Система работы педагогического коллектива по нравственному и патриотическому воспитанию обучающихся в Муниципальном общеобразовательном учреждении Становская средняя общеобразовательная школа
рабочая программа по теме
Нравственное и патриотическое воспитание школьников в последние годы приобретает особенно актуальное значение в связи со сложившейся международной и внутриполитической обстановкой в России.
Давайте посмотрим вокруг себя. Сейчас основы патриотического воспитания граждан, особенно молодёжи, разрушены. Патриотизм, любовь к Отечеству стали для многих пустыми, ничего не значащими словами. Разрушен фундамент, на котором десятки лет строилось патриотическое воспитание, разрушены ориентиры, на которые нацеливалась молодёжь государства. А что вместо этого?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma__nravstvennogo....doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы педагогического коллектива по нравственному
и патриотическому воспитанию обучающихся в
Муниципальном общеобразовательном учреждении
Становская средняя общеобразовательная школа
Нравственное и патриотическое воспитание школьников в последние годы приобретает особенно актуальное значение в связи со сложившейся международной и внутриполитической обстановкой в России.
Давайте посмотрим вокруг себя. Сейчас основы патриотического воспитания граждан, особенно молодёжи, разрушены. Патриотизм, любовь к Отечеству стали для многих пустыми, ничего не значащими словами. Разрушен фундамент, на котором десятки лет строилось патриотическое воспитание, разрушены ориентиры, на которые нацеливалась молодёжь государства. А что вместо этого?
Результат статистических данных показал, что из 4 тысяч обследованных подростков 83% предпочитают только материальные ценности и только 14% назвали духовные. Спросите молодёжь, что такое патриотизм или кого можно считать патриотом. Большинство окажется в затруднительном положении с ответом. Для 84% опрошенных понятия «патриотизм» вообще не существует. Вырастает новое поколение молодёжи на боевиках и азиатских наркотиках. Насилие стало нормой жизни, а прежние духовные ценности осмеиваются и забываются. Слово «труд» вызывает у многих сочувствующие улыбки, ведь теперь всем известно, что очень многие молодые люди не трудятся, а живут за счёт других, не брезгуя однако воровством и бандитизмом.
Как в этих условиях сформировать у подрастающего поколения гражданственность и патриотизм как духовно-нравственные и социальные ценности? Ведь очень важно доказать учащимся, что только от них самих зависит их будущее и будущее России, и то, каким оно будет…
Задача государства в формировании патриотизма граждан является создание идеи, идеологии, морального фактора, России как государства-нации-общества. Задача состоит в том, чтобы сохранить вековые традиции и нравственные ценности- любовь к Отечеству, уважение к труду, религиозную терпимость, толерантность, справедливость.
В связи с этим педагогическим коллективом школы была разработана программа по нравственному и патриотическому воспитанию обучающихся и соответственно была поставлена следующая цель:
патриотическое воспитание обучающихся и формирование у них активной гражданской позиции; и задачи: воспитание патриотизма и гражданственности, формирование духовно-нравственных качеств личности, формирование идеи преемственности поколений, формирование готовности к активному проявлению значимых качеств личности в различных сферах жизни нашего общества.
Для достижения этих целей ежегодно в начале учебного года, в сентябре, в школе составляется и утверждается план по нравственному и патриотическому воспитанию обучающихся.
Работа по патриотическому воспитанию осуществляется в четырёх направлениях. Это историко-краеведческое, эколого-краеведческое, военно-спортивное и художественно-фольклорное.
Историко-краеведческая работа, ведущаяся в нашей школе, включает в себя:
- Научно- поисковая, исследовательская работа;
- Индивидуальные и коллективные работы обучающихся (сочинения, презентации, проекты);
- Архивная работа;
- Деятельность школьного музея;
На базе нашей школы работает музей. Прошлое, возрождённое в его уникальных экспозициях, собранных Даниловым М.И. при непосредственном участии директора Ланцова П.В. интересует не только учащихся, учителей школы, жителей, но и гостей села. Педагогический коллектив уже давно заметил, что изучение прошлого по богатым коллекциям нашего музея несомненно повышает мотивацию обучающихся, способствует формированию устойчивого познавательного интереса к изучению родного края и истории нашей Родины в целом. А это ли не воспитание чувства гражданственности и патриотизма?
Следующий вид работы в данном направлении- научно- исследовательские экспедиции школьников. Этому виду деятельности мы уделяем особое внимание. В 2006 году обучающиеся МОУ Становская СОШ принимали участие в экспедиции под руководством Зензина Е.П. в Форпосте, где занимались исследованием Московско-Сибирского тракта, а в 2007 году наши обучающиеся создали фотохронику памятника, материалы которой можно увидеть в нашем школьном музее.
Вторая экспедиция была организована Даниловым М.И. в 2006 году с целью сбора с сохранения информации об участниках ВОВ и тружениках тыла сёл Становка-Коновалиха-Решетино, а также информации о жизни и работе Героя социалистического труда, жителя Становки, Сергеева М.Д. Участники экспедиции- школьники отлично справились с порученным заданием. На основе богатейшего материала была создана энциклопедия, которая хранится в нашем музее.
Целью третьей экспедиции школьников (лето 2007 года) стало изучение особенностей деревянного зодчества сёл Становка-Решетино-Коновалиха. Были выявлены наиболее ценные в художественном и историческом виде здания, опрошены старожилы села, установлен примерный возраст домов, особенности деревянных украшений- карнизов, ворот и конечно же наличников- это более старая глухая выемчатая и более поздняя пропильная накладная резьба. Настоящим шедевром оказался «дом с орлами», который стоит уже более 100 лет. Удивительно, что подобное украшение как имперские орлы сохранилось в годы советской власти.
Большой вклад в исследовательскую историко-краеведческую работу внёс наш директор –Ланцов П.В. на протяжении ряда лет работающий в сотрудничестве с Омским государственным педагогическим университетом по проблеме «Русские старожильческие говоры Омского Прииртышья», его научный труд не раз публиковался, а собранный материал вошёл в книгу-словарь с одноимённым названием, которым пользуются филологи нашей школы.
Эколого-краеведческая работа в нашей школе осуществляется через:
- Систему туристических мероприятий;
- Эколого-поисковую работу, создание экологического отряда;
- Общешкольные экологические мероприятия, проектную деятельность;
- Создание Красной книги Становки;
- Создание школьной экологической и туристической тропы.
Изучение природы родного края- важная составляющая духовно-нравственного и патриотического воспитания. Ведь природа своей тонкой красотой облагораживает душу человека, пробуждает в нём лучшие чувства.
В нашей школе учителy экологии и биологии как нельзя лучше понимают это и стремятся привить лучшие духовно-нравственные качества через непосредственный контакт с природой- частые экскурсии, эколого-туристические походы и научно-исследовательские экспедиции школьников. В ходе нескольких экспедиций-походов нашим школьникам удалось обнаружить уникальнейшие природно-экологические популяции вымирающих и очень редких на территории нашей области и России видов растений и животных, сделаны фотографии и составлена карта-схема найденных популяций. Затем проведены беседы с жителями села в целях сохранения данных видов, и они произвели должный эффект- теперь районы популяций, входящие на территорию покосов в основном не трогаются жителями, и растения не только сохраняют свой ареал, но и расширяют его. По полученным результатам составляется Красная книга Становки, куда вошёл собранный материал, составлены списки редких и исчезающих растений и животных, а также списки, требующие дополнительной проверки и изучения, в основном составленные со слов учеников и жителей села. Работы очень много, и следующий весеннее-летний сезон обещает юным экологом много новых открытий.
Военно-спортивная работа.
Огромное влияние на формирование патриотических чувств учащихся оказывает грамотно организованная военно-спортивная работа. В нашей школе работает замечательный специалист своего дела, учитель физкультуры Жолудёв Н.А. Он проделывает огромную работу , доводит до сознания учеников суть понятия «патриотизм» и «гражданственность», воспитывает учащихся в духе здоровой борьбы. Учащиеся всегда готовы отстоять честь школы, и, несмотря на своё малое количество( по сравнению со школами большей наполняемости) делают это с большим успехом, и это- факт. Огромным успехом пользуются спортивная секция, которую ведёт преподаватель. Николай Анатольевич готовит настоящих спортсменов- честь и гордость нашей школы, настоящих патриотов.
Большой вклад в формирование патриотического воспитания школьников вносит учитель, руководитель факультатива «Начальная военная подготовка», Козлов Александр Владимирович. Учащиеся на его занятиях не только проходят грамотно организованный комплекс необходимых тренировок, но и получают теоретические и практические знания, например сборка и разборка оружия.
Ученики всех возрастов задействованы в этой работе, и мы убеждены, что успешность деятельности в данном направлении со временем будет только возрастать.
Художественно-фольклорная работа предполагает следующее:
- Работа кружков «Золотая соломка» и «Резьба по дереву», выставки работ декоративно-прикладного характера, выполненных на основе технологий старорусских мастеров;
- Работу школьного фольклорного ансамбля «Родничок», репертуар которого основывается на местных песнях и частушках;
- Помощь в организации и проведении сельских праздников и митингов.
Приобщение детей к истокам национальной культуры, традициям, обычаям своего народа- важный и необходимый компонент формирования духовно-нравственных качеств личности, патриотического воспитания.
Воссоздание искусства старорусских мастеров- резьба по дереву, обучение учащихся тайнам и технологиям этого необыкновенного и старинного вида прикладного творчества- вот задачи, поставленные Козловым Александром Владимировичем. Уже более трёх лет работает Александр Владимирович в этом направлении, посвящая учеников в тайны прорезной, кудринской, абрамцевской и геометрической резьбы, производя на свет потрясающие работы самого высокого уровня. Работы преподавателя и его учеников с огромным успехом встречают на всех выставках, районных и областных.
Мой кружок открыт недавно- но уже видна высокая заинтересованность ребят к такому древнему и прекрасному мастерству, как соломка, видны перспективы развития данного направления в нашей школе. Я надеюсь, что учащиеся скоро продемонстрируют на районных выставках результаты своего труда.
Труд….. А ведь привитие любви к труду и произведением рук своих- разве это не развитие нравственности, патриотизма?
Среди культуры народа важное место занимает фольклор- живая душа народа, отражающая и его менталитет, и его отличительные особенности.
Наш учитель музыки, Алексеев А.А. берёт за основу фольклорное творчество, народные песни, и самое главное, песни патриотического содержания звучат почти на каждом его уроке. Отрадно слышать, что наши ученики поют и знают те старые песни, на которых выросли мы и наши родители…А ведь связь поколений, понимание и восприятие через песню патриотических чувств, мечтаний и надежд, мыслей о Родине- это мощнейший стимул для формирования как духовно-нравственных качеств, так и патриотизма.
Хочется отметить работу нашего фольклорного ансамбля «Родничок» под руководством Жолудевой Г.С., специализирующийся на местных, становских, частушках.
Педагогический коллектив школы понимает, что важное значение в системе патриотического и нравственного воспитания принадлежит уроку, успешное проведение которого зависит от учителя и его духовной культуры, силы убеждённости и таланта.
Мы считаем, что каждый член общества должен быть гражданином и патриотом своей страны, честным, правдивым, уважать достоинство других, добросовестно относиться к труду, бережно- к природе.
«Самое главное в деле воспитания- чтобы в юном сердце жила святыня. Чтобы Родина, её счастье и могущество, её величие и слава- чтобы всё это стало безмерно дорого, незыблемо и непоколебимо, как образ родной матери и родного отца, как вечное сияние звёзд, как прекрасный мир, открывающийся перед глазами человека. Патриотические убеждения, патриотические порывы юной души- вот в чём высокая цель воспитания.
У воспитателей великая и почётная миссия: вдохнуть в каждое сердце идеалы нравственности, сделать так, чтобы в душе каждого человека отразился образ народа, образ Родины».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА "Система оценки качества образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Промышленновская средняя общеобразовательная школа № 3»
Программа «Система оценки качества образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Промышленновская средняя общеобразовательная школа №3» разработана на основе Программы «Созда...
«Патриотическое воспитание в среднем общеобразовательном учреждении»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКААктуальность программы. Многие ученые определяют ведущей тенденцией развития современной педагогической науки ее обращение к своим мировоззренческим основаниям, «возвр...
Программа экологического образования и воспитания в муниципальном общеобразовательном учреждении Тимшерской средней общеобразовательной школе.
Настоящая программа определяет стратегию развития экологического образования школы и действия по её реализации. Программа носит образовательно-развивающий характер...
Положение о порядке и основаниях приема, перевода и отчисления обучающихся Муниципального общеобразовательного учреждения «Санаторная школа-интернат №2 для детей, нуждающихся в длительном лечении» города Магнитогорска
Положениео порядке и основаниях приема, перевода и отчисления обучающихся Муниципального общеобразовательного учреждения «Санаторная школа-интернат №2 для детей, нуждающихся в длительном лечении» горо...
Практико-значимая работа. Тема: Духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся в общеобразовательных организациях.
ОглавлениеВведение ___________________________________________________________3Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания учащихся_______5Глава 2. Духовно- нравственное воспитание в клас...