Программа подготовки выпускников к итоговой государственной аттестации
рабочая программа по психологии (11 класс) по теме

Лисова Светлана Владимировна

программа психологического сопровождения при подготовке выпускников в ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sopr._ege.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Зареченская средняя общеобразовательная школа

Собинского района Владимирской области

Комплексная программа

Формирования психологической готовности выпускников к итоговой аттестации

Основные направления психологической подготовки к  итоговой аттестации

Высокие результаты итоговой аттестации обусловлены большим количеством факторов, и нельзя ответственность за них перекладывать на одного из участников педагогического процесса. Уровень психологической подготовленности выпускников к итоговой аттестации во многом зависит от согласованности взаимодействия самого выпускника, педагогов, родителей и активного и компетентного педагога-психолога образовательного учреждения.

Системообразующим ориентиром в процессе психологической подготовки к итоговой аттестации  является понятие психологической готовности выпускника к сдаче ЕГЭ, которую понимают как сформированность психических процессов и функций, личностных характеристик и поведенческих навыков, обеспечивающих успешность выпускника при сдаче ЕГЭ. Выделим следующие структурные компоненты данной готовности:

Познавательная готовность :

  1. мобильность, переключаемость
  2. организация деятельности
  3. устойчивая работоспособность
  4. концентрация внимания, произвольность
  5. чёткость и структурированность мышления, комбинаторность
  6. сформированность внутреннего плана действий.

Данные компоненты формируются на протяжении всего времени обучения ребёнка в школе, некоторые из них уходят корнями в начальную и среднюю школу. На завершающем этапе обучения в школе данные характеристики должны быть полностью сформированы и развиты по возрасту, сформировать их с нуля невозможно.

Личностный компонент:

  1. наличие собственного адекватного мнения о ЕГЭ, отсутствие нереалистической «мифологии».
  2. самооценка — умение адекватно оценить свои знания, умения, способности.
  3. самостоятельность мышления и действия, способность к самоопределению.

Процессуальный компонент:

  1. знакомство с процедурой экзамена.
  2. навык работы с тестовыми материалами.
  3. умение устанавливать контакты в незнакомой обстановке и с незнакомыми людьми (коммуникативная готовность).
  4. владение способами управления своим состоянием.

Основные направления деятельности.

Участники психологической подготовки к итоговой аттест.

Направления психологической подготовки к итог. аттест.

Формы работы



Кто ответственный

Примерные сроки

Администрация ОУ

Координационная функция

Составление и утверждение программы формирования психолого – педагогической готовности к итоговой аттестации.

 Административное совещание «Состояние работы ОУ по методической, педагогической и психологической подготовке учащихся к итоговой аттестации»

Зам. директора по УВР

Директор школы

Сентябрь


Март

Выпускни-ки

Знакомство с процедурой ЕГЭ и её содержательными особенностями.

Овладение процедурой экзамена

  1. Просмотр видеозаписи экзамена, имеющего постановочный характер. Обращение особого внимания на следующие процедурные моменты:
  1. Общая ситуация экзамена: обстановка в школе и классе, процесс регистрации учеников, предъявление паспорта, размещение учеников за партами и т.д.
  2. Начало экзамена: чтение инструкции, запись на доске времени начала и окончания экзамена и т.д.
  3. Раздача конвертов с материалами экзамена.
  4. Начало работы: заполнение бланков и т.д.
  1. Игра-драматизация, позволяющая в эмоционально комфортной и безопасной форме освоить основные элементы процедуры экзамена (см. приложение №2).
  2. Приобретение сборников с тренировочными КИМами.
  3. Семинар «Права и обязанности участников ЕГЭ».
  4. Семинар «Порядок использования результатов ЕГЭ при поступлении в вузы, ссузы».

 Классный руководитель










Педагог-психолог



Декабрь









Январь



Август

Апрель


Февраль



Формирование адекватного реалистичного мнения об итоговой аттестации

Предварительная проработка «мифологии», существующей у выпускников в форме специально разработанных упражнений «Расшифровка», «Шкала согласия» (см. приложение ) Цель: осознание существующего предубеждения и его обсуждение в группе (позволяет сформировать более позитивное отношение к ЕГЭ).

Педагог-психолог,

Классный руководитель

Ноябрь-март







Обучение выделению продуктивных и неэффективных стратегий деятельности. Формирование конструктивной индивидуальной стратегии деятельности на экзамене


Опыт сдачи пробных или репетиционных экзаменов не позволяет ребёнку сформулировать для себя наиболее продуктивную стратегию деятельности.

Достичь этой цели можно в различных формах:

  1. Фронтальная форма (охвачены все выпускники). Подготовка  происходит в виде классных часов или психологических занятий.
  2. Индивидуальная форма (консультации) максимально обеспечивает адресность рекомендаций (трудоёмкость).
  3. Групповая форма (учащиеся делятся на мини-группы  8-10 человек). Критерием для деления могут выступать схожие особенности учебной деятельности (обеспечивает возможность дифференцированной работы).

Учителя-предметники


В теч. уч.года

Овладение способами регуляции эмоционального состояния

Психологические тренинги и классные часы

Педагог-психолог,

Классный руководитель

2-е полугодие

Использование Интернет-технологий

Предоставление возможности выпускникам работать с образовательными сайтами: ege.edu.ru, ed.gov.ru, rustest.ru, (выпускник может получить полную информацию о проведении ЕГЭ и протестировать себя, воспользовавшись интерактивным тестом).

Зам. директора по УВР

В теч. уч. года

Родители

Обозначение распределения ответственности между родителями и школой

Тематическое родительское собрание

Классный руководитель


сентябрь

Формирование у родителей реалистической картины итоговой аттестации и коррекция нереалистических ожиданий

Разъяснения «Положения о проведении единого государственного экзамена», инструктивных документов;

  1. ознакомления с экзаменационными материалами и правилами заполнения бланков; разъяснения прав и обязанностей учащихся;
  2. ознакомления со структурами контрольного измерительного материала и методическими документами: кодификаторами содержания, спецификациями работ; информационной работы по теме «Специфика проведения вступительных испытаний в вузы и ссузы в новом учебном году»;
  3. изучения особенностей шкалирования результатов ЕГЭ (дихотомические задания, оценивание заданий с развёрнутым ответом, первичный и тестовый балл, математическая модель зависимости первичного и тестового баллов).

Классный руководитель, зам. директора по УВР

Ноябрь - март

Поддержка родителей, испытывающих тревогу, и повышение мотивации у родителей, чьи дети уже сдали вступительные экзамены в вузы

Семинары для родителей

«Психологическая поддержка выпускника во время подготовки к экзамену»

«Организация режима подготовки к экзамену »

Педагог-психолог,

Классный руководитель


Январь


март

Педагоги

Работа с личностными трудностями педагога:

1.Обсуждение и коррекция нереалистических установок.

2.Ознакомление педагогов с психологической спецификой итоговой аттестации в целом и трудностями отдельных групп выпускников

Примерные темы семинаров и групповых дискуссий:

«Мифология ЕГЭ»


«Саморегуляция эмоционального состояния педагога при подготовке выпускников к итоговой аттестации и ее проведении»


«Плюсы и минусы итоговой аттестации»


«Компоненты психологической готовности выпускника к итоговой аттестации»


«Трудности учащихся при подготовке к итоговой аттестации»


«Какие возможности предоставляет ученику ЕГЭ?»

Педагог-психолог





Зам директора по УВР

Педагог-психолог


Педагог-психолог

Зам директора по УВР


Октябрь


Ноябрь



Декабрь


Январь


Февраль



Март


Работа с методическими трудностями педагога:

  1. Взаимодействие в разработке индивидуальной стратегии подготовки (учитель выступает как помощник и эксперт).
  2. Взаимодействие в поиске эффективных методов формирования необходимых психических функций.

Стратегии поддержки разных групп учащихся во время подготовки и во время проведения итоговой аттестации.


Анализ индивидуальных особенностей учебной деятельности и уровня развития психических функций выпускника (сильных и слабых сторон) с опорой на следующие источники:

  1. психолого-педагогическая диагностика.
  2. самоанализ ученика.
  3. экспертные оценки педагогов.

Применение дифференцированного подхода, (применяется к целой группе будущих выпускников).

Изменение в методах преподавания:

  1. переход на блочно-модульную систему подготовки;
  2. раннее начало подготовки к итоговой аттестации: с 7-8 класса;
  3. регулярный внутренний контроль знаний (в том числе сдача зачётов в форме ЕГЭ);
  4. организация помощи «сильных» учеников «слабым»;
  5. проведение диагностических работ минимум 2 раза в год (в конце каждого полугодия, начиная с 5 класса).

Использование дополнительных возможностей: кружки, факультативы, спецкурсы.


1–ое полугодие

















Начиная с 7-8 кл

Психолог

Ресурсно-ориентированная стратегия направлена на поиск сильных сторон и путей использования их на этапе подготовки и на самом экзамене

Помощь в составлении индивидуальной стратегии деятельности ученика при выполнении заданий итоговой аттестации. Создание рекомендаций по оптимизации деятельности учащихся на итоговой аттестации

 В теч. уч. года

Технологически-ориентированная стратегия.

Тест «О правилах и процедуре проведения ЕГЭ». Используется в работе с учащимися, с педагогами и родителями.

 По мере необходи-

мости

Медицинский персонал

Информационная функция

Своевременное информирование администрации учебного заведения о медицинских ограничениях выпускников образовательных учреждений

Сентябрь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: «Организация повторения в 9 классе при подготовке к итоговой (государственной) аттестации выпускников основной школы по математике в новой форме»

Введение государственной итоговой аттестации по  математике в новой форме (ГИА) в 9 классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя, в его системности. ...

О плане работы учителя по подготовке учащихся к итоговой государственной аттестации

В статье представлен образец плана работы учителя по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку...

Система подготовки выпускников ОО к государственной итоговой аттестации по химии

В данной статье рассматривается система подготовки к государственной итоговой аттестации по химии на всех этапах обучения, начиная с календарно-тематического планирования и заканчивая учетом достижени...

"Элективный курс по русскому языку «Подготовка учащихся к итоговой государственной аттестации "(9кл)

Рабочая программа  элективного курса по русскому языку «Подготовка учащихся  к итоговой государственной аттестации " составлена на основе программы спецкурса «Подготовка уча...

Методические рекомендации по подготовке к итоговой государственной аттестации выпускников 9-х классов

Издание содержит задания, сгруппированные по видампроверяемых умений и способов действий. В сборник включенаинформация о заданиях с атласами и без атласов, разбор заданийс графиками, таблицами, климат...