Коррекционно-развивающая программа для дошкольников с заниженной самооценкой средствами сказкотерапии
рабочая программа по психологии по теме

Терешкевич Оксана Валерьевна
Эта программа предназначена для коррекционной работы со старшими дошкольниками. Цель - формирование положительного отношения к себе, повышение самооценки и чувства собственной значимости. Расчитана на 20 часов. Работа в группах два раза в неделю по 20-25 минут. Использованные срества - сказко- и игротерапия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детства и юношества

«Планета детства»

 города Александров Владимирской области

Утверждаю_____________________________

Директор МБОУ ДОД ДДЮ «Планета детства»

Артамонова Н.В

Коррекционно-развивающая программа

для дошкольников

с заниженной самооценкой

 средствами сказкотерапии

                     Разработала:

                                                    Педагог- психолог

                                        первой квалификационной категории,                                                  

                                   Терешкевич Оксана Валерьевна

Пояснительная записка

Самооценка - ценность, которая приписывается индивидом себе на основе сформированного представления окружающих. В качестве основного критерия оценивания выступает система личных ценностей. Главные функции, которые выполняются самооценкой, - регуляторная, на основе которой происходит решение задач индивидуального выбора в различных ситуациях, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки сверстников, родителей и педагогов.

 Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться в обществе и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Его самооценка позволяет осуществлять личностный рост. Дети с отрицательной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к жизни, трудно сходятся со сверстниками. Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость становятся их постоянными спутниками. Они не хотят участвовать в играх, потому что бояться оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются и уходят. Их ранят насмешки и сравнения со сверстниками.

Очень часто заниженная самооценка формируется в семье как результат выбранного стиля воспитания ребёнка родителями. Это может быть гиперопека, когда ребёнок лишается всякой самостоятельности и инициативы. Он воспитывается по принципу «Ты ещё маленький, тебе рано. Я лучше знаю, как будет лучше». В таком случае у ребёнка не формируется желание взрослеть. За ним закрепляется выражение «Маменькин сыночек». Другой сценарий – авторитарный подход в воспитании личности. В данном случае любое проявление своеволия малыша наказывается. От него ждут беспрекословного послушания. В него вселяют веру, что он ничего и никогда не сможет.

 Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении с другими детьми. Они хотят всегда и везде быть первыми, и если им это не удается, такие дети могут быть агрессивны по отношению к сверстникам, вымещать на других все свои негативные эмоции. У таких детей очень высок риск деструктивного поведения по отношению к самим себе или к окружающим людям; их внутренний потенциал остается нераскрытым. Таким образом, становится очевидным необходимость оказания своевременной социально - психологической помощи данной категории детей. С этой целью и была разработана программа коррекции низкого уровня самооценки у детей дошкольного возраста.

 В  программе основным методом в работе с детьми, имеющими заниженную самооценку, избрана сказкотерапия. Сказка близка детям по духу. Волшебный мир помогает постигать премудрости , преодолевать препятствия, проявлять лучшие качества своего характера, а главное, подражая действиям положительных героев, верить в себя.

 Сочинение и чтение сказок используется в игровой психотерапии для того, чтобы подсказать ребенку новые возможности и модели поведения, привлечь его внимание, стимулировать проявление скрытых способностей, и для того, чтобы укрепить в ребенке оптимизм и надежду, показывая ему возможность благоприятного исхода.

В основе данной программы лежат рассмотренные Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой в книге «Практикум по сказкотерапии» следующие положения:  

 • сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.

 • сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

 • сказкотерапия - процесс объективизации проблемных ситуаций. Самое важное - создать ситуацию, в которой ребенок может задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуации. В этот момент ребенок познает философию жизни: нет однозначных событий, даже внешне неприятная ситуация может через некоторое время обернуться благом.

 • сказкотерапия - процесс активизации ресурсов, потенциал |личности.

 • сказкотерапия - процесс экологического образования воспитания ребенка.

 • сказкотерапия - процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг.

 • сказкотерапия - терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта; а главное в ней появляется чувство защищенности.

 • сказкотерапия - природосообразная, органичная человеческому восприятию воспитательная система, проверенная многими поколениями предков.

 • сказкотерапия - созерцание и раскрытие внутреннего внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего.

 Цель коррекционной программы - формирование позитивной Я-концепции: повышение уверенности в собственных силах и коррекция поведенческих реакций средствами сказкотерапии.

 Задачами программы являются:

  1. Формирование у детей адекватных эмоциональных реакций в отношении себя, своих возможностей;
  2. Закрепление навыков положительных поведенческих реакций в коллективе;
  3.  Формирование у детей опыта конструктивного взаимодействия  со взрослыми и  сверстниками.

Предполагаемый результат:

Дети должны научиться

  1. Иметь положительное представление о себе.
  2. Верить в свои возможности и стремиться к их реализации.
  3. Устанавливать контакт со сверстниками, проявляя интерес к общению.
  4. Уметь выражать свои чувства.
  5.  Проявлять волевые усилия для достижения своих желаний и побуждений.

Структура занятий

Каждое занятие строится по следующим блокам: ознакомительно-организационный блок: настройка детей на занятие; коррекционно-развивающий блок: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция эмоционально-личностной сферы ребенка; аналитико-рефлексивный блок: анализ отношения участников к занятию, к окружающим, рассмотрение перспектив на дальнейшую работу.

Занятия проводятся два раза в неделю по 20 -25 минут в группах по 8 человек.

Тематический план занятий

         

Название темы                                                                                          Часы                                                                 

  1. Давай познакомимся. Диагностика.                                                  2                      

 Установление межличностных контактов

 между участниками группы. Выработка правил группы.        

2.Мир эмоций.( Снятие эмоционального напряжения)                        2

3.Научись любить себя.                                                                             2                        

 (Формирование позитивного отношения к себе)                                                                              

4.Все в моих силах.( Актуализация потенциала ребенка)                         4

5.Вместе тесно, а врозь скучно.                                                                 6                        

(Обучение методам социально-приемлемого

 выражения негативных эмоций,

 техникам конструктивного разрешения конфликтов).        

6.Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много.                                  2                    

(Развитие коммуникативных умений и навыков в общении как со  сверстниками, так и со взрослыми).        

7.Праздник. Заключительное занятие - рефлексия.                                   2                    

                                                                       

Содержание коррекционной программы

Тема 1

 Цель: Создание игровой доверительной атмосферы в группе. Установление межличностных контактов между детьми. Знакомство с правилами группы. Диагностика уровня самооценки детей.

 Методы: Методика диагностики самооценки «Лесенка», « Два дома» , «Золотая рыбка». Игры на знакомство и положительного отношения друг к другу.(«Ручеёк», «Шустрики-мямлики»).Введение в сказкотерапию.(Викторина по сказкам. Оценка личности героев сказки)

 Материалы и оборудование: куклы сказочных героев, музыкальное сопровождение , бумага и карандаши.

 Рефлексия. «Свет в твоём окне».( Каждый ребёнок рисует свой многоэтажный дом. По итогам каждого занятия закрашивает окно зелёным, жёлтым или красным цветом в зависимости от полученного настроения и знаний). В конце курса можно проследить динамику.

 

Тема 2

Цель: Снятие эмоционального напряжения.

 Методы: Социально - психологические игры, прослушивание отрывков сказок с участием отрицательных героев, беседа о страхах и недостатках (лень, зависть, жадность, глупость), рисунок «Мой любимый герой в сказке», «Герой без моей симпатии».

 Материалы и оборудование: карточки с изображением отрицательных героев, карточки с изображением разных эмоций, записи отрывков сказок («Три поросёнка», «Лиса и заяц», «Вершки и корешки», «Волк и лиса»)

Тема 3

Цель: формирование у детей положительных эмоциональных реакций в отношении себя, своей внешности, формирование желания нравиться себе и другим людям, способствовать раскрепощению ребенка.

 Методы: релаксация по представлению «Здравствуй Я, мой любимый», чтение сказки Г. X. Андерсена «Гадкий утенок», Шарля Перо «Золушка», «Заяц-хваста»,рисунок «Это я теперь», «Я в будущем», социально-психологические игры. Психогимнастика «Солнечный зайчик»

 Материалы и оборудование: текст сказки, магнитофон и кассета с музыкой для релаксации. Мешок для игры «Я хороший – я плохой», жетоны.

Тема 4

Цель: развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах, актуализация потенциала каждого ребенка, его достоинств, формирование положительных поведенческих реакций.

 Методы: чтение сказок(«Дюймовочка», «Гуси-Лебеди», «Маша и медведь»), социально - психологические игры( «Мышеловка», «Голова дракона», «Вороны и воробьи» «Соломинка»), беседа, рисунок «Как мы боремся с трудностями», диагностика уровня самооценки «Лесенка». Игра «Неоконченные предложения»

 Материалы и оборудование: тексты сказок, серединки и лепестки «цветика-семицветика» для игры «Скажите мне хорошее», бумага и карандаши, одеяло.

Тема 5

Цель: обучение детей адекватным способам и приемам выражения негативных эмоций, техникам конструктивного решения конфликтов в  группе.

 Методы: чтение сказки, социально - психологические игры, беседа. Моделирование ситуаций ( «Ты меня обидел», «Ты меня толкнул», «Ты взял моё»)

 Материалы и оборудование: текст сказки («Теремок», «Зимовье зверей») небольшие подушки для петушиных боёв.

Тема 6

Цель: развитие коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми.

 Методы: чтение сказки («Рукавичка», «Про Чебурашку», «Красная шапочка»)социально - психологические игры ( «Рукавички», «Царь зверей», «Капитаны»), беседа.

 Материалы и оборудование: текст сказки,  рукавички из бумаги, магнитофон, кассета с веселыми детскими мелодиями.

Тема 7

Цель: подвести итог всей проделанной работе.

 Методики: праздник, беседа, социально - психологическая игра «Чемодан», диагностика самооценки «Лесенка», «Я и мои друзья»

 Материалы и оборудование: бланки для диагностики, рисунки чемоданов  для игры «Чему я научился»

 Организуется чаепитие и сладкий стол. Руководитель поощряет свободное общение детей, обмен мнениями о прошедших занятиях, о некоторых моментах занятий.

 Литература

Андреев  О.А. Тренируем свою память.  – Ростов  н/Д,  2004.

Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Т., Щебинина С.В. Проверяем знания дошкольника. Тесты для детей. 5, 6, 7 лет.

Газета "Школьный психолог" Издательского дома "Первое сентября", № 18/2005. Двигательные игры-разминки (для первоклассников, и не только),

Газета "Школьный психолог" Издательского дома "Первое сентября", № 37/2004. Метод быстрого снятия сильного эмоционального или физического напряжения

Кузнеченкова С.  Нейройога. Воспитание и развитие ребенка с пользой для здоровья.   – Спб.: Речь; М.: Сфера, 2010.

Кисова В.В., Конева И.А, Практикум по специальной психологии.  – Спб.: Речь, 2006.

Кузнеченкова С. Полезные сказки и упражнения для родителей.  – Спб.: Речь, 2010.

Локалова Н.П. «120 уроков психического развития младших школьников (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М.: «Ось-89», 2006.

Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии. Сборник игр и игровых упражнений.  – М.: Книголюб, 2008.

Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ: Организация работы/Под ред. Е.А.Каралашвили. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

Практикум по сказкотерапии/ Под ред.Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой.

Павлова Н.Н., руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду. Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений.  – М.: Генезис, 2011.

Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития  дошкольников.  – М.: ТЦ Сфера, 2002.

Сиротюк А.Л. «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью.  – М.: ТЦ Сфера, 2002.

Ткачева И. Коррекция и развитие психических процессов у детей старшего дошкольного возраста. Дрофа, 2010.

Шевлякова И.Н. Посмотри внимательно на мир. Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей дошкольного возраста.  – М.: Генезис, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее занятие по психологии с элементами тренинга и сказкотерапии (урок-проект) "Игра-путешествие в сказочную Страну добра"

В начале учебного года была проведена психодиагностика познавательных процессов таких как: слуховое восприятие, память – зрительная, слуховая, опосредованная, внимание, мышление, речь, величина,...

Коррекционно-развивающее занятие по психологии с элементами тренинга и сказкотерапии «Гномы-Ощущения»

Открытое региональное занятие по психологии для учащихся МКСКОУ школы-интерната с участием педагогов.Цель:Развитие слухового и зрительного восприятия.Развитие целенаправленного внимания и памяти...

Авторская коррекционно-развивающая программа по формированию адекватной самооценки у младших подростков

Чувство нестабильности и незащищенности, переживание эмоционального дискомфорта в жёстких условиях современного общества, расхождение между уровнем самооценки и притязаниями – эти и другие факто...

Адаптированная рабочая программа коррекционно-развивающих занятий с элементами сказкотерапии

Данная коррекционная программа рассчитана для детей с ограниченными возможностями младшего школьного возраста. У них наблюдается недоразвитие познавательной деятельности как основной признак, и некото...

Коррекционно-развивающая программа для учащихся 3-4 классов "Сказкотерапия"

В общей основе развития личности лежит овладение речью. Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей, привычек. По мере взросления ребенка в особенностях его речи нахо...


 

Комментарии

ПОЛЕВСКАЯ ЭЛЕОНОРА ЮРЬЕВНА

Давно искала материал по этой теме. Очень обрадовалась, увидев его здесь! Как поднять заниженную самооценку? Этот вопрос периодически встаёт у дошкольных работников. Буду рада Вашему визиту на моём мини-сайте.