Аналитический отчет
учебно-методический материал по психологии по теме
Аналитический отчет работы психолога за год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiticheskiy_otchyot_za_2012-2013_u.g.doc | 160.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Аналитический отчет
педагога-психолога МКОУ СОШ № 8
Шерстнёвой С.А. за 2012-2013 уч.г.
- Ф.И.О. – Шерстнёва Светлана Алексеевна.
- Дата рождения – 24.03.1962 г.
- Стаж работы: общий 29 лет; в данном учреждении 18 лет; по специальности 15 лет.
- Разряд (категория), дата присвоения – 13 разряд (1 категория) – 29.04.2009 г.
- Сведения о повышении квалификации (КПК, ПК - дата прохождения, тема, кол-во часов) – КПК с 20.02.2012г. по 16.03.2012г. в объёме 108ч. Тема: «Организационно-педагогические условия повышения качества деятельности педагогов-психологов».
Перспектива аттестации – 2014 г. Тема «Роль психолога в формировании и развитии интеллектуальной, гармонической, физически и психически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению».
- Цель деятельности: Психологическое сопровождение личностной и социальной адаптации школьников. Задачи: 1 – Отслеживать актуальное психологическое состояние школьников на всех возрастных этапах. 2 – Оптимизация и гармонизация «Я-концепции» учащихся. 3 – Формировать умение конструктивно действовать в конфликтных ситуациях. 4 – Формировать мотивацию самовоспитания и саморазвития. 5 – Формировать умение принимать ответственные решения и делать самостоятельный выбор.
- Анализ выполнения основных направлений деятельности:
Диагностическая деятельность.
С целью получения информации об индивидуальных особенностях развития ребёнка на различных возрастных этапах психологом ведутся мониторинговые исследования:
- Готовность детей к началу школьного обучения.
- Процесс адаптации учащихся 1-х, 5-х,10-х классов.
- Мотивация деятельности учащихся на уроке.
- Выявление групп риска, предрасположенных к наркотической зависимости.
- Уровень вовлечённости в употребление ПАВ.
- Выявление суицидального поведения подростков.
- Основные трудности родителей при подготовке детей к сдаче ЕГЭ и ГИА.
- Исследование личностной сферы учащихся 9-х и 11-х классов в преддверии подготовки к ЕГЭ и ГИА.
- Социометрия.
- Изучение уровня интеллектуального развития уч-ся 2-х,4-х, 9-х, 11-х классов.
- Изучение уровня воспитанности учащихся 1-11 классов.
- Изучение мнения родителей 1-классников и 5-классников о процессе адаптации их детей при поступлении в школу и при переходе в среднее звено.
Результаты диагностических исследований анализируются, обобщаются и предоставляются психологом администрации школы и педагогам в виде докладов на педсоветах и совещаниях.
Всего за прошедший учебный год было продиагностировано 238 учеников, 98 родителей.
Уровень готовности детей к началу школьного обучения.
Учебный год | Кол. детей | Суммарная оценка | |||
1 уровень 17 – 25 | 2 уровень 14 - 17 | 3 уровень 11 – 14 | 4 уровень ниже 10 | ||
2010-2011 | 29 | 79 % | 17 % | 4 % | 0 % |
2011-2012 | 22 | 63,6 % | 27,3 % | 4,5 % | 4,5 % |
2012-2013 | 48 | 77 % | 13 % | 2 % | 8 % |
Анализ данного исследования показал, что у большинства 1-классников
этого года сформированы предпосылки к школьному обучению.
43 ребёнка из 48 (90 %) показали первый и второй уровни готовности (примерно на том же уровне, что и в прошлом году).
Количество же детей, не готовых к школьному обучению, с каждым годом увеличивается.
Уровень адаптации учащихся 1-х классов.
Учебный год | Кол-во учащихся | Высокий уровень адаптации | Средний уровень адапт. | Низкий уровень адаптации |
2010-2011 | 29 | 31 % | 48 % | 21 % |
2011-2012 | 22 | 50 % | 36 % | 14 % |
2012-2013 | 42 | 64 % | 16 % | 20 % |
Анализ проведенного исследования показывает, что:
Высокий уровень адаптации имеют 64 % учащихся, что больше чем в предыдущие годы,
но, соответственно, уменьшилось количество учащихся со средним уровнем адаптации.
Количество первоклассников, имеющих низкий уровень адаптации значительно вырос по сравнению с прошлым учебным годом.
Необходимо летом уделить большее внимание адаптации будущих первоклашек.
Уровень тревожности учащихся 5-х классов в период адаптации.
Учебный год | Кол-во учащихся | Высокий уровень | Повышенный уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
2010-2011 | 31 | 0 | 29 % | 23 % | 48 % |
2011-2012 | 32 | 0 | 16 % | 37 % | 47 % |
2012-2013 | 33 | 0 | 12 % | 24 % | 63 % |
Анализ данного исследования позволяет сделать вывод о том, что в этом учебном году пятиклассники значительно лучше адаптировались при переходе в среднее звено.
Повышенная тревожность сократилась за 3 года больше чем в два раза. Детей же с низким
уровнем тревожности стало на 16 % больше. Это произошло благодаря преемственности в работе учителей начального и среднего звена, а также совместной плодотворной работе классных руководителей и социально-психологической службы по адаптации пятиклассников (тренинги,
игры, поездки).
Уровень тревожности учащихся 10-х классов в период адаптации.
Учебный год | Кол-во учащихся | Высокий уровень | Повышенный уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
2010-2011 | 15 | 0 | 13 % | 27 % | 60 % |
2011-2012 | 10 | 0 | 0 | 33 % | 67 % |
2012-2013 | 12 | 0 | 0 | 50 % | 50 % |
Анализ данного исследования показал, что: 50 % десятиклассников в этом учебном году имеют низкий уровень тревожности, что на 10 и 17 % ниже, чем в предыдущие годы. Соответственно, увеличилось количество учащихся, имеющих средний уровень тревожности. Повышенный и высокий уровень тревожности второй год отсутствует.
Сформированность учебной мотивации учащихся 1-х классов.
Уч.г. | Кол-во уч-ся | Высокая учебная активность % | Практически сформированное отношение к себе как к школьнику % | Положительное отношение к школе % | Отношение не сформировано % | Негативное отношение к школе % |
2011 | 39 | 54 | 36 | 10 | 0 | - |
2012 | 22 | 22,5 | 64 | 9 | 4,5 | - |
2013 | 43 | 44 | 36 | 18 | 2 | - |
Анализ проведенного исследования показывает, что:
Высокая учебная активность проявляется у 44 % опрошенных ребят, что вдвое выше
прошлогоднего уровня.
У 36 % учащихся первого класса отмечается практически сформированное отношение
к себе как к школьнику (что на 28 % ниже, чем в прошлом году).
Положительное отношение к школе высказали 18 % респондентов, что говорит о том,
что школа привлекает этих ребят больше внеучебными сторонами. Таких учащихся в этом
году в 2 раза больше, чем в прошлом.
Несформированное отношение к школе в этом году, как и в прошлом, у одного ребёнка,
что составляет 2 %.
Учеников с негативным отношением к школе в этом учебном году нет.
Анализируя полученные данные за 3 года, видно, что мотивация снижается, поэтому нужно
на родительском собрании особое внимание обратить на личностную (мотивационную)
готовность будущих первоклассников.
Сформированность учебной мотивации учащихся 5-х и 7-х классов.
Уч.г. | Широкие соцаиал. мотивы % | Мотивация благополу-чия % | Престижная мотивация % | Мотивация содержанием % | Мотивация прессом % | Узкие социальные мотивы % | ||||||
5кл | 7 кл | 5кл | 7 кл | 5кл | 7 кл | 5кл | 7 кл | 5кл | 7 кл | 5кл | 7 кл | |
2011 | 80 | 90 | 75 | 58 | 12 | 3 | 75 | 66 | 12 | 27 | 8 | 12 |
2012 | 70 | 58 | 76 | 55 | 20 | 15 | 90 | 65 | 13 | 38 | 14 | 21 |
2013 | 80 | 70 | 80 | 60 | 23 | 8 | 85 | 70 | 38 | 12 | 62 | 45 |
Анализ результатов исследования учебной мотивации учащихся данного возраста
позволяет сделать следующие выводы:
В этом учебном году, как и в предыдущие, у учащихся 5-х и 7-х классов преобладают широкие социальные мотивы и мотивация содержанием.
Также высока мотивация благополучия.
Значительно выросла в этом учебном году мотивация прессом у пятиклассников, а у
семиклассников, напротив, сократилась.
Также выросли по сравнению с предыдущими годами узкие социальные мотивы.
Мониторинг
«Группа риска, предрасположенных к наркозависимости»
Учебный год | К – во опрошен-ных | К – во отсутствующих | Группа не риску-ющих % | 1 – я группа риска % | 2 – я группа риска % | 3 – я группа риска % |
2010 - 2011 | 54 | 12 | 47,3 | 52,7 | - | - |
2011 -2012 | 52 | 6 | 51 | 49 | - | - |
2012-2013 | 58 | 8 | 56 | 44 | - | - |
Благодаря слаженной работе всех участников образовательного процесса и структурных подразделений стабильной остаётся наркоситуация в школе - нет учащихся, входящих во 2-ю и 3-ю группы риска, хотя ежегодно сокращается группа не рискующих
и, соответственно, растёт 1-я гр. риска.
В коррекционной работе я использую как традиционные, так и нетрадиционные формы и методы коррекции: «Арт-терапия», «Изо-терапия», «Танце-терапия», «Мама-терапия» и другие.
Коррекционные группы создаются по результатам диагностических исследований. В этом учебном году было создано 5 групп в соответствии с целями и задачами коррекции. Групповой коррекцией были охвачены следующие категории учащихся:
1 группа - учащиеся 1-х классов с низким уровнем развития познавательных процессов и низким уровнем адаптации;
2 группа - учащиеся 5-х классов с повышенной агрессией, тревожностью и другими негативными эмоциональными состояниями;
3 группа – подростки, находящиеся в трудной жизненной ситуации;
4 группа – учащиеся с ограниченными возможностями;
5 группа – учащиеся, находящиеся под опекой и попечительством.
Всего групповыми коррекционными занятиями было охвачено 26 человек.
Индивидуальная коррекция – 7 человек.
«Карты клиента» заведены на 6 человек (итого-32)
В результате коррекционной работы на конец учебного года у 2 % первоклассников, т.е. у одного ученика (из 20% на начало учебного года) остался низкий уровень адаптации, у всех троих пятиклассников (12 %) тревожность снизилась (у двоих - до среднего уровня и у одного – до низкого).
Консультативная деятельность . Всего за прошедший учебный год было дано 67 консультации. Из них групповых - 7, индивидуальных – 59.
Обращались за помощью педагоги, родители, студентка, учащиеся, сотрудники школы. Вопросы самые разные: личные, профконсультирование, но больше всего - на тему воспитания и обучения детей и взаимоотношений «учитель-ученик», «родитель-ученик».
Психологическое просвещение учащихся, родителей, педагогов.
Проведение классных часов. Тематика: «Где живёт наша память?», «Уроки психологической грамоты», «Урок хороших манер», «Как чёрные братья хотели весь Мир завоевать», «Урок правовой культуры», «Друг в беде не бросит» - 1- 4 класс, «Характер. Темперамент», «Дым, уносящий жизнь» -5 класс, «Искусство общения» - 7 класс, «Его величество - «Интерес», правовой кл.час. «Подросток и закон», «По лабиринтам жизненных ситуаций», Тренинг по теме «Конфликт», «Интернет – зависимость. Как от неё избавиться?» - 8-9 класс, «Мой характер. Акцентуации характера» - 10 класс, «Жизненные ценности», «Суб-культура. Феномен толпы», «Как психологически подготовиться к ЕГЭ - 11 класс.
Памятки: «Приёмы мобилизации интеллектуальных возможностей во время сдачи экзамена», «Как снять стресс», «Как вести себя во время экзамена» и д.
Выступление на родительских собраниях: «Ваш ребёнок пошёл в первый класс», «Адаптационный период при переходе в среднее звено», «Как помочь детям успешно сдать ЕГЭ», «О возрастных психологических особенностях», «Родительская любовь», «Детские неврозы», «Роль отца в воспитании детей», «Почему грубит подросток?»
Проведение психолого-педагогических семинаров: «Профилактика суицида среди подростков и детей школьного возраста», «Адаптационный период в школе», «ЕГЭ. Трудности и стратегии поддержки старшеклассников».
Выступление на заседаниях МО: учителей естественно-географического цикла.
Тема «Использование на уроке основных методов мотивации и стимулирования деятельности учащихся»; учителей начальных классов. Тема «Психология крика. Профилактика детских неврозов», классных руководителей Тема «Современные приёмы и методы работы с семьёй».
Памятки и рекомендации: «Рекомендации по снятию тревожности у учащихся», «Рекомендации для педагогов и родителей по построению эффективного взаимодействия с подростками», «Приёмы и упражнения для снятия психологического напряжения и дискомфорта при подготовке к ГИА и ЕГЭ», буклет «Первый раз в первый класс» и другие.
Профилактическая работа
Совместно с социальным педагогом мы участвуем в работе Совета школы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. На заседаниях Совета рассматриваются такие вопросы как «Постановка на внутришкольный учет», «Снятие с учета», «Организация свободного времени подростка», «Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков», заслушиваются отчеты классных руководителей, педагога-психолога по профилактической работе.
Социально – психологическая служба школы проводит индивидуальную работу с детьми и семьями, находящимися в социально-опасном положении. На каждого обучающегося, состоящего на внутришкольном учете, в КДН и ОВД составлены психолого-педагогические характеристики, ведутся карты индивидуально-психологического развития, составлены планы профилактической работы с детьми и подростками «группы риска». Кроме того, для успешной работы по профилактике правонарушений внедрена в практику работы школы программа совместной деятельности социально-психологической службы с классным руководителем по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних, даются рекомендации, памятки по работе с «трудными детьми».
С родителями велась работа по профилактике детского суицида, вовлечённости подростков в употребление ПАВ, по предотвращению детской безнадзорности, беспризорности и правонарушений. Разработаны рекомендации и беседы на родительских собраниях: «Родительская любовь», «Лекарство от прогулов», «Мой ребенок становится трудным», «Если ребёнок впервые ушёл из дому», «Почему грубит подросток?», «Как уберечь ребёнка от наркотиков?», «Крик о помощи…» - по профилактике суицидального поведения.
С учащимися были проведены такие профилактические мероприятия:
1- беседы: «Как чёрные братья хотели весь мир покорить» - 3 класс,
«Дым, уносящий жизнь» - 5 класс, «Подумай ещё раз» - 8, «Подросток и закон» - 9-11 класс.
2 - Психологическая игра «Кто Я?»
3 - 10 причин, по которым я никогда не стану употреблять наркотики.
4 – философский стол «Счастье – это…» - группа №3.
5 – «Линия моей жизни» - проектирование жизненной траектории – 9 класс.
6 – Конкурс рисунков на тему «Я выбираю жизнь!».
7 – выпуск буклета на тему «Спорт против наркотиков».
8 – психологический практикум «Анти - стресс» - 9,11 классы.
9 – тренинг общения по теме «Конфликт» - 5, 6, 8 классы.
- Основные мероприятия, проведенные за отчетный период
Тема | Форма проведения | Сроки проведения | Ответственный | Кол-во участников |
«Ваш ребёнок пошёл в первый класс» | Род. собрание | 10.10.2012г. | Педагог-психолог Шерстнёва С.А. | 35 чел. |
«Адаптационный период при переходе в среднее звено» | Род. собрание | 29.10.2012г. 30.10.2012г. | Педагог-психолог Шерстнёва С.А. | 39 чел. |
«Как помочь детям успешно сдать ЕГЭ» | Род. собрание | 16.11.2012г. | Педагог-психолог Шерстнёва С.А. | 10 чел. |
«Родительская любовь» | Род. собрание | 22.11.2012г. | Педагог-психолог Шерстнёва С.А. | 16 чел. |
«Почему грубит подросток?» | Род. собрание | 20.03.2013г. | Педагог-психолог Шерстнёва С.А. | 18 чел. |
«Детские неврозы» | Род. собрание | 14.05.2013г. | Педагог-психолог Шерстнёва С.А. | 17 чел. |
«Как уберечь ребёнка от наркотиков?». | Род. собрание | 18.05.2013г. | Педагог-психолог Шерстнёва С.А. | 13чел. |
«Готовность ребёнка к школьному обучению» | Род. собрание | 25.04.2013г | Педагог-психолог Шерстнёва С.А. | |
«Профилактика суицида среди подростков и детей школьного возраста» | Семинар | 22.10.2012г. | Педагог-психолог Шерстнёва С.А. | 14 чел. |
«Адаптационный период в школе» | Семинар | 12.11.2012 | Педагог-психолог Шерстнёва С.А. | 7 чел. |
«ЕГЭ. Трудности и стратегии поддержки старшеклассников» | Семинар | 9.12.2012г. | Педагог-психолог Шерстнёва С.А. | 12 чел. |
«Использование на уроке основных методов мотивации и стимулирования деятельности учащихся» | МО учителей ест.-географического цикла МО учителей | 27.12.2012г | Педагог-психолог Шерстнёва С.А. | 4 чел. |
«Психология крика. Профилактика детских неврозов» | МО учителей начальных кл. | 18.02.2013г. | Педагог-психолог Шерстнёва С.А. | 7 чел. |
«Современные приёмы и методы работы с семьёй». | МО классных руководителей | 28.03.2013г | Педагог-психолог Шерстнёва С.А. | 12чел. |
- Индивидуальная работа педагога-психолога.
Количество индивидуальных обследований | 26 | ||
Кол-во индивидуальных коррекционно-развивающих занятий | 78 | ||
Количество индивидуальных консультаций | для детей | для родителей | для педагогов |
7 | 34 | 18 |
- Групповая работа педагога-психолога
Количество групповых обследований | детей | родителей | специалистов |
64 | 5 | 2 | |
Общее количество обследованных при групповой диагностике | детей | родителей | специалистов |
203 | 98 | 21 | |
Количество групповых занятий | для детей | для родителей | для специалистов |
81 | - | 1 | |
Количество проведенных семинаров выступлений, лекций | для педагогов/др. специалистов | для родителей | |
6 | 9 |
11. Работа с детьми «группы риска»:
- количество человек - 5
Работа велась согласно плана
- Диагностические исследования (мотивационная, личностная, интеллектуальная, эмоциональная сферы, внутрисемейные отношения).
- Коррекционно-развивающие мероприятия (по программе помощи подросткам группы риска «Преодоление» -8 занятий),
философский стол «Счастье – это…», тренинг общения.
- Работа с родителями и педагогами:
1- посещение на дому;
2 – вызов на Совет школы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
3 – консультирование по итогам диагностик;
4 – беседы на тему: «Лекарство от прогулов», «Мой ребенок становится трудным», «Если ребёнок впервые ушёл из дому», «Крик о помощи…» - по профилактике суицидального поведения.
Классные руководители и другие педагоги (по мере необходимости) консультируются по итогам диагностик, составляется программа совместной деятельности социально-психологической службы с классным руководителем по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних, даются рекомендации, памятки по работе с «трудными детьми». Семинар на тему: «Профилактика суицида среди подростков и детей школьного возраста».
- В результате коррекционной работы у всех учащихся «группы риска» наблюдается положительная динамика: сократились пропуски уроков без уважительной причины, наладилось общение со сверстниками, эмоциональное состояние стабильное, устойчиво-позитивное.
12. Осуществление работы с одаренными и способными детьми:
Индивидуальные беседы, интеллектуальные разминки, развивающие занятия, школьный этап научно-практической конференции «Первые шаги в науку».
13. Организация и проведение работы по психолого-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями развития и их семей.
- количество детей – 3 человека. Работа велась согласно плана.
1 – диагностические исследования (мотивационная, личностная, интеллектуальная, эмоциональная сферы, внутрисемейные отношения);
2 – посещение детей на дому, психологическая поддержка родителей;
3 – коррекционные занятия по программе «Социально-психологическая адаптация подростков» В.Оклендера. – 7 часов;
4 – беседы с родителями, темы: «Любите детей такими, какие они есть», «Режим дня вашего ребёнка», «Легко ли быть взрослым?».
Все учащиеся хорошо адаптированы в школе, не имеют никаких проблем.
14. Работа с опекаемыми семьями и детьми:
- количество детей, находящихся под опекой – 7 человек.
1 – диагностические исследования (мотивационная, личностная, интеллектуальная, эмоциональная сферы, внутрисемейные отношения);
2 – посещение детей на дому;
3 – коррекционно-развивающие занятия по программе «Сад моих чувств М.Васьковской – 8 часов;
4 – беседы с опекунами, темы: «Семейное счастье», «Мудрые заповеди народной педагогики».
15. Работа с пед . коллективом.
Диагностическое исследование «Психологическое выгорание».
Проведение психолого-педагогических семинаров: «Профилактика суицида среди подростков и детей школьного возраста», «Адаптационный период в школе», «ЕГЭ. Трудности и стратегии поддержки старшеклассников».
Выступление на заседаниях МО: учителей естественно-географического цикла.
Тема «Использование на уроке основных методов мотивации и стимулирования деятельности учащихся»; учителей начальных классов. Тема «Психология крика. Профилактика детских неврозов», классных руководителей Тема «Современные приёмы и методы работы с семьёй».
Памятки и рекомендации: «Рекомендации по снятию тревожности у учащихся», «Рекомендации для педагогов и родителей по построению эффективного взаимодействия с подростками», «Приёмы и упражнения для снятия психологического напряжения и дискомфорта при подготовке к ГИА и ЕГЭ», буклет «Первый раз в первый класс» и другие.
16. Выявленные и существующие проблемы при осуществлении деятельности, задачи и методы их решения.
Не хватает времени для более плодотворной работы, нет стимульного материала для проведения диагностических исследований.
17. Общие выводы по всей профессиональной деятельности:
- Полученные данные свидетельствуют о том, что наиболее результативной была профилактическая работа.
- Наименее эффективной оказалась работа с одарёнными детьми.
- Общая заинтересованность родителей в профессиональной помощи повысилась. Они часто обращаются за помощью по проблемам воспитания.
Исходя из данных сравнительного анализа, считаю, что приоритетными направлениями деятельности должны стать: Работа с одарёнными детьми. Работа по адаптации учащихся.
- Продолжить отработку коррекционных программ.
18. Укажите интересующие Вас темы встреч и проблемы, которые Вы хотели бы рассмотреть на метод. объединениях, проблемных семинарах, консультациях.
21.05.2013г.
Директор МКОУ СОШ №8 ____________А.С.Кибалко
Психолог МКОУ СОШ №8 ____________С.А.Шерстнёва
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
аналитический отчет по организации педагогической реабилитации несовершеннолетних
Анализ работы педагогов по организации педагогической реабилитации несовершеннолетних, попавших в ТЖС...
Аналитический отчет директора
Анализ организационной, контрольно-инспекционной, методической, инструктивно-информационной деятельности заместителя директора по УВР за 2010-2011 учебный год...
Аналитический отчет
Представлен аналитический отчет учителя за межаттестационный период...
Презентация аналитического отчета
Презентация аналитического отчета учителя за межаттестационный период...
Аналитический отчет о применении в профессиональной деятельности Куркиной Инны Павловны современных образовательных технологий.
В своей педагогической деятельности широко использую технологии личностно-ориентированного обучения, что обеспечивает высокий уровень обучения.Всегда осуществляю оптимальный отбор методов,...
Итоговый аналитический отчет Первого Международного научно-практического заочного (дистанционного) семинара по теме: "Ключевые компетенции директора школы как фактор повышения качества образования" ( 09-23 апреля 2012 года)
В данном материале содержится итоговый аналитический отчет по результатам моей научно-исследовательской работы....
Аналитический отчет моей работы за последние 3 года
Аналитический отчет моей работы за последние 3 года. Включает в себя достижения учеников, проведенные мероприятия, планы работы на будущее....