"Тренинг планирования жизненного пути" для учащихся старших классов
рабочая программа по психологии (10 класс) по теме

Целовальникова Мария Владимировна

 

«Тренинг  планирования жизненного пути»

 

Цели тренинга:

  • Развитие креативности, творческого мышления;
  • Развитие интернальности, принятия ответственности за свою жизнь;
  • Развитие представления о времени, планирования.
  • Развитие умения сотрудничества.

 

Подросток должен осознавать причинно-следственные связи в своей жизни: те действия, которые он совершил вчера, имеют отражение в сегодняшнем дне, и то, как мы будем жить в будущем, является следствием нашей настоящей жизни.

Однако выделить лишь одну причину и одно следствие часто оказывается невозможным. Возникает необходимость в эвристическом мышлении, которое, опираясь на критерии избирательного поиска, позволяет решать  сложные, неопределенные, проблемные ситуации, рассматривать множество причин и следствий. Зачастую решение жизненных проблем лежит за рамками привычных представлений, поэтому полезно обращать внимание детей на альтернативные способы действия в ситуациях. Осознание разных способов действия делает ребенка свободным в выборе оптимального способа.

Учащиеся 8 – 11 классов, как правило, имеют низкие показатели интернальности во всех сферах жизни, однако данное качество  является одним из ведущих в послешкольный период, позволяет подростку самому принять решение, куда пойти учиться и работать.

Важной задачей тренинга является выявление семейных сценариев участников, и, в случае необходимости, перепрограммирование   их на более успешные.  

Программа тренинга ориентирована на учащихся старших классов, может быть применима к учащимся низших, средне специальных образовательных учреждений, студентов первых курсов ВУЗов (15-17 лет).      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_planirovaniya_zhiznennogo_puti.docx51.07 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг планирования жизненного пути.

Занятие 1

Представление о времени.

Цель: дать представление о времени жизни как совокупности деятельностей.

Задачи:  1) знакомство участников тренинга;

               2) определение принципов работы группы;

               3) осознание временных составляющих;

               4) осознания отношения ко времени.

Выбор ритуала приветствия и имени участника.

Цель: сплочение группы, принятие ситуации тренинга и возможности изменения.

Знакомство Интервью.

Группа делится на пары. Ведущий: «Представьте себе, что вы – известные журналисты. Вам надо взять интервью у очень уважаемого известного человека – вашего собеседника. Постарайтесь в течение двух минут узнать самое интересное и важное о нем. Информация не должна быть компрометирующей, собеседник говорит только то, что желает». По окончании интервью собеседники меняются местами. Затем следует представление каждого участника его интервьюером.

Разминка.

Цель: снятие эмоционального напряжения, повышение чувства собственной значимости.

Проведение. Каждый по очереди, начиная с ведущего, выходит в центр круга, произносит свое имя и делает любое движение, остальные участники быстро хором повторяют его имя и движение и так дальше по кругу.

Упражнение.

Каждый из нас представляет время по-разному: бегущие стрелки на часовом циферблате, песок, что сыплется в песочных часах и т.д. Часто время обозначают прямой. Нарисуйте у себя на листе линию. Поставьте знак, где вы сейчас находитесь. Какая часть жизни уже прожита? Сколько впереди?

Определите для себя, где проходит грань между прошлым и настоящим: события вчерашнего дня, начала сегодняшнего являются для вас прошлым или настоящим?

Нарисуйте или выберете из предложенных вариантов рисунок, представляющий ваш жизненный цикл? Объясните свой выбор.

Давайте поговорим о том, из чего состоит наша жизнь……….

Упражнение.

Цель: развитие навыка организации времени жизни; осознание неэффективного использования своего времени развитие интернальности.

Проведение. Ведущий предлагает участникам ответить на вопрос: как вы проводите свое время? Какие занятия составляют существенную часть вашей жизни. Участники заполняют анкету:

  1. Занятия, которые вы не любите, но обязаны делать (такие как)

_______________________________________________________

  1. Дела, которыми вы занимаетесь, потому что они вам нравятся (такие как)_________________________________________________
  2. Ритуалы (такие как)_________________________________________
  3. Встречи (такие как)_________________________________________
  4. Деятельность, приносящая радость (например)____________

____________________________________________________

  1. Планирование (например)_____________________________
  2. Праздное времяпровождение (например)_________________
  3. Другие (такие как)___________________________________________

После того, как участники заполнят бланки, ведущий предлагает им нарисовать два круга. Первый круг символизирует обычный день на прошлой неделе, второй круг – идеальный день. Необходимо разделить окружности на сегменты, отражающие долю каждой группы занятий.

Обычный день                                              Идеальный день

Разминка.

Вы выполнили несколько упражнений, и сейчас пришло время поговорить о принципах работы группы. Соблюдая их, мы сделаем работу в группе интересной и полезной для нас.

1.Принцип ЗДЕСЬ и ТЕПЕРЬ.

Самое важное – это настоящее: мысли, чувства, переживания в данный момент, действия в соответствии с ситуацией. Воспоминания и планирование  также важны, но мысли о прошлом и будущем не должны занимать все настоящее.

Наш настоящий момент – волшебен. Потому что в настоящий момент мы – творцы: мы выбираем из множества вариантов поведения, доступных нам в данный момент, один (например, включаем телевизор или идем пить чай, или спасаем от голода бродячую собаку). Конечно, жизнь ставит условия – надо учиться, работать; но мы вольны выбирать, как будем это делать, где, будем ли это делать вообще. Главное – почувствовать себя свободным.

Как вы считаете, кто свободен в большей степени:

  1. Животное        
  2. Маленький ребенок
  3. Учащийся младших классов
  4. Учащийся старших классов
  5. Студент
  6. Взрослый человек
  7. Пенсионер

Объясните свой выбор.

2. ИСКРЕННОСТЬ И ОТКРЫТОСТЬ.

Очень ценное в групповой работе качество – честность перед собой и другими. Вы можете не открывать самое сокровенное всей группе, но высказывать честно свое мнение. Однако, надо помнить, что, чем более откровенными будут рассказы о том, что волнует и интересует, тем более успешной будет работа группы в целом. Раскрытие своего Я другому есть признак сильной и здоровой личности.

3. Принцип  Я.

Все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа: «Я чувствую…», «Мне кажется…».Не стоит использовать рассуждения типа: «Мы считаем…», «У нас мнение другое…» и т.п., перекладывающих ответственность за мысли и чувства конкретного человека на аморфное «мы».

4. АКТИВНОСТЬ.

В группе отсутствует возможность пассивно «отсидеться». Поскольку психологическ5ий тренинг относится  к активным методам обучения и развития, такая норма, как активное участие всех в происходящем тренинге, является обязательной. Все участники  имеют безусловное право высказаться по завершении упражнения.

5. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ.

Все, о чем говорят участники группы, переживания, которые они демонстрируют, должно оставаться внутри группы. Психологические знания, игры, упражнения могут быть использованы вне группы.

Обсуждение принципов.

А сейчас давайте поговорим о том, что разные люди  по-разному воспринимают время, его течение…. Давайте немного пофантазируем: представьте, что каждый из вас превратился в какой-либо предмет домашнего обихода.

Упражнение (Сюжетный рассказ).

Цель: осознание возможных вариантов действия.

Попробуйте составить рассказ об одном из предметов домашнего обихода. Выберите сами такой предмет. Он может жить на кухне, в комнате или ванной. Вам помогут составить рассказ вопросы, которые задает этот предмет:

  1. Что со мной происходило до того времени, как я попал в дом?
  2. Как я попал в дом?
  3. Что я могу делать или что со мной можно делать?
  4. Кто меня больше всех любит и кого я больше всего люблю?
  5. Какие интересные истории со мной происходили?
  6. С какими предметами я дружу?
  7. Кого я не очень люблю?
  8. Как я отношусь к своему будущему? Что меня в нем ожидает?
  9. Доволен ли я своей жизнью?

Упражнение.

Составьте распорядок своего дня. Что вы делаете обычно в определенные часы. Напротив каждого пункта укажите, зачем вы совершаете то или иное действие, в третьей графе поясните – к чему в будущем приведет дальнейшее выполнение подобного действия. Например, каждое утро я чищу зубы (первая графа), я чищу зубы, чтобы не скапливались остатки еды, чтобы было свежее дыхание (вторая графа), если я буду чистить зубы дальше, они у меня не будут болеть в будущем.

Может быть, есть тот пункт, который не приносит смысла?

Ритуал прощания.

Домашнее задание.

Представьте, что на какое-то время вы можете стать домашними животными. Попробуйте представить, что Вы превратились в собаку, попугайчика, лошадь или кошку. Что бы вы ели? Чем занимались днем? Кто был бы ваш хозяин и как он к вам относился? Где бы Вы спали? Какой приятный сюрприз Вы бы хотели получить от хозяина? Составьте рассказ на тему «День и ночь моей жизни».

Занятие 2.

Я или не Я

 Упражнение. (Образ)

Участникам раздаются листы белой бумаги и карандаши (или краски). Каждый рисунок следует выполнять по 3 минуты, качество рисунка значения не имеет.

  1. Какой был бы я, если бы был растением?
  2. Посуда.
  3. Оружие.
  4. Мое будущее.

Обсуждение. Психолог помогает детям раскрыть смысл рисунков: растение – образ Я, посуда – общительность, оружие – готовность дать отпор, мое будущее – наличие определенных установок.

Упражнение «Защита самого сокровенного».

С помощью этого упражнения вы определите свои уникальные качества, характерные только для вас. Представьте, что вы открыли зловещий заговор по созданию вашего клона. Вы опасаетесь, что клон создан в преступных целях, и вы не хотите, чтобы люди принимали его за вас.

  1. Как вы полагаете, настолько ли в уникальны, что вас трудно скопировать?
  2. Как люди, знающие вас могли бы отличить вас от двойника?
  3. Существует ли кто-нибудь, знающий секрет вашего основного отличия от двойника?
  4. Клон замечательно маскируется. Какой личный секрет вы сохраните для окончательного разоблачения, чтобы доказать всем, что вы – это вы, а не имитация?

Упражнение «Мир ваших фантазий». – НАСТОЯЩЕЕ ВОЛШЕБСТВО или Я ИЛИ НЕ Я.

Если бы Вы могли на неделю поменяться местами с другим человеком, кем бы вы стали? Почему?

Если бы появилась добрая фея, которая исполнит три ваших желания. Что вы загадаете?

Если бы вы превратились в невидимку на один день, как бы вы воспользовались своей властью?

Если бы у вас возникла возможность получить какую-либо сверхспособность, что бы вы выбрали?

Упражнение «Я - реальное, Я – социальное, Я - идеальное».

Представьте, что вы -  актеры. Изобразите с помощью мимики, жестов то, какими вы, по вашему мнению, выглядите в глазах других людей. Это будет ваше социальное Я. Затем покажите, какими вы являетесь на самом деле – ваше реальное Я. В конце изобразите себя, каким вы бы хотели стать – ваше идеальное Я.

Упражнение «Стоп-кадр»

Цель: развитие навыков экспрессии; осознание отношения к некоторым жизненным сферам.

Участники свободно перемещаются по аудитории. По команде ведущего, подаваемой с помощью хлопка в ладоши, они останавливаются и демонстрируют с помощью мимики и пантомимики (позы, жестов, движения тела) то слово, которое называет ведущий. «Стоп-кадр» продолжается 8-10 секунд, после чего по повторному хлопку ведущего участники опять начинают свободно перемещаться по помещению, пока не прозвучит следующий хлопок и не будет названо очередное слово. Примерный набор слов: время, прошлое, детство, настоящее, учеба, будущее, профессия, успех, встреча, общение, понимание, дружба, любовь, семья, счастье.

Упражнение «Посадка на Луну». Возможна провокация.

Вы – капитан космического корабля. Ваша ракета потерпела крушение. Вынужденная посадка произошла на темной стороне Луны. На светлой стороне вас ожидает исправный ракетоплан без экипажа. До него – 250 километров. Половина пути пролегает по темной стороне Луны, половина – по светлой. Ракетоплан снабжен радиомаяком. Вы и команда при крушении не пострадали.

  На борту корабля имеется определенное количество предметов. Вам как капитану нужно поставить возле каждого предмета цифру, которая показывает его важность и полезность для пути. У самого важного ставьте цифру 1, цифру 2 – у второго по значимости и так далее до четырнадцатого, наименее важного для вас.


__ Коробка спичек;



__ Пищевые концентраты;



__ 20 м нейлонового шнура;



__ Шелковый купол парашюта;



__ Переносной обогреватель на солнечных батареях;



__ Коробка сухого молока;



__ Кислородные баллоны 2 шт. по 50 кг;



__ Звездная карта лунного небосклона;



__ Самонадувающая спасательная лодка;



__ Магнитный компас;



__ 25 л воды;



__ Сигнальные ракеты;



__ Аптечка первой помощи;



__ Приемопередатчик на солнечных батареях.


Степень расхождения по каждой позиции не должна превышать трех пунктов.

Самыми важными в этой ситуации являются предметы, необходимые для поддержания жизни. Это кислородные баллоны и вода. На следующее место по важности нужно поставить средства навигации. На Луне полезными могут быть только карта звездного неба – для ориентации при движении на темной стороне и приемопередатчик на солнечных батареях – для движения по радиомаяку на светлой стороне.

Путь должен занять не менее 5 дней. Поэтому для поддержания сил, следующими по важности следует поставить продукты питания: пищевые концентраты и сухое молоко.

  1. Кислородные баллоны 2 шт. по 50 кг. Необходимы для дыхания.
  2. 25 л воды. Необходимы для утоления жажды.
  3. Звездная карта лунного небосклона. Необходима для ориентации на темной стороне Луны.
  4. Приемопередатчик на солнечных батареях. Необходим для ориентации на светлой стороне Луны.
  5. Пищевые концентраты. Необходимы для поддержания сил в пути.
  6. 20 м нейлонового шнура. Может использоваться для транспортировки груза и преодоления группой людей горных хребтов.
  7. Аптечка первой помощи. Необходима для оказания помощи при травмах, стимуляции сердечной деятельности.
  8. Шелковый купол парашюта. По назначению использовать невозможно, но можно связать стропы, получив длинную веревку и шелк – для транспортировки грузов.
  9. Самонадувающая спасательная лодка. На Луне может быть использована для транспортировки груза или раненого человека..
  10. Коробка сухого молока. Может служить как дополнительный резерв питания, хотя острой необходимости в ней нет.
  11. Переносной обогреватель на солнечных батареях. Никакого значения для путешествия не имеет, так как на темной стороне не работает, а на светлой стороне температура поднимается до 200°С. Имеет более высокую стоимость по сравнению с другими, следующими за ними предметами.
  12. Сигнальные ракеты. В условиях Луны бесполезны, так как без воздуха ракета гореть не будет.
  13. Магнитный компас. Луна лишена магнитного поля. Компас не работает.
  14. коробка спичек. Без воздуха гореть не будут.

 Инсценировка сказки

Выбор сказочного персонажа.

Занятие 3.

Как я Творю.

1. Мышление.

Упражнение (Мозговой штурм).

Цель: развитие умения искать альтернативные варианты решения.

Ведущий предлагает придумать как можно больше способов сообщения новости другому человеку. Варианты ответов записываются на доске.

Упражнение (Усовершенствование).

Цель: развитие планирования преобразования предметов.

Группа делится на микрогруппы по три человека. Каждой подгруппе предлагается усовершенствовать определенный предмет, добавляя к нему новые функции и соединяя его с другим предметом. Оценивается не только количество усовершенствований, но и их практическая целесообразность. Примерный список слов: диван, стол, лампа, расческа, ножницы, кастрюля.

Упражнение «Гулливер».

Цель: развитие умения воспринимать знакомые вещи в новых, неожиданных ракурсах, обращать внимание на такие свойства, которые в обыденной жизни не замечаются.

Представьте себя на месте Гулливера, который попадает в страну лилипутов (там его рост примерно с трехэтажный дом) и в страну великанов (там его рост примерно с карандаш). Предложите как можно больше идей о том, какие предметы вы смогли бы использовать в каждой из этих стран в качестве:

  1. Шляпы;
  2. Дома;
  3. Кровати;
  4. Постельного белья;
  5. Машины;
  6. Домашнего животное;
  7. Записной книжки.

Упражнение выполняется индивидуально, время работы – 10-12 минут. Потом участники озвучивают свои варианты, а ведущий записывает их.

Обсуждение. Где было проще представить себя в роли Гулливера – в стране лилипутов или в стране великанов? С чем это связано? Какие из выдвинутых идей об использовании предметов представляются наиболее интересными? Какие неожиданные свойства привычных предметов в них использованы?

Занятие 4

Переписать историю.

Упражнение «Мой жизненный путь».

«Путник шел по дороге, которая называлась «Жизнь». Дорога привела его к перекрестку. Путник остановился, осмотрелся и задумался. По какому пути идти дальше?

Представьте себя на месте этого путника… О чем вы думаете, что вы чувствуете?

Перед вами чистый лист бумаги. Возьмите карандаш и изобразите на листе свою прошлую историю, свое положение в настоящий момент и варианты своей будущей жизни. Используйте свои переживания, воспоминания, фантазии и мечты. Куда вы хотите придти? Что вы возьмете с собой в дорогу? С чем встретитесь на своем пути? Чему вам предстоит научиться?»

Упражнение.

Цель: развитие способности устанавливать причинные связи между событиями.

Работа проводится индивидуально. Подросткам предлагается отыскать связь между двумя, на первый взгляд, не связанными друг с другом событиями и составить устно (или письменно) небольшой рассказ:                               Молоко выкипело.

                                                           

Самолет совершил вынужденную       посадку.

Упражнение

Вспомните самые важные события в вашей жизни, начиная с момента рождения и заканчивая сегодняшним днем. Для этого потребуется время, я не буду вас торопить. Можете закрыть глаза и погрузиться в мир воспоминаний…  Все, что вы вспомните, то и является для вас значимым. А теперь расскажите о некоторых из них. Ответьте на вопросы:

  1. Каких событий в вашей жизни произошло больше отрицательных или положительных?
  2. Кто, чаще всего, оказывался виновным в происходящих отрицательных событиях?
  3. Благодаря кому происходили положительные события?

 Обратим внимание на те слова, которые мы произносим, когда мы говорим о произошедших событиях – потери вещей, конфликтах, болезни, мечтах и т.д.

Упражнение «Воображаемое завещание».

Составьте воображаемое завещание, по которому вы оставляете свои личные и финансовые ценности.

  1. Какие персональные качества вы бы завещали своей семье друзьям?
  2.  Что бы вы похоронили вместе с собой?
  3. Какие ваши личные качества вы получили от других людей?
  4. Кому вы пытались подражать?

Упражнение «Лучшие и худшие события».

Это упражнение поможет определить влияние событий на нашу жизнь.

Напишите список из пяти худших моментов вашей жизни. Рядом с каждым пунктом напишите, кто или что способствовало этому. Затем сделайте перечень пяти лучших моментов вашей жизни. В скольких случаях вы были ответственны за ситуацию?

Разминка «Живой кокон».

Цель: ощущение принадлежности группе.

Проведение. Тренер выбирает члена группы и предлагает ему приготовиться к чему-то необычному. Участник закрывает глаза и становится в центр круга. После этого по команде тренера остальные участники бесшумно подходят к добровольцу и осторожно кладут по одной ладони на его тело. Ведущий задает вопрос: «Что с тобой происходит? Что ты чувствуешь?». Данная процедура осуществляется на всех добровольцах.

Занятие 5

Цели и мечты.

Упражнение (Мозговой штурм)

Цель: развитие умения находить причину событий, развитие навыков конструктивного общения.

Группа  делится на подгруппы по три - четыре человека. Ведущий предлагает назвать как можно больше возможных причин для ситуаций. Первая ситуация: речка вышла из берегов и затопила все окрестные луга. Время на обсуждение -5 минут. Затем каждая подгруппа выдвигает свои гипотезы. После этого подгруппы меняются участниками и происходит обсуждение второй ситуации: подойдя к дому можно увидеть, что все окна  в квартире распахнуты настежь. Время на обсуждение -5 минут. После обсуждения участники последний раз меняются подгруппами и решают новую задачу: внезапно из леса раздалось громкое протяжное звериное рычание. Затем следует обсуждение последней ситуации.

В конце упражнения детям предлагается ответить на вопросы:

1) Одинаково легко или трудно было работать в разных группах?

2) Что, по вашему мнению, мешало и что помогало в обсуждении ситуаций?

Упражнение (Планирование).

Представь, что ты волшебник. Как бы ты изменил человеческую жизнь, чтобы она стала лучше?  

Упражнение «Дотянись до звезд».

Цель: укрепление уверенности в способность достигать целей.

«Встаньте и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха… Представьте себе, что над вами ночное небо, усыпанное звездавми. Посмотрите на какую-нибудь особо яркую звезду, которая связывается у вас с мечтой, желанием или целью… Теперь откройте глаза и протяните руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно сможете достать рукой свою звезду. Снимите ее с неба и бережно положите перед собой…

Теперь выберете  у себя над головой другую звездочку, которая напоминает о другой мечте… Потянитесь обеими руками как можно выше и сорвите эту звезду. Положите ее рядом с первой».

Упражнение. Для чего я учусь, Для чего люди работают?

Упражнение «Планы».

Вам предписано за пять лет изменить вашу жизнь. Общественность хочет знать три главные цели на следующий год.

1________________________________

2________________________________

3________________________________

Что вы делаете или собираетесь делать, чтобы осуществить каждую?

1________________________________

2________________________________

3________________________________

Какой вы представляете свою жизнь через пять лет, какие пять задач вы должны решить к тому времени?

1________________________________

2________________________________

3________________________________

4________________________________

5________________________________

подумайте о том, какими способами вы достигнете того, что планируете? Приведут ли он к конечной цели? Как сделать их более реальными?

Занятие 6

Семейные сценарии.

Упражнение «семейные ценности».

Определите 10 правил, существующих в вашей семье. Сюда можно включить запреты и идеалы.

1________________________________

2________________________________

3________________________________

4________________________________

5________________________________

6________________________________

7________________________________

8________________________________

9________________________________

10________________________________

какие истории в вашей семье рассказываются снова и снова. Напряженность и состояние неопределенности. Которые вы испытываете, может быть результатом противоречивых указаний, которые вам давали мать или отец в детстве.

Образно выражаясь, во многих семьях есть охранники и заключенные, иногда также начальники тюрьмы. Кто играет эти роли в вашей семье?

Упражнение «Значимые события».

Цель: повышение осмысленности взгляда на свой жизненный путь.

Участников просят подумать о том, какие десять событий в их жизни наиболее значимы. Это события могут остаться уже в прошлом, могут происходить в настоящем, а могут планироваться в будущем. Упражнение выполняется индивидуально, на составление списка отводится 6-8 минут. После этого участников просят отметить, какие события касаются прошлого, какие – настоящего, а какие – будущего.

  Потом ведущий рассказывает, что наше восприятие времени может существенно отличаться от его объективного, физического течения. Психологическая длительность жизни определяется не столько числом прожитых дней, сколько насыщенностью этих периодов значимыми для нас жизненными событиями. Если исходить из того, что наиболее значимые события распределены на нашем жизненном пути приблизительно равномерно, а прожить нам предстоит в среднем 70 лет, то «цена» каждого из 10 самых значимых событий – примерно семь лет. Подсчитайте, сколько из отмеченных вами событий уже в прошлом, умножьте эту цифру на семь – и получите свой психологический возраст.

Обсуждение. У кого «психологический» возраст получился меньше календарного, у кого примерно равен, а у кого больше? Психологи утверждают, что с возрастом нам кажется, будто время течет все быстрее и быстрее: для ребенка день тянется, а для пожилого человека годы бегут. Наблюдали ли вы нечто подобное на себе? С чем еще это связано, помимо того, что в молодости обычно выше «концентрация значимых событий»? Можно и нужно ли организовать свою жизнь таким образом, чтобы свести к минимуму этот эффект; если да, то как? Какие выводы вы сделали лично для себя из этого упражнения?

Разминка «Карлики и великаны».

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Проведение. Участники встают в круг. Ведущий занимает место в центре круга, он попеременно произносит слова: «карлики» и «великаны».задача участников состоит в том, чтобы реагировать соответствующим образом на данные слова: при слове «карлики» - приседать, «великаны» - подпрыгивать; главное – не ошибиться.

Упражнение «Личный герб».

Детям выдается лист бумаги и предлагается создать свой герб. Верхняя его часть разделена на две. Левая половина посвящена прошлому: «Мои главные достижения», правая часть – будущему: «Мои главные цели в жизни». В нижней части отражается «Девиз моей жизни».

Обсуждение:

  1. Что изображено на твоем гербе?
  2. Почему ты выбрал такой девиз?
  3. Чем, ты думаешь, он может быть полезен для тебя?
  4. В каких ситуациях он может быть для тебя бесполезен или даже ограничивать твои возможности?

Занятие 7

Когда мне трудно (плохо).

Разминка «Сигнал».

Участники стоят в кругу, достаточно близко и держаться сзади за руки. Кто-то легко сжимая руку, посылает сигнал в виде последовательности быстрых или более длинных сжатий. Сигнал передается по кругу, пока не вернется автору.

Упражнение «Смятый лист».

Участников просят вспомнить о какой-либо проблеме, решение которой они хотят найти, подумать о ней 2-3 минуты, после чего кратко, в одном – двух предложениях, описать ее суть. Когда эта часть работы завершена, каждый участник берет лист бумаги, сильно сминает его, а потом опять разглаживает. После этого участников просят внимательно рассмотреть этот лист, сконцентрировавшись на узоре, образованном линиями, по которым он был смят, и разглядеть в этом узоре какой-либо рисунок (2-3 минуты). Потом участники обводят карандашом тот рисунок, который им удалось разглядеть в узоре (5-7 минут).

Когда изображение готово, участников просят внимательно присмотреться к нему, еще раз прочитать выполненное ранее описание проблемы, а потом выдвинуть и записать как можно больше идей, ассоциаций о том, как выполненный рисунок может быть связан с поставленной проблемой и возможными способам решения.

Разминка «земляничная поляна».

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Инструкция: «Сядьте удобно на стуле, закройте глаза. Представьте, что вы мысленно перенеслись на земляничную поляну. Представьте эту земляничную поляну так, как если бы она была перед вами. земляника созрела, она вокруг, она везде. Побудьте на этой земляничной поляне. Попробуйте земляники. Делайте на поляне то, что вы хотите делать. Или ничего не делайте, просто побудьте там.…Сделайте глубокий вдох, откройте глаза».

Важно научиться принимать решения. Для этого нужно иметь в голове ответы на самые важные вопросы:

  1. Насколько ценна моя жизнь;
  2. Как я ценю жизнь своих знакомых и близких
  3. Мог бы  пожертвовать своей жизнью ради других?

 Упражнение (Тонущая лодка).

Ваш корабль разбился. Но вам вместе с другими выжившими удалось сесть на единственную шлюпку, которая рассчитана на определенное количество человек (количество участников тренинга - 1). Впереди – остров, добраться до которого можно только на лодке, так как повсюду акулы.

Как вы сможете доказать свое право находиться в лодке?

Какое решение вы примете?

Упражнение «Ресурсы».

Детям предлагается подумать над следующими вопросами:

  1. Что тебе может помочь достичь твоих целей?
  2. Чем ты уже обладаешь, чтобы достичь этих целей: черты характера, друзья.

Ведущий предлагает написать четыре сильных качества, изобразить их в виде каких-то символов. Это и есть ресурсы, которые помогут в жизни.

Занятие 8

Поговорим о …

Упражнение «Один месяц жизни».

Представьте, что у вас фатальное заболевание, и вам осталось жить один месяц. У вас неограниченное количество денег и еще достаточно здоровья.

  1. Как вы проведете ваш последний месяц?
  2. Куда вы поедете?
  3. Что будете делать?
  4. Кто будет с вами?
  5. Как вы проведете свой последний день?
  6. Ваши последние слова?
  7. Как вы умрете?
  8. Кто будет восхвалять вас? Что он скажет?
  9. Кто будет с вами в последние минуты?

Участникам раздаются листы белой бумаги, на которых они отвечают на вопросы. Затем каждый по кругу высказывается на заданную тему, делится своими переживаниями.

«Превосходные новости! Вам пожалована жизнь! У вас впереди 60-70 лет. Как вы их проведете?».

Упражнение. Для чего нужна смерть? Что было бы, если бы человек не умирал?

Упражнение. Действия – Ценности – Смыслы.

Занятие 9

Что я должен и что не должен. (Что я могу)

Цель: анализ проблемной ситуации.

Упражнение.(Игра «Робинзон»)

Вы оказались на необитаемом острове. Вашей задачей является как можно скорее построить лодку. Вы можете очередной день посвятить строительству лодки только в том случае, если на этот день у вас есть еда, одежда и жильё. Ниже следуют нормы использования времени для каждого вида работ.

Виды работ

Нормы времени

1. Изготовление лодки

100 дней

Питание

2. Сбор фруктов

Один день сбора обеспечивает Робинзона пищей на 3 дня(включая и день сбора)

3. Рыбная ловля

Один день рыбалки дает пищу на 5 дней. Однако на изготовление сети требуется 10 дней и, кроме того, 7 дней на ремонт сети через каждые 12 выездов на рыбалку.

4. Охота.

Один день охоты даёт еду на 15 дней, но на изготовление орудий охоты требуется 22 дня.

5. Организация фермы.

Строительство фермы и поимка коз – 20 дней. 1 день работы на ферме обеспечивает Робинзона едой на 10 дней.

Жилище

6. Создание хижины.

Первоначальные затраты не требуются. Но на её содержание необходимо отвести 4 дня в месяц.

7. Строительство дома.

Строительство – 19 дней. Через полгода жизни требуется 4 дня на ремонт. На содержание отводится 1 день в месяц.

Одежда

8. Простая одежда.

Первоначальные затраты не требуются. На починку отводится 3 дня в месяц.

9. Набор одежды

Изготовление - 5 дней. Починка требует 1 день работы через каждые 20 дней. Через каждые 3 месяца нужно 2 дня на ремонт одежды.

Итак, через сколько дней вам удастся выбраться с острова?

Выигрывает тот, кто затратит меньшее количество дней для того, чтобы выбраться с острова.

Упражнение (Помогите коту поймать мышь)

Мышь съела волшебную таблетку и стала невидимкой. Как сделать так, чтобы кот увидел мышь. Предложите как можно больше вариантов решений.

Занятие 10

Настоящее волшебство.

Упражнение «Ладошка»

Цель: уточнение целей, осознание ресурсов, которые могут помочь в достижении задуманного.

Каждый участник кладет на лист бумаги свою ладонь с разведенными в сторону пальцами и обводит ее контур. После этого участникам предлагается в контуре, изображающем каждый из пальцев, написать какую-либо собственную цель, которую хотелось бы достигнуть в ближайшие три года («Ваши пальцы показывают на то, что вам хочется достигнуть»), а на самой ладошке – то, на кого или на что нужно опереться при достижении этой цели, кто или что поможет на пути к ней  («за что можно ухватиться ладошкой, продвигаясь к своим целям»).

Обсуждение. Каждый из участников высказывается о том, что нового он понял о себе в процессе выполнения этого упражнения. По желанию участники также могут продемонстрировать свои рисунки группе и более подробно рассказать, какие именно цели они поставили и на что могут опереться при их достижении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовые задания на уровень знаний по предмету «Физическая культура» для учащихся старших классов

Тестовые задания на уровень знаний по предмету «Физическая культура» используются в школе для определения уровня знаний учащихся старших классов....

Разработка критериев оценки жизненной компетенции учащихся младших классов Центра

Разработка критериев оценки жизненной компетенции учащихся младших классов Центра...

Основные формы и методы работы с учащимися старших классов в классе домры.

Статья к материалам II Всероссийской научно-практической конференции «Теоретические и практические аспекты образования в сфере культуры и искусства» Сургутский музыкальный колледж....

Мастер-класс "Организация проектной деятельности с учащимися старших классов, имеющих трудности в подготовке к ЕГЭ"

Одной из задач, стоящих перед каждым учителем, является подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ. Поэтому каждый педагог ищет и применяет в своей работе наиболее эффективные на его взгляд методы, формы и техно...

Выступление Психологические игры и тренинги в преподавании обществознания в старших классах.

Выступление Психологические игры и тренинги в преподавании обществознания в старших классах на ШМО МБОУ "Школа №1"...

Реализация модульного профориентационного тренинга: "Снятие предэкзаменационной тревожности" для старших классов.

26 марта 2024 года, в рамках Межведомственного взаимодействия с образовательными учреждениями, реализован профориентационный модульный тренинг для старших классов: "Снятие прэдэкзаменационной тре...