Аналитический отчет
учебно-методический материал по психологии по теме

Шерстнёва Светлана Алексеевна

Аналитический отчет работы психолога за год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiticheskiy_otchyot_za_2012-2013_u.g.doc160.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитический отчет

педагога-психолога МКОУ СОШ № 8

                                             Шерстнёвой С.А. за 2012-2013 уч.г.

  1. Ф.И.О. – Шерстнёва Светлана Алексеевна.
  2. Дата рождения – 24.03.1962 г.
  3. Стаж работы: общий 29 лет; в данном учреждении 18 лет; по специальности  15 лет.
  4. Разряд (категория), дата присвоения – 13 разряд (1 категория) – 29.04.2009 г.
  5. Сведения о повышении квалификации (КПК, ПК - дата прохождения, тема, кол-во часов) – КПК с 20.02.2012г. по 16.03.2012г. в объёме 108ч. Тема: «Организационно-педагогические условия повышения качества деятельности педагогов-психологов».

Перспектива аттестации – 2014 г. Тема «Роль психолога в формировании и развитии интеллектуальной, гармонической, физически и психически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению».

  1. Цель деятельности: Психологическое сопровождение личностной и социальной адаптации школьников. Задачи: 1 – Отслеживать актуальное психологическое состояние школьников на всех возрастных этапах. 2 – Оптимизация и гармонизация «Я-концепции» учащихся. 3 – Формировать умение конструктивно действовать в конфликтных ситуациях. 4 – Формировать мотивацию самовоспитания и саморазвития. 5 – Формировать умение принимать ответственные решения и делать самостоятельный выбор.
  2.    Анализ выполнения основных направлений деятельности:

Диагностическая деятельность.   

С целью получения информации об индивидуальных особенностях развития ребёнка на различных возрастных этапах психологом ведутся мониторинговые исследования:

  • Готовность детей к началу школьного обучения.
  • Процесс адаптации учащихся 1-х, 5-х,10-х классов.
  • Мотивация деятельности учащихся на уроке.
  • Выявление групп риска, предрасположенных к наркотической зависимости.
  • Уровень вовлечённости в употребление ПАВ.
  • Выявление суицидального поведения подростков.
  • Основные трудности родителей при подготовке детей к сдаче ЕГЭ и ГИА.
  • Исследование личностной сферы учащихся 9-х и 11-х классов в преддверии подготовки к ЕГЭ и ГИА.
  •  Социометрия.
  • Изучение уровня интеллектуального развития уч-ся 2-х,4-х, 9-х, 11-х классов.
  • Изучение уровня воспитанности учащихся 1-11 классов.
  • Изучение мнения родителей 1-классников и 5-классников о процессе адаптации их детей при поступлении в школу и  при переходе в среднее звено.

     Результаты диагностических исследований анализируются, обобщаются и предоставляются психологом администрации школы и педагогам в виде докладов на педсоветах и совещаниях.

     Всего за прошедший учебный год было продиагностировано 238 учеников, 98 родителей.

 

Уровень готовности детей к началу школьного обучения.

Учебный год

Кол. детей

                           Суммарная оценка

1 уровень

17 – 25

2 уровень

14 - 17

3 уровень

11 – 14

4 уровень

ниже 10

2010-2011

29

79 %

17 %

4 %

0 %

2011-2012

22

63,6 %

27,3 %

4,5 %

4,5 %

2012-2013

48

77 %

13 %

2 %

8 %

      Анализ данного исследования показал, что  у большинства 1-классников

этого года сформированы предпосылки к школьному обучению.

43 ребёнка из 48 (90 %) показали первый и второй уровни готовности (примерно на том же уровне, что и в прошлом году).

     Количество же детей, не готовых к школьному обучению, с каждым годом увеличивается.

                       Уровень адаптации учащихся 1-х классов.

Учебный год

Кол-во учащихся

Высокий уровень адаптации

Средний уровень адапт.

Низкий уровень адаптации

2010-2011

29

31 %

48 %

21 %

2011-2012

22

50 %

36 %

14 %

2012-2013

42

64 %

16 %

20 %

Анализ проведенного исследования показывает, что: 

     Высокий уровень адаптации имеют 64 % учащихся, что больше чем в предыдущие годы,

но, соответственно, уменьшилось количество учащихся со средним уровнем адаптации.

    Количество первоклассников, имеющих низкий уровень адаптации значительно вырос по сравнению с прошлым учебным годом.

    Необходимо летом уделить большее внимание адаптации будущих первоклашек.

Уровень тревожности учащихся 5-х классов в период адаптации.

Учебный год

Кол-во учащихся

Высокий уровень

Повышенный уровень

Средний уровень

Низкий уровень

2010-2011

31

0

29 %

23 %

48 %

2011-2012

32

0

16 %

37 %

47 %

2012-2013

33

0

12 %

24 %

63 %

Анализ данного исследования позволяет сделать вывод о том, что в этом учебном году пятиклассники значительно лучше адаптировались при переходе в среднее звено.

Повышенная тревожность сократилась за 3 года больше чем в два раза. Детей же с низким

уровнем тревожности стало на 16 % больше. Это произошло благодаря преемственности в работе учителей начального и среднего звена, а также совместной плодотворной работе классных руководителей и социально-психологической службы по адаптации пятиклассников (тренинги,

игры, поездки).

Уровень тревожности учащихся 10-х классов в период адаптации.

Учебный год

Кол-во учащихся

Высокий уровень

Повышенный уровень

Средний уровень

Низкий уровень

2010-2011

15

0

13 %

27 %

60 %

2011-2012

10

0

0

33 %

67 %

2012-2013

12

0

0

50 %

50 %

  Анализ данного исследования показал, что: 50 % десятиклассников в этом учебном году имеют низкий уровень тревожности, что на 10 и 17 % ниже, чем в предыдущие годы. Соответственно, увеличилось количество учащихся, имеющих средний уровень тревожности. Повышенный и высокий уровень тревожности второй год отсутствует.

                           Сформированность учебной мотивации учащихся 1-х классов.

Уч.г.

Кол-во

уч-ся

Высокая учебная активность

%

Практически сформированное отношение к себе как к школьнику   %  

Положительное отношение к школе     %

Отношение не сформировано

%

Негативное отношение к школе    %

2011

39

54

36

10

0

-

2012

22

22,5

64

9

4,5

-

2013

43

44

36

18

2

-

       Анализ проведенного исследования показывает, что: 

Высокая учебная активность проявляется у 44 % опрошенных ребят, что вдвое выше

прошлогоднего уровня.

      У 36 % учащихся первого класса отмечается практически сформированное отношение

 к себе как к школьнику (что на 28 % ниже, чем в прошлом году).

       Положительное отношение  к школе высказали 18 % респондентов, что говорит о том,

что школа привлекает этих ребят больше внеучебными сторонами. Таких учащихся в этом

 году в 2 раза больше, чем в прошлом.

Несформированное отношение к школе в этом году, как и в прошлом, у одного ребёнка,

что составляет 2 %.

          Учеников с негативным  отношением к школе в этом учебном году нет.

Анализируя полученные данные за 3 года, видно, что мотивация снижается, поэтому нужно

на родительском собрании особое внимание обратить на личностную (мотивационную)

готовность будущих первоклассников.

        

Сформированность учебной мотивации учащихся 5-х и 7-х классов.

Уч.г.

Широкие соцаиал. мотивы  %

Мотивация благополу-чия  %

Престижная мотивация %

Мотивация содержанием  %

Мотивация прессом %

Узкие социальные мотивы %

5кл

7 кл

5кл

7 кл

5кл

7 кл

5кл

7 кл

5кл

7 кл

5кл

7 кл

2011

80

90

75

58

12

3

75

66

12

27

8

12

2012

70

58

76

55

20

15

90

65

13

38

14

21

2013

80

70

80

60

23

8

85

70

38

12

62

45

Анализ результатов исследования учебной мотивации учащихся данного возраста

позволяет сделать следующие выводы: 

В этом учебном году, как и в предыдущие, у учащихся 5-х и 7-х классов  преобладают широкие социальные мотивы и мотивация содержанием.

Также высока мотивация благополучия.

Значительно выросла в этом учебном году мотивация прессом у пятиклассников, а у

семиклассников, напротив,  сократилась.

Также выросли по сравнению с предыдущими годами узкие социальные мотивы.

                                                 Мониторинг

                 «Группа риска, предрасположенных к наркозависимости»  

Учебный год

К – во опрошен-ных

К – во отсутствующих

Группа не риску-ющих

%

1 – я группа риска

%

2 – я группа риска

%

3 – я группа риска

%

2010 - 2011

54

12

47,3

52,7

-

-

2011 -2012

52

6

       51

      49

-

-

2012-2013

58

8

       56

      44

-

-

Благодаря  слаженной работе всех участников образовательного процесса и структурных подразделений стабильной остаётся наркоситуация в школе - нет учащихся, входящих во 2-ю и 3-ю группы риска, хотя ежегодно сокращается группа не рискующих

и, соответственно, растёт 1-я гр. риска.

 В коррекционной работе я использую как традиционные, так и нетрадиционные формы и методы коррекции: «Арт-терапия», «Изо-терапия», «Танце-терапия», «Мама-терапия» и другие.

Коррекционные группы создаются по результатам диагностических исследований. В этом учебном году было создано 5 групп в соответствии с целями и задачами коррекции. Групповой коррекцией были охвачены следующие категории учащихся:

1 группа - учащиеся 1-х классов с низким уровнем развития познавательных процессов и низким уровнем адаптации;

2 группа -  учащиеся 5-х классов с повышенной агрессией, тревожностью и другими негативными эмоциональными состояниями;

3 группа – подростки, находящиеся в трудной жизненной ситуации;

4 группа – учащиеся с ограниченными возможностями;

5 группа – учащиеся, находящиеся под опекой и попечительством.

    Всего групповыми коррекционными занятиями было охвачено 26 человек.

Индивидуальная коррекция – 7 человек.

«Карты клиента» заведены на 6 человек (итого-32)

      В результате коррекционной работы на конец учебного года у 2 % первоклассников, т.е. у одного ученика (из 20% на начало учебного года) остался низкий уровень адаптации, у всех троих пятиклассников (12 %) тревожность снизилась (у двоих - до среднего уровня и у одного – до низкого).  

Консультативная деятельность . Всего за прошедший учебный год было дано 67 консультации. Из них групповых - 7, индивидуальных – 59.

Обращались за помощью  педагоги,  родители,  студентка, учащиеся, сотрудники школы. Вопросы самые разные: личные, профконсультирование, но больше всего -  на тему воспитания и обучения детей и взаимоотношений «учитель-ученик», «родитель-ученик».

      Психологическое просвещение учащихся, родителей, педагогов.

   Проведение классных часов. Тематика: «Где живёт наша память?», «Уроки психологической грамоты», «Урок хороших манер», «Как чёрные братья хотели весь Мир завоевать», «Урок правовой культуры», «Друг в беде не бросит»   - 1- 4 класс, «Характер. Темперамент», «Дым, уносящий жизнь» -5 класс, «Искусство общения» - 7 класс, «Его величество -  «Интерес», правовой кл.час. «Подросток и закон», «По лабиринтам жизненных ситуаций», Тренинг по теме «Конфликт», «Интернет – зависимость. Как от неё избавиться?» - 8-9 класс, «Мой характер. Акцентуации характера» - 10 класс, «Жизненные ценности», «Суб-культура. Феномен толпы», «Как психологически подготовиться к ЕГЭ - 11 класс.

Памятки: «Приёмы мобилизации  интеллектуальных возможностей во время сдачи экзамена», «Как снять стресс», «Как вести себя во время экзамена» и д.

      Выступление на родительских собраниях: «Ваш ребёнок пошёл в первый класс», «Адаптационный период при переходе в среднее звено», «Как помочь детям успешно сдать ЕГЭ», «О возрастных психологических особенностях», «Родительская любовь», «Детские неврозы», «Роль отца в воспитании детей», «Почему грубит подросток?»

      Проведение психолого-педагогических семинаров: «Профилактика суицида среди подростков и детей школьного возраста», «Адаптационный период в школе», «ЕГЭ. Трудности и стратегии поддержки старшеклассников».  

             Выступление на заседаниях МО: учителей естественно-географического цикла.

Тема «Использование на уроке основных методов мотивации и стимулирования деятельности учащихся»; учителей начальных классов. Тема «Психология крика. Профилактика детских неврозов», классных руководителей  Тема «Современные приёмы и методы работы с семьёй».

       Памятки и рекомендации: «Рекомендации по  снятию тревожности у учащихся»,  «Рекомендации для педагогов и родителей по построению эффективного взаимодействия с подростками»,  «Приёмы и упражнения для снятия психологического напряжения и дискомфорта при подготовке к ГИА и ЕГЭ», буклет «Первый раз в первый класс» и другие.

         

    Профилактическая работа 

 Совместно с социальным педагогом мы участвуем в работе Совета школы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. На заседаниях Совета рассматриваются такие вопросы как «Постановка на внутришкольный учет», «Снятие с учета», «Организация  свободного времени подростка», «Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков», заслушиваются отчеты  классных руководителей, педагога-психолога по профилактической работе.  

Социально – психологическая служба школы  проводит  индивидуальную работу с детьми и семьями, находящимися в социально-опасном положении.   На каждого обучающегося, состоящего на внутришкольном учете, в КДН и ОВД составлены  психолого-педагогические характеристики,  ведутся карты  индивидуально-психологического развития, составлены планы  профилактической работы  с  детьми и подростками «группы риска».  Кроме того, для успешной работы по профилактике правонарушений внедрена в практику работы школы программа совместной деятельности социально-психологической службы с классным руководителем по профилактике  девиантного поведения несовершеннолетних, даются рекомендации, памятки по работе с «трудными детьми».

         С родителями велась работа по профилактике детского суицида, вовлечённости подростков в употребление ПАВ, по предотвращению детской безнадзорности, беспризорности и правонарушений. Разработаны рекомендации и беседы на родительских собраниях: «Родительская любовь», «Лекарство от прогулов», «Мой ребенок становится трудным», «Если ребёнок впервые ушёл из дому», «Почему грубит подросток?», «Как уберечь ребёнка от наркотиков?», «Крик о помощи…» - по профилактике суицидального поведения.

        С учащимися были проведены такие профилактические мероприятия:

1- беседы: «Как чёрные братья хотели весь мир покорить» - 3 класс,

«Дым, уносящий жизнь» - 5 класс, «Подумай ещё раз» - 8,  «Подросток и закон» - 9-11 класс.

2 - Психологическая игра «Кто Я?»

 3 -  10 причин, по которым я никогда не стану употреблять наркотики.

4 – философский стол «Счастье – это…» - группа №3.

5 – «Линия моей жизни» - проектирование жизненной траектории – 9 класс.

6 – Конкурс рисунков на тему «Я выбираю жизнь!».

7 – выпуск буклета на тему «Спорт против наркотиков».

8 – психологический практикум «Анти - стресс» - 9,11 классы.

9 – тренинг общения по теме «Конфликт» - 5, 6, 8 классы.

  1. Основные мероприятия, проведенные за отчетный период 

Тема

Форма проведения

Сроки проведения

Ответственный

Кол-во участников

«Ваш ребёнок пошёл в первый класс»

Род. собрание

10.10.2012г.

Педагог-психолог

Шерстнёва С.А.

      35 чел.

«Адаптационный период при переходе в среднее звено»

Род. собрание

29.10.2012г.

30.10.2012г.

Педагог-психолог

Шерстнёва С.А.

39 чел.

«Как помочь детям успешно сдать ЕГЭ»

Род. собрание

16.11.2012г.

Педагог-психолог

Шерстнёва С.А.

10 чел.

«Родительская любовь»

Род. собрание

  22.11.2012г.

Педагог-психолог

Шерстнёва С.А.

16 чел.

«Почему грубит подросток?»

Род. собрание

20.03.2013г.

Педагог-психолог

Шерстнёва С.А.

18 чел.

«Детские неврозы»

Род. собрание

14.05.2013г.

Педагог-психолог

Шерстнёва С.А.

17 чел.

«Как уберечь ребёнка от наркотиков?».

Род. собрание

18.05.2013г.

Педагог-психолог

Шерстнёва С.А.

       13чел.

«Готовность ребёнка к школьному обучению»

Род. собрание

25.04.2013г

Педагог-психолог

Шерстнёва С.А.

«Профилактика суицида среди подростков и детей школьного возраста»  

Семинар

22.10.2012г.

Педагог-психолог

Шерстнёва С.А.

14 чел.

«Адаптационный период в школе»

Семинар

12.11.2012

Педагог-психолог

Шерстнёва С.А.

7 чел.

«ЕГЭ. Трудности и стратегии поддержки старшеклассников»

Семинар

9.12.2012г.

Педагог-психолог

Шерстнёва С.А.

12 чел.

«Использование на уроке основных методов мотивации и стимулирования деятельности учащихся»

МО учителей ест.-географического цикла МО учителей

27.12.2012г

Педагог-психолог

Шерстнёва С.А.

4 чел.

«Психология крика. Профилактика детских неврозов»

МО учителей начальных кл.

18.02.2013г.

Педагог-психолог

Шерстнёва С.А.

7 чел.

«Современные приёмы и методы работы с семьёй».

МО классных руководителей

28.03.2013г

Педагог-психолог

Шерстнёва С.А.

12чел.

  1. Индивидуальная работа педагога-психолога.

Количество индивидуальных  обследований

26

Кол-во индивидуальных коррекционно-развивающих занятий

78

Количество  индивидуальных  консультаций

для детей

для родителей

для педагогов

7

34

18

  1. Групповая работа педагога-психолога

Количество групповых обследований

детей

родителей

специалистов

64

5

2

Общее количество обследованных  при групповой диагностике

детей

родителей

специалистов

203

98

21

Количество групповых занятий

для детей

для родителей

для специалистов

81

-

1

Количество проведенных семинаров выступлений, лекций

для педагогов/др. специалистов

для родителей

6

9

11. Работа с детьми «группы риска»:

- количество человек - 5

  Работа велась согласно плана

- Диагностические исследования (мотивационная, личностная, интеллектуальная, эмоциональная сферы, внутрисемейные отношения).

- Коррекционно-развивающие мероприятия (по программе помощи подросткам группы риска «Преодоление» -8 занятий),

философский стол «Счастье – это…»,  тренинг общения.

- Работа с родителями и педагогами:

1- посещение на дому;

2 – вызов на Совет школы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

3 – консультирование по итогам диагностик;

4 – беседы на тему: «Лекарство от прогулов», «Мой ребенок становится трудным», «Если ребёнок впервые ушёл из дому», «Крик о помощи…» - по профилактике суицидального поведения.

Классные руководители и другие педагоги (по мере необходимости) консультируются по итогам диагностик, составляется программа совместной деятельности социально-психологической службы с классным руководителем по профилактике  девиантного поведения несовершеннолетних, даются рекомендации, памятки по работе с «трудными детьми». Семинар на тему: «Профилактика суицида среди подростков и детей школьного возраста».  

- В результате коррекционной работы у всех учащихся «группы риска» наблюдается положительная динамика: сократились пропуски уроков без уважительной причины, наладилось общение со сверстниками, эмоциональное состояние стабильное, устойчиво-позитивное.

12. Осуществление работы с одаренными и способными детьми:

 Индивидуальные беседы, интеллектуальные разминки, развивающие занятия, школьный этап научно-практической конференции «Первые шаги в науку».

13. Организация и проведение работы по психолого-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями развития и их семей.

 - количество детей – 3 человека. Работа велась согласно плана.

1 – диагностические исследования (мотивационная, личностная, интеллектуальная, эмоциональная сферы, внутрисемейные отношения);

2 – посещение детей на дому, психологическая поддержка родителей;

3 – коррекционные занятия по программе «Социально-психологическая адаптация подростков» В.Оклендера. – 7 часов;

4 – беседы с родителями, темы: «Любите детей такими, какие они есть», «Режим дня вашего ребёнка», «Легко ли быть взрослым?».

Все учащиеся хорошо адаптированы в школе, не имеют никаких проблем.

     14. Работа с опекаемыми семьями и детьми:

       - количество детей, находящихся под опекой – 7 человек.

 1 – диагностические исследования (мотивационная, личностная, интеллектуальная, эмоциональная сферы, внутрисемейные отношения);

       2 – посещение детей на дому;

       3 – коррекционно-развивающие занятия по программе «Сад моих чувств М.Васьковской   – 8 часов;

      4 – беседы с опекунами, темы: «Семейное счастье», «Мудрые заповеди народной педагогики».

     15.  Работа с пед . коллективом.

                 Диагностическое исследование «Психологическое выгорание».

            Проведение психолого-педагогических семинаров: «Профилактика суицида среди подростков и детей школьного возраста», «Адаптационный период в школе», «ЕГЭ. Трудности и стратегии поддержки старшеклассников».  

             Выступление на заседаниях МО: учителей естественно-географического цикла.

Тема «Использование на уроке основных методов мотивации и стимулирования деятельности учащихся»; учителей начальных классов. Тема «Психология крика. Профилактика детских неврозов», классных руководителей  Тема «Современные приёмы и методы работы с семьёй».

       Памятки и рекомендации: «Рекомендации по  снятию тревожности у учащихся»,  «Рекомендации для педагогов и родителей по построению эффективного взаимодействия с подростками»,  «Приёмы и упражнения для снятия психологического напряжения и дискомфорта при подготовке к ГИА и ЕГЭ», буклет «Первый раз в первый класс» и другие.

     16. Выявленные и существующие проблемы при осуществлении деятельности, задачи и методы их решения.

       Не хватает времени для более плодотворной работы,  нет стимульного материала для проведения диагностических исследований.

 17.  Общие выводы по всей профессиональной деятельности:

  • Полученные данные свидетельствуют о том, что наиболее результативной была    профилактическая работа.
  •  Наименее эффективной  оказалась работа с одарёнными детьми.
  • Общая заинтересованность родителей в профессиональной помощи повысилась. Они часто обращаются за помощью по проблемам воспитания.

    Исходя из данных  сравнительного анализа, считаю, что приоритетными направлениями деятельности должны стать: Работа с одарёнными детьми. Работа по адаптации учащихся.

  • Продолжить отработку коррекционных программ.

18. Укажите интересующие  Вас темы встреч и проблемы, которые Вы хотели бы рассмотреть на метод. объединениях,  проблемных семинарах, консультациях.

 

21.05.2013г.

                                        

                                               Директор МКОУ СОШ №8        ____________А.С.Кибалко                                

                                               Психолог МКОУ СОШ №8        ____________С.А.Шерстнёва                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

аналитический отчет по организации педагогической реабилитации несовершеннолетних

Анализ работы педагогов по организации педагогической реабилитации несовершеннолетних, попавших в ТЖС...

Аналитический отчет директора

Анализ организационной, контрольно-инспекционной, методической, инструктивно-информационной деятельности заместителя директора по УВР  за 2010-2011 учебный год...

Аналитический отчет

Представлен аналитический отчет учителя за межаттестационный период...

Презентация аналитического отчета

Презентация аналитического отчета учителя за межаттестационный период...

Аналитический отчет о применении в профессиональной деятельности Куркиной Инны Павловны современных образовательных технологий.

В своей педагогической деятельности широко использую технологии личностно-ориентированного обучения, что обеспечивает высокий уровень обучения.Всегда осуществляю оптимальный отбор методов,...

Аналитический отчет моей работы за последние 3 года

Аналитический отчет моей работы за последние 3 года. Включает в себя достижения учеников, проведенные мероприятия, планы работы на будущее....