Коррекционно-развивающая программа для 7 класса
рабочая программа (психология, 7 класс) по теме
Подросток начинает серьезнее воспринимать себя и свои возможности; пытается занять свою нишу в обществе сверстников, часто игнорируя мнения родителей и учителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrekcionno-razvivayushchaya_programma_dlya_7_klassa.docx | 27.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка(1 часть)
Отрочество традиционно в педагогике и психологии считается «трудным» возрастом, кризисом личностного развития подростка. С 12 до 16 лет ведущим видом деятельности подростка является интимно-личностное общение. Подросток начинает серьезнее воспринимать себя и свои возможности; пытается занять свою нишу в обществе сверстников, часто игнорируя мнения родителей и учителей. В структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного. Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всего того, что привычно. Отчуждение, внешне выражающееся в негативизме. Является началом поиска подростком собственной уникальной сущности. Именно в этом возрасте происходит нацеленность подростка на поиск новых продуктивных форм общения с теми, кого он любит и уважает, и на открытие самого себя.
Дружба особо значима для подростка. Это время, когда развиваются близкие отношения со сверстниками, происходит обмен переживаниями, сближение интересов, появляются общие секреты, наблюдается «групповая принадлежность», которая в младшем подростковом возрасте носит гомогенный характер, а в старшем гетерогенный характер.
По наблюдениям психологов и педагогов было замечено, что школа не предоставляет подросткам возможности для позитивного творческого общения друг с другом, а так же с взрослым, так как ведущей направленностью школы является образовательная сторона учебно-воспитательного процесса. Опыт межличностного взаимодействия подростки получают в «уличном» неформальном группировании, но всегда ли этот опыт носит позитивный творческий характер?
Именно группа создает у подростка «чувство мы», где реализуется желание добиться признания со стороны сверстников, что в свою очередь, оказывает влияние на нравственное развитие подростка, на его поведение.
Основные задачи развития в этот период:
- формирование нового уровня мышления, логической памяти, устойчивого внимания;
- формирование широкого спектра способностей и интересов, определение круга устойчивых интересов;
- формирование интереса к другому человеку как к личности;
- развитие интереса к себе, стремления разобраться в своих способностях, поступках, формирование навыков самоанализа;
- развитие и укрепление чувства взрослости, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;
- развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки;
- развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания;
- развитие моральных качеств, форм сочувствия и сопереживания другим людям;
- формирование представлений о происходящих изменениях, связанных с ростом и половым созреванием.
Цели программы:
- Формирование эмоционально-коммуникативной культуры и творческого мышления у подростков в системе арт - терапевтических занятий;
- Помочь детям лучше узнать себя, свои сильные стороны, развить чувство собственного достоинства, преодолеть неуверенность, страх. Наиболее успешно и полно реализовать себя в поведении и деятельности, утвердить свои права и собственную ценность.
Задачи программы:
- развитие спонтанности, рефлексии, групповой сплоченности, сопереживания;
- исследование своего эмоционального состояния, переживаний, личностных особенностей, ценностей, межличностных и групповых взаимоотношений;
- расширение ролевого репертуара и ролевой гибкости;
- содействие осознанию ценности и уникальности собственной личности, развитию положительного, целостного образа «Я», самопринятия;
- способствовать осознанию мотивов поведения;
- активизация процесса самопознания, повышение собственной значимости, ценности;
- формирование мотивации самовоспитания и саморазвития;
- актуализация личностных ресурсов.
Программа рассчитана на 17 часов, занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.
Целевая группа: обучающиеся 7-х классов (14-15 лет).
Программа состоит:
1 часть – «Введение» (1 час)
2 часть- «Самопознание» (8 часов)
3 часть- «Развитие творчества» (4 часа)
4 часть – «Саморазвитие личности» (4 часа)
Структура занятия:
1.Ритуал приветствия.
Цель: Создание позитивного настроя на занятие.
2.Разминка.
Цель: Активизация участников группы, введение в рабочую атмосферу. Задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти.
- Основное содержание:
Выполнение развивающих упражнений, групповые дискуссии, игровые методы, проективные методики рисуночного и вербального типов.
- Рефлексия занятия.
Цель: осознание своих чувств, ощущений от тех или иных заданий.
- Ритуал прощания.
Цель: создание ощущения завершенности, позитивного настроя и желания встретиться снова.
Ожидаемыми результатами данной программы могут быть:
Качественные показатели (показатели развития мотивационно - личностной сферы):
- Развитие рефлексии
- Развитие эмоциональной сферы
- Формирование адекватной самооценки
- Снижение уровня тревожности
Количественные показатели:
- Количество проведенных занятий
- Количество участников программы
- Количество выполненных заданий
Формы контроля:
- Рефлексия по каждому занятию, самостоятельная работа.
- По итогам реализации программы повторная диагностика и сводные показатели.
2 часть
Цели программы:
- Формирование эмоционально-коммуникативной культуры и творческого мышления у подростков в системе арт - терапевтических занятий;
- Помочь детям лучше узнать себя, свои сильные стороны, развить чувство собственного достоинства, преодолеть неуверенность, страх. Наиболее успешно и полно реализовать себя в поведении и деятельности, утвердить свои права и собственную ценность.
Задачи программы:
- содействие осознанию ценности и уникальности собственной личности, развитию положительного, целостного образа «Я», самопринятия;
- исследование своего эмоционального состояния, переживаний, личностных особенностей, ценностей, межличностных и групповых взаимоотношений;
- расширение ролевого репертуара и ролевой гибкости;
- способствовать осознанию мотивов поведения;
- активизация процесса самопознания, повышение собственной значимости, ценности;
- формирование мотивации самовоспитания и саморазвития;
- актуализация личностных ресурсов.
Программа рассчитана на 17 часов, занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.
Целевая группа: обучающиеся 7-х классов (14-15 лет).
Программа состоит:
1 часть – «Введение» (1 час)
2 часть- «Саморазвитие личности» (15 часов)
3 часть- Итоговое занятие (1 час)
Структура занятия:
1.Ритуал приветствия.
Цель: Создание позитивного настроя на занятие.
2.Разминка.
Цель: Активизация участников группы, введение в рабочую атмосферу. Задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти.
- Основное содержание:
Выполнение развивающих упражнений, групповые дискуссии, игровые методы, проективные методики рисуночного и вербального типов.
- Рефлексия занятия.
Цель: осознание своих чувств, ощущений от тех или иных заданий.
- Ритуал прощания.
Цель: создание ощущения завершенности, позитивного настроя и желания встретиться снова.
Ожидаемыми результатами данной программы могут быть:
Качественные показатели (показатели развития мотивационно - личностной сферы):
- Развитие рефлексии
- Развитие эмоциональной сферы
- Формирование адекватной самооценки
- Снижение уровня тревожности
Количественные показатели:
- Количество проведенных занятий
- Количество участников программы
- Количество выполненных заданий
Формы контроля:
- Рефлексия по каждому занятию, самостоятельная работа.
- По итогам реализации программы повторная диагностика и сводные показатели.
Тематическое планирование 7 класс (1 часть)
№ занятия | Тема | Часы |
1.1 | «Введение» Вводное занятие. Чего мы ждем? Общее количество часов | 1 1 |
1.2 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | «Самопознание» Цели, нормы, правила Общение в жизни человека Зачем нужно знать себя Я глазами других Самооценка Мои внутренние друзья Ярмарка достоинств Ищу друга Общее количество часов | 1 1 1 1 1 1 1 1 8 |
1.3 1. 2. 3. 4. | «Развитие творчества» «Рисуем круги» «Рисуем деревья» «Рисуем маски» «Рисуем агрессию» Общее количество часов | 1 1 1 1 4 |
1.4 1. 2. 3. 4. | «Саморазвитие личности» Каков я на самом деле? Кто я? Моя индивидуальность Итоговое занятие Общее количество часов | 1 1 1 1 4 |
ИТОГО | 17 |
Тематическое планирование 7 класс (2 часть)
№ занятия | Тема | Часы |
1.1 | «Введение» Вводное занятие. Общее количество часов | 1 1 |
1.2 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. | «Саморазвитие личности» Точка опоры Чувство собственного достоинства Уверенное и неуверенное поведение Мои права и права других людей Просьба Обида Как справиться с раздражением, плохим настроением Мои сильные и слабые стороны. Творческая личность Как я преодолеваю трудности Мотивы наших поступков Люди, значимые для меня. Эффективные приемы общения. Помощь друг другу. Самопринятие. Самоуважение. Самоодобрение Как достичь цели Будьте собой, но в лучшем виде. Общее количество часов | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 15 |
1.3 | Итоговое занятие. Творческое эссе «Что я узнал нового о себе?» Общее количество часов | 1 1 |
ИТОГО | 17 |
Содержание занятий
- Вводное занятие. «Чего мы ждем?» Знакомство, выяснение ожиданий учащихся от занятий, заключение договора.
- занятие. «Цели, нормы, правила» Определение основных целей занятий, установление групповых норм и правил.
- занятие. «Общение в жизни человека». Обсуждение значения общения в жизни человека, тест «С тобой приятно общаться».
- занятие. «Зачем нужно знать себя». Выделение важных качеств своих и другого человека, обсуждение; описание себя и угадывание.
- занятие. « Я глазами других». Обсуждение: какими мы бываем разными, рисование «Части моего Я», ассоциации с человеком, обсуждение качеств «приятного собеседника».
- занятие. «Самооценка». Понятие самоценности человеческого «Я», дискуссия «Самое-самое», «Моя вселенная».
- занятие. «Мои внутренние друзья» Обучение умению владеть своими эмоциями, различать эмоции других людей, угадывание эмоций, изображение эмоций.
- занятие. «Ярмарка достоинств». Выявление своих достоинств и достоинств других людей, обсуждение.
- занятие. « Ищу друга». Определение критериев дружеского общения, друг – единомышленник, умение предъявить себя. Дискуссия: зачем человеку нужны друзья? Каким должен быть хороший друг? Что ты сам делаешь для своего друга? Составление объявления «Ищу друга».
- занятие. «Рисуем круги». Рисование каракуль, рисование кругов и заполнение пространства внутри них, соединение своих кругов с кругами других участников, обсуждение процесса.
- занятие. «Рисуем деревья». Индивидуальное рисование одного или нескольких деревьев, рассказы о своих рисунках, «отделение» рисунков от фона и составление коллективной работы, подарки на память своих работ друг другу.
- занятие. «Рисуем маски». Рисование «Страха» в виде маски, коллективная работа на листе ватмана, озвучивание получившейся работы, обсуждение чувств.
- занятие. «Рисуем агрессию». Обсуждение настроения, рисование «Злости», составление спектакля.
- занятие. « Каков я на самом деле?» Тест на самоопределение, обсуждение результатов; обсуждение своих недостатков и достоинств в группах по 3 человека, размышление «Какой я человек?». Дискуссия: «Какие мы?»
- занятие. «Кто я?» Дискуссия: что делает человека уникальным, отличает от других людей? Обсуждение притчи «Ворона и павлин» (Носсрата Пезешкеяна), рисование дерева «Я», обсуждение рисунков со всеми.
- занятие. « Моя индивидуальность». Обсуждение индивидуальных особенностей каждого участника. Дискуссия: почему я заслуживаю уважения?
- Итоговое занятие
Содержание занятий
- занятие. Вводное.
- «Точка опоры». Наши сильные и слабые стороны. Рисунок «Я такой, какой есть», «Я такой, каким хочу быть».
- занятие. «Чувство собственного достоинства» Понятие «обратная связь», мои достоинства, обсуждение: «Каждый человек – уникальная личность», понятие «уступки».
- занятие. «Уверенное и неуверенное поведение». Обсуждение «Как научиться различать уверенное и неуверенное поведение»: слова, поведение, мимика, жесты. Написание рассказа о городе уверенности. Дискуссия «Я-хозяин».
- занятие. «Мои права и права других людей». Ознакомление с принципами взаимодействия с другими людьми, подразумевающего учет их мнения. Составление в группах «Декларации о правах семиклассника», рисование своего «Герба». Дискуссия: что такое уважение к чувствам другого человека?
- занятие. «Просьба» Обучение тому, как правильно высказать просьбу и реагировать на нее. Дискуссия: как уметь определять психологические характеристики свои и окружающих.
- занятие. «Обида». Что такое «обида»? Обучение тому, как справляться с обидой. Дискуссия: «Прощение обиды», «Куда уходит злость?»
- занятие . «Как справиться с раздражением, плохим настроением» Обучение тому, как находить чувства, которые помогут преодолеть чувство тревоги и избавиться от него, выявление своего актуального эмоционального состояния, настроения, способы расслабиться.
- занятие . «Мои сильные и слабые стороны». Обучение тому, как находить в себе не только сильные, но и слабые стороны, обсуждение своих положительных и отрицательных качеств, дискуссия: «Какими меня видят окружающие?»
- занятие . «Как я преодолеваю трудности» Обсуждение того, что нам мешает. Понятие «Лень». Способы преодоления препятствий.
- занятие . «Мотивы наших поступков» Обсуждение примеров и причин поступков, разбор ситуаций из собственной жизни.
- занятие . «Люди, значимые для меня» Рисунок «3 самых значимых для меня людей», обсуждение рисунков и рассказы детей, обсуждение: как важно доверять людям? Сочинение «Мой идеал» и обсуждение. «Эффективные приемы общения».Знакомство с приемами общения, тест «Какой я в общении?», обсуждение результатов. Дискуссия: «Умение вести разговор-это талант». Вербальные и невербальные средства общения. Как укреплять свою коммуникабельность. Дискуссия: «Успех в общении».
- занятие . «Помощь друг другу». Обсуждение способов расположения людей к себе, ситуации бескорыстной помощи другим людям. Дискуссия: «Зачем нужна доброта, улыбка, вежливость?»
- занятие . . «Творческая личность». Дисскусия: что отличает конкретного человека от других людей? Обучение тому, как позитивно находить выход из ситуаций
- занятие. «Самопринятие. Самоуважение. Самоодобрение»Дискуссия: «Человек, который хорошо владеет самоодобрением, должен…», что такое «формула успеха», обсуждение за что мы можем можем ценить себя.
- занятие . «Как достичь цели» Обсуждение препятствий на пути к целям, обучение путям их преодоления.
- занятие . «Будьте собой, но в лучшем виде» Итоговое. Написание «Письмо соседу», обмен письмами, дискуссия: «весь мир – сцена», «Я - это Я», придумывание подарков каждому участнику занятий. Творческое эссе «Что я узнал нового о себе?».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно - развивающая образовательная программа по психологии (7 - 8 класс КРО).
Данная коррекционно-развивающая программа необходима в условиях реального современного образования.Основой коррекционной работы с детьми с ЗПР являются следующие положения:1)принцип несовпадения у дет...
Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся классов "особый ребенок" коррекционной школы. Тема занятия: "Праздник красок"
Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся классов "особый ребенок" коррекционной школы. Тема занятия: "Праздник красок" Конспект коррекционно-развивающего ...
Программа коррекционно-развивающие занятия в 5 классе
Данная программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту ( второго поколения). Основные задания напрвлены на работу с текстом, на понимание текста. Работа мо...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса коррекционно-развивающих занятий «Час коррекции» Класс 1-4
Рабочая программа VIII видаВ результате целенаправленной психокоррекционной развивающей деятельности обучающиеся получат возможность:- ориентироваться на сенсорные эталоны;- узнавать и сравниват...
рабочая программа по коррекционно - развивающим занятиям в 3 классе (2 вариант)
Ученик с ТМНР. В программе представлены коррекционные курсы по сенсорному развитию, предметно - практические действия....
Педсовет. Выступление на тему: "Реализации программ с учащимися 1 – 5 классов в 2019-2020 уч. году Коррекционно-развивающая логопедическая программа «Коррекция устной и письменной речи».
ПедсоветВыступление на тему:"Реализации программ с учащимися 1 – 5 классов в 2019-2020 уч. годуКоррекционно-развивающая логопедическая программа «Коррекция устной и письменной ре...
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 2 класса Вариант 2
Данная рабочая программа составлена с помощью конструктора "Мерсибо"...