Доклад « ЗДРАВСТВУЙ, ПЛЕМЯ МОЛОДОЕ, НЕЗНАКОМОЕ!.. (комплексный подход в обучении и организации подготовки школьников к итоговой государственной аттестации)»
статья по биологии (10, 11 класс)

Афанасьева Светлана Николаевна

Доклад о подходе преподавателя к подготовке школьников к экзаменам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdravstvuy_plemya_kopiya.docx21.53 КБ

Предварительный просмотр:

ЗДРАВСТВУЙ, ПЛЕМЯ МОЛОДОЕ, НЕЗНАКОМОЕ!..

(комплексный подход в обучении и организации подготовки школьников к итоговой государственной аттестации)

Афанасьева С. Н.

преподаватель химии и биологии.

«Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится.»

Сократ

 «Быть учителем рискованное дело.

В случае удачи последняя приобретена ценой большого труда и забот,

в случае же неудачи горе не сравнимо ни с каким другим».

Демокрит

Роль учителя

В условиях современной системы образования, когда к выпускникам школ предъявлены достаточно высокие требования к их знаниям и умениям, несомненно, требуется повышенный уровень их подготовки к итоговой государственной аттестации, которая сопряжена с большим количеством нюансов как в определении знаний сдаваемой дисциплины, так и в понимании сути получаемой школьником аттестации.

Современный подход к обучению детей на всех ступенях образования в школе предполагает достаточно высокий процент самообразования ученика, что отражено в целом комплексе заданий для самостоятельной работы по всем изучаемым дисциплинам. Такой подход в образовании требует от школьника и умения планировать свою деятельность в течение дня, и способность сориентироваться в поиске необходимой дополнительной информации для выполнения того или иного задания, что сегодня, с одной стороны, легко сделать при наличии большого количества сторонних источников информации, а с другой стороны, многие из них вызывают сомнение в уровне их компетентности отраженных знаний и научных достижений. В связи с этим, сегодня, как и во времена зарождения педагогики, любому ученику необходим помощник и наставник, который обладает достаточным уровнем знаний и владеет информацией о предъявляемых требованиях к уровню компетентности, знаний и умений современного выпускника школы, что, несомненно, связано и с самообразованием учителя.

Планирование достижения поставленной цели

Ученик, который осваивает изучаемую дисциплину совместно с учителем в школе или на дистанционных уроках онлайн, должен быть уверен в том, что ему оказывается квалифицированная помощь в получении новых знаний и в устранении возможных пробелов в его образовании. В этом случае педагог должен уметь составлять индивидуальный или групповой план работы и понимать ее конечную цель, обязательно озвучивая ее ученику.

План работы с учеником предполагает расширение его знаний, периодический их контроль с обязательной оценкой знаний, комментариями к ней и с возможностью исправления допущенных ошибок.

При знакомстве с учеником в начале работы требуется выявить начальный уровень его знаний, для чего преподаватель использует заранее составленные им контрольно-измерительные материалы, согласуя их с требованиями к базовому уровню подготовки школьных программ в разных классах. По итогам выявленного начального уровня знаний ученика план работы с ним корректируется с внесением изменений в те или иные темы изучаемого предмета.

Подготовка к ОГЭ или ЕГЭ в руках обоих

Как при подготовке к ОГЭ в 9 классе, так и при подготовке к ЕГЭ в 11 классе, обязательно следует учитывать системный подход к изучаемой дисциплине, что бывает достаточно сложно сформировать, исходя из тестового контроля итоговой аттестации выпускников.

Мастерство педагога в этом случае направлено на объединение процессов системного обучения и его конечной цели. Другими словами, педагог, используя свои знания по той или иной дисциплине, обучает им ученика с применением различных, доступных форм обучения (картинки, видео-файлы, тексты учебников или статей, наглядные эксперименты (по возможности)), и при этом периодически направляет ученика в те или иные итоговые контрольные задания, которые разрабатываются для подготовки школьников к итоговым экзаменам методическими объединениями и центрами в регионах нашей страны и которые выкладываются в сеть интернет и издаются в печатном варианте в виде сборников тестовых заданий.

«Учитель-ученик»

Как показывает опыт последних лет, без помощи учителя, без систематической сторонней коррекции получаемых школьником знаний и без их контроля, ученику достаточно сложно самостоятельно системно освоить необходимый уровень знаний для качественной аттестации.

Особое внимание учителя должно быть направлено на формирование способности мыслить логически, исходя из научного подхода в изучении тех или иных тем по разным дисциплинам, что проверяется и контролируется многими заданиями ОГЭ или ЕГЭ и в тестовой и в текстовой форме. Работа педагога в этом случае сопряжена с объяснением той или иной формы так называемого «подводного камня» контрольного задания, что, несомненно, поможет ученику чувствовать себя уверенней и сформирует у него достаточный уровень психологической подготовки к выпускным экзаменам.

Не следует забывать о том, что хороший уровень качественной подготовки школьника к сдаче экзамена напрямую зависит не от времени, отведенном на изучение дисциплины, не от количества уроков для подготовки, а от личной мотивации ученика к освоению новых знаний и умений, что в свою очередь требует постоянной поддержки от наставника и учителя, и в результате совместной работы формируется комплексное взаимодействие «учитель-ученик», задача и цель которого помощь будущему поколению в целом.

Литература:

  1. Чернавская Н.М., Чернавский Д.С. Российская цивилизация и образование. Материалы Международного форума «Проекты будущего: междисциплинарный подход» - [Электронный ресурс] http://spkurdyumov.ru/education/rossijskaya-civilizaciya-i-obrazovanie , от 02.02.2014
  2. Катанандова С.Л. Модернизация российского образования. ГУ ВШЭ, М.: 2002.
  3. «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», приказ Министерства образования Российской Федерации  N 393  от  11.02.2002 //Российское образование. Федеральный образовательный портал: нормативные документы.
  4. Садовничий В.А. Высшее образование России. Доступность. Качество. Конкурентоспособность. // Высшее образование в России. - 2006. - N 7. 
  5. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации N 203-ФЗ от  23.07.2013//Российское образование. Федеральный образовательный портал: нормативные документы.
  6. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты - [Электронный ресурс] standart.edu.ru
  7.  Гельман З.Е. Узкоспециальным бывает только невежество // Высшее образование в России. 1992. № 3.
  8.  Максимова В. Н. Межпредметные связи в процессе обучения. -М.: Академия, 2009.
  9.  Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. М.: Просвещение, 2009 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая программа "Здравствуй, племя молодой, незнакомое".

Цель:  активизировать познавательную деятельность учащихся через внеклассное мероприятие.Проведение конкурсов: чтецов, найди ошибку, узнай героя, музыкальный (определи музыкальное произведение), ...

Программа подготовки выпускников к итоговой государственной аттестации

программа психологического сопровождения при подготовке выпускников в ЕГЭ...

О плане работы учителя по подготовке учащихся к итоговой государственной аттестации

В статье представлен образец плана работы учителя по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку...

Дифференцированный подход в обучении как способ подготовки учащихся к итоговой аттестации по математике.

Применение дифференцированного подхода в обучении для подготовки учащихся к итоговой аттестации по математике....

"Элективный курс по русскому языку «Подготовка учащихся к итоговой государственной аттестации "(9кл)

Рабочая программа  элективного курса по русскому языку «Подготовка учащихся  к итоговой государственной аттестации " составлена на основе программы спецкурса «Подготовка уча...