Технологии проблемного обучения и развития критического мышления, как средство развития интеллектуального развития обучающихся на уроках биологии
презентация к уроку

Немирович Наталия Николаевна

Стратегия новых образовательных стандартов нацелена «на формирование средств и способов самостоятельного продвижения ученика в учебном предмете». Особое значение  приобретает формирование учебной деятельности,  обеспечивающей не только усвоение знаний, но и овладение способами учебной работы, умение самостоятельно строить свою деятельность, искать и находить более рациональные способы, переносить их в условия, не заданные непосредственно обучением.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технологии проблемного обучения и развития критического мышления, как средство развития интеллектуального развития обучающихся на уроках биологии Немирович Н.Н. учитель биологии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6»

Слайд 2

Цели образования XXI века: Стратегия новых образовательных стандартов нацелена « на формирование средств и способов самостоятельного продвижения ученика в учебном предмете » , т.е. уметь жить; уметь работать; уметь жить вместе; уметь учиться.

Слайд 3

«Обучение, которое, обеспечивая полноценное усвоение знаний, формирует учебную деятельность и тем самым непосредственно влияет на умственное развитие, есть развивающее обучение» Якиманская И.С.

Слайд 4

Цели образовательных технологий 1. Мотивация к учению 2. Расширение знаний и развитие интеллектуальных умений 3. Развитие рефлексивного умения 4. Формирование обобщений Цели

Слайд 5

Цель образовательных технологий Развитие аналитического, критического мышления: умение выделять причинно-следственные связи; отвергать ненужную или неверную информацию; быть честным в своих рассуждениях; уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предложения и личного мнения; рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся; избегать категоричности в утверждениях и т. д. 2) Закладывание основ для формирования грамотного, квалифицированного, интеллигентного человека. 3) Стимулирование самостоятельной, поисковой, творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Слайд 7

Проблемный урок Проблемное введение нового материала Воспроизведение субъективно новых знаний

Слайд 8

Основное понятие Проблемно-поисковое обучение – это такая организация учебного процесса, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций, а также активная самостоятельная поисковая деятельность учащихся по разрешению проблем

Слайд 9

Особенности проблемного обучения самостоятельное усвоение новых понятий путем решения учебных проблем. средство формирования мировоззрения связи обучения с жизнью разнообразие самостоятельных работ учащихся. индивидуальный подход. подвижная взаимосвязь элементов эмоциональная активность ученика

Слайд 10

Проблемная ситуация содержит такие основные компоненты: неизвестные знания; противоречие, когда прошлого опыта недостаточно для выхода из затруднения; познавательная потребность как внутреннее условие, стимулирующее мыслительную деятельность; интеллектуальные возможности учащегося к «открытию» нового.

Слайд 11

Методы проблемного обучения 1. Метод проблемизации. 2. Самостоятельное выдвижение гипотез по решению проблемы. 3. Метод уяснения готового знания из печатного источника 4. Методы проблемного обсуждения.

Слайд 12

Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. В ней синтезированы идеи и методы отечественных технологий (КСО, развивающего обучения, сотрудничества). Технология РКМЧП - система учебных стратегий, методов и приемов, направленных на развитие критического мышления у учащихся.

Слайд 13

Что такое технология «критического мышления»? « Критическое мышление»- обозначение некоторого педагогического подхода. «Критическое мышление»- новый взгляд на урок, это технология дает освоение нового способа познания . «Критическое мышление» можно отнести к инновационным технологиям, так как она соответствует основным параметрам инновационного обучения. .

Слайд 14

Технология позволяет: 1. Осмыслить всю полученную информацию; 2. Изучить новое знание; 3. Сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу.

Слайд 15

Развитие критического мышления через чтение и письмо Технологические этапы 1 этап –стадия «Вызов» Актуализация имеющихся знаний учащихся, пробуждение интереса к получению новой информации Работа с текстом до чтения. 2 этап –стадия «Осмысления» Достижение понимания текста на уровне содержания. Работа с текстом во время чтения. 3 этап –стадия «Рефлексия» Достижение понимания основной мысли, выработка собственной позиции. Работа с текстом После чтения.

Слайд 16

ТЕХНОЛОГИЯ РКМЧП Формирует умение самостоятельно работать с текстом. Способствует организации диалоговых отношений читателя и произведения. Учит создавать собственные творческие письменные работы. Позволяет проводить всё обучение на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.

Слайд 17

Приемы характерные для этой технологии в биологии: Заполнение, таблиц, установление причинно-следственной связи между блоками информации. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям . Ответы на поставленные вопросы . Организация круглых столов Написание «Синквейна». Исследования по отдельным вопросам темы.

Слайд 18

Учебные приёмы ТРКМ: 1) Приём « Знаю Хочу знать Узнал» 2) Приём «Слепое письмо» 3) Приём «Концептуальная таблица» 4) Приём «Инсерт». 5) Приём «Кластеры» 6) Прием «Тонкие и толстые вопросы 7) Прием «Верите ли вы, что…». 8) Прием «Ассоциации» 9) «Шесть шляп критического мышления» и др.

Слайд 19

Прием “ И нсерт ” ( Чтение текста с пометками) Знаю Не знаю Надо повторить Дан текст : После образования многоклеточной бластулы начинается процесс гаструляции : перемещение части клеток с поверхности бластулы вовнутрь, на место будущих органов. В результате образуется чашевидный зародыш- гаструла . Она состоит из двух слоев клеток - зародышевых листков: наружного- эктодермы внутреннего- энтодермы. У большинства многоклеточных животных в процессе гаструляции образуется третий зародышевый листок – мезодерма. Тема Онтогенез. 11 класс Цель : способствовать контролю своих знаний

Слайд 20

Приём « Слепое письмо» Тема: «Экосистемы». 9 класс. Цель : способствовать формированию у учащихся умения самостоятельно воспроизводить характеристику объекта по памяти Заполните пропуски названиями функциональных групп экосистемы и царств живых существ. Организмы, потребляющие органическое вещество и перерабатывающие в новые формы, называют……….Они представлены в основном видами, относящимися к ……миру. Организмы, потребляющие органическое вещество и полностью разлагающие его до минеральных соединений, называют…..Они представлены видами, относящимися к ……..и…….

Слайд 21

Прием «Кластер» 1. Необходимо написать ключевое слово или предложение в середине листа или доски. 2. Далее записывают слова или предложения которые приходят на ум в связи с данной темой. 3. По мере того как возникают идеи необходимо устанавливать связи между ними. Фотосинтез

Слайд 22

Прием «Кластер» Фотосинтез Глюкоза Лист Углекислый газ Вода Свет Хлорофилл Цель : развивать мыслительную деятельность

Слайд 23

Значение технологий: в образовательном процессе. Формирует самостоятельное мышление Вооружает методами и способами самостоятельной работы Реализует возможность управлять образовательным процессом в системе «учитель-ученик» Позволяет влиять на результат и цели образовательного процесса

Слайд 24

Конечная цель – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, размышляют над процессом обучения, подтверждают или опровергают - расширяют наши знания, чувства об окружающем мире .

Слайд 25

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологий проблемного обучения и развития критического мышления через чтение и письмо для творческого и интеллектуального развития учащихся.

статья "Использование технологий проблемного обучения и развития критического мышления через чтение  и письмо для творческого и  интеллектуального развития учащихся".С. 303-316.( Сборник Наш...

Использование технологии развития критического мышления, как средства формирования мыслительной деятельности обучающихся на уроках географии

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартны...

Урок в 6 классе по литературе (технологическая карта урока) по теме "Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТ Методы обучения: метод проектов, п

Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»Тип урока: урок формирования новых знанийТехнологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТФорма: урок...

Приемы технологии развития критического мышления как средство развития мыслительных навыков учащихся на уроках русского языка и литературы

Аннотация: В данной статье рассказывается о приемах технологии критического мышления и возможности их применения на уроках русского языка и литературы. Так же подробно рассматриваются неко...

Использование технологии развития критического мышления как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС.

Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, является Технология развития критического мышления, целью которой является развитие критиче...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 5 классе на тему «Рассуждение как тип речи. Доказательства» с использованием технологий проблемного обучения и развития критического мышления через чтение и письмо.

Целью урока является организация деятельности учащихся по формированию  представления о  тексте-рассуждении с использованием технологии проблемного обучения и технологии развития критич...