рабочая программа по коррекционно - развивающим занятиям в 3 классе (2 вариант)
рабочая программа
Ученик с ТМНР. В программе представлены коррекционные курсы по сенсорному развитию, предметно - практические действия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ovsyannikov_rabochaya_programma_sensrn._razv_i_ppd.doc | 208.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к программе по коррекционно-развивающим
занятиям в 3 классе (2 вариант)
(сенсорное развитие, предметно-практические действия)
Программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273, приказом «Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 19 декабря 2014г. за № 1599, АООП (2 вариант) и предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
У глубоко умственно отсталых детей, поступивших в школу, наблюдается не только функциональная незрелость головного мозга, но и серьёзные нарушения тех или иных его отделов, что обусловливает необходимость более целенаправленной коррекционной работы с ними. Глубоко умственно отсталые дети различаются между собой как по степени снижения умственных способностей, так и по качественной структуре самого дефекта. У детей разные склонности, разное развитие моторики и характер эмоциональных проявлений. При обучении и воспитании, надо учитывать индивидуальные особенности и возможности. Методы и приёмы обучения игре, различным видам деятельности значительно варьируют в зависимости от умственных и личностных качеств ребёнка.
Целенаправленная система социально-педагогических мероприятий, включение ребенка в коррекционно-образовательный процесс с раннего возраста, повышает уровень развития, способствует социальной активности ребенка.
Коррекционная работа, проводимая с глубоко умственно отсталыми детьми, предполагает также развитие и укрепление у них положительных менее повреждённых качеств. В педагогической работе с детьми важно уметь видеть, на что можно опереться и что надо корректировать, чтобы «вести» ребёнка, чтобы способствовать его развитию, помочь ему стать приемлемым членом семьи и общества.
Особые образовательные потребности детей с глубокой умственной отсталостью, с ТМНР диктуют необходимость разработки специальной индивидуальной программы развития для их обучения и воспитания. Целью реализации такой программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах.
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разрабатывается на основе адаптированной основной общеобразовательной программы и нацелена на образование детей с учетом их индивидуальных образовательных потребностей. СИПР составляется на ограниченный период времени.
Программа составлена с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка; ведущих мотивов и потребностей; характера ведущей деятельности; социальной ситуации развития ребенка.
Программа рассчитана на один учебный год (квартал). Использование программы предполагает большую гибкость. Время освоения программы строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у конкретного ребенка.
Основной принцип программы – взаимосвязь диагностических, воспитательных, коррекционно-развивающих и образовательных задач, направленных на развитие эмоционального, социального и интеллектуального потенциала умственно отсталого ребёнка и формирование его позитивных качеств.
Содержание материала выстроено с учетом концентрического принципа в решении предлагаемых детям игровых задач – постепенно усложняющихся по нарастающей сложности, интенсивности и разнообразию из года в год. Учет индивидуальных особенностей и возможностей каждого из детей является стратегической задачей обучения. (Только обучение с учетом зоны ближайшего развития, несмотря на возраст ребенка). Кроме того, в программе прослеживаются и линейные, межпредметные связи между разделами. В одних случаях это связь тематическая, в других общность по педагогическому замыслу. Таким образом, обеспечивается повторность в обучении детей, что позволяет формировать у них достаточно прочные знания и умения.
Программа, согласно федеральному государственному образовательному стандарту, ставит перед собой следующие цели и задачи.
Цель коррекционной работы: достижение воспитанником образовательной программы в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребенка.
Задачи:
- формировать знания и представления об окружающей действительности;
- развивать познавательную активность;
- активизировать речь, формировать функции речи - фиксирующую, сопровождающую, познавательную, регулирующую и коммуникативную;
- развивать интеллектуальные и личностные качества;
- сотрудничать с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Формы и методы работы
При выборе методов и форм коррекционно-развивающей работы используется:
- наглядность;
- демонстрация;
- пояснение;
- наблюдение;
- ролевые игры;
- моделирование ситуаций;
- развивающие игры (настольные, подвижные);
- конструирование;
- свободное и тематическое рисование, графические задания.
Программный материал подобран с учетом зоны ближайшего развития ребенка.
В программе представлены коррекционные курсы:
- сенсорное развитие;
- предметно-практические действия.
Сенсорное развитие является основой становления всех видов детской деятельности и направлено на формирование у детей перцептивных действий (рассматривание, выслушивания, ощупывания). Занятия проводятся по следующим направлениям: развитие внимания и памяти, развитие зрительного, слухового внимания и восприятия, развитие тактильно-двигательного и вкусового восприятия.
Содержание коррекционно-педагогической работы по предметно-практическим действиям направлено на формирование игровой и продуктивных видов детской деятельности.
Рабочая программа составлена на основе коррекционного курса 1-4 классов для специальных коррекционных школ-интернатов VIII вида, программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов. Издательство «Автосинтез НН 2005год». Автор составитель Л.С.Сековец.
На изучение каждого курса отводится 4 час в неделю.
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ.
Пояснительная записка
Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Дети с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.
Целью обучения является обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.
Занятия по сенсорному воспитанию направлены на развитие зрительного восприятия и внимания, подражания, формирования целостного образа предметов; на развитие слухового внимания и восприятия; на развитие слухового внимания и восприятия; на развитие вкусового восприятия.
Целенаправленная системная работа по сенсорному воспитанию позволяет сдвинуть сроки и увеличить темп сенсорного развития ребенка, преодолев многие отклонения в развитии восприятия умственно отсталых детей, значительно приблизив его к нормативному уровню. Работа по сенсорному воспитанию оказывает существенное воздействие на весь ход психического развития ребенка, стимулируя развитие деятельности, мышления и речи.
Развитие сенсорного восприятия и актуализация разнообразных представлений об окружающем мире лежат в основе формирования возрастных психологических новообразований и становления всех видов детской деятельности и поведения.
Основой для реализации программы являются Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание». Авторы: Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева, Москва, «Просвещение», 2011.
На изучение данного курса отводится 4 часа в неделю. Всего за учебный год 130 ч.
Тематический план
№ п/п | Тема, направления коррекции | Кол-во часов | Сроки | Основное содержание работ | Виды деятельности | Результаты | ||
Развитие зрительного восприятия и внимания | ||||||||
1 | Развитие зрительного внимания, подражания, формирование целостного образа предметов. | 4 | 02.09 02.09. 07.09. 07.09 | Учить выделять предмет из общего фона. | Познавательная, игровая | |||
2 | Восприятие формы (шар, куб). | 4 | 09.09. 09.09 14.09 14.09 | Учить различать объемные формы в процессе конструирования по подражанию действиям взрослого. Учить дифференцировать объемные формы и плоскостные. | Познавательная, игровая (работа с раздаточным материалом) | |||
3 | Восприятие величины. | 2 | 16.09 16.09 | Учить воспринимать величину – большой, маленький, самый большой. | Игровая (работа с предметами) | |||
4 | Восприятие пространственных отношений и ориентировка в пространстве | 4 | 21.09 21.09 23.09 23.09 | Формировать ориентировку в пространстве групповой комнаты Учить воспринимать пространственные отношения между предметами по вертикали: внизу, наверху. | Игровая (работа с предметами) | |||
5 | Восприятие цвета. | 2 | 28.09 28.09 | Учить сличать четыре основных цвета. | Познавательная | |||
6 | Восприятие формы и величины. | 2 | 30.09 30.09 | Формировать интерес к игре с объемными формами на основе их включения в игры с элементарными сюжетами. | Игровая | |||
7 | Восприятие пространственных отношений и ориентировка в пространстве, восприятие величины и цвета. | 4 | 05.10 05.10 07.10 07.10
| Ввести в пассивный словарь названия воспринимаемых свойств и отношений предметов (красный, желтый; круглый; большой, маленький, самый большой; внизу, наверху) | Познавательная, предметная (работа с предметами) | |||
1 | Опознание предметов и явлений по звуковым характеристикам. | 4 | 12.10 12.10 14.10 14.10
| Учить дифференцировать и определять последовательность звучания двух-трех музыкальных инструментов (металлофон, барабан, дудочка) | Познавательная (работа с музыкальными инструментами) | |||
2 | Дифференциация предметов и явлений по звуковым характеристикам. | 4 | 19.10 19.10 21.10 21.10
| Учить решать познавательные задачи, связанные со слуховым анализатором, на сюжетном материале. | Познавательная, игровая | |||
3 | Восприятие звуковых характеристик предметов и явлений. | 2 | 09.11 09.11 | Учить различать громкое и тихое звучание одного и того же музыкального инструмента | Познавательная (работа с музыкальными инструментами) | |||
1 | Упражнения на узнавание на ощупь формы и величины предметов. | 2 | 11.11 11.11 | Учить воспринимать на ощупь форму и величину предметов (в пределах трех) | Познавательная (работа с мешочком) | |||
2 | Упражнения на узнавание предметов на ощупь. | 2 | 16.11 16.11
| Учить выбирать игрушки на ощупь по слову. | Познавательная (работа с мешочком) | |||
3 | Упражнения на формирование тактильно-двигательного выбора по образцу при восприятии формы, величины. | 2 | 18.11 18.11
| Учить производить выбор по величине на ощупь по слову («Дай большой мяч», «Дай маленький мяч»); производить выбор на ощупь из двух предметов: большого и маленького (образец предъявляется зрительно) | Познавательная (работа с мешочком, ширмой) | |||
4 | Упражнения на представления о предметах на основе тактильно-двигательного восприятия. | 4 | 23.11 23.11 25.11 25.11
| Учить воспринимать и дифференцировать на ощупь твердые и мягкие предметы: пластилин, дерево. Учить дифференцировать предметы по признаку «мокрый – сухой» (полотенце, шарики, камешки.) | Познавательная (работа с предметами) | |||
Развитие вкусовой чувствительности | ||||||||
1 | Определение температурного признака. | 2 | 30.11 30.11 | Учить дифференцировать пищу по температурному признаку (горячий, теплый, холодный) | Познавательная (работа с предметами) | |||
2 | Знакомство с вкусовыми характеристиками продуктов. | 2 | 02.12 02.12 | Знакомить с продуктами, имеющими кислый вкус. Учить дифференцировать пищу по вкусовым признакам (сладкий, кислый) | Познавательная (работа с предметами) | |||
Развитие зрительного восприятия и внимания | ||||||||
1 | Восприятие формы. | 4 | 07.12 07.12 09.12 09.12
| Учить различать формы в процессе конструирования по образцу. Учить дифференцировать объемные формы в процессе игровых заданий. | Продуктивная, предметно-практическая, игровая (работа с конструктором) | |||
2 | Развитие зрительного внимания, подражания, формирование целостного образа предметов. | 4 | 14.12 14.12 16.12 16.12
| Учить соотносить действия, изображенные на картинке, с собственными действиями, изображать действия по картинкам. | Познавательная (работа с картинками) | |||
3 | Формирование целостного образа предметов. | 6 | 21.12 21.12 23.12 23.12 28.12 28.12
| Учить соотносить реальный предмет с рисунком, с лепкой. | Продуктивная, предметно-практическая, игровая (работа с пластилином) | |||
4 | Восприятие величины. | 4 | 30.12 30.12 11.01 11.01
| Учить складывать с учетом величины трехсоставную матрешку, пользуясь методом проб; учить складывать пирамиду с учетом величины, пользуясь методом практического примеривания. | Познавательная (работа с предметами) | |||
5 | Восприятие цвета. | 4 | 13.01 13.01 18.01 18.01
| Учить выделять основные цвета предметов по образцу; воспринимать цвет предмета при выборе по названию. | Познавательная | |||
6 | Формирование целостного образа предметов. | 4 | 20.01 20.01 25.01 25.01 | Учить складывать разрезную предметную картинку из трех частей. | Познавательная (работа с раздаточным материалом) | |||
7 | Восприятие цвета. | 6 | 27.01 27.01 01.02 01.02 03.02 03.02 | Учить равномерно чередовать два цвета при раскладывании предметов в аппликации и конструировании («Сделаем узор», «Построим забор») | Продуктивная, предметно-практическая, игровая (работа с бумагой, конструктором) | |||
Развитие слухового восприятия и внимания | ||||||||
1 | Опознание предметов и явлений по звуковым характеристикам. | 4 | 08.02 08.02 10.02 10.02
| Учить дифференцировать звукоподражания при выборе из трех-четырех предъявленных. Учить дифференцировать близкие по звучанию звукоподражания: «ку-ка-ре-ку» - «ку-ку», «ко-ко-ко» - «ква-ква» | Познавательная | |||
2 | Развитие слухового внимания, подражания. | 6 | 15.02 15.02 17.02 17.02 22.02 22.02 | Учить определять последовательность звучания звукоподражаний. | Игровая деятельность («Кто в домике живет?», «Кто первым пришел в домик?») | |||
3 | Развитие слухового внимания. | 6 | 24.02 24.02 01.03 01.03 03.03 03.03
| Учить выделять заданное слово из предложенной фразы и отмечать это каким-либо действием. | Познавательная | |||
Тактильно-двигательное восприятие | ||||||||
1 | Упражнения на узнавание на ощупь формы и величины предметов. | 4 | 10.03 10.03 15.03 15.03
| Учить дифференцировать на ощупь предметы по форме или по величине. Учить обследовать предметы зрительно-тактильно и зрительно-двигательно. | Познавательная, игровая (работа с мешочком) | |||
2 | Различение предметов по температурным признакам. | 2 | 17.03 17.03
| Знакомить с различными качествами поверхностей материалов; закреплять умение различать предметы по температуре (горячий - холодный). | Познавательная, игровая (работа с предметами) | |||
Развитие вкусовой чувствительности | ||||||||
1 | Знакомство с продуктами, имеющими сладкий и соленый вкус. | 2 | 31.03 31.03
| Учить выбирать из ряда продуктов те, которые имеют сладкий вкус. Знакомить с продуктами, имеющими соленый вкус. Учить дифференцировать пищу по вкусовым признакам (сладкий, соленый) | Познавательная, игровая | |||
Развитие зрительного восприятия и внимания | ||||||||
1 | Восприятие формы. | 4 | 05.04 05.04 07.04 07.04
| Учить по образцу, а затем и по словесной инструкции строить из знакомых объемных форм поезд, башню. | Познавательная, игровая, предметно-практическая | |||
2 | Восприятие величины. | 4 | 12.04 12.04 14.04 14.04
| Учить выбирать по образцу резко отличающиеся формы (круг, квадрат; прямоугольник, овал) Учить в качестве способа соотнесения плоскостных форм пользоваться приемом накладывания одной формы на другую. | Познавательная, игровая, предметно-практическая | |||
3 | Восприятие цвета. | 4 | 19.04 19.04 21.04 21.04
| Учить вычленять цвет, как признак, отвлекаясь от названия предмета. Учить раскладывать кружки одного цвета внизу от заданной черты, а наверху кружки другого цвета по образцу и словесной инструкции. | Познавательная, игровая, предметно-практическая (работа с раздаточным материалом) | |||
4 | Группирование предметов. | 4 | 26.04 26.04 28.04 28.04 | Учить группировать предметы по одному заданному признаку – форма, величина или цвет. | Познавательная, игровая, предметно-практическая (работа с предметами) | |||
Развитие слухового восприятия и внимания | ||||||||
1 | Дифференциация по звуковым характеристикам. |
4 | 05.05 05.05 12.05 12.05
| Развивать фонематический слух. Учить различать на слух слова: рыба - машина, дом - барабан, шар – самолет, дом – мишка, мяч – кукла (с использованием картинок) Учить дифференцировать звукоподражания. | Познавательная (работа с предметами, картинками) Игровая («Кто тебя позвал?» | |||
Тактильно-двигательное восприятие | ||||||||
1 | Упражнения на узнавание на ощупь формы и величины предметов. | 4 | 17.05 17.05 19.05 19.05 | Формировать координацию руки и глаза: узнавать на ощупь предметы резко различной формы при выборе из двух-трех (образец дается на ощупь) Продолжать учить различать на ощупь величину предметов (выбор из трех) по зрительному образцу или по словесной инструкции. | Познавательная, игровая, предметно-практическая (работа с предметами) | |||
Развитие вкусовой чувствительности | ||||||||
1 | Игры и упражнения на выбор продукта по вкусовым признакам. | 4 | 24.05 2405 26.05 26.05 | Учить выбирать из ряда предложенных продуктов, имеющие горький вкус; кислый вкус. Учить дифференцировать продукты по вкусовым признакам; запоминать и показывать продукты, имеющие разные вкусовые признаки. | Познавательная, игровая (работа с предметами) |
Содержание
«Сенсорное развитие»
Программно-методический материал включает 5 разделов: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие запаха», «Восприятие вкуса».
Зрительное восприятие.
Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки). Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка). Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад). Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др.).
Слуховое восприятие.
Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии). Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником. Нахождение одинаковых по звучанию объектов.
Кинестетическое восприятие.
Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий). Реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Реакция на давление на поверхность тела. Реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела. Реакция на положение частей тела. Реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей. Различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.) по температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый, сухой), вязкости (жидкий, густой).
Восприятие запаха.
Реакция на запахи. Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.)
Восприятие вкуса.
Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.). Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).
Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.
Задачи обучения и воспитания:
- учить воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона;
- учить дифференцировать легко вычленяемые зрительно, тактильно-двигательно, на слух и на вкус свойства предметов;
- учить различать свойства и качества предметов: мягкий – твердый, мокрый – сухой, большой – маленький, громкий – тихий, сладкий – горький;
- формировать поисковые способы ориентировки – пробы, примеривание при решении игровых и практических задач;
- формировать целостные образы предметов, образы-представления о знакомых предметах, их свойствах и качествах;
- создавать условия для восприятия свойств и качеств предметов в разнообразных видах деятельности (игровой, изобразительной, конструктивной, трудовой);
- учить воспринимать свойства предметов в разнообразной деятельности: в игре с дидактическими и сюжетными игрушками, в строительных играх, в продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование, аппликация).
Показатели развития к концу обучения
Дети должны научиться:
различать свойства и качества предметов: маленький – большой – самый большой; сладкий – горький – соленый;
доставать знакомые предметы из «волшебного мешочка» по тактильному образцу;
учитывать свойства предметов в разнообразной деятельности: в игре с сюжетными игрушками, в строительных играх, в продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование);
складывать разрезную предметную картинку из трех частей;
выполнять группировку предметов по заданному признаку (форма, величина, вкус, цвет);
пользоваться методом проб при решении практических или игровых задач;
выполнять задания по речевой инструкции, включающей пространственные отношения между предметами: внизу, наверху, на, под («Поставь матрешку под стол»);
различать звучание трех музыкальных инструментов (металлофон, барабан, дудочка), реагируя на изменение звучания определенным действием;
различать слова, разные по слоговому составу: матрешка, кот, домик (с использованием картинок);
выделять знакомое слово из фразы.
ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
Пояснительная записка
Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.
Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
В процессе обучения дети знакомятся с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.
Материально-техническое оснащение учебного предмета «Предметно-практические действия» включает: предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины) и др.
Основой для реализации программы являются Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание». Авторы: Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева, Москва, «Просвещение», 2011.
На изучение данного курса отводится 4 часа в неделю. Всего за учебный год ч.
Тематический план
№ п/п | Направления коррекции | Кол-во часов | Сроки | Основное содержание работ | Виды деятельности | Результаты | |
Развитие ручной деятельности | |||||||
1 | Подготовительный этап | 12 | 02.09 02.09 07.09 07.09 09.09. 09.09 14.09 14.09 16.09 16.09 21.09 21.09 |
| Познавательная, игровая, предметная (работа с различным материалом) | ||
2 | Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций. | 24 | 23.09 23.09 28.09 28.09 30.09. 30.09 05.10 05.10 07.10 07.10 12.10 12.10 14.10 14.10 19.10 19.10 21.10 21.10 09.11 09.11 11.11 11.11 16.11 16.11 |
4.Игры с кубиками. 5.Игры с предметами (выбор одного предмета из кучи, разворачивание предмета, вынимание из корзины) 6.Упражнения на развитие мелкой моторики (работа с «сухим» бассейном) 7.Работа с прищепками и шнуровкой. 8.Работа с красками. | Познавательная, игровая, предметная (работа с различным материалом) | ||
3 | Обучение использованию инструментов | 16 | 18.11 18.11 23.11 23.11 25.11 25.11 30.11 30.11 02.12 02.12 07.12 07.12 09.12 09.12 14.12 14.12 |
| Игровая, познавательная, предметная (работа с предметами) | ||
4 | Обучение планированию своей деятельности, пониманию цели и последовательности действий
| 16 | 16.12 16.12 21.12 21.12 23.12 23.12 28.12 28.12 30.12 30.12 11.01 11.01 13.01 13.01 18.01 18.01 |
| Игровая, познавательная, предметная (работа с предметами) | ||
Развитие графической деятельности через предметно-практическую деятельность | |||||||
1 | Подготовительный этап | 8 | 20.01 20.01 25.01 25.01 27.01 27.01 01.02 01.02 | Выполнение заданий по выбору ребенка (нанесение отпечатков рук, закрашивание руками контуров, выкладывание рисунков на пластилине) | Игровая | ||
2 | Развитие тактильного восприятия кистей рук и расширение тактильного опыта | 10 | 03.02 03.02 08.02 08.02 10.02 10.02 15.02 15.02 17.02 17.02 |
3. Рисование мелками различной формы | Познавательная, игровая, предметная (работа с предметами, материалами) | ||
3 | Формирование целенаправленных действий | 22 | 22.02 22.02 24.02 24.02 01.03 01.03 03.03 03.03 10.03 10.03 15.03 15.03 17.03 17.03 31.03 31.03 05.04 05.04 07.04 07.04 12.04 12.04 |
2.Аппликации из различных видов бумаги 3.Изображение реальных предметов с помощью аппликаций 4.Закрашивание гуашевыми красками больших листов бумаги, крупных контурных изображений толстой кистью 5.Обучение владению письменным инструментом (кисточкой, карандашом) 6.Освоение пространства листа, работа с композицией аппликации, рисунка (вводятся понятия «верх, них, право, лево», изображение должно занимать весь лист) 7.Соотнесение предмета с его изображением, рисование простых предметов с натуры (обведение плоских предметов на листе, затем дорисовывание деталей) | Познавательная, предметная (работа с различными материалами) | ||
4 | Формирование навыков владения пишущим инструментом | 22 | 14.04 14.04 19.04 19.04 21.04 21.04 26.04 26.04 28.04 28.04 05.05 05.05 12.05 12.05 17.05 17.05 19.05 19.05 24.05 24.05 26.05 26.05 |
2.Рисование гуашевыми красками
3.Начальное рисование карандашами 4.Рисование различных по толщине линий, раскрашивание карандашами внутри контура | Познавательная, игровая, предметная |
Содержание
«Предметно-практические действия»
В процессе обучения продуктивным видам деятельности дети усваивают систему сенсорных эталонов, у них совершенствуются образные представления о предметах и явлениях окружающей действительности, укрепляются мышцы пальцев и кистей. На занятиях закладываются основы таких важных личностных черт и поведения как целенаправленность деятельности, умение выполнять задания по требованию педагога, подчинить свое поведение требованиям взрослого, формировать интерес к совместной деятельности, развиваются коммуникативные возможности, создаются условия для развития всех основных речевых функций.
Программно-методический материал включает 2 раздела: «Действия с материалами», «Действия с предметами».
Действия с материалами.
Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами). Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя). Размазывание материала руками (сверху вниз, слева направо, по кругу). Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками (одной рукой). Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.). Переливание материала (вода) двумя руками (с использованием инструмента (стаканчик, ложка и др.)). Наматывание материала (бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур и др.).
Действия с предметами.
Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.). Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.). Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др.). Притягивание предмета к себе (игрушка на колесиках, ящик и др.). Вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками и др.). Нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка, коммуникатор и др.) всей кистью (пальцем). Сжимание предмета (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами). Вынимание предметов из емкости. Складывание предметов в емкость. Перекладывание предметов из одной емкости в другую. Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика и др.). Нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины и др.) на стержень (нить).
Показатели развития к концу обучения
Дети должны научиться:
- выполнять действия с материалами и предметами одной и двумя руками;
- выполнять сминание, разрывание, размазывание, пересыпание и переливание материала двумя руками;
- выполнять различные действия с предметами;
- работать с красками, пластичными материалами;
- переливать воду, пересыпать крупы;
- убирать рабочее место с помощью взрослого.
Ожидаемые результаты
Предполагается, что после прохождения ребенком данной программы он должен научиться:
- пользоваться невербальными формами коммуникации;
- использовать руку для решения коммуникативных задач;
- пользоваться указательным жестом, согласуя движения глаза и руки;
- проявлять интерес к окружающему (людям, действиям с игрушками, предметами, материалами);
- слушать и проявлять интерес к речевым высказываниям взрослых, стихам, потешкам, песенкам;
- воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова и усеченные фразы;
- выполнять действия по простым речевым инструкциям.
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий:
«выполняет действие самостоятельно»,
«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),
«выполняет действие по образцу»,
«выполняет действие с частичной физической помощью»,
«выполняет действие со значительной физической помощью»,
«действие не выполняет»;
«узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект».
Работа с родителями
Особенностью данной программы является активное привлечение в работу родителей, что способствует повышению их психолого-педагогической компетентности. Обучение родителей (или матери) дает максимальный эффект при проведении коррекционных мероприятий. Содержание программы предполагает активное использование следующих форм работы с родителями:
1. Консультативно-рекомендательная.
2. Лекционно-просветительская.
3. Организация круглых столов.
4. Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком.
5. Проведение практических занятий по коррекции детско-родительских взаимоотношений (на основании результатов диагностики детско-родительских отношений).
Список используемой литературы
1. Афонькина Ю.А, Козлов В.В., Терехова З.М., Чеботаева Е.Ю. Экспериментальное обучение и воспитание детей с синдромом Дауна в специальной (коррекционной) школе-интернате 8 вида. - Мурманск, 2004.
2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание.Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта, 20011.
3. Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. Методические рекомендации. – М., «Просвещение», 2011.
4. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. / Е.А. Стребелева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014.
5. Есипова Т.П. Рекомендации для родителей, у которых появился малыш с синдромом Дауна. Новосибирск, 2007г. ГООИ «Общество «ДАУН СИНДРОМ»
6. Жиянова П.Л. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна. Методическое пособие. - Москва, 2002.
7. Медведева Т.П., Панфилова И.А., Поле Е.В. Комплексное развитие детей с синдромом Дауна: групповые и индивидуальные занятия. Методическое пособие. Москва, 2004. Благотворительный фонд «Даун-сайд Ап».
8. Мерковская А.В. Рекомендации по комплексному развитию детей с синдромом Дауна раннего возраста. Новосибирск, 2007г. ГООИ «Общество «ДАУН СИНДРОМ».
9. Модифицированная программа «Игра, игротерапия» (1-4 классы) составлена Маслич Ириной Петровной на основе программно-методических материалов «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта»: под редакцией И.М. Бгажноковой, раздел: «Игра и игрокоррекция», авторы: А. В. Баряева, А. П. Зарин, – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009г.
10. Ткачева Т.А. Дети 6-7 лет с ограниченными возможностями. Планирование работы со старшими дошкольниками, имеющими трудности в обучении. – М.: Издательство ГНОМ, 2011
11. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) / авт.-сост. Е.В. Доценко. – Волгоград: Учитель, 2010.
12. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников. / Авторы-составители: Л.Г. Горькова, О.Е. Жиренко, Л.А. Обухова. – М.: ВАКО, 2007.
13. «Развитие сенсорной сферы детей»: пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Л. А. Метиева, Э.Я. Удалова, рецензенты: В.В. Воронкова, В.Т.Петрова. – М.: Просвещение, 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5
Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5...
Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7
Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7...
Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5
Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5...
Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7
Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7...
Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5
Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5...
Рабочая программа по коррекционно-развивающим занятиям 3 класс надомное обучение
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Коррекционно-развивающие занятия» 3 класс индивидуальное обучение...
Рабочая программа Индивидуальных коррекционно – развивающих занятий на учащегося 2 класса (вариант 3.2)
Примерная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Примерной а...