«Суицидальное поведение: характеристика, причины, профилактика»
презентация к уроку по теме

 

В период депрессии в силу тягостного состояния, подавление инстинкта самосохранения, невыносимой душевной боли могут возникнуть мысли о самоубийстве, суицидальные мысли, которые обычно свидетельствуют о тяжести депрессии.

  Самоубийство встречается в 15% случаев нераспознанных расстройств настроения и наиболее часто встречается спустя 4-5 лет после начала заболевания. При наличии суицидальных мыслей у больного возникает жгучее желание жестоко наказать себя. В ряде случаев возникает мысль о какой-то бредовой убежденности больного в бессмысленности своего существования.

  Для профилактики  самоубийств важное значение имеет выяснение состояния эмоционально-волевой сферы человека, его психическое отношение к предстоящему суициду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stadnik_suicid.pptx1.51 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Суицидальное поведение: характеристика, причины, профилактика» Подготовила: социальный педагог МБОУ «Верхопенская средняя общеобразовательная школа им. М.Р. Абросимова» Стадник Алина Владимировна

Слайд 2

Нет того, чего мы хотим. Есть то, к чему мы можем приспособиться . М . Жванецкий

Слайд 3

В период депрессии в силу тягостного состояния, подавление инстинкта самосохранения, невыносимой душевной боли могут возникнуть мысли о самоубийстве, суицидальные мысли, которые обычно свидетельствуют о тяжести депрессии. Самоубийство встречается в 15% случаев нераспознанных расстройств настроения и наиболее часто встречается спустя 4-5 лет после начала заболевания. При наличии суицидальных мыслей у больного возникает жгучее желание жестоко наказать себя. В ряде случаев возникает мысль о какой-то бредовой убежденности больного в бессмысленности своего существования. Для профилактики самоубийств важное значение имеет выяснение состояния эмоционально-волевой сферы человека, его психическое отношение к предстоящему суициду.

Слайд 4

Психосоциальное неблагополучие ребенка проявляется наиболее четко в его эмоциональной сфере. Дети становятся агрессивными или робкими. Факторами риска оказывающими травмирующее действие на психику могут быть психическое и физическое развитие, стресс, инвалидность, отрыв от дома и т.п.

Слайд 5

Самоуби́йство , суици́д (от лат. sui caedere — убивать себя) — целенаправленное лишение себя жизни, как правило, добровольное (хотя бывают и случаи вынужденного самоубийства) и самостоятельное. Чрезвычайно сложный этический вопрос представляет в этом смысле эвтаназия. Суицид - это осознанный акт ухода из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, когда собственная жизнь теряет для человека смысл. Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.

Слайд 7

Проявление суицида

Слайд 8

Личностные особенности суицидов

Слайд 9

Общие признаки суицидов

Слайд 10

Причины суицидов Смерть близкого человека Развод родителей Физическое, сексуальное насилие, Непринятие в среде сверстников Неразделенная любовь Нежеланная беременность Дефицит внимания Бестактное поведение педагогов, конфликт с учителями Жестокое обращение в семье

Слайд 11

ДОВЕДЕНИЕ ДО САМОУБИЙСТВА Ц еленаправленная травля, клевета, угрозы, унижения; Ф изические издевательства, изнасилования, побои; Потеря интереса к жизни, усталость от жизни; потеря смысла жизни; Религиозный фанатизм (обычно распространённый в сектах), ритуальное самоубийство. Идеологические (политические, неприятие ценностей социума в целом). Вынужденное самоубийство (по приговору суда, под угрозой мучительной смерти или расправы с близкими родственниками . Боязнь наказания (страх осуждения со стороны родных или общества у разоблачённых преступников). Самоубийство для сохранения чести (харакири). Подражательное самоубийство (после аналогичных смертей известных личностей или литературных персонажей; см. Эффект Вертера ) Желание начать жизнь заново (для верящих в реинкарнацию). Влияние одиночного заключения в отдельных случаях

Слайд 13

1. Повешение 2. Удушение. 3. Утопление . 4. Падение с высоты (прыжок с высоких зданий, скал, мостов и других возвышений); 5. Химическое воздействие: Поглощение сильной щёлочи или кислоты. При употреблении разъедает внутренние органы. Действует от нескольких минут до нескольких часов. Чрезвычайно болезненный способ. 6.Отравление . В зависимости от препарата действует от нескольких секунд (острое) до нескольких дней; 7.Передозировка снотворного или наркотика. 8.Самоубийство при помощи огнестрельного оружия. 9.Самосожжение . 10.Самоубийство методом доведения себя до физического истощения (голодом или жаждой). 11.Вскрытие кровеносных сосудов (человек умирает от потери крови). 12.Использование технических средств: Прыжок под поезд, под машину и т. д .; Использование электричества; Отключение больным аппаратуры поддержания жизни — пассивная эвтаназия. 13.Убийство дикими или (и) ядовитыми животными . 14.Отравление ядовитыми газами (угарный газ, CO, метан и т. д.) Разновидности суицидов

Слайд 14

В России за последние 20 лет покончили жизнь самоубийством 830 тысяч человек. За это время уровень самоубийств снизился практически вдвое (с 39.2 - в 1990 до 21.4 - в 2011). В Москве суицидальный показатель составляет 11, в Питере - 18. В некоторых районах России (Волго-Вятском, Западно-Сибирском, Восточно-Сибирском, Дальневосточном, Уральском) этот показатель достигает 65-80, в Корякии - 133, Коми - 110, на Алтае - 102, в Удмуртии — 101 на 100 тыс. населения. □ Суицидальная карта России имеет следующий вид: мужчины женщины

Слайд 15

Примерный план по профилактике суицидов № п / п Мероприятия Класс Ответственные 1 Формирование здорового образа жизни Соц. педагог кл . руководитель 2 Обучение противостоянию психолог 3 Обучение навыкам самосохранения в различных жизненных ситуациях Соц. педагог кл . руководитель психолог 4 Профилактика нарушения эмоционального состояния /сказка терапия/ психолог 5 Тренинги «Познай себя», «Умей сказать- «НЕТ» психолог 6 Тематические классные часы кл . руководитель

Слайд 16

Методы исследования : 1.Диагностическое интервью с семейным анамнезом. 2 . Тест Личко “ПДО”. По тесту Личко “ ПДО” определение неустойчивого типа акцентуации или в сочетании его с гипертимным , эмоционально-лабильным, шизоидным, эпилептоидным и истероидным может служить прямым указанием на высокий риск социальной дезадаптации и, вследствие углубления конфликта, риск развития саморазрушающего поведения. Риск социальной дезадаптации и развития саморазрушающего поведения зависит от уровня дисфункции личности : Акцентуация характера и крайние варианты нормы. Непсихотические расстройства личности. Психотические расстройства личности . Типы саморазрушающего поведения: Угроза для жизни, Ущерб для физического здоровья, Ущерб для духовного и нравственного развития, Ущерб для будущего социального статуса. 3.Тест фрустрационной толерантности Розенцвейга 4 . Тест «определение направленности личности Басса ». 5.Тест тревожности Тэммл-Дорки-Амен .

Слайд 17

Профилактика суицида Работа по профилактике суицида в школе должна проводиться не только с учащимися, но и с педагогами и родителями. Такая работа имеет несколько профилактических уровней: общий, первичный, вторичный и третичный. Задачи общей профилактики суицида: повышение групповой сплоченности детских и педагогического коллективов, оптимизация психологического климата. Они могут быть реализованы в следующих мероприятиях: диагностика ученических и педагогического коллективов с целью уточнения особенностей социально-психологического климата; тренинги сплочения и коммуникативной компетентности в детских коллективах; групповые занятия по профилактике эмоционального выгорания для педагогов; а также другие мероприятия для оптимизации психологического климата (акции, большие психологические игры, конкурсы и пр.).

Слайд 18

Первичная профилактика суицида осуществляется в отношении детей и подростков группы риска, имеющих в наличии три и более факторов суицидального риска . В первую очередь необходимо провести комплекс мероприятий, содействующих повышению компетентности педагогов и родителей в области распознавания маркеров суицидального риска, а также оказать поддержку детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В рамках повышения компетентности педагогов и родителей следует разработать для них памятки, в которых будет содержаться информация, как распознать острое кризисное состояние у ребенка и что делать, если ребенок высказывает суицидальные намерения. Для этой же аудитории целесообразно пригласить медиков с лекцией по проблематике депрессии и суицидального риска. По вопросам проблемных взаимоотношений с ребенком для родителей и педагогов должна быть организована консультативная психологическая помощь.

Слайд 19

Вторичная профилактика осуществляется с группой учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации и высказывающих суицидальные намерения. То есть работать с теми, кто или косвенно (через записки, дневниковые записи, словесные ключи), или прямо говорит о желании самоубийства. Основная задача — предотвращение суицида . В первую очередь перед педагогом-психологом стоит задача оценки риска самоубийства. Существует три степени риска: незначительный (наличие суицидальных мыслей без определенных планов), средней степени (наличие суицидальных мыслей, наличие плана без сроков реализации), высокий (есть мысли, разработан план, есть сроки реализации и средства для этого). Оценить степень риска педагог-психолог может, используя следующие диагностические методы: Опросник суицидального риска (ОСР), Карта риска суицидальности , Шкала оценки риска суицида ( Патерсона ), Шкала безнадежности (Бека).

Слайд 20

Третичная профилактика предполагает мероприятия, снижающие последствия и уменьшающие вероятность парасуицида , социальную и психологическую реабилитацию суицидента и его социального окружения. В первую очередь адресатом этого профилактического уровня становятся дети или подростки, совершившие попытку суицида. Важно серьезно относиться к подобным действиям, так как при условии сохранения источника боли (фрустрации, конфликта и т.п.) подросток может предпринять вторую попытку «бегства» от проблемы . Наиболее опасным периодом считаются 1–3-я недели после первой попытки. По мнению Д.С. Исаева и К.В. Шерстнева , существуют три главных компонента ближайшего постсуицида : актуальность конфликта, степень фиксированности суицидальных тенденций, отношение к совершенной попытке. Задача специалистов СППС получить информацию по каждому из компонентов, чтобы предвидеть дальнейшее развитие событий.

Слайд 21

формы психопрофилактической работы

Слайд 22

Чем я руководствуюсь… Гибкость и адаптивность воздействия.

Слайд 23

Личность школьника: определение и потребности

Слайд 24

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С озерцательно-познавательное Активно-преобразующее Организация деятельности Художественная деятельность Ценностно-ориентированная Познавательная деятельность Трудовая деятельность Общественная деятельность Деятельность свободного общения Спортивная деятельность

Слайд 27

Десять заповедей успешного воспитания Быть увлеченным. Быть уравновешенным. Любить детей. Быть вежливым. Быть мудрым. Быть терпеливым. Быть добрым. Уважать ученика. Быть оптимистом. Быть дисциплинированным.

Слайд 28

рефлексия На листе бумаги обведите свою ладошку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение большой – для меня это важно и интересно … указательный - я получил конкретные рекомендации… средний - мне было трудно (не понравилось)… безымянный – моя оценка психологической атмосферы… мизинец - для меня было недостаточно…

Слайд 29

СПАСИБО ЗА ВНИИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отклоняющееся поведение школьников: причины, профилактика и способы коррекции.

Статья посвящена понятию "Трудные дети". Здесь рассматривается природа отклоняющегося поведения, различие между  делинквентным и девиантным поведением. Анализируются основные причины нарушения по...

Индикаторы суицидального поведения подростков (причина, признаки, профилактика)

Индикаторы суицидального поведения подростков (причина, признаки, профилактика)...

Девиантное поведение детей и подростков, причины, профилактика и меры коррекции. Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.

                В данной лекции кратко раскрыта практика   работы с  девиантными детьми, причины, профилактики и меры коррекции девиантног...

Профилактика агрессивного поведения у школьников. Причины агрессивного и суицидального поведения подростков. Раннее выявление агрессивного поведения подростков.

В статье рассмотрены вопросы раннего  выявления агрессивного поведения подростков. Представлены причины агрессивного и аутоагрессивного  поведения. Подробно  рассмотрены  факторы, ...

Суицидальное поведение подростков (причины, профилактика). («Родителям о детях» - рекомендации по профилактике суицида).

Суицидальное поведение подростков (причины, профилактика). («Родителям о детях» - рекомендации по профилактике суицида)....

суицидальное поведение. Признаки, причины, помощь.

Почему люди хотят закончить жизнь самоубийством. Причины суицида. Типы и виды суицидального поведения. Риски суицидального поведения. Профилактика суицидального поведения....