коррекционно-развивающая программа для 8 класса
рабочая программа по психологии (8 класс) по теме

Сухорукова Елена Владимировна

В структуре  личности  подростка  нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного. Личностная нестабильность порождает  противоречивые желания  и поступки. Стремление обрести себя как личность порождает потребность  в  отчуждении от всего того, что привычно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrekcionno-razvivayushchaya_programma_dlya_8_klassa.docx27.35 КБ

Предварительный просмотр:

1 часть.

Цели программы:

  1. Формирование  психологической готовности  старшеклассников  к вступлению  во взрослую жизнь;
  2. Развитие социального  интеллекта (овладение  способами и приемами  конструктивного  взаимодействия  с  окружающими),  развитие рефлексии;
  3. Формирование у учащихся  перспектив  в дальнейшем  личностном развитии, жизненных планов.

Задачи  программы:

  1. Обеспечение  участников  теоретической  психологической  информацией;
  2. Обеспечение  участников  средствами  познания других людей  и  самопознания;
  3. Развитие  навыков  групповой работы;
  4. Формирование  мотивов  самоактуализации;
  5. Развитие  навыков  и умений  по целеполаганию  и  планированию.

Программа  рассчитана  на 17 часов, занятия проводятся  1 раз в неделю  по 40  минут.

Целевая  группа: обучающиеся 8-х классов (15 лет).

Программа состоит:

1 часть – «Введение» (3часа)

2 часть – «Познавай себя и окружающих» (13 часов)

3 часть – Итоговое занятие (1час)

Структура занятия:

1.Ритуал  приветствия.

Цель: Создание позитивного настроя на занятие.

2.Разминка.

Цель: Активизация  участников группы,  введение в рабочую атмосферу. Задания, рассчитанные  на развитие  сообразительности, быстроты реакции,  памяти.

  1. Основное содержание:

Выполнение  развивающих  упражнений, тестов,  групповые дискуссии, игровые методы, проективные  методики  рисуночного и вербального  типов.

  1. Рефлексия  занятия.

Цель: осознание своих чувств, ощущений от тех или иных заданий.

  1. Ритуал  прощания.      Цель: создание ощущения завершенности, позитивного  настроя и  желания  встретиться снова.

Этапы  реализации программы:

I  этап – вводный (первичная диагностика, комплектование групп, 1и 2 занятие)

II этап – основной (основные  занятия  - 15 занятий)

III этап – итоговый (итоговое  занятие  и повторная диагностика, оформление сводной таблицы результативности и динамики развития, коррекции познавательной и мотивационно - личностной сфер)

Ожидаемыми результатами программы могут быть:

  1. качественные показатели  (показатели развития мотивационно - личностной сферы):
  1. Развитие рефлексии
  2. Развитие эмоционально-волевой  сферы
  3. Формирование адекватной самооценки
  1. количественные показатели:
  1. Количество  проведённых  занятий
  2. Количество участников программы (обучающихся, посетивших занятия)
  3. Количество выполненных заданий

Формы  контроля:

                   1.Рефлексия  по каждому  занятию, по  итогам  программы  обучающиеся                            

                   пишут творческое  эссе «Что я узнал нового на  занятиях?»

                   2. По итогам  реализации программы  повторная диагностика  и сводные          

                    показатели.

2 часть

Цели программы:

  1. Формирование  психологической готовности  старшеклассников  к вступлению  во взрослую жизнь;
  2. Развитие социального  интеллекта (овладение  способами и приемами  конструктивного  взаимодействия  с  окружающими),  развитие рефлексии;
  3. Формирование у учащихся  перспектив  в дальнейшем  личностном развитии, жизненных планов.

Задачи  программы:

  1. Обеспечение  участников  теоретической  психологической  информацией;
  2. Обеспечение  участников  средствами  познания других людей  и  самопознания;
  3. Развитие  навыков  групповой работы;
  4. Формирование  мотивов  самоактуализации;
  5. Развитие  навыков  и умений  по целеполаганию  и  планированию.

Программа  рассчитана  на 17 часов, занятия проводятся  1 раз в неделю  по 40  минут.

Целевая  группа: обучающиеся 8-х классов (15 лет).

Программа состоит:

1 часть – «Введение» (1час)

2 часть – «Познавай себя и окружающих» (3 часа)

3 часть – «Мои профессиональные намерения»(9 часов)

4 часть – «Наша уверенность» (3 часа)

5 часть --  Итоговое занятие (1час)

Структура занятия:

1.Ритуал  приветствия.

Цель: Создание позитивного настроя на занятие.

2.Разминка.

Цель: Активизация  участников группы,  введение в рабочую атмосферу. Задания, рассчитанные  на развитие  сообразительности, быстроты реакции,  памяти.

  1. Основное содержание:

Выполнение  развивающих  упражнений, тестов,  групповые дискуссии, игровые методы, проективные  методики  рисуночного и вербального  типов.

  1. Рефлексия  занятия.

Цель: осознание своих чувств, ощущений от тех или иных заданий.

  1. Ритуал  прощания.
  2. Цель: создание ощущения завершенности, позитивного  настроя и  желания  встретиться снова.

Этапы  реализации программы:

I  этап – вводный (первичная диагностика, комплектование групп, 1и 2 занятие)

II этап – основной (основные  занятия  - 15 занятий)

III этап – итоговый (итоговое  занятие  и повторная диагностика, оформление сводной таблицы результативности и динамики развития, коррекции познавательной и мотивационно - личностной сфер)

Ожидаемыми результатами программы могут быть:

  1. качественные показатели  (показатели развития мотивационно - личностной сферы):
  1. Развитие рефлексии
  2. Развитие эмоционально-волевой  сферы
  3. Формирование адекватной самооценки
  1. количественные показатели:

1.Количество  проведённых  занятий

2.Количество участников программы  (обучающихся, посетивших занятия)

                3. Количество выполненных заданий

Формы  контроля:

                   1.Рефлексия  по каждому  занятию, по  итогам  программы  обучающиеся                            

                   пишут творческое  эссе «Что я узнал нового на  занятиях?»

                   2. По итогам  реализации программы  повторная диагностика  и сводные          

                    показатели.

Тематическое планирование 8 класс (1 часть)

занятия

Тема

Часы

1.1

1.

2.

3.

«Введение»

Вводное занятие. Что такое психология?

Что такое тренинг?

Правила тренинговых занятий

Общее количество часов

1

1

1

3

1.2

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

«Познавай себя и окружающих»

Понятие о личности

Методы психологии

Ценностные ориентации личности

Воображение

Отношение к окружающим людям

Конструктивное взаимодействие

Темперамент

Характер

Характеристика человека

Потребности человека

Интеллект

Эмоции и мимика

Жесты и наблюдательность 

Общее количество часов

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

13

1.3

Заключительное занятие. Рефлексия.

1

ИТОГО

17

Тематическое планирование 8 класс (2 часть)

занятия

Тема

Часы

1.1

Вводное занятие.

1

1.2

1.

2.

3.

«Познавай себя и окружающих»

Навыки распознавания эмоций и чувств

Умение понимать других

Безусловное позитивное отношение к окружающим

 Общее количество часов

1

1

1

3

1.3

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

«Мои профессиональные намерения»

Классификация профессий

Выбор и моделирование

Темперамент и выбор профессии

Интересы и выбор профессии

Склонности и профессиональная направленность

Профессиональный тип личности

Деловая игра «Кадровый вопрос»

Как достичь успеха в профессии

Поддержка друзей

Общее количество часов

1

1

1

1

1

1

1

1

1

9

1.4

1.

2.

3.

 «Наша уверенность»

Уверенность. Состояние фрустрации (преодоление и распознавание)

Психологические установки

Стресс. Техники саморегуляции.

Общее количество часов

1

1

1

3

1.5

1.

 «Заключительное занятие» 

Подведение итогов. Рефлексия.

1

ИТОГО

17

Содержание занятий.

1 занятие.  «Что такое психология?» ( 1 час) Знакомство, диагностика ожиданий, обсуждение  целей и задач, информирование о науке психологии.

2 занятие. «Что такое тренинг?» ( 1 час)  Обсуждение  определения и функций тренинга, самопрезентация.

3 занятие. «Правила тренинговых занятий». (1 час) Дискуссия: «Чем похожи члены нашей группы», что такое игра, правила, обсуждение в группах правил тренинговых занятий, голосование.

4 занятие. « Понятие о личности». ( 1 час) Что такое личность (информирование), примеры, обсуждение, тест «Личность», обсуждение результатов.

5 занятие.  «Методы психологии» ( 1 час)        Определение мотивов, методов психологии, тест «Несуществующее животное», обмен рисунками и групповой анализ, выдержка из книги Владимира Леви «Искусство быть собой».

6 занятие.  «Ценностные ориентации личности» (1 час) Определение «ценностей», качеств личности, составление «Брачного объявления».

7 занятие.   «Воображение» ( 1 час) Изображение животных, ассоциации.

8  занятие. «Отношение к окружающим людям»   (1 час)   Тест «Стили взаимодействия с окружающими», рисование    психограмм, обсуждение.

9 занятие. «Конструктивное взаимодействие» ( 1 час) Тест «Трансактный анализ общения», объяснение теории трансактного анализа, обсуждение результатов, ролевая игра «Место в маршрутке».

10   занятие.  «Темперамент» ( 1 час)  Лекция о темпераменте, тест «Изучение темперамента».

11 занятие.   «Характер» ( 1 час) Определение характера, положительные   и отрицательные черты характера участников класса.

12 занятие.  «Характеристика человека» ( 1 час) Лекция об объективности, тест «Объективность», рассказывание о человеке по картинке.

13 занятие. «Потребности человека»    ( 1 час)   Сочинение «Не от своего лица», лекция о потребностях  («Пирамида» потребностей А. Маслоу), обсуждение сочинений.

14 занятие.   «Интеллект» ( 1 час)Что такое интеллект, написание любовного послания,     используя разную профессиональную терминологию.

15 занятие.  «Эмоции и мимика» ( 1 час) Тест «Понимаете ли вы язык мимики?», что такое мимика и эмоции.

16 занятие. «Жесты и наблюдательность»  ( 1 час)  Теоретическая информация о жестах (определение, виды, характер эмоциональных проявлений), игра на распознавание жестов.

17 занятие. Заключительное занятие. Рефлексия. ( 1 час)

Содержание занятий.

1  занятие.  Вводное занятие. (1 час)

2 занятие. «Навыки распознавания эмоций и чувств»  (1 час)  Игра «Мафия», обсуждение как необходимо распознавать эмоции и чувства.

3  занятие. «Умение понимать других» ( 1 час) Обсуждение важности визуального контакта, нахождение сходства между участниками (работа в парах).

4  занятие. «Безусловное позитивное отношение к окружающим» ( 1 час) Определение «жизненного пространства личности», угадывание подарков.

5 занятие..«Классификация профессий». ( 1 час)  Лекция о профессиях (классификация профессий, типы профессий, отделы профессий), составление формул профессий.

6 занятие.  «Выбор и моделирование. (1 час)  Проективное упражнение «Выбор» и его обсуждение, вывод: чтобы получить постоянную работу, необходимо учиться.

7  занятие. «Темперамент и выбор профессии» (1 час) Что такое способности¸ определение, темперамент, опросник  Айзенка, обсуждение результатов.

8   занятие. .  «Интересы и выбор профессии» ( 1 час)Лекция об интересах, тест «Карта интересов», обсуждение результатов.

9   занятие. «Склонности и профессиональная направленность» (1 час)  Опросник Е.А.Климова, обсуждение результатов.

10 занятие. «Профессиональный тип личности»  ( 1 час)   Типичные ошибки при выборе профессии, тест  «Профессиональный тип личности», интерпретация результатов.

11  занятие. «Деловая  игра «Кадровый вопрос»    ( 1 час)  Изучение профессиограмм (групповая работа),  подготовка проектов.

12  занятие. «Как достичь успеха в профессии»   ( 1 час)  Ассоциации к слову «Успех», изучение биографий известных людей, обсуждение.

13  занятие. «Поддержка друзей» ( 1 час)  Пожелания участникам занятия (какие качества есть, какие -- необходимо развить), заполнение таблицы о профессиональной направленности.

14  занятие. « Уверенность. Состояние фрустрации» ( 1 час)  Тест «САН», «Изучение фрустрационных реакций», обработка результатов.

15  занятие. «Психологические установки»  ( 1 час)   Лекция о негативной установке, советы о том, как лучше действовать в напряженной ситуации, вызывающей негативную установку, релаксация.

16  занятие. «Стресс. Техники саморегуляции»  ( 1 час)  Теоретическая информация «Стресс, релаксация, концентрация», некоторые техники дыхания, релаксация, рисование образа себя.

17  занятие. Заключительное. ( 1 час) Написание «Письмо соседу», обмен письмами, дискуссия:  «весь мир – сцена», «Я – это Я», придумывание подарков каждому участнику занятий. «Творческое эссе «Что я узнал нового о себе?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно - развивающая образовательная программа по психологии (7 - 8 класс КРО).

Данная коррекционно-развивающая программа необходима в условиях реального современного образования.Основой коррекционной работы с детьми с ЗПР являются следующие положения:1)принцип несовпадения у дет...

Программа коррекционно-развивающие занятия в 5 классе

Данная программа соответствует федеральному  государственному образовательному стандарту ( второго поколения). Основные задания напрвлены на работу с  текстом, на понимание текста. Работа мо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса коррекционно-развивающих занятий «Час коррекции» Класс 1-4

Рабочая программа VIII видаВ результате целенаправленной психокоррекционной развивающей деятельности обучающиеся  получат возможность:- ориентироваться на сенсорные эталоны;- узнавать и сравниват...

рабочая программа по коррекционно - развивающим занятиям в 3 классе (2 вариант)

Ученик с ТМНР. В программе представлены коррекционные курсы по сенсорному развитию, предметно - практические действия....

Педсовет. Выступление на тему: "Реализации программ с учащимися 1 – 5 классов в 2019-2020 уч. году Коррекционно-развивающая логопедическая программа «Коррекция устной и письменной речи».

ПедсоветВыступление на тему:"Реализации программ с учащимися 1 – 5 классов в 2019-2020 уч. годуКоррекционно-развивающая логопедическая программа «Коррекция устной и письменной ре...

Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Логоритмика» 2 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2

Данная программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),  адап...