Коррекционно-развивающее занятие по психологии с элементами тренинга и сказкотерапии «Гномы-Ощущения»
методическая разработка по психологии по теме
Открытое региональное занятие по психологии для учащихся МКСКОУ школы-интерната с участием педагогов.
Цель:
- Развитие слухового и зрительного восприятия.
- Развитие целенаправленного внимания и памяти.
- Создание дружеской атмосферы между участниками занятия.
Задачи:
- Развивать у детей зрительные, осязательные, слуховые, вкусовые ощущения.
- Закрепить знания об ощущениях.
- Тренировать навыки взаимодействия в группе.
Для занятия мы с учащимися изготовили для каждого гномика атрибуты.
Для ушастика - большие уши.
Для вкусняшки - сумку с продуктами.
Для носастика - большой нос.
Для глазастика - очки.
Для рукастика - большие руки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
г. Усть-Катав
Коррекционно-развивающее занятие по психологии
с элементами тренинга и сказкотерапии
«Гномы-Ощущения»
Цель:
- Развитие слухового и зрительного восприятия.
- Развитие целенаправленного внимания и памяти.
- Создание дружеской атмосферы между участниками занятия.
Задачи:
- Развивать у детей зрительные, осязательные, слуховые, вкусовые ощущения.
- Закрепить знания об ощущениях.
- Тренировать навыки взаимодействия в группе.
Материал:
- Четыре кувшина, в которых находятся камешки, вода, семечки, кусочки меха; - цветные карандаши;
- листы бумаги формата А4 (по 2 на каждого ребёнка);
- бубен;
- угощение (порционные кусочки яблока, моркови, конфеты);
- шпажки для бутербродов;
- полотенце;
- детали костюма для гномов-ощущений: очки (без стёкол) для Глазастика, длинный нос для Носастика, большие перчатки для Рукастика, сумка с продуктами для Вкусняшки, большие уши (как у Чебурашки) для Ушастика; - повязка на глаза каждому ребёнку;
- столы и стулья по количеству детей на занятии.
- Ход занятия
Приветствие
Я сейчас скажу Вам «волшебное» слово – «Здравствуйте!»
- ты скажешь человеку, «Здравствуйте!»
- улыбнётся он в ответ.
И наверно, не пойдёт в аптеку.
И здоровый будет много лет.
Когда люди говорят «Здравствуйте!»,
они не только приветствуют друг друга, но и желают здоровья.
Вот и я Вам сейчас всем пожелала здоровья.
Дети встают в круг, передают мягкую игрушку медвежонка друг другу, произнося слова: «Здравствуй медвежёнок, я рад (рада) тебя видеть на занятии, меня зовут…».
Психолог: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с Гномами-ощущениями: Ушастиком, Вкусняшкой, Глазастиком, Рукастиком, Носастиком.
- Разминка
Дети стоят в кругу.
Психолог: Ребята, представьте, что вы сейчас в лесу, я кричу вам всем: «Ау!»
Дети отвечают: «Ау!»
Психолог: (обращаясь к одному из детей). Дима, глазки закрывай, кто позвал тебя, узнай и скажи, как он одет.
Ребёнок закрывает глаза, а в это время психолог молча подаёт знак другому ребёнку, который произносит: «Дима, ау!»
Дима слушает, кто его позвал, угадывает позвавшего, описывает, как он одет.
Игра повторяется 2,3 раза.
Психолог: Дети, какой гном-ощущение больше всех участвует в этой игре?
Правильно, Ушастик. А почему вы так думаете.
Дети: (ответы детей) Ушами мы слышим разные слова и разные звуки. Это особенно важно, когда глаза закрыты.
- Работа по теме
Психолог: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли в гости Гномы-ощущения. Встречайте.
Под весёлую музыку заходят дети, переодетые в гномов (подготовиться им помогает ассистент).
У Ушастика - большие уши.
Вкусняшка - несёт сумку с продуктами.
Глазастик - в очках.
Носастик - с большим носом.
У Рукастика - большие руки.
Гномы здороваются со всеми.
Психолог: Ребята, догадались ли вы, какие имена у этих гномов?
Дети отвечают (называют, как зовут гномов).
Психолог: А как вы догадались?
С помощью чего получает ощущения Глазастик? А Носастик? Рукастик? Ушастик? Вкусняшка?
(Психолог обобщает ответы детей).
Психолог: Они к нам пришли не просто так, а хотят с нами поиграть.
Игра: «Угадай, что находится в кувшинах»
Психолог: Ребята, нужно рукой дотронуться до дна кувшина и догадаться, что там лежит. Как вы думаете, какой гном придумал эту игру?
Дети: Рукастик.
Психолог: Ребята вы сейчас все по очереди опускаете руки в кувшины, и называете, что же находится в каждом кувшине.
(После опускания руки в кувшин с водой дети получают за ранее подготовленное полотенце).
Игра «Рисование вслепую»
Психолог: Сейчас мы будем играть в игру, которая называется «Рисование в слепую».
Психолог: Ребята, прошу всех сесть за столы.
(На столах лежат по два листа бумаги, простой карандаш, цветные карандаши, повязка на глаза). И давайте ручками покажем, где право, а где лево.
Психолог: Сейчас Гномы-ощущения вам завяжут глаза, и вы попробуйте нарисовать то, что я вам скажу.
(Гномы завязывают глаза детям).
Психолог: Возьмите простой карандаш.
На листе в середине (в центре) нарисуйте круг, в правом верхнем углу – треугольник, в левом нижнем углу – квадрат.
Психолог: Снимите повязку с глаз, посмотрите, правильно ли вы выполнили предложенные задания? Трудно ли вам было? Представьте себе, как трудно тем людям, которым не помогает гном Глазастик. Но им помогают тогда другие гномы – ощущения, а какие (Ушастик и рукастик).
- Коммуникативное упражнение
«Костёр»
Ребята, сейчас мы с вами проведём разминку, которая называется «Костёр»
Дети и гномы садятся на ковёр вокруг «костра» и выполняют соответствующую команду психолога. По команде (словесной инструкции)
* «жарко» - все должны отодвинуться от «костра»,
* по команде «руки замёрзли» - протянуть руки к «костру»,
* по команде «ой, какой большой «костёр» - встать и махать руками,
* по команде «искры полетели» - хлопать в ладоши,
* по команде « костёр принёс дружбу и веселье» - взяться за руки и ходить вокруг «костра».
(После проведения этой игры участники должны взбодриться и расслабиться).
Игра: «Что помогает ощущать?»
Психолог: Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру: «Что помогает ощущать?»
Займите свои места за столами. Возьмите лист чистой бумаги, положите перед собой. Нарисуйте те части тела гномов, с помощью которых они ощущают (глаза, уши, руки, нос, язык).
Психолог включает музыку.
(Молодцы ребята, все справились).
Упражнение: «Угощение»
Психолог: А сейчас, мы проведём упражнение, которое называется «Угощение».
Ребята, посмотрите: гном Вкусняшка нам что-то принёс! Но что именно, вы это должны определить сами – на вкус. Сейчас Гном-Вкусняшка будет вас угощать, глазки закрывайте. Перед вами тарелочки вы из них берёте угощение и отгадываете что это такое.
(Гномы-ощущения помогают).
(Дети закрывают глаза, и гном-вкусняшка каждому кладёт в рот по маленькому кусочку угощения: морковь, яблоко, конфету – порционные кусочки).
Психолог: Ну вот, мы с вами познакомились со всем тем, что принесли гномы-ощущения, мы поиграли с ними.
- Подведение итогов, процедура прощания
Психолог: Ребята, давайте встанем в общий круг вместе с гномами. Попрощаемся с Медвежонком.
(Дети передают игрушку друг другу со словами: «До свидания, Медвежонок, я рад (а), что ты был у нас на занятии. Приходи ещё»).
Психолог: Ребята, а какое у вас сейчас настроение? Такое (показывает большой палец вверх)? Или такое (показывает большой палец вниз?)
Обычно дети показывают палец вверх, значит у них настроение хорошее.
С какими гномами-ощущениями мы сегодня познакомились?
(Дети называют гномов: Глазастик? Носастик? Рукастик? Ушастик? Вкусняшка?
При названии гномов: Гномы выходят к доске и кланяются.
(Во время заключительного слова, гномы раздают всем гостям вкладыши).
Заключительное слово
Сейчас я снова скажу Вам «Волшебные слова»
«До свидания!», «Спасибо!», «Простите!»
Щедро дарите.
Дарите прохожим, Друзьям и знакомым.
В троллейбусе, в парке, и в школе и дома.
Слова эти очень важны.
Они человеку, как воздух нужны.
Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти нужно с улыбкой дарить.
«До свидания!»
Всем спасибо.
Педагог-психолог: Кильчурина М.Г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.
Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...
Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно- развивающих логопедических занятиях с учащимися с нарушениями чтения
Чтение остаётся основным способом получения новых знаний. Но не все дети в необходимой степени овладевают этим навыком. Дислексические нарушения поддаются коррекции.Конспект занятия. 2 класс. Тема: "С...
КОНСПЕКТ Коррекционно-развивающего комплексного занятия с использованием ИКТ для детей среднего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью «Продукты питания. Морепродукты»
сформировать представления о морепродуктах и способах их приготовления...
Конспект коррекционно-развивающего комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи "Транспорт"
Цель: закрепить и обобщить знания о транспорте. Задачи:Образовательные:уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт»;закреплять знания о видах транспорта, названия транспортных средств, действиях...
"Кто ты, какой ты? коррекционно - развивающее интегрированное занятие
Коррекционно - развивающее интегрированное занятие "Кто ты, какой ты?. Форма проведения "Своя игра".Коррекционные цели: способствовать позитивному отношению к себе, принятию себя, ощущению собственног...
Интегрированная коррекционно-развивающая программа по психологии с элементами арт-терапии "Цветочная поляна. Солнечный денёк".
программа расчитана на работу с детьми от 5 до 11 лет в общеобразовательных учреждениях , в том числе и детских садах...
Коррекционно-развивающее групповое занятие "Насекомые"
Конспект занятия с учащимися 3 класса (8 вид, 1 вариант)...