Коррекционно-развивающее занятие по психологии с элементами тренинга и сказкотерапии «Гномы-Ощущения»
методическая разработка по психологии по теме

Кильчурина Марина Геннадьевна

 Открытое региональное занятие по психологии для учащихся МКСКОУ школы-интерната с участием педагогов.

Цель:

  • Развитие слухового и зрительного восприятия.
  • Развитие целенаправленного внимания и памяти.
  • Создание дружеской атмосферы между участниками занятия.

Задачи:

  • Развивать у детей зрительные, осязательные, слуховые, вкусовые ощущения.
  • Закрепить знания об ощущениях.
  • Тренировать навыки взаимодействия в группе.


Для занятия мы с учащимися изготовили для каждого гномика атрибуты.

Для ушастика - большие уши.

Для вкусняшки - сумку с продуктами.

Для носастика - большой нос.

Для глазастика - очки.

Для рукастика - большие руки.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

г. Усть-Катав

Коррекционно-развивающее занятие по психологии

с элементами тренинга и сказкотерапии

«Гномы-Ощущения»

Цель:

  • Развитие слухового и зрительного восприятия.
  • Развитие целенаправленного внимания и памяти.
  • Создание дружеской атмосферы между участниками занятия.

Задачи:

  • Развивать у детей зрительные, осязательные, слуховые, вкусовые ощущения.
  • Закрепить знания об ощущениях.
  • Тренировать навыки взаимодействия в группе.

Материал:

- Четыре кувшина, в которых находятся камешки, вода, семечки, кусочки меха; - цветные карандаши;

- листы бумаги формата А4 (по 2 на каждого ребёнка);

- бубен;

- угощение (порционные кусочки яблока, моркови, конфеты);

- шпажки для бутербродов;

- полотенце;

- детали костюма для гномов-ощущений: очки (без стёкол) для Глазастика,            длинный нос для Носастика, большие перчатки для Рукастика, сумка с   продуктами для Вкусняшки, большие уши (как у Чебурашки) для Ушастика; - повязка на глаза каждому ребёнку;

- столы и стулья по количеству детей на занятии.

  1. Ход занятия

Приветствие

Я сейчас скажу Вам «волшебное» слово – «Здравствуйте!»

- ты скажешь человеку, «Здравствуйте!»

- улыбнётся он в ответ.

И наверно, не пойдёт в аптеку.

И здоровый будет много лет.

Когда люди говорят «Здравствуйте!»,

они не только приветствуют друг друга, но и желают здоровья.

Вот и я Вам сейчас всем пожелала здоровья.

        Дети встают в круг, передают мягкую игрушку медвежонка друг другу, произнося слова: «Здравствуй медвежёнок, я рад (рада) тебя видеть на занятии, меня зовут…».

Психолог: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с Гномами-ощущениями: Ушастиком, Вкусняшкой, Глазастиком, Рукастиком, Носастиком.

  1. Разминка

        Дети стоят в кругу.

Психолог:  Ребята, представьте, что вы сейчас в лесу, я кричу вам всем: «Ау!»

Дети отвечают: «Ау!»

Психолог: (обращаясь к одному из детей). Дима, глазки закрывай, кто позвал тебя, узнай и скажи, как он одет.

        Ребёнок закрывает глаза, а в это время психолог молча подаёт знак другому ребёнку, который произносит: «Дима, ау!»

Дима слушает, кто его позвал, угадывает позвавшего, описывает, как он одет.

        Игра повторяется 2,3 раза.

Психолог: Дети, какой гном-ощущение больше всех участвует в этой игре?

Правильно, Ушастик. А почему вы так думаете.

Дети: (ответы детей) Ушами мы слышим разные слова и разные звуки. Это особенно важно, когда глаза закрыты.

  1. Работа по теме

Психолог: Ребята, сегодня на занятие к нам  пришли   в гости Гномы-ощущения.  Встречайте.

        Под весёлую музыку заходят дети, переодетые в гномов (подготовиться им помогает ассистент).

        У Ушастика  -        большие уши.

        Вкусняшка   -        несёт сумку с продуктами.

        Глазастик          -        в очках.

        Носастик          -         с большим носом.

        У Рукастика  - большие руки.

        Гномы здороваются со всеми.

Психолог:  Ребята, догадались ли вы, какие имена у этих гномов?

Дети отвечают (называют, как зовут гномов).

Психолог:  А как вы догадались?

С помощью чего получает ощущения Глазастик? А Носастик? Рукастик? Ушастик? Вкусняшка?

(Психолог обобщает ответы детей).

Психолог:  Они к нам пришли не просто так, а хотят с нами поиграть.

Игра: «Угадай, что находится в кувшинах»

Психолог:  Ребята, нужно рукой дотронуться до дна кувшина и догадаться, что там лежит. Как вы думаете, какой гном придумал эту игру?

Дети: Рукастик.

Психолог:         Ребята вы сейчас все по очереди опускаете руки в кувшины, и называете, что же находится в каждом кувшине.

(После опускания руки в кувшин с водой дети получают за ранее подготовленное полотенце).

Игра «Рисование вслепую»

Психолог: Сейчас мы будем играть в игру, которая называется «Рисование в слепую».

Психолог:  Ребята, прошу всех сесть за столы.

 (На столах лежат по два листа бумаги, простой карандаш, цветные карандаши, повязка на глаза). И давайте ручками покажем, где право, а где лево.

Психолог:  Сейчас Гномы-ощущения вам завяжут глаза, и вы попробуйте нарисовать то, что я вам скажу.

(Гномы завязывают глаза детям).

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Тренинги для конкурсов\Фото Гномы-ощущения\S8304959.JPG    C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Тренинги для конкурсов\Фото Гномы-ощущения\S8304960.JPG

Психолог:  Возьмите простой карандаш.

На листе в середине (в центре) нарисуйте круг, в правом верхнем углу – треугольник, в левом нижнем углу – квадрат.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Тренинги для конкурсов\Фото Гномы-ощущения\S8304957.JPG   C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Тренинги для конкурсов\Фото Гномы-ощущения\S8304958.JPG

Психолог:  Снимите повязку с глаз, посмотрите, правильно ли вы выполнили предложенные задания? Трудно ли вам было? Представьте себе, как трудно тем людям, которым не помогает гном Глазастик. Но им помогают тогда другие гномы – ощущения, а какие (Ушастик и рукастик).

  1. Коммуникативное упражнение

«Костёр»

Ребята, сейчас мы с вами проведём разминку, которая называется «Костёр»

        Дети и гномы садятся на ковёр вокруг «костра» и выполняют соответствующую команду психолога. По команде (словесной инструкции)

 * «жарко» - все должны отодвинуться от «костра»,

 * по команде «руки замёрзли» - протянуть руки к «костру»,

 * по команде «ой, какой большой «костёр» - встать и махать руками,

 * по команде «искры полетели» - хлопать в ладоши,

 * по команде « костёр принёс дружбу и веселье» - взяться за руки и ходить вокруг «костра».

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Тренинги для конкурсов\Фото Гномы-ощущения\S8304962.JPG   C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Тренинги для конкурсов\Фото Гномы-ощущения\S8304963.JPG

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Тренинги для конкурсов\Фото Гномы-ощущения\S8304964.JPG   C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Тренинги для конкурсов\Фото Гномы-ощущения\S8304965.JPG

        

(После  проведения этой игры участники должны взбодриться и расслабиться).

Игра:  «Что помогает ощущать?»

Психолог:  Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру: «Что помогает ощущать?»

        Займите свои места за столами. Возьмите лист чистой бумаги, положите перед собой. Нарисуйте те части тела гномов, с помощью которых они ощущают (глаза, уши, руки, нос, язык).

Психолог включает музыку.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Тренинги для конкурсов\Фото Гномы-ощущения\S8304961.JPG

(Молодцы ребята, все справились).

Упражнение: «Угощение»

Психолог: А сейчас, мы проведём упражнение, которое называется «Угощение».

        Ребята, посмотрите: гном Вкусняшка нам что-то принёс! Но что именно, вы это должны определить сами – на вкус. Сейчас Гном-Вкусняшка будет вас угощать, глазки закрывайте. Перед вами тарелочки вы из них берёте угощение и отгадываете что это такое.

(Гномы-ощущения помогают).

        (Дети закрывают глаза, и гном-вкусняшка каждому кладёт в рот по маленькому кусочку угощения: морковь, яблоко, конфету – порционные кусочки).

        

Психолог:  Ну вот, мы с вами познакомились со всем тем, что принесли гномы-ощущения, мы поиграли с ними.

  1. Подведение итогов, процедура прощания

Психолог:  Ребята, давайте встанем в общий круг вместе с гномами. Попрощаемся с Медвежонком.

(Дети передают игрушку друг другу со словами: «До свидания, Медвежонок, я рад (а), что ты был у нас на занятии. Приходи ещё»).

Психолог:  Ребята, а какое у вас сейчас настроение? Такое (показывает большой палец вверх)? Или такое (показывает большой палец вниз?)

Обычно дети показывают палец вверх, значит у них настроение хорошее.

С какими гномами-ощущениями мы сегодня познакомились?

(Дети называют гномов: Глазастик?  Носастик? Рукастик? Ушастик? Вкусняшка?

При названии гномов: Гномы выходят к доске и кланяются.

(Во время заключительного слова, гномы раздают всем гостям вкладыши).

Заключительное слово

Сейчас я снова скажу Вам «Волшебные слова»

«До свидания!», «Спасибо!», «Простите!»

Щедро дарите.

Дарите прохожим, Друзьям и знакомым.

В троллейбусе, в парке, и в школе и дома.

Слова эти очень важны.

Они человеку, как воздух нужны.

Без них невозможно на свете прожить.

Слова эти нужно с улыбкой дарить.

«До свидания!»

Всем спасибо.

Педагог-психолог:                Кильчурина М.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.

Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно- развивающих логопедических занятиях с учащимися с нарушениями чтения

Чтение остаётся основным способом получения новых знаний. Но не все дети в необходимой степени овладевают этим навыком. Дислексические нарушения поддаются коррекции.Конспект занятия. 2 класс. Тема: "С...

Конспект коррекционно-развивающего комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи "Транспорт"

Цель: закрепить и обобщить знания о транспорте. Задачи:Образовательные:уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт»;закреплять знания о видах транспорта, названия транспортных средств, действиях...

"Кто ты, какой ты? коррекционно - развивающее интегрированное занятие

Коррекционно - развивающее интегрированное занятие "Кто ты, какой ты?. Форма проведения "Своя игра".Коррекционные цели: способствовать позитивному отношению к себе, принятию себя, ощущению собственног...

Интегрированная коррекционно-развивающая программа по психологии с элементами арт-терапии "Цветочная поляна. Солнечный денёк".

программа расчитана на работу с детьми от 5 до 11 лет в общеобразовательных учреждениях , в том числе и детских садах...

Коррекционно-развивающее групповое занятие "Насекомые"

Конспект занятия с учащимися 3 класса (8 вид, 1 вариант)...