями в том же направлении (лекции, беседы, индивидуальные консультирования, посещение на дому).
В) Работа с учащимися.
Задачи:
- Выявление уровня актуального психологического развития учащихся на различных этапах обучения.
- Оказание психологической помощи учащимся, имеющим проблемы в обучении и воспитании.
- Создание условий для комплексного решения медико-психолого-педагогических проблем развития учащихся.
Психологическая помощь опиралась на закономерности психологического развития учащихся, предполагала анализ особенностей формирования познавательных процессов и личности школьника с проблемами в развитии и разработку адекватных методов и приемов психологического воздействия, т.е. оказание всесторонней помощи. Система психологической помощи учащимся с ОВЗ состоит из следующих составляющих: психодиагностика, психологическое консультирование, психокоррекция, психологическая поддержка.
В следующем учебном году работа будет осуществляться в той же направленности.
КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ПОМОЩЬ.
В результате этой работы решались такие проблемы, как: содействие в приобретении учащимися, воспитанниками образовательных учреждений психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни; оказание помощи обучающимся, воспитанникам образовательных учреждений в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья; содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности; формирование у обучающихся, воспитанников способности к самоопределению и саморазвитию; профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии обущающихся, воспитанников.
В течение учебного года систематически проводились индивидуальные и групповые консультации с учащимися 5 класса для снятия тревожности и напряжения. Также с этой целью велись беседы с учащимися 1 и 3 класса (с вновь прибывшими). Через консультации оказывалась помощь в решении проблем в общении («ученик» - «ученик») таким учащимся: Галимов М., Аншаков С., Макаров Б., Жакин Н., Трещева Д., Никитина Г., Бирманова А., Алдунгарова А., Третьяков М. Консультативная работа велась с детьми, которые переживали неприятные семейные ситуации: Алдунгарова А., Изместьева Н., Кумарова М., Кудряшова Г., Курпешев М., Безуглова И., Баязитов В., Скрипников К.
Для учащихся 9 класса значение выбора профессии заключается в осознании ими потребности в реализации всех своих возможностей в выбранной сфере деятельности и углублении личностной направленности этой профессии. С этой целью проводились групповые и индивидуальные профориентационные беседы-консультации с учениками 9 класса, цель которых - оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности; выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда. Несмотря на ограниченный спектр доступных для выбора профессий, фактор сознательного выбора обеспечивает устойчивость мотиваций, глубину развития профессиональных интересов при овладении выбранной специальности на достойном уровне.
В следующем учебном году работа будет проходить в том же направлении, предполагаю больше времени уделять учащимся, которые особенно нуждаются в советах педагогов - у которых семейные трудности, неудачи в учебе и попросту являются ведомыми людьми.
ПСИХОДИАГНОСТИКА.
В компетенцию и обязанности школьного психолога входит выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психических новообразований, соответствия уровню развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных особенностей возрастным ориентирам, требованиям общества. Поэтому именно психодиагностика как деятельность по выявлению психологических проблем, трудностей в обучении и воспитании детей находится в центре внимания психолога.
Задачи психодиагностирования школьников:
- Контроль динамики психического развития школьников с целью создания оптимальных условий и возможностей развития учащихся.
- Сравнительный анализ развивающего эффекта различных систем воспитания и обучения с целью разработки рекомендаций для повышения их эффективности.
Психолого-педагогическое диагностирование осуществлялось как в группах, так и индивидуально.
1 класс. Диагностика психологической готовности первоклассников к обучению в школе, уровня развития предпосылок учебной деятельности осуществлялась через следующие методики:
- Исследование мотивации обучения 1-классников через рисуночные тесты «Что мне нравится в школе» А.И.Баркана. Изместьева Н. имеет хорошую школьную мотивацию, успешно справляется с учебной деятельностью. На ее рисунке учитель стоит возле своего стола, на котором стоит ваза с цветами и лежат тетради.
У Скрипникова К. положительное отношение к школе. Но школа привлекает его больше своими внеучебными сторонами.
Избасаров В., Волгусова Л., Мурадова В., Турибаев Р. Имеют низкую школьную мотивацию. Данные школьники посещают школу неохотно, на уроках занимаются посторонними делами, играми; испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности и находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
Выявление их игровой деятельности через наблюдения за детьми в свободное от занятий время.
- Определение уровня развития предпосылок учебной деятельности («Графический диктант», «Домик» Гуткиной) Не все дети способны слушать инструкцию учителя и удерживать ее в памяти; не умеют пользоваться обратной связью и исправлять допущенные ошибки, как в процессе деятельности, так и после ее окончания. Недостаточный уровень развития произвольной сферы у Турибаева Р., Волгусовой Л. Очень низкий уровень у Мурадовой В. И Избасарова В.
- Психологическая готовность к школе. Для этого использовалась «Беседа о школе» Т.А. Нежновой
- Исследование уровня развития мелкой моторики и координации движения руки («Дорожки», «Лабиринт», изучение письменных работ учащихся). Скрипников К. и Турибаев Р. – выше среднего уровня, Изместьева Н. – ниже среднего уровня, Волгусова Л., Мурадова В., Избасаров В. – низкий уровень.
- Анализ документации (работа с личными делами, классными журналами, ученическими тетрадями).
- Сбор характеристического материала от учителей, воспитателей (описание того, что бросается в глаза).
- Изучение характеристик семейных взаимоотношений, через посещение семей первоклассников.
- Наблюдение за учебной деятельностью учащихся и их общением со сверстниками через посещение уроков, самоподготовок, воспитательных мероприятий.
Изучение познавательной деятельности, личности учащихся осуществлялась через:
Исследование внимания.
I Оценка устойчивости внимания выявлялась с помощью задания «Переплетенные линии». 1 кл. Скрипников К., Турибаев Р. – 8 б. (выше среднего уровня), Изместьева Н. – 7 б. (средний уровень), Мурадова В., Волгусова Л., Избасаров В.. Турибаев Р. – 0 б. (низкий уровень).
II Оценка переключения и распределения внимания. Использовался тест Бурдона «Проставь значки». 1 кл. Изместьева Н. и Скрипников К. – выше среднего уровня, Волгусова Л. – ниже среднего, Мурадова В., Турибаев Р., Избасаров В. – низкий уровень.
III Определение объема внимания. 1 кл. Изместьева Н. – средний уровень, Турибаев Р., Скрипников К. – ниже среднего, Волгусова Л., Избасаров В., Мурадова В. – низкий уровень.
Исследование восприятия.
Проверялось зрительное, слуховое и пространственное восприятие 1кл. Результаты тестов следующие: Скрипников К., Изместьева Н. – средний уровнь, Турибаев Р. – ниже среднего, Волгусова Л., Мурадова В., Избасаров В. – низкий уровень.
Исследование мыслительной деятельности.
I Определение способности к обобщению, выявление понимания ребенком смысла ситуации, установления пространственных, временных и причинно-следственных связей 1 кл.: Скрипников К., Изместьева Н. – выше среднего уровня, Турибаев Р. – ниже среднего, Волгусова Л., Избасаров В., Мурадова В. – низкий уровень.
Исследование памяти.
I Зрительная память. Учитывая показатели уровней зрительной памяти учащихся 1 кл. можно сделать вывод о низком развитии образной памяти, за исключением 2-их учеников: Скрипникова К. (6 предметов, выше среднего уровня) и Изместьевой Н. (5 предметов, средний уровень). У остальных показатели ниже: Турибаев Р. – 4 предмета, ниже среднего уровня, Мурадова В. – 3 предмета, низкий уровень, Волгусова Л. И Избасаров В. – по 2 предмета, очень низкий уровень.
II Слуховая память. Показатели 1 кл. такие же низкие. Ниже среднего уровня слуховая память наблюдается у Изместьевой Н., Скрипникова К., Волгусовой Л. (по 3 предмета). Мурадова В., Избасаров В., Турибаев Р. имеют низкий уровень (по 2 предмета).
III Изучение процесса произвольного запоминания. Методика «10 слов» Лурия.
1 кл. Скрипников К. – высокий уровень, Изместьева Н. – выше среднего уровня, Турибаев Р. – ниже среднего, Волгусова Л., Мурадова В., Избасаров В. – низкий уровень.
5 класс. Психолого-педагогическая диагностика школьных трудностей обучения учащихся 5 класса.
Адаптационный период в данном классе проходит нелегко. Большинство ребят подвержены дезадаптации: становятся невнимательными (Мулдагалиев А., Бирманова А., Магдесян), безответственными (Остащенко В., Куншигаров Е.), неуверенными в себе (Мукашева А., Морозова К., Айтмагамбетова А.). У некоторых подростков наблюдается сильное желание самоутвердиться (Остащенко В., Куншигарова З., Куншигаров Е.).
Изучение уровня и характера школьной тревожности, связанной со школой, оценивание эмоциональных особенностей отношений ребенка со сверстниками и учителями, эмоциональных состояний, связанных с различными формами его включения в жизнь школы, о частных видах проявления школьной тревожности осуществлялось посредством «Теста школьной тревожности Филлипса».
Цель методики состоит в изучении уровня и характера тревожности, связанной со школой. Тест состоит из 58 вопросов, на каждый из которых учащиеся должны ответить «да» или «нет». Было обследовано 10 учащихся.
Проблемы и страхи в отношениях с учителем – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка. Повышенный уровень тревожности у Айтмагамбетовой А. (63%), Мукашевой А. (63%). (У Мулдагалиева А. – 50%, Бирмановой А. – 50%, Остащенко В. - 50%, Трещевой Д. – 50%, Магдесян Д. – 25%, Куншигарова З. – 38%, Морозова К, - 38%, Куншигарова Е, - 13%).
Изучение школьной мотивации осуществлялось через модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой и проективной методики «Что мне нравится в школе».
Эта анкета наилучшим образом отражает отношение детей к школе, учебному процессу.
Айтмагамбетова А,, Куншигаров Е., Мулдагалиев А. имеют низкую школьную мотивацию. У Куншигаровой З., Магдесян Д., Остащенко В. Наблюдается положительное отношение к школе. Мукашева А., Морозова К., Бирманова А. имеют хорошую школьную мотивацию. Подобный уровень мотивации является средним.
Трещева Д. имеет высокий уровень учебной мотивации. С целью проверки социально-психологического климата, в котором живет ребенок и выявление внутрисемейных отношений, в 5 классе была проведена проективная методика – «Моя семья».
Неблагополучная ситуация складывается у следующих учащихся:
Куншигарова Е., Куншигаровой З., Магдесян Д., Остащенко В., Мукашевой А., Мулдагалиева А. – чувство неполноценности, отсутствие вовлеченности в семью, испытывают трудности для раскрытия в семье, конфликтность, тревожность в общении с родителями.
У остальных наблюдается дружеская атмосфера: у Мулдагалиева Армана наиболее желаемым в общении является отец, Айтмагамбетовой Алины хорошие отношения и с мамой, и с папой; так же и у Морозовой Карины, Трещевой Дарьи и Бирмановой Альфии.
Результаты диагностик были озвучены психологом на совещании при директоре, а так же в индивидуальных беседах с кл. руководителем Поповой Е.М. и воспитателем Аншаковой И.А. Кроме того, были выработаны рекомендации для улучшения периода адаптации пятиклассников для педагогов, работающих с учащимися 5 кл.
Рекомендации учителям-предметникам:
-общие-
- В своей работе учитывать трудности адаптационного периода, возрастные и индивидуальные психологические особенности учащихся.
- В выборе учебного материала опираться на сильные стороны учащихся, избегать «подчеркивания» промахов, создавать на уроках доброжелательную атмосферу.
- Выработка единой системы обоснованных, последовательных требований.
- Поощрять учащихся на виду у всего класса, а замечания делать наедине.
- Создавать ситуацию успеха.
- В течение первой четверти учебы проверять готовность ребенка к уроку: наличие учебных пособий, тетрадей и т. п.
- Учителям-предметникам следует согласовывать свою работу, равномерно распределяя учебную нагрузку по разным предметам; в первую очередь это относится к домашним заданиям.
- Налаживать эмоциональный контакт с классом.
- Работать в контакте с классным руководителем, учителем начальных классов, воспитателем, психологом, родителями.
- Заканчивая урок, не упускать случая, чтобы перед всем классом похвалить тех, кто не уверен в себе, кого пугают новые условия обучения.
-индивидуальные-
- Работать над повышением школьной мотивации у Айтмагамбетовой А., Мулдагалиева А., Куншигарова Е.
- Работать над повышением статуса в классе Магдесян Д., Трещевой Д., Куншигаровой З.
- Чаще создавать ситуацию успеха для Айтмагамбетовой А., Бирмановой А., Магдесян Д., Морозовой К., Мукашевой А.
- Работать над развитием и коррекцией внимания Айтмагамбетовой А., Бирмановой А., МагдесянД., Сергеева П.
- Учить сравнивать и обобщать Айтмагамбетову А., Куншигарову З., Магдесян Д., Трещеву Д.
- Учить выделять существенные признаки Куншигарова Е., Магдесян Д., Морозову К., Трещеву Д.
- Развивать логическое мышление, учить устанавливать логические связи Куншигарова Е., Куншигарову З., Магдесян Д., Мукашеву А.
9 класс. а) Изучение динамики интеллектуального развития учащихся 9 класса.
Для изучения этого вопроса был использован пакет методик познавательной деятельности детей, предложенных МО психологов г. Астрахани. Сравнение полученных результатов с данными диагностики, проведенной раннее, показало, что у всех учащихся имеется положительная динамика развития познавательных процессов. Улучшилось логическое мышление (до 45%), более развитым стало непроизвольное внимание, улучшилась концентрация и устойчивость внимания (до 35%), повысился уровень слуховой и зрительной памяти (до 30%).
б) Изучение профессиональных склонностей, интересов, профессиональных намерений учащихся 9 класса. Цель – оказание психолого-педагогической поддержки в выборе профиля обучения и продолжения образования.
В I четверти была проведена диагностика склонностей и интересов учащихся в выборе профессии. Проведено анкетирование, где учащимся требовалось ответить на вопросы - «Если бы мне представилась возможность стать кем угодно, я бы стал…», «Какие проблемы волнуют вас больше всего?». Также ученикам был предложен перечень гуманистических ценностей, которые нужно было поставить в очередности важности, т.е. выразить к ним свое отношение.
Многие учащиеся не задумывались о своих профессиональных планах, не имели четкой позиции или сомневались в своем выборе. В декабре проводилась диагностика для установления соответствия «профиля личности» и профессиональных требований по Е.А. Климову. В результате большинство учащихся – 8 человек принадлежит к типу «Человек-Техника» (Лебедев К., Мурзугалиев В., Карай В., Садыров Р., Акашев Р., Голенский Б., Карамысов А., Казиев Н.) К типу «Человек-Человек» - 2 учащихся (Голенский Б., Джуманов А.), «Человек-Знаковая система» - 3 учащихся (Базаралиев И., Лебедев К., Джуманов А.), «Человек-Художественный образ» - 1 учащийся (Карай В.)
Есть учащиеся, которые имеют призвание в нескольких областях деятельности ( Лебедев К., Карай В.,Джуманов А. ); с ними проводилось индивидуальное занятие по выявлению своих особенностей личности.
4 класс. Изучение подготовленности учащихся 4 класса к обучению в среднем звене.
Для изучения вопроса подготовленности учащихся 4 класса 2011-2012 учебного года к переходу в среднее звено была проведена диагностика познавательной деятельности детей по полному пакету диагностик (тестов), предложенных МО психологов г.Астрахани. Сравнение полученных результатов с данными диагностик познавательных процессов в 1 классе этих детей показало, что у большинства детей имеется положительная динамика интеллектуального развития.
Так наблюдается положительная динамика развития кратковременной слуховой памяти у всех учащихся (в 1 кл. лишь Улазов А. обладал средним уровнем слуховой памяти, у остальных низкие показатели). В 4 кл. – Алдунгаров А., Трещев Ю. имеют средний уровень, остальные учащиеся занимают более высокие показатели.
Зрительная память поднялась на высокий уровень у Турегалиева Ж. и Хасановой К.
Запоминание 10 слов после многократного повторения в 1 кл. было на хорошем уровне, показатели поднялись у Хасановой К. и Жакина Н., остальные остались на высоком уровне.
Следует отметить положительную динамику развития мышления. Мышление из предметно-действенного перешло в наглядно-образное, у многих с элементами словесно-логического.
Научились лучше сравнивать, выделять существенные признаки – Жакин Н., Макаров Б., Волгусов Д., Глухов Л., Алдунгаров А. Стали лучше классифицировать предметы, объединяя их в различные группы – Генатулин Г., Жакин Н., Макаров Б., Хасанова К., Турегалиев Ж., Улазов А. Улучшилось логическое мышление. Стали лучше улавливать логическую связь между событиями, явлениями, устанавливать причинно-следственные и временные связи – все учащиеся. В 1 кл. многие школьники имели низкие показатели развития мышления, а именно в установлении логических связей (за исключением Макарова Б. – выше среднего уровня, Турегалиева Ж. и Улазова А. – средний уровень).
Внимание в 4 классе из непроизвольного перешло в произвольное, стало более устойчивым, улучшились концентрация и объем внимания. Стоит отметить Хасанову К. (были низкие показатели), а также Турегалиева Ж., Трещева Ю., Елемесова Д..Генатулина Г.. Жакина Н., Макарова Б., Улазова А.
В то же время нужно отметить, что у отдельных учащихся нет динамики развития отдельных анализаторов. Низкие показатели устойчивости и переключения внимания у Волгусова Д. Зрительная память ухудшилась у Волгусова Д., Алдунгарова А., Трещева Ю. Снизились показатели запоминания 10 слов у Волгусова Д., Трещева Ю. Не научился устанавливать временные и причинно-следственные связи – Волгусов Д.
Круг знаний и представлений у большинства учащихся об окружающем мире сужен, не достаточный словарный запас.
ПРОФИЛАКТИКА.
Профилактическая работа осуществлялась через оказание поддержки в адаптации каждому младшему подростку в период перехода в среднее звено: проводились индивидуальные и групповые психотерапевтические беседы, дети посещали кабинет психолога для разгрузок и снятия напряжения, велись коррекционные занятия психолого-педагогического тренинга «Первый раз в 5 класс».
Также велась работа с 1 классом, оказывалась поддержка в адаптации учащихся через игротерапию, индивидуальные психотерапевтические беседы, занятия с элементами тренинга. Кроме того, такая работа была проведена с учащимися из 3 класса (вновь прибывшие).
С целью профилактики приема ПАВ, проводилась просветительская работа со школьниками с использованием учебно-методических пособий Л.П. Великановой, О.В. Кавериной, Н.Г. Мяснянкиной. Эти пособия в доступной форме позволяют проводить с подростками и детьми беседы и занятия, формировать установки на здоровый образ жизни младших и старших школьников. Так, систематически проводилась профилактика вредных привычек у учащихся 4-9 классов. В беседах излагались причины и последствия употребления ПАВ, стадии формирования аддиктивного поведения, о видах ПАВ, а также об их пагубном влиянии на организм человека. В ходе этих занятий проводились не только беседы, но и ситуативные и ролевые игры, которые способствовали развитию навыков, анализировать ситуации, связанные с отказом принятия ПАВ; развитию навыков самопомощи и саморегуляции ребёнка в трудную минуту; воспитанию ответственности за свое здоровье и будущее.
Результатом направления этой работы, стало то, что возросла заинтересованность педагогов в привлечении психологической службы во внеклассной работе и в формировании у учащихся интереса к здоровому образу жизни.
Совместно с педагогами школы осуществлялась работа по проблеме девиантного поведения. В систему работы входили тренинговые занятия, профилактические беседы по актуальным темам. Так, систематически проводились беседы и занятия с Утешевым Н. по поводу бродяжничества, с Приваловым Ю., Утешевым Н., Избасаровым В., Скрипниковым К., Тлеповой Р. - по поводу склонности к воровству и обману, с Кумаровой М., Утибаевым К., Курпешевым М., Курпешевым К., Аншаковым С., Турегалиевым Ж., Улазовым А., Макаровым Б., Куншигаровым Е., Мулдагалиевым А., Волгусовым Д., Клеминым С., - по поводу поведения, с Сергеевым П., Галимовым М. – по поводу пропусков занятий без уважительной причины. За всеми этими детьми осуществлялся контроль их занятости в кружковой деятельности и участии в общественной школьной жизни.
Этот вид работы очень важен, поэтому в следующем году основной целью будет - устранение негативных факторов социально опасной ситуации, ведь проблема воспитания и перевоспитания была и остается одной из ведущих в педагогике.
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА.
Задачи:
- психологическая помощь детям с проблемами в поведении, в адаптации вновь прибывших детей и учащимся при переходе в среднее звено;
- организация коррекционной помощи детям с девиантным поведением через «Музыкотерапию», «Игротерапию», «Сказкотерапию», «Изотерапию», «Тренинги общения», «уроки общения»;
- организация и проведения коррекционных занятий по коррекции познавательной деятельности.
Основными методами работы были:
- переубеждения (предоставление убедительных аргументов, вовлечение в критический анализ своих поступков);
- метод переключения (вовлечение в учебную, трудовую деятельность, занятия спортом, общественной деятельностью)
Формы работы: групповая работа, тренинг, дискуссии, беседы, ролевые игры, групповые и индивидуальные консультации, тесты, конкурсы, праздники.
1) По запросам педагогов психологом проводилась работа по коррекции агрессивного поведения детей через психотерапевтические беседы, посещение кабинета психологической разгрузки, игротерапию, коррекционных занятий с элементами тренинга «Отклонения в эмоциональном развитии и их коррекция» (с Избасаровым В., Волгусовой Л., Изместьевой Н., Улазовым А., Макаровым Б., Мулдагалиевым А., Куншигаровым Е., Клеминым С., Кумаровой М., Утибаевым К., Аншаковым С., Тлеповой Р., Курпешевым М., Курпешевым К.), где решались такие задачи:
- коррекция ЭВС ребенка;
- снятие психологического напряжения;
- формирование моральных представлений, нравственных ценностей;
- развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выразить свое.
Коррекционная работа с проблемными детьми велась в постоянной связи с педагогами, работающими с этими детьми.
2) Коррекция межличностных отношений в 6-7 классах осуществлялась через тренинг «Выработка навыков общения у конфликтных подростков» Результатом работы явилось заключение диагностики по выявлению межличностных отношений, где не наблюдаются отверженные дети.
3) Для работы над познавательными процессами учащихся 1 класса была использована программа «Лестница роста» С.А. Коробкиной, целью которой является: формирование психологического потенциала, обеспечивающего успешное продвижение ребенка в учебной деятельности; адекватного овладения социальной ролью ученика через организацию комплементарной деятельности (учебно-игровой); формирование навыков рефлексивного мышления; создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся в период адаптации; способствование развитию внимания, мышления, памяти, речи, воображения, мелкой моторики, творческого начала. Эти занятия легко воспринимались детьми, с интересом. Все цели были достигнуты, однако эту работу нужно продолжать в следующем году.
А для коррекционной работы над познавательными процессами учащихся 5 класса была использована программа «Я – пятиклассник» того же автора, цель которой оказание психолого-педагогической поддержки учащимся 5 класса в период адаптации к условиям обучения в среднем звене. На протяжении этих занятий решались такие задачи, как: формирование у учащихся навыков взаимопонимания с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия, самоконтроля и принятия других; адекватного отношения к своим успехам и неудачам в каком-либо виде деятельности; создание условий для снижения тревожности, выработке на основе собственного опыта норм поведения и общения.
4) В апреле в 8-х классах прошел тренинг по гармонизации полоролевых отношений «Семья – маленькое государство». Цель занятия: развитие стремления к самопознанию, и познанию основ полоролевого взаимодействия; формирование представлений о традиционных, общепринятых стереотипах поведения мужчины и женщины, формах совместного проживания и культуры интимно-личностного взаимодействия; воспитание уважительного отношения к институту семьи как одному из вариантов ответственного жизненного выбора; профилактика ранней беременности и ее последствия для обоих партнеров. По окончанию занятия у подростков была повышена грамотность в области взаимоотношений полов, наблюдалось повышение позитивной направленности в системе отношений.
5) Психологом Савицкой Г.В. были проведены классные часы: «Особенности моей памяти» (7 класс), «Познай себя» (4 класс), «Умеете ли вы общаться» (5-7 класс). Эти классные часы помогли учащимся лучше узнать себя, понимать окружающих, выбирать
правильные жизненные ориентиры по жизни.
Интересно проходили занятия «Коммуникативное рисование» - группа делится на пары, у каждой из них свой лист бумаги, на котором совместно выполняется рисунок на определенную тему. При этом, как правило, вербальные контакты исключаются, участники общаются между собой с помощью образов, красок, линий. После окончания рисования психолог проводит беседу с детьми, при этом анализируются не художественные достоинства работ, а те мысли и чувства, которые возникли у детей в процессе рисования, а также отношения, сложившиеся между ними в ходе работы.
В 2012-2013 учебном году планирую проводить коррекционную работу с детьми над проблемными зонами, учитывая не только возрастные особенности, но и интересы ребят, чтобы сделать эти занятия более эффективными.
РАБОТА С ТРУДНЫМИ.
В сентябре 2011г. было выявлено 6 учащихся «трудных» (Турегалиев Ж., Трещев Ю., Тлепова Р., Васильев К., Курпешев М., Голенский Б.) и 4 учащихся из «группы риска» (Улазов А., Утибаев К., Аншаков С.. Утешев Н., Волгусов Д.). Основными признаками, характерными для большинства «трудных детей», явились: отсутствие познавательных интересов, грубость, немотивированные поступки, равнодушное отношение к воспитательным мероприятиям.
Через посещение уроков, самоподготовок, проведение диагностик определялась зона и содержание конфликтов проблемных детей, а также изучались психологические особенности личности этих учащихся.
Коррекция девиантного поведения учащихся осуществлялась через занятия в группах «Музыкотерапии», «Изотерапии», «Сказкотерапии», «Уроков общения», треннгов. “Лечебный” эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций. Арттерапия имеет широкие, большие возможности в работе с детьми, у которых присутствуют различные эмоциональные проблемы, трудности в общении, негативные поведенческие реакции. Посредством арттерапевтического воздействия можно:
- снизить эмоциональную тревожность,
- повысить самооценку,
- развить коммуникативные навыки,
- способствовать развитию самосознания,
- улучшить детско-родительские отношения,
- способствовать закреплению положительных поведенческих реакций.
На протяжении учебного года с этими школьниками проводились психотерапевтические и профилактические беседы по проблемам девиантного поведения (агрессии, конфликтности, воровства, бродяжничества, обмана), а также для снятия напряжения, агрессии с использованием сенсорной зоны кабинета психолога. Цель таких занятий:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
- развитие артикуляционной моторики.
Эти занятия способствовали свободному самовыражению, предполагали атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру человека; вызывали у детей положительные эмоции, помогли преодолеть апатию и безынициативность, сформировали более активную жизненную позицию. В следующем учебном году основным направлением этой работы будут занятия с уклоном на арттерапию.
Исходя из перечисленного выше, можно сделать вывод, что психологом проведена большая работа. Есть достижения, наработки. Так, неплохо прошла работа над адаптацией вновь прибывших детей и учащихся 5 класса. Продуктивно проходят психолого-педагогические семинары и консилиумы с использованием ТСО (проектора и интерактивной доски). С интересом учащимися воспринимается курс лекций-бесед о вреде ПАВ, так как опыты, разгрузочные и ситуативные игры оживляют занятия, делают их доступными для понимания учащимися. Эффективно проходила работа с родителями, налаживалась связь через индивидуальные беседы, консультации, некоторые приходили за рекомендациями для воспитания и развития своих детей.
Но есть и мене продуктивные виды деятельности. Требует большого внимания работа с проблемными детьми. В новом учебном году планирую проводить с этой группой детей занятия с уклоном на арттерапию, ведь творческий процесс является главным терапевтическим механизмом, позволяющим в особой символической форме перестроить конфликтную травмирующую ситуацию, найти новую форму ее разрешения. Через рисунок, игру, сказку арттерапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки и, конечно же, помогает в развитии творческих способностей. Кроме того, активная творческая деятельность способствует расслаблению и снятию напряжения.
Так же планирую больше времени уделять профилактической работе, ведь лучше вовремя предупредить негативное поведение учащихся, чем потом биться над решением конфликтных ситуаций. Нельзя оставлять без внимания и проблему увеличения числа подростков и детей, употребляющих ПАВ, поэтому основными задачами профилактической работы будут – налаживание межличностных отношений в классах и предупреждение аддиктивного поведения среди детей и подростков.
Анализ работы психологической службы
за 2011-2012 учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ работы педагога-психолога
Примерный отчет о работе педагога- психолога за год...
Анализ работы педагога-психолога
В помощь педагогу-психологу...
Анализ работы педагога-психолога (пример презентации)
Представлена презентация, которая отражает результативность работы педагога-психолога за учебный год по всем направлениям деятельности психолога образования. Шаблон данной презентации может быть испол...
Анализ работы педагога-психолога за 2014-2015 учебный год
Анализ работы за 2014-2015 учебный год...
Анализ работы педагога - психолога Средней общеобразовательной школы
В отчете отражены все направления раоты школьного - педагога - психолога, а также работа по психологического сопровожению учащихся в соответствии с ФГОС...
Анализ работы педагога-психолога МБОУ СОШ №3 г.о.Пущино
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА МБОУ СОШ №3 Г.О.ПУЩИНО Основная цель работы педагога-психолога МБОУ СОШ №3 г.о.Пущино - содейс...
Анализ работы педагога – психолога за 2015 – 2016 учебный год
Сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся в процессе обучения и воспитания; формирование социально-адаптированных личностей обучающихся. Оказание психологической по...