"Элективный курс по русскому языку «Подготовка учащихся к итоговой государственной аттестации "(9кл)
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Подготовка учащихся к итоговой государственной аттестации " составлена на основе программы спецкурса «Подготовка учащихся 9-х классов к государственной аттестации "/ авт.сост. учителя русского языка и литературы Людмила Геннадьевна, Штанина Людмила Анатольевна МОУСОШ №35, Курошина Любовь Николаевна –методист кафедры филологического образования ИПКПРО, УИПК ПРО, 2012, программы «Русский язык. 5 – 9 классы» М.Т. Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского (М.:Просвещение, 2011). Программа составлена из расчета один час в неделю, рассчитана на 34 часа.
Цель курса: повысить уровень речевой и письменной грамотности, подготовить учащихся к успешной сдаче письменного и устного экзамена.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_po_rus_.yaz_-9kl.docx | 44.42 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДЕНА
приказом школы №___"____" ______2016 года
Директор школы___________ Макарова В.П./
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №2"
муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области
Рабочая программа
Наименование учебного предмета
"Элективный курс по русскому языку «Подготовка учащихся к итоговой государственной аттестации "
Класс 9
Уровень общего образования основное общее
Учитель Цыганова Оксана Геннадьевна
Количество часов по учебному плану: всего 34 часа в год; в неделю 1 час
Планирование составлено на основе программы спецкурса_"Подготовка учащихся 9-х классов к государственной итоговой аттестации" / авт.сост. Сапунова Людмила Геннадьевна, Штанина Людмила Анатольевна ,Курошина Любовь Николаевна –методист кафедры филологического образования ИПКПРО, УИПК ПРО, 2012
Рабочую программу составила учитель русского языка и литературы высшей категории Цыганова О.Г.
РАССМОТРЕНА на заседании СОГЛАСОВАНА
МО учителей русского языка и литературы заместитель директора по УВР
Протокол № 1 от «30 » августа 2016 года "___" ______________2016года
____________/_Грачева О.Н./
Руководитель МО _____/_О.Г.Цыганов
2016
Пояснительная записка
к программе элективного курса по русскому языку
для 9 класса
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Подготовка учащихся к итоговой государственной аттестации " составлена на основе программы спецкурса «Подготовка учащихся 9-х классов к государственной аттестации "/ авт.сост. учителя русского языка и литературы Людмила Геннадьевна, Штанина Людмила Анатольевна МОУСОШ №35, Курошина Любовь Николаевна –методист кафедры филологического образования ИПКПРО, УИПК ПРО, 2012, программы «Русский язык. 5 – 9 классы» М.Т. Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского (М.:Просвещение, 2011). Программа составлена из расчета один час в неделю, рассчитана на 34 часа.
Данная программа разработана с учётом последних нормативных документов:
Изучение учебного предмета осуществляется на основании нормативно – правовых документов:
Изучение учебного предмета осуществляется на основании нормативно – правовых документов:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ ;
- Приказа Минобразования РФ от 09.03.2004 года № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2008 г. № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для ОУ РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Минобразования РФ от 09.03.2004 г. № 1312»,
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для ОУ РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312»,
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённого приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 01 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- «СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированных в Минюсте РФ 03.03.2011 № 19993;
- Распоряжения Министерства образования Ульяновской области от 15 марта 2012г. № 929-р «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Ульяновской области, реализующих программы общего образования»;
- Письма управления образования МО «Барышский район» от 16.08 2016г «Об организации образовательного процесса в 2016-2017 учебном году»;
- Устава МБОУ СОШ №2 МО «Барышский район»;
- Программы «Русский язык. 5 – 9 классы» М.Т. Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского (М.: Просвещение, 2011)
- Учебного плана МБОУСОШ №2 МО "Барышский район" на 2016-2017 год
Цель курса: повысить уровень речевой и письменной грамотности, подготовить учащихся к успешной сдаче письменного и устного экзамена.
Основные задачи курса:
1. помочь организовать систематическую и качественную подготовку учащихся к ОГЭ.
2. способствовать формированию и развитию у выпускников трех видов компетенций: языковой (умение определять, правильно ли написано слово, верно ли расставлены знаки препинания в предложении), лингвистической (способность опознавать языковые единицы и классифицировать их) и коммуникативной (способность понимать высказывание, связно и логично строить текст).
В связи с этим ставятся следующие цели:
• обобщить и систематизировать знания по разделам языкознания, представленным в КИМах ОГЭ;
• обобщить знания об особенностях разных стилей речи русского языка и сфере их использования;
• совершенствовать навык анализа текстов различных стилей;
• развивать устную и письменную речь учащихся;
• совершенствовать умение отражать личностную позицию в сочинении при помощи аргументации; стройно и последовательно излагать свои мысли и оформлять их в определённом стиле и жанре; умение выделять в тексте главную и второстепенную информацию, использовать способы компрессии текста;
• повышать уровень грамотности учащихся.
Методы работы предусматривают активное включение учащихся в процесс познавательной деятельности – исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый и др.
Формы занятий данного курса – это, прежде всего, практикумы, а также лекция, комбинированные уроки
Общая характеристика предмета
Программа элективного курса предпрофильной подготовки по русскому языку "Подготовка учащихся к итоговой государственной аттестации" рассчитана и предназначена для обучающихся общеобразовательных школ и помогает выпускникам основной школы подготовиться к сдаче письменного экзамена по русскому языку (ОГЭ).
Элективный курс основан на программе по русскому языку для 5 – 9 классов под ред. М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского (М., «Просвещение», 2013), что даёт возможность повторить, систематизировать и обобщить знания по русскому языку за курс основной школы, программы специального курса «Подготовка учащихся 9 – х классов к государственной аттестации (авт Сапунова Л.Г., Штанина Л.А., учителя русского языка и литературы МОУ СОШ № 35, г. Ульяновска, Курошина Л.Н., методист кафедры филологического образования ИПКПРО , 2012).
Предлагаемый курс предназначен для учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) для подготовки к выпускному экзамену по русскому языку в форме ОГЭ.
Одним из путей повышения эффективности обучения русскому языку может быть использование на уроках дидактических материалов, которые позволяют реализовать интеграцию обучения, широко применять задания по комплексному анализу текста.
Тема курса актуальна, так как специалисты самых разных профилей должны быть, прежде всего, грамотными людьми, свободно владеть родным языком.
Основное содержание элективного курса и его структура
Курс составлен на 34 часа в год, состоит из трех модулей. Первый модуль – «Трудные вопросы орфографии» - отводится на него 15 часов (1ч. входной контроль), второй модуль – «Трудные вопросы пунктуации» - 6 часов , третий модуль "Лингвистический анализ текста" - 9 ч.( 3 ч на контроль знаний)
I. Диагностический тест – 1 час
II. Повторение изученного:
1. Фонетика и орфография – 1 час
2. Морфемика и словообразование – 1 час
3. Морфология – 3 часа
4. Лексика – 1 час
5. Орфография – 9 часов
6. Синтаксис и пунктуация – 6 часов
7. Нормы речи – 1 час
8. Изобразительно-выразительные средства – 2 часа
III. Работа с текстом – 6 часов
IV. Контрольный тест с последующим анализом – 3 часа
Результаты освоения курса:
По окончании курса учащиеся должны:
1. Создавать в письменной форме высказывания по заданным параметрам.
2. Опознавать, анализировать, классифицировать и оценивать языковые явления и факты с точки зрения уместности, целесообразности, выразительности их использования.
3. Соблюдать основные языковые нормы (лексические, орфографические, грамматические, пунктуационные, стилистические).
Предполагаемые результаты
В ходе работы элективного курса у учащихся должны быть сформированы следующие умения и навыки:
- знать орфографические и пунктуационные правила;
- уметь применять данные правила на практике;
- уметь различать изученные виды простых и сложных предложений, правильно ставить знаки препинания;
- уметь создавать письменные и устные высказывания на заданную тему;
- пользоваться справочной литературой и словарями;
- находить нужную информацию по заданной теме;
- организовать личную, самостоятельную и исследовательскую деятельность.
Учебно – методический комплекс
При составлении данного элективного курса использована учебно – методический комплекс, состоящий из следующей литературы:
- Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5 – 9 классы. М.: «Просвещение», 2011
- Сенина Н.А., Гармаш С.В., Диденко С.А., Кобяков Г.Н. Русский язык. 9 – й класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации / Под ред. Н.А.Сениной. – Ростов н/Д.: Легион, 2012
- Козулина М.В. Русский язык. 9 класс. Подготовка к экзамену. Практикум. – Саратов: Лицей, 2012
- И. П. Цыбулько. Русский язык. 36 вариантов ОГЭ-2016.
- Интернет - ресурсы(ФИПИ, По уши в ОГЭ и ЕГЭ, Готовимся к ОГЭ, Сам решу ОГЭ, сайт Захариной)
Общая характеристика структуры и содержания
контрольно-измерительных материалов
Документы, определяющие содержание КИМ
Содержание экзаменационной работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по русскому языку (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ
Намеченный в Федеральном компоненте государственного стандарта основного общего образования и реализованный в материалах единого государственного экзамена компетентностный подход отразился и в содержании экзаменационной работы ОГЭ. Работа проверяет лингвистическую компетенцию обучающихся (знания о языке и речи; умение применять лингвистические знания в работе с языковым материалом, а также опознавательные, классификационные, аналитические учебно-языковые умения и навыки). О степени сформированности языковой компетенции говорят умения и навыки обучающихся, связанные с соблюдением языковых норм (лексических, грамматических, стилистических, орфографических, пунктуационных). Коммуникативная компетенция проверяется в работе на уровне владения обучающимися продуктивными и рецептивными навыками речевой деятельности.
Выполнение экзаменуемыми совокупности представленных в работе заданий позволяет оценить соответствие уровня их подготовки, достигнутого к концу обучения в основной школе, государственным требованиям к уровню подготовки по русскому языку, что обеспечивает возможность успешного продолжения обучения в старшей школе.
С учетом тенденций новых образовательных стандартов, связанных с актуализацией личностно ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов к определению целей, содержания и методов обучения русскому языку, меняется содержание контрольно-измерительных материалов ОГЭ в 9-х классах.
Характеристика структуры и содержания КИМ
Каждый вариант КИМ состоит из трёх частей и включает в себя 15 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
Часть 1 – краткое изложение (задание 1).
Часть 2 (задания 2–14) – задания с кратким ответом.
В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:
– задания открытого типа на запись самостоятельно сформулированного краткого ответа;
– задания на выбор и запись одного правильного ответа из предложенного перечня ответов.
Часть 3 (альтернативное задание 15) – задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста. Значительная часть дидактических единиц содержания контрольных измерительных материалов представлена в экзаменационной работе в рамках коммуникативно-деятельностного подхода, то есть не только в заданиях, целью которых является определение уровня сформированности аналитических языковых умений, но и в заданиях, выявляющих умения в различных видах речевой деятельности (аудировании, чтении, письме).
Критерии оценивания
Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 39.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся набрал не более 14 баллов (от 0 до 14) за выполнение всех частей экзаменационной работы.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся набрал не менее 15 и не более 24 баллов (от 15 до 24) за выполнение всех частей
экзаменационной работы.
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся набрал не менее 25 и не более 33 баллов (от 25 до 33) за выполнение всех частей
экзаменационной работы. При этом учащийся должен набрать не менее 4 баллов за грамотность (критерии ГК1–ГК4). Если по критериям ГК1–ГК4 учащийся набрал менее 4 баллов, выставляется отметка «3».
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся набрал не менее 34 и не более 39 баллов (от 34 до 39) за выполнение всех частей
экзаменационной работы. При этом учащийся должен набрать не менее 6 баллов за грамотность (критерии ГК1–ГК4). Если по критериям ГК1–ГК4 учащийся набрал менее 6 баллов, выставляется отметка «4».
Календарно-тематическое планирование. Элективный курс. 9а кл.
№ п/п | Тема урока | Колич. часов | Содержание работы и деятельность учащихся | Отработка заданий ОГЭ | Форма проведения | Форма работы | Дата проведения | |||
план | факт | |||||||||
1 | Вводный урок Диагностический тест | 1 | Знакомство с программой курса. Написание диагностического теста. | Тестирование | Индивидуальная | 8.09 | ||||
2 | Повторение. Фонетика. Орфография | 1 | Составление диагностической карты учащихся. Особенности произношения гласных и согласных в потоке речи – составление таблицы. | №4,№5 | Практикум | Групповая, парная | 15.09 | |||
3 | Морфемика и словообразование | 1 | Повторение основных способов словообразования. Образование степеней сравнения; написание теста по теме. | №4,№5 | Практикум | Парная, индивидуальная | 22.09 | |||
4 | Морфология | 3 | Повторение темы «Самостоятельные и служебные части речи»; составление таблицы. | №4,5,6,7 | Практикум | Групповая, парная | 29.09 | |||
5 | Морфологические признаки самостоятельных частей речи | Определение морфологических признаков самостоятельных частей речи. Отличие прилагательных-причастий, причастий-8.10деепричастий. | №6 | Практикум | Групповая, парная | 6.10 | ||||
6 | Морфологические признаки служебных частей речи | Разл15.10ичение самостоятельных и служебных частей речи. Написание теста по теме. | Практикум | Групповая, парная | 13.10 | |||||
7 | Лексика | 1 | Повторение сведений об омонимах, антонимах, синонимах; фразеологизмы; устаревшие слова и неологизмы; профессионализмы. | №6,№7 | Практикум | Групповая, парная | 20.10 | |||
8 | Орфография Правописание гласных в корне | 1 | Составление алгоритмов: 1) безударные гласные в корне, проверяемые ударением; 2) безударные гласные, не проверяемые ударением; 3) чередующиеся гласные. | № 4, 5 | Практикум | Групповая, парная | 27.10 | |||
9 | Безударные гласные в суффиксах разных частей речи | 1 | Повторение правописания безударных гласных в суффиксах имен существительных, прилагательных, глаголов, причастий, наречий. Составление таблицы. | №5 | Практикум | Парная. фронтальная | 10.11 | |||
10 | Безударные гласные в окончаниях существительных прилагательных, причастий, местоимений | 1 | Правописание безударных гласных в окончаниях имен существительных, прилагательных, причастий, местоимений и числительных. | №4,5,6 | Практикум | Групповая, парная | 17.11 | |||
11 | Безударные гласные в окончаниях глаголов | 1 | Составление алгоритма правописания безударных гласных в окончаниях глаголов. Тест. | 4,5,6,7 | Практикум | Парная, индивидуальная | 24.11 | |||
12 | Правописание гласных после шипящих и Ц | 1 | Составление таблицы «О – Ё после шипящих и Ц» «И, у, а после шипящих». | №5, 6, 7 | Практикум | Парная, индивидуальная | 1.12 | |||
13 | Правописание не и ни | 1 | Составление таблицы «Не и ни с различными частями речи»; тест по теме. | № 5, 6, 7 | Практикум | Групповая, парная | 8.12 | |||
14 | Правописание согласных. Удвоенные согласные. | 1 | Глухие и звонкие согласные; непроизносимые согласные. Составление алгоритма «Н и НН в разных частях речи». Тест. | № 5, 6, 7 | Практикум | Групповая, парная | 15.12 | |||
15 | Правописание ъ и ь | 1 | Составление таблицы «Буква ь после шипящих на конце слова»; Разделительные ъ и ь». | №4,5, 6, 7 | Практикум | Групповая, парная | 22.12 | |||
16 | Слитное, раздельное и дефисное написание слов | 1 | Правописание сложных слов, наречий, служебных частей речи. Тест. | №4,№5 | Практикум | Парная, индивидуальная | 29.12 | |||
17 | Синтаксис словосочетания и простого предложения. Синтаксические нормы | 1 | Повторение способов связи слов в словосочетании, виды предложений по цели высказывания, интонации, наличии грамматической основы. | № 7, 8,11 | Лекция | Парная. фронтальная | 12.01 | |||
18 | Знаки препинания при обособлении согласованных и несогласованных определений. Знаки препинания при обособлении приложений. | 1 | Составление таблицы по теме. Повторение сведений о приложении, расстановка знаков препинания при приложении. | №9,8,11 | Практикум | Групповая, парная | 19.01 | |||
19 | Знаки препинания при обособлении обстоятельств | 1 | Составление схемы «Обособление обстоятельств». Тест. | №9, 8,11 | Практикум | Групповая, парная | 26.01 | |||
20 | Знаки препинания при однородных членах предложения | 1 | Обобщение знаний об однородных членах предложения и расстановке знаков препинания при них. | №9,10 | Комбинированное занятие | Групповая, парная | 2.02 | |||
21 | Знаки препинания при вводных (вставных конструкциях и обращении) | 1 | Составление алгоритма | №9,10,8,11 | Практикум | Групповая, парная | 9.02 | |||
22 | Знаки препинания при конструкциях с как | 1 | Составление алгоритма. | №9,10,11 | Практикум | Групповая, парная | 16.02 | |||
23 | Нормы речи | 1 | Повторение форм сравнительных степеней прилагательных; образование форм мн. ч. существительных, местоимений, глагола | № 4, 5, 6, 7,8,11 | Практикум | Групповая, парная | 2.03 | |||
24 | Изобразительно-выразительные средства языка | 2 | Определение в тексте изобразительно-выразительных средств. Тест. | №3,8,11 | Лекция с элементами практикума | Парная. фронтальная | 9.03 | |||
25 | Изобразительно-выразительные средства языка | №3, 8,11 | Практикум | Групповая, парная | 16.03 | |||||
26 | Текст. Тема, идея текста, заглавие. Композиция текста | 1 | Совершенствование умения учащихся определять тему, идею текста. | № 1, 2, 3, 6,7,12,13,14 | Лекция с элементами практикума | Парная. фронтальная | 23.03 | |||
27 | Составление плана по тексту | 1 | Повторение композиционных частей текста. Составление текста из данных частей. | №2, №.1,12,13,14 | Практикум | Групповая, парная | 6.04 | |||
28 - 29 | Приёмы сжатия текста. Связь предложений в тексте; микротема; ключевые слова | 2 | Знакомство с приёмами сжатия текста. Умение сокращать текст, сохраняя количество микротем. Совершенствование навыков учащихся находить ключевые слова в тексте и слова, соединяющие части текста. | №1,12,13,14 | Практикум | Групповая, парная | 13.04 20.04 | |||
30 - 31 | Типы речи. Стиль текста. | 2 | Повторение сведений о типах речи и стилях речи. | №1, 15 | Комбинированное занятие | Групповая, парная | 27.04 | |||
32 – 33 - 34 | Итоговый тест с последующим анализом. | 3 | Выявление уровня освоения курса. | № 1-15ОГЭ | Контрольное тестирование | Индивидуальная | 4.05 11.05 18.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа элективного курса по русскому языку "Подготовка к ЕГЭ"
программа рассчитана на подготовку учащихся 11 класса к ЕГЭ по русскому языку, особое внимание уделено анализу текста, работе с блоками В и С....
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Подготовка к ГИА" 9 класс
Изучение курса в 9 классе преследует основную цель – подготовка выпускников к итоговой аттестации по русскому языку в формате ГИА. Экзаменационная работа состоит из 3-х частей: часть «А» - написание с...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» 9 класс
Рабочая программа спецкурса «Практикум по русскому языку. Подготовка к ОГЭ» составлена на основе ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом программы элективного курса С.И.Львовой «Уроки словесности»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ "ПОДГОТОВКА К ЕГЭ"
Программа рассчитана на 1 год обучения 1 раз в неделю (34ч.)...
Элективный курс по русскому языку «Подготовка к ОГЭ» 9 класс 2018 год
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Подготовка к ОГЭ" в 9 классе. Добавлен материал по устной части....
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Подготовка к ЕГЭ"
Программа элективного курса предполагает использование активных форм организации деятельности учащихся, коллективного способа обучения, применение игровых технологий, дискуссии. За время обучения учащ...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Подготовка к ОГЭ" 9 класс
Элективный курс по русскому языку "Подготовка к ОГЭ" предназначен для подготовки обучающихся к итоговому собеседованию по русскому языку, к прохождению государственной (итоговой) аттестации ...