"Развитие творческих способностей у детей на занятиях изобразительным искусством как средство развития общих способностей при формировании гармонически развитой личности"
материал по теме

Шилина Ольга Анатольевна

 

Главным в обучении является не компьютер, а ориентация на развитие познавательных процессов, самостоятельность в выполнении творческих работ. В этом процессе главное, что каждый ребенок может выразить себя, раскрыть свои возможности.

Таким образом, можно сделать вывод, что одной из основных задач педагога является задача формирования у детей творческого и познавательного процесса, познание окружающего мира. Это позволяет выдвинуть предмет изобразительное искусство на передний план, как основа благодатной почвы для развития личности в целом. Данный педагогический опыт направлен на развитие, творческого мышления детей младшего и среднего школьного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shilina_2_obobshch_opyta.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр внешкольной работы»

Тема опыта

«Развитие творческих способностей у детей на занятиях изобразительным искусством как средство развития общих способностей при формировании гармонически развитой личности»

                                                     Идея опыта: 

    Главным в обучении является не компьютер, а ориентация на развитие познавательных процессов, самостоятельность в выполнении творческих работ. В этом процессе главное, что каждый ребенок может выразить себя, раскрыть свои возможности.

Таким образом, можно сделать вывод, что одной из основных задач педагога является задача формирования у детей творческого и познавательного процесса, познание окружающего мира. Это позволяет выдвинуть предмет изобразительное искусство на передний план, как основа благодатной почвы для развития личности в целом. Данный педагогический опыт направлен на развитие, творческого мышления детей младшего и среднего школьного возраста.  

Педагог дополнительного образования

Шилина О. А.

О. Муром - 2012 год

1.     Сведения об авторе

        Шилина Ольга Анатольевна

        Образование: среднее специальное

        Окончила Горьковское художественное училище в 1985 году.

        Специальность по диплому: учитель черчения и рисования.

        Место работы: МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы»

        Должность: педагог дополнительного образования.

        Педагогический стаж: 27 лет

        Стаж работы в занимаемой должности: 21 год.

        Квалификация: 1 категория.

        Награды:

2010г.- Почётная грамота  управления образования о. Муром,

2008г. - Почётная грамота администрации округа Муром,

2011г. - Почётная грамота Департамента образования администрации Владимирской области.

2. Условия формирования опыта: 

   На идею формирования опыта повлияла курсовая переподготовка (курсы повышения квалификации) по разделу психологии в рамках Общеобразовательного проекта «Школа цифрового века», чтение предметно-методической литературы, активное участие в работе методических объединений ЦВР.

3.     Теоретическая база опыта.

  Творчество – постоянный спутник детства. Рисование является едва ли не самым интересным видом творческой деятельности детей младшего школьного возраста. «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,  тем умнее ребенок» - утверждал В. А. Сухомлинский. Рисуя, ребенок развивает себя как физически, так и умственно, т.к. функционирование мелкой моторики напрямую влияет на работу мозга. Хорошо рисующие дети логичнее рассуждают, больше замечают, внимательнее слушают.  По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления. Проявление и развитие творческих способностей учит ребенка не просто смотреть, а видеть, помогает ему стать неординарной, развитой личностью. Занятия изобразительным искусством тренируют кисть и пальцы ребенка, что создает благоприятные условия для становления навыка письма. Создание образов и фантазий способствует развитию логического и пространственно мышления, развитию ассоциативного мышления, необходимых при освоении математики.  Установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте, хотя результаты развития обнаруживаются позже. Отсутствие же творческого начала, как правило, становится в старших классах непреодолимым препятствием, когда требуется решение нестандартных задач, интерпретация материалов первоисточников и т. п.

4.     Актуальность и перспективность опыта

Творческое развитие, саморазвитие может и должно стать одной из главных стратегий и принципов современной педагогики. Развитию творческой свободы, повышению уровня овладения творческой деятельностью, творческому саморазвитию, как и другим видам деятельности, можно и нужно учить школьников. Как это сделать? Этот вопрос занимает многих ученых.    Занятия по изобразительной деятельности предоставляют широкие возможности для изучения особенностей детей и осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку, что содействует развитию у них не только художественно-творческих способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли. Формирование этих качеств является существенным условием для подготовки ребенка к обучению и полноценного развития личности. В творческом развитии проявляется общее и особенное.

 Особенное в человеке называют индивидуальным, а личность с ярко выраженными особенностями, индивидуальностью. Индивидуальный подход заключается в управлении развитием человека. Это не значит, что я приспосабливаюсь к отдельному учащемуся, наоборот, приспосабливаю формы педагогического воздействия к индивидуальным особенностям, с тем, чтобы обеспечить необходимый уровень развития личности.

   Становление творческой индивидуальности в школьном возрасте является важным условием дальнейшего  полноценного развития личности. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности, более способен к самосовершенствованию, самовоспитанию.  Творческая  индивидуальность может проявляться на разных уровнях. От переноса старых знаний, умений, опыта в новую ситуацию до способности найти новый вариант решения проблемы, создать новый продукт.        

  1. Новизна опыта

«Детское творчество научает ребенка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их и учит психику восхождению» (Л.С. Выготский). Мышление и творчество неотделимы. Основное предназначение уроков искусства  – формирование навыков построения бесчисленного множества реальностей, развитие воображения (фантазии). Эмоциональность, интерес, активность лежат в основе творческой деятельности на занятиях по изобразительному искусству.

Творчество – это деятельность, в результате которой создаётся продукт, отличающийся оригинальностью. Сейчас начинают отходить от этого определения и рассматривают творчество в широком и узком значении этого слова.

В широком смысле творчество определяется как создание  человеком активно преобразованной действительности. Т.е., конкретный человек создает конкретное для себя новое открытие, когда он строит свой мир и в процессе этого строительства использует свои способности, знания и умения. В этом случае новизна, которую создает человек, заключается не в объективно новом конечном результате, а в самостоятельном создании системы взаимоотношений с миром, в преобразовании этого мира. Мир понимается не обязательно как вещный, а, прежде всего, как социальный мир деятельности, мир отношений. То есть творчество становится центральным звеном в развитии человека. В узком смысле, творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных или духовных ценностей.

Чем отличается творчество от предметной деятельности. Основной признак деятельности – соответствие результата деятельности цели, а творческий акт характеризуется рассогласованием замысла и результата. Творчество может возникнуть в деятельности как побочный продукт. Главное в творчестве не внешняя активность, а внутренняя.

6.     Адресность опыта

 Данный педагогический опыт рекомендую использовать учителям рисования, а так же педагогам дополнительного образования детей младшего и среднего школьного возраста.  

  7.     Трудоемкость опыта

 

Важным условием развития художественных способностей ребенка  является индивидуальный подход к нему в процессе обучения.  Каждый ребёнок приходит в студию с разной степенью одарённости, подготовки, поэтому я принимаю ребёнка таким, какой он есть и конечно от этого зависит степень сложности задания. Стараюсь ориентироваться на зону ближайшего развития ребёнка, т.е. действия, умения, знания, которые формируются в этой зоне, проявляются и реализуются лишь тогда, когда ученику будут предложены задания, содержащие нечто новое, но такое новое, которое в чём-то ему известно, то, что он что-то уже умеет.  Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей. На занятиях ИЗО стараюсь дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.

 Индивидуальную работу с кружковцами веду так, чтобы все дети, в особенности слабые, проявили большое желание и стремление учиться и не отставать от лучших учеников, научить ребенка работать самостоятельно с полной отдачей сил; создать благоприятные условия для развития учеников с наиболее выдающимися способностями.

     8.     Технология опыта

   В своей работе с детьми стараюсь уделять большое внимание применению методов и методических приемов обучения, которые способствуют более успешному развитию творческих способностей, обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности учащихся.    Для  успешного развития   творческих способностей детей работаю над:

·  развитием  способностей, склонностей, интересов каждого учащегося с учетом их возможностей;

· приемами  осознанного решения различных творческих задач;        направляю и активизирую  творческие способности ребят через        практическую деятельность.

 Процесс обучения на занятиях изобразительным искусством характеризуют:

- сотворчество педагога и ученика;

- диалогичность;

- четкость поставленных задач и вариативность их решения;

- освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Занятия стремлюсь сделать для каждого ребёнка ярким событием в жизни, побуждающим к самостоятельному творчеству. Это особый урок. Он должен быть каждый раз новым, не похожим на предыдущий, с особой эмоциональной атмосферой увлечённости. Я создаю её при помощи живого слова, ярких диалогов с учениками, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций.

    Художественная деятельность находит разнообразные формы выражения:

- изображение на плоскости  и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению)

-декоративная и конструктивная работа; 

- восприятие явлений действительности и произведений искусства; 

-обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы; 

- изучение художественного наследия; 

-подбор иллюстративного материала к изучаемым темам. 

   На занятиях ИЗО происходит освоение учениками различных художественных  материалов (краски гуашь и акварель, карандаши, ткани, пластилин, бумага, картон).  В наше время появилось очень много новых художественных материалов для обогащения творческого процесса: разнообразные фломастеры, гелиевые ручки, пастель, различные мелки, бумага разного качества, разной структуры и фактуры.  Овладеваем  такими инструментами как кисти, стеки, ножницы и т.д.

 На занятиях я использую следующие  художественные техники:   рисование (в различных видах и жанрах), оригами, аппликация и коллаж, лепка,   бумагопластика,  роспись самостоятельно выполненных изделий, граттаж.  Разнообразие инструментов позволяет расширить диапазон видов творческих работ.

Природа и окружающая нас реальность - первооснова творчества во всех видах деятельности. Через реальность мы приходим к понятию фантазии - этой прекрасной способности любого человека. В основе любой фантазии – правда,  жизни, так как художник способен фантазировать только на основе увиденного и воспринятого в окружающем мире. Я стараюсь вселить уверенность в каждом ученике, что он может фантазировать (т.е. творить) и что для этого нужно внимательно, изучив реальность, подняться над ней на крыльях фантазии. Одним из способов развития фантазии является выполнение ряда необычных и  неожиданных заданий.  Прилагаю к данному опыту работы методическую разработку по развитию воображения у детей, несколько заданий, выполняя которые систематически и целенаправленно, дети развивают воображение, вырабатывают привычку к собственному решению, открытиям, умению отойти от образца и работать по собственному замыслу.

     Кроме индивидуальной работы  часто использую метод коллективных и групповых работ. Составляем все  вместе такие композиции, как «Зимний лес», «Композиция из ладошек», «Подводный мир», и др. Индивидуальное творчество в творчестве коллектива даёт очень интересные результаты. Преимущества коллективной деятельности  это -  приобретаются умения работать совместно, возможности вести дискуссии и обсуждения, соревновательность. Важным условием формирования творческих способностей являются стимулы.

    На мой взгляд,  занятия в студиях, кружках ИЗО тем ценны, что не ставятся оценки за то, что дети рисуют "правильно" или "неправильно". Критерии оценки – умение мыслить, создавать, творить. Традиционная отметка весьма несовершенный инструмент поощрения достижений детей. Самый эффективный стимул познавательной деятельности в ситуации успеха, которую стараюсь создать на своих уроках.  Одна из форм поощрения, которую я часто использую – это участие в различных выставках. К.Д. Ушинский писал: «Умственный труд ученика, успехи и неудачи в учении – это его духовная жизнь, внутренний мир, игнорирование которого может привести к печальным результатам. Ребёнок не только узнаёт что-то, усваивает материал, но и переживает свой труд, выражает личное отношение к тому, что удаётся и не удаётся «...» только успех поддерживает интерес ученика к учению. А интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. Ребёнок, никогда не познавший радости творчества в учении, не переживший гордость от того, что трудности преодолены, теряет желание и интерес учиться».

9.     Результативность опыта

Необходимость занятий по развитию творчества, дети подтверждают не только повышением качества успеваемости по предметам в школе, но и активным участием в окружных, областных, всероссийских и международных конкурсах.

  Витушкина Анастасия награждена дипломом лауреата международного конкурса рисунков «Зелёная планета 2009», дипломом всероссийского конкурса рисунков» Зелёная планета 2010», заняла 1место в окружном конкурсе рисунков «Зелёная планета глазами детей», победила в конкурсе творческих работ, посвящённом 135-летию со дня рождения академика живописи И.С. Куликова в номинации «Оригинальность исполнения в теме крестьянский быт».  

Царенко Ксения награждена грамотой всероссийского творческого конкурса» Святые заступники Руси», посвящённого великомученику Георгию Победоносцу, в номинации «Изобразительное искусство» 2010 год. Заняла 1 место по Владимирской области во Всероссийском конкурсе детских рисунков «Кузнечик» 2010 год, заняла 1 место в окружном конкурсе творческих работ «Святые заступники Руси» 2010 год, награждена грамотой управления образования о. Муром за участие в окружном конкурсе рисунков «Кем быть?» - 2 место.  

Шилина Карина, награждена благодарственным письмом от управления культуры о. Муром за участие в 7 Межрегиональном фестивале народной музыки и ремёсел «На Муромской дорожке».

Коллектив «Юный художник» награждён грамотой гран-при, как победитель окружного конкурса плакатов «Наша страна – наша Победа!» 2010 год, занял 2 место в окружном конкурсе рисунка «Чтобы помнили» 2009 год.

Кирилин Иван занял 1 место в окружном конкурсе рисунков и награждён памятным подарком. Фотографии детских работ включены в сборники по итогам Международного экологического форума «Зеленая планета» в 2008 и 2009 годах.

Антипина Ирина заняла 1 место по Российской Федерации в конкурсе рисунков «Паучок и червячок», 2011 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные техники изобразительного искусства, как средство развития творческих способностей учащихся

презентация: рисунки детей с использованием нетрадиционных техник рисования....

«Развитие творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства»

Краткое содержание.Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо,...

Развитие творческих способностей учащихся средней школы ( 5-9) классы на уроках изобразительного искусства, как один из факторов развития личности

Развитие творческих способностей учащихся средней школы (5-9) классы на уроках изобразительного искусства, как один из факторов азвития личности...

Проектный метод обучения на уроках изобразительного искусства, как средство развития творческих способностей учащихся средних классов

Актуальность проекта      В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание...

Проектный метод обучения на уроках изобразительного искусства, как средство развития творческих способностей учащихся средних классов

Актуальность проекта      В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание...