Адаптированная рабочая программа коррекционно-развивающих занятий с элементами сказкотерапии
рабочая программа
Данная коррекционная программа рассчитана для детей с ограниченными возможностями младшего школьного возраста. У них наблюдается недоразвитие познавательной деятельности как основной признак, и некоторые особенности в развитии эмоционально – волевой сферы. Эмоции “особых детей” неустойчивы, изменчивы.
Сказка играет большую роль в коррекции эмоциональной сферы “особых детей”. Эмоциональный фон, который создает психолог при чтении сказки, смена голосов персонажей, отражение на лице психолога эмоциональных состояний персонажей сказки – все это способствует тому, что ребенок, бессознательно начинает “отражать” на своем лице те чувства, которые он испытывает при прослушивании сказки.
Сказка оказывает корригирующее воздействие на эмоциональную сферу детей.
Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает их к речевому контакту. Ее значение расширяется до понятия “социальная адаптация”, а значит, сказка играет важную роль в коррекции и подготовке детей к жизни и труду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Адаптированная рабочая программа | 30.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптированная рабочая программа коррекционно-развивающих занятий
с элементами сказкотерапии
на 2019-2020 учебный год
для 1 классов
для детей с легкой умственной отсталостью.
педагог-психолог
Гуржуева Н.К.
Авторская программа по коррекционному курсу "Сказкотерапия"
для 1 классов
на 2019 – 2020 учебный год.
Разработана учителем I квалификационной категории: Рябокобыленко Е.Н.
Адаптирована для детей ГБОУ ТРОЦ «Солнышко»
Пояснительная записка
- Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью.
Рабочая программа «Сказкотерапия» разработана на основе документов:
- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Программа «Сказкотерапия» рассчитана на 1 год (в зависимости от заключения ЦПМПК г. Москвы). Общее количество часов составляет 34 часа в год (1 раз в неделю).
Цели:
- осуществление комплексного психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.
- развитие эмоциональной сферы у детей с “ограниченными возможностями здоровья”;
- развитие внимания, памяти, мышления, устной, монологической и диалогической речи;
- развитие волевой сферы, эмпатии и толерантности.
- умение узнавать и различать персонажей из сказок;
- воспитание умственной активности, интереса к учебной деятельности.
Задачи:
- Вызвать у детей потребность в эмоциональном общении посредством сказки.
- Узнавать предметы по словесному описанию без опоры на зрительное восприятие предметов.
- Развитие пространственной ориентировки с опорой на зрительное восприятие предметов.
- Учить выделять предметы в группу (сказку), опираясь на зрительный образ.
- Понимать эмоциональные состояния сказочных персонажей, осуществлять перенос знаний об эмоциональных состояниях на конкретные образы
- Формировать навыки речевого общения.
Воспитательно-развивающие задачи сказкотерапии:
1. Воспитание у детей положительных нравственных качеств.
2. Умение последовательно и правильно излагать свои мысли в устной речи. 3. Развитие разговорно - диалогической и монологической речи.
4. Научить детей анализировать, находить сходство и различие в сказочных персонажах.
5. Развивать у детей умение имитировать речь и движения сказочных героев. 6. Развивать психофизические процессы (внимание, память, мышление и т.д.).
7. Инсценировка сказок способствует развитию выразительности, образности речи, формированию необходимого ритма и темпа.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
Данная коррекционная программа рассчитана для детей с ограниченными возможностями младшего школьного возраста. У них наблюдается недоразвитие познавательной деятельности как основной признак, и некоторые особенности в развитии эмоционально – волевой сферы. Эмоции “особых детей” неустойчивы, изменчивы. На одно и то же повторяющееся явление, они могут реагировать по-разному. Поэтому необходимо перед рассказыванием сказки создать положительный эмоциональный настрой, успокоить ребенка, ввести его в состояние волшебства, заинтересованности увидеть и услышать что-то необычное.
Сказка играет большую роль в коррекции эмоциональной сферы “особых детей”. Эмоциональный фон, который создает психолог при чтении сказки, смена голосов персонажей, отражение на лице психолога эмоциональных состояний персонажей сказки – все это способствует тому, что ребенок, бессознательно начинает “отражать” на своем лице те чувства, которые он испытывает при прослушивании сказки.
Сказка оказывает корригирующее воздействие на эмоциональную сферу детей.
Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает их к речевому контакту. Ее значение расширяется до понятия “социальная адаптация”, а значит, сказка играет важную роль в коррекции и подготовке детей к жизни и труду.
Требования к результатам освоения программы
ФГОС НОО для детей с УО устанавливает требования к результатам освоения программы: универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, коммуникативные.
Планируемые результаты | ||
Личностные | Регулятивные | Коммуникативные |
1 год | ||
- действие смыслообразования (интерес, мотивация) - действие нравственно-этического оценивания ("что такое хорошо, что такое плохо") - формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру - формирование желания выполнять учебные действия - использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий | - овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми - учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению - уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей | - учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах - учиться работать в паре и группе - выполнять различные роли - слушать и понимать речь других ребят - осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя соответственно этой позицией. |
Оценка достижений результатов обучающихся
Включает в себя формы контроля и мониторинга: входная, промежуточная, итоговая диагностика, наблюдение.
Используемые технологии в коррекционно-развивающей работе:
-информационные;
-объяснительно-иллюстративные;
-здоровье - сберегающие;
-личностно-ориентированные;
-игровые.
Основные методы организации реабилитационного процесса:
Для достижения поставленной цели и реализации задач реабилитационного процесса используются следующие методы обучения:
-наглядный:
-наглядно-слуховой прием;
-наглядно-зрительный прием.
-словесный
-практический
Формы организации реабилитационного процесса:
1. Индивидуальная - 1 раз в неделю (продолжительность – 30 минут)
2. Коллективная - фронтальная - парная - групповая – 1 раз в неделю
(продолжительность – 30 минут)
Формы реабилитационных занятий
- игры ролевые
- диалоги и беседы
- викторины
- настольные игры
- прослушивание и просматривание сказок
- рисование сказочных персонажей
Основные этапы работы над сказкой
1. Знакомство с персонажами сказки.
2. Знакомство с главным героем сказки.
3. Первичное рассказывание сказки.
4. Вторичное рассказывание сказки.
5. Анализ сказки.
6. Стимулирование “подсказок” детьми. Повторное рассказывание сказки психологом.
7. Совместное рассказывание сказки учителем и ребенком.
8. Проведение игр
Календарно - тематическое планирование по сказкотерапии 1 класс, 34 часа в год, 1 час в неделю
№ | Содержательные линии | Кол-во часов | дата | Коррекционно - развивающие задачи | Обязательный минимум | |
| 1 модуль | 9 |
|
| Знать | уметь |
1 | Мир сказок. (вводная беседа) | 1 |
| Развитие познавательных процессов: произвольного внимания, способности к запоминанию, установлению причинно - следственных связей. | Названия сказок. | Слушать небольшую сказку |
2 | Сказки о животных. "Курочка Ряба" Настольный театр сказка "Курочка Ряба" | 2 1 |
| Развитие произвольного внимания: умения слушать и слышать свое дыхание, наблюдая при этом за ощущениями в теле. | Знать героев сказки | Давать полные ответы на поставленные вопросы, используя слова данного вопроса |
3-4 | Сказка "Теремок" Настольный театр сказка "Теремок" | 2 1 |
| Активизация и обогащение словарного запаса. Развитие памяти, формирование способности вспомнить свои действия в сказке и называть их. | Знать сказочных героев | Сравнивать героев, делать элементарные обобщения. |
5-6 | Рисуем сказочного персонажа | 1 |
| Развитие речи при ответах на вопросы, умения свободно и ясно выражать свои мысли. | Знать текст сказки | Закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка |
7 | Любимые сказки. (просмотр сказок) | 1 |
| Развитие связной речи, умения описывать предметы, называя их наиболее характерные особенности. Развитие слуховой памяти. | Знать наизусть отрывки из сказок | Узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально - эстетическое отношение к ним |
| 2 модуль | 7 |
|
| Знать содержание сказки |
|
1 | Сказка "Репка" Настольный театр сказка "Репка" | 2 1 |
| Развитие воображения и фантазии. Формирование произвольных мимических движений. |
| Имитировать сказочных героев |
2 | Сказка Рукавичка" Театр на ладошке сказка "Рукавичка" | 2 1 |
| Коррекция мелкой моторики |
|
|
3 | Имитационные игры | 1 |
|
|
|
|
| 3 модуль | 10 |
|
|
|
|
1 | Сказка "Лисичка со скалочкой" Инсценирование сказки "Лисичка со скалочкой" | 2 1 |
| Коррекция монологической, диалогической речи, внимание, память | Знать содержание сказки, знать героев сказки | Отвечать на вопросы |
2 | Викторина по сказкам. | 1 |
| Коррекция память, внимания, диалогической речи | Знать названия изученных сказок, знать героев сказок | Уметь находить правильный ответ, восстанавливать содержание сказок, уметь отличать положительных героев от отрицательных |
3 | Нарисуй сказочного персонажа. | 1 |
| Развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов |
| Имитировать движения сказочных героев |
4 | Сказка "Колобок" Настольный театр сказка "Колобок" | 2 1 |
| Развитие произвольного внимания, тренировка волевых качеств: умения терпеть, ждать, слушать. | Героев сказок |
|
5 | Прослушивание сказок. | 1 |
| Воспитание добрых чувств. |
| Уметь слушать сказки |
6 | Имитационные игры | 1 |
|
|
|
|
| 4 модуль | 9 |
|
|
|
|
1 | Сказка "Лиса и кувшин" Настольный театр "Лиса и кувшин" | 2 1 |
| Развитие воображения и фантазии. Формирование произвольных мимических движений. | Содержание изученных сказок, героев сказок | Уметь находить правильный ответ, восстанавливать содержание сказок, уметь отличать положительных героев от отрицательных |
4 | Имитационные игры. | 1 |
| Коррекция общей моторики. Развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов |
|
|
5 | Викторина по сказкам. | 1 |
| Коррекция памяти, внимания, мышления, диалогической речи, мелкой и общей моторики | Знать названия изученных сказок, знать героев сказок | Уметь находить правильный ответ, восстанавливать содержание сказок, уметь отличать положительных героев от отрицательных |
6-7 | Сказка "Волк и семеро козлят" | 2 |
| Активизация и обогащение словарного запаса. Развитие памяти, формирование способности вспомнить свои действия в сказке и называть их. | Текст сказки | Отвечать на вопросы |
8 | Угадай героя сказки. | 1 |
| Развитие произвольного внимания, тренировка волевых качеств: умения терпеть, ждать, слушать | Героев сказки | Содержание изученных сказок |
9 | Рисуем сказку | 1 |
| Коррекция мелкой моторики. |
| Дифференцировать цвета, уметь раскрашивать |
Список литературы
1. "Воспитание сказкой" Л.Б.Фесюкова. Москва "Фолио" 2000г.
2. "Сказкотерапия" И.В.Вачков. (Ось -89)
3. "Практикум по сказкотерапии" Т.Д.Зинкевич - Евстиииигнеева. (2001г.
Санкт - Петербург "Речь".
4. Игры со сказками. Школа Олеси Жуковой. Санкт - Петербург "ОЛМА - ПРЕСС- 2003г. 5."Читаем сказки с логопедом" О.Г. Ивановская .Санкт-Петербург издательство "Каро" 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированные рабочие программы коррекционно-развивающих занятий
Адаптированные рабочие программы коррекционно-развивающих занятий...
Адаптированные рабочие программы коррекционно-развивающих занятий для детей с умственной отсталостью для 7-9 классов
Адаптированные рабочие программы коррекционно-развивающих занятий для детей с умственной отсталостью для 7-9 классов для учителей- дефектологов коррекционных школ,реабилитационно-образовательных центр...
Адаптированные рабочие программы коррекционно-развивающих занятий для детей с ЗПР для 9 класса
Адаптированные рабочие программы коррекционно-развивающих занятий для детей с ЗПР для 9 класса для учителей-дефектологов коррекционных школ и реабилитационных образовательных центров....
Адаптированная рабочая программа коррекционно-развивающих занятий с элементами сказкотерапии для обучающихся с ТМНР
Сказка играет большую роль в коррекции эмоциональной сферы “особых детей”. Эмоциональный фон, который создает психолог при чтении сказки, смена голосов персонажей, отражение на лице психол...
Адаптированная рабочая программа "Коррекционно- развивающие занятия" для детей с умственной отсталостью 2 "А" класс.
Рабочая программа для проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми имеющими умственную отсталость....
Адаптированная рабочая программа «Коррекционно-развивающие занятия» для детей с умственной отсталостью 2 «Б» класс.
Рабочая программа для проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми имеющими умственную отсталость. 2 класс...
Адаптированная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий по курсу «Дефектологические занятия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (I вариант) (5 – 8 классов)
Рабочая программа коррекционного курса «Дефектологические занятия» предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий с обучающимися 5–8 классов с умственной отсталостью (...