Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Логоритмика» 2 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2
рабочая программа

Авхадиева Марина Леонидовна

Данная программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 

 адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предназанчена для занятий с детьми с ТМНР. Основные задачи курса "Логоритмика": Задачи:

1) Развитие всех компонентов устной речи обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) в музыкально-ритмическом контексте.

2) Улучшение общего физического здоровья обучающихся (формирование осанки, совершенствование общей и мелкой моторики).

3) Развитие умений слушать и слышать музыкальные произведения, сопровождаемые речью (музыкального слуха, ритма, музыкальной памяти).

4) Формирование навыков вербального и невербального общения в неформальных условиях логоритмических занятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов пгт Санчурск»

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

Протокол № ____

от  «___» _______ 20___г.

               

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

____________/В.В.Пахмутова/

«___» _______ 20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционно-развивающего курса

«Логоритмика»

 для обучающегося  2 «г» класса

Бакланова Ивана

(обучение на дому  по АООП для обучающегося с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями),  вариант 2)

на 2020-2021учебный год

                                                                Составитель: учитель русского языка,

                                                             учитель-логопед Авхадиева М.Л.                      

                                                                              I квалификационная  категория

Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционно-развивающего курса по «Логоритмике» для 2 класса обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)                            (вариант 2)  составлена на основе

  •  Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012);
  • Федерального государственного образовательного стандарта общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
  • Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.3286-15«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26);
  • Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
  • Учебного плана школы.

                                                                                                                                                                             

Сегодня одной из актуальных проблем является обеспечение психолого-педагогическими программами и технологиями обучения всех категорий детей без исключения, в том числе с серьёзными отклонениями в развитии.

Логопедическое сопровождение, входящее в систему психолого-педагогического сопровождения, необходимо для полноценной компенсации и социализации умственно отсталых детей. Логопедическое сопровождение направлено на создание благоприятного климата для развития у обучающихся коммуникативных навыков в различных ситуациях общения со сверстниками и взрослыми, воспитание у них интереса к окружающим людям, создание ситуаций, позволяющих ребёнку проявить и развить свои способности, дальнейшее обогащение и совершенствование речевых средств общения.

Общая характеристика курса

Логоритмика– это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. Укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух, речевая память..

Логопедическая ритмика – одно из средств оздоровления речи. Прежде всего это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основой логоритмики являются речь, музыка и движение. В педагогической практике логоритмика необходима для того, чтобы коррекционная работа была наиболее эффективной и  применяется при коррекции системного недоразвития  речи, фонетико-фонематических нарушений и алалии.

Цели и задачи

Цель программы: развитие всех компонентов речевого здоровья  на основе обучения логоритмике.

Задачи:

1) Развитие всех компонентов устной речи обучающихся с умственной отсталостью                                    ( интеллектуальными нарушениями) в музыкально-ритмическом контексте.

2) Улучшение общего физического здоровья обучающихся (формирование осанки, совершенствование общей и мелкой моторики).

3) Развитие умений слушать и слышать музыкальные произведения, сопровождаемые речью (музыкального слуха, ритма, музыкальной памяти).

4) Формирование навыков вербального и невербального общения в неформальных условиях логоритмических занятий.

                           

                                          Место программы в учебном плане

для 2 класса обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) , вариант 2

на 2019 - 2020 учебный год

Нагрузка

1 класс

 

Недельный план

 

1 занятие

 

Годовой план

 

33 занятия

Планируемые результаты освоения курса

В соответствии с требованиями для обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения программы представляют собой описание возможных (ожидаемых) результатов образования данной категории обучающихся.

Личностные  

  • Осознание себя (в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве, своей принадлежности к определѐнному полу, как «Я»);
  • Социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности;
  • Владение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся социуме;
  • Оценка своих поступков по принципу «хорошо»/«плохо», личная ответственность за свои поступки на основе представлений о базовых нравственных нормах, общепринятых правилах;
  • Владение правилами поведения в учебной ситуации;
  • Уважительное отношение к окружающим: взрослым, детям;
  • Доброжелательность, эмоциональная отзывчивость по отношению к другим, понимание и сопереживание чувствам других;
  • Владение   навыками   сотрудничества      Владение алгоритмом действий в игровой, учебной, бытовой ситуации;
  • Владение    доступными    знаниями,    умениями,    навыками,    отражающими индивидуальный вариант содержания образования.

           

Предметные

Пропедевтический уровень

Минимальный уровень

Базовый уровень

- реагировать на обращенную речь и свое имя;

- задерживать взгляд на лице говорящего;

- различать неречевые звуковые сигналы (2 звука);

- произвольно выдыхать;

- работать перед зеркалом по подражанию;

- соотносить знакомые предметы и действия с их словесным обозначением;

- понимать и выполнять простейшие одноступенчатые инструкции;

- понимать вопросы «кто?», «что?», «где?»

- пользоваться указательным жестом и жестом «дай»;

- показывать на себе и на кукле глаза, руки, ноги;

- группировать предметы по цвету.

- различать неречевые сигналы (4 звука) и показывать направление звучания;

- производить длительный плавный выдох;

- правильно артикулировать гласные звуки А, О, У, И и согласные звуки М, Н, П, Т, К, Х, Б.

- работать перед зеркалом по подражанию;

- соотносить предметы и действия с их словесным обозначением;

- узнавать предметы по назначению и по описанию;

- различать грамматические формы слов (единственное и множественное число существительных, существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами);

- понимать и выполнять одно – двухступенчатые инструкции;

- произносить двусложные слова из повторяющихся слогов;

- употреблять глаголы в повелительном наклонении;

- понимать вопросы косвенных падежей;

- отвечать на вопросы «Кто это?» «Что это?», «Что делает?»;

- составлять двух-трехсловные предложения;

- понимать предлоги В, НА, ПОД;

- понимать несложные рассказы, сказки со зрительной опорой;

- собирать разрезные картинки (2 – 4 части);

- закрашивать готовые изображения.

- произносить правильно в словах поставленные звуки;

- производить длительный плавный выдох;

- соотносить предметы и действия с их словесным обозначением;

- ориентироваться в названиях действий, изображенных на сюжетной картинке;

- узнавать предметы по назначению и по описанию;

- употреблять грамматические формы слов (единственное и множественное число существительных, существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами); - понимать вопросы косвенных падежей;

- употреблять существительные в косвенных падежах;

- употреблять глаголы в инфинитиве, повелительном наклонении, в 3-м лице единственном и множественном числе, в прошедшем времени;

- составлять предложения из 4 слов;

- понимать значение предлогов В, НА, ПОД, ИЗ;

- употреблять простые предлоги;

- произносить слова из открытых слогов;

- употреблять глаголы в инфинитиве и повелительном наклонении;

- отвечать на вопросы «Кто это?» «Что это?»; «Что делает?»

- составлять предложения из 2 – 4 слов;

- составление рассказа о себе с использованием слов, графического, предметного символа или мануального знака.

- понимать несложные рассказы, сказки со зрительной опорой;

- понимать несложные самостоятельно прочитанные предложения.

Содержание курса по «Логоритмике».

       Особенность курса заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика, музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной , и других систем, а также воспитание эмоционально-волевых качеств личности.

Структура логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки , речевые и музыкальные игры.

Занятие по логоритмике включает следующие виды деятельности:

  1. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, способствует хорошей переключаемости артикуляционных движений.
  2. Артикуляционные упражнения направлены на развитие подвижности языка, губ, челюстей, переключаемости артикуляционных движений. Они могут выполняться как под музыку, так и без нее, под счет.
  3. Упражнения на активизацию внимания и памяти. Для детей, имеющих  речевые нарушения, особенно важно развивать слуховое внимание и слуховую память.
  4. Счетные упражнения. (Считалки) Эти упражнения позволяют задавать определенный темп и ритм выполнения движений.
  5. Речевые упражнения без музыкального сопровождения. Их суть – ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Стихотворный текст в этих упражнениях является ритмической основой для выполнения движений. Это позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию действий.
  6. Развитие чувства темпа. 

Пение прекрасно развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа, улучшает дикцию и координирует слух и голос.

  1. Пальчиковые игры.  Проводятся для  развития подвижности пальцев, мелкой моторики.

с проговариванием текста, а также с мелкими предметами – карандашами, палочками, мячами.

  1. Упражнения на развитие мимики. Эти упражнения направлены на развитие мимической и артикуляционной моторики (подвижность губ и щек).
  2. Упражнения на развитие фонематического восприятия. Фонематическое восприятие – это различение на слух всех звуковых единиц языка.  Эти упражнения направлены на различение слов, близких по звуковому составу, на различение слогов, выделение различных слоговых сочетаний, отдельных звуков, дифференциации на слух похожих по звучанию звуков
  3. Коррекция звукопроизношения. На логоритмических занятиях проводится работа по исправлению неправильного звукопроизношения. На подготовительном этапе даются упражнения на формирование слухового внимания, фонематического восприятия, артикуляционной и мимической моторики, затем звук автоматизируется и дифференцируется.

Примерная структура логопедического занятия

Каждое логопедическое занятие включает в себя следующие этапы:

1.Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих.

2.Работа по формированию умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности.

3.Развитие ручной моторики.

4.Развитие речевой моторики; длительного выдоха без участия речи.

5.Развитие элементарных произносительных навыков.

6.Развитие понимания обращённой речи.

7.Снятие психоэмоционального напряжения через организацию динамической паузы.

8.Развитие активной речи.

9.Подведение итога занятия с целью получения обратной связи от обучающегося, которая предполагает эмоциональную и познавательную оценку приобретённых знаний, умений и навыков.

Формирования базовых учебных действий

Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной умственной отсталостью направлена на формирование готовности у детей к овладению содержанием АООП  для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) и включает следующие задачи:

1. Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

  1. Формирование учебного поведения:  
  • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
  • умение выполнять инструкции педагога;
  • использование по назначению учебных материалов;
  • умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

3. Формирование умения выполнять задание:

  • в течение определенного периода времени,
  • от начала до конца,
  • с заданными качественными параметрами.

4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с  алгоритмом действия и т.д.

Решение поставленных задач происходит как на групповых и индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.  

В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который отражает индивидуальные достижения обучающихся и позволяет делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия используется метод наблюдения и выражается в баллах:

0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

        Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.

Календарно-тематическое планирование занятий

№ п/п

Темы занятий

Кол-во занятий

Дата проведения

План

Факт

Обследование.

1

01.09-15.09

Артикуляционные упражнения. Упражнения для развития мелкой моторики рук «Мячики-ежики». Звуки вокруг нас.

1

Артикуляционные упражнения. Упражнения для развития дыхания. «Сказка о весёлом язычке». Упражнения для развития мелкой моторики рук «Мячики-ежики».

1

Овощи. Артикуляционные упражнения. Упражнения для развития дыхания. Упражнения для развития мелкой моторики рук «Солнышко».

2

Артикуляционные упражнения. Упражнения для развития дыхания. Сказка «Курочка ряба». Упражнения для развития мелкой моторики рук «Пальчики здороваются»,.

1

Артикуляционные упражнения. Упражнения для развития дыхания. Сказка «Репка». Упражнения для развития мелкой моторики рук «Мячики-ежики».

1

Артикуляционные упражнения. Упражнения для развития дыхания. Сказка «Колобок». Упражнения для развития мелкой моторики рук «Пальчики здороваются»,.

1

Фрукты. Артикуляционные упражнения. Упражнения для развития дыхания. Упражнения для развития мелкой моторики рук «Солнышко».

2

Части тела. Артикуляционные упражнения. Упражнения для развития дыхания. Упражнения для развития мелкой моторики рук «Веселая шнуровка».

2

Части лица. Артикуляционные упражнения. Упражнения для развития дыхания. Упражнения для развития мелкой моторики рук «Веселая шнуровка».

2

Домашние животные. Артикуляционные упражнения. Упражнения для развития дыхания. Упражнения для развития мелкой моторики рук «Собери пирамидку»

2

Зима. Артикуляционные упражнения. Упражнения для развития дыхания. Упражнения для развития мелкой моторики рук «Мы снежинки».

2

Дикие животные.  Птицы. Артикуляционные упражнения. Упражнения для развития дыхания. Упражнения для развития мелкой моторики рук (мозаика).

2

Игрушки. Артикуляционные упражнения. Упражнения для развития дыхания. Упражнения для развития мелкой моторики рук. «Коза-зайчик»

2

Посуда. Артикуляционные упражнения. Упражнения для развития дыхания. Упражнения для развития мелкой моторики рук. «Зайчата Ах и Ох»

2

Мебель. Артикуляционные упражнения. Упражнения для развития дыхания. Упражнения для развития мелкой моторики рук. «Зайчик-пальчик»

2

Одежда. Обувь.Артикуляционные упражнения. Упражнения для развития дыхания. Упражнения для развития мелкой моторики рук. «Ладонь –ребро»

2

Транспорт. Упражнения для развития мелкой моторики рук. «Ладонь – кулак»

2

Весна. Упражнения для развития мелкой моторики рук. «Ладонь – кулак»

2

Обследование.

1

16-30 мая

Всего часов:

33

Научно-методическое обеспечение освоение программы

  1. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие.
  2. Базарнова В.М. «Здоровье-сберегающие технологии».
  3. Вишневская Е., Волошинов В., Глаголева А., Кабачков В., Литвинов Е., Смирнов А.,Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб.для студ. высш. учеб, заведений - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с. - (Коррекционная педагогика).
  4. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду.
  5. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми.
  6. КузнецоваЕ.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи.
  7. Клезович О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: Пособие для дефектологов, музыкальных руководителей и воспитателей.
  8. Чистякова М.И. «Психогимнастика».
  9. Щуркова Н.Е., Нитюков В.Ю., Савченко А.П. и др. «Новые технологии воспитательного процесса».
  10. CD «Весёлая логоритмика» Е. Железновой, М. Ю. Гоголевой, Е. В. Кузнецовой.
  11. CD Пальчиковые песенки-игры С. и Е.Железновы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по природоведению 5-6 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа по природоведению для 5-6 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ...

Рабочая программа по коррекционному курсу «Сенсорное развитие» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Данная рабочая программа по коррекционному курсу "Сенорное развитие" разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с интеллект...

Рабочая программа 5 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант 2).

Рабочая программа 5 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант 2)....

ЛФК Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Лечебная физическая культура» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 класс

сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям...

Программа коррекционного курса " Альтернативная коммуникация" для обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) вариант 2

Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»  разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования об...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд. Цветоводство и декоративное садоводство» в 5 классе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд. Цветоводство и декоративное садоводство» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) образования ...

Рабочая адаптированная общеобразовательная программа по учебному предмету «Русский язык» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), 5-9 классы.

Рабочая адаптированная общеобразовательная программа по учебному предмету «Русский язык» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), 5-9 классы....