Коррекционно-развивающая программа для 7 класса
рабочая программа (психология, 7 класс) по теме

Сухорукова Елена Владимировна

Подросток  начинает серьезнее  воспринимать  себя  и свои возможности; пытается  занять свою  нишу в обществе  сверстников, часто игнорируя мнения родителей  и учителей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrekcionno-razvivayushchaya_programma_dlya_7_klassa.docx27.94 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка(1 часть)

        Отрочество  традиционно в педагогике и психологии считается «трудным» возрастом, кризисом личностного развития подростка. С 12 до 16 лет ведущим  видом деятельности подростка является  интимно-личностное  общение. Подросток  начинает серьезнее  воспринимать  себя  и свои возможности; пытается  занять свою  нишу в обществе  сверстников, часто игнорируя мнения родителей  и учителей. В структуре  личности  подростка  нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного. Личностная нестабильность порождает  противоречивые желания  и поступки. Стремление обрести себя как личность порождает потребность  в  отчуждении от всего того, что привычно.  Отчуждение, внешне  выражающееся в негативизме. Является  началом поиска подростком собственной уникальной  сущности. Именно в этом возрасте происходит нацеленность подростка  на поиск новых продуктивных форм общения с теми, кого он любит  и уважает, и на открытие  самого себя.

      Дружба  особо  значима  для подростка. Это время, когда развиваются  близкие отношения  со  сверстниками, происходит  обмен переживаниями, сближение интересов, появляются  общие  секреты, наблюдается «групповая принадлежность», которая в младшем подростковом возрасте носит гомогенный характер, а в старшем гетерогенный  характер.

       По наблюдениям  психологов  и педагогов  было замечено, что школа не предоставляет подросткам возможности для позитивного творческого общения друг с другом, а так же с взрослым, так как ведущей направленностью школы является образовательная сторона учебно-воспитательного процесса. Опыт  межличностного взаимодействия  подростки получают в «уличном» неформальном группировании, но всегда ли этот опыт носит позитивный  творческий характер?

          Именно группа создает у подростка «чувство мы», где реализуется  желание добиться признания  со стороны  сверстников, что  в  свою очередь, оказывает влияние  на нравственное  развитие  подростка, на его поведение.

Основные задачи  развития в этот период:

  1. формирование нового уровня  мышления, логической  памяти, устойчивого внимания;
  2. формирование широкого спектра способностей  и  интересов, определение  круга  устойчивых интересов;
  3. формирование интереса к другому человеку  как к личности;
  4. развитие интереса к себе, стремления  разобраться в своих способностях, поступках, формирование навыков самоанализа;
  5. развитие  и укрепление чувства  взрослости, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной  автономии;
  6. развитие  чувства  собственного достоинства, внутренних критериев  самооценки;
  7. развитие форм  и навыков личностного  общения в группе  сверстников, способов  взаимопонимания;
  8. развитие  моральных качеств, форм  сочувствия  и сопереживания другим  людям;
  9. формирование  представлений  о происходящих  изменениях, связанных с ростом  и половым  созреванием.

Цели программы:

  1. Формирование  эмоционально-коммуникативной культуры и творческого  мышления  у подростков  в системе  арт - терапевтических  занятий;
  2. Помочь детям  лучше  узнать  себя, свои сильные стороны, развить чувство собственного достоинства, преодолеть неуверенность, страх. Наиболее успешно и полно  реализовать себя  в поведении и деятельности, утвердить свои права и собственную ценность.

Задачи  программы:

  1. развитие спонтанности,  рефлексии, групповой сплоченности, сопереживания;
  2. исследование своего эмоционального состояния, переживаний, личностных особенностей, ценностей, межличностных и групповых взаимоотношений;
  3. расширение ролевого репертуара  и ролевой гибкости;
  4. содействие осознанию ценности и уникальности собственной личности, развитию положительного, целостного образа «Я»,  самопринятия;
  5. способствовать  осознанию мотивов поведения;
  6. активизация  процесса самопознания, повышение собственной значимости, ценности;
  7. формирование  мотивации самовоспитания и саморазвития;
  8. актуализация личностных ресурсов.

Программа  рассчитана  на 17 часов, занятия проводятся  1 раз в неделю  по 40  минут.

Целевая  группа: обучающиеся 7-х классов (14-15 лет).

Программа  состоит:

1 часть – «Введение» (1 час)

2 часть- «Самопознание» (8 часов)

3 часть- «Развитие творчества» (4 часа)

4 часть – «Саморазвитие личности» (4 часа)

Структура занятия:

1.Ритуал  приветствия.

Цель: Создание позитивного настроя на занятие.

2.Разминка.

Цель: Активизация  участников группы,  введение в рабочую атмосферу. Задания, рассчитанные  на проверку  сообразительности, быстроты реакции, готовности  памяти.

  1. Основное содержание:

Выполнение развивающих упражнений, групповые дискуссии, игровые методы, проективные методики  рисуночного и вербального типов.

  1. Рефлексия  занятия.

Цель: осознание своих чувств, ощущений от тех или иных заданий.

  1. Ритуал прощания.

Цель: создание ощущения завершенности, позитивного настроя и желания  встретиться снова.

Ожидаемыми результатами данной программы могут быть:

Качественные показатели (показатели развития  мотивационно - личностной сферы):

  1. Развитие рефлексии
  2. Развитие эмоциональной сферы
  3. Формирование адекватной самооценки
  4. Снижение уровня тревожности

Количественные показатели:

  1. Количество проведенных занятий
  2. Количество участников программы
  3. Количество  выполненных заданий

Формы контроля:

  1. Рефлексия по каждому занятию, самостоятельная работа.
  2. По итогам реализации программы повторная диагностика и сводные показатели.

2 часть

Цели программы:

  1. Формирование  эмоционально-коммуникативной культуры и творческого  мышления  у подростков  в системе  арт - терапевтических  занятий;
  2. Помочь детям  лучше  узнать  себя, свои сильные стороны, развить чувство собственного достоинства, преодолеть неуверенность, страх. Наиболее успешно и полно  реализовать себя  в поведении и деятельности, утвердить свои права и собственную ценность.

Задачи  программы:

  1. содействие осознанию ценности и уникальности собственной личности, развитию положительного, целостного образа «Я»,  самопринятия;
  2. исследование своего эмоционального состояния, переживаний, личностных особенностей, ценностей, межличностных и групповых взаимоотношений;
  3. расширение ролевого репертуара  и ролевой гибкости;
  4. способствовать  осознанию мотивов поведения;
  5. активизация  процесса самопознания, повышение собственной значимости, ценности;
  6. формирование  мотивации самовоспитания и саморазвития;
  7. актуализация личностных ресурсов.

Программа  рассчитана  на 17 часов, занятия проводятся  1 раз в неделю  по 40  минут.

Целевая  группа: обучающиеся 7-х классов (14-15 лет).

Программа  состоит:

1 часть – «Введение» (1 час)

2 часть- «Саморазвитие личности» (15 часов)

3 часть- Итоговое занятие (1 час)

Структура занятия:

1.Ритуал  приветствия.

Цель: Создание позитивного настроя на занятие.

2.Разминка.

Цель: Активизация  участников группы,  введение в рабочую атмосферу. Задания, рассчитанные  на проверку  сообразительности, быстроты реакции, готовности  памяти.

  1. Основное содержание:

Выполнение развивающих упражнений, групповые дискуссии, игровые методы, проективные методики  рисуночного и вербального типов.

  1. Рефлексия  занятия.

Цель: осознание своих чувств, ощущений от тех или иных заданий.

  1. Ритуал прощания.

Цель: создание ощущения завершенности, позитивного настроя и желания  встретиться снова.

Ожидаемыми результатами данной программы могут быть:

Качественные показатели (показатели развития  мотивационно - личностной сферы):

  1. Развитие рефлексии
  2. Развитие эмоциональной сферы
  3. Формирование адекватной самооценки
  4. Снижение уровня тревожности

Количественные показатели:

  1. Количество проведенных занятий
  2. Количество участников программы
  3. Количество  выполненных заданий

Формы контроля:

  1. Рефлексия по каждому занятию, самостоятельная работа.
  2. По итогам реализации программы повторная диагностика и сводные показатели.

Тематическое планирование 7 класс (1 часть)

занятия

Тема

Часы

1.1

«Введение»

Вводное занятие. Чего мы ждем?

Общее количество часов

1

1

1.2

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

«Самопознание»

Цели,  нормы, правила

Общение  в жизни человека

Зачем нужно знать себя

Я глазами  других

Самооценка

Мои внутренние друзья

Ярмарка  достоинств

Ищу друга

Общее количество часов

1

1

1

1

1

1

1

1

8

1.3

1.

2.

3.

4.

«Развитие творчества»

«Рисуем  круги»

«Рисуем   деревья»

«Рисуем  маски»

«Рисуем агрессию»

Общее количество часов

1

1

1

1

4

1.4

1.

2.

3.

4.

«Саморазвитие личности»

Каков я на самом деле?

Кто я?

Моя индивидуальность

Итоговое занятие

Общее количество часов

1

1

1

1

4

ИТОГО

17

Тематическое планирование 7 класс (2 часть)

занятия

Тема

Часы

1.1

«Введение»

Вводное занятие.

Общее количество часов

1

1

1.2

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

«Саморазвитие личности»

Точка опоры

Чувство собственного достоинства

Уверенное и неуверенное поведение

Мои права и права других людей

Просьба

Обида

Как справиться с раздражением, плохим настроением

Мои сильные  и  слабые  стороны. Творческая личность

Как я преодолеваю трудности

Мотивы наших  поступков

Люди, значимые для меня. Эффективные приемы общения.

Помощь друг другу.

Самопринятие. Самоуважение. Самоодобрение

Как достичь цели

Будьте собой, но в лучшем виде.

Общее количество часов

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

15

1.3

Итоговое занятие. Творческое эссе «Что я узнал нового о себе?»

Общее количество часов

1

1

ИТОГО

17

Содержание занятий

  1. Вводное занятие. «Чего мы ждем?» Знакомство, выяснение ожиданий учащихся от занятий, заключение договора.
  1. занятие. «Цели,  нормы, правила» Определение основных целей занятий, установление групповых норм и правил.
  2. занятие. «Общение  в жизни человека». Обсуждение значения общения в жизни человека, тест «С тобой приятно общаться».
  3. занятие. «Зачем нужно знать себя». Выделение важных качеств  своих и другого человека, обсуждение; описание себя и угадывание.
  4. занятие. « Я глазами  других». Обсуждение: какими мы бываем разными, рисование «Части моего Я», ассоциации с человеком, обсуждение качеств «приятного собеседника».
  5. занятие. «Самооценка». Понятие самоценности человеческого «Я», дискуссия «Самое-самое», «Моя вселенная».
  6. занятие. «Мои внутренние друзья»  Обучение умению владеть своими эмоциями, различать эмоции других людей, угадывание эмоций, изображение эмоций.
  7. занятие. «Ярмарка  достоинств».  Выявление своих достоинств и достоинств других людей, обсуждение.
  8. занятие. « Ищу друга».  Определение критериев дружеского общения, друг – единомышленник, умение предъявить себя. Дискуссия: зачем человеку нужны друзья? Каким должен быть хороший друг? Что ты сам делаешь для своего друга? Составление объявления «Ищу друга».
  9. занятие.  «Рисуем  круги».  Рисование каракуль, рисование кругов и заполнение пространства внутри них, соединение своих кругов с кругами других участников, обсуждение процесса.
  10. занятие.  «Рисуем   деревья».  Индивидуальное рисование одного или нескольких деревьев, рассказы о своих рисунках, «отделение» рисунков от фона и составление коллективной работы, подарки на память своих работ друг другу.
  11. занятие. «Рисуем  маски».  Рисование  «Страха»  в виде маски, коллективная работа на листе ватмана, озвучивание получившейся работы, обсуждение чувств.
  12. занятие. «Рисуем агрессию».  Обсуждение настроения, рисование «Злости», составление спектакля.
  13.  занятие. « Каков я на самом деле?» Тест на самоопределение, обсуждение результатов; обсуждение своих  недостатков и достоинств в группах по 3 человека, размышление  «Какой я человек?». Дискуссия: «Какие мы?»
  14. занятие. «Кто я?»  Дискуссия: что делает человека уникальным, отличает от других людей? Обсуждение притчи «Ворона и павлин» (Носсрата Пезешкеяна), рисование дерева «Я», обсуждение рисунков со всеми.
  15. занятие. « Моя индивидуальность». Обсуждение индивидуальных особенностей каждого участника. Дискуссия: почему я  заслуживаю уважения?
  16.  Итоговое занятие

Содержание занятий

  1. занятие. Вводное.
  2. «Точка опоры».  Наши сильные и слабые стороны. Рисунок «Я такой, какой есть», «Я такой, каким хочу быть».
  3. занятие. «Чувство собственного достоинства» Понятие «обратная связь», мои достоинства, обсуждение: «Каждый человек – уникальная личность», понятие «уступки».
  4. занятие. «Уверенное и неуверенное поведение». Обсуждение «Как научиться различать уверенное и неуверенное поведение»: слова, поведение, мимика, жесты. Написание рассказа о городе уверенности. Дискуссия «Я-хозяин».
  5. занятие. «Мои права и права других людей». Ознакомление с принципами взаимодействия с другими людьми, подразумевающего учет их мнения. Составление в группах «Декларации о правах семиклассника», рисование своего «Герба». Дискуссия: что такое уважение к чувствам другого человека?
  6. занятие. «Просьба» Обучение тому, как правильно высказать просьбу и реагировать на нее. Дискуссия: как уметь определять психологические  характеристики свои и окружающих.
  7. занятие. «Обида». Что такое «обида»? Обучение тому,  как  справляться с обидой. Дискуссия: «Прощение обиды», «Куда уходит злость?»
  8. занятие . «Как справиться с раздражением, плохим настроением» Обучение тому, как находить чувства, которые помогут преодолеть чувство тревоги и избавиться от него, выявление своего актуального эмоционального состояния, настроения, способы расслабиться.
  9. занятие . «Мои сильные и слабые стороны». Обучение тому, как находить в себе не только сильные, но и слабые стороны, обсуждение своих положительных и отрицательных качеств, дискуссия:  «Какими меня видят окружающие?»
  10. занятие . «Как я преодолеваю трудности» Обсуждение того, что нам мешает. Понятие «Лень». Способы преодоления препятствий.
  11.  занятие . «Мотивы наших поступков» Обсуждение примеров и причин поступков, разбор ситуаций из собственной жизни.
  12. занятие . «Люди, значимые для меня» Рисунок «3 самых значимых для меня людей», обсуждение рисунков и рассказы детей, обсуждение: как важно доверять людям? Сочинение «Мой идеал» и обсуждение. «Эффективные приемы общения».Знакомство с приемами общения, тест «Какой я в общении?», обсуждение результатов. Дискуссия: «Умение вести разговор-это талант». Вербальные и невербальные средства общения. Как укреплять свою коммуникабельность. Дискуссия: «Успех в общении».
  13. занятие . «Помощь друг другу». Обсуждение способов расположения людей к себе, ситуации бескорыстной помощи другим людям. Дискуссия: «Зачем нужна доброта, улыбка, вежливость?»
  14. занятие . . «Творческая личность». Дисскусия: что отличает конкретного человека от других людей? Обучение тому, как позитивно находить выход из ситуаций
  15. занятие. «Самопринятие. Самоуважение. Самоодобрение»Дискуссия: «Человек, который хорошо владеет самоодобрением, должен…», что такое «формула успеха», обсуждение за что мы можем можем ценить себя.
  16. занятие . «Как  достичь цели» Обсуждение препятствий на пути к целям, обучение путям их преодоления.
  17. занятие . «Будьте собой, но в лучшем виде» Итоговое.  Написание «Письмо соседу», обмен письмами, дискуссия: «весь мир – сцена», «Я - это Я», придумывание подарков каждому участнику занятий. Творческое эссе «Что я узнал нового о себе?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно - развивающая образовательная программа по психологии (7 - 8 класс КРО).

Данная коррекционно-развивающая программа необходима в условиях реального современного образования.Основой коррекционной работы с детьми с ЗПР являются следующие положения:1)принцип несовпадения у дет...

Программа коррекционно-развивающие занятия в 5 классе

Данная программа соответствует федеральному  государственному образовательному стандарту ( второго поколения). Основные задания напрвлены на работу с  текстом, на понимание текста. Работа мо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса коррекционно-развивающих занятий «Час коррекции» Класс 1-4

Рабочая программа VIII видаВ результате целенаправленной психокоррекционной развивающей деятельности обучающиеся  получат возможность:- ориентироваться на сенсорные эталоны;- узнавать и сравниват...

рабочая программа по коррекционно - развивающим занятиям в 3 классе (2 вариант)

Ученик с ТМНР. В программе представлены коррекционные курсы по сенсорному развитию, предметно - практические действия....

Педсовет. Выступление на тему: "Реализации программ с учащимися 1 – 5 классов в 2019-2020 уч. году Коррекционно-развивающая логопедическая программа «Коррекция устной и письменной речи».

ПедсоветВыступление на тему:"Реализации программ с учащимися 1 – 5 классов в 2019-2020 уч. годуКоррекционно-развивающая логопедическая программа «Коррекция устной и письменной ре...

Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Логоритмика» 2 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2

Данная программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),  адап...