Отклоняющееся поведение школьников: причины, профилактика и способы коррекции.
статья по психологии на тему

 Кабалина Елена Александровна

Статья посвящена понятию "Трудные дети". Здесь рассматривается природа отклоняющегося поведения, различие между  делинквентным и девиантным поведением. Анализируются основные причины нарушения поведения в подростковом возрасте. Приводится типизация делинквентного поведения подростков -правонарушителей и характерные личностные  реакции девиантных подростков. Предлагаются методы профилактики и коррекции отклоняющегося поведения, включающие в себя диагностику личности с помощью определенных методик.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отклоняющееся поведение школьников:

причины, профилактика и способы коррекции

1. Введение

        «Трудные» дети – явление распространенное, но почему, отчего ребенок становится трудным? Почему его поведение перестает соответствовать существующим правилам и нормам? В чем причина отклонений в поведении подростка?

Озабоченность вызывает увеличение числа несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодёжная преступность, особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточённый характер.

Особенности характера, поведения, способности каждого человека индивидуальны. Вряд ли можно найти двух совершенно одинаковых людей. Эти отличия играют важную роль в повседневной жизни и зависят от многих причин. Среди них – условия воспитания в семье, модели общения и поведения родителей, обучение в школе и внеклассная обстановка, неформальное окружение и т.п. В зависимости от степени и различия влияния этих причин, один человек будет тихим, где-то даже «забитым», а другой, наоборот, вспыльчивым резким грубым, агрессивным, раздражительным и т.д.

Природа отклоняющегося  поведения неоднородна, различают поведение делинквентное и девиантное.  По мнению А.Е. Личко, делинквентное поведение – это широкий круг антиобщественных и противоправных действий, но существует более узкое понятие, называемое девиантное поведение, которое  характеризуется как нежелательное или опасное для общества отклонение от принятых  социальных норм. Следовательно, исходным для понимания отклоняющегося поведения служит понятие социальной нормы. Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций. Гилинский Я.Н. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория// Социологические исследования, 1991, №4.С.74.

Одним из важных этапов становления личности, нравственно-этического воспитания и профилактики отклоняющегося поведения учащихся является период школьной жизни. Именно в это время закладываются основы нравственности, формируются и закрепляются практически все свойства характера, отношение к обществу и самому себе.

Гуманистический подход к личности ребенка требует интегрированного знания его возрастных, индивидуальных особенностей – физиологических, психологических  и осуществления воздействия с учетом психофизических особенностей школьника, социальной среды.

Эффективность профилактической и коррекционной деятельности зависит также от умения учителя, психолога, социального работника координировать свои действия, строить работу с родителями ребенка, оказывать психологическую помощь не только школьнику, но и семье. Важно помнить при этом, что родители ребенка с отклоняющимся поведением не имеют психологических и педагогических знаний, а это может существенно осложнить работу с ними.
    Процесс коррекции отклоняющегося поведения осложнен и тем, что требует индивидуального подхода к каждому родителю. Специалисту, работающему с ребенком, необходимо знать природу отклоняющегося поведения, владеть диагностикой, методами коррекции. Также для эффективности деятельности необходимо привлекать дополнительный материал по педагогике, медицине, возрастной психологии, физиологии, превентивной педагогике, социальной педагогике и психологии, юриспруденции.

2. Основные проявления  и причины нарушений поведения

в подростковом возрасте

Детский и подростковый возраст, которым свойственна незрелость, несформированность личности, отличается особой склонностью к разнообразным нарушениям поведения. Они значительно учащаются у подростков в связи с пубертатной дестабилизацией нервно – психического состояния.  Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности. Эти обстоятельства: переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма – делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды.

Нарушения поведения в этот период называются делинквентными. Понятие делинквентное поведение, в соответствии с этимологией данного термина (делинквентность буквально означает правонарушение) должно применяться только в случаях противоправных, противозаконных и преступных поступков несовершеннолетних (кражи, угон транспортных средств, нанесение телесных повреждений и пр.).

А.А. Александров предпринял попытку типизации делинквентного поведения, основанной на учете побудительных мотивов к правонарушениям. Каждый из описанных ниже типов коррелирует с определенным «семейным фоном» характерологическими особенностями подростков – правонарушителей.

Анализ мотивов поведения подростков правонарушителей позволили выделить четыре  основных типа делинквентности:

I. конформный.  В подростковом возрасте закономерный процесс отдаления от родителей связан с группированием со сверстниками. Стихийно-групповое общение рассматривается социальными психологами как один из необходимых этапов в процессе социализации. Групповое общение необходимо для правильного психосоциального развития, для приобретения навыков социального взаимодействия, развития чувства групповой солидарности. Но чрезмерная конформность может иметь нежелательные последствия, если группа характеризуется отрицательной социальной направленностью. Идентификации с делинквентной подростковой группой способствует неправильное семейное воспитание: в большинстве случаев гипоопека и частичная безнадзорность. Отсутствие в семье отца, перегруженная работой мать, алкоголизм одного из родителей, низкий моральный уровень семьи.

Другой разновидностью неправильного семейного воспитания является гиперопека, мелочный контроль над поведением подростка, лишение его элементарной свободы – все это толкает подростка в общество сверстников, где все позволено.  Существенно то, что поведение подростка меняется в зависимость от того,  с какой группой сверстников он себя отождествляет на данном  этапе. При отрыве от асоциальной компании и приобщении к группе с социально – положительной направленностью у подростков меняется модус поведения. Таким образом, социальная дезадаптация сочетается с хорошей адаптацией в рамках подростковой делинквентности, что указывает на потенциально сохранные возможности личности.

II. неустойчивый. Основной мотив поведения этих подростков – эмоция удовольствия, стремление к постоянным развлечениям, беспечной жизни. Среди делинквентных проявлений наиболее частыми являются кражи, угоны автомобилей и т.д. мотивация правонарушителей отличается крайней легкомысленностью и инфантильностью: «не хватало денег на…» «хотели покататься» и т.п.  побеги из дому с целью «пожить спокойно» - типичная проблема неустойчивых подростков. Чувство групповой солидарности выражено слабо: уличенные в групповых правонарушениях всеми силами стремятся выпутаться из неприятной ситуации, лгут, перекладывают вину на другого, сетуют на то, что «затянули дружки», «попал в плохую компанию» и т.д.  При оценке семейного фона не удается выявить какого-либо доминирующего типа воспитания. Встречаются семьи с диаметрально противоположным  типом воспитания – гиперопекой и безнадзорностью, баловством и жестоким обращением с ребенком. Достаточно часто встречаются и благополучные семьи.

III. агрессивно – защитный. Наиболее пагубное влияние на психику ребенка оказывает воспитание типа эмоционального отвержения. Обычно это семьи, где появление ребенка было нежелательно. Появление на свет «непрошенного» ребенка осложняет и без того  натянутые, несчастливые отношения супругов. Ребенок превращается в «козла отпущения», на котором родители срывают свою неудовлетворенность семейной жизнью. В другом случае отвержение обуславливается распадом прежней и попыткой создания новой, появление в семье отчима или мачехи. Реже отвержение выражается в крайней форме жестокого обращения с ребенком.

Положение отверженного, нелюбимого ребенка способствует ожесточению личности, формированию агрессивно – защитной установки, по мнению Г.Е.Сухаревой, выражающейся в недоверчивости, подозрительности, настороженности с отношении «ущемления» собственных прав.  Для подростков с агрессивно защитным типом делинквентности характерны враждебность, жестокость, мнительность, лживость, вспышки агрессии, третирование других подростков, сексуальная распущенность, преждевременное курение и употребление спиртного.

IV. оппозиционный. Делинквентное поведение данной группы подростков является реакцией на фрустрацию (лат. frustratio — обман, неудача, тщетное ожидание, расстройство, разрушение (планов, замыслов) — психическое состояние, возникающее в ситуации разочарования, неосуществления какой-либо значимой для человека цели, потребности. Наблюдается, как правило, у подростков, воспитывающихся по типу «кумира семьи». Неуемная. Слепая родительская любовь, заискивание, постоянное восхищение своим ребенком , удовлетворение его малейших капризов и притязаний, снисходительное отношение к его проступкам, а часто и их прикрывание, формирует у ребенка превратное  представление о своих правах и обязанностях, претензиях и основаниях.  Искаженное представление о социальных отношениях, полученных в семье, приходит в столкновение  с реальными отношениями в обществе, когда подросток выходит за рамки «тепличной атмосферы» семьи. Притязания подростков оказываются выше действительных возможностей и, как следствие, возникает внутренний конфликт, который приводит к эмоциональным расстройствам и нарушениям поведения. Фрустрация проявляется в оппозиционном поведении, негативизме, упрямстве, повышенной обидчивости, конфликтных отношениях с окружающими людьми. Учителя обвиняются в предвзятом отношении, занижении оценок, недооценке способностей. Не добившись успеха в учебе, стремятся «реабилитировать» себя «оригинальностью» и «смелостью» суждений, демонстративным отверганием общепринятых «банальных»  оценок. Вскоре начинают дерзить учителям, срывать уроки, прогуливать школу, втягиваются в компанию трудновоспитуемых подростков.

У некоторых инфантильных, эмоционально лабильных подростков фрустрационное состояние может быть вызвано трудностями, связанными с процессом эмансипации (стремление к самостоятельности, отделению от родителей). Стремление к независимости от родителей сочетается с притязанием на их безраздельную любовь, внимание и заботу.  Сочетание двух взаимоисключающих тенденций ведет за собой психологический конфликт, который разрешается инфантильно окрашенным оппозиционным поведением. Суицидальный шантаж, делинквентные поступки, прием наркотиков – эти и другие формы нарушения поведения являются в подобной ситуации протестными реакциями подростка в ответ на жесткий диктат родителей и преследует цель, чаще подсознательную – обратить  внимание родителей на свое поведение и тем самым изменить их тактику по отношению к себе.

Итак, мы рассмотрели проявления делинквентного поведения подростков, проявляющиеся преимущественно  в случаях противоправных, противозаконных и преступных. В жизни, же мы чаще встречаемся с проявлениями девиантными. Очень важно не путать эти похожие между собой понятия, чтобы не допустить стирания граней между криминальными и некриминальными поступками человека.

К девиантному поведению  могут быть отнесены нарушения режима и дисциплины в учебно-воспитательном учреждении. Например, систематический срыв уроков, отказ от выполнения учебных заданий и т.д.
 нарушения поведения проявляются в основных формах динамики личности –  характерологических реакциях.

Так, характерологическая  реакция протеста - одна из наиболее частых реакций в подростковом возрасте. Это непостоянная и преходящая реакция, характеризующаяся избирательностью и направленностью.
     Чаще всего эта реакция возникает у подростка, когда в семье конфликтная обстановка, и эта реакция направлена против родителей, которые, по мнению подростка, виноваты перед ним. Протестные формы поведения возникают у подростков в ответ на обиду, ущемленное самолюбие, недовольство требованиями или отношениями близких.

   Причиной реакции протеста могут быть конфликты между родителями или их равнодушное отношение к подростку, несправедливое или болезненное для его самолюбия наказание, запрещение чего-либо, что значимо для подростка. Протестные реакции могут быть у подростков из-за чрезмерных претензий, предъявляемых родителями, когда они ставят перед ним непосильную задачу- в совершенстве овладеть иностранным языком, каким-либо видом спорта, музыкой и прочим, требуют примерного поведения, чтобы он стал отличником в школе или походил на кого-то из своих сверстников, а подросток не в состоянии соответствовать тому, чего ожидают от него родители.  

Реакции протеста подростки могут проявить и в школе, если учителя журят их за плохую успеваемость или какие-то проступки.
    Реакции протеста бывают пассивными и активными.
     Пассивные реакции протеста - это замаскированная враждебность, недовольство, обида на взрослого, который вызвал такую реакцию подростка, утрата с ним прежнего эмоционального контакта, стремление избегать общения с ним.     

Реакции активного протеста могут проявляться в виде нарушения школьной дисциплины, неповиновения и грубости по отношению к старшим, вызывающего и даже агрессивного поведения в ответ на конфликт, неправильные методы воспитания, наказания, упреки, оскорбления.
        
Реакция отказа  нередко проявляется отказом от общения, игр, приема пищи, выполнения домашних обязанностей или школьных уроков.

В нерезкой форме она возможна у подростков, внезапно оторванных от привычного места жительства или общения, например, когда подростка переводят в другую школу или семья переезжает на новое место жительства. В таких случаях подросток винит в этом родителей и именно с ними отказывается общаться, а со сверстниками из нового класса или двора общается.
     Особенно выражена реакция отказа, если ребенок попадает в условия, где все сильно отличается от его домашних условий и где с ним слишком строги, наказывают его и он лишен любви и заботы. При этом ребенок испытывает чувство отчаяния, ему кажется, что в его жизни произошло непоправимое событие. Он не хочет ни с кем разговаривать, ничем не хочет заниматься, даже своими любимыми увлечениями, не проявляет интереса к окружающему. Из-за отказа от занятий у подростка возникает серьезное отставание в учебе от одноклассников.

    Реакция имитации. Имитация – это стремление подражать во всем кому-либо.
     В детстве ребенок подражает своим родителям, старшим братьям или сестрам и вообще многим взрослым.  В подростковом возрасте происходит то же самое. Ребенок чаще всего имитирует поведение значимого для него человека или людей. Это может быть кумир, которому поклоняется подросток. В этом случае ребенок копирует стиль одежды, интонации и поступки.  В зависимости от  положительной или отрицательной направленности подражания, и имитация будет соответствующей. Часто реакции имитации выражаются в грубости и вызывающем тоне по отношению  к старшим, нецензурных выражениях и хулиганских поступках, курении, употреблении алкогольных напитков и т.д.

Реакции компенсации и гиперкомпенсации у подростков, переживающих чувство неполноценности вследствие физического недостатка (аномалия развития, дефект речи и др.), невысокого уровня психических способностей, моторной недостаточности, ограничения возможностей в связи с инвалидизирующим заболеванием, могут принимать форму антидисциплинарного и антисоциального поведения (срывы уроков и другие нарушения школьной дисциплины, неповиновение старшим и др.).
     При реакциях гиперкомпенсации поведение может иметь карикатурный характер, вследствие чего могут ухудшиться отношения с окружающими и возникнуть дезадаптация. Примером реакции гиперкомпенсации может служить показная бравада, стремление занимать общественные посты, нелепое изменение своего внешнего вида, раннее начало курения и употребления спиртного у неуверенных в себе, робких подростков.
    
     Реакции компенсации и гиперкомпенсации чаще всего свойственны подросткам, которым родители уделяют мало внимания и любви, сиротам, детям, растущим в неполных или деформированных семьях.

  Реакция эмансипации. Это борьба подростка за свою самостоятельность, независимость, самоутверждение. желание освободиться от контроля и опеки взрослых любыми способами.
     Чем больше подростка контролируют и подавляют, тем сильнее растет желание избавиться от влияния взрослых.  Реакция эмансипации может сопровождаться непосещением школы,  уходами из дома, бродяжничеством (дромоманией), вызывающими формами поведения.

Реакция группирования со сверстниками.     Стремление к группированию со сверстниками присуще подростковому возрасту. Реакция группирования объединяет подростков по интересам. В зависимости от социальной направленности группы и проявления могут быть разными. Это может быть занятие спортом, какое-нибудь хобби, а могут быть хулиганские действия, а иногда и групповые преступления. Подросткам свойственна подверженность чужому влиянию, к сожалению, наиболее легко они поддаются отрицательному влиянию, а не положительному. 

 Реакция увлечения Большинству подростков свойственны различные увлечения и хобби. Они могут быть устойчивыми, например коллекционирование, занятие спортом, но могут быть и нестойкими, когда подросток увлекается то одним, то другим.
     У некоторых подростков увлечения связаны со стремлением быть в центре внимания. Они участвуют в художественной самодеятельности, в школьных спектаклях и драмкружках, публикуют свои стихи и другие литературные произведения в школьной стенгазете. Некоторые избирают изысканные, необычные хобби, чтобы выделиться среди сверстников.
     Проявлением отклоняющегося поведения являются чрезмерно выраженные увлечения, когда из-за них подросток забрасывает школьные занятия и все свое свободное время отдает хобби. Бывает, что ради пополнения своей коллекции или добычи денег для реализации хобби, подросток совершает противоправные действия, например мелкое воровство, спекуляция или попрошайничество, может сойтись с асоциальными личностями.
 

Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением, могут быть источником онанизма (маструбации), включая групповую и совместную, раннего начала половой жизни, беспорядочных сексуальных связей и др.

На каждом этапе взаимодействие личности с внешней средой различно. Среда и методы воспитания оказывают мощное воздействие на установки и ценностные ориентации формирующейся личности. В большинстве случаев ребенок воспитывается в духе соблюдения норм и правил поведения. Однако, когда имеет место отклоняющееся поведение, ребенок, как показывает практика, находится в неблагоприятной жизненной ситуации, и формирование его личности складывается противоречиво.

3. Методы профилактики и коррекции отклоняющегося поведения подростков

Очевидно, что раннее выявление как физиологических особенностей ребенка, так и неблагоприятных ситуаций воспитания могло бы способствовать коррекции его поведения прежде всего созданием социальных условий, необходимых для формирования полноценной личности. И здесь возрастает роль медико-психолого-педагогической диагностики. Раннее проведение психологической диагностики позволяет выявить дефект в развитии психической деятельности и вовремя составить личностно-ориентированную на конкретного ребенка программу коррекции воспитания и образования.

Для диагностики отклоняющегося поведения используют клинический и психологический методы. Клинический метод является наиболее распространенным и пока наиболее точным, т.к. слагается из опроса подростка, опроса родителей и сведений от других лиц, осмотра подростка и наблюдения за его поведением.  Психологическая диагностика заключается в привлечении экспериментально – психологических методов (тестов.)

Определенное представление о психологической оценке особенностей характера дают такие личностные методики, как MMPI, опросник Айзенка, опросник Баса – Дарки, методики определения уровня тревожности, ПДО – патохарактерологический диагностический опросник и др.

ПДО, кроме определения типа акцентуации, позволяет определить склонность к алкоголизму, делинквентности, оценивать риск формирования психопатии, развития депрессии и социальной дезадаптации, измерить степень проявления реакции эмансипации в самооценке, уровень конформности, а также степень проявления черт мужественности и женственности в системе отношений.

Если отклоняющееся поведение связано с аномалиями нервной и психической деятельности, то ребенок должен быть осмотрен психиатром и пролечен всеми необходимыми средствами. При этом обязательно должна быть оказана психологическая и психотерапевтическая помощь семье. При проведении реабилитационных и лечебно- коррекционных мероприятий усилия врачей, психологов и педагогов объединяются. Поэтому выделяют педагогическую, психофармакологическую, психотерапевтическую и психологическую коррекцию, направленную на развитие отдельных психических процессов.     

 Педагогическая коррекция включает в себя комплекс мер, направленных на выявление системы ценностей школьника (ценность знания, учебной деятельности, отношений, самоценность); формирование положительной мотивации деятельности; действия учителя, направленные на помощь ученикам в осознании ими жизненной цели, своих возможностей, интересов, соотношении "идеального и реального"; помощь в выборе профессии.      Эта деятельность будет более эффективной, если учитель работает в тесном контакте с родителями. Педагогическое просвещение родителей по наиболее актуальным проблемам воспитания ребенка способствует повышению их заинтересованности в ребенке; осознанию стиля отношений в семье; предъявлению целесообразных требований к ребенку.
     Акцентирование внимания позволит им осуществить превентивные меры, направленные на предупреждение отклоняющегося поведения детей, особенно в подростковом возрасте.

Существуют также методы индивидуальной и групповой психологической коррекции отклоняющегося поведения. Коррекция в этом случае не должна быть направлена только на сглаживание поведенческих проявлений. Необходимо, чтобы подросток осознал особенности своего характера, специфические его проявления в ситуациях и отношениях, в которых он непосредственно принимает участие, так же свою уязвимость и причины, приводящие к ней. Осознание  увеличивает широту и гибкость восприятия указанных ситуаций и себя в этих ситуациях.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Суицидальное поведение: характеристика, причины, профилактика»

В период депрессии в силу тягостного состояния, подавление инстинкта самосохранения, невыносимой душевной боли могут возникнуть мысли о самоубийстве, суицидальные мысли, которые обычно свидетель...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Работа с семьей по профилактике и коррекции отклоняющегося поведения подростков»

В выступлении представлен мой личный опыт работы по профилактике и коррекции отклоняющего поведения подростков....

Девиантное поведение детей и подростков, причины, профилактика и меры коррекции. Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.

                В данной лекции кратко раскрыта практика   работы с  девиантными детьми, причины, профилактики и меры коррекции девиантног...

Профилактика агрессивного поведения у школьников. Причины агрессивного и суицидального поведения подростков. Раннее выявление агрессивного поведения подростков.

В статье рассмотрены вопросы раннего  выявления агрессивного поведения подростков. Представлены причины агрессивного и аутоагрессивного  поведения. Подробно  рассмотрены  факторы, ...

Суицидальное поведение подростков (причины, профилактика). («Родителям о детях» - рекомендации по профилактике суицида).

Суицидальное поведение подростков (причины, профилактика). («Родителям о детях» - рекомендации по профилактике суицида)....

Сообщение на тему: «Девиантное поведение учащихся с умственной отсталостью: причины, профилактика и коррекция»

Девиантное (или отклоняющееся) поведение – это поведение, которое противоречит принятым в обществе нравственным и правовым нормам, аморальное или преступное поведение....

Агрессивное поведение школьников: причины, последствия, профилактика

В работе рассматриваются вопросы, связанные с изучением различных видов проявления агрессии среди школьников, так называемым явлением буллинга в образовательной среде современной школы....