Основные формы и методы работы с учащимися старших классов в классе домры.
статья

Штерцер Ольга Вадимовна

 

 Статья к материалам II Всероссийской научно-практической конференции «Теоретические и практические аспекты образования в сфере культуры и искусства» Сургутский музыкальный колледж.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                           Штерцер О.В  

                                                                                          преподаватель

                                                                 НР БОУ ДОД «ДШИ№1» п.Салым

Основные формы и методы работы с учащимися старших классов в классе домры.

       В настоящее время перед образованием стоит актуальная проблема по развитию активной, творческой, гармонично развитой (в духовно – нравственной, художественно – эстетической, интеллектуальной сфере), психически и физически здоровой личности. Наиболее эффективно эта проблема решается в системе "личность – культура – образование – творческая деятельность".  

  В каждом ребенке сконцентрирован колоссальный эмоциональный опыт, имеющий генетическую природу. Наиболее сильно это выявляется, как правило, через музыку.

  Основной формой работы с учащимися  в ДШИ является урок по специальности, который несёт в себе учебно-воспитательные функции, и решает основные цели образования, а именно:

  • музыкально-эстетическое воспитание, приобщение их к сокровищнице музыкального искусства;
  • подготовка наиболее одаренных учащихся к дальнейшему профессиональному обучению в музыкальных и культурно-просветительских Сузах.

В связи с этим определяются следующие задачи:

  • формировать музыкальную культуру;
  • развивать музыкальные способности;
  • воспитывать художественный вкус, активизировать музыкально-познавательскую деятельность, расширять музыкальный кругозор;
  • обучать разнообразным приемам игры на инструменте;
  • развивать профессиональные знания природы исполнительского аппарата;
  • воспитывать волю;
  •  формировать исполнительскую культуру;
  • осваивать навыки чтения с листа, игры в ансамбле;
  • развивать умение продуктивно, целеустремлённо работать;

       Работая со старшеклассниками в классе домры, преподаватель должен добиваться единого гармоничного развития технических и художественных навыков. Такое развитие достигается в результате работы над музыкальными произведениями различных стилей, жанров и форм, разнообразной фактуры. В основе учебного репертуара должны быть использованы оригинальные произведения, написанные специально для домры, лучшие произведения скрипичной литературы, отечественных и зарубежных классиков, из которых надо выбирать наиболее удобные для исполнения на домре произведения, которые были бы близки к самой природе звукоизвлечения на домре. А также эстрадные, джазовые произведения, обработки народных песен и танцев. Общеизвестно, что музыкальное воспитание протекает тем успешнее, чем разносторонне оно ведется. Музыкальный материал должен быть разноплановым, высокохудожественным, раскрывать вечные общечеловеческие проблемы, богатство эмоционального мира человека, тем самым побуждать домристов-старшеклассников к их осмыслению, воспитанию ценностного отношения, как к явлениям жизни, так и к произведениям музыкального искусства.

          Учащиеся старших классов, как правило, подростки от 13-15 лет. Психологические особенности подростка этого возраста характеризуется потребностью в самоутверждении и самореализации в деятельности, имеющей личностный смысл. Именно в это время вырабатываются умения, навыки, деловые качества, происходит выбор будущей профессии. Исключительно велика роль слова педагога в музыкальном обучении, воспитывающего и обучающего, организующего и контролирующего. Замечания или беседы преподавателя с подростками должны быть ненавязчивыми, а в некоторых случаях даже незаметными для ученика.    

         Основные методы, используемые в обучении: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и поисковый, творческий. В первом случае преподаватель объясняет, рассказывает, показывает, внушает и т. д) знания в готовом, адаптированном для познания виде  организует их усвоение. Во втором – обеспечивает и контролирует практическую деятельность учащихся по овладению их исполнительскими, слуховыми, аналитическими умениями,  т.е обращается к репродуктивным методам. Наиболее важной психологической характеристикой подростка является повышенная познавательная и творческая активность, которые находят реализацию в процессе обучения музыке. Учащихся старших классов необходимо вовлекать в различные творческие проекты, где они могут реализовать свои исполнительские, артистические достижения в различных формах (сольные  выступления, игра в различных ансамблевых составах, попробовать себя в роли ведущих на концертах для сверстников, родителей, учителей, общественности, а также заниматься поисково - исследовательской деятельностью). Такой метод является - творческим. При  соблюдении дифференцированного подхода к учащимся старших классов, приобщает их к с самостоятельному поиску, учит мыслить и действовать творчески, и тем самым помогает становлению музыкальной индивидуальности ученика, наиболее полной реализации его способностей и проявлению в музыкальной деятельности лучших личностных качеств.

        Важнейшим принципом музыкальной педагогики является гармоничность музыкально-художественного и технического развития юного музыканта. В основе работы юного домриста над музыкальным материалом должно быть ясное, отчётливое представление о художественной цели исполнения. Учащимся следует объяснять, что техника – это только совокупность средств музыкально-выразительного исполнения, которая должна быть подчинена задаче раскрытия художественного замысла исполняемого произведения. При работе над техникой исполнения одновременно решаются следующие задачи: планомерное накопление и развитие основных приёмов игры на домре, разнообразное их сочетание и видоизменение; овладение определёнными приёмами и навыками, необходимыми для исполнения репертуара. Основным в работе над техникой является постоянное стремление и высокому качеству звука, ритмичностью игры, к технической свободе и целесообразности приёмов. Изучая с учащимся какой – либо приём, нужно, прежде всего, добиваться от него ясного понимания неразрывной  взаимосвязи между музыкально-слуховым представлением и его двигательным воплощением. Музыкально-слуховое представление должно опережать движение, определять его и контролировать правильность звукового результата. Для это необходимо представлять и слышать звук во всём его многообразии: чистоте, силе, тембровой красочности, динамической гибкости и т. д. Владение такой задачи требует постоянной, систематической работы на протяжении всей учёбы в классе домры.

       Звук – основа музыки. Красивое звучание домры заключается в чистом, серебристом звуке, без призвуков и стука. Домристы всегда должны заботиться о качестве звука, и ставить его в центр внимания в своём исполнительстве. В работе со старшеклассниками особо следует совершенствовать навыки игры в тремоло, процесс, как всем известно, бесконечный. В своих занятиях учащимся необходимо стремиться достигать наивысшего качества звучания на инструменте. При этом учащийся должен контролировать состояние работы мышц рук, не допуская ни малейшего зажатия. Во время игры учащийся должен уметь находить «мгновенный  отдых» и рационально использовать его для расслабления мышц, добиваясь, таким образом, полной свободы движений.

Большое значение для качественного звука в исполнении имеет и сам инструмент, учащиеся должны иметь возможность заниматься на качественных, мастеровых домрах, иметь представление о процессе изготовления таких инструментов, слышать звуковые отличия хорошей концертной домры,   от простой, ученической. Огромную роль для хорошего звучания на домре играет также, качество медиатора. От него зависит сила, сочность, красота звучания. Немаловажное значение для качества извлекаемого звука имеют и его размеры, форма, полировка. Следовательно, медиатору надо уделять постоянное внимание.

Органичной частью работы в классе специальности со старшеклассниками является систематическое развитие навыков чтения с листа. Для выработки правильного навыка чтения с листа учащемуся необходимо усвоить определённые правила: перед игрой нужно посмотреть текст, определить тональность, метроритмическую структуру и темп, общий характер музыки, элементы формы, наиболее характерные особенности фактуры; научиться во время игры видеть текст с некоторым опережением, следить за штрихами. Желательно  2-3 проигрывания, чтобы уточнить общий характер музыки.

    В старших классах, учащиеся не всегда отдают себе отчёт в том, что никакая самая рациональная методика работы педагога не может дать высоких результатов (например, участие и победы в конкурсах), если совместная работа педагога с учащимся не опирается на правильную систему интенсивных самостоятельных занятий дома. Учащимся следует внушать, что в основе домашних занятий должны быть регулярность, точный учёт необходимого, экономия времени, максимальная активность в занятиях, а также умение искать самостоятельные пути в преодоления технических и художественных трудностей. Для этого педагогу следует систематически знакомить ученика с множеством конкретных методов работы, способов, помогающих с наименьшей затратой сил и времени добиваться наибольших результатов.

Используемая литература:

Гелис, М. Методика обучения игре на домре. Методические рекомендации / М.Гелис. Свердловск, 1988.

 Н.Ф.Олейников. О технике рук домриста, / Екатеринбург, 2004г.

Хилько М.Е. Возрастная психология / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. – М.: Высшее образование, 2008.

   



Предварительный просмотр:

 

НРБОУДОД «ДШИ№1»п. Салым

Творческий проект

«Живые звуки струн»

C:\Users\Штерцер\Desktop\домра слайды\Новый рисунок (9).bmp

                                             

                                                                             Руководитель проекта:

Штерцер Ольга Вадимовна –

преподаватель ДШИ

по классу домры

2014

Содержание                    

1.Проектное портфолио

2. Пояснительная записка

3. Этапы реализации проекта

     4. Содержание проекта

     5.Влияние музыкального искусства на воспитание

    подрастающего поколения (обоснование  выбранной  программы)

     6.Сценарий музыкально-литературной композиции

    «Живые звуки струн»                                              

7. Критерии результативности

8. Заключение

9. Критерии успешности реализации проекта

10. Использованная литература

11. Приложение (репертуарный список). Слайдовая презентация

Проектное портфолио

Наименование учреждения

НРБОУ ДОД «Детская школа искусств№1 п.Салым»,

Руководитель учреждения

Князева Марина Валентиновна

Тип и наименование проекта

Творческий проект «Живые звуки струн»

Предметно-содержательная область

Моно проект

Характер координации проекта

непосредственный (гибкий)

Разработчик проекта

Преподаватель народного отделения по классу домры

Штерцер Ольга Вадимовна

Характер контактов

Количество участников.

Среди участников образовательного процесса учащиеся класса домры  и преподаватели (концертмейстеры)

1.Ерёмин Игорь 7 класс-выпускник

2.Мухаметкулова Алина 7 класс-выпускница

3.Сайтчабарова Лиза 5 класс

4.Денисов Саша 5 класс

5.Саидгаджиева Зулхужат 3 класс

6.Голяченко Сергей 4 класс

7.Толдстоноженко А.2 класс

8.Вдовина Кристина 2 класс

9.Штерцер.О.В.преподаватель

10.Малых Н.- концертмейстер

11.Кондратьева И.Н – концертмейстер

12.Набиева С.В - концертмейстер

13.Третьяков А.С – преподаватель художественного отделения

14.Зудина Т.М – ведущая концерта

Основная цель проекта

 Пропаганда музыкального искусства среди сверстников (сетевое сотрудничество), реализация исполнительских навыков учащихся в процессе концертного выступления.

Основные задачи проекта

Обучающие: 

- Обучить учащихся умению планировать свою работу.

- Формировать навык сбора и обработки информации, материалов

- Обучать умению анализировать.        

- Формировать позитивное отношение к работе.        

Развивающие:

- Развитие творческого мышления.

- Повышение нравственного потенциала детей.

- Вовлечение учащихся в творческий процесс.

Воспитывающие:

- Прививать любовь и  интерес к культуре и традициям русского народа.

- Воспитывать чувство патриотизма к Родине.

- Воспитание интереса  учащихся к концертным выступлениям.

-Привитие ответственности и организованности.

Сроки реализации

Долгосрочный – 6-7 месяцев

Место проведения

НРБОУ ДОД «ДШИ№1» п.Салым        

Ожидаемые результаты реализации проекта

Концерт учащихся класса в составе ансамблей и сольно. Презентация.

Рефлексия деятельности

Оценивание степени достижения поставленных целей. Оценивание качества результатов. Приобретенные умения, знания, навыки.

Пояснительная записка.

Музыка - искусство, обладающее большой силой эмоционального воздействия на                                  человека, и именно поэтому она может играть громадную роль в воспитании духовного лица детей и юношества.                      

                                                                                                         (Дмитрий Борисович Кабалевский)

           В настоящее время перед образованием стоит актуальная проблема по развитию активной, творческой, гармонично развитой (в духовно – нравственной, художественно – эстетической, интеллектуальной сфере), психически и физически здоровой личности. Наиболее эффективно эта проблема решается в системе "личность – культура – образование – творческая деятельность".  

         В каждом ребенке сконцентрирован колоссальный эмоциональный опыт, имеющий генетическую природу. Наиболее сильно это выявляется, как правило, через музыку. С помощью музыки можно определенным образом влиять на формирование человека, утверждал Аристотель, он  считал, что музыка  в большой  степени воздействует на этическую сторону души. Музыка имеет огромное значение в жизни каждого человеке. Она способствует интеллектуальному развитию, умению рассуждать, мыслить образно, воспитывать чувства и эмоции, как никакое другое искусство. Выступления на сцене помогают концентрироваться в нужный момент, добиваться успешной самореализации. Эти качества необходимы детям не только в сфере искусства, но и в любой другой деятельности. Музыкально ориентированные дети духовно богаче, интеллектуально развитее, больше читают, обладают культурой речи, более остро воспринимают окружающий мир, видят красоту. Это связано с дополнительными знаниями об истории, традициях разных эпох, национальной культуре.

     Цель творческого проекта:

 Реализация исполнительских навыков игры на домре в процессе концертного выступления. Подведение итогов, в связи с окончанием Детской школы искусств выпускников (сольные выступления и игра в ансамблях); пропаганда домрового искусства среди сверстников  (в этом и  заключается актуальность проекта)

 Задачи: Обучающие: 

- Обучить учащихся умению планировать свою работу.

- Формировать навык сбора и обработки информации, материалов

- Обучать умению анализировать.        

Развивающие:

- Развитие творческого потенциала как основу дальнейшего становления личности.

- Повышение нравственного потенциала детей.

- Развитие креативности.

- Развитие коммуникативных способностей.

Воспитывающие:

- Прививать любовь и  интерес к культуре и традициям русского народа.

- Воспитывать чувство патриотизма к Родине.

- Воспитание интереса у учащегося к целенаправленной, самостоятельной  работе.

- Воспитывать культуру сценического поведения.

- Воспитывать дисциплинированность, ответственность, целеустремленность

Здоровьесберегающие:

- Развивать позитивное отношение к занятиям, уверенность в своих силах.

- Создать атмосферу доверительного общения, сотворчества,

сотрудничества, сопереживания.

- Вырабатывать стремления к самовыражению, саморазвивитию, самопознанию  посредством занятиями музыкой, исполнительством на домре.

Результат проекта, проектный продукт: «Музыкально – литературная композиция»- программа, состоящая из музыкальных  произведений различных эпох, жанров   и  стилей; ансамблевые и сольные выступления учащихся, презентация.

Место проведения: НРБОУ ДОД «ДШИ№1»

Ресурсное обеспечение проекта:

1.Материально-техническое обеспечение:

 - музыкальные инструменты – домры концертные, рояль, синтезатор.

 - концертный зал.

 - компьютер, видеопроектор, экран.

 - микрофоны.

- стулья, пюпитры, ноты.

2.Кадровое обеспечение:

 - Преподаватель ДШИ по классу домры -  Штерцер О.В

 -Учащиеся класса домры преподавателя Штерцер О.В

 - Ведущая – Зудина Т.М

 - Концертмейстеры Малых Н.С, Набиева С.В, Кондратьева И.Н

Срок реализации проекта: долгосрочный – 6-7 месяцев

Слушатели: Учащиеся, преподаватели,   родители, администрация школы.

Уровень: Поселковый или районный.

Реализация творческого проекта состоит из следующих этапов:

Работа над проектом включает совместную деятельность педагога и учащихся класса домры народного отделения. Она распределяется следующим образом по этапам проекта:

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность учеников

           1 этап

(подготовительный)

1.Формулирует проблему (цель) – при постановке цели определяется и продукт проекта;

2.Вводит в сюжетную ситуацию;

3.Формулирует задачу

1.Вхождение в проблему;

2.Вживание в сюжетную ситуацию;

3.Принятие задачи;

4.Дополнение задач проекта

           II этап

       (основной)

4.Помогает в решении задач

5.Помогает спланировать деятельность

6.Организует деятельность

7.Оказывает практическую помощь (по необходимости)

8.Направляет и контролирует осуществление проекта

5.Работа над концертной программой

6.Распределение репетиционного времени со всеми участниками проекта (детьми)

7.Формирование специфических знаний, умений, навыков

           III этап

        (итоговый)

9.Готовит и проводит концерт класса.

8.Представляет зрителям продукт деятельности (защита проекта)

                                    Содержание проекта

  1. этап (подготовительный):

  На данном этапе:

а)  Задача преподавателя  Штерцер О.В – руководителя проекта: создать условия, сформулировать цель и задачи проекта;

б) Задача учащихся класса домры  – вхождение в проблему и дополнить задачи проекта.

в) Разработка организационного плана проекта:

   - ученики оценивают масштаб предстоящего мероприятия (вживание в сюжетную ситуацию);

   - выбор программы (не менее 10 музыкальных произведений - разножанровых) – сольное, а также ансамблевое исполнение  – Приложение

г) Формируется творческий коллектив.

         II этап (основной):

        (совместно с преподавателем)

  - Разработка и составление сценария музыкально-литературной композиции «Живые звуки струн»

  - Поиск необходимой информации о композиторах, эпохе и стилях, о музыкальных произведениях, включенных в программу мероприятия.

  - Работа над концертной программой: раскрытие художественного образа,

     стремление к качественному исполнению.

  - Артистизм.

  - Распределение репетиционного времени между всеми участниками проекта.

  - Разработка, утверждение и изготовление пригласительных билетов,

     программ, реклама (афиша).

  - Работа над  слайдовой презентацией.

  - Видеосъемка.

  - Оформление сцены, подготовка технического оснащения.

    III этап (итоговый):

На данном этапе происходит проведение  концерта класса в форме музыкально-литературной композиции «Живые звуки струн», презентация.

   Проводится рефлексия:

 - Проведение опроса участниками проекта среди зрителей;

 - Самоанализ выступления учеников  в концерте.

 - Саморефлексия: понравилась ли ученикам  подготовка и  проведение концерта класса.

Значение музыкального исполнительства на русских народных инструментах в процессе воспитания подрастающего поколения

                      (обоснование  выбранной  программы)

Разрушение любого государства начинается с разрушения его музыки. Не имеющий чистой и светлой музыки народ обречен на вырождение. (Китайская поговорка)

             Проблема динамичного развития системы воспитания и развития   подрастающего поколения стоит сегодня перед обществом особенно остро. Особого внимания в этой связи заслуживает проблема социальной адаптации детей. Поэтому злободневным является вопрос о необходимости поиска наиболее эффективных форм, способов объединения усилий различных культурных сфер в воспитании и образовании детей и юношества. Коллективное инструментальное музицирование - одна из самых доступных форм приобщения обучающихся к мировой сокровищнице классической и народной музыки. Творческая атмосфера этих занятий предполагает активное участие детей в учебном процессе. Радость и удовольствие от совместного музицирования с первых дней обучения музыке – залог интереса обучающихся к этому виду искусства. При этом каждый обучающийся становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей и образования на данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере в группе среди учеников. Общность целей и задач в процессе коллективной деятельности определяет особое место ансамбля в воспитании будущего музыканта: игра в ансамбле дисциплинирует, воспитывает такие существенные качества как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность за общее дело, вырабатывает умение в процессе занятий и исполнения произведения концентрировать внимание на ритме, темпе, динамике, преодолении возникающих трудностей, достижении поставленной исполнительской задачи, воплощении художественного замысла. 

            Ансамбли народных инструментов были и остаются одной из наиболее распространенных форм коллективного музицирования. Они занимают прочное место в системе обучения учащихся в различных музыкальных учебных заведениях, выступают в роли общенационального объединяющего фактора, вносят значительный вклад в музыкальную культуру России. Благодаря демократичности жанра, его доступности различным возрастным категориям, оркестры и ансамбли народных инструментов пользуются большой популярностью у широкой слушательской аудитории, являются действенной формой нравственного, эстетического и патриотического воспитания. Основная цель этих коллективов: формирование и воспитание художественного вкуса, позитивных социальных установок и интересов подрастающего поколения; приобщение возможно большего количества детей, подростков, молодежи к национальной музыкальной культуре. Воспитательное значение детских русских народных ансамблей заключается в приобщении достаточно широкого круга учащихся к русским и мировым музыкальным традициям. Данные коллективы являются той первой ступенькой в искусстве коллективной игры, через которую прошли многие поколения россиян, пополняя ряды не только профессионалов, но и любителей, почитателей народно-инструментального жанра.
Одной из задач, указанных в Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы, является оснащение учреждений культуры музыкальными инструментами и специальным современным оборудованием, обеспечивающим возможность эффективной реализации образовательных программ. Внедрение специально оснащенных музыкальных компьютеров и электронных музыкальных инструментов в образовательный процесс детских школ искусств подтверждает актуальность проблемы воспитания информационной компетентности школьников.

        Популярным музыкальным инструментом нового формата в сфере художественного образования за последние десять лет становится клавишный синтезатор. Наиболее активной группой его пользователей являются учащиеся подросткового возраста. Это связано с тем, что освоение электронного музыкального инструмента, с одной стороны, способствует самоутверждению и самовыражению подростка как личности, способной к творчеству и самостоятельной продуктивной деятельности. С другой стороны, школьников привлекают разнообразные функциональные возможности синтезатора. Синтезатор используется в классе домры, на уроках специальности и ансамбля.


Сценарий.

Ведущая: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня вы познакомитесь с удивительным русским народным инструментом – домрой.

Показ слайдовой презентации на протяжении всего концерта.

Звучит музыка. Выходят дети, читают стих: 

Домра, как забытая царица,

Что жила когда-то на Руси.

Балалайки старшая сестрица,

Звуком ладным в голубой выси,

Разносила на потеху миру в скоморошьих озорных руках

Складных  песен звонкую сатиру

В старых сказках, баснях и стихах.

Но навет коварный и злобливый звуки домры захотел избыть,

Словно ворог жалкий и трусливый,

Что желает свой позор забыть.

Он молчанье струнам тем заветным,

 Напророчил дерзкою рукою, чтобы песни их  потоком светлым

Истекли безвременья рекою.

Но наветы домре не преграда. Сквозь столетья звук её чудесный,

Как Судьбы достойная награда, снова льется радостною песней.

                                                        Эти стихи о домре принадлежат поэту                                                              Владимиру Безцветному.

Ведущая:

Домра - русский народный щипковый инструмент. Первые упоминания о ней относятся к XIII веку - Семьсот лет существует этот инструмент, из них триста лет (XV - XVII в.в.) являясь годами необычайного расцвета (в особенности XVI век) увеселяла бояр в царских палатах и скрашивала жизнь крепостных крестьян. В это время из села в село, из города в город небольшими группами ходили скоморохи и устраивали самые различные представления. А музыкантов, играющих на домре, называли - домрачеями.

В Москве была образована Потешная палата, где скоморохи могли найти применение своему таланту.

Но после указа царя Алексея Михайловича в 1648 году, фактически объявившего гонения на скоморохов, изготовление домр прекращается, искусство скоморохов утрачивает свою массовость, домра постепенно исчезает из быта народа, и о ней забывают. На смену домре приходит балалайка - инструмент с треугольным кузовом.

Трудно сказать, как бы сложилась судьба домры, но только спустя больше чем два столетия, в 1896 году она была найдена в Вятской губернии, и ею заинтересовался большой энтузиаст, музыкант, просветитель, организатор первого оркестра русских народных инструментов в Санкт - Петербурге Василий Васильевич Андреев (1861 - 1918). Совместно с талантливым мастером - самородком Семёном Ивановичем Налимовым (1857 - 1916) он восстанавливает трехструнную домру малую, а позднее домру альт и домру бас.

В 1908 году другой московский музыкант Григорий Павлович Любимов вместе с музыкальным мастером Сергеем Фёдоровичем Буровым создают четырёхструнную домру. С тех пор домра заняла достойное место в музыкально – исполнительском академическом жанре.

Самыми первыми музыкальными произведениями, написанными  композиторами  для домры, были, конечно же, обработки народных песен и танцев. Ведь домра – инструмент, обладающий самобытным звучанием, способным передать глубину и широту русской песни.

1 номер

В исполнении учащегося 7 класса Ерёмина Игоря прозвучит обработка русской народной песни композитора Николая Олейникова « Со венком я хожу»

Народная мудрость гласит – «В русской песне живет душа русского народа». Русская песня – это уникальный самобытный памятник культуры. Основа народной песни – это, прежде всего ее высокая духовная направленность, которая вместила в себя природное богатство Русской земли, характерные черты, традиции русского быта. Русская песня является источником, носителем культуры, основой всех музыкальных жанров. Не случайно русский композитор, основоположник русской музыкальной классики М.И. Глинка подчеркнул, что «Музыку создает народ, а мы ее только аранжируем».

2 номер

В исполнении учащейся 5 класса Сайтчабаровой  Лизы прозвучит обработка русской народной песни композитора Николая Олейникова

 « Посею лебеду на берегу»

Ведущая: Народная песня - самая демократичная, доступная всем форма приобщения к музыкальному творчеству. Где, как не в песне, можно постичь характер народа: его безмерную широту, доброту и щедрость, самородный нрав, удаль и молодецкий задор.

3 номер

В исполнении ансамбля домристов звучит обработка украинской народной песни композитора Панина «Катилась звёздочка»

Ведущая: Репертуар домристов очень разноплановый, в него также входят  и переложения музыкальных произведений, написанных для инструментов симфонического оркестра.  Следующее произведение, которое вы услышите,  было написано композитором Арамом  Хачатуряном для симфонического оркестра. Это Вальс из сюиты к драме М.Ю.Лермонтова «Маскарад».
В этом году наша страна отпраздновала 200 летний юбилей  великого поэта М.Ю. Лермонтова. Михаил Юрьевич Лермонтов – одно из удивительных явлений в мировой литературе. Он погиб, не дожив до 27 лет, но успев  создать такие шедевры, которые дали ему право войти в число великих писателей. Гигант мировой литературы Лев Толстой признавался, что его эпопея «Война и мир» выросла из лермонтовского «Бородина».

Порядка трех десятков поэм, четыре сотни стихотворений, ряд прозаических и драматических произведений составляют неприкосновенный запас русской культуры. Кроме того, Михаил Юрьевич был художником, создавшим более десятка картин маслом, более пятидесяти акварельных работ, свыше трехсот рисунков. Он был одарен удивительной музыкальностью – играл на скрипке, на фортепьяно, пел, сочинял музыку на собственные стихи.

     В 1941 году, к столетию со дня смерти Лермонтова (1814—1841), Московский театр имени Вахтангова ставил его драму «Маскарад». Музыка была заказана композитору Араму Хачатуряну, который успел проявить себя как яркий театральный композитор, прекрасно чувствующий сцену. Хачатурян пишет сюиту к драме М.Ю.Лермонтова «Маскарад» Вальс, открывающий сюиту, — одно из самых ярких произведений Хачатуряна.

4 номер

Вальс А.Хачатуряна к драме М.Ю. Лермонтова «Масакарад» в исполнении  учащихся 7 класса (выпускников)  Еремина Игоря, Мухаметкуловой Алины и преподавателя Штерцер Ольги Вадимовны.

Ведущая:  Не так уж много есть не белом свете совершенных мелодий. Столь прекрасных, что они знакомы практически всем. Совсем невероятно, когда подобные мелодии пишутся разными людьми, и даже на разный текст. Общее – только название, тема, образ. Это уже само по себе – загадка.
Итак, радуйся, Мария! Изначально – приветствие архангела Гавриила Марии в момент Благовещения. В католической традиции – Ave Maria, в православной – «Песнь Пресвятой Богородице» («Богородице Дево, радуйся!») «Ave Maria» Баха-Гуно.

Один из самых известных и фундаментальных трудов И.С. Баха – двухтомный «Хорошо темперированный клавир». Прелюдии и фуги из него музыканты играют с детства и всю жизнь. Самая первая прелюдия, открывающая весь цикл, на первый взгляд – просто кажущийся удивительно простеньким до-мажорный наигрыш. На второй и последующий взгляды так уже не кажется – прелюдия завораживает. Через 150 лет  французский композитор Шарль Гуно (известный нам по опере «Фауст» с его «Люди гибнут за металл!») написал к прелюдии мелодию. Просто наложил на баховскую музыкальную ткань свою мелодию. Музыка зажила своей жизнью и является одной из самых часто записываемых и исполняемых в мире.

5 номер

 И.С Бах - Ш. Гуно  «Аве, Мария»  исполняет ансамбль домристов. Используем синтезатор.

Ведущая: Следующее музыкальное произведение, которое вы сейчас услышите, было написано советским композитором  Рейнгольдом Глиэром.

На основе поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» композитор Р. М. Глиэр создал одноименный балет, «Медный всадник» относится к лучшим произведениям Глиэра. Балет отличается разнообразием эмоциональных состояний, красочностью оркестра, симфоническим развитием, в чем композитор предстает продолжателем традиций Чайковского. Музыкальная драматургия балета, отмеченного стройностью замысла и цельностью формы, основана на столкновении двух различных сфер: Петра I  и его Великого города — и любви «маленьких людей». Лейтмотивы-характеристики даны не только действующим лицам, но и «пустынным волнам», Медному всаднику, Великому городу. Важна в балете роль образов угрюмой, угрожающей человеку природы. Точно передан колорит Петровской эпохи. Постановка балета планировалась к отмечавшемуся по всей стране 150-летию со дня рождения Пушкина в 1949 году. Премьера состоялась 14 марта 1949 года в Ленинграде, в театре оперы и балета им. Кирова (Мариинском), а 27 июня — в московском Большом театре. 

6 номер

 «Танец на площади» из балета «Медный всадник» исполняет ансамбль домристов.

 Ведущая:  Большую жанровую группу в семействе музыки и слова составляет песня — смежный жанр, получивший в XX в. мощное развитие, благодаря новым техническим средствам информации и распространению массовой культуры. Эти песни сочиняются профессиональными композиторами, исполняются с эстрады, по радио или телевидению. 

                                Не слышны в саду даже шорохи,

                                Всё здесь замерло до утра,

                                Если б знали вы, как мне дороги

                                 Подмосковные вечера.

Такими словами начинается широко известная советская песня послевоенного времени,  «Подмосковные вечера» - сохраняющая многочисленных почитателей и по сей день. Написана она советским композитором Василием Соловьёвым-Седым и  поэтом Михаилом Матусовским. Первый автор, будучи уроженцем Ленинграда, хотел сначала назвать песню «Ленинградскими вечерами».

Широкую известность песня приобрела в 1957 году — после того, как стала торжественной песней Московского фестиваля молодежи и студентов в исполнении Владимира Трошина. С тех пор «Подмосковные вечера» стали хорошо знакомы не только каждому советскому человеку, но и снискали себе славу одной из наиболее известных советских (а ныне — российских) песен за рубежом.

Также мелодия по сей день используется в качестве позывных Радио «Маяк» 

7 номер

«Подмосковные вечера» исполняет ансамбль домристов.

Ведущая: Все мы любим, смотреть кино. И представить себе интересный фильм без музыки невозможно. Почти в каждом кинофильме мы слышим музыку. Мы так привыкли к этому, что даже не всегда отдаем себе отчет: 
Зачем нужна музыка в фильме, какого ее назначение? В фильмах используют разную музыку, чтобы создать настроение, или усилить какой-нибудь эффект. Например, в комедиях звучат веселые и легкие мелодии. Одними из выдающихся советских, российских композиторов нашего времени, много работающего в отечественном кинематографе был
Народный артист СССР Андреем Петровым. Он родился 2 сентября 1930 года и прожил всего 75 лет.

Композитор - один из наиболее известных и часто исполняемых композиторов в России и за рубежом. Андрей Петров - "Почетный гражданин Санкт-Петербурга". Его именем названа малая планета.

Музыка этого композитора звучит в таких фильмах, как «Служебный роман», «Осенний марафон», «Вокзал для двоих», «Белый Бим Черное ухо», «Берегись автомобиля»

8 номер

«Вальс» из кинофильма «Берегись автомобиля» исполняет ансамбль домристов. Используем синтезатор.

Ведущая:  Эстрадная музыка — вид развлекательного музыкального искусства, обращенный к самой широкой слушательской аудитории. 
Наибольшее развитие данный вид музыки получил в XX в. К нему обычно относят танцевальную музыку, различные песни, произведения для эстрадно-симфонических оркестров и вокально-инструментальных ансамблей. Сейчас вы услышите популярную мелодию фокстрота «Неудачное свидание», которую написал
 Заслуженный артист РСФСР Александр Наумович Цфасман в 30 годах 20 века — известный композитор, пианист и дирижер, долгие годы плодотворно работавший в области эстрадной и джазовой музыки.

9 номер

А.Цфасман «Неудачное свидание» (фокстрот) исполняет ансамбль домристов. Используем синтезатор.

Ведущая:  Даже тот, кто никогда не бывал в Финляндии, и имеет самое приблизительное понятие об этой стране, с легкостью сможет напеть задорный мотив "милой старой доброй Енки", известной россиянам по стихотворному тексту Михаила Пляцковского. 
Многие считают песню народной, но в Финляндии каждый знает, любит и чтит автора "Летки-енки" - композитора Рауно Лехтинена. Именно он в 1963 году создал эту "самую финскую" мелодию на основе старинной народной танцевальной музыки. В том же году свет увидела пластинка с песенкой. Хит был мгновенно подхвачен исполнителями и завоевал популярность. Сегодня "Летка-енка" переведена на 92 языка, и финны считают, что их танец, прославленный Рауно Лехтиненом, может соперничать по известности с "Ча-ча-ча". 

10 номер

Р.Лехтинен «Летка-енка» исполняет ансамбль домристов. Используем синтезатор.

Ведущая: Всем спасибо за внимание, до новых встреч!

  Критерии результативности:

* качество звука, слаженность  ансамблевой игры.

* уровень сложности музыкальных произведений;

*эмоциональность и образность исполнения;

* развитость технических навыков музыкального исполнительства;

* культура исполнения и поведения учащихся во время выступления (внешний вид, собранность, посадка, артистизм);

 

                                           Заключение.

 Проект «Живые звуки струн» имеет практическую направленность и планируется к применению для работы в образовательном учреждении.

  В ходе реализации проекта учащиеся ДШИ развивают свои музыкальные, организаторские способности. Это позволяет получить оценку и признание не только в ДШИ, но и в общеобразовательной школе, где учатся учащиеся класса домры. Также, в рамках проекта происходит сетевое сотрудничество – пропаганда музыкального искусства среди сверстников.                            

 В концертную программу включены сольные и ансамблевые номера. Работа над единым замыслом и осмыслением музыкального образа всегда очень интересна. У обучающихся выстраивается единая картина, которую они дополняют своими индивидуальными мелкими деталями, не нарушая общую мысль. Они вместе фантазируют, обсждают, спорят, и приходят к общему мнению. Так формируется художественный вкус, интерес к изучаемому материалу, стремление к качественному исполнительству.

 Работа над проектом способствует сплочению творческого коллектива.

Между обучающимися и педагогами формируются отношения сотрудничества, свободной дискуссии. Создаются предпосылки для формирования у детей активной творческой деятельности, развитие эстетического вкуса, образного мышления, пространственного воображения. Такая работа раскрывает и воспитывает у обучающихся такие черты характера, как коммуникативность, умение моделировать, сотрудничать, умение работать в команде. Все эти черты помогают в дальнейшем становлению социальной личности, что является первостепенной задачей всего обучающего процесса.

        

                     

                        Критерии  успешности  реализации  проекта:

В процессе реализации проекта у учащихся формируются новые навыки и качества.

Творческое воображение – способность создавать образ  через средства музыкальной выразительности и способность изменять его (представлять образ в развитии). Способность к воссоединению отдельных художественных элементов в единую систему – образ.

Коммуникативные качества – способность к сотрудничеству, способность отстаивать свою точку зрения, способность к мотивированию творческой деятельности других.

Эмоционально – креативные свойства – эмоциональная отзывчивость, способность выражать эмоциональное содержание.

Исполнительская выразительность -  использование всех изученных средств музыкальной выразительности, навыков игры в ансамбле, с концертмейстером, умение анализировать музыкальное произведение, яркое сценическое исполнение.

Толерантность – способность понимать  и принимать другие трактовки исполнения, которые отличаются от собственных представлений на произведение.

                              Использованная литература:

1.Мильштейн Я.И. «Уникальный ансамбль». Вопросы теории и истории исполнительства. М.; Сов. Композитор, 1983

2. В. Круглов. Искусство игры на домре. М., 2001

3. http://www.belcanto.ru/ballet_bronze.html, http://www.tanki-media.ru/bp_07_musica/texts_rodina/podmoskovnye_vechera_h.html, http://www.dvorec.ru/statia/page.php?AIM=19&AIP=30&s_IS=32970

Приложение

Репертуарный список

1.Н.Олейников. Обработка русской народной песни «Со венком я хожу»

2. Н.Олейников. Обработка русской народной песни «Посею лебеду»

3.А.Панин. Обработка украинской народной песни «Катилася зирка»

4.А.Хачатурян. Вальс к драме М.Ю.Лермонтова «Маскарад»

5. И.С.Бах-Ш. Гуно «Аве, Мария»

 6. Р. Глиэр. Танец на площади из балета «Медный всадник»

7.А.Петров. Вальс из кинофильма «Берегись автомобиля»

8.Соловьёв - Седой «Подмосковные вечера»

9. А.Цфасман «Неудачное свидание»

10. Р.Лехтинен «Летка-енка»



Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств им.Г.С.Райшева»

Методическая  работа

«Ансамблевое исполнительство в классе домры, как способ формирования и развития творческих способностей детей в ДШИ»

Автор  Штерцер Ольга Вадимовна

Преподаватель  класса домры

Пояснительная записка

        В современном музыкальномобразовании роль ансамблевого  исполнительства невозможно переоценить, так как этот вид творчества наиболее востребован  иэффективен в развитии творческих  способностейдетей.  Действительно, сейчас невозможно представить себе ДШИ без творческих музыкальных коллективов, ведь ни один концерт или праздничное мероприятие не проходит без  участия различных ансамблей. Ансамблевое музицирование объединяет всех учащихся класса, делая их союзниками в решении задач, которые ставит перед собой игра в ансамбле. Совместное творчество приносит детям огромную радость от выступлений  на  школьных концертах и от выступлений на различных исполнительских конкурсах, которых   ежегодностановиться только больше. И как  показывает практика, дети с весьма скромными  способностями могут реализовать себя в качестве музыканта-исполнителя, участвуя в ансамбле.Тем самым учащийся успешно мотивируется  на дальнейшее обучение в школе.Ансамблевая игра представляет собой форму деятельности, открывающую возможность для широкого ознакомления с музыкальной литературой. Переложения скрипичного репертуара для ансамбля домристовдают юным музыкантамисполнять произведения различных художественных стилей исторических эпох.В ансамбле у учащихся дополняются и совершенствуются умения и навыки, приобретаемые  ими в классе специального инструмента  и теории. В процессе ансамблевой деятельности решаются следующие педагогические задачи такие  как:воспитание личности каждого учащегося, его подготовка к будущей самостоятельной музыкально - просветительской деятельности или профессиональной. Развиваются эстетический и художественный вкус, музыкальность. Совершенствуется исполнительская техника и формируется психологическая готовность к выступлениям.

Ансамблевое исполнительство обладает огромными развивающими возможностями, такими как навык чтения с листа, развитие гармонического слуха и ритма, совершенствование технических навыков. Не говоря уже о развитии памяти, внимания, силы воли.Игра в ансамбле учит слушать партнёра, развивает музыкальное мышление. Начинающие ансамблистыучатся вести диалог с партнёром, т.е. понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать.Поэтому, как можно раньше, начиная с первого года обучения  игре на инструменте, ребёнку следует прививать навыки игры в ансамбле. Ведь известно, чтов начале занятий музыкой ребёнка необходимо заинтересовать, используя его собственную любознательность. Лучшим средством для этого является игра в ансамбле учитель–ученик.Совместное ансамблевое музицирование является идеальным средством для установления взаимного творческого контакта между педагогом и учеником. С самого начала обучения ребенка игре на инструменте появляется масса задач: посадка, постановка рук,  способы звукоизвлечения, ноты, счёт, паузы, и т.д. Но среди обилия решаемых задач важно не упустить основную - в этот ответственный период не только сохранить любовь к музыке, но и развить интерес к музыкальным занятиям. Педагог, исполняя мелодию на домре, обогащает простейшие пьесы ученика, помогает ему организовать ритм, приучает его слышать красивый звук домры, стимулирует интерес к занятиям. Даже играя одну ноту, ребёнок знакомится с элементамимузыкальной грамоты, осваивает первоначальные игровые движения, учится  понимать, что такое строй; у кого первая партия, а у кого вторая; учится одновременно начинать и заканчивать фразы и вместе исполнять динамические оттенки. Материалом для первых пьес могут служить народные песни - попевки, детские песенки.  Чередование сольного исполнительства и игры в ансамбле позволяет увлечь малышей в прекрасный мир музыки и не даёт им скучать на уроке. Далее, вклассенужно организовать ансамбли дуэтов. Ученик начинает прислушиваться не только к своей мелодии, но и к мелодии своего напарника. Они как бы начинают понимать друг друга. Затем, ознакомившись с более сложным материалом, начинают осваивать ансамблевые трудности: интонацию, динамику, ритм, темп и характер пьесы.Участникамдуэтаследуетнетолькосвободновладетьсвоейпартией, ноиотчетливопредставлятьпартиюсвоегопартнера. Этозначительнорасширяетгоризонтвиденияипониманиянотноготекстаобоимиисполнителями. Соответственно, активносовершенствуетсяансамблеваятехника. Аименно: всеболееидентичнымистановятсяартикуляцияиштрихи, усиливаютсясинхронностьметроритмикиитемпа, динамическийитембровыйбаланс.

 В сформированном ансамбле домристов подбирать репертуар следует с доступных детям произведений, в игре которых технические трудности преодолеваются сравнительно легко, а всё внимание направляется на художественные цели. Учитывая индивидуальный подход к каждому ученику, это достигается разным уровнем сложности партий. Более слабый ученик подтягивается, более сильный – облагораживает игру в ансамбле. Ученик проявляет повышенный интерес к занятиям тогда, когда не чувствует собственной беспомощности, а получает удовольствие от результатов своей работы. Если умело подбирать репертуар, у детей появиться уверенность в своих возможностях, активизируется интерес к обучению.   Для учащихся средних способностей игра в ансамбле становится, нередко, единственной возможностью участвовать в концертном выступлении. Активное участие в концертной жизни школы, несомненно, способствует воспитанию устойчивого интереса к обучению.

Ансамбль – это коллективная форма игры, в процессе которой  музыканты исполнительскими средствами сообща раскрывают художественное содержание произведения. В ансамбле важно  чувствовать музыку и творить вместе. Игра в ансамбле воспитывает у исполнителя ряд ценных профессиональных качеств. Одним из таких является ритмическое чувство.Ритм – один из центральных элементов музыки. Формирование чувства ритма – важнейшая задача педагога. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая. Играя вместе, ученики находится в определённых метроритмических рамках, им необходимо слушать фортепианную партию и друг друга. В этом случае педагог играет вместе с детьми. Ансамблевая игра не только даёт педагогу возможность диктовать правильный темп, но и формирует у ученика правильное темпоощущение. Необходимо найти наиболее точный ритм, добиться точности и чёткости ритмического рисунка.Игравансамблепомогает  юномуансамблиступреодолетьприсущиеемунедостатки, например,плоходержатьтемп или игратьнеритмично.

               Важным моментом  в ансамбле, является синхронность исполнения.Под синхронностью ансамблевого звучания следует понимать точность совпадения во времени сильных и слабых долей каждого такта, предельную точность при исполнении мельчайших длительностей всеми участниками ансамбля. При рассмотрении проблемы синхронного исполнения нужно выделить три момента: умение начать пьесу вместе, играть вместе и закончить произведение вместе. В ансамбле должен быть исполнитель, выполняющий функции дирижера, он обязан иногда показывать вступления, снятия, замедления небольшим кивком головы или ауфтактом. В достижении синхронности ансамблевого звучания многое зависит от характера музыки. 

 Игра в ансамбле у ребенка развивает чувство коллективизма. Индивидуальное творческое воспроизведение каждой отдельной партии объединяется в единое целое, возможность постоянно слушать друг друга, слить звучание своей партии с другой. Возможность объединить усилия для достижения общей цели, а также атмосфера групповых занятий создают благоприятные возможности для развития способностей.

Методические рекомендации по работе с ансамблем в классе домры

 В процессе формирования и совершенствования каждого инструменталиста. Важным фактором формирования ансамбля является подбор участников по близкому исполнительскому уровню и психологической

дело. Это помогает экономить время на разучивание партий и добиваться желаемых результатов при исполнении ансамбля. Как правило, эта работа делится на несколько этапов, а именно: 1. В общих чертах знакомство с произведением, его автором, эпохой, в которой жил композитор, историей создания сочинения.                                                          2. Тщательная проработка текста, его фактуры, штрихов, ритма, определение аппликатуры и приёмов игры, умение проследить за взаимосвязью отдельных музыкальных построений, фраз, частей, совместимости. А успех ансамбля зависит от работоспособности, исполнительности и ответственности каждого участника ансамбля. Не простой задачей по формированию ансамбля является подбор инструментов. Учитывая слабое оснащение школ инструментарием, выбирать инструменты следует единые по тембру, если есть возможность, то одной фирмы, чтобы они дополняли звучание друг друга. Отдельной строкой следует выстраивать в ансамбле работу над партиями. В ансамбле все партии равны, чтобы обеспечить хорошее звучание ансамблевой партитуры желательно добиваться разучивания и исполнения каждой партии на должном уровне.

Правильно научить учащихся распределять работу над музыкальным произведением в ансамбле – очень важное и ответственное обратить внимание на кульминацию, ровность темпа, агогические отклонения.                                                                3. Стремление к воплощению авторского замысла, выявлению художественного образа. А именно: проанализировать структуру произведения, его драматургию, стилевые и жанровые особенности.                                                                            4.В тесной связи со становление образа решаются такие задачи, как тщательная отработка нужных приёмов звукоизвлечения, поиск звуковых красок, уточнение динамических оттенков.                                                                            

5. Важный момент, требующий выдержки, понимания, и терпения – обыгрывание произведения, вживание в его художественный образ. Это закрепление достигнутых задач, и продолжение совершенствования. Это момент и психологической подготовки к исполнению произведения в сценических условиях.

            Нельзя забывать о значении подбора репертуара, который является залогом хорошего результата в работе с ансамблем. Выбор репертуара должен учитывать индивидуальные способности учащихся, их возможности, реализовывать навыки и технические умения, приобретённые в классе специальности. В использовании переложений для ансамбля (домра), убедившись в том, что произведение доступно ансамблю по содержанию и фактуре, нужно подумать над тем, могут ли тембровые краски данного ансамбля органично и наиболее полно передать краски оригинального произведения. При планировании внеаудиторных занятий, нужно помнить, что у детей есть ещё и общеобразовательная школа, и предмет «Специальность», которые требуют подготовки домашних заданий. Поэтому задачи перед учащимися при разучивании ансамбля, нужно ставить конкретные и реально выполнимые, не спеша, но продуманно двигаться к намеченному результату. Одним из интересных моментов в работе над ансамблем является выбор сценического образа. Подбор костюмов и аксессуаров к исполняемому произведению помогает еще глубже понять художественный образ исполняемой музыки и развивает умение перевоплощения и артистизм. Несомненно, важным этапом формирования ансамбля является показ программы на концертах, где оттачиваются и формируются профессиональные исполнительские навыки. Сформулированные задачи желательно ставить перед учащимися всех классов исходя из индивидуальных особенностей коллективов, и той исполнительской программы, которая находится в работе в данный период обучения, тогда игра в ансамбле будет интересной и увлекательной. Варианты возможных составов ансамблей: Однородные составы: Дуэты: - домраI, домра II. Трио: - домра I, домра II, домра III. Квартеты: домра I, домра II, домра III, домра IV. Смешанные составы: Дуэты: - домра игитара;  домра- балалайка-прима, домра – фортепиано. Трио: - домра малая, балалайка-прима, гитара и др. Также в классе ансамбля практикуется унисонная форма музицирования.Исполнение в унисон требует абсолютного единства – в метроритме, динамике, штрихах, фразировке. С этой точки зрения унисон является самой сложной формой ансамбля. Доказательством абсолютного единства при исполнении в унисон является ощущение, что во время игры вместе с другими учащимися ваша партия не прослушивается как самостоятельная. Между тем в унисоне формируются прочные навыки ансамбля, к тому же унисон интересен зрительно и в сценическом отношении. 

Ансамблевая игра актуальна для домры, древнего русского народного инструмента, соединяющего в себе возможности сольного инструмента  с  богатым и разнообразным ансамблевым репертуаром. Исторически известно, что еще в древности  домра использовалась для совместной игры в ансамблях малых форм.Ансамблевое исполнительство не только реализует все вышеперечисленные задачи, но и воплощает в жизньодин из самых замечательных принципов гуманистическойпедагогики: «Где для детей польза, там же для них должно быть иудовольствие» (М. Монтень).

Список источников
1. Готлиб А. Основы ансамблевой техники. - Ленинград: Мир,1986г. 
2. Ризоль Н. Очерки о работе в ансамбле. - М.: Музыка,1986г

3. Гончарова Н. Работа над ансамблем, как одна из форм развития интереса в обучении музыке детей со средними природными данными. «Феникс». Ростов-на-Дону, 2002

4. Олейников Н.Ф.Проблемыитрудностивработесансамблем. Свердловск УГК, 1989 г.

5.Имханицкий М.И. История исполнительства на русских народных инструментах.

6.Педагогика в афоризмах и изречениях 3-е издание, дополненное и переработанное.Составитель В.В.Чечет. Минск 2013



Предварительный просмотр:

           преподаватель ДШИ им.Г.С.Райшева Штерцер О.В.

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ДОМРЕ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ

           В настоящее время информационные технологии проникли во все сферы современной жизни. Музыкальное образование, и в частности процесс обучения на домре, также не остался в стороне. Благодаря этому процессу возникли новые педагогические задачи, идёт поиск новых приёмов и методов обучения, мы учимся применять информационные технологии, которые позволили бы повысить эффективность педагогического и исполнительского мастерства. В данной статье приведу примеры практической работы применения информационных технологий в учебном процессе ДШИ в классе обучении игре на домре. Во-первых, для преподавателей в области музыкального исполнительства, также который даёт широкий доступ к информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература. Такие сведения обогащают кругозор учащегося, обостряют интерес обучению. Так, широко используется сайт YouTube. Данный сайт позволяет загружать, просматривать, оценивать, комментировать, делиться видеозаписями, смотреть мастер-классы ведущих мастеров домрового искусства, принимаем участие в интернет конкурсах, размещая свое видео на данном портале, а интернет трансляции конкурсов и концертов помогают на расстоянии всем заинтересованным людям следить за определённым событием. Большую помощь

в работе с учащимися представляет использование учебного пособия (видео пособие из двух дисков) Заслуженной артистки РФ, профессора Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А.Римского - Корсакова Н.Н. Шкребко       «Я хочу стать домристом». Это пособие адресовано преподавателям, ученикам, а также их родителям. Такое пособие окунает в процесс обучения семью ученика, что позволяет сохранить триединство в обучение «педагог-ученик-родитель».

Отдельно хочется отметить работу в программах нотного редактора Sibelius и Final.  Данные программы очень помогают в работе с оркестром и

ансамблем.  Во - первых, это быстрый набор нотного текста, а также

использование компьютерных программ для развития у учащегося оркестрового мышления. Игра в ансамбле – отличный способ для  его развития. Достаточно много времени у ученика, играющего в ансамбле, оркестре, подготовительная работа: освоение текста, преодоление технических трудностей. Как правило, весь этот период проходит без других участников ансамбля даже в школе, не говоря уже о домашней работе. К наступлению момента игры с другими оркестрантами, учащиеся привыкают к звучанию только своей партии, что приводит к нестабильной игре. Слухового объема не хватает ученику для контроля нескольких партий одновременно. Зачастую в лучшем случае он играет свою партию, не обращая внимания на другие. Естественно, что ни о каком музыкальном диалоге и речи быть не может! Отчасти решить проблему отсутствия других партий в домашних заданиях юного оркестранта можно решить использованием фонограмм.

 Важно понимать, что работа с фонограммой это временный этап в подготовке к качественной игре в ансамбле. Она не решает все задачи, только часть из них. Например: выработать непрерывность исполнительского процесса (ученик должен находится в рамках непрерывного звучания произведения, не останавливаться, не возвращаться назад), точно соблюдать ритм, расширять слуховую базу.

Также,  в процессе обучения игре на домре применяем профессиональные фонограммы записанные специалистами в данной области. Это даёт возможность домристам выступать на конкурсах в номинации «эстрадный исполнитель»,

Выступать на школьных мероприятиях, как в закрытых помещениях, так и на улице. Не следует забывать и о психологических факторах. Родители учащегося дома слышат всего лишь отдельную звучащую партию, не имеют представления о

звучании произведения с концертмейстером. Исполнение произведения

фонограмму заинтересовывает родителей, позволяет ученику выступать на домашних  концертах. Новые информационные технологии существенно

расширяют возможности на новом уровне проводить не только уроки, но и

внеклассную работу. Мульти - медийные презентации стали неотъемлемой

частью тематических концертов. Это позволяет погрузиться в атмосферу,

тематику концерта, значительно усиливает эмоциональное восприятие

исполняемых произведений. Проведение классных часов также не

обходиться без мульти - медийных презентаций. Например, когда ученик

знакомиться с домрой, с её строением, историей, на помощь приходят

различные видеоряды- картинки, слайды, фильмы об истории музыкального инструмента, об истории исполнительства на народных инструментах. Таким образом, компьютерные презентации позволяют более наглядно представить изучаемый материал. Изготовление  печатной продукции: например,  для концертов пригласительных билетов, буклетов, программ концертов), также

не обходиться без компьютерных программ.

           В работе над музыкальным произведением часто  используется сотовый телефон. Встроенная видеокамера в телефоне помогает при подготовке домашнего задания. Ученики со средними музыкальными способностями плохо запоминают ритмический рисунок мелодии, ее интонацию или забывают, в каком темпе надо учить. Я применяю следующий способ работы: записываю свое исполнение пьесы на данном этапе работы на видео и даю задание, чтобы он дома слушал запись и постарался сыграть на инструменте так, как преподаватель.

При подготовке ученика к концертному выступлению также применяем видеокамеру сотового телефона. Мы записываем исполнение ученика на видеокамеру, а потом вместе слушаем. Ученик слышит себя со стороны и делает сам себе замечания. После такой формы работы его игра становится заметно лучше.

Внешний вид ученика немаловажен, чем само исполнение произведения. Поэтому запечатлеть поведение на сцене ученика, его выход, поклон, мимику лица во время игры поможет видеокамера. Ученик, видя себя со стороны, быстро может скорректировать недостатки. Проанализировав применение

информационных технологий музыкальном образовании, рассмотрев практические результаты личного педагогического опыта в этой сфере, мы приходим к определённому выводу. Информационные технологии — это неотъемлемый компонент процесса обучения музыке и связанных с ней предметов. Преподаватели и ученики сейчас имеют доступ к большому объёму

информации, ко всем своим и другим данным с любого цифрового носителя в любое удобное время. Музыкальное образование стало доступным и непрерывным. Поэтому, дистанционное образование (комментирование, обсуждение, видеосвязь с педагогом) это современная действительность.

Тем не менее, информационные технологии не меняют систему музыкального образования, а являются лишь дополнительным инструментом для создания более качественного и эффективного образования, они делают образовательный процесс более интенсивным, повышают скорость восприятия, понимания и глубину усвоения большого объема знаний.

Происходит расширение исполнительских возможностей, создание привлекательных и облегчённых условий для труда.

При всех положительных сторонах применения информационных

технологий в процессе обучения игре на домре, верю, что они никогда не

смогут заменить мастерство преподавателя. А начальное образование игре

на музыкальном инструменте вообще немыслимо без чуткого руководства

педагога. Только под руководством педагога можно сформировать

оптимальную постановку игрового аппарата, только педагог может показать

все грани «живого» звука.

Нужно, понимать,  что информационные технологии – это только инструмент для достижения лишь отдельных методических задач и заменить преподавателя он не

может. Основная цель ИКТ в образовании — облегчить работу учителя, повысить качество его деятельности до уровня, соответствующего современным стандартам.


Библиографический список

1.Бекенова Д. У., Мухатаева Ж. А. Информационные технологии в

музыкальном образовании [Текст] // Актуальные задачи педагогики:

материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита:

Издательство Молодой ученый, 2013

2.БушмаковаЮ.С.Инновационныетехнологивмузыкальномобразовании.-URLhttps://solncesvet.ru/инновационные-технологии-в-

Музыкальном образовании/ (дата обращения: 09.02.2018).

3.Горбунова И.Б.Планшетные и музыкально-компьютерные

технологии в системе профессионального музыкального образования. –

URL https://cyberleninka.ru/article/n/planshetnye-i-muzykalno-kompyuternye-

tehnologii-v-sisteme-professionalnogo-muzykalnogo-obrazovaniya

обращения: 09.02.2018).

4.Казан А.А. Использование мультимедийных программ в работе над

музыкальным произведением // Актуальные задачи и формы работы в

музыкальном образовании и художественно-эстетическом воспитании

детей: материалы 1-й научно-методической конференции преподавателей

муниципального

бюджетного

образовательного

дополнительного образования детей «Детской музыкальной школы №3» /

под ред. С. Лорьян. – Батайск: Изд-во ИП Колесников М.Ю., 2014 – С. 37

– 41


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический семинар "Возрастной подход в деятельности классного руководителя. Формы и методы работы с учащимися"

В рамках практического семинара рассматриваются психологические особен­ности детей разного возраста и основные формы и мето­ды работы с ними. Проблемные формы овладения теоретическим материалом позвол...

Формы и методы работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности.

Что полезно знать о мотивации, для того чтобы сознательно влиять на собственную активность и активность других? Работа посвящена различным направлениям работы с учащимися, имеющими низкую м...

Доклад «Разнообразие форм и методов работы с учащимися «группы риска», «трудными» и неблагополучными семьями как одно из эффективных направлений профилактической работы»

Изменение социально-экономических и политических условий в современном обществе разрушило основы прежней системы воспитания и образования молодого поколения, ухудшило положение детей и возможности гос...

Формы и методы работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности

Под мотивацией мы понимаем такую "внутреннюю энергию" (микростратегию) человека, которая позволяет ему начать активные действия в ситуации, в которой он обычно медлит, бездействует, откладывает, длите...

Формы и методы работы с учащимися по сохранению здоровья

Формы и методы работы с учащимися по сохранению здоровья...

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ

Вопросы взаимодействия родителей, детей и педагогов актуальны во все времена  и их решение требуют от педагога не только практических умений работы с детьми, но и теоретических знаний в организац...