Индивидуально-типологические особенности подростка как основа его способности к самоорганизации
консультация на тему
Индивидуально-типологические особенности личности подростка существенно влияют на его способность к самоорганизации. Дети отличаются друг от друга различными типами темперамента; особенностями акцентуаций характера, самой структуры личности.
На формирование индивидуально-типологических особенностей существенное влияние оказывают природные факторы, социальная среда, задатки, общий уровень предшествующего развития, занимаемая жизненная позиция, направленность личности, характер.
И поэтому успех развития, воспитания, обучения подростка возможен лишь при условии, если мы научим воспитанников использовать сильные стороны своих психофизиологических особенностей и компенсировать за их счёт возможные отрицательные проявления. Итак, как же влияют индивидуально-типологически е особенности личности на ее способность к самоорганизации?
Скачать:
Предварительный просмотр:
Индивидуально-типологические особенности подростка
как основа его способности к самоорганизации
Индивидуально-типологические особенности личности подростка существенно влияют на его способность к самоорганизации. Дети отличаются друг от друга различными типами темперамента; особенностями акцентуаций характера, самой структуры личности.
На формирование индивидуально-типологических особенностей существенное влияние оказывают природные факторы, социальная среда, задатки, общий уровень предшествующего развития, занимаемая жизненная позиция, направленность личности, характер.
И поэтому успех развития, воспитания, обучения подростка возможен лишь при условии, если мы научим воспитанников использовать сильные стороны своих психофизиологических особенностей и компенсировать за их счёт возможные отрицательные проявления. Итак, как же влияют индивидуально-типологически е особенности личности на ее способность к самоорганизации?
Остановимся на особенностях нервной системы подростков
Основные свойства нервной системы, а именно, сила и слабость нервной системы, характеризуют функциональную выносливость, работоспособность подростка. Нервные клетки при сильной нервной системе «не устают», а при слабой нервной системе быстро истощаются. Это влияет на быстроту реакции, собранность, оперативность действий. Быстрая реакция определяется как лабильность нервной системы, а медленная – как инертность.
В чем будет заключаться тактика педагога при использовании данных об индивидуальных свойствах нервной системы каждого подростка?
Полезными для подростка со слабой нервной системой будут следующие рекомендации:
- Помните, медлительность – свойство нервных процессов ребенка. Он не «копается», он действует в своем темпе, потому что иначе не может. Торопить, подгонять, ругать его просто нет смысла: начнется реакция торможения, действия ребенка заме длятся еще больше.
- Нельзя проявлять спешку, раздражаться. Ровный, спокойный тон, уверенная поддержка: «Не волнуйся, успеешь, у тебя все получится».
- Детям с инертными нервными процессами легче приспособиться к четкому порядку, определенному стереотипу выполнения всех повседневных дел. Если каждое действие, каждая задача имеют определенный порядок, разделены на элементы в понятной последовательности, то ребенок успешно с ними справится, увеличивая при этом темп.
- Свойство подвижности у медлительных детей нужно развивать и тренировать.
Рекомендации по работе с подростками
с сильным типом нервной системы:
- Научить произвольно регулировать свою деятельность, должным образом её организовывать (помогут дневники «достижений», самоорганизации), убеждать в необходимости планировать и систематизировать свою деятельность, опираясь на волевые качества, которые нужно развивать.
- Воспитывать способность проявлять волевое усилие, ориентируясь не на количественный результат, а на качество выполнения работы. У Вас в отрядах есть дети, которые хотят успеть всё и сразу, но у них ничего не получается…
- Помните, что на определенный отрезок времени дается лишь 1 задание (если больше, то оно предлагается в виде последовательной работы).
- Распорядок дня должен быть четко распланирован (в нашем Центре есть установленный режим, способствующий правильной организации учебной и досуговой деятельности).
Влияние на самоорганизацию личности акцентуации характера.
Одной из особенностей подросткового периода является завершение формирования характера. Именно в подростковом возрасте чаще всего проявляются акцентуации характера, представляющие собой краткие варианты нормы. Понимание индивидуальных черт и особенностей характера воспитанника позволяет в значительной мере предвидеть его поведение и тем самым корректировать ожидаемые действия и поступки.
Чаще всего трудности в самоорганизации проявляются у следующих типов акцентуации характера.
Гипертимный тип
Основные черты: легкомыслие, нарушения режима, низкий уровень самоконтроля.
Тактика сопровождения: четкое аргументированное определение обязанностей, умение соединить доверие к подростку с контролем, чередование разных видов деятельности.
Примерные упражнения.
Упражнение «Планирование». На листе бумаги напишите все свои планы на день, затем подумайте и зачеркните то, что не сможете сделать. Еще раз пересмотрите пункты, которые остались. А теперь главное – все, что осталось, нужно выполнить.
Упражнение «Навести порядок в мыслях» - реализуется с помощью дневника, куда вносятся основные дела дня, перспективные дела. Вечером необходимо проверять, все ли из задуманного выполнено.
Нестойкий тип
Основные черты: слабость воли, ситуативность поведения, отсутствие способности к самоанализу, отсутствие мотивации действия. Для этого типа важно соблюдать принцип «Делу время, потехе час». Учить подростка доводить рабо ту до конца, формировать позитивную мотивацию к деятельности, осуществлять контроль.
Подросткам этого типа можно предложить упражнение «Постоянное хобби»: проанализировать и оценить по 5-балльной шкале все свои увлечения за 1 месяц; выбрать одно, которое станет постоянным на будущее. Стараться выполнять его.
Возбудимый тип
Основные черты: несбалансированность процессов возбуждения и торможения; низкий уровень самоконтроля; тактика сопровождения: формировать навыки саморегуляции; рекомендовать поэтапное выполнение задания с увеличением сложности.
Упражнение «Исполнитель желаний». Вы привыкли выполнять все свои желания, а теперь попытайтесь выполнить желания близких вам людей. Попытайтесь жить согласно требований других. Сначала выберите самого приятного вам человека и попытайтесь выполнить все его желания без условий с вашей стороны. Если не получается, сделайте еще попытку; если вышло – расширяйте круг людей, чьи желания вы будете удовлетворять.
Упражнение «Наблюдатель»: учитесь относиться ко всему, что с вами происходит, как восточный мудрец, т.е. всегда задавайте себе вопрос: «А как бы на моем месте поступил мудрый человек, что бы сказал, сделал?» Обдумывайте, умейте предвидеть результат.
Еще одной индивидуально-типологической особенностью является темперамент – наиболее устойчивые индивидуальные особенности, сохраняющиеся многие годы. Тип темперамента зависит от врожденных анатомофизиологических особенностей (тип нервной системы), от условий жизни и воспитания.
Обычно в человеке сочетаются черты всех 4-х типов темперамента (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик), один из которых выражен сильнее, а другие слабее. Правильнее говорить о темпераментной структуре, которая включает в себе особенности всех типов.
Особо хотелось бы остановиться на типах темперамента, у которых возникают трудности с самоорганизацией:
Сангвиники – увлекаются, но быстро остывают, беспечны, поверхностны; не умеют добиваться результатов. Важно проявлять строгость, требовательность, контролировать действия и поступки сангвиника; систематически пробуждать интерес, чтобы смог до конца на одинаковом уровне довести начатое дело и с хорошим качеством, не допускать частой смены деятельности, стимулировать активность.
Холерик - это неусидчивый, со сниженной концентрацией внимания, вспыльчивый, раздражительный, инертный тип. Требует постоянного контроля поведения, но требования лучше предъявлять осторожно и деликатно. В экстремальных ситуациях, когда нужно сделать какую-нибудь работу в короткий срок, лучше всего положиться на него. Если сумеете внушить ему, что без него дело пропадет – он способен выложиться до конца.
Если у ребенка преобладают черты флегматического темперамента,
- не следует отстранять его от той деятельности, которая требует приложения усилий,
- нельзя резко обрывать ребенка,
- необходимо предупреждать его за несколько минут о смене деятельности,
- постоянно напоминать о сроках выполнения порученного дела, чтобы получить вовремя результат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путь к сохранению здоровья. Учет индивидуально - типологических особенностей учащихся в процессе обучения
Специальные приемы работы со слабыми и сильными учениками помогают добиваться лучших результатов при обучении детей.Для этого следует соблюдать определенные правила по отношению к учащимся.Существуют ...
Индивидуально-типологические особенности личности. Темперамент.
Уже давно замечено, что люди отличаются друг от друга своим поведением.Поведение зависит не только от социальных условий, но и от особенностей природной организации личности. Мы остановимся на традици...
Педагогический совет «Основы развития способностей к креативной деятельности с позиций компетентностного подхода в образовании»
Одной из целей методической темы школы является освоение компетентностного подхода к образованию. Он заключается в том, что следует обучать не только репродуктивному воспроизведению знаний, а оп...
Учет индивидуальных типологических особенностей неуспевающих детей при подготовке домашних заданий
Рекомендации для родителей неуспевающих детей...
Учет индивидуальных типологических особенностей неуспевающих детей при подготовке домашних заданий
Рекомендации для родителей неуспевающих детей...
Индивидуально - типологические подходы на уроках математики.
Индивидуально - типологические подходы на уроках математики....