Анализ работы педагога - психолога Средней общеобразовательной школы
методическая разработка на тему

Оболенская Юлия Николаевна

В отчете отражены все направления раоты школьного - педагога - психолога, а также работа по психологического сопровожению учащихся в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_raboty_za_2014_-_2015_god.docx96.56 КБ

Предварительный просмотр:

Герб

А Д М И Н И С Т Р А Ц И Я

городского округа Химки Московской области

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  № 20  Г. ХИМКИ

141431, г. Химки Московской области, ул. Школьная, д.  2

тел/факс: 574-13-63, 574-08-80, E-mail: himkimou20@mail.ru

ОКПО 53120394, ОКОГУ 49007, ОГРН  035009553810, ИНН \ КПП 5047045510 / 504701001

                                                                               УТВЕРЖДАЮ

                                                                       Заместитель директора по ВР

                                                                      _____________Т.А.Жирнова

                                                                 «____»_________2015 год

Отчет о работе педагога – психолога Муниципального бюджетного образовательного учреждения Средней общеобразовательной школы №20 г.Химки – ОБОЛЕНСКОЙ ЮЛИИ НИКОЛАЕВНЫ

за 2014 – 2015 учебный год

Основной целью психологического сопровождения является создание и поддержание благоприятного психологического климата в школе и оптимизация психологического состояния каждого участника образовательного процесса в рамках реализации модели здоровьесберегающего пространства школы как механизма повышения качества образования.

Перспективным направлением работы являлось приведение психологической работы в соответствие с ФГОС нового поколения.

Задачи в работе педагога-психолога:

- Обеспечение психолого-педагогических условий, наиболее благоприятных для личностного развития каждого учащегося в течение всего срока обучения в школе;

- содействие психологическому обеспечению индивидуально-дифференцированного подхода в образовательном процессе;

- формирование универсальных учебных действий (УУД) и умений: логического и алгоритмического мышления, развитие внимания и памяти и психологической культуры учащихся, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности;

- формирование навыков здорового образа жизни; развитие навыков саморегуляции;

- содействие созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе и оказание поддержки всем участникам образовательного процесса;

- выявление и психологическое сопровождение учащихся «группы риска», испытывающих трудности в освоении школьной программы, эмоциональные проблемы, трудности социальной адаптации.

В соответствие с задачами и согласно годовому планированию на 2014-2015 учебный год деятельность психолога осуществлялась по следующим направлениям: психологическая диагностика, развивающая, консультативная, просветительская, профилактическая и методическая работа.

Часть 1 Анализ профессиональной деятельности по направлениям.

Работа психолога в образовательном учреждении строится в соответствии с «Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» (Приказ № 636 от 22.10.99 МО РФ), а также запросами администрации школы, касающимися основных направлений деятельности психологической службы.

В 2014 -2015 учебном году работа психолога включала в себя следующие направления деятельности:

  • Работа с учащимися по всем направлениям:

- охрана жизни и здоровья детей, профилактика правонарушений;

- психолого – педагогическое сопровождение учащихся «группы риска»;

- психологическое сопровождение предпрофильной и профильной подготовки учащихся;

- работа с учащимися, имеющими высокий уровень развития учебно – познавательной деятельности («одаренные дети»);

-психологическое сопровождение при подготовке к ЕГЭ и ГИА.

  • Работа с педагогическим коллективом

- проведение индивидуальных консультаций;

- просветительская работа (выступления на собраниях МО педагогов, проведение психолого  педагогических практикумов, семинарах)

  • Работа с родителями.

- индивидуальные и групповые консультации (по запросу и результатам диагностик)

- работа по психопросвещению (выступления на родительских собраниях).

- организационно-методическая работа (планирование деятельности; анализ деятельности; анализ научной и практической литературы для подбора инструментария; разработки развивающих и коррекционных программ; участие в научно-практических конференциях и семинарах; посещение совещаний, методических объединений, знакомство с методической литературой и новинками в области психологии и педагогики, подготовка бланков, наглядного материала, создание картотеки тестов.)

 Часть 2 Диагностическая работа.

Включала индивидуальные и групповые исследования с целью определения хода психического развития, соответствие развития возрастным нормативам и адаптивности личности школьника; а также изучение различных отклонений в психическом развитии; проведение психологической диагностики на определение психологической готовности к школе. Диагностика самооценки психических состояний учащихся, для выявления

личностных особенностей (тревожность, фрустрация, агрессивность). Изучение уровня комфортности в школе, а также изучение готовности к выбору профессии и готовности к сдаче ЕГЭ и ГИА.

1) Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации обучающихся в переходные периоды

- Диагностика и мониторинг адаптации к школе первоклассников). (1четверть).

- Диагностика учащихся 5,10 классов (адаптация к новым условиям обучения). (1четверть).

Результат адаптационного периода в 2014-2015 уч. году

Полученные данные по всем изученным критериям помогли сделать следующий вывод об адаптации учащихся 5-х и 10-х классов:

Класс

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Дезадаптация

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

5-е классы

32

69

8

17

1

5

-

-

10-е классы

26

65

3

7

1

5

-

-

В ходе анкетирования 5-х и 10-х классов было выявлено, что учащиеся испытывают определенные трудности в учебе при переходе в среднее звено, а именно трудности при пересказе параграфов, в освоении нового материала на уроке, в самоорганизации на уроке, трудности в привыкании к новому составу учителей. Указали на отсутствие трудностей в обучении 25 % учащихся в 5-х классах и 50% - в 10-х классах.

2) Диагностика 2-4 классы.

Цель. Профилактика школьной дезадаптации учащихся: определение характера отношений к одноклассникам, изучение характера отношений школьников и учителя, изучение отношения младших школьников к учебному процессу.

Методики. Анкета школьной мотивации Н.Г.Лускановой (в модификации Е.И. Даниловой).

Сроки проведения: февраль-март 2015 года.

Результаты исследования мотивационного уровня учащихся

(по тесту Лускановой) Класс

Негативное отношение к школе

Низкая мотивация

Положительное отношение к школе

Хорошая школьная мотивация

Высокий уровень

2

0%

5%

36%

18%

41%

4  

0%

5%

5%

70%

20%

4

6%

18%

25%

37%

13%

3) Школьная прикладная психодиагностика

- Определение выбора профессиональной сферы учащихся 9-11-х классов

Название профессиональной сферы деятельности

Общие данные

9 кл.

Общие данные

11 кл.

1

Человек – знак

4

9 %

2

7 %

2

Человек - техника

5

12 %

7

25 %

3

Человек – природа

7

17 %

2

7 %

4

Человек – художественный образ

5

12 %

5

17 %

5

Человек - человек

15

37 %

12

43 %

- Диагностика уровня тревожности учащихся 9, 11 классов при подготовке к ЕГЭ и ГИА, определение готовности учащихся к сдаче экзаменов по результатам анкетирования учащихся.

Изучение уровня тревожности проводилось в ноябре 2014 года и марте 2015 года. По результатам получены следующие данные:

 

Уровень тревожности

9 класс (ноябрь)

9 класс

(март)

11 класс (ноябрь)

11 класс (март)

Высокая тревожность

-

-

-

-

-

-

-

-

Повышенная тревожность

9

28 %

6

16 %

5

16 %

4

13%

Тревожность не выявлена

23

72 %

28

84 %

26

84 %

26

87 %

Всего обследованных

учащихся

32

38

31

30

После проведенной коррекционной работы с выявленными учащимися гр. «риска», степень тревожности понизилась у 3 учащихся из 9 выявленных в 9 классах, и 3 учащихся их 5-ти выявленных из 11-х классов. Основными факторами повышенной тревожности остались тревожности - низкая физиологическая сопротивляемость стрессу; переживание социального

стресса.

В конце 3 четверти было проведено анкетирование учащихся, с целью выявление готовности учащихся к сдаче экзаменов. По результатам анкетирования можно сделать вывод, что учащиеся 11-х классов более подготовлены к сдаче экзаменов, чем уч-ся 9-х классов. О чем свидетельствуют полученные данные:

Критерии оценивания

9 кл

11 кл

1. Хорошо представляют, как проходит ЕГЭ

64 %

93 %

2. Полагают, что смогут правильно распределить время и силы во

время ЕГЭ

35 %

85 %

3. Знают, как выбрать наилучший для себя способ выполнения заданий

19 %

71 %

4. Считают, что результаты ЕГЭ важны для их будущего

29 %

86 %

5. Волнуются, когда думают о предстоящем экзамене

43 %

19 %

6. Знают, какие задания необходимо выполнить, чтобы получить

желаемую оценку

16 %

67 %

7. Думают, что у ЕГЭ есть свои преимущества

75 %

85 %

8. Считают, что могут сдать ЕГЭ на высокую оценку

29 %

64 %

9. Знают, как можно успокоиться в трудной ситуации

86 %

35 %

10. Понимают, какие качества могут им помочь при сдаче ЕГЭ

19 %

19 %

11. Думают, что смогут справиться с тревогой на экзамене

67 %

68 %

12. Достаточно много знают про ЕГЭ

43 %

92 %

13. Чувствуют, что сдать этот экзамен не по силам им

16 %

16 %

4)  Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска».

1. Ведется банк данных на детей, требующих особого подхода в воспитании. Их значительно уменьшилось в сравнении с прошлым годом.

2. В течение года проводится диагностика познавательной и личностной сферы подростков, поставленных на внутришкольный учет.

3. Согласно плану и экстренно (по запросам) проводились индивидуальные

консультации для обучающихся указанной группы и их родителей.

4. По запросам (как со стороны кл. руководителей, так и администрации проводились классные часы по нормализации психологического климата в проблемных классах

Часть 3 Работа в 1-2 классах по реализации ФГОС НОО психологическое направление 2014-2015 учебный год

            В основе организации психолого – педагогической деятельности по ФГОС   лежат программы внеурочной деятельности «Жизненные навыки. Уроки психологии» (под редакцией С.В.Кривцовой, Москва, Генезис) и «Тропинка к своему я» (под редакцией О.В.Хухлаевой, Москва, Генезис 2012). Программы составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к результатам освоения начальной образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания начального общего образования, примерной программой по психологии. Имеют следующие задачи:

  1. Организовать работу по ФГОС в первых классах.
  2. Продолжить работу по ФГОС второго поколения во-вторых классах.
  3. Изучить, укрепить, улучшить психологический микроклимат в классах и педагогическом коллективе.
  4. Способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации.
  5. Оказать психологическую помощь нуждающимся учащимся, родителям, педагогам школы.

  1. Психологическая диагностика учащихся.

     За истекший период психологическое обследование прошли учащиеся начального (1 – 2 классы) звена – 205 человек.

     

      В связи продолжением введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения (ФГОС) особое внимание в этом учебном году уделялось учащимся первых и вторых классов.

      Как и каждый год, работа психолога с учащимися первых классов началась с сентября месяца. По результатам посещенных уроков и наблюдениям за детьми, с помощью педагогов была заполнена анкета по социально – педагогической адаптации учащихся по направлениям: учебная активность; усвоение знаний; поведение на уроке; поведение на перемене; взаимоотношения с одноклассниками; отношение к учителю; эмоции. (число диагностируемых – 105 человек)

     

     В конце октября проведена первичная диагностика адаптации, мотивации и готовности учащихся первых классов к школьному обучению. Результаты видны в гистограмме:

     На начало учебного года 65% учащихся первых классов являются адаптированными к школе. Это больший процент от всех обучающихся первоклассников. Треть учащихся попали в зону «неполной адаптации», что составляет 24%. В основном в этой зоне пребывают дети с проблемами в интеллектуальном и поведенческом развитии. В этом учебном году чаще стали появляться дети и с соматическим недоразвитием. После проведения адаптационных психологических занятий, эти дети, как правило, «выходят» из зоны неполной адаптации. Что касается дезадаптированных детей (11% - 12 человек), то в данную зону попали дети с проблемами в интеллектуальном, коммуникативном, поведенческом, эмоциональном и соматическом развитии. С данными ребятами в течении учебного года проводились дополнительные как групповые, так и индивидуальные занятия по коррекционно – развивающей программе «Секреты Гармонии». Она предназначена для формирования способности взаимопонимания и умения сотрудничать. Проводились занятия в более узком кругу в кабинете психолога. На индивидуальные консультации в течение учебного года обратилось 9 человек.

     В декабре – январе 2014 – 2015 учебного года проводилось социометрическое исследование учащихся 2 классов. Цель исследования: изучение эмоциональной сплоченности классных коллективов и корректировка психологического микроклимата в классах. Для исследования использовалась методика Джона Морено. Для более качественного анализа результаты взяты в сравнении с прошлым годом.

Изменения в лидерах:

Класс

Прошлый год

Ситуация сейчас

2 – а

3 человека

6 человека

2 – б

2 человека

3 человека

2 – в

-

2 человек

2 - г

-

2 человека

Изменения в числе отверженных детей:

Класс

Прошлый год

Ситуация на данный момент

2 – а

-

-

2 – б

-

2 человека

2 – в

-

1 человек

2 - г

-

2 человека

   

        Во 2-х классах социометрическое исследование проводилось впервые, поэтому ребятам было очень сложно сделать свой «правильный» выбор. Рассмотрим параллель вторых классов. В данных коллективах по 2 отверженных ребенка. Эти ребята не являются вновь прибывшими. Причинами «непринятия» этих детей являются расстройства в поведенческой сфере и «нелюбовь» данных ребят к своему классному коллективу. С классными руководителями проведена беседа и даны рекомендации по работе с классом. В течение всего прошедшего времени за этими детьми велось наблюдение не только классным руководителем, но и учителями – предметниками, психологом и социальным педагогом. С данными детьми проводились индивидуальные беседы и психологические занятия. В силу своего характера - ребята проблемные, поэтому дети не хотят с ними дружить. Данные учащиеся в течение учебного года были на контроле. Что касается лидеров, то здесь картина более благоприятная. Во всех вторых классах по 2 – 3 лидера. Стоит отметить 2а класс (классный руководитель Баснева Э.П.), по сравнению с прошлым годом число лидеров возросло до 6 человек. Причиной является само желание данных ребят в более близких и теплых взаимоотношений в классе. Видна усиленная работа педагогов с детскими коллективами.

     Согласно плана работы психолога в апреле марте 2015 года проведена итоговая диагностика адаптации, мотивации и готовности учащихся первых классов к школьному обучению в рамках ФГОС, а также детей, которые являлись после первичного обследования дезадаптированными. К концу учебного года из оставшихся первоклассников 98 % -  учащихся, являются адаптированными к школьному обучению, 2% - 5 человека, так и не вошли в зону адаптации. Это дети из дуалентных семей и воспринимать образование на русском языке им очень сложно.

     Коррекционно – развивающие и психологические занятия с учащимися.

  • Коррекционно – развивающая программа «Секреты гармонии» для дезадаптированных детей – 1 класс. Целью программы является -  формирование способности взаимопонимания и умения сотрудничать. Занятия проходят 1 раз в неделю (по четвергам) на консультациях в комнате психологической разгрузки.
  1. Психологическое консультирование учащихся.

     За истекший период самостоятельно за консультацией к психологу обратились 54 учащихся; по просьбам классных руководителей и родителей на консультации были приглашены 39 учащихся.   Причины обращений разнообразны: проблемы в обучении, эмоциональной сфере, воспитании, с педагогическим коллективом, со сверстниками, непонимание со стороны родителей. Некоторые из обращенных учащихся имели продолжение в рамках продолжительных индивидуальных бесед и занятий.

  1. Психологическое консультирование и обучение педагогов.

      Обучение осуществляется в рамках психолого – педагогических семинаров и индивидуальных консультаций:

  • Консультирование педагогов, работающих в первых классах. Тема: «Адаптационный период первоклассников» (ФГОС).
  • Консультирование педагогов первых классов на тему «Возрастные особенности детей 6 – 7 лет» (ФГОС).
  • Разработка сборника родительских собраний с участием психолога для учителей «Школа для родителей».
  • Систематические консультации по итогам проведенных диагностик, индивидуальных консультаций с учащимися.

  1. Психологическое консультирование и обучение родителей.

     В течение 2014 – 2015 учебного года за консультацией обратилось 31 родитель учащихся начальных классов. Причины обращений разные. Консультации имели выход на индивидуальную диагностику учащихся; включение в работу коррекционно - развивающей группы; индивидуальную работу с психологом, социальным педагогом.

Часть 4 Психологическое сопровождение учащихся 5 классов

 в условиях перехода на ФГОС

         В настоящее время во всех образовательных учреждениях Российской Федерации вводятся Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования (ФГОС ООО).

Едва ли кто сейчас задаётся вопросом, зачем нужны образовательные стандарты второго поколения. Их необходимость очевидна, так как основной целью ФГОС является обучение и воспитание, отвечающие запросам гражданского общества. Реализация стандарта нового поколения существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе.

ФГОС определяет точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога-психолога как полноценного участника образовательного процесса.

Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе. Начем же основывается деятельность психолога в новых условия помимо стандартной документации.

Основными ориентирами для педагогов-психологов в построении собственной стратегии деятельности по психологическому сопровождению внедрения ФГОС ООО можно считать два нормативно-правовых документа:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010 г.,

 2. Основная образовательная программа образовательного учреждения (ООП), разработанная на основе Примерной ООП основной школы, подготовленной и рекомендованной институтом стратегических исследований в образовании РАО.

Таким образом, выстраивая работу психолого-педагогического сопровождения, я уделяю особое внимание обучающимся 5 классов. А точнее направляю свою деятельность на создание условий для успешного обучения учащихся в среднем звене школы.

 Особое значение придается созданию условий для успешной социально-психологической адаптации к новой социальной ситуации. По своим задачам этот этап обеспечивается психологическими программами и формами работы с детьми. Главное – создание в рамках образовательной среды психологических условий успешной адаптации.

Пристальное внимание к школьной адаптации вызвано тем, что являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие школьника.

В самом распространённом своём значении школьная адаптация понимается как приспособление ребёнка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режимным моментам и так далее. Ребёнок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, считается адаптированным.

          Переход в среднее звено (5 класс) предъявляет повышенные требования к интеллектуальному и личностному развитию учащихся, к степени сформированности учебных умений, к способности саморегуляции, развитию коммуникативных навыков.

 В этот период происходят существенные изменения в психике ребёнка. Усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире перестраивает сложившиеся ранее у детей житейские понятия, а школьное обучение способствует развитию теоретического мышления в  доступных учащимся этого возраста формах

Опираясь на возрастные особенности пятиклассников.

 В психолого-педагогической работе в период адаптации пятиклассников   на этапе введения ФГОС основного общего образования в деятельность образовательного учреждения реализуются следующие задачи:

- совершенствовать у учащихся навыки взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других, адекватного отношения к своим успехам и неудачам;

- знакомить учащихся с нормами и правилами поведения на новом этапе их школьной жизни;

- создавать условия для снижения тревожности.

 Виды работ  психологического сопровождения с  введением новых стандартов остаются традиционными и включают в себя: профилактику, диагностику, консультирование, развивающую работу, психологическое просвещение и  экспертизу. Психологическая  диагностика, направленная на выявление особенностей статуса пятиклассников, определение степени готовности детей к началу обучения в основном звене.

Проводится фронтальная и индивидуальная диагностика. Ее результаты заносятся «Итоговые бланки аналитических отчетов». Таким образом, создается банк данных об интеллектуальном и личностном развитии,  о формировании УУД учащихся.

Комплекс методик обследования адаптационного периода включает в себя наиболее показательные для адаптации процессы: мотивация учения, самочувствие, тревожность, исследование интеллектуального развития.

Диагностическое обследование уровня готовности пятиклассников к

обучению в основном звене

Рекомендуемый                           диагностический минимум

Диагностические возможности методики

ГИТ  

Тест Тулуз-Пьерона

Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Лускановой Н.Г.

Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности Г.В.Репкиной  

Э. М. Александровская, Ст. Громбах

Схема наблюдения

за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся

(модифицированная Е.С. Еськиной, Т.Л. Больбот)

Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн

Выявляет уровень интеллектуального развития детей, в том числе 4 класса. Может использоваться для оценки эффективности школьного обучения, изучения причин неуспеваемости и др.

Проводится фронтально, возможен индивидуальный вариант

Методика позволяет оценить динамику работоспособности ребенка. Позволяет определить скорость переработки информации и точность выполнения заданий (внимательность).

Анкета предназначена для оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов:  положительная школьная мотивация,  внеучебная, низкая школьная мотивация, негативное отношение к школе. Содержит 10 вопросов, отражающих отношение детей к школе, к учебному процессу, их эмоциональные реакции на школьную ситуацию.

Методика предназначена для оценки педагогами уровня сформированности у учащихся основных компонентов учебной деятельности: учебно-познавательного интереса, умений целеполагания, учебных действий, умений контроля.

Критерии эффективности учебной деятельности. Усвоение нравственно-этических норм и школьных норм поведения. Успешность социальных контактов. Эмоциональное благополучие.

Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их.

         Психологическая диагностика позволяет вести эффективный Психологический мониторинг УУД (универсальных учебных действий). Целью психологического мониторинга является отслеживание динамики формирования и развития УУД у учащихся 5 класса.

Результаты психолого-педагогической диагностики.

Сводная ведомость сформированности УУД учащихся 5 –х  класса 2014 - 2015 год учебного года

Начало года

Конец года

Вывод:

1. У большинства учащихся 5 класса наблюдается положительная динамика в формировании познавательных универсальных действий. Учащимся характерно сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни, что свидетельствует о формирующихся мотивах учения и успешности протекания школьной адаптации.

2. Уровень развития личностных универсальных учебных действий у большинства учащихся соответствует второму уровню. Некоторые учащиеся могут самостоятельно ориентироваться на соблюдение коннвенциональных норм.

3. У большинства учащихся 5 класса регулятивные универсальные учебные действия сформированы, у других - находятся в процессе формирования, что полностью соответствует возрастным нормативам развития. Для эффективного развития данного вида УУД учащиеся нуждаются в обучающей, организующей и стимулирующей помощи при выполнении учебных заданий.

4. У большинства обследованных выявлен средний уровень развития коммуникативных действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера), т.е. дети не всегда учитывают позиции других людей и координируют их.

Анализируя сформированность личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий отмечается преобладание среднего уровня по всем шкалам сформированности умений у учащихся. Это свидетельствует о успешном протекании социализированности у пятиклассников. Наличие низкого уровня сформированности универсально учебных действий связано с возрастными, психологическими, физиологическими и индивидуальными особенностями детей.

Консультирование в рамках сопровождения 5 класса в условиях ФГОС

          Консультирование проводится по результатам диагностики и запросам педагогов и родителей. С педагогами – по отдельным проблемам школьной  дезадаптации, с родителями – по проблемам семейного воспитания и поиску ресурсов для их решения.

Консультирование родителей, чьи дети показали низкие результаты в процессе тестирования и могут испытывать трудности приспособления к школе, осуществляется индивидуально или в виде групповых консультаций на родительских собраниях. Тема такого собрания может быть «Время кризиса. Переход из начальной школы в основную».

Родителей важно информировать о психологических особенностях детей этого возраста, о вероятных проблемах, которые могут возникнуть  в начале обучения в пятом классе. Следует также знакомить родителей с планами работы, получить их согласие на проведение занятий с детьми.

Консультирование по результатам психологического обследования готовности к обучению в основном звене.

Если ребенок показал достаточно низкие результаты и есть указания на возможную недостоверность результатов (в протоколе отмечены высокая тревожность, слезы и т.п.), психолог может порекомендовать  дополнительное обследование.

Если нет указаний на вероятную недостоверность результатов, психолог предоставляет результаты обследования родителям (с учетом адресата), делая акцент на возможных задачах развивающего характера в соответствии с полученными данными.

В групповом консультировании педагогов психолог в обобщенном варианте доводит до их сведения результаты диагностики, отмечая преимущества класса, возможные проблемы и рекомендуемые варианты учебной деятельности.

Практика показывает, что довольно распространенным является консультирование информационно-рекомендательного характера. Его можно отнести к первичному уровню консультирования. Психолог подбирает информационный материал по той или иной проблеме (тревожность, агрессивность, преобладание игровой мотивации, низкий уровень рефлексии, неразвитость первичных учебных умений и навыков  и т.п.)  и предоставляет информацию в индивидуальном режиме, в связи с  конкретным запросом родителя или педагога.

Консультационная и просветительская работа с родителями пятиклассников: выступление на родительском собрании октябрь 2014  года по теме: «Проблемы школьной адаптации», апрель  2015 «Результаты диагностических исследований 2014-2015 г», индивидуальные консультации с родителями (5чел), в ходе которых были даны практические рекомендации, направленные на устранение пробелов в воспитании; с учащимися (10ч)- направленные на коррекцию взаимоотношений с одноклассниками, учителями, родителями. В ходе консультаций даны практические рекомендации на стабилизацию самооценки, умение общаться, контролировать эмоции.

Коррекционно - развивающая работа с 5 классом в процессе адаптации в условиях перехода на ФГОС.

Результаты, полученные в ходе диагностического обследования становятся основой для проведения коррекционно – развивающих индивидуальных или групповых занятий с учащимися, имеющими недостаточно сформированные учебные навыки.

Переживания школьников, связанные с новыми изменениями, далеко не всегда осознаются ими, часто школьники даже не могут сформулировать свои трудности, проблемы, вопросы. В результате возникает психологическая незащищенность перед новым этапом развития. Формирование у ребенка его субъектной позиции, общей положительной оценки себя в целом вне зависимости от конкретных результатов и ситуаций – вот главная цель работы психолога в период адаптации.

Помочь ребенку осознать свои мотивы и побуждения, научить положительному отношению к себе, умению сохранять самоуважение даже в ситуациях неуспешности, умению признавать свои ошибки и учиться на них; общаться и слушать другого, выстраивать свои взаимоотношения со сверстниками; способствовать сплочению класса, уважению друг к другу и взаимопониманию, помочь ученикам осознать качества, необходимые учащимся среднего звена и дать им уверенность в том, что они готовы к переходу.

 Переход обучающихся  из начального в основное звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения .

 Оснований для такого утверждения более чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется снижением интереса к учёбе и её результатам, низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, с психологической – снижение самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса.

 Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках образовательного процесса: учениках, педагогах, родителях, администрации школы, психологе. И только объединяя совместные усилия мы поможем пятиклассникам пройти адаптационный период наиболее спокойно

Проведение психологических занятий по программе «Тропинка к своему Я» О.В.Хухлаева.

Цель программы: оказание психолого-педагогической поддержки учащихся 5-х классов в период их адаптации к условиям обучения в средней школе; снизить тревожность; научить пользоваться поддержкой окружающих, оказывать помощь другим, видеть свои сильные и слабые стороны, принимать себя и совершенствоваться. Занятия способствуют развитию личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных универсальных учебных действий.

Предполагаемый результат занятий: приобретение жизненно важных навыков: умение общаться, умение владеть эмоциями, умение принимать решение

Вывод: в целом можно считать психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса с учетом требований ФГОС ООО была достаточно эффективной и позволила решить все необходимые задачи; продолжить психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса с учетом требований ФГОС в следующем году

Часть 5 Консультативная работа

 По итогам проведенного тестирования классным руководителям была предоставлена информация о выявленных фактах психологического неблагополучия отдельных учеников, нуждающихся в особом внимании и поддержке.

Категории обратившихся: учителя; родители; ученики.

Темы обращений к психологу учащихся:

- результаты психологической диагностики;

- выбор образовательного маршрута (4 класс);

- трудности взаимоотношений с одноклассниками.

Темы обращений к психологу родителей:

- результаты психологической диагностики;

- снижение интереса к учебе у ребенка;

- поведенческие проблемы у ребенка;

- трудности взаимопонимания в семье.

Темы обращений к психологу учителей:

- поведенческие проблемы учащихся;

- негативное отношение учащихся к одноклассникам.

За год проведено 44 часа индивидуальных консультаций. В 25% случаях за помощью обращались педагоги , 50%- родители, и 25 % - учащиеся.

Групповых консультаций за год было проведено -9. Из них 66% -педагоги, 11% учащиеся, 22% - родители.

Итого было проведено за год – 53 часа . В 32 % случаях за помощью обращались педагоги , 43%- родители, и 22 % - учащиеся.

Консультативная работа, беседы с учителями и родителями учащихся велись с целью более эффективной работы с детьми. Наибольшее количество консультаций проведено с учителями начальных классов по поводу взаимодействия с гиперактивными детьми в классе, а также по другим вопросам, касающихся проблем поведения, обучения детей.

Велись беседы с родителями детей «группы риска».

Консультирование осуществлялось индивидуально и в группах. Индивидуальные консультации проводились по запросам. Групповые консультации для родителей – на родительских собраниях согласно плану работы, для обучающихся – на классных часах. Ведутся журналы учета индивидуальных и групповых консультаций.

Темы групповых консультаций:

«Введение в школьную жизнь» - для родителей первоклассников

«Аспекты нравственности учащихся» - для кл. руководителей по результатам изучения воспитанности учащихся.

«Гиперактивный ребенок в школе» - для родителей начальной школы

«Психологическая готовность ребенка к школе» - для родителей дошкольников.

«Подготовка к экзаменам» - для учащихся 9, 11 классов.

Категории обращающихся к

психологу

Количество индивидуальных

приемов

Количество групповых

приемов

Учащиеся

11

1

Родители

22

2

Педагоги

11

6

Всего за год

44

9

 

Часть 6 Просветительская работа

Данная работа направлена на создание благоприятного психологического климата в учреждении, способствует улучшению форм общения педагогов с детьми; психологическое просвещение родителей и педагогов по вопросам, касающимся возрастной психологии, семейного воспитания. Проведены тематические выступления на родительских собраниях. 1 класс: информирование родителей о психологических особенностях ребенка 6-7 лет («адаптация первоклассника» статья страничка психолога - сайт в школе); 2 класс (2 четверть) – «первые уроки школьной отметки», «развитие произвольного внимания»; 4 класс «Игровая и компьютерная зависимость» и другая текущая информация; 11 класс «Результаты психологической диагностики по готовности учащихся в итоговой сдачи ЕГЭ».

В апреле 2015 года на базе МБОУСОШ №20 была организована «Неделя психологии».

Отчет  о проведении «Недели психологии» в МБОУСОШ № 20 г. Химки

с  06 по 11 апреля 2015 года

Неделя психологии – общешкольное мероприятие, которое проводится в течение недели и предлагает участие: в первую очередь школьников, а также учителей и родителей.

Цели:

Создание в образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся;

Повышать психологическую компетентность учащихся и учителей школы;

Формирование представлений о важности психологической науки как одной из составляющих человекознания.

Задачи:

расширение знаний о науке «психология», роли и месте психологических знаний в жизни человека;

формирование чувства успешности;  

активизация размышлений учащихся о месте и роли знаний психологии в собственной жизни, жизни людей;

формирование у школьников чувства единения.

Форма проведения:

Конкурс  рисунков;

Работа с плакатами;

Уроки психологии;

Психологические игры;

Консультации для родителей;

Индивидуальная и групповая диагностика участников образовательного процесса;

Профориентация старших классов (тестирование);

 Принципы построения «Недели психологии в школе».

При общем планировании недели мы исходили из нескольких рабочих принципов.

Целостность и законченность, то есть психологически очерчены начало и конец недели;

Цикличность и преемственность, то есть каждый день является продолжением предыдущего. Каждый день несет, в том, числе, и определенную информацию для размышления;

Мероприятия, запланированные на неделю, охватывают наибольшее количество школьников и педагогов и почти не затрагивают учебно – воспитательный процесс.

Общая психологическая атмосфера. В общешкольных играх и акциях могут принять участие не только учащиеся школы, но и педагоги, родители, а также все работники школы.

Категория участников: учащиеся 1-11 классов, педагоги школы, родители.

Сроки проведения: 06 – 11 апреля 2015год.

Методическое обеспечение: план и разработки занятий, диагностический материал для каждого участника, наглядный материал, набор специально подобранных психогимнастических и ролевых игр и др.

План проведения недели

Дата

 проведения

Мероприятие

Категория участников

Ответственный

«Радуга настроения»

06.04.2015г.

1. Психологическая акция «Вини-Пух и все-все-все»

Учащиеся 1 классов

Педагог – психолог

Ю.Н.Оболенская

2. Занятие «Мы с тобой друзья»

2 класс (6 урок)

Педагог – психолог

Ю.Н.Оболенская

07.04.2015г.

1.Психологическая акция «Волшебная шкатулка»

Учащиеся и педагоги школы

Педагог – психолог

Ю.Н.Оболенская

2. Классный час «Все мы разные»

5 класс ( 7 урок) библиотека

Педагог – психолог

Ю.Н.Оболенская

08.04.2015г.

1. Мини – сочинение «Мой лучший друг»

Учащиеся

4-9 классы

Педагог – психолог

Ю.Н.Оболенская

2. Стенд «Наука о душе»

Учащиеся и педагоги школы

 (9 класс)

Педагог – психолог

Ю.Н.Оболенская

09.04.2015г.

2. Профориентация (презентация УХТК)

Учащиеся и педагоги школы

11 - 9 класс

Педагог – психолог

Ю.Н.Оболенская

10.04.2014г.

1. Конкурс психологических плакатов «Мой герб: прошлое, настоящее, будущее»

5- класс классы

Педагог – психолог

Ю.Н.Оболенкая

Зам.директора по АР

Жирнова Т.А.

2. Подведение итогов

1-9 классы

Общешкольная игра «Радуга настроений»

        Общешкольная игра «Радуга настроений» открывает «Неделю психологии». Это массовое общешкольное мероприятие с психологическим акцентом и широкими психолого - педагогическими возможностями. Игра "Радуга настроений" в неделе психологии  использовалась с целью создания интриги, настроя школы на "психологическую волну", формирования общего настроения именно той тональности, ради которой и ведётся вся психологическая работа в школе вообще.         Цель игры: выявление через игру работоспособности, утомляемости школьного коллектива. Психологическая неделя - это погружение в новое, малознакомое школе переживание, и "Радуга настроений" способствует такому погружению лучше многих других форм.

В результате диагностики, в начале недели, 22% учеников выбрали синий цвет (тревога), 18% - зеленый (спокойствие), 17% - красный (высокая эмоциональность, возбуждение), 16% - желтый (приподнятое настроение), 15% - фиолетовый (снижение настроения), 12% - черный (депрессия).

В конце недели, 21% учеников выбрали синий цвет (тревога), 23% - зеленый (спокойствие), 21% - красный (высокая эмоциональность, возбуждение), 17% - желтый (приподнятое настроение), 12% - фиолетовый (снижение настроения), 6% - черный (депрессия). Я считаю, что повышение настроения наблюдается в связи с предстоящими выходными и мероприятиями в течение недели.

Программа профориентации  «Школа идеального лидера»

Цель -  ознакомление учащихся с понятием "лидерская одарённость", исследование лидерских качеств, поиск путей обогащения своего лидерского потенциала. В наше стремительное время, где часто происходят всяческие изменения, молодым людям очень важно не только иметь прочные академические знания по учебным предметам, но не менее важно уметь адаптироваться в современном обществе. Успешной адаптации в обществе служит социальный или межличностный интеллект как способность понимать других и ладить с ними.  Одним из показателей высокого социального интеллекта является лидерская одарённость.

  Лидерская, или социальная, одарённость - это, прежде всего, организаторские умения, а также обладание какой-либо ценностью, важной для общества и исключительная способность устанавливать конструктивные взаимоотношения с другими, как со сверстниками, так и с людьми старшего возраста. Она также заключается в умении видеть и использовать особенности индивидуальности другого человека, его личностные и интеллектуальные ресурсы.

В мероприятии «Школа идеального лидера» были задействованы ученики 11А класса. В начале они «закрывались», но в процессе  раскрылись и показали свои организаторские, коммуникативные способности, что немаловажно для будущей социализации и адаптации, в условиях самостоятельной студенческой жизни.

Психологическая акция ««Вини-Пух и все-все-все»

Эмоции и чувства переданные на бумаги, в виде детской руки, которая символизирует лучики солнца… в конце акции дети должны подарить получившееся солнце Винни - Пуху, перечислив все положительные качества и, делясь чувствами и эмоциями. Узнали, какие бывают эмоции, провели тест «Ваши эмоции», при помощи рисунков выявили характер детей, узнали о пользе и вреде эмоций. В мероприятии дети участвовали как индивидуально, так и группами.

Психологическая акция «Волшебная шкатулка»

Учащиеся выразили свое понимание счастья и счастливого детства, тем самым каждый из них находил положительные моменты и научился ценить каждый миг своей жизни. Написав свои лучшие моменты жизни, самые счастливые минуты и передав это все – всем на  кусочке розовой бумаги в виде сердечка.

Конкурс психологических плакатов «Мой герб: прошлое, настоящее, будущее»

Игра проводится с пятиклассниками для их скорейшей адаптации, для формирования и отработки навыков коллективного взаимодействия, осознания детьми ценности собственных успехов, формирование положительного образа будущего.  В игре приняли участие ученики 5В класса. Дети активно участвовали в конкурсах, стараясь получить наибольшее количество частей герба. Так как выигрыш предполагает командную работу, у учеников вырабатывается умение найти компромисс, развиваются коммуникативные навыки.

Общее количество участников мероприятие – 217 человек. Стоит отметить личное активное участие следующих классных руководителей:

- Касаткина А.В.; - Баснева Э.П.; - Митрофанова Л.Н.; - Рыбалко И.В.; - Ларина И.А.; - Шмидль О.В.; - Волкова И.Н.

Часть 7 Методическая работа.

 

Муниципальный уровень

 

Название мероприятия

(профконкурс, семинар, конференция, круглый стол  и.т.д )

Статус

(участник, выступающий, победитель. лауреат, дипломант и.т.д)

1.Конкурс профессионального мастерства «Педагог – психолог – 2015»

Член жюри (Пр. №422-о от 24.10.14 по Управлению по образованию г.о. Химки)

2. Зональный круглый стол «Профилактика детского суицида. «Право на жизнь».

Выступающий (Сертификат №230 Центр профессионального развития г.Химки

3. Муниципальный семинар «Организация взаимодействия образовательных учреждений в обеспечении дошкольного и начального образования».

Выступающий.

Региональный уровень

Название мероприятия

(профконкурс, семинар, конференция, круглый стол  и.т.д )

Статус

(участник, выступающий, победитель. лауреат, дипломант и.т.д)

1. Круглый стол «Из опыта работы школьного психолога по профилактике суицидального поведения: Модифицированная программа Подросток – право на жизнь»)

Выступающий (Сертификат №14-507н Министерство образования МО)

2 Первый областной конкурс пропаганды семейных ценностей «Семья Подмосковья 2014»

Участник (Сертификат)

3. Вебинар «Что такое электронный учебник?»

Участник (Сертификат)

4 Вебинар «Инструктаж «Как стать участником всероссийской апробации электронных учебников издательство «Просвещение»

Участник (Сертификат)

5. Вебинар «Различные подходы к организации работы в классе. Смешанное обучение».

Участник (Сертификат)

6. Вебинар «Миссия выполнима, или Как учителю освоить новый школьный стандарт»

Участник (Сертификат)

7. Вебинар «Новая модель оценки образовательных достижений: использование результатов для управления качеством образования на разных уровнях».

Участник (Сертификат)

8. Вебинар «Народный банк заданий»

Участник (Сертификат)

9. Постоянно действующий проблемный семинар «Педагоги Подмосковья – национальной образовательной инициативе «Наша нова школа»  - Актуальны проблемы социального воспитания»

Выступающий

10. Ежегодная премия Губернатора Московской области «Наше Подмосковье 2014»

Участник (Диплом)

Всероссийский уровень

Название мероприятия

(профконкурс, семинар, конференция, круглый стол  и.т.д )

Статус

(участник, выступающий, победитель. Лауреат, дипломант и.т.д)

  1. Всероссийский семинар «Образовательный процесс: Гендерный подход в соответствии с ФГОС»

Участник (Сертификат №В104-40/2014-ВУ)

  1. Всероссийский семинар «Профессиональная компетентность социального педагога и психолога в соответствии с ФГОС»

Участник (Сертификат №В158-8/2015-ВУ)

  1. Всероссийский мастер – класс «Проективные методы диагностических состояний обучающихся средних и старших классов»

Участник (Сертификат (№В16-10/2014-ВУ)

  1. Всероссийский семинар «Социально- коммуникативное развитие детей с ОВЗ в соответствии с ГОС как средство социально адаптации»

Участник (Сертификат №В229-7/2015-ВУ)

  1. Всероссийский семинар «Инновационные проекты по патриотическому воспитанию и гражданскому образованию обучающихся в соответствии с ФГОС»

Участник (Сертификат №В218-3/2015 ВУ)

  1. Всероссийский учебно – методический семинар «Технологическая карта урока в соответствии с ФГОС»

Участник (Сертификат №В152-27/2014-ВУ

  1. Всероссийский семинар «Адаптивная образовательная программа»

Участник (Сертификат №В142-6/2014-ВУ)

Международный уровень

  1. Международная научно – практическая конференция «Инновационные процессы в условиях модернизации дополнительного образования детей» (выступление по внеурочной деятельности)

   Участник  (Сертификат)

В течение года: Посещение семинаров для психологов и социальных педагогов образовательных учреждений городского округа Химки, проводимых в рамках городского плана мероприятий.

Разработаны психолого-педагогические рекомендации учителям, работающим с детьми «группы риска», направленные на построение обучения в соответствии с индивидуальными особенностями детей, спецификой класса и отношения к учащемуся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы педагога-психолога

Примерный отчет о работе педагога- психолога за год...

Анализ воспитательной работы МОУ Краснопоймская средняя общеобразовательная школа за 2010-2011 учебный год.

Осмысливание своего трудаведет к его совершенствованию, к более эффективной работе в дальнейшем. «Воспитание – великое дело: им решается участь человека».Эти хорошо известные слова В.Г...

Анализ работы МОУ «Городецкая средняя общеобразовательная школа» по гражданско-патриотическому воспитанию за 2010 – 2011 учебный год

       Гражданско-патриотическое воспитание российской молодежи является приоритетным направлением государственной политики Российской Федерации....

Анализ воспитательной работы МБОУ Краснопоймская средняя общеобразовательная школа за 2011-2012 учебный год

Анализ воспитательной работыМБОУ Краснопоймская средняя общеобразовательная школаза 2011-2012 учебный год.  Цель воспитательной работы нашей школы — воспитание свободного гр...

Анализ работы педагога-психолога за год.

Подробный анализ работы педагога-психолога за 2011-2012 учебный год по всем основным разделам....

Анализ работы МБОУ «Городецкая средняя общеобразовательная школа» по гражданско-патриотическому воспитанию за 2014– 2015 учебный год

В МБОУ «Городецкая СОШ» в 2014 – 2015 учебном году гражданско-патриотическое воспитание учащихся осуществлялось в соответствии с нормативно-правовыми документами, регулирующими данно...

"Неделя психологии" Профилактическая работа педагога-психолога в адаптивной школе-интернате по формированию бесконфликтного общения как условие успешной адаптации обучающихся с ОВЗ. 2021г.

Конкурс«Творческий учитель – 2021»  https://www.1urok.ru/categories/13/articles/43107Название раздела (категория)ПсихологияАвторыФИО: Виноградова Татьяна ПавловнаДолжность:...