Здоровьесберегающая профессиональная позиция педагога
статья по психологии по теме
Реализация идеи здорового образа жизни и ценности здоровья в образовательном учреждении позволяет рассматривать здоровье как проявление уровня культуры личности.
Здоровье — ценность не только личная и социальная, но и образовательная.
Успешное использование возможностей здоровьесберегающих технологий происходит через характер деятельности обучаемых и личность педагога. Участвуя в формировании молодого человека, педагог должен иметь в виду цель собственной деятельности. Для реализации своей главной профессиональной цели педагог сам должен обладать достаточно высоким уровнем здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete_po_zdorovyu.docx | 23.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающая профессиональная позиция педагога.
Здоровье-это главное жизненное благо.
Я.Корчак
Реализация идеи здорового образа жизни и ценности здоровья в образовательном учреждении позволяет рассматривать здоровье как проявление уровня культуры личности.
Здоровье — ценность не только личная и социальная, но и образовательная.
Успешное использование возможностей здоровьесберегающих технологий происходит через характер деятельности обучаемых и личность педагога. Участвуя в формировании молодого человека, педагог должен иметь в виду цель собственной деятельности. Для реализации своей главной профессиональной цели педагог сам должен обладать достаточно высоким уровнем здоровья.
Опрос педагогов образовательных учреждений (2005 год) показал неблагополучие их собственного здоровья: так, только 8 % опрошенных отнесли себя к категории практически здоровых; 20 % указывают на наличие хронических заболеваний; периодически — до 3-4 раз в год — болеют до 32 % преподавателей; практически все испытывают утомление в конце рабочего дня. Педагоги осознают фактор негативного влияния уровня собственного здоровья на педагогический процесс: 21,7 % испытывают апатию, желание уйти от действительности;такое же количество учителей подвержены эмоциональным взрывам; для 41,3 % педагогов характерна раздражительность.
По мнению самих преподавателей, в наибольшей степени способствует укреплению здоровья следующие факторы: занятия физическими упражнениями — 12%;полноценное и качественное питание — 22 %; оптимальная организация рабочего дня — 24 %; прогулки на свежем
воздухе — 26 %; полноценный сон — 56 %.
Приведенные выше данные показывают, что, прежде чем заняться деятельностью по сохранению и укреплению здоровья школьников, педагоги сами должны уделять внимание состоянию и укреплению собственного здоровья.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более
здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле - здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около
25-30 % детей, приходящих в 1-е классы имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 % до 16, 4%, нарушениями осанки - с 1, 9 до 16, 8%.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения.
Упражнение «Мозговой штурм» (5 мин.)
Сегодня мы говорим о здоровье, путях его формирования у детей и педагогов.Давайте определимся: что такое «здоровье» в вашем понимании? (Обсуждение в группах.)
Я думаю, что, прежде чем говорить о путях формирования здоровья, необходимо выявить и проанализировать составляющие культуры здоровья и ее влияние на образовательный процесс. Давайте совместно обозначим эти составляющие. Работая в группах, выделите 3 самые важные, на ваш взгляд, составляющие культуры здоровья. (Через 5 минут представитель от каждой группы знакомит остальных участников со своими понятиями «здоровья»).
Как много составляющих входит в понятие « здоровье». Например, двигательная активность, культура питания, душевное равновесие, отказ от вредных привычек.Несомненно, у каждого человека свое представление о здоровье, как ценности. Важным моментом в этом вопросе остается уровень осознанности и мотивации сохранения своего здоровья и здоровья своих близких людей, своих учеников.Поэтому педагогу стоит помочь самому себе: усилить мотивацию к сохранению собственного здоровья, вооружиться методами самоанализа и саморегуляции.
Упражнение «Мои жизненные сферы».Схема Н. Пезешкиана (5 мин.)
Тело
Духовное развитие (размышления, религия, психология)
Деятельность (учеба, работа)
Контакты (семья, друзья)
1). Вам необходимо в % соотношении определить доминирующие сферы;
2) Чтобы Вы хотели изменить, перераспределить? Сейчас Вы можете это сделать.
3) Высказывания от каждой группы (по желанию).
Вывод: В жизни человека все должно быть распределено в одинаковой степени, так и в жизненных сферах должен быть баланс. Если он нарушен, то начинает разрушаться какая-то сфера жизни. Конечно, если темой нашего разговора является здоровье, то стоит обратить внимание на такие сферы, как «тело» и «духовное развитие».
Известно, что именно профессиональные риски педагогического труда (коммуникативная перегрузка, сложная модель деятельности, жесткий характер труда, низкая экономическая защищенность, неблагоприятные условия работы и т.п.) создают профессиональный дистресс и являются основной причиной нарушений здоровья педагога.
В основе здоровьесберегающей профессиональной позиции педагога лежит осознание им проблем собственного здоровья, понимание зависимости здоровья от образа жизни, от всех жизненных сфер, наличие знаний о формировании здорового образа жизни и деятельности по его осуществлению.
При этом необходимо понимать, что профессиональные риски педагогического труда во многом определяются реализацией учителем «традиционных» подходов к обучению, которые, как было выяснено выше, негативно влияют и на собственное здоровье и на здоровье школьников. Приобретение профессиональной позиции и копинг-стратегий поведения, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся отчасти обеспечивает сохранение здоровья самого педагога. О здоровьесберегающих технологиях написано большое количество статей, имеется много специальной литературы. Несколько лет назад мною был обобщен и представлен материал в методическом пособии для учителя «Как сохранить и укрепить свое здоровье и здоровье своих учеников». Данное пособие имеет своей целью раскрыть особенности здоровьесберегающих технологий, используемых в школе, позволяющих эффективно решать одну из самых актуальнейших задач современного образования — формирование здорового образа жизни школьников. Наряду с теоретическим материалом предлагаются практические рекомендации, игры и упражнения.
Я надеюсь, что убедила вас в пользе заботиться о своем здоровье и здоровье своих учеников.
Тогда для поддержания отличной физической формы и хорошего настроения начинайте свой день с утренней гимнастики и пожеланий себе и своим близким отличного здоровья и всего самого доброго!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анкета "Диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя (самооценка)
Данная анкета позволяет проанализировать свою деятельность как классного руководителя....
Классному руководителю в помощь МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯ У ШКОЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ
По возможности всех педагогов школы просят заполнить специальную анкету «В нашей школе…». В ней три колонки.В первой колонке описываются самые различные ситуации из школьной жизни – всего их 29. При э...
«Мониторинг развития профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования детей». Исходно-диагностический этап эксперимента: изучение «Уровня профессионально-педагогических умений педагогов ДОД».
Обзорный доклад по теме районной экспериментальной площадки на заседании Кустового методического объединения заместителя директора по УВР Наталии Борисовны Синегиной. ...
К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА»
В настоящей статье рассматривается вопрос о профессиональных компетенциях учителя русского языка в условиях введения «Профессионального стандарта педагога» с января 2017 года. Самой важной компетенцие...
Психологическое занятие с элементами тренинга по повышению профессиональной компетентности педагогов «Психология здоровья: профессиональные риски и здоровье педагога».
Сегодня никого не нужно убеждать, что учить ребёнка может только развивающийся педагог. Как развивать ученика, знают все, а вот как развивать учителя, взрослого человека, уже сформировавшегося в...
Лист самооценки профессионального развития педагога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог–методист»
Характеристика уровня профессионального развития педагога-методиста в соответствии с требованиями профессионального стандарта Педагог...
Статья " Профессиональная позиция педагога при работе с современным поколением подростков"
В статье описывается собственная профессиональная позиция при работе с современным поколением подростков, называемым Z ( родившиеся с1995 по 2010 год) и альфа (родившиеся с 2010 по 2020-е годы)...