Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей
презентация к уроку на тему
Выступление педагога-психолога на пед. совете МОУ "Лицей№5"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_ya.pptx | 93.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Одаренный ребенок Одаренный ребенок это человек, обладающий определенным уровнем мыслительной гибкости. Одаренный ребенок это человек, способный к самостоятельному и конструктивному выбору в различных ситуациях с той или иной степенью неопределенности. Одаренный ребенок это человек социально состоятельный, способный к эффективной ориентации и самореализации в разных социальных средах. Формирование данных качеств, способностей, характеристик более эффективно может быть осуществлено через специально организованную образовательную деятельность.
…Врожденные дарования подобны диким растениям и нуждаются в выращивании с помощью ученых занятий. Ф. Бэкон Давно уже было замечено, что таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют общественные условия, благоприятные для их развития. Г.В. Плеханов …Врожденные дарования подобны диким растениям и нуждаются в выращивании с помощью ученых занятий. Ф. Бэкон Давно уже было замечено, что таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют общественные условия, благоприятные для их развития. Г.В. Плеханов Где нет простора для проявления способности, там нет и способности. Л. Фейербах Психологическое сопровождение одаренных учащихся школы представляет собой структурированный, последовательный вид деятельности, являющийся неотъемлемой частью системы работы учреждения образования по выявлению, сопровождению, и развитию одаренных детей.
СПОСОБНоСТИ И ОДАРЕННОСТЬ Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью
Степень одаренности Первая- сверх одаренные дети(гении- 1ребенок на 10.000) Вторая - высокоодаренные или талантливые (2-3%) Третья- одаренные (15-20%)
Классификация детской одаренности 1. Общая одаренность (касающаяся всех сторон психической жизни ребенка). 2. Специальная одаренность (проявляющаяся в какой-либо специальной деятельности). 3. Актуальная или явная одаренность (показатели успешности, уже имеющейся в наличии). 4. Потенциальная или скрытая одаренность (показатели возможности реализации неких способностей при соблюдении определенных условий).
Общие признаки одаренности Отличная память, способность классифицировать информацию, умение пользоваться накопленными знаниями, большой словарный запас, интерес к чтению, используют в речи сложные синтаксические конструкции, придумывают новые слова, предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры. У некоторых детей доминируют математические способности. Одаренные дети обладают повышенной концентрацией внимания, упорные в достижении результата в сфере, которая им интересна. Оригинальны. С чувством юмора
критерии учащиеся с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (выявляются уже в младшем школьном возрасте); учащиеся с признаками специальной умственной одаренности в определенной области науки или деятельности (выявляются в младшем школьном и подростковом возрасте); учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, умственных резервов (ярко проявляют себя в старшем школьном возрасте).
Трудности одаренных детей 1.Неприязнь к обучению. 2.Игровые интересы. 3.Конформность. 4.Погружение в философские проблемы. 5.Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. 6.Стремление к совершенству.. 7.Потребность во внимании взрослых. 8.По мере взросления основным структурным компонентом одаренности и творческого развития ребенка становиться проблемность
Работа психолога- как составная часть общешкольной программы работы с одаренными детьми Психолог начинает свою работу с заказа со стороны педагога, руководителя, родителя, ученика, и заканчивает свою работу рекомендацией. Цель психологического сопровождения: содействие в выявлении одаренных учащихся, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья.
ЗАДАЧИ совместно с другими специалистами учреждения образования, с педагогами- определение критериев одаренных детей, выявление школьников, требующих особого маршрута сопровождения; содействие формированию позитивной Я-концепции ( самоотношения , самоуважения, самопринятия ); развитие эмоциональной устойчивости, формирование навыков саморегуляции , преодоление стресса, поведения в экстремальных ситуациях (на конкурсах, олимпиадах, экзаменах )..; содействие в повышении квалификации педагогов, работающих с талантливыми детьми.
Этапы психологического сопровождения одаренных детей Диагностика .(изучение индивидуальных особенностей школьников.) Психокоррекция Развитие Психологическое консультирование Психологическое просвещение
Стратегия работы с одаренными детьми 1этап – аналитический- при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой либо деятельности 2 этап- диагностический (5-9) классы индивидуальная оценка интеллектуальных,познавательных,творческих возможностей и способностей ребенка
Диагностическиие этапы одаренности Номинация - имена кандидатов в одаренные Выявление проявлений одаренности в разных видах деятельности, поведении (наблюдения, рейтинг, анкеты) Изучение условий развития ребенка в семье ( беседы, опросники , интервью…) Оценка учащегося его сверстниками (сведения о способностях, не проявляющихся в успеваемости и достижениях.) Самооценка способностей, мотивации интересов Оценка школьной успеваемости. Психологическое тестирование( интересы, склонности, особенности мышления)
Формы работы с одаренными учащимися Объединения дополнительного образования Групповые занятия с сильными учащимися Факультативы Кружки по интересам ЛНО,Научно-практические конференции Олимпиады и конкурсы. Работы по индивидуальным планам Творческие мастерские; сотрудничество с другими школами, ВУЗами
Развитие личностных качеств творческое мышление; инициативность; способность к обоснованному риску; уверенность в себе; адекватную самооценку; умение сотрудничать с партнерами; мотивацию достижения; высокую работоспособность
Сохранение психофизиологического здоровья одаренных детей Работа педагога-психолога по сохранению психофизиологического здоровья одаренных детей включает в себя мониторинг загруженности ребенка интеллектуальным или иным трудом, формирование установок на здоровый образ жизни, содействие освоению родителями способов формирования позитивной Я-концепции , как фактора наиболее полной реализации потенциальных возможностей подростков
ВЫВОД Психологическое сопровождение одаренных учащихся школы представляет собой структурированный, последовательный вид деятельности, являющийся неотъемлемой частью системы работы учреждения образования по выявлению, сопровождению, и развитию одаренных детей. Психолого-педагогическое сопровождение обучения и развития одаренных детей в образовательном учреждении эффективно если: детская одаренность рассматривается с позиции комплексного подхода во взаимосвязи трех составляющих - выявление, обучение и развитие, опирается на научные критерии одаренности; создана и широко применяется объективная диагностика детской одаренности на разных этапах жизнедеятельности ребенка; выявлены основные принципы организации обучения одаренных школьников; структуры образовательных учреждений в своем целевом и функциональном проявлении будут обеспечивать необходимые условия непрерывного развития одаренного ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическое сопровождение одарённых детей
презентация к выступлению...
«Психологическое сопровождение одарённых детей»
Одарённых детей разделяют на 4 группы(по Б.М. Теплову):1. дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная одаренность);2. дети...
Педагогическое сопровождение одарённых детей
Педагогическое сопровождение одарённых детей в рамках организации деятельности МНЛ....
«Психолого-педагогические аспекты сопровождения инклюзивного образования»
В статье представлена модель психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования; рассматриваются общие подходы и основные понятия "психолого-педагогическое сопровождение", его принципы. ...
«Формирование единых подходов к психолого-педагогическому (логопедическому) сопровождению детей с особенностями в развитии»
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных школ - это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социа...
Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей
Цель психолого-педагогического сопровождения одаренных детей - предоставить возможность каждому ребёнку проявить свой дар...
«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
laquo;Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали се...