Система подготовки выпускников ОО к государственной итоговой аттестации по химии
статья по химии (11 класс) на тему

В данной статье рассматривается система подготовки к государственной итоговой аттестации по химии на всех этапах обучения, начиная с календарно-тематического планирования и заканчивая учетом достижений обучающихся с применение форм контроля и оценивания, используемых на ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_chernyshovoy-ege.docx34.93 КБ

Предварительный просмотр:

Чернышова С.А.,

учитель химии МБОУ «Школа № 19(25)»,

г. Рязань

Система подготовки выпускников ОО

к государственной итоговой аттестации по  химии

Успешность участия выпускников в ЕГЭ зависит от планомерной и системной подготовки на протяжении изучения всего курса химии. Это можно реализовать через решение  примерных задач: изучить нормативно-правовые документы и литературу по проведению государственной итоговой аттестации обучающихся по химии в форме единого государственного экзамена; определить приоритетные направления планирования методической и исследовательской работы в рамках подготовки обучающихся к ЕГЭ; разработать и реализовать модель подготовки обучающихся 8-11-х классов к ГИА в формате единого государственного экзамена; содержание и объём материала, эффективные формы работы, технологические приёмы организации образовательного процесса; разработать (подобрать, систематизировать, пополнять) пакет контрольно-измерительных материалов по всему курсу; разработать и реализовать систему и инструментарий контроля по реализации модели; спланировать коррекционную работу на основе анализа результатов работы; организовать информационную работу с обучающимися и их родителями (законными представителями).

Необходимо в начале учебного года определить следующие направления по подготовке к ЕГЭ:

● внести коды знаний согласно кодификатору и спецификации экзамена по химии (А- задания с выбором ответа; В – задания с кратким ответом; С – задания с развёрнутым ответом) в соответствующие темы;

 ● спланировать работу с разными видами тестов (О – обучающие; Т – тренировочные; К – контролирующие; И – итоговые);

● спланировать выполнение заданий по видам деятельности (В – воспроизводящие; ЗС – применение знаний и умений в знакомой ситуации; НС – применение знаний и умений в новой ситуации) и т.п.

Подводя итог планирования работы по подготовке обучающихся к ЕГЭ, необходимо обратить внимание на один существенный момент, без которого она не может быть выполненной. Это связано с планированием деятельности обучающихся 10-11-х классов, где учитель должен планировать работу не только над новым содержанием образования по разделу, но и организовать повторение предыдущих курсов. В связи с этим, на наш взгляд, в начале учебного года необходимо провести разделение обучающихся на группы: обучающиеся, желающие получить знания по курсу химии в объёме государственного образовательного стандарта; обучающиеся, которые желают изучать предмет в объёме повышенного уровня, но не планируют сдавать экзамен; обучающиеся, планирующие участвовать в едином государственном экзамене по химии.

Если в классе заранее будет проведена данная работа, то учитель может разными способами планировать процесс повторения даже в рамках 1 часа в неделю, отведённого в учебном плане образовательной организации. Например, можно заранее объявить темы для самостоятельного повторения материала, задания из которого впоследствии будут включены в контрольную работу.

Для того чтобы обучающийся без особых проблем выполнял задания на итоговом контроле в форме тестов, необходимы не только глубокие знания из разных разделов курса химии, но и сформированные умения и навыки для выполнения данного вида работы. В связи с этим перед учителем стоит проблема организации деятельности обучающихся на приобретение навыков работы с тестами разного вида, умений применять знания на различных уровнях, пользоваться приобретёнными учебными умениями. Именно поэтому необходима система подготовки обучающихся к итоговому контролю, к сдаче экзамена по КИМам ЕГЭ.

Мы убеждены в том, что учитель должен предусмотреть усвоение знаний и умений на разных уровнях: воспроизводить знания, применять знаний и умения в знакомой, изменённой и новой ситуации. При этом необходимо вести процесс обучения на разных уровнях сложности: базовом, повышенном, высоком согласно дифференциации обучения. Соединение данных направлений деятельности должно быть в первую очередь спланировано учителем, а затем выполнено в пределах курса, темы, урока.

Прежде всего решение данных проблем следует предусмотреть при составлении тематического планирования. Для чего следует модернизировать уже имеющиеся формы или ввести новые разделы, где бы указывались коды элементов содержания и проверяемые умения. Именно при таком подходе всё будет в первую очередь продумано и определено, затем проработано на уроках учителем, обучающимися усвоено, а затем продемонстрировано при выполнении итоговой контрольной работы по теме, курсу.

Контроль знаний обучающихся является неотъемлемой частью деятельности учителя. Его эффективность зависит от системности и оптимальности. При подготовке к ЕГЭ учитель, не выходя за свои привычные виды контроля, может познакомить обучающихся с отличной от традиционной системы оценивания своих знаний – стобалльной шкалой. Данная работа позволит обучающемуся, учителю, родителю оценивать знания и умения конкретного выпускника с более высокой степенью дифференциации, проследить за качеством усвоения материала, динамикой         успеваемости.

При подготовке к ЕГЭ обучающийся может столкнуться ещё с одной проблемой – проблемой работы с бланками ответов. В связи с этим необходимо предусмотреть подготовку обучающихся к выполнению заданий на бланках разного типа. Такая деятельность не нова, так как она широко использовалась ранее и представляла собой работу с перфокартами разного типа. Использовать перфокарты разного вида можно на третьем уровне образования, однако в 11-х классах необходимо 1-2 раза в неделю провести контрольную работу на бланках ЕГЭ с целью предупреждения технических ошибок.

Таким образом, осуществляя планомерную подготовку на всех этапах обучения, начиная с календарно-тематического планирования и заканчивая учётом достижений обучающихся с применением форм контроля и оценивания, используемых на ЕГЭ, учитель вместе со своими учениками достигнет желаемых результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимизация методов и средств обучения в условиях информатизации образовательного процесса в системе подготовки выпускников к госу-дарственной (итоговой) аттестации

Применение информационных технологий при подготовке к  ЕГЭ . Для подготовки к ЕГЭ  на уроке и во внеурочное время можно использовать современные электронные учебные пособия.  Сейчас ст...

Методические рекомендации по подготовке учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации в формате ЕГЭ за курс средней школы по географии. Раздел: «Природа Земли и человек. Оболочки Земли. Атмосфера»

Единый государственный экзамен имеет целью - определение качества подготовки школьников и отбор наиболее подготовленных учеников для поступления дальше в вузы.Введение ЕГЭ показало необходимость измен...

Подготовка выпускников 9 класса к итоговой аттестации ( из опыта работы)

В работе представлен материал по подготовке выпускников 9 класса к государственной итоговой аттестации. Материал можно использовать в школах различного типа широким кругом педагогических работников....