Тренинг "Сплочение педагогического коллектива"
материал по психологии
Тренинг "Сплочение педагогического коллектива", проведенный в рамках методического объединения педагогов-психологов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_splochenie_pedagogicheskogo_kollektiva.docx | 27.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг «Сплочение педагогического коллектива», проведенный в рамках методического объединения педагогов – психологов.
Цель: достичь хороших межличностных отношений (специфики формальных и неформальных организационных связей в коллективе и соотношение между ними), демократического уровня в коллективе, оптимального уровня психологической совместимости коллектива, раскрытие внутреннего творческого потенциала педагога.
Задачи:
- формирование в группе эмоционально позитивной атмосферы;
- раскрытие творческого потенциала педагога;
- повышение уровня самооценки педагога;
- развитие эмоционального восприятия;
- развитие у педагогов способности к педагогической рефлексии;
- развитие средств эффективного общения педагога с коллегами по работе;
Ход мероприятия
Уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с Вами о психологическом климате коллектива, а так же о важности сплочённости коллектива.
Психологический климат – это межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.
В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал.
Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности.
Все мы знаем, что одним из видов нашей деятельности является работа с педагогическим коллективом. Это не только индивидуальная помощь педагогам в виде консультаций, но и групповые семинары, практикумы, беседы, круглые столы, а так же тренинги.
Несомненно, в рамках школьной деятельности достаточно сложно организовать групповое мероприятие. Сказывается расписание уроков, разная нагрузка у педагогов, гораздо проще дело обстоит в дошкольных учреждениях, где мероприятия, как правило, проводятся во время тихого часа.
Профессия педагога относится к группе наиболее психологически опасных профессий наряду с такими, как, например, полицейский или пожарный. У педагога стрессовые ситуации могут возникнуть в любое время в общении с детьми, администрацией, коллегами, родителями. А если учесть и бытовые проблемы, подорванное здоровье, то уместно говорить о педагоге, испытывающем хроническое стрессовое состояние. Поэтому им - нам просто необходима некая разгрузка, тренинг – игра, в ходе которой можно общаться в неформальной обстановке, а неформальная обстановка, как известно – сближает, объединяет, способствует сплочению. Сегодня я хочу продемонстрировать Вам ход тренинга по сплочению педагогического коллектива. Но сначала давайте поздороваемся друг с другом. Но поздороваемся не так, как мы привыкли, а по – особенному.
- «Давайте поздороваемся!»
Цель: настроиться на позитивное взаимодействие.
Педагоги по сигналу начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на пути. Здороваться нужно определенным образом:
1 хлопок – здороваемся плечами;
2 хлопка – здороваемся коленками;
3 хлопка – здороваемся спинами.
Для полноты тактильных ощущений запрещаются разговоры во время игры.
Разделение на группы при помощи разрезных картинок (участники ищут вторую половинку своей картинки и таким образом образуют пары).
- Задания на взаимодействие «Город – дерево – собака».
Цель: Развивать умения действовать слажено.
Команда делится на три группы, каждая из которых одновременно берется за один маркер. Задача каждой подгруппы - нарисовать на листе один из элементов не прерывая линии, чтобы получился рисунок «город-дерево-собака». Участники действуют одновременно. Оценивается слаженность, качество рисунка. Анализируется способность коммуницировать, подчиняться, управлять, действовать совместно в условиях дефицита ресурсов.
Рефлексия упражнения.
- Как вы решили, что именно будете рисовать?
- Возникали ли разногласия во время работы?
- Что вы чувствовали, когда вы были ведомым, ведущим?
- «Расскажите историю»
Упражнение показывает, насколько участники способны эффективно передавать друг другу инициативу, что важно в тренинге эффективных коммуникаций или командообразованию.
Ведущий вместе с участниками пишет на плакате:
- Название любого предмета, который можно увидеть в магазине.
- Название любого предмета, который можно подарить на день рожденье маме.
- Любой вид спорта.
- Любую еду.
- Имя любой знаменитости.
- Любое преступление.
- Любую профессию.
Ведущий объясняет, что сейчас группе нужно будет придумать историю. При этом первый участник должен будет начать со слов «Однажды я обнаружил совершенно необычную вещь…». Следующий в группе продолжает историю. Каждый должен говорить по одному предложению и включать в рассказ действующих лиц и предметы, указанные на плакате.
Рефлексия упражнения: Для эффективного общения в группе необходимо уметь передавать инициативу и давать каждому высказаться.
Рефлексия упражнения:
- Какие затруднения вы испытывали при выполнении этого упражнения?
- Как на ваш взгляд справились вы с этим упражнением?
- «Придумать рифму слову».
Цель: активизировать творческое мышление.
Педагоги по очереди в быстром темпе называют рифмы к заданным словам.
Палка
Дом
Разделение на группы при помощи парных картинок.
- «Самолетик».
Цель: развитие умения договариваться, оказывать взаимопомощь.
Играют шесть желающих, которые образуют пары – остальные поддерживают. Пары участников берут друг друга за руку и свободными руками делают бумажный самолетик.
Рефлексия упражнения.
- Какие трудности возникли?
- Что вы чувствовали, работая в паре?
Вы попытались договориться друг с другом, распределить, кто, что будет делать и выполнить сообща задание.
- «Вездеход».
А теперь я предлагаю вам размяться, отвлечься от раздумий. Выполним упражнение, которое помогает отработать переключение внимания, запускает спонтанность и творческое мышление. Мы будем передвигаться по залу в довольно быстром темпе, внимательно прислушиваясь к моим словам. Каждый из вас, услышав новую информацию, в кратчайший срок анализирует её и меняет свои действия, изображая то, о чем идет речь. Подстроиться к новым обстоятельствам нужно быстро, без разговоров и обсуждений! Итак, готовы? Начали!
«Идем через лес. Птицы щебечут, бабочки порхают, высокая трава на опушке…крапива больно стегает по голым ногам…Комары заели. А все потому, что попали в болото. Топко. Страшно. Противно. Сумерки сгущаются…
Снежное поле, пронизывающий зимний ветер…И пули свистят над головой. Еще и еще! Где бы укрыться? В окоп! Нет, это не окоп, это пруд с приятной, освежающей и очень чистой водой…Но очень холодной, градусов восемь – десять. Выбираемся на берег и попадаем в окружение пауков…Паутина липнет к лицу, цепляется к волосам…Ею наполнено пространство…Нет, показалось!
Идем через цитрусовый сад. На деревьях зреют фрукты. Сорвем один…Вдохнем чудо-аромат упругой кожицы, возьмем в рот освежающую дольку. Скулы свело – ух, как кисло! Вперед, через наполненный пузырьками лимонада искристый и пузырящийся сад! Берег моря, закат и мы идем по кромки воды…».
Ну вот, размялись, отдохнули и пофантазировали, спасибо!
Рефлексия упражнения:
- Что вы чувствовали при выполнении этого упражнения?
Нашу сегодняшнюю встречу я хочу закончить притчей.
Притча «Невидимая нить»
Давным – давно жил один удивительный человек. Этот человек умел то, чего не умели другие. Люди называли его мудрецом. Вот пришел день, когда мудрец отправился в путь. Он обошел всю землю и узнал великое множество людей. Мудрец не переставал удивляться тому, насколько разные были люди, их характеры, привычки, желания и стремления, какими разными были их судьбы! И как же он обрадовался, когда нашел в мире людей чутких сердцем, внимательных к другим, стремящихся понять чувства и мысли ближнего.
«Было бы замечательно, если бы чуткие сердцем люди могли объединиться и всегда ощущать поддержку друг друга!» - думал мудрец. И тогда он сплел из розовых облаков утреннего неба тончайшую длинную нить и задумал связать ею всех чутких сердцем людей (продолжая рассказ, дать в руки каждому участнику нить «связать»). Эта нить была практически невидима, но благодаря ей замечательные люди всегда чувствовали друг друга, могли находить своих таких же чутких сердцем единомышленников и помогали им, соединяя чудесной нитью мудреца.
Участники открывают глаза.
А сегодня мы можем видеть эту нить и день ото дня испытываем её прочность.
Ритуал прощания.
Цель: поделиться своим хорошим настроением, своим теплом и добротой с окружающими.
Участники представляют себя лучами солнца. Встают в круг, и, вытянув руки, каждый из участников кладет свои руки поверх рук других участников. И так образуется солнце. Все тепло, свет и доброта коллектива сливается в одно целое и символ этому – свеча. Передавая зажженную свечу по кругу, давайте выскажем пожелания друг другу.
Свеча вернулась к ведущему:
«На этом наш тренинг подошел к концу. Я благодарю вас за участие, и я рада, что наша сегодняшняя встреча не прошла даром – мы стали друг другу ближе, все мы получили заряд положительных эмоций и желаю Вам на таком же позитиве продолжить свой рабочий день!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы педагогического коллектива по теме: «Модульная система реализации метода педагогической поддержки в дополнительном образовании»
В данной статье представлена разработка модели инновационного образовательно - воспитательного процесса, реализация которого позволяет решать проблему уровня мотивации учебных, творческих ...
Доклад учителя информатики на педагогическом совете «"Адаптация педагогического коллектива ОУ к инновациям в ходе внедрения ФГОС"»
ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ КОЛЛЕКТИВОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ К ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЦЕССАМ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ...так нельзя. Мы работаем, как дилетанты. Как авторы любительских писем: «Дорогие ученые, у ме...
Проект "Управление персоналом: организационно-педагогические условия управления конфликтами в педагогическом коллективе"
Любому современному человеку, тем более руководителю, важно обладать знаниями об общих особенностях развития конфликтного процесса и навыками его эффективного управления. Важно не д...
Педагогический совет "Деятельность педагогического коллектива по работе с неблагополучными семьями"
Цель: привлечь внимание педагогического коллектива к работе с неблагополучными семьями, поиск оптимальных форм и методов психолого-педагогического воздействия для коррекции оздоровления детско-роди...
4. Аттестация. Личный вклад педагогического работника в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активн
Справка. Формирование современной образовательной средыСвидетельство. Вебинар. Возможности использования электронных образовательных ресурсов при обучении детей с ОВЗ в основной школе Свиде...
Конспект педагогического совета. Тема: «Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования на основе использования современных педагогических технологий»
Цель: Применение информационных компьютерных технологий на уроках.Задачи: - развитие интереса учащихся к учебной деятельности...
Выступление на педагогическом совете «Об успешной социализации обучающихся, роли педагогического коллектива в формировании личностных результатов освоения образовательной программы»
Социализация воспитанников – одна из приоритетных задач школы-интерната, ведь то, насколько подготовленным к «взрослой» жизни выйдет подросток из её стен, во многом опред...