«Мониторинг развития профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования детей». Исходно-диагностический этап эксперимента: изучение «Уровня профессионально-педагогических умений педагогов ДОД».
на тему
Обзорный доклад по теме районной экспериментальной площадки на заседании Кустового методического объединения заместителя директора по УВР Наталии Борисовны Синегиной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_k_kmo_monitoring_ped.kompetentnosti_sinegina_n.b.doc | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА" п.г.т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА |
ул. Попенченко 1/1, п.г.т. Уренгой, Пуровский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629860, тел/факс (34934) 9 19 85, 9 21 60, e-mail: urengoi_ddt@mail.ru |
Обзорный доклад по теме районной экспериментальной площадки на заседании Кустового методического объединения заместителя директора по УВР
Наталии Борисовны Синегиной.
«Мониторинг развития профессиональной компетентности
педагогов дополнительного образования детей».
Исходно-диагностический этап эксперимента:
изучение «Уровня профессионально-педагогических умений педагогов ДОД».
Проблемы обновления и коррекции образовательной деятельности к современным требованиям всегда остаются актуальными в системе развития образовательных учреждений. Центральной фигурой обновления образования является педагог. От его духовности, социальной позиции и педагогической компетентности зависит успех реформирования образовательного процесса.
Компетентность (от лат. – добиваюсь, соответствую, подхожу) – знания, опыт в той или иной области.
Компетентность – интегральное проявление профессионализма, в котором сочетаются элементы профессиональной и общей культуры, стажа, опыта педагогической деятельности и педагогического творчества.
Вопрос о профессионально-педагогической компетентности педагогов ДОД часто возникает в ряде ситуаций, связанных:
- с аттестацией;
- с присвоением категорий для дифференцированной оплаты труда;
- с выдвижением и расстановкой кадров в образовательном учреждении;
- с оценкой работы передовых педагогов;
- и даже с разрешением педагогических споров.
В таких ситуациях рассматриваются (и при необходимости диагностируются) следующие факторы индивидуальной профессионально-педагогической компетентности:
- профессионально-педагогическая квалификация;
- профессионально-педагогическая практическая готовность и теоретическая подготовленность;
- продуктивность педагогической деятельности;
- профессионально-значимые личностные особенности.
Под профессионально-педагогической компетентностью мы понимаем совокупность научных познаний и опыта педагога, которая адекватна социально-профессиональному статусу и профессиональной квалификации, а также личностные и индивидуальные особенности (способности), включающие в себя структурно обозначенные элементы педагогической деятельности, обеспечивающие возможность реализации индивидуальной педагогической концепции.
Для того, чтобы успешно решать задачи обучения и воспитания подрастающего поколения, педагогам дополнительного образования детей необходимо непрерывно повышать свою квалификацию, ставить на более высокий уровень профессионально-педагогическую компетентность. Компетентность как интегральная профессионально-личностная характеристика определяется готовностью и способностью выполнять профессионально-педагогические функции в соответствии с принятыми в социуме на сегодняшний момент нормами и стандартами.
Для объективизации отслеживания процесса повышения уровня профессионально-педагогической компетентности со стороны руководителей отделов народного образования, руководителей образовательных учреждений нужен научный подход, а это означает, что анализ развития профессионально-педагогической компетентности педагогов должен носить мониторинговый характер, который целесообразно построить на выявленных научно-обоснованных закономерностях.
В нашем понимании, мониторинг профессионально-педагогической компетентности педагогов дополнительного образования детей – это процесс непрерывного, научно-обоснованного, диагностико-прогностического отслеживания изменений в профессиональной деятельности педагогов.
Руководители образовательных учреждений стремятся отследить процесс развития профессионально-педагогической компетентности, и это входит, наряду с другими, в перечень их непосредственных обязанностей. Однако это отслеживание носит либо субъективный, либо стихийно-необходимый, или планово-контрольный характер. Более того, пока это отслеживание осуществляется на уровне обыденного педагогического сознания, житейского здравого смысла. В таких случаях трудно говорить о том, что результаты профессиональной деятельности педагогов ДОД имеют устойчивый, закономерный характер и действительно идет процесс повышения уровня профессионально-педагогической компетентности, процесс профессионального становления.
Только систематическое и длительное изучение одних и тех же педагогов, может иллюстрировать процесс развития профессионально-педагогической компетентности. Как правило, оно включает в себя пять этапов:
- беседу (тестирование, анкетирование) до начала наблюдения;
- наблюдение (срезовая диагностика) в процессе педагогической деятельности;
- анализ полученных результатов;
- консультативная беседа (круглый стол);
- планирование действий, направленных на совершенствование уровня профессионально-педагогической компетентности педагога (коллектива).
В целом мониторинг профессионально-педагогической компетентности педагогов ДОД, как структурная часть системы повышения уровня квалификации педагогических работников учреждения ДОД, не может исключать и самодиагностику профессионально-педагогической компетентность. Самодиагностика профессионально-педагогической компетентности педагогов ДОД, в данном случае, может послужить толчком к индивидуальной работе над самообразованием и саморазвитием.
Смысл мониторинга развития профессионально-педагогической компетентности педагогов ДОД состоит не столько в том, чтобы получить конкретную картину изменений, происходящих в процессе повышения уровня профессионально-педагогической компетентности в определенный момент (на определенной стадии), сколько в том, чтобы сделать заключение о тенденциях развития этого процесса, направленного на поддержку и развитие положительных изменений и на торможение, блокировку, трансформацию нежелательных.
Мониторинг проводиться с контрольной группой, что позволит получить общую картину уровня профессионально-педагогических умений педагогов ДОД и станет «отправной точкой» для дальнейших исследований. Группы умений, их показатели и критерии представлены в приложении.
Приложение.
Анкета исходно-диагностического характера
«Уровень профессионально-педагогических умений педагога ДОД».
Ф.И.О. педагога ДОД __________________________________________________
Направление деятельности ____________________________________________
Практическая готовность (внешние умения, которые можно в последствие наблюдать) | Степень сформированности умений | |||
владеет в совершенстве | владеет в общем виде | не владеет | ||
1. Мобилизационные умения | ||||
1.1. | Развивать мотивацию к обучению и труду у воспитанников | |||
1.2. | Формировать потребность в овладении образовательными умениями | |||
1.3. | Актуализировать знания и жизненный опыт воспитанников для творческого отношения к окружающему миру | |||
1.4. | Создавать ситуации для успеха и ситуации для совершенствования воспитанниками нравственных поступков | |||
2. Информационные умения | ||||
2.1. | Уметь получать образовательную информацию | |||
2.2. | Уметь работать с печатными источниками | |||
2.3. | Уметь интерпретировать и адаптировать информацию к задачам обучения и воспитания | |||
2.4. | Уметь логически правильно построить и вести разговор | |||
2.5. | Перестраивать в случае необходимости план и ход изложения материала | |||
2.6. | Формировать правильно вопросы | |||
2.7. | Применять ТСО и наглядные материалы | |||
2.8. | Выражать мысли невербальными способами | |||
3. Развивающие умения | ||||
3.1. | Определять «зону ближайшего развития» отдельных воспитанников, группы в целом | |||
3.2. | Создавать проблемные ситуации для развития познавательных способностей | |||
3.3. | Стимулировать познавательную самостоятельность и творческое мышление | |||
3.4. | Создавать условия для развития индивидуальных особенностей воспитанников | |||
4. Ориентационные умения | ||||
4.1. | Формировать ценностные установки обучающихся | |||
4.2. | Прививать устойчивый интерес к образовательной и исследовательской деятельности | |||
4.3. | Организация совместной творческой деятельности, направленной на развитие социально-значимых качеств личности | |||
5. Персептивные умения (понимать других людей: их личностные особенности и ценностные ориентации) | ||||
5.1. | Определять характер переживаний, состояний воспитанника, его причастность к тем или иным событиям | |||
5.2. | Находить в действиях воспитанника признаки, делающие его непохожим на других | |||
5.3. | Видеть главное в любом воспитаннике, правильно определять его отношение к социальным ценностям | |||
5.4. | Определять к какому типу личности и темпераменту относится ребенок | |||
6. Умение педагогического общения | ||||
6.1. | Умение осуществлять коммуникативную атаку, т.е. привлекать к себе внимание | |||
6.2. | Умение устанавливать психологический контакт с группой | |||
6.3. | Умение органично и последовательно действовать в публичной обстановке | |||
6.4. | Целенаправленно поддерживать общение | |||
6.5. | Умение распределять внимание | |||
6.6. | Владение педагогической техникой: развитие речи педагога, правильная дикция, правильное дыхание, мимика, жесты, управление своим Телов, регуляция своего психологического состояния, вызов чувств «по заказу», владение техникой интонирования и др. | |||
6.7. | Теоретическая готовность (обобщенное умение педагогически мыслить) | |||
7. Аналитические умения (извлечение знаний из практики) | ||||
7.1. | Разделять педагогические явления на составные элементы (условия, причины, стимулы, средства и т.д.) | |||
7.2. | Осмыслить каждое педагогическое явление во взаимосвязи со всеми компонентами педпроцесса | |||
7.3. | Находить в Психолого педагогической теории идеи, выводы, адекватные логике рассматриваемого явления | |||
7.4. | Правильно диагностировать педагогическое явление | |||
7.5. | Вычленять основную педагогическую задачу и определить способы ее оптимального решения | |||
8. Прогностические умения (четкие представления в осознании конечного результата) | ||||
8.1. | Умение прогнозировать развитие коллектива | |||
8.2. | Умение прогнозировать развитие личности: ее качеств, чувств, воли и поведения, возможных отклонений в развитии | |||
8.3. | Умение прогнозировать ход педагогического процесса: трудности воспитанников, результаты применения тех или иных методов, приемов и средств обучения и воспитания | |||
9. Проективные умения (материализация результатов педагогического прогнозирования в конкретных планах) | ||||
9.1. | Переводить цели и содержание в конкретные педагогические задачи | |||
9.2. | Отбирать виды деятельности, адекватные поставленным целям | |||
9.3. | Планировать индивидуальную работу с воспитанниками | |||
9.4. | Отбирать содержание, выбирать формы, методы и средства педпроцесса в их оптимальном сочетании | |||
9.5. | Планировать систему приемов стимулирования активности воспитанников | |||
9.6. | Планировать способы создания личностно-развивающей среды и связей с родителями | |||
10. Рефлективные умения (контрольно-оценочная деятельность, направленная на себя) | ||||
10.1. | Анализировать свои собственные действия | |||
10.2. | Адекватно оценить результаты своей профессиональной деятельности | |||
10.3. | Анализировать результаты деятельности с учетом тщательного анализа условий их получения | |||
10.4. | Мотивационная готовность (умение направлять и регулировать профессиональное развитие) | |||
11. Самообразовательные умения | ||||
11.1. | Умение «переносить» полученные знания и приемы умственной деятельности в новые условия | |||
11.2. | Умение творчески решать познавательные задачи | |||
11.3. | Умение использовать рациональные приемы и методы самостоятельной работы по добыванию знаний | |||
11.4. | Умение создавать благоприятные условия для самостоятельной работы (гигиена умственного труда) | |||
12. Формирование умственной мотивации профессионального развития | ||||
13. Умение обновлять знания и совершенствовать педагогические умения |
Resource id #804
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка для проведения мониторинга результативности в отделении дополнительного образования
Представлена разработка для проведения мониторинга результативности усвоения программы "Изобразительная студия" для отделения дополнительного образования детей. В состав входит введение, основна...
Итоговая проектная работа по инвариантному блоку «Модернизация современной системы образования. Развитие профессиональных компетенций работников образования»
Проект к вариативному блоку....
Мониторинг "Всезнайка" к программе дополнительного образования "Серебряные струи"
-цель-направления диагностики-порядок проведенияуровни-мониторинг развития личности обучающихся-тесты...
Методические рекомендации «Педагогический мониторинг – механизм управления качеством дополнительного образования»
В российском образовании сегодня провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам выбирать и конструировать педагогический процесс. В этом направлении и идет пр...
Семинар - практикум "Компетентности педагога дополнительного образования, необходимые для реализации образовательных стандартов". ТРЕНИНГ КОММУНИКАТИВНЫХ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПЕДАГОГА (для педагогов дополнительного образования МБУ ДО «СЮТ»)
Создание условий для развития коммуникативных и организаторских способностей педагога.Задачи:· создание в группе атмосферы, способствующей самопроявлен...
Рабочая программа дополнительного образования "Физика в задачах и экспериментах"
Программа расчитана на 70 часов для 7 класса (первый год обучения) с использованием оборудования центра "Точка роста"...