Сообщение на тему: «Девиантное поведение учащихся с умственной отсталостью: причины, профилактика и коррекция»
материал
Девиантное (или отклоняющееся) поведение – это поведение, которое противоречит принятым в обществе нравственным и правовым нормам, аморальное или преступное поведение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья - Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат.
Сообщение на тему:
«Девиантное поведение учащихся с умственной отсталостью: причины, профилактика и коррекция»
Подготовила: Трегубова О.Г.,
воспитатель семейной группы
2019г.
Добрый день, уважаемые коллеги. Я представляю вашему вниманию сообщение на тему: ««Девиантное поведение учащихся с умственной отсталостью: причины, профилактика и коррекция»(1 слайд)
Девиантное (или отклоняющееся) поведение – это поведение, которое противоречит принятым в обществе нравственным и правовым нормам, аморальное или преступное поведение.
Исследования в области правонарушений подростков проводят прямую связь между тенденциями роста противоправного поведения детей и подростков и ростом семейного неблагополучия. Так по последним данным НИИ, в семьях несовершеннолетних правонарушителей: в 50% случаев отмечалась полная безучастность к судьбам своих детей, в 30% семей один из родителей злоупотреблял алкоголем, до 40% подростков росли в конфликтных семьях, в 15% семей родители фактически свели свои родительские обязанности к удовлетворению элементарных физических потребностей своих детей.
Следствием такого поведения взрослых, является возникновение причин девиантного поведения: (2 слайд)
- Первая из основных причин девиантного поведения подростков это - неправильное воспитание детей в семье. «Трудный» подросток, как правило, живет в «трудной» семье. Он является свидетелем конфликтов между родителями и ощущает невнимание к своему внутреннему миру.
К семьям, которые создают условия «повышенного риска», для отклоняющегося поведения подростка относятся:
- неполная семья, Где имеются матери, реже отцы, или семьи, в которых воспитанием занимаются прародители, т.е. бабушки или дедушки;
- конфликтная семья, в которой существует напряженность взаимоотношений между родителями, отсутствует взаимопонимание и имеются выраженные расхождения во взглядах, установках, в которой мир и согласие держатся на временных компромиссах и в трудную минуту противоречия вспыхивают с новой остротой;
- «асоциальная семья» - в ней преобладают антиобщественные тенденции, паразитический образ жизни, члены семьи вступают в противоречие с законом;
- формальная семья – отсутствует общность потребностей, жизненных целей, взаимное уважение между членами семьи; семейные обязанности выполняются формально, часто родители находятся на грани расторжения брака, которому мешают материальные и жилищно-бытовые соображения;
- «алкогольная семья» - основные интересы членов семьи определяются употребление спиртных напитков;
- Семья, в которой имеются душевнобольные родители.
В неблагополучных семьях, как правило, встречаются следующие виды неадекватного воспитания детей:
- безнадзорность – когда ребенок предоставлен самому себе, лишен родительского внимания, заботы; когда отсутствует систематический интерес к его делам, переживаниям, проблемам;
- потворствующая безнадзорность – сочетание полной бесконтрольности и некритического отношения к поведению подростка; стремление всегда его оправдать, активное непринятие помощи со стороны других лиц, попытки родителей оградить подростка с отклоняющимся поведением от воспитательного воздействия коллектива, педагогов, участковых, инспекторов ОПДН;
- эмоциональное отвержение – родители тяготятся ребенком, подросток чувствует, что он обуза в жизни родителей;
- воспитание по типу «Золушки» - чрезмерная требовательность и строгость к ребенку, когда родители без учета его возраста и возможностей пытаются добиться от него излишне образцового поведения;
- воспитание в условиях жёстких взаимоотношений – суровые расправы и наказания за мелкие проступки, сочетаются с безразличными и холодными взаимоотношениями между членами семьи;
- воспитание по типу «кумира семьи» – необоснованное и чрезмерное восхищение ребенком и стремление освободить его от любых трудностей, поощрение эгоистических установок, стремление к демонстративности и «жажде признания».
Подавляющее большинство подростков, имеющих отклонения от норм поведения, учатся плохо, не имеют и не выполняют общественные поручения. Отношение к таким детям в школе, как правило, отрицательное. Подростки постепенно выбывают из сферы общения своего классного коллектива. Хотя именно школа для таких ребят должна стать тем местом, где они могли бы удовлетворить свою потребность в положительном общении.
- Вторая причина девиантного поведения подростков - медико- биологические факторы.
Одним из клинико-биологических отрицательных факторов следует назвать наследственность, снижающую защитные механизмы и ограничивающую приспособительные функции личности. Она может проявляться в следующих вариантах:
- наследование умственной недостаточности, которая характеризуется в преобладании предметно-конкретного мышления, невозможности полного осмысления различных жизненных ситуаций, недостаточной критической оценки свих поступков, что часто приводит подростков к социальной дезадаптации;
- наследование аномальных черт характера, которые приводят, к развитию личности, неспособной в полной мере регулировать свое поведение в обществе, особенно в неблагоприятных, кризисных ситуациях;
- наследственность, обусловленная алкоголизмом родителей. Этот фактор проявляется в недостаточности защитно-охранительных механизмов деятельности головного мозга, которые приводят к своеобразным особенностям темперамента и проявляются в эмоциональной неустойчивости подростков, в слабости защитных и приспособительных механизмов.
Современные условия жизни оказывают на организм ребенка более интенсивное воздействие, чем пол века назад, темп жизни ускорился. При неустойчивой нервной системе и еще не сформировавшихся жизненных взглядах и убеждениях, подросток оказывается более восприимчивым к воздействию примеров негативного поведения.
- Третья причина девиантного поведения подростков - психические факторы.
Подростковый возраст – период завершения формирования характера. Нарушение этого формирования, сопровождается различными негативными характерологическими реакциями, которые нередко выходят за рамки нормы и могут приводить к различным формам асоциального поведения.
Наиболее распространенными, негативными характерологическими реакциями являются:
- реакции активного протеста, возникающие в кризисных для подростка ситуациях, проявляются в виде агрессивного поведения, грубости, непослушания, имеют четкую направленность против определенных лиц, создавших конфликтную ситуацию;
- реакции пассивного протеста, обусловленные стремлением избавиться от трудной для подростка ситуации, всегда сопровождаются чувством обиды, утратой прежнего эмоционального контакта и проявляются в виде уходов из дома, бродяжничества, отказов от приема пищи, отказов от речевого общения;
- реакции отказа, связанные с чувством отчаяния, проявляются в активном уклонении от контактов с окружающими, отказом от привычных желаний и увлечений, страхом перед всем новым;
- реакции имитации - подражание формам поведения окружающих, которые пользуются авторитетом у подростков и могут играть отрицательную роль, если имитируется асоциальный лидер или неприемлемые, для нашего общества , модели поведения;
- реакции компенсации и гиперкомпенсации – обычно маскируют ту или иную слабую сторону личности, а так же играют роль защитных личностных реакций; подчас принимают карикатурный, утрированный характер (в основе многих безрассудных поступков, лежит стремление показать свое «бесстрашие» окружающим);
- реакции увлечения – тесно связанны с наклонностями и интересами личности и проявляются в удовлетворении каких-либо потребностей (увлечения сопровождающиеся пустым времяпрепровождением на улице; связанные с азартными играми; увлечения, проявляющиеся в стремлении быть в центре внимания любой ценой);
- реакции группирования – проявляются в стремлении образовать неформальные группы сверстников, отличающиеся определенной стойкостью (в большей мере склонны к объединению в гуппы педагогически запущенные, безнадзорные подростки);
- реакции, обусловленные формирующимся сексуальным чувствам, - связанны с повышенным половым влечением и разнообразными формами его удовлетворения (сюда относятся не только проявление непосредственной сексуальной активности, онанизм, ранние половые связи, подростковый гомосексуализм, демонстрация половых органов, но и случаи агрессивного, садистского поведения).
Только на основе учета и анализа основных причин отклонения подростков от норм поведения, определяются содержание, формы и методы воспитательной работы. Все вышеперечисленное можно отнести как к детям с нормой интеллекта, так и к детям с умственной отсталостью.
Специфика профилактики девиантного поведения несовершеннолетних с умственной отсталостью заключается в том, что начинать ее целесообразно в раннем детстве или младшем школьном возрасте. Поскольку привить здоровые привычки и стараться исключить плохие необходимо как можно раньше. Если к 11-12 годам у ребенка сформированы привычки, связанные с не здоровым поведением, то такие дети уже достаточно устойчивы к попыткам изменения.
Под профилактикой в воспитательной работе понимается, научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических, социокультурных обстоятельств у отдельного несовершеннолетнего, входящего в группу социального риска; сохранения, поддержания и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка; содействие ребенку в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала.
Так как социальные отклонения могут быть вызваны разными причинами и обстоятельствами, можно выделить типы профилактических мероприятий:
(3 слайд)
- нейтрализующие – направленные на пресечение каких-либо возможностей (например: временная изоляция);
- компенсирующие, целью которых является восполнение понесенной субъектом утраты;
- предупреждающие – позволяющие не допустить возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям;
- контролирующие – способствующие последующему наблюдению за эффективностью социально-профилактических мероприятий;
Эффективность данных профилактических мероприятий может быть обеспечена только при условии следующих составляющих:
- направленности на искоренение источников дискомфорта, как в самом ребенке, так и в социальной и природной среде, одновременно на создание условий для приобретения несовершеннолетними необходимого опыта для решения возникающих перед ним проблем;
- обучение ребенка новым навыкам, которые помогут достичь поставленных целей и сохранить здоровье;
- решение еще не возникших проблем и предупреждение их возникновения.
Профилактику можно подразделить на первичную, вторичную и третичную:
(4 слайд)
- первичная заключается в изучении механизмов формирования материнского и отцовского поведения, типа семьи и воспитания;
- вторичная осуществляет раннее вмешательство в коррекцию клинико-биологических нарушений ребенка, исследование генографии семьи;
- третичная профилактика проводится в отношении подростков, совершивших правонарушение, и ее целью является коррекция поведения подростка и его развитие, а не само преступление.
Таким образом, существующие направления воспитательной работы по коррекции девиантного поведения детей, направленны на то, чтобы поставить такое поведение на контроль.
С целью организации коррекционной деятельности детей предлагаются различные методы и методики: (5 слайд)
- Метод, преследующий цель вызвать заинтересованность и приобщить к действию. Он применяется для того чтобы вызвать у детей установку и стремление к участию в определенной позитивной деятельности, а это можно считать началом реализации конкретной воспитательной цели.
- Метод репродуцирования обеспечивает практическое осуществление воспитательной и коррекционной деятельности, организованной педагогом. В социально-педагогической практике в сфере досуга, посредством этого метода, педагог помогает ребенку приобретать минимум знаний и умений, накапливать личный социальный опыт для самостоятельной деятельности, в которой он сможет решать свои социальные проблемы.
- Метод закрепления и обогащения, воздействует на дальнейшее формирование у детей необходимых социальных качеств. Из новых приемов используются, прежде всего, такие как личный пример, критика, самокритика, дискуссия, постановка перспективы, общественное мнение. Происходит закрепление личностных качеств, необходимых для жизни в социальных общностях разной ориентации (трудовой, учебной, семейной и т.д)
- Метод содействия и творчества доводит развитие воспитательного процесса до высокого уровня – осознанности и осуществления его детьми. Деятельность детей в сфере свободного времени основывается на добровольности, на личной инициативе, на интересе к общению и творчеству. Реализуя цель развития творческих способностей, учитывая личную инициативу и добровольность в условиях досуга, организаторы досуга должны создавать мероприятия, в которых заложены программы саморазвития и творчества. Это является коренным отличием деятельности в условиях «интернатного» типа, от регламентированных условий (учебный процесс, трудовая деятельность), где развитие и обогащение личности носят добровольный характер.
Для достижения цели по профилактике и коррекции девиантного поведения воспитанников, мы используем основные способы педагогического воздействия:
(6 слайд)
- Приучение. Детям дается определенный образец поведения.
Например: за столом, во время трудовой деятельности, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует не только показать, но и проконтролировать правильность выполнения того или иного правила.
- Упражнение. Многократно, ежедневно повторяется то или иное действие.
Например: правильное обращение со столовыми приборами, правильное завязывание шнурков, уход за одеждой и многое другое.
- Воспитывающие ситуации. Создание ситуаций, в которых ребенок должен сам определить правильность дальнейших действий.
- Поощрение. Активизирует ребенка к хорошему, правильному поведению в социуме.
- Наказание. Применяется редко. Осуждение воспитателем и сверстниками негативного поступка направленно на возникновение желания поступать правильно, согласно общепринятым нормам.
- Пример для подражания. Является своеобразным наглядным образом, необходимым ребенку. Им могут быть воспитатель, учитель, знакомый или сказочный герой.
- Разнообразие словесных методов. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.
- Разъяснение. Необходимо не только показать, рассказать, но и разъяснить, как и почему следует поступить именно так.
- Метод организации деятельности. Носит общественно – полезный характер. Это совместный труд (уборка территории, стирка, помощь ветеранам).
Исходя из всего вышесказанного, необходимо осуществлять индивидуальный подход с учетом недостатков психофизического развития ребенка, личностно-ориентированный подход и создавать ситуацию успеха.
(7 слайд)
Закончить свое выступление разрешите словами Константина Дмитриевича Ушинского : « Воспитание не только должно развить разум человека и дать ему известный объём сведений, но должно зажечь в нем жажду серьёзного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойною, ни счастливою».
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Девиантное поведение учащихся: причины, признаки, организация работы по его профилактике
Девиантное поведение учащихся: причины, признаки, организация работы по его профилактике...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/09/picture-561209-1420821125.jpg)
Статья и презентация на тему "Девиантное поведение: причины, сущность, профилактика"
В статье раскрываются причины, содержание и профилактика девиантного поведения детей подросткового возраста....
Доклад на тему^ "Девиантное поведение учащихся"
Доклад на тему Девиантное поведение учащихся...
Девиантное поведение учащихся причины признаки организация работы по его профилактике
Девиантное поведение учащихся причины признаки организация работы по его профилактике...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/23/picture-393978-1521827724.jpg)
Выступление педагога-психолога перед педагогами по теме «Девиантное поведение подростков: причины, сущность, профилактика»
Кто-то, когда-то, должен ответить,Высветив правду, истину вскрыв,Что же такое – трудные дети?Вечный вопрос и больной как нарыв.Вот он сидит перед нами, глядите,Сжался пружиной, отчаялся он,Словн...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/28/picture-675650-1443454904.jpg)
«Основные технологии в работе по профилактике и коррекции девиантного поведения учащихся»
По каким признакам можно распознать девиантное поведение? Оно отличается от общепринятого. Оно выражает дезадаптицию человека к общественным устоям. Оно подвергается резкой и негативной оценке о...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/28/picture-675650-1443454904.jpg)
«Основные технологии в работе по профилактике и коррекции девиантного поведения учащихся»
Часто мы не можем до конца понять, как нам управлять детьми педагогически запущенными, которые нарушают дисциплину, равнодушны к учебе, грубы, драчливы, лживы, употребляющие алкоголь и наркотики и, в ...