Программа "Весёлое развитие"
план-конспект занятия по психологии на тему

Савельева Светлана Анатольевна

Коррекционно-развивающие занятия с учащимися 1 - 2 класса специальной (коррекционной) школы-интерната 8 вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vesyoloe_razvitie.doc159 КБ

Предварительный просмотр:

«ВЕСЕЛОЕ РАЗВИТИЕ»

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ С УЧАЩИМИСЯ,

ИМЕЮЩИМИ ОТКЛОНЕНИЯ В РАЗВИТИИ

(НАЧАЛО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ)

          Один из основных видов деятельности школьного психолога – развитие познавательных     психических процессов у младших школьников. С началом обучения в школе в жизни  ребенка наступает сложный и ответственный этап. Многие отечественные психологи утверждают, что учащиеся переживают психологический кризис, вызванный адаптацией к школе (И.М.Никольская, Г.Л.Бардиер, Н.В.Самоукина).

               Среди причин школьной дезадаптации первоклассников можно выделить следующие:

  1. несформированность учебной мотивации;
  2. преобладание игрового мотива в деятельности;
  3. несоответствие уровня развития познавательных психических процессов требованиям школьной программы;
  4. низкий уровень развития коммуникативных способностей.

           Подобные проблемы существуют и у детей с недостатками умственного развития, но они имеют некоторые особенности. Дети-олигофрены характеризуются стойкими нарушениями и недоразвитием всех психических процессов, что отчётливо обнаруживается  в сфере познавательной деятельности (особенно в плане словесно-логического мышления) и личностной сфере. Хотя развитие их происходит замедленно, атипично, со многими отклонениями от нормы, оно представляет собой поступательный процесс, вносящий качественные изменения в познавательную деятельность детей и в их личностную сферу. Этими изменениями обусловливается возможность социально-трудовой адаптации умственно отсталых учащихся, их интеграция в окружающее общество. Обучение для такого ребёнка более значимо, чем для его нормально развивающегося сверстника. Это обусловлено тем, что дети с недостатками умственного развития характеризуются меньшими возможностями самостоятельно понимать, осмысливать, сохранять и использовать получаемую из окружающей среды информацию, т.е. меньшей, чем в норме, личностной активностью и сформированностью различных сторон познавательной деятельности. Однако для продвижения умственно отсталого ребёнка в развитии, в умении адаптироваться к окружающей среде важным фактором является специально организованное обучение. Один из первых дефектологов Э. Сеген, описывая умственно отсталого ребёнка, с которым не проводилось специального обучения и воспитания, писал, что он (этот ребёнок) ничего не знает, ничего не может и ничего не хочет. Э. Сеген как бы специально подчёркивает необходимость формирования у них мотивов деятельности.   Психологические исследования дают основания говорить о том, что к школьному возрасту мотивы учебной деятельности умственно отсталых детей оказываются ситуационными, весьма неустойчивыми и формируются крайне медленно. Одно из важных направлений коррекционно-воспитательной работы с этими учащимися предполагает формирование у них разнообразных, устойчивых побудительных мотивов учения и мотивов морального порядка. Достижение успехов в большей мере зависит от положительного, эмоционально окрашенного отношения учащихся к учебной и трудовой деятельности, к педагогам и коллективу товарищей. При рассмотрении отношения к учебной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью исследователи выделяют критерии, с помощью которых можно судить об уровне сформированности этого компонента личности. Ушаковой предложены следующие параметры: направленность (преобладание положительного или отрицательного фактора отношения), осознанность, устойчивость, объём и мотивы. Н.М. Стадненко были предложены ещё два показателя: активность и эмоциональная окрашенность. Установлено, что отрицательное отношение к учёбе в младших классах чаще всего связано с трудностями в овладении знаниями, умениями и навыками, с переживанием неудачи. В начальных классах большинство учеников положительно относятся к таким предметам, как рисование, физкультура, труд, поскольку эти занятия не требуют высокого интеллектуального напряжения, тесно связаны с любимой и привычной деятельностью детей. Индивидуальное развитие ребёнка-олигофрена нередко нарушается не только в силу внутренних объективных причин. Существенная роль принадлежит и внешним факторам. К их числу относятся неблагоприятные взаимоотношения в семье, когда контакт родителей с ребёнком сводится преимущественно к удовлетворению чисто физиологических потребностей. В результате ребёнок лишь в малой степени овладевает необходимыми для его развития предметными действиями и речью. Позднее он оказывается фактически вне детского коллектива, не участвует в ролевых играх, что резко ограничивает познание окружающей действительности, препятствует развитию социальных отношений и становлению его личности. Таким образом, основной задачей коррекционно-развивающей работы на начальном этапе обучения является выявление и уменьшение степени проявления тех факторов, которые в дальнейшем могут привести к снижению мотивации и возникновению различных форм дезадаптации учащихся.  

          Программа состоит из двух частей: первая часть направлена в основном на развитие познавательной сферы учащихся 1 класса, во второй части развиваются как познавательная сфера, так и коммуникативная. Таким образом, предлагаемые здесь занятия  способствуют улучшению памяти, внимания, мышления, творческих способностей, речи, коммуникативных навыков.

          При их проведении необходимо выполнять следующие условия:

  1. Количество участников - до 10-ти человек. Желательно, чтобы число участников было четным, т.к. некоторые занятия предполагают работу в парах.
  2. Рекомендуется от занятия к занятию состав участников не изменять.
  3. Занятия расчитаны на 40-50 минут.
  4. Для проведения подвижных игр необходима просторная комната, кроме того, нужны парты и доска для рисования.

          При работе с группой гиперактивных детей следует уменьшить время, отведенное для подвижных упражнений и игр, и, напротив, для малоактивных участников рекомендуется включение подвижных игр в каждое занятие.

          Каждое четвертое или пятое занятие полезно целиком посвящать тем упражнениям и играм, которые ранее особенно понравились детям.

        На каждом занятии методом совместного обсуждения выбирается тот, кому можно вручить по результатам работы на данном занятии звезду. В конце цикла занятий награждаются те, кто набрал больше звёзд.

Оборудование.

          Индивидуальные бланки к каждому занятию первой части, бумага, карандаши, фломастеры, мяч, игрушки, сувениры для призов, звёзды для поощрения.

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с учащимися (1 часть)


занятия

Основные этапы

Время,

в минутах

1



Знакомство с правилами поведения на занятиях.

Приветствие

Игра «Знакомство».

Физкультминутка.

Рисование на тему «Мой портрет».

Пальчиковая гимнастика «Шарик».

Рефлексия.

Расставание.

5

3

10

5

10

5

3

3

2



Повторение ритуала приветствия

Тестирование (в бланке)

- списать слово

- продолжить узор

- дорисовать круг

Физкультминутка (повторить из занятия №1)

Тестирование (в бланке)

- запомнить

- воспроизвести

- провести линию между двумя другими красным цветом

- обвести по пунктиру

Пальчиковая гимнастика (повторить из занятия №1)

Тестирование (в бланке)

- заполнить пустые фигуры по образцу

- зачеркнуть лишний предмет

Рефлексия

Расставание (с мячом)

3

10




5

10





3

7



3

3

3



Приветствие (с мячом)

Обвести слово «Здравствуйте» заданным цветом

Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются»

Упражнение «Необычные приветствия»

Раскрасить заданные квадраты заданным цветом

Физкультминутка

Нарисовать по образцу грибок и раскрасить

Рефлексия

Расставание (с мячом)

2

3

5

5

10

5

5

3

3

4



Приветствие (с мячом)

Обвести узор по пунктирным линиям

Игра «Во что можно превратить?»

Пальчиковая гимнастика  «Пальчики здороваются»

Закрепление понятий «право» и «лево»

Физкультминутка

Поиск заданной буквы среди других 

Игра «Четвёртый – лишний»

Рефлексия

Расставание (с мячом)

2

5

5

3

7

5

5

5

3

3

5



Приветствие (с мячом)

Повторение заданий и упражнений

Рефлексия

Расставание (с мячом)

2

30

3

3

6



Приветствие (с мячом)

Дорисовать недостающую фигуру (методика «Дополни набор»)

Пальчиковая гимнастика «Щелчки»        

Что на картинке нарисовано неправильно? (методика «Небылицы»)

Беседа по картинке с использованием понятий «право», «лево», «верх», «низ». Раскрасить картинку.

 Загадки

Физкультминутка

Какие предметы спрятаны в рисунке?

Рефлексия

Расставание (с мячом)

2

5

3

5

10


5

5

5

3

3

7



Приветствие (с мячом)

Срисовать и раскрасить домик (методика «Домик»)

Пальчиковая гимнастика «Белка»

Упражнение «Парочка»

 Беседа по картинке, раскрасить картинку.

Физкультминутка

Работа с трафаретом

Игра «Съедобное – несъедобное»

Рефлексия

Расставание (с мячом)

2

5

3

3

10

5

7

5

3

3

8



Приветствие.

Закрасить фигуры.Сосчитать количество каждого вида фигур. Каких фигур больше всего?

Упражнение «Человек»

Пальчиковая гимнастика «Мизинчик»

Нарисовать человека

Физкультминутка

Написать своё имя крупно, красиво и обвести спиральными линиями

Упражнение на сопоставление количества предметов

Рефлексия.

Расставание.

2


10

5

3

5

5

5

5

3

3

9



Приветствие (с мячом)

Повторение заданий и упражнений

Рефлексия, подведение итогов

Расставание (с мячом)

2

30

10

3

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с учащимися (2 часть)


занятия

Основные этапы

Время,

в минутах

1



Знакомство.

Приветствие.

Пальчиковая гимнастика «Разминка».

Рисование на тему «Мой портрет».

Народная игра «Где мы были? Что мы делали?».

Рефлексия.

Расставание.

10

3

5

10

15

3

3

2



Знакомство.

Приветствие.

Игра «Снежинки».

Пальчиковая гимнастика «Погладим котёнка».

Игра «Кто с кем поменялся?».

Рефлексия.

Расставание.

5

2

10

10

15

3

3

3



Приветствие.

Игра «Зеркало».

Игра «Кто успел, тот и сел».

Пальчиковая гимнастика «Моя семья».

Групповое рисование человека.

Рефлексия.

Расставание.

2

5

15

10

10

3

3

4



Приветствие.

Повторение понравившихся игр и упражнений.

Рефлексия.

Расставание.

2

40

3

3

5



Приветствие.

Игра «Запомни меня».

Пальчиковая гимнастика «Наш малыш».

Игра «Во что можно превратить?»

Игра «Кричалки, шепталки, молчалки».

Рефлексия.

Расставание.

2

10

10

10

10

3

3

6



Приветствие.

Игра «Зеркало».

Игра в слова.

Пальчиковая гимнастика «Шалун».

Игра «Разложи по порядку».

Игра «Дорисуй предмет по его половине».

Рефлексия.

Расставание.

2

5

10

10

7

8

3

3


7



Приветствие.

Игра «Котёнок гоняется за своим хвостом».

Игра «Времена года».

Пальчиковая гимнастика «Белка».

Игра «Во что можно превратить?»

Рефлексия.

Расставание.

2

10

10

10

10

3

3

8



Приветствие.

Игра «Паровозик».

Упражнения на развитие мышления.

Пальчиковая гимнастика «Пальчики».

Игра «Съедобное – несъедобное».

Рефлексия.

Расставание.

2

10

10

10

10

3

3

9



Приветствие.

Повторение понравившихся игр и упражнений.

Подведение итогов, награждение победителей.

Рефлексия.

Расставание.

 

2

20

20

3

3

Часть 1

Занятие №1

  1. Знакомство с правилами поведения на занятиях

           - роль мяча

           - ритуал приветствия

           - ритуал расставания

           - оценка выполнения заданий (звёздочки)

2.    Приветствие

3. Игра «Знакомство»

          Дети садятся в кружок. Ведущий разъясняет правила игры. Передавая мяч по кругу, каждый должен назвать своё имя. После первого представления мячик снова передаётся по кругу. Теперь дети, называя своё имя, повторяют имена своих соседей по кругу, сначала – одного, потом – двух и т.д. В третий раз тот, кто получил мяч, должен назвать своё имя и бросить мяч тому, чьё имя он забыл. Поймавший мяч, называет своё имя и продолжает игру таким же образом.

4. Физкультминутка

На разминку становись!

Вправо-влево покрутись

Повороты посчитай,

Раз-два-три, не отставай,

(Вращение туловищем вправо и влево.)

Начинаем приседать –

Раз-два-три-четыре-пять.

Тот, кто делает зарядку,

Может нам сплясать вприсядку.

(Приседания.)

А теперь поднимем ручки

И опустим их рывком.

Будто прыгаем мы с кручи

Летним солнечным деньком.

(Дети поднимают прямые руки над головой,

потом резким движением опускают их и отводят назад,

потом резким движением снова вверх и т.д.)

А теперь ходьба на месте,

Левой-правой, стой раз-два.

(Ходьба на месте.)

Мы за парты сядем, вместе

Вновь возьмёмся за дела.

(Дети садятся за парты.)

5. Рисование на тему «Мой портрет»

          Ведущий предлагает каждому ребёнку нарисовать себя таким, какой каждый сейчас. После выполнения задания совместно обсудить каждый рисунок: все ли детали учтены?

6. Пальчиковая гимнастика

«Шарик»

Надувайся, шарик, больше!

Лучше щёчки раздувай!

Поиграй ты с нами дольше:

Катись. прыгай и летай!

(Кончики пальцев обеих рук прижать друг к другу, ладошками образовать маленький, а затем – большой «шарик». Когда воздух «выходит», принять ладонями исходное положение.)

7. Рефлексия

8. Расставание (с мячом)

Занятие №2

         Повторение ритуала приветствия

  1. Тестирование (в бланке)

- списать слово

- продолжить узор

- дорисовать круг

  1. Физкультминутка (повторить из занятия №1)

  1. Тестирование (в бланке)

- запомнить

- воспроизвести

- провести линию между двумя другими красным цветом

- обвести по пунктиру

  1. Пальчиковая гимнастика (повторить из занятия №1)

  1. Тестирование (в бланке)

- заполнить пустые фигуры по образцу

- зачеркнуть лишний предмет

  1. Рефлексия

      8. Расставание (с мячом)

Занятие №3

  1. Приветствие (с мячом)

  1. Обвести слово «Здравствуйте» заданным цветом

  1. Пальчиковая гимнастика

«Пальчики здороваются»

Я здороваюсь везде –

Дома и на улице.

Даже «здравствуй» говорю

Я соседской курице.

(Произнося слова стихотворения, кончиком большого пальца правой руки поочерёдно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой. После этого – обеими руками вместе.)

  1. Упражнение «Необычные приветствия»

          Поприветствовать друг друга тыльной стороной ладони, стопами ног, плечами, локтями, лбами (предупредить, чтобы дети не делали друг другу больно), пожатием руки, глазами. Поощряется собственная выдумка ребят.

  1. Раскрасить заданные квадраты заданным цветом

Предварительно разобрать, что такое столбцы и строки.

Например, раскрасить красным цветом правый квадрат в верхнем ряду.

  1. Физкультминутка

Дети рано утром встали,

За грибами в лес пошли.

(Ходьба на месте)

Приседали, приседали,

Белый гриб в траве нашли.

(Приседания)

На пеньке растут опята,

Наклонитесь к ним, ребята.

Наклоняйся, раз-два-три,

И в лукошко набери!

(Наклоны)

Вот на дереве орех.

Кто подпрыгнет выше всех?

(Прыжки)

Если хочешь дотянуться,

Надо сильно потянуться.

(Потягивания – руки вверх)

Три часа в лесу бродили,

Все тропинки исходили.

(Ходьба на месте)

Утомил всех долгий путь –

Дети сели отдохнуть.

(Сесть на места)

  1. Нарисовать по образцу грибок и раскрасить

Предварительно обвести грибок пальчиком.

  1. Рефлексия

  1. Расставание (с мячом)

Занятие №4

  1. Приветствие (с мячом)

  1. Обвести узор по пунктирным линиям

  1. Игра «Во что можно превратить?»

Превратить во что-то геометрическую фигуру (круг), пририсовав какие-либо детали.

  1. Пальчиковая гимнастика

Вспомнить упражнение «Пальчики здороваются» и выучить его до конца:

Повстречал ежонка ёж:

«Здравствуй, братец! Как живёшь?»

(Произнося слова стихотворения, кончиком большого пальца правой руки поочерёдно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой. После этого – обеими руками вместе. Вспомнить, где правая, а где левая рука)

  1. Закрепление понятий «право» и «лево» (по картинке)
  1. Кто нарисован на картинках? (животные)
  2. Какие животные нарисованы на верхней картинке? (собаки)
  3. Раскрасьте ту собаку, которая бежит вправо.

Так же разбираются остальные картинки.

  1. Физкультминутка

Мы опять сидеть устали,

На зарядку дружно встали.

Руки в боки, смотрим вправо.

Поворот налево плавный.

(Повороты корпуса в стороны)

Поднимаем мы колени,

Занимаемся без лени.

Поднимаем их повыше.

Может быть, коснёмся крыши?

(По очереди поднимать ноги, согнутые в коленях)

Наклоняемся до пола.

Прогибаемся поглубже.

Вправо-влево три наклона.

Повторяем снова дружно.

(Наклоны вперёд-назад, вправо-влево)

От души мы потянулись,

(Потягивания – руки вверх и в стороны)

И за парты вновь вернулись.

(Дети садятся за парты)

  1. Поиск заданной буквы среди других (на бланке)

Найти и зачеркнуть синим цветом все буквы О, обвести зелёным цветом все буквы А.

  1. Игра «Четвёртый – лишний»

Зачеркнуть на картинках лишний предмет и объяснить его положение: например, в верхнем ряду с левой стороны.

  1. Рефлексия

  1. Расставание (с мячом)

Занятие №5

  1. Приветствие (с мячом)

  1. Повторение заданий и упражнений

  1. Рефлексия

  1. Расставание (с мячом)

Занятие №6

  1. Приветствие (с мячом)

  1. Дорисовать недостающую фигуру (методика «Дополни набор») – треугольник. Объяснить место расположения дорисованной фигуры (нижний ряд, справа). Раскрасить все подобные фигуры заданным цветом (треугольники – зелёным цветом, круги – жёлтым цветом, шестиугольники – синим цветом)

  1. Пальчиковая гимнастика

«Щелчки»

Во дворе у брата

Бегали котята.

Испугавшись щелчка,

Разбежались кто куда.

       (Кончик указательного пальца правой руки сильно вдавить в подушечку большого пальца. Остальные пальцы поднять вверх. Указательный палец резким движением вперёд делает сильный щелчок в воздух (3 раза). По аналогии выполняются щелчки средним, безымянным пальцами и мизинцем.)

 

  1. Что на картинке нарисовано неправильно? (методика «Небылицы»)

Беседа по картинке с использованием понятий «право», «лево», «верх», «низ». Раскрасить картинку.

         Для справки: 1. у совы нет ушей; 2. рыбы не живут на дереве; 3. земляника не растёт на дубе; 4. ёлка не растёт вверх ногами; 5. лиса не может убегать от зайца; 6. карандаши не растут на пне; 7. олень не живёт в дупле; 8. у ёжика иголки колючие, а не кудрявые.

  1. Загадки

Всех круглее и краснее

Он в салате всех вкуснее.

И ребята с давних пор

Очень любят … Что?

(Помидор)

Он совсем-совсем зелёный

И овальный, удлинённый.

Помидора верный брат,

Тоже просится в салат.

Догадался (лась)? Молодец!

Ну, конечно… Что?

(Огурец)

Выросли на дереве

Вкусные серёжки

Круглые и красные

Кислые немножко.

Чтобы слов не тратить лишних,

Скажем сразу: это… Что?

(Вишни)

Он зелёный, полосатый,

Как воздушный шар пузатый,

А разрезали – смотри:

Мякоть красная внутри,

До чего хорош на вкус!

Называется… Как?

(Арбуз)

  1. Физкультминутка

Ручки потянули вверх,

Словно там висит орех.

(потягивания – руки вверх)

Тянем в стороны потом,

Словно обнимаем дом.

(потягивания – руки в стороны)

Ноги врозь, на пояс руки.

Влево плечи разверни.

А теперь направо. Ну-ка!

Упражненье повтори.

(вращение туловищем в стороны)

А теперь пора попрыгать

Как лягушка: прыг-прыг-прыг.

Кто устать боится мигом,

Кто к зарядке не привык?

(прыжки на месте)

Мы на месте снова ходим,

Но от парты не уходим.

(ходьба на месте)

По местам пора садиться

И опять пора учиться.

(дети садятся за парты)

  1. Какие предметы спрятаны в рисунке?

          Перечислить найденные предметы, сделать обобщение. Обвести все найденные овощи.

  1. Рефлексия

  1. Расставание (с мячом)

Занятие №7

  1. Приветствие (с мячом)

  1. Срисовать и раскрасить домик (методика «Домик»)

  1. Пальчиковая гимнастика

«Белка»

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому…

          (Поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого.)

  1. Упражнение «Парочка»

          Соединить предметы по парам, назвать предметы.

  1. Беседа по картинке, раскрасить картинку.
  1. Где нарисована ёлка? (Посередине)
  2. Где сидит ворона? (На ёлке)
  3. В какую сторону идёт мишка? (Налево)
  4. Где сидит зайка? (В правом нижнем углу)
  5. Где нарисованы облака? (Наверху)
  6. Где растут грибы? (В левом нижнем уголке)
  7. Где нарисовано солнышко? (В левом верхнем уголке)

  1. Физкультминутка

Ветер веет над полями,

И качается трава.

(дети плавно качают руками над головой)

Облако плывёт над нами,

Словно белая гора.

(потягивания – руки вверх)

Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья –

Вправо-влево, взад-вперёд,

А потом наоборот.

(наклоны вправо-влево, вперёд-назад)

Мышки прячутся во ржи.

Как увидеть их, скажи?

В норке прячется полёвка.

Покажись скорей, плутовка!

(приседания)

Мы взбираемся на холм,

(ходьба на месте)

И немного отдохнём.

(дети садятся за парты)

  1. Работа с трафаретом

Обвести и раскрасить фигурки при помощи карандаша или губки и красок.

  1. Игра «Съедобное – несъедобное»

  1. Рефлексия

  1. Расставание (с мячом)

Занятие №8

  1. Приветствие (с мячом)

  1. Закрасить фигуры

          Окружности красным, треугольники – жёлтым, квадраты – синим, прямоугольники – зелёным цветом.  Сосчитать количество каждого вида фигур. Каких фигур больше всего?

  1. Упражнение «Человек»

         Ведущий называет различные утверждения, касающиеся внешности человека. Если утверждение верно, учащиеся хлопают в ладоши, если неверно – стучат ногами. Например, «у человека 2 уха» (учащиеся хлопают в ладоши), «у человека на одной руке 6 пальцев» (учащиеся стучат ногами).

  1. Пальчиковая гимнастика

«Мизинчик»

Маленький Мизинчик

Плачет, плачет, плачет.

Безымянный не поймёт:

Что всё это значит?

Средний пальчик очень важный,

Не желает слушать.

Указательный спросил:

 - Может, хочешь кушать?

А Большой спешит за рисом,

Тащит рису ложку,

Говорит: - Не надо плакать,

На, поешь немножко!

          (Кисть руки сжать в кулачок. Поочерёдно разгибать пальцы, начиная с мизинца. С последней фразой большим пальцем и мизинцем касаться друг друга. Запомнить, как называется каждый пальчик. Проверка задания в конце занятия.)

  1. Нарисовать человека

          После рисования взаимная проверка правильности изображения человека, исправление ошибок товарища.

  1. Физкультминутка

Чтобы отдохнули ножки,

Мы пройдёмся по дорожке.

Но дорожка не простая –

Нас от парт не отпускает.

(ходьба на месте)

Голову тяну к плечу,

Шею я размять хочу.

В стороны разок-другой

Покачаю головой.

(вращение головой вправо и влево)

Пальцы ставим мы к плечам,

Руки будем мы вращать.

Круг вперёд, другой – вперёд,

А потом наоборот.

(руки к плечам, вращение вперёд и назад)

Хорошо чуть-чуть размяться.

Снова сядем заниматься.

(дети садятся за парты)

  1. Написать своё имя крупно, красиво и обвести спиральными линиями

  1. Упражнение на сопоставление количества предметов

          Обвести каждую группу предметов, сосчитать количество предметов в каждой группе, записать число около каждой группы, соединить группы с одинаковым количеством предметов. Каких предметов больше всего? Каких предметов меньше всего?

  1. Рефлексия

  1. Расставание (с мячом)

Занятие №9

1. Приветствие (с мячом)

2. Повторение заданий и упражнений

3. Рефлексия, подведение итогов

4. Расставание (с мячом)

Часть 2

ЗАНЯТИЕ 1

   Знакомство.

   Если развивающие занятия проводятся в начале учебного года или в группу входят учащиеся разных классов, то целесообразно познакомить детей друг с другом.

   Дети садятся в кружок. Ведущий, держа в руках маленький мячик, объсняет всем, что говорить можно будет только тому, у кого находится вруках этот мячик.

   Далее следут разъяснение игры.

   Передавая мячик по кругу, каждый должен назвать свое имя.

   После первого представления мячик снова передается по кругу. Теперь дети, называя свое имя, повторяют имена двух своих содедей по кругу.

   В третий раз тот, кто получил мячик, должен назвать свое имя и броситьмяч тому, чье имя он забыл. Поймавший мяч называет свое имя и продолжает игру таким же образом.

   Приветствие.

   Ведущий знакомит детей с ритуалом приветствия.

   Пальчиковая гимнастика «Разминка».

   Ведущий разучивает с детьми слова:

Ты, утёнок, не пищи!

Лучше маму поищи.

   Произнося слова, сжимать и разжимать пальцы сразу двух рук. Можно использовать резиновые игрушки.

   Рисование на тему «Мой портрет».

   Ведущий предлагает каждому ребёнку нарисовать себя таким, какой каждый сейчас. После выполнения задания совместно обсудить каждый рисунок: все ли детали учтены?

   Народная игра «Где мы были? Что мы делали?»

   Эта игра проводится в просторной комнате или на свежем воздухе. Перед началом игры необходимо разучить слова и правила.

   Ведущий делит группу пополам – на тех, кто будет загадывать загадки («дети»), и тех, кто будет их отгадывать («дедушка и внучата»). Посреди комнаты проводится черта, за которую не имеют права забегать «дедушка и внучата».

   «Дедушка и внучата» выстраиваются вдоль одной стены параллельно проведенной черте.Около противоположной стены ведущий помогает «детям» договориться о том, какую загадку они будут загадывать. Договорившись, «дети» переходят черту и хором здороваются.

  1. Здравствуй, дедушка-сто лет, и внучатам всем привет!
  2. Здравствуйте, детишки! Вы гуляли, иль играли, иль читали книжки? Где вы были? Что вы делали?
  3. Где мы были, не расскажем, а что делали, покажем!

   Далее «дети» должны с помощью действий и жестов показать, что они делали. Это и является той загадкой, которую должны отгадать «дедушка и внучата».

   Если отгадывающие правильно определили, что делали «дети», то подгруппы меняются местами. Если же «дедушка и внучата» дают ошибочный ответ, то «дети» убегают за проведенную черту и загадывают новую загадку.

   Ведущий должен следить за тем, чтобы 1 подгруппа не выступала в одной роли более 2-3-х раз.

   Рефлексия.

   Расставание.

   Ведущий знакомит детей с ритуалом расставания.

ЗАНЯТИЕ 2

   

   Знакомство.

   В начале второго занятия полезно повторить игру-знакомство даже при условии, что новых участников в группе нет. Это помогает детям настроиться на занятие.

   Приветствие.

   Игра «Снежинки».

   Игра проводится в просторной комнате. Дети свободно стоят на некотором расстоянии друг от друга. Ведущий просит их представить, что они – летящие с неба снежинки. Дети, широко раскинув руки, начинают произвольно двигаться по комнате: кто-то медленно передвигается в разные стороны, кто-то может кружиться.

   Приблизительно через 1 минуту ведущий говорит: «Снежинки подлетают к земле и слипаются вместе – по 2 снежинки в одном комочке!» (далее по 3, 4 и т.д.) Дети должны образовать маленькие группки, состоящие из соответствующего числа участников.

   Смысл игры состоит в том, чтобы как можно быстрее образовать «снежный ком», отвечающий требованиям ведущего. Проигрывают те, кто оказался лишними или не успели пристроиться к снежному кому.

   Эта игра закрепляет навыки счета, развивает внимание, коммуникативные навыки, способствует снятию эмоционального напряжения в группе.

   Пальчиковая гимнастика «Погладим котёнка».

   Ведущий разучивает с детьми слова:

- Киса, кисонька, кисуля! –

Позвала котёнка Юля.

- Не спеши домой, постой! –

И погладила рукой.

   Произнося слова, одной, затем другой рукой сделать расслабляющие движения для пальцев, изображая, что гладим котёнка.

   Игра «Кто с кем поменялся?»

   Для проведения этой игры нужны вырезанные из цветного картона различные геометрические фигуры: квадраты, треугольники, круги, прямоугольники.

   Дети садятся в кругу, ведущий рассказывает им, как называется та или иная фигура. Стоит обратить внимание детей на цвета фигур. Затем картонки раздаются участникам так, чтобы у каждого ребенка было по одной.

   Далее ведущий спрашивает у детей, как называются их фигуры. Дети по кругу сообщают название и цвет своей. Здесь же ребенок говорит название и цвет фигуры соседа по кругу, отвечавшего перед ним.

   После этого выбирается водящий, который должен внимательно посмотреть и запомнить, у кого что было в руках. Он выходит за круг, отворачивается и громко считает до 10-ти, а дети в это время меняются картонками.

   Затем водящий возвращается в круг и распределяет фигуры по прежним хозяевам, проговаривая при этом название и цвет каждой, например: «Красный круг был у Тани, а зеленый треугольник – у Вовы».

   Рефлексия.

   Расставание.

ЗАНЯТИЕ 3

   Игра «Зеркало».

   Дети делятся на пары: «зеркало» и смотрящийся в него. После этого один из участников пары выполняет простые движения: кивает головой, разводит руки в стороны, приседает и т.д. Другой должен зеркально повторить все движения первого, то есть правильно, не сбиваясь, синхронно продемонстрировать все движения своего напарника.

   Подобные психогимнастические упражнения особенно необходимы, если занятия с детьми проводятся сразу после уроков или после выполнения домашнего задания.

   Игра «Кто успел, тот и сел».

   Дети становятся в круг, внутри которого стоят стулья сиденьями наружу. Стульев должно быть на один меньше, чем участников игры. По команде ведущего дети начинают двигаться по кругу, через некоторое время ведущий внезапно хлопает в ладоши. По этому сигналу участники игры должны быстро занять любой свободный стул. Игрок, оставшийся без стула, выбывает из игры и выходит из общего круга. Из круга убирается также один стул. Игра продолжается до тех пор, пока двое игроков не разыграют последний стул.

   Пальчиковая гимнастика «Моя семья».

   Ведущий разучивает с детьми слова:

Вот дедушка,

Вот бабушка,

Вот папочка,

Вот мамочка,

Вот деточка моя,

А вот и вся семья.

(Ф. Фребель)

   Произнося слова, поочерёдно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а на последней строчке второй рукой охватывать весь кулачок.

   Групповое рисование человека.

   Для проведения этой развивающей игры необходимы мел (или фломастеры) и доска (вместо доски могут быть 2 больших планшета с бумагой). Доска делится пополам.

   Дети разбиваются на 2 команды.

   Ведущий объясняет: сейчас каждая из команд будет рисовать человека. Члены команд выстраиваются друг за другом у своей части доски. По команде ведущего дети, стоящие первыми в колонках участников, подходят к доске и начинают рисовать какую-то часть человека. Через некоторое время ведущий останавливает их, они передают мел следующим игрокам, которые продолжают рисовать.

   Когда все дети приняли участие в рисовании, нужно обсудить, у какой команды рисунок получился лучше и почему.

   Рефлексия.

   Расставание.

ЗАНЯТИЕ 4

   Приветствие.

     На этом занятии рекомендуется повторить наиболее понравившиеся детям игры и упражнения.

   Рефлексия.

   Расставание.

ЗАНЯТИЕ 5

   

      Приветствие.

     

     Игра «Запомни меня».

     Группа делится на пары: один игрок из пары (водящий) должен запомнить, как выглядит другой. После этого водящий отворачивается. Остальные дети задают ему вопросы о том, как выглядит напарник (например, во что одет его напарник, какие у него глаза, волосы и т. д.). Затем дети в парах меняются ролями, выигрывает тот, кто запомнил как можно больше деталей облика партнёра.

     Пальчиковая гимнастика «Наш малыш».

     Ведущий разучивает с детьми слова:

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – наш малыш.

   Произнося слова, нужно согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

 

     Игра «Во что можно превратить?»

     Для выполнения этого упражнения  каждому ребёнку раздаётся какая-либо геометрическая фигура. Дети должны обвести свою фигуру на лист бумаги, а потом, пририсовав какие-то детали, превратить её в изображение любого предмета похожей формы.

   Игра «Кричалки, шепталки, молчалки».

   Дети передвигаются по комнате согласно команды ведущего, который подаёт их без помощи голоса с использованием ладошек трёх цветов: красной («кричалка»), жёлтой («шепталка») и зелёной («молчалка»). Дети должны быть внимательны. Увидев красную ладошку, можно бегать и кричать, увидев жёлтую ладошку, можно ходить и тихо разговаривать, увидев зелёную ладошку, нужно замереть.

   Рефлексия.

   Расставание.

ЗАНЯТИЕ 6

     

   Приветствие.

    Игра «Зеркало».

    Её описание см. в Занятии 3.

 

     Игра в слова.

     Дети садятся в круг. Ведущий произносит какое-нибудь слово и при этом передаёт мячик ребёнку, сидящему слева. Тот придумывает слово из той же группы, что и названное, и передаёт мячик соседу и т. д. (например, огурец, помидор, капуста, морковь, свекла и т.д.)                                                Повторять ранее сказанные слова нельзя.

   Пальчиковая гимнастика «Шалун».

   Ведущий разучивает с детьми слова:

Наша Маша варила кашу.

Кашу сварила, малышей кормила:

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала.

Он много шалил.

Свою тарелку разбил.

   Произнося слова, дети выполняют следующие движения: на первые две строчки чертят пальцем круги на ладошке, на следующие четыре строчки загибают пальцы, со словами седьмой строчки пальцами другой руки берут мизинчик и слегка покачивают.

   Игра «Разложи по порядку».

   Детям предлагается разложить карточки в определённом порядке по различным признакам.

    Игра «Дорисуй предмет по его половине».

   Ведущий предлагает детям обвести на лист половинку листочка, а потом дорисовать его до полного изображения. Можно предложить нарисовать полное изображение бабочки по его половине.

   Рефлексия.

   Расставание.  

ЗАНЯТИЕ 7

   Приветствие.

     

    Игра «Котёнок гоняется за своим хвостом».

     Участники игры встают друг за  другом, крепко держась руками за плечи впередистоящих. Дети, находящиеся впереди этой колонны, - «голова котёнка», а стоящие сзади – его «хвост». Котёнок пытается поймать свой «хвост», а «хвост» должен увернуться. Через некоторое время, по команде ведущего, ребёнок, стоящий первым, переходит в «хвост» и встаёт замыкающим.

     Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребёнок не побудет и «головой» и «хвостом» котёнка.

     По окончании игры следует обсудить с детьми, кому больше понравилось быть «головой», а кому – «хвостом», и почему.

   

     Игра «Времена года».

     Дети встают в круг на некотором расстоянии друг от друга. По команде ведущего они выполняют следующие движения:

     ЗИМА – присесть и коснуться руками пола (всё в природе спит).

     ВЕСНА – поднять руки в стороны (всё просыпается).

     ЛЕТО – поднять руки вверх и покружиться (всё цветёт и тянется к солнцу).

     ОСЕНЬ – покачаться из стороны в сторону, обхватив себя руками (всё в природе засыпает на зиму).

     Движения можно разнообразить по усмотрению ведущего.

   Пальчиковая гимнастика «Белка».

   Ведущий разучивает с детьми слова:

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому…

(Народная песенка)

   Проговаривая слова, дети поочерёдно разгибают все пальцы сжатой в кулак руки, начиная с большого.

   Игра «Во что можно превратить?»

   Её описание см. в Занятии 5.

   Рефлексия.

   Расставание.

ЗАНЯТИЕ 8

     Приветствие.

     Игра «Паровозик».

     Эта игра проводится в просторном помещении, в котором хаотично расставлены столы и стулья.

     Дети встают друг за другом, крепко держась за плечи впередистоящего. Ребёнок, стоящий впереди колонны, - «паровозик», который должен везти за собой свои «вагончики» и не потерять их в пути. «Паровозик» движется между столами и стульями, «вагончики» следуют за ним. Через некоторое время, по команде ведущего, ребёнок, исполнявший роль паровозика, переходит в конец «состава».

   Упражнения на развитие мышления.

   Задания выполняются в группе по картинкам (см. Приложение).

   Пальчиковая гимнастика «Пальчики».

   Ведущий разучивает с детьми слова:

Раз-два-три-четыре-пять –

Вышли пальчики гулять.

Раз-два-три-четыре-пять –

В домик спрятались опять.

   Проговаривая слова, дети поочерёдно разгибают все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибают их в том же порядке.

 

 Игра «Съедобное - несъедобное».

   Дети стоят в шеренге. Ведущий по очереди бросает мяч каждому ребёнку, называя разные предметы. Ребёнок должен ловить мяч, если назван съедобный предмет. После правильного ответа ребёнок делает шаг вперёд. Побеждает тот, кто окажется впереди всех.

Рефлексия.

Расставание.

ЗАНЯТИЕ 9

   Приветствие.

   Повторение понравившихся игр и упражнений.

  Подведение итогов, награждение победителей.

  Рефлексия.

Расставание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шуточные игры в развитии социоэмоциональной и коммуникативной сферы старших дошкольников с нарушениями в развитии

Картинный и речевой материал с шуточным  нелепым содержанием  в одинаковой степени  имеет как диагностическую, так и коррекционную направленность  в работе с детьми с нарушени...

"Развитие творческих способностей у детей на занятиях изобразительным искусством как средство развития общих способностей при формировании гармонически развитой личности"

Главным в обучении является не компьютер, а ориентация на развитие познавательных процессов, самостоятельность в выполнении творческих работ. В этом процессе главное, что каждый ребенок может вы...

Cоздание и развитие комплекса условий, обеспечивающих коррекцию отклонений в развитии, психолого-педагогическую и медико-социальную реабилитацию, социализацию и интеграцию в общество детей с отклонениями в развитии

Специалистам, работающим с детьми с отклонениями в развитии, необходимо информировать родителей о том, что чем раньше начинается организация и проведение профилактической и коррекционной работы, тем у...

Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена с задержкой психического развития. Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка.

Все коррекционные упражнения, направленные на развитие внимания учащихся среднего звена, составляют совокупную систему, охватывающую разделы языкознания: лексику, грамматику, фонетику,  словообра...

Рабочая программа учителя-дефектолога по коррекции речевого развития и развитию высших психических функций для детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи в старшей и подготовительной группе.

Рабоча программа учителя-дефектолога предназначена для работы с детьми старшего и подготовитеьного дошкольного возраста с задержкой психического разития и тяжелыми нарушениями речи....

Технологии проблемного обучения и развития критического мышления, как средство развития интеллектуального развития обучающихся на уроках биологии

Стратегия новых образовательных стандартов нацелена «на формирование средств и способов самостоятельного продвижения ученика в учебном предмете». Особое значение  приобретает формиров...

Банк методик для отслеживания динамики развития учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью по направлениям «Эмоционально-волевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Профессиональное самоопределение»

Банк методик для отслеживания динамики развития учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью по направлениям «Эмоционально-волевое развитие», «Социально-коммуникативное развит...