«Психологическое сопровождение одарённых детей»
материал по психологии по теме

Одарённых детей разделяют на 4 группы
(по Б.М. Теплову):
1.    дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная одаренность);
2.     дети с высоким уровнем креативных  способностей (творческая одаренность);
3.    дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, танцоры, шахматисты и др.);
      эту категорию детей чаще называют (талантливыми);
4.  дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность)
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psih_soprovozhdenie_odaryonnyh.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

«Психологическое сопровождение одарённых детей»

                     Понятие одарённости:

  1. Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
  2. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одарённых детей разделяют на 4 группы
(по Б.М. Теплову):

  1. дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная одаренность);
  2.  дети с высоким уровнем креативных  способностей (творческая одаренность);
  3. дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, танцоры, шахматисты и др.);

      эту категорию детей чаще называют (талантливыми);

4.  дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность)

Психологическое сопровождение одарённых детей:

1 этап – диагностический – индивидуальная оценка интеллектуальных,познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка.

- тест матрицы Равена;

  1. тест Векслера;
  2. тест Амтхауэра;
  3. ШТУР, ШТОМ-5;
  4. тест Кеттелла;
  5. тест Замбицавичене;
  6. тест Торранса
  7. методика «Карта одарённости»;
  8. методика «Выявление творческого мышления».

      Результаты диагностики «Карта одарённости»

Вид одарённости

8 а класс-18 чел.

8 б класс-20 чел.

Интеллектуальная

3 чел.

3 чел.

Творческая (креативность)

1 чел.

5 чел.

Академическая

1 чел

--------

Художественно-ИЗО

4 чел.

3 чел.

Музыкальная

----------

------------

Литературная

---------

-----------

Артистическая

5 чел.

8 чел.

Техническая

1 чел

6 чел.

Лидерская

5 чел.

2 чел.

Спортивная

3 чел.

3 чел.

               Тест Торранса:

  *Используется для исследования творческой одаренности детей

  (креативности).

  *Представляет собой проективную методику (задание «Закончи рисунок»). Время выполнения 10 минут (10 фигур).

  *Испытуемые дети школьного возраста от 7-18 лет.

Результаты диагностики  Торранса:

            Обследовано- 6 человек

  1. Высокий уровень-1 чел
  2. Средний  уровень-3 чел
  3. Н/среднего уровень- 2 чел.

2 этап - психологическое консультирование учащихся.
Оказание психологической помощи учащимся в решении возникающих проблем. 

Особенности личности одарённого ребёнка:
-высокий уровень тревожности,
- страх не соответствовать ожиданиям окружающих;
-заниженная самооценка, внутренняя потребность совершенства;
- проблемы в коммуникативном плане, стремление к изоляции.

3 этап- психоразвивающая  работа 
с одаренными детьми;  

развития интеллектуальных способностей ребенка;
формирования адекватного самовосприятия;
помощь ребенку в адаптации к окружающему миру и приобретение им конструктивных форм общения со сверстниками и взрослыми.
 
В рамках этого направления проводятся
следующие мероприятия:

  занятие «Позитивное общение-путь к успеху»;
занятие «Путешествие в страну Умники и умницы»
занятие «Жизнь это чудо, береги её»
занятие «Уверенность в себе и ее роль в развитии человека»;
 занятие «Берегите дружбу»

4 этап- профилактическая работа
 
   направлена на снижение переутомления, тревожности учащихся, профилактика эмоциональных срывов.

   
Мероприятия:
  Занятие «Как психологически подготовиться к сдаче экзаменов»;
 
 
5 этап - просветительская работа  
с учащимися  направлена на профессиональную ориентацию одаренных детей.
 
   
Мероприятия:
  - Занятие «Тип мышления при выборе профессии»;
    - Занятие «Я в мире профессий».

        Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
                                                                                   В. А. Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое сопровождение одарённых детей

Педагогическое сопровождение одарённых детей в рамках организации деятельности МНЛ....

Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей

Выступление педагога-психолога на пед. совете МОУ "Лицей№5"...

Технология "резонанса" и педагогическое сопровождение одарённых детей

Аннотация: Проблема детской одарённости на протяжении нескольких лет является актуальной и востребованной в условиях развития современной инновационной школы. Учитель, работающий с одарёнными детьми, ...

Программа тренинга на конкурс методических разработок по психологическому сопровождению одарённых детей.

Методическая разработка подготовки школьников-волонтеров для работы в школьной службе медиации....

Психологические особенности одарённых детей. Виды одарённости

 Проблемой одаренности человека занимались с самых давних времен. Именно в античную эпоху зародились понятия «гений» и «талант», которые вплоть до XIX века прочно у...


 

Комментарии

Данный доклад пригодиться для выступления на педагогическом совете

Федорова Юлия Юрьевна

Одаренные дети нуждаются в сопровождении психологов. Зачастую эти дети попдают в "группу риска", т.к. бывают не понятыми среди сверстников или учителей -предметников, где их способности не отличаются большой успшностью. Одаренные дети, как правило, очень ранимы.