Программа подготовки выпускников к итоговой государственной аттестации
рабочая программа по психологии (11 класс) по теме
программа психологического сопровождения при подготовке выпускников в ЕГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sopr._ege.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Зареченская средняя общеобразовательная школа
Собинского района Владимирской области
Комплексная программа
Формирования психологической готовности выпускников к итоговой аттестации
Основные направления психологической подготовки к итоговой аттестации
Высокие результаты итоговой аттестации обусловлены большим количеством факторов, и нельзя ответственность за них перекладывать на одного из участников педагогического процесса. Уровень психологической подготовленности выпускников к итоговой аттестации во многом зависит от согласованности взаимодействия самого выпускника, педагогов, родителей и активного и компетентного педагога-психолога образовательного учреждения.
Системообразующим ориентиром в процессе психологической подготовки к итоговой аттестации является понятие психологической готовности выпускника к сдаче ЕГЭ, которую понимают как сформированность психических процессов и функций, личностных характеристик и поведенческих навыков, обеспечивающих успешность выпускника при сдаче ЕГЭ. Выделим следующие структурные компоненты данной готовности:
Познавательная готовность :
- мобильность, переключаемость
- организация деятельности
- устойчивая работоспособность
- концентрация внимания, произвольность
- чёткость и структурированность мышления, комбинаторность
- сформированность внутреннего плана действий.
Данные компоненты формируются на протяжении всего времени обучения ребёнка в школе, некоторые из них уходят корнями в начальную и среднюю школу. На завершающем этапе обучения в школе данные характеристики должны быть полностью сформированы и развиты по возрасту, сформировать их с нуля невозможно.
Личностный компонент:
- наличие собственного адекватного мнения о ЕГЭ, отсутствие нереалистической «мифологии».
- самооценка — умение адекватно оценить свои знания, умения, способности.
- самостоятельность мышления и действия, способность к самоопределению.
Процессуальный компонент:
- знакомство с процедурой экзамена.
- навык работы с тестовыми материалами.
- умение устанавливать контакты в незнакомой обстановке и с незнакомыми людьми (коммуникативная готовность).
- владение способами управления своим состоянием.
Основные направления деятельности.
Участники психологической подготовки к итоговой аттест. | Направления психологической подготовки к итог. аттест. | Формы работы | Кто ответственный | Примерные сроки |
Администрация ОУ | Координационная функция | Составление и утверждение программы формирования психолого – педагогической готовности к итоговой аттестации. Административное совещание «Состояние работы ОУ по методической, педагогической и психологической подготовке учащихся к итоговой аттестации» | Зам. директора по УВР Директор школы | Сентябрь Март |
Выпускни-ки | Знакомство с процедурой ЕГЭ и её содержательными особенностями. Овладение процедурой экзамена |
| Классный руководитель Педагог-психолог | Декабрь Январь Август Апрель Февраль |
Формирование адекватного реалистичного мнения об итоговой аттестации | Предварительная проработка «мифологии», существующей у выпускников в форме специально разработанных упражнений «Расшифровка», «Шкала согласия» (см. приложение ) Цель: осознание существующего предубеждения и его обсуждение в группе (позволяет сформировать более позитивное отношение к ЕГЭ). | Педагог-психолог, Классный руководитель | Ноябрь-март |
Обучение выделению продуктивных и неэффективных стратегий деятельности. Формирование конструктивной индивидуальной стратегии деятельности на экзамене | Опыт сдачи пробных или репетиционных экзаменов не позволяет ребёнку сформулировать для себя наиболее продуктивную стратегию деятельности. Достичь этой цели можно в различных формах:
| Учителя-предметники | В теч. уч.года |
Овладение способами регуляции эмоционального состояния | Психологические тренинги и классные часы | Педагог-психолог, Классный руководитель | 2-е полугодие |
Использование Интернет-технологий | Предоставление возможности выпускникам работать с образовательными сайтами: ege.edu.ru, ed.gov.ru, rustest.ru, (выпускник может получить полную информацию о проведении ЕГЭ и протестировать себя, воспользовавшись интерактивным тестом). | Зам. директора по УВР | В теч. уч. года |
Родители | Обозначение распределения ответственности между родителями и школой | Тематическое родительское собрание | Классный руководитель | сентябрь |
Формирование у родителей реалистической картины итоговой аттестации и коррекция нереалистических ожиданий | Разъяснения «Положения о проведении единого государственного экзамена», инструктивных документов;
| Классный руководитель, зам. директора по УВР | Ноябрь - март |
Поддержка родителей, испытывающих тревогу, и повышение мотивации у родителей, чьи дети уже сдали вступительные экзамены в вузы | Семинары для родителей «Психологическая поддержка выпускника во время подготовки к экзамену» «Организация режима подготовки к экзамену » | Педагог-психолог, Классный руководитель | Январь март |
Педагоги | Работа с личностными трудностями педагога: 1.Обсуждение и коррекция нереалистических установок. 2.Ознакомление педагогов с психологической спецификой итоговой аттестации в целом и трудностями отдельных групп выпускников | Примерные темы семинаров и групповых дискуссий: «Мифология ЕГЭ» «Саморегуляция эмоционального состояния педагога при подготовке выпускников к итоговой аттестации и ее проведении» «Плюсы и минусы итоговой аттестации» «Компоненты психологической готовности выпускника к итоговой аттестации» «Трудности учащихся при подготовке к итоговой аттестации» «Какие возможности предоставляет ученику ЕГЭ?» | Педагог-психолог Зам директора по УВР Педагог-психолог Педагог-психолог Зам директора по УВР | Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март |
Работа с методическими трудностями педагога:
| Стратегии поддержки разных групп учащихся во время подготовки и во время проведения итоговой аттестации. Анализ индивидуальных особенностей учебной деятельности и уровня развития психических функций выпускника (сильных и слабых сторон) с опорой на следующие источники:
Применение дифференцированного подхода, (применяется к целой группе будущих выпускников). Изменение в методах преподавания:
Использование дополнительных возможностей: кружки, факультативы, спецкурсы. | 1–ое полугодие Начиная с 7-8 кл |
Психолог | Ресурсно-ориентированная стратегия направлена на поиск сильных сторон и путей использования их на этапе подготовки и на самом экзамене | Помощь в составлении индивидуальной стратегии деятельности ученика при выполнении заданий итоговой аттестации. Создание рекомендаций по оптимизации деятельности учащихся на итоговой аттестации | В теч. уч. года |
Технологически-ориентированная стратегия. | Тест «О правилах и процедуре проведения ЕГЭ». Используется в работе с учащимися, с педагогами и родителями. | По мере необходи- мости |
Медицинский персонал | Информационная функция | Своевременное информирование администрации учебного заведения о медицинских ограничениях выпускников образовательных учреждений | Сентябрь |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: «Организация повторения в 9 классе при подготовке к итоговой (государственной) аттестации выпускников основной школы по математике в новой форме»
Введение государственной итоговой аттестации по математике в новой форме (ГИА) в 9 классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя, в его системности. ...
ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ В 9 КЛАССЕ.
Из опыта работы подготовки к ГИА....
Выступление на РМО иностранного языка По проблеме «Методика проверки и подготовки выпускников к итоговой государственной аттестации 9-х классов в новой форме ГИА и 11-х Классов в форме ЕГЭ по английскому языку».
«Особенности современной оценки качества образования»....
О плане работы учителя по подготовке учащихся к итоговой государственной аттестации
В статье представлен образец плана работы учителя по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку...
Система подготовки выпускников ОО к государственной итоговой аттестации по химии
В данной статье рассматривается система подготовки к государственной итоговой аттестации по химии на всех этапах обучения, начиная с календарно-тематического планирования и заканчивая учетом достижени...
"Элективный курс по русскому языку «Подготовка учащихся к итоговой государственной аттестации "(9кл)
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Подготовка учащихся к итоговой государственной аттестации " составлена на основе программы спецкурса «Подготовка уча...
Методические рекомендации по подготовке к итоговой государственной аттестации выпускников 9-х классов
Издание содержит задания, сгруппированные по видампроверяемых умений и способов действий. В сборник включенаинформация о заданиях с атласами и без атласов, разбор заданийс графиками, таблицами, климат...