О плане работы учителя по подготовке учащихся к итоговой государственной аттестации
статья по русскому языку (11 класс) на тему

Шаталина Надежда Михайловна

В статье представлен образец плана работы учителя по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_plane_raboty_uchitelya.docx58.01 КБ

Предварительный просмотр:

О плане работы учителя по подготовке учащихся к итоговой государственной аттестации

Современное общество предъявляет педагогу большой спектр требований: к личности учителя, к профессиональным качествам и, особенно, к результатам педагогического труда.  Учитель сегодня – это не только субъект, дающий знания, это ещё и воспитатель, и организатор, и эксперт, и исследователь, и аналитик,  и социолог, и психолог, и технолог, и управленец.  Функции учителя и виды деятельности многообразны.  И при таком многообразии требований нужно обеспечить качественную подготовку учащихся к экзаменам. В связи с тем, что в систему педагогической деятельности учителя входят воспитательная, диагностическая, проектировочная, организаторская, аналитическая, корректирующая, результативно – оценочная виды деятельности, важным является грамотно спланированная работа педагога по подготовке учащихся к ЕГЭ.  Необходимость в составлении данного плана обусловлена несколькими причинами.  Во – первых, план поможет эффективно и рационально использовать временной ресурс учителя.  Во – вторых, способствует организации труда учителя и дисциплине учащихся.  В третьих, грамотно обозначенная цель приведёт к количественным и качественным результатам работы.  Таким образом, чётко запланированная деятельность позволит педагогу сосредоточить внимание на решении основных задач и устранении пробелов в знаниях школьников.  

    Планирование работы учителя по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации как к конечному результату обучения представляет собой процесс, включающий три этапа:

1)определение конкретной реальной достижимой цели, учитывающей интеллектуальные возможности учащихся, как результата работы;

2)определение задач и направлений деятельности;

3)определение мероприятий, направленных на достижение цели (результата).

Предлагаю образец плана работы учителя по подготовке учащихся к ЕГЭ, который построен на принципах взаимодействия с учащимися, родителями (законными представителями), классным руководителем и администрацией школы.

Образец плана работы

учителя русского языка и литературы по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации

Цель:  достижение среднего тестового балла по результатам ЕГЭ - не ниже 70 баллов.

Задачи:

1)организовать проведение индивидуальных и групповых консультаций;

2)своевременно информировать законных представителей о результатах текущих диагностических работ;

3)разработать рекомендации и Памятки для учащихся с целью устранения пробелов в знаниях учащихся;

4)организовать работу по самообразованию.

Основные направления деятельности:

1.Работа по самообразованию.

2.Работа с обучающимися.

3.Взаимодействие с родителями.

4.Взаимодействие с классным руководителем.

5.Взаимодействие с администрацией школы.

Срок реализации: 2014 - 2015 учебный год.

Предполагаемые результаты:

1)охват учащихся индивидуальными консультациями – 100%;

2)наличие рекомендаций и Памяток для учащихся;

3)охват родителей (законных представителей) информированием о результатах диагностических работ – 100%;

4)положительная динамика результатов диагностических работ;

5)средний тестовый балл – не ниже 70 баллов.

Риски

  1. Изменения в КИМ ЕГЭ.
  2. Уровень тревожности выпускников выше среднего.
  3. Физическое состояние выпускника на экзамене болезненное.
  4. Снижение минимальной границы ЕГЭ по русскому языку.
  5. Языковой состав учащихся.

Вид  деятельности педагога

Основное содержание вида деятельности

Направления в работе

Мероприятия

Срок реализации

Аналитический

Изучение  1)нормативно – правовых документов;

2)документов, регламентирующих структуру и содержание контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена;

3)методических и аналитических материалов.

Работа по самообразованию

I.Изучение нормативно – правовой базы по вопросам организации и проведения государственной итоговой аттестации:

1) Приказ Минобрнауки России №1400 от 26.12.2013 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования».

2) Приказ Минобрнауки России №923 от 05.08.2014 «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 №1400».

3)Распоряжение Рособрнадзора № 1701-10 от 04.09.2014 "Об установлении минимального количества баллов единого государственного экзамена, необходимого для поступления на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета"

4)Методическое письмо Рособрнадзора от 13.03.2014 № 02-105.

II.Изучение документов, регламентирующих структуру и содержание контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена (документы размещены на официальном сайте Федерального института педагогических измерений"  http://www.fipi.ru),  учёт рисков при анализе КИМа:

  • кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по русскому языку;
  • спецификации контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена по русскому языку;
  • демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по русскому языку.

(Приложение №1.  Учёт рисков при анализе КИМа по русскому языку учителем).

III.Изучение методических и аналитических материалов, размещённых на официальном сайте Федерального института педагогических измерений ( http://www.fipi.ru):

1)Методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания общеобразовательных предметов (на основе анализа ЕГЭ 2014) .

2) Методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания общеобразовательных предметов (на основе анализа ЕГЭ 2013).

И.П. Цыбулько, Методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания русского языка

(на основе анализа типичных затруднений выпускников

при выполнении заданий ЕГЭ)

 (http://www.fipi.ru/sites/default/files/document/1408709719/rus.pdf)

3)Материалы о проведении итогового сочинения для учеников 11-х классов в рамках промежуточной аттестации (http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie):

- Особенности формулировок тем итогового сочинения для выпускников организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования

Утвержденные Рособрнадзором Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего  образования

Письмо Рособрнадзора № 02-651 от 01.10.2014 "О документах по организации и проведению итогового сочинения (изложения)"

Проект рекомендуемых критериев оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы высшего образования

Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) 

Технический регламент проведения итогового сочинения

Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования

Методические рекомендации  для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения)

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)

IV.Изучение информационно – аналитических материалов, размещённых  на сайте Областного центра мониторинга качества образования  (http://ocmko.ru).

V. Изучение информации о планируемых изменениях в порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2015 году, размещённой на официальном сайте Рособрнадзора (http://obrnadzor.gov.ru/ru/press_center/news/index.php?id_4=4177).

VI.Изучение пособий для подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку:

1)ЕГЭ 2014. Русский язык. Типовые тестовые задания / В.В. Львов. — М. : Издательство «Экзамен», 2014.— 117, [3] с. (Серия «ЕГЭ. Типовые тестовые задания»)

2)ЕГЭ 2014. Русский язык. Типовые тестовые задания / И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева. — М. : Издательство «Экзамен», 2014. — 151, [1] с. (Серия «ЕГЭ. ОФЦ. Типовые тестовые задания)

3)ЕГЭ 2014. Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ / Г.Т. Егораева. — М. : Издательство «Экзамен», 2014. — 128 с. (Серия «ЕГЭ. Практикум»)

4)ЕГЭ 2014. Русский язык. Типовые тестовые задания / Л.И. Пучкова. — М. : Издательство «Экзамен», 2014. — 190, [2] с. (Серия «ЕГЭ. ТРК. Типовые тестовые задания»)

5) ЕГЭ 2012. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению  части 3(С). Тексты - аргументы / Т.Н. Назарова, Е.Н. Скрипка. — М. : Издательство «Экзамен», 2012. — 190, [2] с. (Серия «ЕГЭ. Практикум»)

6) ЕГЭ. Русский язык. Типовые тестовые задания. Подготовка к выполнению части 3 (С) / О.М. Мамай. — М. : Издательство «Экзамен», 2012.— 127, [1] с. (Серия «ЕГЭ. Типовые тестовые задания»)

7) Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно – методическое пособие / Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич. — Ростов н/Д. : «Легион - М», 2010.— 192 с. -(Готовимся к ЕГЭ)

(Приложение №2.  Список пособий для подготовки к ЕГЭ по русскому языку)

VII.Изучение интернет – ресурсов по русскому языку:

1)Сайт  Академии наук СССР  (Институт русского языка) «Русская грамматика»  (http://rusgram.narod.ru)

2)Интернет – ресурс «Культура письменной речи» (http://www.gramma.ru)

3)Справочно – информационный интернет – портал  «Русский язык» «Грамота.ру» (http://www.qramota.ru)

4) Сайт  РОПРЯЛ (Российское общество преподавателей русского языка и литературы (http://www.ropryal.ru)

5) Общероссийский проект «Школа цифрового века». Журнал «Русский язык» (http://rus.1september.ru)

6)Образовательные ресурсы Интернета – русский язык

(http://www allenq.ru)

7) «ЕГЭ портал».  Подготовка к Единому Государственному экзамену (4ege.ru)

8)РЕШУ ЕГЭ»: русский язык.  Обучающая система Дмитрия Гущина (reshuege.ru)

9) «Будь готов к ЕГЭ 2015” (Подготовка к ЕГЭ, gotovkege.ru)

10)Выполнение тестов в режиме онлайн (samopodgotovka.com)

Сентябрь

Анализ диагностических работ.

Выявление проблем и принятие мер по устранению пробелов в знаниях учащихся.

Работа с учащимися

Составление анализа диагностических работ учащихся.  Проверка предметных компетенций: лингвистической, языковой, коммуникативной, культуроведческой.

Ведение мониторинга результатов диагностических работ.

(Приложение №3)

После проведения диагностических работ

Организаторский

Накопление методических и цифровых ресурсов, разработка тестов, оказание помощи в организации самоподготовки экзаменам, организация работы над тестами в режиме онлайн, проведение консультаций, организация учебного труда учащихся, организация совестной учебной деятельности.

Работа с учащимися

1.Накопление цифровых методических ресурсов в форме создания систематизированной базы в виде файлов, содержащих материалы по подготовке учащихся к ЕГЭ.

1)Открытый банк заданий ЕГЭ, размещённый на официальном сайте  Федерального института педагогических измерений"  http://www.fipi.ru (ссылка http://opengia.ru).

      2)Официальный информационный портал ЕГЭ (ege.edu.ru).

3)Образовательный портал для подготовки к экзаменам Дмитрия Гущина «РЕШУ ЕГЭ»  (reshuege.ru).

4)Выполнение вариантов ЕГЭ по русскому языку в режиме онлайн (http://ege.yandex.ru/history/)

5) Е. И. Литневская Русский язык: краткий теоретический курс для школьников.  Портал «ГРАМОТА.РУ» ( gramota.ru)

6) «Будь готов к ЕГЭ 2015” (Подготовка к ЕГЭ, gotovkege.ru)

7) Выполнение тестов в режиме онлайн (samopodgotovka.com)

 8) «ЕГЭ портал».  Подготовка к Единому Государственному экзамену (4ege.ru)

9) Интернет – ресурс «Культура письменной речи» (http://www.gramma.ru)

2.Организация групповых и индивидуальных консультаций.

3.Ознакомление обучающихся с особенностями заполнения бланков ЕГЭ и отработка заполнения бланков.

Октябрь – май

По вторникам

Сентябрь, в рамках урока

Организация работы по информированию родителей (законных представителей)

Работа с родителями (законными представителями)

1.Информирование родителей (законных представителей) о результатах мониторинга и выполнения диагностических работ на родительском собрании класса.  Обозначение проблем в ходе подготовки учащихся к ЕГЭ.  Оказание педагогической помощи.

2.Организация индивидуальных встреч с родителями.

По плану проведения классного руководителя

По мере необходимости

Диагностический

Проверка предметных компетенций.

Выявление проблем, определение пути решения, выбор методов.

 

Работа по самообразованию

Выполнение учителем тестовых заданий в on-line режиме.

 Ноябрь

Февраль

Апрель

Работа с учащимися

Проведение диагностических работ и работы над ошибками.

1 раз в четверть, в рамках урока

Проектировочный

Разработка Памяток и рекомендаций, прогнозирование результативности, вовлечение учащихся в проектную деятельность

Самообразование.

Работа с учащимися

1.Разработка Памяток и рекомендаций для учащихся.

(Приложение №4).

2.Вовлечение учащихся в краткосрочную проектную деятельность.

Ноябрь - май

Корректирующий

 Корректировка методики обучения, внесение изменений в планирование уроков и консультаций, исходя из возможностей учащихся и с целью устранения пробелов в знаниях;

осуществление индивидуального и подхода.

Работа с учащимися

1.Организация индивидуальных занятий (работа над пробелами в знаниях по результатам диагностических работ).

2.Внесение корректировки в планирование уроков и консультаций.

Понедельник

По мере необходимости

Результативно –оценочный

Оценка результатов обучения, степени подготовки к ЕГЭ.

Установление уровня освоения выпускниками Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.

Работа с учащимися

Работа с тестами.  Выявление и оценивание уровня подготовки к ЕГЭ.

В рамках уроков.

 Приложение №1.

Учёт рисков при анализе КИМа по русскому языку учителем.

Контрольно – измерительные материалы 2015 года позволяют установить уровень освоения выпускниками Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.

Экзаменационная модель КИМа по русскому языку построена на проверке предметных компетенций, на принципах интегрированного, коммуникативно – деятельностного, личностного и когнитивного  подхода:

1)умение проводить лингвистический анализ языковых явлений

2)практическое владение русским языком

3)владение разными видами речевой деятельности

4)осознание языка как формы выражения национальной культуры

Перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по русскому языку, составлен на основе

обязательного минимума содержания основных образовательных программ. Основные блоки содержания: фонетика, лексика и фразеология, морфемика и слообразование, морфология, синтаксис, орфография, пунктуация, речь, языковые нормы, выразительность русской речи и информационная обработка текстов различных стилей и жанров.

Особое внимание следует обратить на распределение первичных баллов.  Традиционно самым сложным заданием экзаменационной работы остаётся задание по разделу «Речеведение» (задание 24).  Изменения в структуре демоверсии привели к тому, что по – прежнему особая подготовка учащихся потребуется в выполнении письменной работы.  

В целом анализ структуры КИМа 2015 года показал, что его содержание определяется целями школьного курса русского языка, соотносится с содержанием экзаменационных работ прошлых лет, несмотря на то, что состоит теперь из двух частей, каждая из которых отличается степенью сложности и характером представленного материала.

Приложение №2

Список пособий для подготовки к ЕГЭ по русскому языку

1.ЕГЭ 2014. Русский язык. 30 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению части 3(С) / В.В. Львов, Ю.Н. Гостева, И.П. Васильевых, Л.И. Пучкова, Г.Т. Егораева. — М.: Издательство «Экзамен», 2014. — 287, [1] с. (Серия «ЕГЭ. 30 Вариантов. Типовые тестовые задания»)

2.ЕГЭ 2014. Русский язык. Типовые тестовые задания / В.В. Львов. — М. : Издательство «Экзамен», 2014. — 117, [3] с. (Серия «ЕГЭ. Типовые тестовые задания»)

3.ЕГЭ 2014. Русский язык. Типовые тестовые задания / И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева. — М. : Издательство «Экзамен», 2014. — 151, [1] с. (Серия «ЕГЭ. ОФЦ. Типовые тестовые задания)

4.ЕГЭ 2014. Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ / Г.Т. Егораева. — М. : Издательство «Экзамен», 2014. — 128 с. (Серия «ЕГЭ. Практикум»)

5.ЕГЭ 2014. Русский язык. Типовые тестовые задания / Л.И. Пучкова. — М. : Издательство «Экзамен», 2014. — 190, [2] с. (Серия «ЕГЭ. ТРК. Типовые тестовые задания»)

   6..ЕГЭ-2014: Русский язык: Самое полное издание типовых вариантов заданий / авт.-сост. А.Ю. Бисеров. — Москва : ACT : Астрель,     2014. — 206, [2] с. — (Федеральный институт педагогических измерений).

7.ЕГЭ-2014. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / Под ред. И.П. Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование», 2013. – (ЕГЭ-2014. ФИПИ – школе)

8.ЕГЭ-2014. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / Под ред. И.П. Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование», 2013. – (ЕГЭ-2014. ФИПИ – школе)

9.ЕГЭ. Русский язык: актив-тренинг: А, В, С / Под ред. И.П. Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование», 2014. – (ЕГЭ. ФИПИ – школе)

10.ЕГЭ. Русский язык: тематический сборник заданий / Под ред. И.П. Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование», 2014. – (ЕГЭ. ФИПИ – школе)

11.ЕГЭ-2014. Русский язык. Тематические тренировочные задания / А.Ю. Бисеров. – М.: Эксмо, 2014

12.ЕГЭ 2014.Русский язык: тренировочные экзаменационные задания / Цыбулько И.П., Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Львов В.В., Соколова Н.В.. – М.: Эксмо,

13) ЕГЭ 2012. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению  части 3(С). Тексты - аргументы / Т.Н. Назарова, Е.Н. Скрипка. — М. : Издательство «Экзамен», 2012. — 190, [2] с. (Серия «ЕГЭ. Практикум»)

14) ЕГЭ. Русский язык. Типовые тестовые задания. Подготовка к выполнению части 3 (С) / О.М. Мамай. — М. : Издательство «Экзамен», 2012.— 127, [1] с. (Серия «ЕГЭ. Типовые тестовые задания»)

15) Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно – методическое пособие / Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич. — Ростов н/Д. : «Легион - М», 2010.— 192 с. -(Готовимся к ЕГЭ)

Приложение №3.

1)Образец анализа диагностических работ учащихся

Дата выполнения работы ___________________________

ФИО учащегося

Часть 1 (24 задания  с кратким ответом)

Максимальное кол-во первичных баллов – 33

Максимальное кол-во баллов за выполнение 1 и 15 заданий – до 2

Максимальное кол-во баллов за выполнение 7 задания – до 5

За выполнение задания 24 – до 4 баллов

Часть 2 (1 задание открытого типа с развёрнутым ответом, сочинение)

Максимальное кол-во первичных баллов - 23

Общее кол-во баллов

Процент выполнения

Оценка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

К1

К2

К3

К4

К5

К6

К7

К8

К9

К10

К11

К12

Кол-во учащихся, допустивших ошибки

Процент выполнения задания

Всего учащихся в классе

Кол-во учащихся, выполнявших работу

Процент качества

Количественный показатель (%)

Средний процент выполнения

Средний балл

Средняя оценка

Наибольшее количество ошибок допущено в заданиях с кратким ответом:

-задания открытого типа на запись самостоятельно сформулированного правильного ответа __________________________________________

-задания на выбор и запись одного правильного ответа из предложенного перечня ответов____________________________________________

-задания на многократный выбор из списка ___________________________________________________________________________________

Наибольшее количество ошибок допущено в задании с развёрнутым ответом

Критерии

Кол-во учащихся, допустивших ошибки

К1

Формулировка проблемы исходного текста

К2

Комментарий к сформированной проблеме исходного текста

К3

Отражение позиции автора исходного текста

К4

Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме

К5

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

К6

Точность и выразительность речи

К7

Соблюдение орфографических норм

К8

Соблюдение пунктуационных норм

К9

Соблюдение языковых норм

К10

Соблюдение речевых норм

К11

Соблюдение этических норм

К12

Соблюдение фактологической точности в фоновом материале

Кол-во

учащихся, выполнявших работу

Средний балл

Min-0

Min-49

50-59

60-69

70-79

80-89

90-99

Кол-во учащихся, набравших 100 баллов

Анализ выполнения заданий по уровням сложности (выполняется по усмотрению учителя)

Обозначение задания в работе

Проверяемые

элементы содержания

Уровень сложности задания

Максимальный балл за выполнение задания

Кол-во учащихся, не справившиеся с заданием

Часть 1

1

1 Информационная обработка

письменных текстов

различных стилей и жанров

Базовый

2

2

Средства связи предложений в тексте

Базовый

1

3

Лексическое значение слова

Базовый

1

4

Орфоэпические нормы (постановка ударения)

Базовый

1

5

Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости)

Базовый

1

6

Морфологические нормы (образование форм слова)

Базовый

1

7

Синтаксические нормы

Нормы согласования

Нормы управления

Высокий

5

8

Правописание корней

Базовый

1

9

Правописание приставок

Базовый

1

10

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме  -н-/-нн-)

Базовый

1

11

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

Базовый

1

12

Правописание НЕ и НИ

Базовый

1

13

13Слитное, дефисное, раздельное написание слов

Базовый

1

14

Правописание –Н- и –НН- в различных частях речи

Базовый

1

15

Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами)

Пунктуация в  сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами

Базовый

2

16

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями)

Базовый

1

17

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

Базовый

1

18

Знаки препинания в сложносочинённом предложении

Базовый

1

19

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

Базовый

1

20

Текст как речевое произведение.  Смысловая и композиционная целостность текста

Базовый

1

21

Функционально – смысловые типы речи

Базовый

1

22

Лексическое значение слова.

Синонимы.

Антонимы.

Омонимы.  Фразеологические обороты.  Группы слов по происхождению и употреблению

Базовый

1

23

Средства связей предложений в тексте

Высокий

1

24

Речь.  Языковые средства выразительности

Высокий

4

Часть 2

25

Сочинение.  Информационная обработка текста.  Употребление языковых средств  в зависимости от речевой ситуации

Повышенный

23

Уровень сформированности компетенций

Виды компетенций

Уровень сформированности

Вывод

Лингвистическая компетенция,

то есть умение проводить лингвистический анализ языковых явлений

Языковая компетенция, то есть практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм

Коммуникативная компетенция, то есть владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные

высказывания

Культуроведческая, то есть осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка

Общие выводы:

1)_______________________________________________________________________________________________________________________

2)_______________________________________________________________________________________________________________________

2)Лист учёта результатов выполнения диагностических работ учащегося

ФИО учащегося _________________________________________________________________________________________________

Дата  или период выполнения диагностической работы

Часть 1 (24 задания)

Часть 2 (1 задание, сочинение)

Процент выполнения

Балл

Оценка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

К1

К2

К3

К4

К5

К6

К7

К8

К9

К10

К11

К12

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Итоговая работа

Приложени№4

Рекомендации для учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Письменная работа по прочитанному тексту является обязательной частью Единого государственного экзамена по русскому языку и наиболее трудной, так как проверяет целый комплекс знаний и умений учащихся таких, как грамотность, понимание текста, выражение собственного мнения, изложение доказательных суждений и построение сочинения.

Максимальный первичный балл за письменную работу (Часть 2) составляет 23 балла.  Это 42 балла при переводе в стобальную систему оценивания.  Поэтому особый упор при подготовке учащихся к ЕГЭ следует сделать на выполнение задания с развёрнутым ответом. Требования к написанию работы и последовательность действий обозначены в самом задании Части 2.  Это:

1)сформулировать проблему;

2)прокомментировать проблему;

3)сформулировать позицию автора текста;

4)написать, согласны или не согласны с позицией автора, объяснить почему;

5)выразить своё мнение (тезиз, 2 аргумента с примерами и выводами).

В целом получается следующая схема сочинения:

1.Вступление.

2.Формулировка одной проблемы.

3.Комментарий к сформулированной проблеме (избегать чрезмерного цитирования).

4.Отражение позиции автора (можно использовать яркую цитату).

5.Сочинение – рассуждение учащегося по обозначенной проблеме без опоры на текст.  Аргументация собственного мнения.

1)Выражение согласия или несогласия с позицией автора текста.  Пояснения, почему согласны или не согласны. Тезис (положение).

2)Аргумент первый (опора на читательский опыт  или литературный аргумент).

3)Аргумент второй (литературный аргумент  или опора на знания и жизненные наблюдения).

6.Общий вывод или заключение.

Каждый пункт схемы – это новый абзац.

Необязательной частью сочинения является вступление.  Можно работу начинать сразу с формулировки проблемы,  предмета, над которым рассуждает автор.   В любом тексте всегда несколько проблем, но учащемуся нужно выявить и обозначить только одну.  Существует два способа формулирования проблемы:

1)Проблема (чего?)... (подойдёт следующая конструкция: В анализируемом мною тексте автор обозначил проблему (чего?) духовности).

2)В форме вопросительного предложения.

Комментарий – это рассуждения автора по обозначенной проблеме.  Существует два способа комментария:

1)концептуальный (выделяете ключевые слова, предложения, в которых отражена проблема);

2)вслед за автором.

Следует помнить о том, что цитаты, должны развивать мысль, а не нарушать логику построения сочинения.

Авторская позиция – это вывод, к которому приходит автор текста. Это ответ на вопрос, который сформулирован в первом абзаце, это решение  сформулированной проблемы.  

Аргументация собственного мнения по обозначенной проблеме – это выражение собственного мнения без опоры на текст. Эту часть текста рекомендую начинать с ответов на вопросы: как выражена позиция автора (Например, позиция автора выражена достаточно ясно), согласен или не согласен с позицией автора (Например, я с ней согласен…).  Далее следует тезис (утверждение, которое следует доказать).   Аргумент (доказательство) состоит из обоснования мысли, подтверждающего основной тезис, примера (иллюстрации) и вывода.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Система работы учителя по подготовке учащихся к итоговой аттестации»

В свете модернизации системы образования и введения ГИА и ЕГЭ, выявилась явная необходимость в специальной дополнительной подготовке учащихся к экзаменам в режиме тестирования. Безусловно, ее следует ...

Система работы учителя по подготовке учащихся к итоговой аттестации

В этой статье я хочу поделиться опытом подготовки учащихся к ЕГЭ, системой работы, материалом, которым пользуюсь на уроках, а так же источниками, из которых беру задачи для подготовки к экзамену....

Система работы учителя по подготовке учащихся к итоговой аттестации по физике»

Экзамен не должен стать для выпускников испытанием на прочность нервной системы. Чем раньше начнется подготовка к экзамену, тем легче пройдет его сдача. ...

Система работы учителя по подготовке учащихся к итоговой аттестации по физике.

Представление опыта работы на заседании районного объединения учителей физики...

Система работы учителя при подготовке учащихся к итоговой аттестации

Система работы учителя при подготовке учащихся к итоговой аттестации...

Проект «Система работы учителя по подготовке учащихся к итоговой аттестации»

В свете модернизации системы образования и введения ГИА и ЕГЭ, выявилась явная необходимость в специальной дополнительной подготовке учащихся к экзаменам в режиме тестирования. Безусловно, ее следует ...

"Элективный курс по русскому языку «Подготовка учащихся к итоговой государственной аттестации "(9кл)

Рабочая программа  элективного курса по русскому языку «Подготовка учащихся  к итоговой государственной аттестации " составлена на основе программы спецкурса «Подготовка уча...