Индивидуально-типологические особенности личности. Темперамент.
статья по психологии по теме
Уже давно замечено, что люди отличаются друг от друга своим поведением.
Поведение зависит не только от социальных условий, но и от особенностей природной организации личности.
Мы остановимся на традиционном учении о четырех типах темперамента.
Темперамент - это совокупность динамических проявлений психики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualno-_tipologicheskie_osobennosti_lichnosti.temperament.docx | 29.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуально-типологические особенности личности
Темперамент
Уже давно было замечено, что люди отличаются друг от друга своим поведением: по-разному выражают свои чувства, неодинаково реагируют на раздражители внешней среды, находятся в разных отношениях с окружающим миром. Вопрос о том, каковы основания этих различий, которые трудно объяснить только различиями внешней среды, издавна интересовал ученых. Так возникла «наука о темпераментах», в которой хотя она и является одним из старейших разделов психологии, до сих пор нет ни однозначных положений, ни общепринятых решений ее проблем.
Не вдаваясь в историю развития учений о темпераменте, мы остановимся на традиционном (по крайней мере в отечественной дифференциальной психологии) учении о четырех типах темперамента, основанном на функциональной типологии высшей нервной деятельности, которая была разработана И.П.Павловым
Темпераментом называют индивидуально своеобразную, обусловленную природой, совокупность динамических проявлений психики – интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.
Поведение зависит не только от социальных условий, но и от особенностей природной организации личности. Темперамент как раз и обусловлен биологической организацией индивида, а потому обнаруживается довольно рано и четко у детей в игре, занятиях, общении. Рассмотрим характеристики четырех типов темперамента.
Ученик сангвиник – это живой, любознательный, подвижный (но без резких, порывистых движений) человек. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей, для него не представляет сложностей работа в условиях отвлекающих факторов. Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать не утомляясь. Может быстро сосредоточиться, быть дисциплинированным, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Сангвиник быстро привыкает к новым требованиям и обстановке, без усилий переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы.
Сравнительно легко переживает неудачи. Сангвиники не склонны к уединению и предпочитают работать в коллективе, не любят уединенное чтение или учебу. Довольно легко устанавливает контакты с одноклассниками и учителями, общителен, доброжелателен, приветлив, быстро сходится с людьми, легко налаживает хорошие отношения.
Если говорить о способностях и эффективности учебной деятельности у сангвиников, то следует отметить, что школьная успеваемость у них, как правило, выше, чем у представителей других типов темперамента.
Вместе с тем этот тип темперамента характеризуется некоторой двойственностью. Если раздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна и интерес впечатлений, у сангвиника создается состояние активного возбуждения, и он проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны и однообразны, то они не поддерживают состояния активности, возбуждения и сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, скука, вялость.
При правильном воспитании сангвиника отличает высокоразвитое чувство коллективизма, отзывчивость, активное отношение к учебной работе, труду и общественной жизни. При неблагоприятных условиях, когда отсутствует систематическое, целенаправленное воспитание, у сангвиника могут проявляться легкомысленное, беззаботное и беспечное отношение к делу, разбросанность, неумение и нежелание доводить дело до конца, несерьезное отношение к учению, труду, другим людям, переоценка себя и своих возможностей.
Люди холерики - чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека с таким типом темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко меняется. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко сказывается и в его деятельности: он с увеличением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает.
Экспериментально доказано, что холерики проявляют пониженную продуктивность в ситуациях, когда деятельность протекает по строгим правилам и не допускает использования индивидуальных приемов.
В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей.
Положительные стороны холерического темперамента – энергия, активность, страстность, инициативность. Отрицательные же проявления – общая несдержанность, грубость и резкость, вспыльчивость, склонность к аффектам – часто развиваются в неблагоприятных условиях жизни и деятельности.
Флегматик. Представитель этого типа медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Не любит перемен в чем бы то ни было. Как правило, доводит начатое дело до конца. Все психические процессы у флегматика протекают замедленно. Эта медлительность может мешать ему в учебной деятельности, особенно там, где требуется быстро запомнить, быстро понять, сообразить, быстро сделать. В подобных случаях флегматик может проявить беспомощность, но зато запоминает он обычно надолго, основательно и прочно. М.Р. Щукин установил, что лицам с инертностью нервных процессов характерно более медленное усвоение информации, поэтому при обучении им чаще требуется повторение, постоянный инструктаж. Однако, проигрывая в быстроте, флегматик может работать точнее, выполнять задание более тщательно. М.К. Акимова и Т.В. Козлова пишут, что флегматики могут работать долго, не отвлекаясь на реплики учителя или на одноклассника, работающего у доски. Они успешно выполняют монотонные виды работ в течение длительного времени, склонны к самостоятельному выполнению заданий и легче выполняют самостоятельную, чем фронтальную работу. Флегматики полностью выслушивают объяснения учителя и только потом начинают выполнять задания.
В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Флегматика непросто вывести из себя и задеть эмоционально, он уклоняется от ссор, его не выводят из равновесия неприятности и неудачи. При правильном воспитании у флегматика легко формируется такие черты, как усидчивость, деловитость, настойчивость. Но в неблагоприятных обстоятельствах у флегматика могут развиться такие специфические отрицательные черты, как вялость, инертность, пассивность, лень. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное, равнодушное отношение к труду, окружающей жизни, людям и даже к самому себе.
Меланхолик. Е.И. Рогов сравнивает меланхоликов с высокочувствительной фотопленкой. Меланхолик отличается повышенной мнительностью, подозрительностью. Такие ученики редко проявляют инициативу, стараются быть в стороне, ничем не выделяться из окружения. В связи со слабостью нервной системы, меланхолики легко устают, быстро теряют интерес к любому делу, не доводят начатое до конца. При возникновении трудностей меланхолик сразу опускает руки. Для него характерна постоянная неуверенность в себе. Уже на 2 – 3 уроке такие ученики чувствуют усталость. Он становится вялым, не участвует в общей работе и не проявляет к ней интереса. Внимание меланхолика легко отвлекается, оно неустойчиво, имеет малый объем и слабое распределение.
Акимова и Козлова пишут, что ученикам-меланхоликам легко справляться с заданиями монотонного характера, действуя по шаблону, по схеме. Они любят работать самостоятельно, шаг за шагом выполняя задание, поэтому для них благоприятны ситуации, требующие последовательной, планомерной работы. Они не отвлекаются, не перескакивают от одного действия к другому, не забегают вперед, а выполняют их в строгой последовательности. Меланхолики склонны планировать предстоящую деятельность, они успешнее в деятельности, которая требуют предварительной и тщательной подготовки. Склонны к систематизации знаний, при ответе предпочитают задействовать внешнюю опору, поэтому разнообразные виды наглядного изображения – графики, схемы, таблицы, диаграммы – облегчают им учебную деятельность. Тщательно контролируют выполнение учебных заданий и проверяют полученные результаты. Если им позволяют это делать, они допускают меньше ошибок.
Понимание сущности темперамента ребенка, умение грамотно определять его тип, как и знание психологических свойств личности (характера, способностей, мотивации и направленности личности и др.), важны педагогу, школьному психологу.
От темперамента зависят такие свойства, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность.
Список литературы
- Акимова М.К., Козлова В.Т. Учет психологических особенностей учащихся в процессе обучения // Вопросы психологии. №6. 2009, 77 с. Абрамова Г.С. Практическая психология.- М.: Академия, 2010 г., 384 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа.- М.: Изд-во МГУ, 2009 г., 367с.
- Богословский В.В. Учебное пособие: Общая психология– М.: Просвещение, 2010 г., 284с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путь к сохранению здоровья. Учет индивидуально - типологических особенностей учащихся в процессе обучения
Специальные приемы работы со слабыми и сильными учениками помогают добиваться лучших результатов при обучении детей.Для этого следует соблюдать определенные правила по отношению к учащимся.Существуют ...
Интегрированный урок обществознания по теме: «Психологический портрет личности: темперамент и характер» в 7 классе
Комбинированный урок с консультативным выступлением психолога школы....
Учет индивидуальных типологических особенностей неуспевающих детей при подготовке домашних заданий
Рекомендации для родителей неуспевающих детей...
Учет индивидуальных типологических особенностей неуспевающих детей при подготовке домашних заданий
Рекомендации для родителей неуспевающих детей...
Индивидуально - типологические подходы на уроках математики.
Индивидуально - типологические подходы на уроках математики....
Индивидуально-типологические особенности подростка как основа его способности к самоорганизации
Индивидуально-типологические особенности личности подростка существенно влияют на его способность к самоорганизации. Дети отличаются друг от друга различными типами темперамента; особенностями ...