Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена с задержкой психического развития. Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка.
статья на тему

Перевозчикова Любовь Николаевна

Все коррекционные упражнения, направленные на развитие внимания учащихся среднего звена, составляют совокупную систему, охватывающую разделы языкознания: лексику, грамматику, фонетику,  словообразование, а так же чтение, как вид речевой деятельности, и они требуют  специально организованной работы. Для развития  внимания используются задания направленные на развитие восприятия, работу памяти, понимание закономерностей и другие виды мышления, поскольку внимание присуще любому познавательному процессу (восприятию, памяти, мышлению) и выступает как форма, способность осознанной организации этого процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена  

с задержкой психического развития. Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка.

     

По данным НИИ детства, ежегодно рождается 5-8% детей с наследственной патологией, 8-10% имеют выраженную врожденную  или приобретенную патологию, 4-5% составляют дети-инвалиды, значительное число детей имеют стертые нарушения развития. По данным МО РФ, 85% детей – воспитанников детских садов и учащихся школ нуждаются в помощи медицинского, психологического или коррекционно-психологического характера. Около 25% детей нуждаются в специализированной (коррекционной) помощи. [1, с.3]

       Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребенку успешно справиться с задачами и требованиями, которые ставит ему общество.  У такого ребенка гораздо дольше  остается ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы. Слабо развита произвольная сфера (умение сосредотачиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу) не позволяет школьнику полноценно осуществить напряженную учебную  деятельность: он очень быстро устает, истощается. Психические причины, вызывающие отставание в учении, многообразны и находятся в сложной взаимосвязи с внешними проявлениями школьных трудностей.

       Внимание – один из важнейших динамических показателей всех психических процессов. Именно поэтому внимание можно рассматривать как основу успешной познавательной деятельности.   Актуальность проблемы развития внимания у детей школьного возраста определяется прежде всего тем, что именно в школьном возрасте формируются качественно новые характеристики внимания так же, как и других процессов. При этом Выготский Л.С. подчеркивает, что «психическое развитие – это целостное развитие всей личности: интеллекта, сознания, познавательной деятельности. В процессе интеллектуального развития ребенка происходят качественные изменения и самих психических познавательных процессов». [3, с.14].

     Знание английского языка в современных условиях развития общества является насущной необходимостью для каждого человека. От организации учебного процесса опирающегося на возрастные и психические особенности детей зависит успех освоения детьми иностранного языка.    

   

Часто трудности в учении усугубляются слабой способностью к звуковому и смысловому анализу речи, в следствии чего, ребенок плохо овладевает навыками чтения, с трудом осваивает письменную речь. В основе одной какой-либо трудности в учебной работе могут лежать различные психологические причины, а в основе разных по внешним проявлениям трудностей может быть одна и та же психологическая причина. Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребенок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен,  раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. «Внимание проявляется как бы  внутри психических процессов и неотделимо от них, характеризуя динамику их протекания». [2, с.111].

     

 Выделяют непроизвольное внимание (нецеленаправленное) – возникает как бы само собой, без усилий воли.  Произвольное (намеренное) внимание.  Оно необходимо для того, чтобы делать не то, что хочется, а то, что необходимо. В процессе работы могут возникнуть интерес, увлеченность, вдохновение, которые обычно снимают волевое напряжение. Рабочий уровень внимания определяется комплексом основных характеристик: объемом, концентрацией, переключаемостью. Объем внимания – это его информационная емкость, т.е. количество одновременно отчетливо осознаваемых при восприятии объектов. Концентрация и устойчивость внимания – это способность не отклоняться от цели, от направленной психической активности, удерживать сосредоточенность на объекте внимания. Концентрация  внимания является энергетической базой умственной работоспособности  школьника. Переключение внимания – способность перемещать его с одного объекта на  другой – лежит в основе перехода от одного вида деятельности к другому. [1, с. 23].          

       Противоположным вниманию состоянием является рассеянность, которая характеризуется неустойчивостью, отвлекаемостью, несосредоточенностью внимания. Дети с ЗПР на уроках крайне рассеяны, часто отвлекаются, не способны сосредоточенно слушать или работать более 5-10 минут. Следует отметить, что динамика уровня внимания у детей с ЗПР неодинакова. У одних детей максимальное напряжение внимания наблюдается в начале урока, и по мере продолжения работы неуклонно снижается; у  других сосредоточение внимания наступает лишь после некоторой деятельности, для третьих характерна периодичность в сосредоточении внимания. Отвлечение внимания, снижение уровня его  концентрации наблюдается при утомлении детей. Они перестают воспринимать учебный материал, в результате чего в знаниях образуются значительные пробелы.

         Особенно резко проявляются нарушения внимания после занятий, требующих интенсивного умственного напряжения. Собственное бессилие, невозможность сосредоточиться на задании вызывает у одних раздражение, у других – категорический отказ от работы, особенно если требуется усвоить новый учебный материал. Как следствие, у детей развивается крайняя неуверенность в своих силах, неудовлетворенность учебной деятельностью.

 

        Для большинства детей с ЗПР характерно ослабленное внимание к вербальной информации. Даже во время увлекательного, интересного, эмоционального рассказа такие дети начинают зевать, теряют нить повествования. Особенно ярко проявляются эти особенности, когда в окружающей среде присутствуют отвлекающие факторы. Неожиданный звук в дверь, посторонний человек в классе, упавший предмет – все это отвлекает внимание детей настолько, что они полностью забывают задание учителя.

 

        Как правило, причины глобальной невнимательности учащихся заключаются в ориентации детей на общий смысл текста, фразы, слова, у детей сформировался способ работы без достаточной обработки умения анализировать материал. Единицы анализа (буквы, цифры, слова, детали, части) – мелки и «не удостаиваются», без направленного обучения, внимания детей. Поэтому задача развивающих заданий для повышения внимания состоит в преодолении такого общего восприятия, в попытке научить учащихся воспринимать содержание заданий с учетом элементов на фоне смысла, целого, уметь осознанно концентрировать, распределять и переключать свое внимание при анализе элементов, частей, деталей целого.

       Предмет английского языка не обыкновенен тем, что он пронизан принципом развивающе - воспитывающего обучения. Развитие и воспитание идет в двух направлениях:

  1. Изучение языкового материала развивает и воспитывает, так как является средством познания мира, формирования мысли, общения с людьми.
  2. Развитие и воспитание идет через текстовый материал.

       Нельзя не выделить следующие задачи использования коррекционно-развивающих упражнений на уроках:

1. Научить учащихся содержательно, логически последовательно, грамотно выражать свои и чужие мысли в устной и письменной форме за счет расширения представлений об окружающем мире и обогащения словаря, развития умения планировать деятельность  и навыка работы по словесной и письменной инструкции, алгоритму, овладения техникой речи на основе упражнений на развитие внимания.

     2. Дать учащимся прочные лексические и грамматические навыки, используя упражнения в коррекции отдельных процессов психической деятельности, тесно взаимосвязанных между собой.

     3.   Обеспечить развитие логического мышления как основы интеллекта.

     4.   Привить любовь к английскому языку и желание применять полученные знания и умения в общественной жизни.

      Ушинский К.Д. писал: «Конечно, сделав занимательным урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным в ученье…». [3, с.49]. Следовательно, произвольное внимание (именно оно является у подростков преимущественным) стоит далее развивать и укреплять.

       В подростковом возрасте у ребенка увеличивается устойчивость внимания, способность  отвлечься от всего постороннего. Но степень развития всех свойств внимания во многом зависит от психофизических и  индивидуальных особенностей развития каждого подростка.

       Внимание – это одно из необходимых условий развития интеллектуальных способностей человека, поэтому коррекция внимания детей с ЗПР является приоритетом в работе педагога коррекционной школы.

      Говоря о структуре содержания коррекционно - развивающих упражнений, следует отметить, что существуют общие правила, руководствуясь которыми учитель выбирает (создает) правила обучения, затрачиваемые на реализацию поставленных задач. Различаются общедидактические и специфические правила, при этом общедидактические в силу своей предельной обобщенности не могут указать конкретных критериев выбора средств обучения английскому языку в школах для детей с ЗПР.

        Изучение лексики дает возможность познакомить учащихся со словарным богатством английского языка, с отдельными лексическими понятиями,  с особенностями употребления слов в речи. Работа, направленная на  формирование лексических умений и навыков в классах ЗПР имеет, помимо образовательного и воспитательного, еще развивающее и практическое значение. В результате работы над лексическими единицами расширяется представление школьников о языке в целом, развивается интерес к предмету.

       Для овладения нормами английского языка огромное значение имеет фонетика. Формирование фонетических навыков развивает фонематический слух, обучает технике произнесения иноязычных звуков в слове, словосочетании, предложении, в речевом потоке говорения и чтения.

       Особенность для восприятия грамматики английского языка, как науки, очень трудна для детей с ЗПР, т.к. способность к абстрагированию у них недостаточно развита и нет  связи с родным языком. Однако учащимися можно помочь, активизировав  все возможные психические процессы, в том числе внимание. В содержание курса грамматики входит словообразование –  посредством  специальных морфем получаются видоизменения слов.

       Коррекционные упражнения, направленные на развитие внимания, помогают учащимся усвоить фонетические аспекты говорения, структуру слова и предложения, особенности морфем, преодолеть лексическо-грамматические трудности говорения, особенности чтения английских слов.

       Все коррекционные упражнения, направленные на развитие внимания учащихся среднего звена, составляют совокупную систему, охватывающую разделы языкознания: лексику, грамматику, фонетику,  словообразование, а так же чтение, как вид речевой деятельности, и они требуют  специально организованной работы. Для развития  внимания используются задания направленные на развитие восприятия, работу памяти, понимание закономерностей и другие виды мышления, поскольку внимание присуще любому познавательному процессу (восприятию, памяти, мышлению) и выступает как форма, способность осознанной организации этого процесса. При этом, осмысленность получаемых знаний направляет внимание, делая его произвольным и избирательным.

       Специфические правила обучения английскому языку объединяются по разделам с выделением конкретных коррекционно-развивающих упражнений. Некоторые коррекционно-развивающие упражнения, формирующие основные свойства внимания, могут быть использованы как тренировочные, так и диагностические.

I. Упражнения, направленные на концентрацию, переключение, увеличение объема и распределение внимания в различных видах познавательных процессов при выполнении заданий.

II. Упражнения, направленные на сравнение различных понятий, символов, предметов (на вербальном, цифровом и наглядном материале), которые тренируют внимание и наблюдательность.

III. Упражнения, направленные на формирование осознанности и управления вниманием при выполнении проверки ошибок в текстах.

      Нужно отметить, что система коррекционных упражнений, направленных на развитие внимания учащихся, строится на следующих аспектах формирования и развития внимания:

  1. Постоянство.
  2. Самостоятельность.
  3. Дифференциация.
  4. Логика.

    Опыт работы, направленный на развитие внимания у учащихся с ЗПР показал:

  1. Повышение качества психических процессов, так или иначе связанных с вниманием.
  2. Развитие концентрации, объема и переключения внимания.
  3.  Коррекция волевой регуляции.
  4. Улучшение качества приобретаемых учебных знаний, умений и навыков.

             

Подростковый возраст характеризуется резкими изменениями, происходящими во всех сторонах развития и имеющими определенную асинхронность (интеллектуальное развитие ребенка опережает развитие личностных особенностей и наоборот). Учитель в работе с такими детьми  не только видит указанные ограничения, но и правильно оценивает потенциальные возможности учащихся с ЗПР.  У подростков внимание является преимущественно произвольным. Следовательно, учащийся среднего звена  может заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради результата, который ожидается в будущем. Отсюда следует, что  учащиеся с ЗПР при условии систематической коррекционной поддержки, интеллектуальной стимуляции, общеукрепляющего оздоровления имеет благоприятный прогноз развития.

Список литературы.

1. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР. – М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004.

2. Гамезо М.В. Домашенко И.Д. Атлас. Вопросы психологии. – Педагогическое общество России, 1999.

3. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: «Просвещение», 1991.

4.  Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку. – М.: «Просвещение», 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности обучения учащихся в классах с задержкой психического развития на уроках технологии

Подготовка учащихся к участию в производственном труде в составе коллектива или в индивидуально - трудовой деятельности.Коррекционно - развивающая направленность трудового обучения для исправления нед...

Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена с ЗПР. Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка.

От организации учебного процесса опирающегося на возрастные и психические особенности детей зависит успех освоения детьми иностранного языка.     Актуальность проблемы развития внимани...

Использование коррекционно-развивающих упражнений на этапе целеполагания при конструировании уроков в специальной коррекционной школе

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Дает корова молоко».Век XXI – век открытый,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими дети бы...

«Особенности сформированности навыков здорового образа жизни у учащихся начальной школы с задержкой психического развития».

Состояние здоровья подрастающего поколения это важнейший показатель благополучия общества, государства, которое отражает не только настоящую ситуацию, но и дает точный прогноз на будущее. Самый благоп...

Конспект внеурочного занятия физкультурно-спортивной направленности по мини-футболу для учащихся 5 классов с задержкой психического развития

Занятие рассчитано на детей, обучающихся первый год по программе внеурочной деятельности «Мини-футбол». Тема занятия «Основы техники игры в мини-футбол. Правила игры в мини-футбол&ra...

Особенности реализации АООП НОО для детей с задержкой психического развития

АООП НОО обучающихся с задержкой психического развития формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый эт...

Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся 1 класса с задержкой психического развития "Путешествие в осенний лес".

Цель коррекционо-развивающего занятия: обогащение знаний о животных и растительности леса, развитие психических процессов....