Тренинг "Сплочение педагогического коллектива"
материал по психологии

Тренинг "Сплочение педагогического коллектива", проведенный в рамках методического объединения педагогов-психологов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_splochenie_pedagogicheskogo_kollektiva.docx27.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг «Сплочение педагогического коллектива», проведенный в рамках методического объединения педагогов – психологов.                        

Цель: достичь хороших межличностных отношений (специфики формальных и неформальных организационных связей в коллективе и соотношение между ними), демократического уровня в коллективе, оптимального уровня психологической совместимости коллектива, раскрытие внутреннего творческого потенциала педагога.

Задачи:

  • формирование в группе эмоционально позитивной атмосферы;
  • раскрытие творческого потенциала педагога;
  • повышение уровня самооценки педагога;
  • развитие эмоционального восприятия;
  • развитие у педагогов способности к педагогической рефлексии;
  • развитие средств эффективного общения педагога с коллегами по работе;

Ход мероприятия

Уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с Вами о психологическом климате коллектива, а так же о важности сплочённости коллектива.

Психологический климат – это межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.

В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал.

Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности.

Все мы знаем, что одним из видов нашей деятельности является работа с педагогическим коллективом. Это не только индивидуальная помощь педагогам в виде консультаций, но и групповые семинары, практикумы, беседы, круглые столы, а так же тренинги.

Несомненно, в рамках школьной деятельности достаточно сложно организовать групповое мероприятие. Сказывается расписание уроков, разная нагрузка у педагогов, гораздо проще дело обстоит в дошкольных учреждениях, где мероприятия, как правило, проводятся во время тихого часа.

 Профессия педагога относится к группе наиболее психологически опасных профессий наряду с такими, как, например, полицейский или пожарный. У педагога стрессовые ситуации могут возникнуть в любое время в общении с детьми, администрацией, коллегами, родителями. А если учесть и бытовые проблемы, подорванное здоровье, то уместно говорить о педагоге, испытывающем хроническое стрессовое состояние. Поэтому им  - нам просто необходима некая разгрузка, тренинг – игра, в ходе которой можно общаться в неформальной обстановке, а неформальная обстановка, как известно – сближает, объединяет, способствует сплочению. Сегодня я хочу продемонстрировать Вам ход тренинга по сплочению педагогического коллектива. Но сначала давайте поздороваемся друг с другом. Но поздороваемся не так, как мы привыкли, а по – особенному.

  1. «Давайте поздороваемся!»

Цель: настроиться на позитивное взаимодействие.

Педагоги по сигналу начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на пути. Здороваться нужно определенным образом:

1 хлопок – здороваемся плечами;

2 хлопка – здороваемся коленками;

3 хлопка – здороваемся спинами.

Для полноты тактильных ощущений запрещаются разговоры во время игры.

Разделение на группы при помощи разрезных картинок (участники ищут вторую половинку своей картинки и таким образом образуют пары).

  1. Задания на взаимодействие «Город – дерево – собака».

Цель: Развивать умения действовать слажено.

Команда делится на три группы, каждая из которых одновременно берется за один маркер. Задача каждой подгруппы - нарисовать на листе один из элементов не прерывая линии, чтобы получился рисунок «город-дерево-собака». Участники действуют одновременно. Оценивается слаженность, качество рисунка. Анализируется способность коммуницировать, подчиняться, управлять, действовать совместно в условиях дефицита ресурсов.

Рефлексия упражнения.

  1. Как вы решили, что именно будете рисовать?
  2. Возникали ли разногласия во время работы?
  3. Что вы чувствовали, когда вы были ведомым, ведущим?

  1. «Расскажите историю»

Упражнение показывает, насколько участники способны эффективно передавать друг другу инициативу, что важно в тренинге эффективных коммуникаций или командообразованию.

Ведущий вместе с участниками пишет на плакате:

  • Название любого предмета, который можно увидеть в магазине.
  • Название любого предмета, который можно подарить на день рожденье маме.
  • Любой вид спорта.
  • Любую еду.
  • Имя любой знаменитости.
  • Любое преступление.
  • Любую профессию.

Ведущий объясняет, что сейчас группе нужно будет придумать историю. При этом первый участник должен будет начать со слов «Однажды я обнаружил совершенно необычную вещь…». Следующий в группе продолжает историю. Каждый должен говорить по одному предложению и включать в рассказ действующих лиц и предметы, указанные на плакате.

Рефлексия упражнения: Для эффективного общения в группе необходимо уметь передавать инициативу и давать каждому высказаться.

Рефлексия упражнения:

  1. Какие затруднения вы испытывали при выполнении этого упражнения?
  2. Как на ваш взгляд справились вы с этим упражнением?

  1. «Придумать рифму слову».

Цель: активизировать творческое мышление.

Педагоги по очереди в быстром темпе называют рифмы к заданным словам.

Палка

Дом

Разделение на группы при помощи парных картинок.

  1. «Самолетик».

Цель: развитие умения договариваться, оказывать взаимопомощь.

Играют шесть желающих, которые образуют пары – остальные поддерживают. Пары участников берут друг друга за руку и свободными руками делают бумажный самолетик.

Рефлексия упражнения.

  1. Какие трудности возникли?
  2. Что вы чувствовали, работая в паре?

 Вы попытались договориться друг с другом, распределить, кто, что будет делать и выполнить сообща задание.

  1. «Вездеход».

А теперь я предлагаю вам размяться, отвлечься от раздумий. Выполним упражнение, которое помогает отработать переключение внимания, запускает спонтанность и творческое мышление. Мы будем передвигаться по залу в довольно быстром темпе, внимательно прислушиваясь к моим словам. Каждый из вас, услышав новую информацию, в кратчайший срок анализирует её и меняет свои действия, изображая то, о чем идет речь. Подстроиться к новым обстоятельствам нужно быстро, без разговоров и обсуждений! Итак, готовы? Начали!

«Идем через лес. Птицы щебечут, бабочки порхают, высокая трава на опушке…крапива больно стегает по голым ногам…Комары заели. А все потому, что попали в болото. Топко. Страшно. Противно. Сумерки сгущаются…

Снежное поле, пронизывающий зимний ветер…И пули свистят над головой. Еще и еще! Где бы укрыться? В окоп! Нет, это не окоп, это пруд с приятной, освежающей и очень чистой водой…Но очень холодной, градусов восемь – десять. Выбираемся на берег и попадаем в окружение пауков…Паутина липнет к лицу, цепляется к волосам…Ею наполнено пространство…Нет, показалось!

Идем через цитрусовый сад. На деревьях зреют фрукты. Сорвем один…Вдохнем чудо-аромат упругой кожицы, возьмем в рот освежающую дольку. Скулы свело – ух, как кисло! Вперед, через наполненный пузырьками лимонада искристый и пузырящийся сад! Берег моря, закат и мы идем по кромки воды…».

Ну вот, размялись, отдохнули и пофантазировали, спасибо!

Рефлексия упражнения:

  1. Что вы чувствовали при выполнении этого упражнения?

Нашу сегодняшнюю встречу я хочу закончить притчей.  

Притча «Невидимая нить»

Давным – давно жил один удивительный человек. Этот человек умел то, чего не умели другие. Люди называли его мудрецом. Вот пришел день, когда мудрец отправился в путь. Он обошел всю землю и узнал великое множество людей. Мудрец не переставал удивляться тому, насколько разные были люди, их характеры, привычки, желания и стремления, какими разными были их судьбы! И как же он обрадовался, когда нашел в мире людей чутких сердцем, внимательных к другим, стремящихся понять чувства и мысли ближнего.

«Было бы замечательно, если бы чуткие сердцем люди могли объединиться и всегда ощущать поддержку друг друга!» - думал мудрец. И тогда он сплел из розовых облаков утреннего неба тончайшую длинную нить и задумал связать ею всех чутких сердцем людей (продолжая рассказ, дать в руки каждому участнику нить «связать»). Эта нить была практически невидима, но благодаря ей замечательные люди всегда чувствовали друг друга, могли находить своих таких же чутких сердцем единомышленников и помогали им, соединяя чудесной нитью мудреца.

Участники открывают глаза.

А сегодня мы можем видеть эту нить и день ото дня испытываем её прочность.

Ритуал прощания.

Цель: поделиться своим хорошим настроением, своим теплом и добротой с окружающими.

Участники представляют себя лучами солнца. Встают в круг, и, вытянув руки, каждый из участников кладет свои руки поверх рук других участников. И так образуется солнце. Все тепло, свет и доброта коллектива сливается в одно целое и символ этому – свеча. Передавая зажженную свечу по кругу, давайте выскажем пожелания друг другу.

Свеча вернулась к ведущему:

«На этом наш тренинг подошел к концу. Я благодарю вас за участие, и я рада, что наша сегодняшняя встреча не прошла даром – мы стали друг другу ближе, все мы получили заряд положительных эмоций и желаю Вам на таком же позитиве продолжить свой рабочий день!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы педагогического коллектива по теме: «Модульная система реализации метода педагогической поддержки в дополнительном образовании»

В данной статье представлена разработка  модели инновационного образовательно - воспитательного процесса, реализация которого позволяет  решать проблему уровня мотивации учебных, творческих ...

Доклад учителя информатики на педагогическом совете «"Адаптация педагогического коллектива ОУ к инновациям в ходе внедрения ФГОС"»

ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ КОЛЛЕКТИВОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ К ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЦЕССАМ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ...так нельзя. Мы работаем, как дилетанты. Как авторы любительских писем: «Дорогие ученые, у ме...

Проект "Управление персоналом: организационно-педагогические условия управления конфликтами в педагогическом коллективе"

Любому современному человеку, тем более руководителю, важно обладать знаниями об общих особенностях развития конфликтного процесса и навыками его эффективного управления. Важно не д...

Педагогический совет "Деятельность педагогического коллектива по работе с неблагополучными семьями"

Цель: привлечь внимание педагогического коллектива к работе с неблагополучными семьями, поиск оптимальных форм и методов психолого-педагогического воздействия для коррекции оздоровления детско-роди...

4. Аттестация. Личный вклад педагогического работника в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активн

Справка. Формирование современной образовательной средыСвидетельство. Вебинар. Возможности использования электронных образовательных ресурсов при обучении детей с ОВЗ в основной школе Свиде...

Конспект педагогического совета. Тема: «Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования на основе использования современных педагогических технологий»

Цель: Применение информационных компьютерных технологий на уроках.Задачи:        - развитие интереса учащихся к учебной деятельности...

Выступление на педагогическом совете «Об успешной социализации обучающихся, роли педагогического коллектива в формировании личностных результатов освоения образовательной программы»

Социализация воспитанников – одна из приоритетных задач школы-интерната,   ведь то, насколько подготовленным к «взрослой» жизни выйдет подросток из её стен, во многом опред...