Обучающий тренинг для педагогического коллектива : «Волшебный мир бабочки».
статья по психологии по теме
Тренинг расширяет представления участников образовательного процесса о роли арт-терапевтических приемов в работе с младшими подростками, на этапе перехода из начальной школы в среднее звено и дает возможность применения этих приемов для уменьшения уровня тревожности и повышения учебной мотивации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка тренинга | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования
Администрация Павловского муниципального района
Обучающий тренинг
для педагогического коллектива
в работе с младшими подростками:
«Волшебный мир бабочки».
Выполнила: педагог-психолог
МОУ Ясенецкая
средняя общеобразовательная школа
Инюшкина Екатерина Вячеславовна
Павлово
2010 год.
Цель: расширение представления участников образовательного процесса о роли арт-терапевтических приемов в работе с младшими подростками, на этапе перехода из начальной школы в среднее звено и возможность применения этих приемов для уменьшения уровня тревожности и повышения учебной мотивации.
Задачи:
- научить навыкам самопознания;
- формировать умение встать на место другого, посмотреть на ситуацию с разных точек зрения;
- развивать фантазию, воображение, чувство уверенности и повышения самооценки;
- развивать коммуникативные навыки, навыки сотрудничества и сплоченности;
- снимать психоэмоциональное напряжение и тревожность;
- накапливать положительно-эмоциональный опыт и актуализировать знания о приемах саморегуляции;
- воспитывать уважение друг другу.
Участники: учителя-предметники, социальный педагог, старшая вожатая (10 человек).
Оборудование: компьютерная презентация «Притча бабочки», музыка для релаксации и психогимнастики, цветные платки, круглая емкость голубого цвета с водой и круглыми мелкими шариками, емкость с песком, детские игрушки, цветной картон, цветные нитки, клей, ножницы, цветной песок, акварель, гуашь, заготовки цветных бабочек.
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Методы работы: арт-терапевтические приемы – авторская психогимнастика в работе с водой и песком; методы релаксации, игровые методы, приемы визуализации, техника индийской йоги, тренинговые упражнения.
!!! Обучающий тренинг с элементами арт-терапевтических и релаксирующих техник занимает больше времени в отличие от обычного урока (1 – 1,5 часа). Данное занятие рассчитано на 1 час 30 минут.
Этапы работы | Время |
Приветствие и знакомство с участниками тренинговой группы: Упражнение «Презентация» | 3 минуты |
Вступление | 2 минуты |
Упражнение «Маленькая личинка и куколка» | 10 минут |
Упражнение «Аплодисменты» | 3 минуты |
Упражнение «Великан» | 2 минуты |
Упражнение «Гусеница» | 2 минуты |
Упражнение «Полет бабочки» | 3 минут |
Авторская психогимнастика Эрика Осипук – работа с водой и песком | 15 минут |
Упражнение «Камушек в ботинке» | 5 минут |
Упражнение «Озеро спокойствия» - техника индийской йоги. | 5 минут |
Техника визуализации | 8 минут |
Упражнение «Пять минут» | 5 минут |
Упражнение «Танец с бочкой» | 5 минут |
Поделка бабочки | 10 минут |
Рефлексия: Упражнение «Скажи приятное» | 7 минут |
Презентация про бабочку | 5 минут |
Ход занятия
Приветствие и знакомство с участниками тренинговой группы:
Психолог. Здравствуйте! Я рада вас видеть. Наверное, у всех возникает вопрос: «А что мы здесь будем делать, зачем нам это нужно, что изменится во мне и в моей жизни после занятия в этой группе?» Сегодня мы все вместе ответим на эти вопросы. Но сначала нужно познакомиться и поздороваться.
Упражнение «Презентация».
Участники группы образуют круг и, начиная с психолога, поочереди представляются в группе. Психолог говорит: «Попробуйте в одной-двух фразах, помогая себе жестами и мимикой, представить себя группе: каким человеком вы себя чувствуете и как бы вы хотели, чтобы группа вас воспринимала». После этих слов психолог сам представляется группе. Далее по кругу каждый участник представляет себя.
Вступление: переход из начальной школы в среднюю – особый период в жизни ребят. В это время им требуется особый такт, забота, поддержка взрослых. В 5-м классе многое становится новым: учителя, форма обучения, одноклассники. Пятиклассникам в школе и интересно, и тревожно: хочется быть активными, независимыми, нужными, успешными, чтобы учитель и одноклассники оценили и увидели все самое лучшее в нем. С это целью классный руководитель, педагог-психолог, старшая вожатая, социальный педагог создают условия, позволяющие ученику как можно легче и радостнее вступить в новый этап школьного обучения.
Основная часть:
Психолог. Наш сегодняшний тренинг - о мире «особого ребенка» и тех ресурсах, которые помогут ему обрести крылья и отправиться в свободный полет навстречу жизни, преодолевая на своем пути трудности и преграды. Представьте себе, что каждый их вас – маленькая личинка. Ваши руки связаны невидимыми ниточками, вы видите, слышите, но двигаться не можете. Представили? Опишите свои чувства. А теперь давайте посмотрим, что происходит с «куколкой», так похожей на особого ребенка. (На роль «ребенка-куколки» выбирается взрослый, при помощи цветных платков взрослого «пеленают».)
«Куколка» не слышит, она не может воспринимать музыку, звуки природы, пение птиц, человеческую речь (психолог завязывает участнику уши). В глазах «куколки» бездонная чернота, ей не суждено увидеть красоту окружающего мира (завязывают глаза). Сейчас она не может рассказать о том, что чувствует, как провела день и чему удивилась (завязывается рот). У нее нет крыльев, она не может потрогать, почувствовать (связывают руки). Она лишена ног и не может передвигаться, играть и путешествовать (связывают ноги).
Психолог обращается к исполнителю роли:
- Что вы чувствуете?
Психолог. А сейчас постепенно снимаем запреты. Что вам хочется освободить в первую очередь?
Упражнение «Аплодисменты» (повышение самооценки и настроения).
Психолог просит встать тех, кто обладает определенным умением или качеством, это человек встает, а остальные ему аплодируют. Например: « встаньте те кто умеет вышивать, кататься на горных лыжах, плавать, читать стихи, мыть посуду, любит смотреть сериалы, сажать цветы и т.д.
Упражнение «Великан» (направлено на активизацию участников группы и повышение их самооценки).
Психолог предлагает всем стать в круг и произносит приблизительно такой текст: «Представьте себя великанами. Расправьте плечи, оглядитесь вокруг. Внизу – маленькие лилипуты, а каждый из вас – огромный человек – великан. Чувствуете себя сильным? Хорошо! Наклонитесь и возьмите в руки кого – либо из маленьких человечков, разглядите их. Почувствуйте себя большим человеком, а их – маленькими».
Психолог: итак, вы были маленькими личинками, но пришло время, и вы стали одной большой гусеницей (участники становятся паровозиком, двигаются друг за другом, преодолевая препятствия).
Когда гусенице бывало одиноко, она скручивалась в клубочек и приобретала силу и уверенность (участники встают в тесный кружок). И настало время, когда у нее появилось вначале правое крылышко (крылышко чувств и эмоций, интуиции) затем левое крылышко – разума, и она взмахнула ими, обретя гармонию, и полетела (участники машут руками-крыльями). Так она превратилась в бабочку. Впереди у нее трудный полет, ветер будет трепать ее крылышки, букашки будут стараться найти в ней изъяны, но она не свернет со своего пути.
Первый полет бабочки – обязательно к воде, без которой невозможна жизнь. Вода, этот волшебный эликсир, созданный самой природой, - метафора человеческих чувств.
Психолог подходит к большой круглой емкости голубого цвета с водой и круглыми мелкими шариками. Каждое следующее действие психолог показывает, а участники повторяют.
1. Вода издает различные звуки (слышна капель, спокойное журчание, успокаивающий шум волн, шторм на море).
2. Иногда на воде возникают круги и появляются замысловатые узоры (круговые движения).
Авторская психогимнастика Эрика Осипук:
Захотела бабочка купаться (имитируется полет бабочки над водой – сгибается каждый палец). Села на стебелек (к указательному пальцу прикладывается ладонь, все дальнейшие движения происходят в воде). Капелькой росы она умылась (стеклянным шариком дотрагиваются до каждого пальца). Зашуршал по крыльям ветерок (поглаживание ладони о ладонь). Улыбнулась водной тихой глади (поглаживание ладонями воды). Усики смочила в глубине (каждым пальчиком дотрагиваются до шариков). И вспорхнула к небу (складываются ладони над водой). На ночь глядя, растворившись в неге и росе (попеременно сжимаются ладони).
Опыт общения «бабочки» приобретают в песке, здесь снимаются запреты, открываются тайны, здесь можно почувствовать себя творцом и созидателем целого мира, пережитые эмоции прикосновений к песку помогают достичь равновесия с собой и миром. Участникам предлагаются упражнения на тактильно-сенсорный опыт: прикосновение к песку ладошками, а также тыльной стороной руки, «Отпечатки крылышек», «Струйки песочного дождя», «Затейливые лабиринты и спирали».
Психолог:
- Расскажите, какие чувства вызвало у вас знакомство с миром песка?
Для «особого ребенка» взаимодействие с песком можно использовать не только как развивающие игры, но и как «заземление энергии» и для развития «ручного интеллекта». Мы с вами сейчас преобразим мир песка. Выберите любую игрушку, которая будет представлять вас в песочном мире. (Участники ставят игрушки в песок). Подумайте, почему вы выбрали именно эту игрушку. Посмотрите, почти все эти предметы разные, так же и мы не похожи друг на друга, каждый уникален. Но у нас есть и много общего, и это помогает нам общаться и находить общий язык. (Обратить внимание на парные игрушки, повторяющийся цвет и т.д.) И это помогает нам в работе с «особыми детьми».
Упражнение «Камушек в ботинке».
Психолог спрашивает: «Скажите, попадал ли вам когда-нибудь камушек в ботинок? И какие ощущения у вас при этом были?» (обсуждение). «Если камушек вовремя не вытряхнуть из ботинка, то он будет причинять неудобства и даже боль. Когда мы сердимся, взволнованы или нам сделали что-то неприятное, это воспринимается нами как камушек в ботинке, который мешает дружить дальше. Поэтому камушек лучше сразу вытащить, то есть сказать о своих проблемах, чувствах. Подумайте, не чувствуете ли вы чего-то такого, что мешало бы вам? Если чувствуете, скажите нам: «У меня камушек в ботинке». Если вам ничего не мешает, то вы можете сказать: «У меня нет камушка в ботинке».
Упражнение «Озеро спокойствия» (познакомить участников с техниками индийской йоги с целью формирования нервно-психической устойчивости и знакомства с методами релаксации.)
Психолог говорит, что многие из них, конечно, не раз слышали слово «йога» - дыхательные и физические упражнения, медитация и священные песнопения – целью которых служит самореализация, «просветление», когда сознание объединяется со своим источником «я». Сейчас я предлагаю испытать на себе один из йогических способов релаксации:
«Сядьте прямо, закройте глаза. Посмотрите внутренним взором на область между бровями – там безбрежное озеро спокойствия… Наблюдайте, как волны спокойствия распространяются от бровей ко лбу, от лба к сердцу и оттуда – к каждой клетке вашего тела… За время вашего наблюдения озеро спокойствия углубляется и обтекает ваше тело… Постепенно оно заполняет ваше сознание… Спокойствие протекает через границы вашего сознания и движется в бесконечность. Насладитесь эти безбрежным спокойствием…Сделайте глубокий вдох и откройте глаза».
Техника визуализации.
Психолог. Расслабьтесь, сядьте удобно, закройте глаза.
Наступила пора, наша бабочка выросла, несмотря на трудности у нее выросли крылышки. Для своих близких она стала самой красивой, самой легкой. И самой мудрой. Посмотрите, какая она: большая или маленькая, какого цвета, где живет. Бабочка взмахнула крылышками, но почему-то не смогла полететь. Подумайте, почему? Но вот она взмахнула крыльями еще раз… и полетела. Мир, который раньше казался большим, стал почему-то маленьким. Но, каким бы интересным, ни был полет, бабочку тянуло вернуться назад, туда, где был ее дом. Однако он был так далеко… Бабочка приземлилась на цветок. Рассмотрите его, это очень важно. Именно его нектар дал возможность бабочке вернуться домой. А теперь откройте глаза.
Упражнение «Пять минут» (преодолеть «стресс торопливости», нейтрализовать эмоциональное напряжение, укрепить стремление учителей к достижению состояния внутренней уравновешенности).
Упражнение начинается со следующих слов психолога: «Представьте, что вы идете к автобусной остановке и видите, как подъезжает нужный вам автобус. Что вы сделаете? Спокойно скажите себе, что не будете торопиться, вскоре подойдет другой, или резко побежите к нему, чтобы сэкономить пять минут? Подумайте о том, что вам удалось успеть в автобус и, тяжело дыша, вы протискиваетесь между пассажирами. Пять минут у вас в запасе. Что вы будете делать в течение этих пяти минут, которые вам удалось сэкономить, затратив определенные усилия?»
Упражнение «Танец с бочкой»
Под музыку необходимо станцевать с воображаемым предметом, который назван в карточках (с зонтом, с цветком, с бочкой, с сотовым телефоном, на высоких каблуках, с кактусом, на сломанном каблуке, в пышной юбке, с мячом, в шляпе, с кавалером).
Психолог.
- А сейчас вы станете творцами:
1) вспомните, какую бабочку вы видели и нарисовали;
2) выберите цвет картона, с которым ассоциируете свое настроение в данный момент;
3) выберите цветные нити, которые будут изображать контур бабочки (нити обозначающие границы «Я»);
4) при помощи клея закрепите нити, смочите клеем крылья бабочки;
5) разукрасьте крылья бабочки цветным песком, можно использовать обычный песок, затем приклеить его с помощью клея и расписать цветной гуашью.
Закройте глаза и протяните руку. Психолог приклеивает на руку участникам своих цветных бабочек. Откройте глаза. Мир не черный и не белый, он такой, каким вы его видите. Все в ваших руках. Пусть эти бабочки останутся напоминанием о мире «особого ребенка».
Заключительная часть:
Психолог.
- Каковы ваши впечатления от коллективного тренинга?
- Какую пользу вы извлекли из занятия?
- Что нового о деятельности учителя вы узнали?
- Каковы возможности применения всех приемов при организации совместной работы в классе?
Упражнение «Скажи приятное»
Психолог зажигает ароматизированную свечу и предлагает выразить либо группе в целом, либо отдельному ее участнику поддержку, сочувствие или симпатию.
Психолог. Наш сегодняшний тренинг подходит к концу. Закончить его я хочу мудрым изречением, которое я предлагаю вам посмотреть. (Презентация про бабочку).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы педагогического коллектива по нравственному и патриотическому воспитанию обучающихся в Муниципальном общеобразовательном учреждении Становская средняя общеобразовательная школа
Нравственное и патриотическое воспитание школьников в последние годы приобретает особенно актуальное значение в связи со сложившейся международной...
Тренинг для педагогического коллектива
Без взаимопонимания невозможно общение,координация действий. Человек понимает поведение другого, его мысли и мотивы. Понимание строится на основе сопереживания, идентификации.Коррекции в педагог...
Материалы к педсовету по теме "Культура обучающихся и работа педагогического коллектива по её повышению"
методические рекомендации...
Выступление на педагогическом совете «Об успешной социализации обучающихся, роли педагогического коллектива в формировании личностных результатов освоения образовательной программы»
Социализация воспитанников – одна из приоритетных задач школы-интерната, ведь то, насколько подготовленным к «взрослой» жизни выйдет подросток из её стен, во многом опред...
Тренинг "Сплочение педагогического коллектива"
Тренинг "Сплочение педагогического коллектива", проведенный в рамках методического объединения педагогов-психологов....
Педагогический совет по теме: «Работа педагогического коллектива по сохранению и развитию здоровьесберегающей среды Центра. Предотвращение перегрузок обучающихся»
Педагогический совет по теме: «Работа педагогического коллектива по сохранению и развитию здоровьесберегающей среды Центра. Предотвращение перегрузок обучающихся»...
Конспект игрового тренинга для педагогического коллектива к международному женскому дню
Данный игровой тренинг организован и проведен в рамках профилактики эмоционального выгорания. Игровые тренинги развлекательного характера улучшают эмоциональный фон , хорошо сплачивают сотрудников, ул...