Интегрированный урок обществознания по теме: «Психологический портрет личности: темперамент и характер» в 7 классе
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему
Комбинированный урок с консультативным выступлением психолога школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
комбинированный урок с консультативным выступлением психолога школы. | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет «Обществознание».
Интегрированный урок обществознания по теме: «Психологический портрет личности: темперамент и характер» в 7 классе. Подготовила и провела учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №7 г.Новошахтинска Урянская А.Ю.
Место урока в структуре образовательного процесса: Урок по учебному плану.
Тема урока по учебно-методическому плану: «Психологический портрет личности: темперамент и характер»
Номер урока по теме: 5
Форма урока: комбинированный урок с консультативным выступлением психолога школы. (Тестирование учащихся психолог провела заранее)
Оборудование: дидактические материалы; учебник, мультимидийное оборудование, листовки.
Цели:
1. формирование теоретических представлений о темпераменте
2. изучение собственного темперамента.
- воспитание своего характера
- развитие умения выделять главное, анализируя полученную информацию
- способствовать становлению и развитию личности учащегося
Задачи:
- добиться понимания термина «темперамент»
- научить выделять основные типы темперамента
- научить учитывать свой темперамент при учебной и игровой деятельности
- обращать внимание на воспитание лучших для общества черт характера
Ожидаемые результаты: повышение интереса учащихся к изучаемому предмету, к обществознанию, стремление к психологическому совершенству.
Понятия: личность, характер, темперамент
Этапы урока (с временной раскладкой).
- Приветствие - 1 минута.
- Проверка домашнего задания -5 минут.
- Сообщение темы и целей урока - 2 минуты.
- План урока – 1 минута.
- Объяснение нового материала – 27 минут.
- Итоги урока -3 минуты.
- Домашнее задание – 1 минута.
Этапы урока | № слайда |
Ход урока: I. Приветствие. Тема сегодняшнего урока «Психологический портрет личности: темперамент и характер». Почему ребята одного возраста реагируют на происходящее по- разному? Как правильно оценить свою реакцию? Как ее можно изменить? Что этому будет способствовать? | Слайд № 2. |
II. Проверка домашнего задания.
| Слайд № 3. |
План:
Мы с вами продолжаем изучать тему: «Формирование личности» Личность – человек как общественное существо, сформировавшееся в определенной системе общественных отношений. Психологический портрет личности включает основные свойства:
Проблема, о которой пойдёт речь, интересует человечество уже более 25 столетий. И называется она красивым и звучным словом – темперамент | Слайд №4. |
Ситуационные картинки. Их описание. Название нового термина – темперамент. Понятие «темперамента» | Слайд №5 |
| Слайд №6 |
| |
Примеры холериков | Слайд №7 Слайд №8 |
6.Краткое описание 2 типа темперамента – сангвиника Примеры холериков | Слайд №9 Слайд №10 |
7.Краткое описание 3 типа темперамента – флегматика Примеры холериков | Слайд №11 Слайд №12 |
8.Краткое описание 4 типа темперамента – меланхолика Примеры холериков | Слайд №13 Слайд №14 |
9.Игра «Ассоциации» Давайте попробуем провести параллель между типами темперамента и:
| Слайд №15 |
10. Давайте вспомним сказочных героев из известных мультфильмов! (Сравнительные операции) | Слайд №16-20 |
11.Подведем первый итог знакомства с темпераментами. Любая группа людей работает эффективнее, если в ней есть представители всех темпераментов Меланхолики первыми чувствуют, в каком направлении надо начинать поиск. Холерики выполняют функции бесстрашных разведчиков. Сангвиники являются источником положительных эмоций и постоянно генерируют неожиданные идеи. Флегматики анализируют информацию и предлагают взвешенное решение. | Слайд №21 |
12. Консультативное выступление психолога МБОУ СОШ №7 Сиденко Яны Вадимовны Анализ индивидуальных и общих тенденций в типах темперамента в классе. Плюсы и минусы типов темперамента учащихся класса. | Слайд №22 |
13.Анализ типов темперамента способствует формированию характера. Черты характера
Выделены несколько групп черт: 1. Выражающие отношение к труду; к другим; к себе; к вещам, предметам. 2. Волевые черты, заключающиеся в умении и привычке сознательно регулировать свое поведение, преодолевать препятствия на пути к поставленным целям (целеустремленность, инициативность, решительность, настойчивость, выдержка, смелость). 3. Эмоциональные черты, отражающие непосредственность, спонтанность регулирования поведения (импульсивность). 4. Интеллектуальные черты, выражающие особенности умственных способностей (любознательность, вдумчивость, рассудительность). БАЗИСНЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА
Место характера в структуре личности
О характере человека принято говорить в тех случаях, когда проявляются, с одной (положительной) стороны, такие качества, как трудолюбие, добросовестность в работе, ответственность, инициативность, общительность, чуткость, отзывчивость, чувство собственного достоинства, самокритичность, скромность, аккуратность, бережливость, щедрость; с другой (отрицательной) стороны — лень, безответственность, пассивность, черствость, бездушие, грубость, презрение к людям, самомнение, переходящее в тщеславие, заносчивость, обидчивость, эгоизм, скупость, расточительность, безалаберность. Стержнем характера являются морально-волевые качества личности. Человек с сильной волей отличается определенностью намерений и поступков, большей самостоятельностью. Он решителен и настойчив в достижении своих целей. Безволие обычно отождествляется со слабохарактерностью. Даже при богатстве знаний и разнообразии способностей слабовольный человек не может реализовать всех своих возможностей. | Слайд №23 Слайд №24 |
14. Психологический механизм формирования характера
Примеры известных личностей, сумевших самостоятельно сформировать свой характер. | Слайд №25 |
15. Советуем запомнить. Личность - человек как общественное существо, сформировавшееся в определенной системе общественных отношений. Основным в характеристике личности является ее общественная направленность, непосредственно связанная с мировоззрением. Темперамент (лат. temperamentum - надлежащее смешение частей) - совокупность индивидуально-психических свойств человека, характеризующаяся главным образом быстротой возникновения чувств и их силой. Темперамент проявляется также и в особенностях движений человека. Характер (греч. character - печать, черта, особенность) - совокупность индивидуальных устойчивых психических особенностей человека, проявляющихся в его поведении, деятельности. 16.Подведем итоги. Психологический портрет личности закладывается с рождения. Основой его является темперамент, выработанный на основе психических процессов. Важная составляющая психологического портрета - характер, формирующийся под влиянием разнообразных факторов. Изменение характера возможно, если есть желание перемен и дополнительные усилия со стороны личности. Вместе с этим происходит изменение психологического портрета. Домашнее задание: §5, в., написать мини- сочинение «Мне в моем характере хотелось бы избавиться от…. | Слайд № 26 |
17.Крсткий анализ урока: Оценки, отвечавшим учащимся, благодарность активным ученикам. Пожелания всему классу. До свидания, спасибо за урок. |
Рекомендуемая литература
1. Ананьев Б. Г. Избранные Психологические труды: В 2-х т. / Под ред. А. А. Бодалева,
Б. Ф. Ломова. — М.: Педагогика, 1980.
2. Бодалев А. А. Психология о личности. — М.: Изд-во МГУ, 1988.
3. Гиппенрвйтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. — М.: ЧсРо, 1997.
4. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. — СПб.: Свет, 1997.
5. Леотард К. Акцентуированные личности. — Киев: Вища школа, 1989.
6. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л.: Медицина, 1983.
7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999.
8. Страхов И. В. Психология характера. — Саратов: СГПИ, 1970.
9. Теплое Б. М. Избранные труды: В 2-х т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1985.
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок обществознания по теме Социальный статус личности 11 класс
УРОК ПРОВЕДЕН В 11 КЛАССЕ ВО ВРЕМЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ. РАЗРАБОТКА ПРИНИМАЛА УЧАСТИЕ В РАЙОННОМ КОНКУРСЕ "лУЧШИЙ УРОК"...
Презентация к интегрированному уроку обществознания в 7 классе по теме: «Психологический портрет личности: темперамент и характер»
Презентация к уроку обществознания по теме: "Психологический портрет личности: темперамент и характер" 7 класс...
Урок обществознания по теме «Избирательное право» (Мы выбираем, нас выбирают) 9 класс
Урок в 9 классе по обществознанию (повторительно- обобщающий) проводится в форме игры....
Урок обществознания по теме "Демократические выборы и политические партии". 10-й класс
Урок обществознания по теме"Демократические выборы и политические партии".10-й класс...
Разработка урока обществознания на тему "Семья в современной России" (профильное изучение, 11 класс)
Данный урок нацелен на закрепление и систематизацию знаний учащихся по теме «Демографическая ситуация в России. Семья и брак как социальные институты». Позволяет подвести учащихся к выводу о необходим...
Конспект интегрированного урока обществознания в 7 классе на тему "Психологический портрет личности: темперамент, характер"
Предмет «Обществознание».Интегрированный урок обществознания по теме: «Психологический портрет личности: темперамент и характер» в 7 классе. Подготовил и провел учитель истории и обществознанияМБОУ «С...
Презентация к уроку обществознания в 7 классе на тему "Психологический портрет личности: темперамент, характер"
Предмет «Обществознание».Интегрированный урок обществознания по теме: «Психологический портрет личности: темперамент и характер» в 7 классе. Подготовил и провел учитель истории и обществознанияМБОУ «С...