Применение приемов сказкотерапии в коррекционно-развивающей работе с воспиттанниками социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
презентация к уроку по психологии (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ребенок, имеющий проблемы в эмоциональном развитии, с трудом адаптируется во взрослом мире, доставляет много хлопот не только родителям, но и самому себе. Он нуждается в помощи и поддержке, но не всегда может ее получить. Ребенок и его «значимые взрослые» имеют разные картины мира. Они словно говорят на разных языках. В результате, даже стремясь, понять друг друга, взрослые и дети не могут найти общих точек соприкосновения и еще больше отдаляются. Задача психолога – стать посредником между этими мирами, подобрать общий язык для своих клиентов. Таким языком могут стать сказки. Они являются универсальным средством, объединяющим детей и взрослых.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА Здоровье сберегающее направление: при помощи сказкотерапии можно бороться с различными детскими «недугами»; дефицит духовной культуры, доминирование материальных ценностей над духовными; нравственное развитие происходит преимущественно на основе пассивного непроизвольного подражания; поступки и действия героев сказок открывают ребенку мир человеческих взаимоотношений.
ПРЕИМУЩЕСТВО СКАЗКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА: отсутствие в сказке нравоучений и дидактики; отсутствие четких персонификаций, собирательный образ главного героя; образность и метафоричность языка; психологическая защищенность- всегда хороший конец; наличие тайны и волшебства; психологическая подготовка к напряженным эмоциональным ситуациям; символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов.
ПРИНИЦИПЫ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИИ Сказкотерапия с дошкольниками проводиться с учетом трех основных правил: Уместность . Нужно обязательно выбрать время, когда с ребенком уместно прослушать сказку. Можно прервать игру, поставив сказку в качестве примера ситуации, а по ходу сказки можно и прервать рассказ диктора на середине и ответить на вопрос. Искренность. Обеспечить уверенности в себе, уверенность в эффективности метода, сказкотерапия организует специалист учреждения. Дозированность. Сказкотерапия должна быть дозирована и время от времени повторяя те аудиосказки, которые нравятся больше, вызывают больше эмоций и отклика. .
ВИДЫ СКАЗОК Диагностические сказки- позволяют выявить и диагностировать определенные свойства личности, проблемы, уровень развития необходимых знаний об окружающем мире, жизненные ценности. Сказки, основная цель- коррекция: выработка необходимых навыков, умений, приобретение знаний, которые помогут помочь человеку в дальнейшем. Психотерапевтические сказки- воздействие не непосредственно на образ мышления человека или его поведение, а на сферу его бессознательного, на его духовную составляющую.
ВИДЫ СКАЗОК АВТОРСКИЕ: сочиняются психотерапевтами или родителями в зависимости от того, в чем надо помочь человеку, какие проблемы решить, какие навыки приобрести. НАРОДНЫЕ: это сказки разных народов мира, известные всем с детства. Они очень важны для детей.
ВЫБОР ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИИ Групповая сказкотерапия применяется для детей дошкольного и младшего школьного возраста. В группе от 3 до 10 человек. Индивидуальная сказкотерапия ( целесообразнее для применения с детьми) , т.к. дети ориентируются на мнение сверстников и подвержены влиянию большинства. Подростковая аудитория: сказки направлены на преодоление комплекса неполноценности, улучшения отношений со сверстниками и родителями. Детская аудитория: сказки нацелены на преодоление детских страхов, повышение самооценки, развитие творческих способностей. .
ФУНКЦИИ СКАЗОК Диагностическая функция : позволяет определить состояние ребенка и поставить основные цели для дальнейшей работы. Прогностическая функция: открываются особенности поведения человека, видения им окружающего мира и стратегии своего дальнейшего поведения. Воспитывающая функция: помогает воспитать в ребенке качества и свойства личности, которые нужны ему в данный момент для решения сложившейся ситуации и потребуется в дальнейшем. Коррекционная функция: заключается в замене «неподходящего» поведения более необходимым. .
ВОЗМОЖНОСТИ РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ Использование сказки как метафоры: тексты и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни клиента, затем эти метафоры могут быть обсуждены. Рисование по мотивам сказки: в рисунке проявляются свободные ассоциации, в дальнейшем возможен анализ полученного графического материала. Обсуждение поведения и мотивов действия персонажа: прочтение сказки служит поводом к обсуждению ценностей клиента, выводя его систему оценок в категории « хорошо – плохо».
Проигрывание эпизодов сказки: дает возможность прочувствовать некоторые эмоционально значимые для себя ситуации и проиграть эмоции. Использование сказки как притчи- нравоучения: которая подсказывает клиенту с помощью метафоры вариант решения проблемы. Творческая работа по мотивам сказки : - анализ; - рассказывание сказки; - переписывание сказки; - сочинение сказки. .
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Повышение качественного уровня социально–личностных показателей детей. 2. Становление творческой личности воспитанников. 4. Повышение интереса педагогов к проблеме духовно- нравственного воспитания. 7. Пополнение научно-методической базы СРЦдН, обновление предметно-развивающей среды . 6. Повышение уровня педагогической культуры родителей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО СКАЗКОТЕРАПИИ: В.Алексенко, Я.Лощинина Играем в сказку. Воспитание и развитие личности ребёнка 2-7 лет. О.Ф. Васькова, А.А.Политыкова Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. А.Ю. Капская., Т.Л. Мирончик «Планета чудес». Развивающая сказкотерапия для детей. Вачков И.В. Введение в сказкотерапию – М.: «Генезис», 2011 Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось – 89, 2003 Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. – М.: 2007 Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. – М.: Эксмо – пресс, 2005
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО 1. Участие родителей 2. Взаимодействие в работе с детской районной библиотекой. 3. Взаимодействие в работе со школой искусств ДК п.Ивня 4. Взаимодействие в работе с СОШ № 2 п.Ивня. 5. Привлечение специалистов мастерской детского творчества РДК .
Спасибо за внимание! Сказочного всем настроения!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Применение артпедагогических технологий в коррекционно-развивающей работе с учащимися с нарушением интеллекта."
Важное место в учебном процессе, который я осуществляю, занимает коррекционно – развивающая модель обучения, которая обеспечивает школьников комплексными знаниями, выполняющими развивающую функцию. В...
Применение артпедагогических технологий в коррекционно-развивающей работе с учащимися с нарушением интеллекта
Превратить обычное занятие в артпедагогический процесс под силу творческому и профессиональному педагогу. ИгротерапияНаиболее часто распространённая артпедагогическая техника на уроке – игра.Учителю н...
Применение на уроках истории коррекционно-развивающих заданий с учетом особенностей усвоения исторических знаний учащимися с нарушением интеллекта.
Характеристика особенностей усвоения исторических знаний учащимися с нарушением интеллекта и описанив видов коррекционно-развивающих заданий по формированию исторических знаний....
Приемы театрализации в коррекционно-развивающей работе психолога с обучающимися с ОВЗ младшего школьного возраста.
В статье представлен опыт работы психолога по использованию приемов театрализованной деятельности на коррекционно-развивающих занятиях для обучающихся с ОВЗ....
Из опыта работы педагога-психолога социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних по профилактике коррекции агрессивного поведения подростков
материал из опыта работы педагога-психолога по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростков с применением арт-терапевтических технологий...
Применение на уроках биологии коррекционно-развивающих упражнений в классах с умственной отсталостью
Обобщен опыт работы в классах с умственной отсталостью, описаны применяемые на уроках специальные коррекционно-развивающие упражнения....
"Применение нейропсихологических упражнений на коррекционно-развивающих занятиях с обучающимися с нарушениями письменной речи".
Трудности овладения грамотной письменной речью и другие проблемы в обучении детей с точки зрения нейропсихологии тесно связаны с проблемами современной логопедии. В последнее время в логопедической пр...