Коррекционно - развивающая образовательная программа по психологии (7 - 8 класс КРО).
рабочая программа по психологии (7 класс) по теме
Данная коррекционно-развивающая программа необходима в условиях реального современного образования.
Основой коррекционной работы с детьми с ЗПР являются следующие положения:
1)принцип несовпадения у детей с трудностями в обучении сензитивных периодов развития психических функций по их отношению к возрасту ребенка;
2) принцип компенсации недостаточного развития качеств, способностей и функций.
При создании системы коррекционной работы с детьми с ЗПР необходимо учитывать группы нарушений познавательной сферы. Были использованы следующие методы:
МЕТОД коррекции аналитико-синтетической деятельности.
МЕТОД коррекции концентрации внимания
МЕТОД коррекции восприятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psih-kurs-7-8-kl.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
города Троицка Челябинской области
«Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МБОУ «СОШ №9» _____________ Лавренюк Л.Л. «____»____________2012 г. | «Утверждено» Директор МБОУ «СОШ №9» _____________Горских В.И. Приказ № __ от «___»____2012 г. |
Коррекционно – развивающая образовательная программа по психологии
(7 – 8 класс КРО)
Учитель Болонина В.В.
I квалификационная категория
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
протокол № ___от «__»_______2012 г.
2012- 2013 учебный год
1.Пояснительная записка
Данная коррекционно-развивающая программа необходима в условиях реального современного образования.
Основой коррекционной работы с детьми с ЗПР являются следующие положения:
1)принцип несовпадения у детей с трудностями в обучении сензитивных периодов развития психических функций по их отношению к возрасту ребенка;
2) принцип компенсации недостаточного развития качеств, способностей и функций.
При создании системы коррекционной работы с детьми с ЗПР необходимо учитывать группы нарушений познавательной сферы. Были использованы следующие методы:
МЕТОД коррекции аналитико-синтетической деятельности.
МЕТОД коррекции концентрации внимания
МЕТОД коррекции восприятия
ВНИМАНИЕ детей с ЗПР характеризуется:
а) неустойчивостью
б) большой отвлекаемостью
в) низкой концентрированностью на объекте
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ
1) Затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе или представленным в контурных, схематичных изображениях.
2) замедлен процесс переработки информации, которая поступает через органы чувств, особо отмечается недостаточность пространственного восприятия, которое формируется в процессе деятельности многих анализаторов (страх).
МЫШЛЕНИЕ Снижен уровень познавательной активности, они «не почемучки». У них нет готовности к решению познавательных задач, нет особой сосредоточенности и собранности. Нет готовности к интеллектуальному усилию.
ПАМЯТЬ нарушена и недостаточно продуктивна .
Коррекционное воздействие должно строиться с учетом психологических особенностей детей с ЗПР определенной возрастной группы. При работе необходимо учитывать следующие особенности:
1) нестойкость и незрелость эмоциональной сферы;
2) истощаемость и, как следствие, низкую работоспособность;
3) изменения в темпе формирования высших психических функций ( опосредованное и произвольное запоминание, обобщающие функции образного мышления и логического мышления.
Предлагаемые в данной программе задания сгруппированы по блокам, каждый из которых имеет свою преимущественно коррекционную направленность. Программа рассчитана на 34 занятия (1 раз в неделю). Продолжительность занятий 20 – 25 минут. Занятия могут проводиться как индивидуально, так и в группе. Началу коррекционных занятий предшествует проведение психодиагностического исследования мыслительных и мнемических особенностей.
Для психологической диагностики регуляторно-когнитивной структуры построения учащимися вербально-понятийной учебной деятельности используется специальный «Вербальный тест», который состоит из пяти субтестов. Каждый из субтестов проводится на отдельном занятии. Эти 5 субтестов и являются первым блоком данной программы. Следующий, второй блок - программа активизации мыслительной деятельности детей.
Любое отклонение от нормы в развитии предполагает нарушение не только отдельной функции. Полноценность ребенка снижается во всех его жизненных проявлениях, в том числе и в эмоциональной сфере, которая определяет содержание мотивов деятельности, тем самым регулирует его поведение. ЗПР характеризуется глубокими изменениями в структуре и качественных характеристиках эмоциональных реакций и состояний ребенка, что предполагает включение в систему коррекционной работы программы занятий по оптимизации изменений его эмоциональной сферы.
Структура коррекционной работы включает в себя:
1) первичное диагностическое обследование уровня сформированности и особенностей эмоциональной сферы детей;
2) направленное коррекционное воздействие с целью оптимизации нарушенных эмоциональных реакций и состояний детей
3) заключительное психодиагностическое обследование для определения эффекта коррекционного воздействия.
Коррекционное воздействие включает в себя групповые формы работы с целью коррекции эмоциональных нарушений детей с ЗПР через оптимизацию межличностного взаимодействия.
Тематическое планирование занятий.
Тема | Содержание | Кол-во часов |
Психодиагностика регуляторно-когнитивной структуры построения учащимися вербально-понятийной учебной деятельности | Субтест 1. Сказка. | 1 |
Субтест 2. Пословицы. | 1 | |
Субтест 3. Определение содержания понятий. | 1 | |
Субтест 4. Сравнение понятий. | 1 | |
Субтест 5. « Последовательность событий» | 1 | |
Программа активизации мыслительной деятельности детей | Занятие 1. Развитие способности сравнения. Развитие сосредоточенности и концентрации внимания. | 1 |
Занятие 2. Развитие способности сравнения. Развитие сосредоточенности и концентрации внимания. | 1 | |
Занятие 3.Развитие логичности мышления. Развитие пространственного и конструктивного мышления. Концентрация внимания, сообразительности. | 1 | |
Занятие 4.Развитие логичности мышления. Развитие пространственного и конструктивного мышления. Концентрация внимания, сообразительности. | 1 | |
Занятие 5.Развитие логичности мышления. Развитие пространственного и конструктивного мышления. Концентрация внимания, сообразительности. | 1 | |
Занятие 6. Выявление характера логических связей и отношений между понятиями. | 1 | |
Занятие 7. Развитие творческого мышления. Развитие способности оперировать смыслом. | 1 | |
Занятие 8. Развитие творческого мышления. Развитие способности оперировать смыслом. | 1 | |
Занятие 9. Исследование уровня мышления после проведения коррекционных мероприятий. | 1 | |
Занятие 10. Развитие способностей сравнения и обобщения. | 1 | |
Занятие 11. Активизация самостоятельной познавательной активности детей. | 1 | |
Занятие 12. Психодиагностическое исследование уровня сформированности логического мышления, обобщающей функции мышления, опосредованного-непосредственного запоминания. | 1 | |
Психологическая коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы детей. | ||
Занятие 1. Психодиагностическое исследование. Темперамент. | 1 | |
Занятие 2. Уровень тревожности. | 1 | |
Занятие 3 Взаимосвязь уровня тревожности ребенка на уровень агрессивного поведения. | 1 | |
Занятие 4-5. Как видит себя ребенок в окружающем мире. | 2 | |
Занятие 6-7. Умею ли я слушать другого человека. | 2 | |
Занятие 8-9. Хочу сказать приятное другому человеку. | 2 | |
Занятие 10-11. роли, которые играют люди. | 2 | |
Занятие 12-13. Где мне сесть? | 2 | |
Занятие 14-15. Мы все люди и мы понимаем и принимаем друг друга. | 2 | |
Занятие 16. Мы все имеем право на сочувствие. | 1 | |
Занятие 17. Заключительное психодиагностическое обследование. | 1 |
Предполагаемые результаты:
- Развитие навыков общения с людьми .
- Развитие навыков самопознания, самоконтроля, самоподдержки.
- Развитие навыков осознания и управления собственными эмоциями и распознавания эмоциональных состояний других, а также адекватного поведения в стрессовых ситуациях.
- Развитие навыков противостояния (психологической невосприимчивости) к вредным социальным влияниям посредством развития критичности мышления и стимулирования ответственного и обдуманного поведения.
- Формирование готовности подростков к осознанному выбору стратегий поведения.
- Развитие познавательных процессов.
УМК:
- Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2001.
- Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Учеб. пособие для
студентов пед. институтов. -М.: Просвещение, 1991. - Виноградова Н. «Лучшие тесты на развитие творческих способностей» М. «АСТ-ПРЕСС» 1999 г.
- Психологическое обследование детей: Учебно-метод. пособие/Сост. Маруга Э.В., Будченкова О.А. Балашов: изд-во БГПИ, 1993.
- Дубровина И.В. «Мы живём среди людей» М., 1989г.
- Капралова Р.М. «Работа классного руководителя с родителями».
- Кочетов А.И. «Мастерство самовоспитания» Минск 1992г.
- Платонов К.К. «Занимательная психология» СПБ 1997 г.
- Рувинский Л.И., Хохлов С.И. «Как воспитать волю и характер»
М.1986 г.
- Янушкявичус Р., Янушкявичене О. «Основы нравственности»
М. 1998 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Эффективные коррекционно-развивающие образовательные технологии в организации индивидуального обучения на дому". Доклад на семинар.
Доклад на семинар педагогических работников общеобразовательных коррекционных школ, школ-интернатов, начальных школ Западной зоны Республики Башкортостан «Эффективные коррекционно-развивающ...
Применение современного коррекционно-развивающего оборудования в работе психолога в специальном коррекционном образовательном учреждении.
Краткое описание использования сенсорных комнат, песочной терапии, метода биологически обратной связи....
ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Специализированного дома ребенка №3 для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики на 2015-2019 годы «Создание коррекционно-развивающей образовательной среды Дома ребенка №3, обеспе
1. Краткая презентация ПрограммыСпециализированного дома ребенка №3 для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психикина 2015-2019 годы«Создан...
Интегрированное коррекционно-развивающее занятие логопеда и психолога «Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, величина)».
Цель: формирование у детей представления о сенсорных эталонах, внешних свойств предметов (цвет, форма, величина).Задачи: Научить ребенка узнавать и запоминать цвета.Закреплять представления...
Интегрированное коррекционно-развивающее занятие логопеда и психолога «Путешествие в весну».
Цель: развитие сенсорного и тактильного восприятия, познавательной активности.Задачи:Формировать представления о весне. Обогащать и активизировать пассивный и активный словарный запас.Развивать п...
Групповое занятие учителя-логопеда и педагога-психолога в 3 классе, как элемент модели взаимодействия специалистов в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое и личностное развитие обучающихся с ОВЗ .
Помочь детям легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться....
Коррекционно-развивающая технология в работе психолога (игровая коррекция)
В работе дано краткое описание того, как психолог может в своей работе использовать средства коррекционно-развивающей технологии....